Напоминание

Особенности технической подготовки юных футболистов


Автор: Богданов Сергей Дмитриевич
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБОУ ДОД ДЮСШ "Олимп"
Населённый пункт: п. Тульский, Майкопский район, Республика Адыгея
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Особенности технической подготовки юных футболистов
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Майкопская районная детско-юношеская школа «ОЛИМП»

РФ, Республика Адыгея, Майкопский район, п. Тульский

Тема: «Особенности технической подготовки

юных футболистов»

Тренер-преподаватель

Богданов Сергей Дмитриевич

2017 г.

Особенности технической подготовки юных футболистов

Понятие о технической подготовке футболистов.

Техника футбола представляет собой совокупность специальных приемов, используемых в игре в

различных сочетаниях для достижения поставленной цели.

Технические приемы - это средства ведения игры. От того, насколько полно владеет футболист всем

многообразием этих средств, как умело и эффективно применяет их в рамках правил для решения

конкретных тактических задач в вариативных условиях игровой деятельности, при противодействии

игроков команды соперника, а часто и при прогрессирующем утомлении, во многом зависит

возможность достижения высоких спортивных результатов. Искусное владение техникой -

неотъемлемая часть всесторонней подготовки и гармоничного развития футболистов.

К критериям технического мастерства футболистов можно отнести следующие количественные и

качественные показатели:

1. Объем и разносторонность, т.е. общее количество используемых в игре технических приемов и их

широкое сочетание;

2. Эффективность, характеризуемую рациональным и безошибочным применением технических

приемов, что обеспечивает оптимальное решение игровых задач;

З. Надежность, определяемую постоянством выполнения технических приемов с высокой степенью

эффективности.

Техника футбола за более чем столетнюю историю развития игры претерпела определенные

изменения. Диалектическое противоречие между защитой и нападением, разработка прогрессивных

тактических систем являются основным фактором появления использования и совершенствования

новых средств ведения игры.

Основные направления эволюции техники сводятся к следующему: появились новые технические

способы и разновидности (резаные удары, остановки с переводами отбор мяча в подкате);

существенно сократилось применение нерациональных приемов и способов (удары боковой частью

головы, остановки мяча без переводов); повысился коэффициент использования удара внешней

частью подъема, остановок мяча средней частью подъема, бедром и грудью, бросков мяча руками

(техника вратаря); расширился круг обманных движений (финтов).

Технические приемы в современном футболе характеризуются целесообразной с точки зрения

биомеханики специализированной системой одновременных и последовательных движений

направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил. К

внешним силам, действующим на тело футболиста, относятся: сила тяжести собственного веса, сила

реакции опоры, сопротивление среды и внешних тел (мяч, противник). Внутренними силами

являются: активные и пассивные силы опорно-двигательного аппарата (сила тяги мышц, вязкость

мышц и связок, сопротивление костей и т.д.), а также реактивные силы, возникающие в процессе

взаимодействия частей тела, в том числе и сила инерции.

Отдельный технический прием рассматривается как целостное движение. В то же время системно

структурный анализ дает возможность выделить и части технического приема, элементы во времени,

которые называются фазами. В самом общем виде различают подготовительную, основную

(рабочую) и завершающую фазы. Они имеют четко выраженные границы и отличаются одна от

другой как целевой направленностью, так и определенными характеристиками движений. Целью

подготовительной фазы является создание наиболее выгодных условий для реализации смысловой

задачи в основной фазе. Это достигается за счет целесообразного исходного положения, создания

необходимой инерции, использования предварительного растяжения мышц и т.д. Основная фаза

направлена на решение двигательной задачи данного технического приема, способа. В завершающей

фазе футболист стремится занять устойчивое исходное положение, необходимое для дальнейших

действий.

При анализе техники раскрываются общие требования к различным характеристикам,

рассматривается стандарт, образец, на который нужно ориентироваться при построении системы

движений. Однако техника у большинства футболистов имеет индивидуальный характер, на который

влияют две особенности: телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и

строения тела относятся рост, длина и пропорции звеньев тела, величина масс тела и их

распределение (моменты инерции). Сила, ловкость, быстрота, выносливость и другие качества,

характеризующие функциональные возможности организма, оказывают определенное влияние на

двигательную структуру.

