Автор: Богданов Сергей Дмитриевич
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЮСШ "Олимп"
Населённый пункт: п. Тульский, Майкопский район, Республика Адыгея
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Особенности технической подготовки юных футболистов
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Майкопская районная детско-юношеская школа «ОЛИМП»
РФ, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский
Тема: «Особенности технической подготовки
юных футболистов»
Тренер-преподаватель
Богданов Сергей Дмитриевич
2017 г.
Особенности технической подготовки юных футболистов
Понятие о технической подготовке футболистов.
Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в
различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем
многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения
конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии
игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит
возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой -
неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.
К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и
качественные показатели:
1. Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их
широкое сочетание;
2. Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических
приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач;
З. Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью
эффективности.
Техника футбола за более чем столетнюю историю развития игры претерпела определенные
изменения. Диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных
тактических систем являются основным фактором появления использования и совершенствования
новых средств ведения игры.
Основные направления эволюции техники сводятся к следующему: появились новые технические
способы и разновидности (резаные удары, остановки с переводами отбор мяча в подкате);
существенно сократилось применение нерациональных приемов и способов (удары боковой частью
головы, остановки мяча без переводов); повысился коэффициент использования удара внешней
частью подъема, остановок мяча средней частью подъема, бедром и грудью, бросков мяча руками
(техника вратаря); расширился круг обманных движений (финтов).
Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной с точки зрения
биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений
направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К
внешним силам, действующим на тело футболиста, относятся: сила тяжести собственного веса, сила
реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник). Внутренними силами
являются: активные и пассивные силы опорно-двигательного аппарата (сила тяги мышц, вязкость
мышц и связок, сопротивление костей и т.д.), а также реактивные силы, возникающие в процессе
взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.
Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно
структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени,
которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную
(рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от
другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений. Целью
подготовительной фазы является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой
задачи в основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения, создания
необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д. Основная фаза
направлена на решение двигательной задачи данного технического приема, способа. В завершающей
фазе футболист стремится занять устойчивое исходное положение, необходимое для дальнейших
действий.
При анализе техники раскрываются общие требования к различным характеристикам,
рассматривается стандарт, образец, на который нужно ориентироваться при построении системы
движений. Однако техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который
влияют две особенности: телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и
строения тела относятся рост, длина и пропорции звеньев тела, величина масс тела и их
распределение (моменты инерции). Сила, ловкость, быстрота, выносливость и другие качества,
характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на
двигательную структуру.
Индивидуальная техника только в деталях отличается от образцовой стандартной техники, но в целом
соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и
игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации
подвижно. С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных
особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер и называются стилем.
Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам,
странам, регионам.
С точки зрения психологии отдельный технический прием рассматривается как двигательный навык,
как автоматизированный произвольный способ управления системой движений. Чем совершеннее
мастерство, тем больше деталей техники выполняется, автоматизировано, без вмешательства
внимания. Однако, в сложных вариативных условиях соревновательной деятельности, при наличии
постоянных сбивающих помех эффективное и надежное применение технических приемов
невозможно без отчетливых двигательных ощущений, представлений, целенаправленного
наблюдения за ходом игровых действий и их результатом, волевых усилий на достижение цели,
осознанного восприятия ведущих, основных фаз системы движения.
Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Между техникой, с одной стороны, и
развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями
футболистов - с другой существует органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития
физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного
овладения техникой и ее реализации, и, наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше
реализуются физические и другие качества.
В процессе соревновательной деятельности футболисту необходимо быстро и правильно оценивать
постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными
действиями соответственно тактической обстановке. Поэтому техника тесно связана с тактикой и
влияет на ее развитие.
Требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола являются быстрота и надежность,
простота и эффективность.
Методические основы технической подготовки юных футболистов.
В системе спортивной тренировки техническая подготовка является одной из важных сторон,
особенно в сложнокоординационных видах спорта, где результат обусловлен, прежде всего, уровнем
владения техникой соревновательных упражнений. В полной мере это положение относится и к
такому виду спорта как футбол.
Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение основам техники двигательных
действий и совершенствование избранных форм спортивной техники, обеспечивающих достижение
высоких спортивных результатов.
Основными задачами технической подготовки футболистов являются:
1.прочное освоение всего многообразия рациональной техники;
2.обеспечение разностороннего владения техникой футбола и умение сочетать в разной
последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча;
3.надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях игры (при
противодействии игроков команды соперников).
При изучении отдельного технического приема выделяют следующие этапы:
- первоначальное обучение;
- углубленное разучивание;
- закрепление и совершенствование техники.
