Авторы: Катина Эльвира Анатольевна, Федосеева Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ № 76 детский сад "Куколка"
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: Презентация-консультация для воспитателей
Тема: "Знакомим детей с природой с малой Родины"
Раздел: дошкольное образование
Знакомим детей с природой малой Родины.
Какая
притягательная
сила
заключена
в
том,
что
нас
окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на
долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? В этом –
выражение
глубокой
любви
ко
всему,
что
с
ранних
лет
вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным
местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его
природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают
детям.
Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного
возраста с природой родного края, по воспитанию любви к
нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он
должен
продумать,
что
целесообразно
показать
и
о
чем
рассказать детям, особо выделить то, что характерно только
для данной местности, данного края.
Любой
край,
область
даже
небольшое
с е л о
неповторимы.
В
каждом
месте
своя
природа:
одно
село
стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой
тайге, широко раскинулось в степи или по берегу моря.
В е з д е
е с т ь особенные, д о р о г и е
е г о
ж и т е л я м
тропинки, деревья.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или
меньшей степени испытал на себе и знает, что она является
источником первых конкретных знаний и тех радостных
переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети
всегда
и
везде
в
той
или
иной
форме
соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы,
бабочки,
жуки,
птицы,
звери,
движущиеся
облака,
падающие
хлопья
снега,
ручейки,
даже
лужицы
после
летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует
их, дает богатую пищу для их развития.
Приобретенное
в
детстве
умение
видеть
и
слышать
природу такой, какая она есть в действительности, вызывает
у
детей
глубокий
интерес
к
ней,
расширяет
их
знания,
способствует формированию характера и интересов.
Мир
природы
огромен
и
разнообразен,
красота
окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту
до детей, как познакомить с природой родного края? При
правильной
организации
педагогической
работы
экологическое
воспитание
способствует
развитию
восприятия, мышления, речи.
Экологическое
воспитание
методически
ведётся
в
нескольких направлениях: наблюдение за живой и неживой
природой,
проведение
опытов
с
природным
материалом,
проведение
игр
природоведческого
содержания,
чтение
произведений художественной литературы, рассматривание
альбомов, открыток, фотографий.
Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе,
формирует познавательные умения, интерес и симпатии к
миру природы.
Родителям также рекомендуется, общаясь с ребёнком на
прогулке,
беседовать
с
детьми
о
животных,
растениях,
наблюдать за изменениями в природе, фиксировать их в
памяти, обсуждать увиденное.
П е р в о н ач а л ь н ы е
з н а н и я
о с н о в ы в а ю т с я
н а
представлениях
ребенка,
на
его
личном
опыте.
Беседа
наиболее удобна, чтобы воспроизвести и сформировать в
сознании
дошкольника
представления,
которые
являются
основой
для
усвоения
нового
материала
на
занятиях
в
дошкольном учреждении и вне его.
Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели,
когда
выезжали
на
природу
с
родителями,
каковы
их
впечатления
от
увиденного.
Беседа
с
детьми
расширяет,
углубляет,
систематизирует
и
обобщает
знания
детей
о
природе.
Виды
и
содержание
бесед
с
природоведческой
тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по
дороге
домой?»,
«Почему
звери
меняют
шубки?».
«Как
зимуют деревья?»
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
и
н а с т о л ь н ы е
и г р ы
природоведческого
содержания:
«Чей
домик?»,
«Найди
дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за
мной»
учат
классифицировать
растения
и
животные;
запоминать новые названия, обогащает и развивает речь
дошкольников.
Чтение
произведений
художественной
литературы
не
только знакомит дошкольника с природой, но и воспитывает
у
детей
интерес
к
природе,
бережного
отношения,
наблюдательности. Познавательные книги знакомят детей с
в н у т р е н н и м
с т р о е н и е м
ч е л о в е ка ,
р а с т е н и й ,
с
экологическими проблемами. Незаменимую помощь окажут
энциклопедии и справочники.
Большое
значение,
как
в
экологическом,
так
и
в
нравственно-эстетическом воспитании имеет ознакомление
их с поэтическими произведениями о природе: «Зима» А.
Пушкина,
«Не
ветер
бушует
над
бором»
Н.
Некрасова,
«Чародейкою Зимою...» Ф. Тютчева, «Чудная картина»
A. Фета, «Береза» С. Есенина, «Круглый год» С.
Маршака и др.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного
поселка,
улицы.
Изучать
с
детьми
места,
где
живешь,
любить бродить по знакомым улицам, наблюдать явления
родной
природы. Многие
семьи
проводят
свой
досуг
на
природе,
ребенок
естественно
включается
в
природную
среду; в семье чувственное восприятие природных явлений
осуществляется
в
основном
индивидуально,
что
обеспечивает
большую
эмоциональность
познания.
В
большинстве
семей
имеются
реальные
возможности
для
организации
природоохранительной
работы
с
детьми
(наличие
приусадебного
хозяйства,
дачи).
Можно
использовать
домашние
задания
для
род и т е л е й :
понаблюдать, рассказать, совершить прогулку с ребёнком,
сделать поделку и т.д.
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком
только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и
облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение
соловья и пережил восхищение красотой природы.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные
в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а
иногда определяют интересы и симпатии человека на всю
жизнь.