Индивидуальная техника только в деталях отличается от образцовой стандартной техники, но в целом

соответствует основным ее требованиям, которые сохраняются при их реализации в тренировочных и

игровых условиях. Следует отметить, что соотношение меры стандартизации и индивидуализации

подвижно. С ростом спортивного мастерства все больше сказывается влияние индивидуальных

особенностей и возможностей, которые часто носят устойчивый характер и называются стилем.

Стилевые особенности в футболе свойственны не только отдельным игрокам, но и командам,

странам, регионам.

С точки зрения психологии отдельный технический прием рассматривается как двигательный навык,

как автоматизированный произвольный способ управления системой движений. Чем совершеннее

мастерство, тем больше деталей техники выполняется, автоматизировано, без вмешательства

внимания. Однако, в сложных вариативных условиях соревновательной деятельности, при наличии

постоянных сбивающих помех эффективное и надежное применение технических приемов

невозможно без отчетливых двигательных ощущений, представлений, целенаправленного

наблюдения за ходом игровых действий и их результатом, волевых усилий на достижение цели,

осознанного восприятия ведущих, основных фаз системы движения.

Техника влияет на все разделы подготовки футболистов. Между техникой, с одной стороны, и

развитием двигательных качеств, морфофункциональными и психологическими особенностями

футболистов - с другой существует органическая взаимосвязь. Чем выше уровень развития

физических качеств в оптимальном их отношении, тем больше возможностей для совершенного

овладения техникой и ее реализации, и, наоборот, чем выше техническое мастерство, тем лучше

реализуются физические и другие качества.

В процессе соревновательной деятельности футболисту необходимо быстро и правильно оценивать

постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными

действиями соответственно тактической обстановке. Поэтому техника тесно связана с тактикой и

влияет на ее развитие.

Требованиями сегодняшнего дня применительно к технике футбола являются быстрота и надежность,

простота и эффективность.

Методические основы технической подготовки юных футболистов.

В системе спортивной тренировки техническая подготовка является одной из важных сторон,

особенно в сложнокоординационных видах спорта, где результат обусловлен, прежде всего, уровнем

владения техникой соревновательных упражнений. В полной мере это положение относится и к

такому виду спорта как футбол.

Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение основам техники двигательных

действий и совершенствование избранных форм спортивной техники, обеспечивающих достижение

высоких спортивных результатов.

Основными задачами технической подготовки футболистов являются:

1.прочное освоение всего многообразия рациональной техники;

2.обеспечение разностороннего владения техникой футбола и умение сочетать в разной

последовательности приемы, способы и разновидности обработки мяча;

3.надежное и эффективное использование технических приемов в сложных условиях игры (при

противодействии игроков команды соперников).

При изучении отдельного технического приема выделяют следующие этапы:

- первоначальное обучение;

- углубленное разучивание;

- закрепление и совершенствование техники.

Первоначальное обучение. Главная цель этапа - освоение основ техники изучаемого приема.

Первые попытки выполнить разучиваемый технический прием характеризуются иррадиацией

нервных процессов в коре головного мозга.

Недостаточно развитое у детей внутреннее торможение приводит к неточному воспроизведению

кинематических и динамических характеристик изучаемого действия, неустойчивости его ритма,

появлению излишних дополнительных движений и мышечной закрепощенности. По мере

формирования двигательного навыка у детей создается целостное двигательное представление о

техническом приеме в целом и о его основных элементах.

Первоначальное изучение приема начинается с ознакомления при помощи рассказа, показа и

практического опробования разучиваемого действия.

В рассказе дается точное описание приема, сообщаются знания о его значении и месте в условиях

игры, объясняются основы техники выполнения. Поскольку внимание у детей неустойчиво и объем

его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.

Показ должен быть образцовым не только по форме. Необходимо оптимальное воспроизведение

временных, пространственных и силовых характеристик движения. Часто показ сочетается с

сопроводительным пояснением, которое усиливает и углубляет восприятие.

Для создания двигательных ощущений используют метод практического упражнения. Попытки

воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных

условиях. При обучении технике футбола преимущественно используют методы целостного

упражнения, т.к. расчленение приема на части часто приводит к резкому искажению его

биомеханической структуры. Обучение техническим приемам необходимо начинать через "ведущую"

ногу и в удобную сторону.