Первоначальное обучение. Главная цель этапа - освоение основ техники изучаемого приема.
Первые попытки выполнить разучиваемый технический прием характеризуются иррадиацией
нервных процессов в коре головного мозга.
Недостаточно развитое у детей внутреннее торможение приводит к неточному воспроизведению
кинематических и динамических характеристик изучаемого действия, неустойчивости его ритма,
появлению излишних дополнительных движений и мышечной закрепощенности. По мере
формирования двигательного навыка у детей создается целостное двигательное представление о
техническом приеме в целом и о его основных элементах.
Первоначальное изучение приема начинается с ознакомления при помощи рассказа, показа и
практического опробования разучиваемого действия.
В рассказе дается точное описание приема, сообщаются знания о его значении и месте в условиях
игры, объясняются основы техники выполнения. Поскольку внимание у детей неустойчиво и объем
его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.
Показ должен быть образцовым не только по форме. Необходимо оптимальное воспроизведение
временных, пространственных и силовых характеристик движения. Часто показ сочетается с
сопроводительным пояснением, которое усиливает и углубляет восприятие.
Для создания двигательных ощущений используют метод практического упражнения. Попытки
воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных
условиях. При обучении технике футбола преимущественно используют методы целостного
упражнения, т.к. расчленение приема на части часто приводит к резкому искажению его
биомеханической структуры. Обучение техническим приемам необходимо начинать через "ведущую"
ногу и в удобную сторону.
Определяя меру повторений, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения
вызывают у юных футболистов быстрое утомление нервных центров. Поэтому на данном этапе
наиболее эффективно небольшое количество повторения упражнений в рамках одной серии или
одного учебно-тренировочного занятия. Интервалы между сериями повторений должны быть
достаточными для отдыха, для получения необходимых замечаний от тренера и для повторного
показа упражнений. Новый материал изучают на 3-5 последующих уроках.
Углубленное разучивание. Этот этап характеризуется закреплением основ техники разучиваемого
действия и уточнением деталей каждого изучаемого движения, входящего в состав действия. В
процессе освоения движений совершенствуется первоначальное умение, как бы автоматизируется
выполнение навыка. Технический прием выполняется правильно, четко, свободно. На данном этапе
используют в основном метод целостного упражнения. Число стереотипных повторений
уменьшается, зато значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняются условия
выполнения разучиваемого двигательного действия. Число повторений упражнения в одном занятии
увеличивается. Наиболее эффективны на данном этапе переключения на игровые упражнения. Затем
снова осуществляется многократное повторение изучаемого действия в таком же временном отрезке.
Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что дает возможность обновлять
изучаемый материал.
На данном этапе широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый
эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.
Закрепление и совершенствование техники. Основные задачи этого этапа - закрепить осваиваемую
технику, довести специальные двигательные навыки до высшей степени автоматизма и приспособить
эти навыки к условиям игры.
Эффективность решения задач технической подготовки игроков во многом зависит от правильного
выбора методов и средств обучения.
На всех этапах подготовки футболистов используют общепринятые методы обучения и
совершенствования техники двигательных действий.
Методы обучения применяются при разучивании новых технических приемов. Активность юных
футболистов направлена на усвоение теоретических знаний о способе решения конкретной
двигательной задачи и практическом овладении данным способом на уровне двигательного умения, а
затем и навыка. В качестве основного используется метод практического упражнения в сочетании со
словесными и наглядными методами передачи учебной информации. Учитывая специфику футбола
как спортивной игры, для закрепления и совершенствования разучиваемых двигательных действий
широко применяют игровой и соревновательный методы.
Методы обеспечения наглядности применяются для создания у обучаемых зрительного образа
изучаемого технического приема. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и
акцентироваться на важных узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить
внимание учащихся на те моменты, которые существенно для овладения движением. В отдельных
случаях применяют повторный и замедленный показ. Благодаря наблюдению за демонстрируемым
образцом выполнения технического приема у юных футболистов включаются рефлекторные
механизмы подражания, что приводит к повышению качества воспроизведения при самостоятельных
попытках его выполнения.
Для предупреждения ошибок, иногда целесообразно включать их в демонстрируемое движение.
Такой показ сопровождается пояснениями и должен обязательно завершаться правильной
безошибочной демонстрацией.
Эффективность показа возрастает, если наряду с демонстрацией используются и другие приемы -
просмотр наглядных пособий, киноматериалов, видеозаписей.
Умелое использование показа особенно важно при обучении детей, у которых вторая сигнальная
система развита недостаточно и основную роль в восприятии и переработке учебной информации
выполняет первая сигнальная система.
