Напоминание

"Знакомим детей с природой с малой Родины"


Авторы: Катина Эльвира Анатольевна, Федосеева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ № 76 детский сад "Куколка"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Презентация-консультация для воспитателей
Тема: "Знакомим детей с природой с малой Родины"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Знакомим детей с природой малой Родины.

Какая

притягательная

сила

заключена

в

том,

что

нас

окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на

долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? В этом –

выражение

глубокой

любви

ко

всему,

что

с

ранних

лет

вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным

местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его

природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают

детям.

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного

возраста с природой родного края, по воспитанию любви к

нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он

должен

продумать,

что

целесообразно

показать

и

о

чем

рассказать детям, особо выделить то, что характерно только

для данной местности, данного края.

Любой

край,

область

даже

небольшое

с е л о

неповторимы.

В

каждом

месте

своя

природа:

одно

село

стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой

тайге, широко раскинулось в степи или по берегу моря.

В е з д е

е с т ь особенные, д о р о г и е

е г о

ж и т е л я м

тропинки, деревья.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или

меньшей степени испытал на себе и знает, что она является

источником первых конкретных знаний и тех радостных

переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети

всегда

и

везде

в

той

или

иной

форме

соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы,

бабочки,

жуки,

птицы,

звери,

движущиеся

облака,

падающие

хлопья

снега,

ручейки,

даже

лужицы

после

летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует

их, дает богатую пищу для их развития.

Приобретенное

в

детстве

умение

видеть

и

слышать

природу такой, какая она есть в действительности, вызывает

у

детей

глубокий

интерес

к

ней,

расширяет

их

знания,

способствует формированию характера и интересов.

Мир

природы

огромен

и

разнообразен,

красота

окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту

до детей, как познакомить с природой родного края? При

правильной

организации

педагогической

работы

экологическое

воспитание

способствует

развитию

восприятия, мышления, речи.

Экологическое

воспитание

методически

ведётся

в

нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой

природой,

проведение

опытов

с

природным

материалом,

проведение

игр

природоведческого

содержания,

чтение

произведений художественной литературы, рассматривание

альбомов, открыток, фотографий.

Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе,

формирует познавательные умения, интерес и симпатии к

миру природы.

Родителям также рекомендуется, общаясь с ребёнком на

прогулке,

беседовать

с

детьми

о

животных,

растениях,

наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в

памяти, обсуждать увиденное.

П е р в о н ач а л ь н ы е

з н а н и я

о с н о в ы в а ю т с я

н а

представлениях

ребенка,

на

его

личном

опыте.

Беседа

наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в

сознании

дошкольника

представления,

которые

являются

основой

для

усвоения

нового

материала

на

занятиях

в

дошкольном учреждении и вне его.

Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели,

когда

выезжали

на

природу

с

родителями,

каковы

их

впечатления

от

увиденного.

Беседа

с

детьми

расширяет,

углубляет,

систематизирует

и

обобщает

знания

детей

о

природе.

Виды

и

содержание

бесед

с

природоведческой

тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по

дороге

домой?»,

«Почему

звери

меняют

шубки?».

«Как

зимуют деревья?»

Д и д а к т и ч е с к и е

и г р ы

и

н а с т о л ь н ы е

и г р ы

природоведческого

содержания:

«Чей

домик?»,

«Найди

дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за

мной»

учат

классифицировать

растения

и

животные;

запоминать новые названия, обогащает и развивает речь

дошкольников.

Чтение

произведений

художественной

литературы

не

только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает

у

детей

интерес

к

природе,

бережного

отношения,

наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с

в н у т р е н н и м

с т р о е н и е м

ч е л о в е ка ,

р а с т е н и й ,

с

экологическими проблемами. Незаменимую помощь окажут

энциклопедии и справочники.

Большое

значение,

как

в

экологическом,

так

и

в

нравственно-эстетическом воспитании имеет ознакомление

их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А.

Пушкина,

«Не

ветер

бушует

над

бором»

Н.

Некрасова,

«Чародейкою Зимою...» Ф. Тютчева, «Чудная картина»

A. Фета, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С.

Маршака и др.

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного

поселка,

улицы.

Изучать

с

детьми

места,

где

живешь,

любить бродить по знакомым улицам, наблюдать явления

родной

природы. Многие

семьи

проводят

свой

досуг

на

природе,

ребенок

естественно

включается

в

природную

среду; в семье чувственное восприятие природных явлений

осуществляется

в

основном

индивидуально,

что

обеспечивает

большую

эмоциональность

познания.

В

большинстве

семей

имеются

реальные

возможности

для

организации

природоохранительной

работы

с

детьми

(наличие

приусадебного

хозяйства,

дачи).

Можно

использовать

домашние

задания

для

род и т е л е й :

понаблюдать, рассказать, совершить прогулку с ребёнком,

сделать поделку и т.д.

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком

только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и

облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение

соловья и пережил восхищение красотой природы.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные

в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а

иногда определяют интересы и симпатии человека на всю

жизнь.



В раздел образования