Определяя меру повторений, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения

вызывают у юных футболистов быстрое утомление нервных центров. Поэтому на данном этапе

наиболее эффективно небольшое количество повторения упражнений в рамках одной серии или

одного учебно-тренировочного занятия. Интервалы между сериями повторений должны быть

достаточными для отдыха, для получения необходимых замечаний от тренера и для повторного

показа упражнений. Новый материал изучают на 3-5 последующих уроках.

Углубленное разучивание. Этот этап характеризуется закреплением основ техники разучиваемого

действия и уточнением деталей каждого изучаемого движения, входящего в состав действия. В

процессе освоения движений совершенствуется первоначальное умение, как бы автоматизируется

выполнение навыка. Технический прием выполняется правильно, четко, свободно. На данном этапе

используют в основном метод целостного упражнения. Число стереотипных повторений

уменьшается, зато значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняются условия

выполнения разучиваемого двигательного действия. Число повторений упражнения в одном занятии

увеличивается. Наиболее эффективны на данном этапе переключения на игровые упражнения. Затем

снова осуществляется многократное повторение изучаемого действия в таком же временном отрезке.

Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что дает возможность обновлять

изучаемый материал.

На данном этапе широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый

эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

Закрепление и совершенствование техники. Основные задачи этого этапа - закрепить осваиваемую

технику, довести специальные двигательные навыки до высшей степени автоматизма и приспособить

эти навыки к условиям игры.

Эффективность решения задач технической подготовки игроков во многом зависит от правильного

выбора методов и средств обучения.

На всех этапах подготовки футболистов используют общепринятые методы обучения и

совершенствования техники двигательных действий.

Методы обучения применяются при разучивании новых технических приемов. Активность юных

футболистов направлена на усвоение теоретических знаний о способе решения конкретной

двигательной задачи и практическом овладении данным способом на уровне двигательного умения, а

затем и навыка. В качестве основного используется метод практического упражнения в сочетании со

словесными и наглядными методами передачи учебной информации. Учитывая специфику футбола

как спортивной игры, для закрепления и совершенствования разучиваемых двигательных действий

широко применяют игровой и соревновательный методы.

Методы обеспечения наглядности применяются для создания у обучаемых зрительного образа

изучаемого технического приема. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и

акцентироваться на важных узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить

внимание учащихся на те моменты, которые существенно для овладения движением. В отдельных

случаях применяют повторный и замедленный показ. Благодаря наблюдению за демонстрируемым

образцом выполнения технического приема у юных футболистов включаются рефлекторные

механизмы подражания, что приводит к повышению качества воспроизведения при самостоятельных

попытках его выполнения.

Для предупреждения ошибок, иногда целесообразно включать их в демонстрируемое движение.

Такой показ сопровождается пояснениями и должен обязательно завершаться правильной

безошибочной демонстрацией.

Эффективность показа возрастает, если наряду с демонстрацией используются и другие приемы -

просмотр наглядных пособий, киноматериалов, видеозаписей.

Умелое использование показа особенно важно при обучении детей, у которых вторая сигнальная

система развита недостаточно и основную роль в восприятии и переработке учебной информации

выполняет первая сигнальная система.

Методы слова относятся к числу наиболее широко используемых методов в практике обучения

двигательным действиям. Он обеспечивает формирование логического образа действия, поскольку

раскрывает внутренние механизмы его построения, которые не удается выявить при наблюдении.

Назначение объяснения - дополнить создаваемый образ тем, что остается за пределами показа. Тем

самым активизируется вторая сигнальная система, оживляются память и процессы мышления.

Занимающиеся более полно осознают свою задачу, выделяют для себя необходимые ориентиры и

критерии.

Вербальная информация воспринимается лучше, если объяснение точно, кратко, эмоционально и

ясно.

Метод практического упражнения предполагает усвоение и закрепление нового двигательного

действия и осуществляется в процессе выполнения специально организованных упражнений. Их

подбор зависит от ряда условий, и в первую очередь, от избранного преподавателем метода

разучивания.