Методы слова относятся к числу наиболее широко используемых методов в практике обучения
двигательным действиям. Он обеспечивает формирование логического образа действия, поскольку
раскрывает внутренние механизмы его построения, которые не удается выявить при наблюдении.
Назначение объяснения - дополнить создаваемый образ тем, что остается за пределами показа. Тем
самым активизируется вторая сигнальная система, оживляются память и процессы мышления.
Занимающиеся более полно осознают свою задачу, выделяют для себя необходимые ориентиры и
критерии.
Вербальная информация воспринимается лучше, если объяснение точно, кратко, эмоционально и
ясно.
Метод практического упражнения предполагает усвоение и закрепление нового двигательного
действия и осуществляется в процессе выполнения специально организованных упражнений. Их
подбор зависит от ряда условий, и в первую очередь, от избранного преподавателем метода
разучивания.
Чтобы овладеть каким-либо действием, его нужно вначале правильно воспроизвести, а затем, в
процессе многократного повторения закрепить.
С этой целью на практике используются методы целостного, расчлененного и комплексного
разучивания нового.
Целостный метод предполагает возможность овладения двигательным действием через выполнение
изучаемого движения в полной координации. Это оправдывает себя только в тех случаях, когда
движение обладает простой структурой, или во многом (по элементам) является знакомым для
учащихся.
Если же движение сложное, и к тому же является принципиально новым по содержанию, то его
освоение рациональнее строить по принципу выделения и усвоения, в первую очередь, главных или
трудных звеньев, и последующего соединения их в единое системное целое. Данный метод носит
название расчлененного, поскольку предполагает существование двух этапов:
аналитического усвоения отдельных элементов и объединения этих элементов в системно
организованное целое - сложное двигательной действие. И хотя этот метод во многом уступает
целостному, но при обучении сложным двигательным действиям он является единственно
возможным.
Промежуточное положение занимает комплексный метод. Суть его заключается в соединении обоих
методов, при котором, в зависимости от конкретного случая, преобладает целостное и расчлененное
освоение.
Большинство специалистов считают, что при обучении технике владения мячом в футболе ведущее
место занимают методы целостного и комплексного разучивания, поскольку при делении
технического приема на части теряется его смысловое назначение, нарушается целостность его
внутренней структуры. В тех случаях, когда технический прием достаточно сложен по своему
содержанию, рекомендуется применять расчлененный метод с выделением его ведущего звена, после
овладения которым движение осваивают целиком.
Расчленено в футболе осваиваются только сложные тактические взаимодействия, состоящие из
отдельных, более простых, элементов.
Отмечается, что использование методов расчлененного разучивания оправдано лишь на начальных
этапах обучению техническим приемам. После того, как движение в общих чертах освоено,
переходят к его закреплению с помощью комплексного и целостного методов.
Основными средствами решения задач технической подготовки юных футболистов являются
соревновательные и тренировочные упражнения. К соревновательным относятся технико-
тактические действия в официальных (календарных), товарищеских, контрольных, учебных и других
играх; к тренировочным - подготовительные, подводящие и специальные упражнения.
Целью подготовительных упражнений является подготовка мышечно-связочного аппарата
футболиста к нагрузкам; подводящих - к правильному выполнению изучаемого приема; специальных
- к овладению всем сложным арсеналом технико-тактических приемов.
Практические упражнения могут выполняться в рамках применения игрового и соревновательного
методов. Эти два метода близки по значению и характеристике, и используются главным образом при
закреплении и совершенствовании изучаемого материала.
Игровой метод преимущественно используется в процессе обучения технике футбола через
применение разнообразных подвижных игр, выступающих в роли подготовительных, подводящих и
игровых упражнений. Ценность подвижных игр при обучении технико-тактическим приемам
футбола исключительно велика. Каждая из них может служить маленькой моделью игровых действий
в настоящем футбольном матче. Совпадение условий позволяет формировать психофизические
предпосылки, отвечающие требованиям футбола. В подвижных играх осваиваются технико-
тактические приемы, составляющие футбола. Играя, занимающиеся осваивают специальную
координацию, учатся свободно выполнять технические приемы, выступающие одновременно и как
игровые приемы, правильно анализировать игровую ситуацию и решать ее с помощью данных
приемов. И делают они это с гораздо большей легкостью, поскольку это не настоящая игра, в которой
над ними довлеет дух состязания, а лишь одна из многих и привычных подвижных игр. Поэтому
игровой метод широко используют в работе с юными футболистами.
Соревновательный метод занимает ведущее место в учебно-тренировочном процессе футболистов.
Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости футбольных
матчей для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем
организма и применении усвоенных технико-тактических приемов и систем игры. Только участие
непосредственно в соревнованиях по футболу подводит футболиста к пику его спортивной формы, к
вершинам мастерства. В форме соревнований проводятся так же отдельные упражнения (например,
кто точнее поразит цель, кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке).
Футбольные матчи классифицируются как подводящие, второстепенные и основные. Их также
подразделяют на официальные (календарные) и товарищеские, контрольные и показательные. В
зависимости от задач и периода подготовки удельный вес и значение соревнований меняются.
Выбирая ту или иную их форму, важно точно определить решаемые задачи, установить порядок
проведения и способы контроля над достижением поставленных целей. Наилучших результатов с
помощью этого метода можно добиться, если соревнования превратятся в составную часть учебно-
тренировочного процесса на всем протяжении многолетней подготовки.
Процесс овладения техническими приемами всегда протекает параллельно с исправлением
двигательных ошибок, допускаемых обучаемыми. В большинстве случаев они естественны и не
свидетельствуют об ошибках, допущенных тренером. Они вызывают целым рядом причин,
постоянно присутствующих при обучении. Поэтому одна из важнейших задач обучения -
предупреждение и исправление ошибок до того, как они закрепятся, поскольку укоренившиеся
ошибки с трудом поддаются исправлению.
Выделяются следующие причины возникновения ошибок:
1. Неподготовленность занимающихся к усвоению нового учебного материала. Это может быть
неподготовленность двигательного аппарата, отсутствие необходимого уровня развития физических и
интеллектуальных качеств. Чтобы устранить эту причину, следует строже придерживаться принципа
систематичности и последовательности, постоянно уделяя внимание интеллектуальной и физической
подготовленности занимающихся;
2. Неправильные представления об изучаемом действии, являющиеся следствием невнимательности
занимающихся, непонимания или использования недостаточно эффективных методов объяснения и
показа.
Поэтому к изучению нового материала следует приступить только после предварительной подготовки
занимающихся, когда они не утомлены и с интересом относятся ко всему новому. Необходимо также
с особой тщательностью готовиться к объяснению, продумывая в деталях не только его содержание,
но и форму, последовательность, сочетание с показом, и организацию внимания занимающихся;
Выявляемые ошибки устраняют своевременными указаниями и инструктированием, повторным
показом и совместным (с тренером) выполнением в замедленном темпе, упрощением движения за
счет его расчленения, выделением фазы, в которой выявлена ошибка, и ее изолированным
разучиванием, повторным выполнением подводящих упражнений, упражнениями у зеркала и с
партнером, указывающим на ошибки, упражнениями на тренажерах.
Одним из важных условий повышения эффективности соревновательной деятельности в футболе
является надежность и устойчивость двигательных навыков по отношению к вариативным условиям
игры. Поэтому упражнения с мячом должны проводиться в меняющихся условиях, чтобы расширять
диапазоны подвижности формирующихся двигательных умений и навыков. Это осуществляется
через:
- изменение обстановки, в которой действует спортсмен;
- изменение функционального состояния самого спортсмена;
- изменение задачи в ходе выполнения упражнений: облегчение или усложнение ее. При
совершенствовании дальних передач с использованием приема "простого повторения" начинают с
расстояний, удары с которых не требовали бы больших мышечных усилий. Методический прием
"смежных заданий" предусматривает незначительное изменение направления полета мяча,
дальности, высоты траектории. Совершенствуя точность передач мяча или ударов по воротам с
помощью методического приема "контрастных заданий", футболист должен в каждой новой попытке
значительно изменять величину усилий, направление движения, амплитуду и т.п.
Наибольшую трудность для футболистов представляет изменение направления полета мяча при
ударах в ворота по мячу, катящемуся сбоку и навстречу. В связи с этим полезно использовать прием
"контрастных заданий" в сочетании с методическим приемом "простого повторения".
Прием "контрастных заданий" дает наибольший эффект в выработке пространственных
дифференцировок в направлении движения, когда футболист уже в совершенстве владеет точным
ударом и резкое изменение задания будет способствовать улучшению различительной деятельности
центральной нервной системы и всего мышечно-двигательного аппарата.
Методический прием "сближаемых заданий" как бы объединяет в себя все перечисленные выше
приемы. Его существо заключается в том, что после нескольких ударов, скажем трех повторений в
одну цель, при ударах по воротам или на одно расстояние при передачах мяча (здесь как бы
проглядывает прием "простого повторения"), резко меняются величина усилия, направление и
дальность полета мяча (прием "контрастных заданий"). Затем происходит постепенное возвращение к
исходному заданию.