Чтобы овладеть каким-либо действием, его нужно вначале правильно воспроизвести, а затем, в

процессе многократного повторения закрепить.

С этой целью на практике используются методы целостного, расчлененного и комплексного

разучивания нового.

Целостный метод предполагает возможность овладения двигательным действием через выполнение

изучаемого движения в полной координации. Это оправдывает себя только в тех случаях, когда

движение обладает простой структурой, или во многом (по элементам) является знакомым для

учащихся.

Если же движение сложное, и к тому же является принципиально новым по содержанию, то его

освоение рациональнее строить по принципу выделения и усвоения, в первую очередь, главных или

трудных звеньев, и последующего соединения их в единое системное целое. Данный метод носит

название расчлененного, поскольку предполагает существование двух этапов:

аналитического усвоения отдельных элементов и объединения этих элементов в системно

организованное целое - сложное двигательной действие. И хотя этот метод во многом уступает

целостному, но при обучении сложным двигательным действиям он является единственно

возможным.

Промежуточное положение занимает комплексный метод. Суть его заключается в соединении обоих

методов, при котором, в зависимости от конкретного случая, преобладает целостное и расчлененное

освоение.

Большинство специалистов считают, что при обучении технике владения мячом в футболе ведущее

место занимают методы целостного и комплексного разучивания, поскольку при делении

технического приема на части теряется его смысловое назначение, нарушается целостность его

внутренней структуры. В тех случаях, когда технический прием достаточно сложен по своему

содержанию, рекомендуется применять расчлененный метод с выделением его ведущего звена, после

овладения которым движение осваивают целиком.

Расчленено в футболе осваиваются только сложные тактические взаимодействия, состоящие из

отдельных, более простых, элементов.

Отмечается, что использование методов расчлененного разучивания оправдано лишь на начальных

этапах обучению техническим приемам. После того, как движение в общих чертах освоено,

переходят к его закреплению с помощью комплексного и целостного методов.

Основными средствами решения задач технической подготовки юных футболистов являются

соревновательные и тренировочные упражнения. К соревновательным относятся технико-

тактические действия в официальных (календарных), товарищеских, контрольных, учебных и других

играх; к тренировочным - подготовительные, подводящие и специальные упражнения.

Целью подготовительных упражнений является подготовка мышечно-связочного аппарата

футболиста к нагрузкам; подводящих - к правильному выполнению изучаемого приема; специальных

- к овладению всем сложным арсеналом технико-тактических приемов.

Практические упражнения могут выполняться в рамках применения игрового и соревновательного

методов. Эти два метода близки по значению и характеристике, и используются главным образом при

закреплении и совершенствовании изучаемого материала.

Игровой метод преимущественно используется в процессе обучения технике футбола через

применение разнообразных подвижных игр, выступающих в роли подготовительных, подводящих и

игровых упражнений. Ценность подвижных игр при обучении технико-тактическим приемам

футбола исключительно велика. Каждая из них может служить маленькой моделью игровых действий

в настоящем футбольном матче. Совпадение условий позволяет формировать психофизические

предпосылки, отвечающие требованиям футбола. В подвижных играх осваиваются технико-

тактические приемы, составляющие футбола. Играя, занимающиеся осваивают специальную

координацию, учатся свободно выполнять технические приемы, выступающие одновременно и как

игровые приемы, правильно анализировать игровую ситуацию и решать ее с помощью данных

приемов. И делают они это с гораздо большей легкостью, поскольку это не настоящая игра, в которой

над ними довлеет дух состязания, а лишь одна из многих и привычных подвижных игр. Поэтому

игровой метод широко используют в работе с юными футболистами.

Соревновательный метод занимает ведущее место в учебно-тренировочном процессе футболистов.

Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости футбольных

матчей для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем

организма и применении усвоенных технико-тактических приемов и систем игры. Только участие

непосредственно в соревнованиях по футболу подводит футболиста к пику его спортивной формы, к

вершинам мастерства. В форме соревнований проводятся так же отдельные упражнения (например,

кто точнее поразит цель, кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке).

Футбольные матчи классифицируются как подводящие, второстепенные и основные. Их также

подразделяют на официальные (календарные) и товарищеские, контрольные и показательные. В

зависимости от задач и периода подготовки удельный вес и значение соревнований меняются.

Выбирая ту или иную их форму, важно точно определить решаемые задачи, установить порядок

проведения и способы контроля над достижением поставленных целей. Наилучших результатов с

помощью этого метода можно добиться, если соревнования превратятся в составную часть учебно-

тренировочного процесса на всем протяжении многолетней подготовки.

Процесс овладения техническими приемами всегда протекает параллельно с исправлением

двигательных ошибок, допускаемых обучаемыми. В большинстве случаев они естественны и не

свидетельствуют об ошибках, допущенных тренером. Они вызывают целым рядом причин,

постоянно присутствующих при обучении. Поэтому одна из важнейших задач обучения -

предупреждение и исправление ошибок до того, как они закрепятся, поскольку укоренившиеся

ошибки с трудом поддаются исправлению.

Выделяются следующие причины возникновения ошибок:

1. Неподготовленность занимающихся к усвоению нового учебного материала. Это может быть

неподготовленность двигательного аппарата, отсутствие необходимого уровня развития физических и

интеллектуальных качеств. Чтобы устранить эту причину, следует строже придерживаться принципа

систематичности и последовательности, постоянно уделяя внимание интеллектуальной и физической

подготовленности занимающихся;

2. Неправильные представления об изучаемом действии, являющиеся следствием невнимательности

занимающихся, непонимания или использования недостаточно эффективных методов объяснения и

показа.

Поэтому к изучению нового материала следует приступить только после предварительной подготовки

занимающихся, когда они не утомлены и с интересом относятся ко всему новому. Необходимо также

с особой тщательностью готовиться к объяснению, продумывая в деталях не только его содержание,

но и форму, последовательность, сочетание с показом, и организацию внимания занимающихся;

Выявляемые ошибки устраняют своевременными указаниями и инструктированием, повторным

показом и совместным (с тренером) выполнением в замедленном темпе, упрощением движения за

счет его расчленения, выделением фазы, в которой выявлена ошибка, и ее изолированным

разучиванием, повторным выполнением подводящих упражнений, упражнениями у зеркала и с

партнером, указывающим на ошибки, упражнениями на тренажерах.

Одним из важных условий повышения эффективности соревновательной деятельности в футболе

является надежность и устойчивость двигательных навыков по отношению к вариативным условиям

игры. Поэтому упражнения с мячом должны проводиться в меняющихся условиях, чтобы расширять

диапазоны подвижности формирующихся двигательных умений и навыков. Это осуществляется

через:

- изменение обстановки, в которой действует спортсмен;

- изменение функционального состояния самого спортсмена;

- изменение задачи в ходе выполнения упражнений: облегчение или усложнение ее. При

совершенствовании дальних передач с использованием приема "простого повторения" начинают с

расстояний, удары с которых не требовали бы больших мышечных усилий. Методический прием

"смежных заданий" предусматривает незначительное изменение направления полета мяча,

дальности, высоты траектории. Совершенствуя точность передач мяча или ударов по воротам с

помощью методического приема "контрастных заданий", футболист должен в каждой новой попытке

значительно изменять величину усилий, направление движения, амплитуду и т.п.

Наибольшую трудность для футболистов представляет изменение направления полета мяча при

ударах в ворота по мячу, катящемуся сбоку и навстречу. В связи с этим полезно использовать прием

"контрастных заданий" в сочетании с методическим приемом "простого повторения".

Прием "контрастных заданий" дает наибольший эффект в выработке пространственных

дифференцировок в направлении движения, когда футболист уже в совершенстве владеет точным

ударом и резкое изменение задания будет способствовать улучшению различительной деятельности

центральной нервной системы и всего мышечно-двигательного аппарата.

Методический прием "сближаемых заданий" как бы объединяет в себя все перечисленные выше

приемы. Его существо заключается в том, что после нескольких ударов, скажем трех повторений в

одну цель, при ударах по воротам или на одно расстояние при передачах мяча (здесь как бы

проглядывает прием "простого повторения"), резко меняются величина усилия, направление и

дальность полета мяча (прием "контрастных заданий"). Затем происходит постепенное возвращение к

исходному заданию.



В раздел образования