Автор: Белошевская Мария Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 69
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Живые перчатки с элементами "S-play"
Раздел: дошкольное образование
«Живые перчатки» с элементами «sand-play»
Живые перчатки представляют собой перчатку с пятью сквозными пальчиковыми
элементами и тыльной частью. На тыльную часть можно прикрепить любого животного,
героя с помощью липучей ленты.
Тыльная сторон перчатки является корпусом игрушки в виде черепашки, собачки, лисички и
т. д. Ребенок начинает играть, повторяя действия и поведение животного, образ которого у
него на руке. За счет активности работы пальцев «животное» двигается вперед, назад,
вправо, влево, соединяет «лапки», и т. д.
В своей работе я руководствуюсь, следующими принципами:
- один из главных принципов работы: доставить детям радость, удовольствие от творческих
игр, от познания собственных возможностей, от общения;
- Принцип интеграции детских художественных деятельностей (музыкальной,
изобразительной, речевой, игровой)
- Принцип связи игры и искусства с произведениями
- Принцип сотворчества взрослых и детей
- Принцип доступности и индивидуализации, который предусматривает возрастные
особенности ребенка и в связи с этим посильные для него задания, индивидуализация
подразумевает индивидуальные особенности ребенка (улучшение врожденных способностей,
задатков ребенка);
- принцип систематичности – один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и
регулярность данной игры. В противном случае наблюдается снижение достигнутого уровня
умелости;
- принцип заинтересованности, новизны, сюрпризности;
- принцип подбора доступного и интересного материала;
- принцип наглядности понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних
анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей
действительностью (совместное изготовление игрушки,, атрибуты);
Основная работа проходит в четыре последовательных этапа.
1-этап Знакомство с произведениями, чтение сказки, просмотр мультфильма и др. ;
2-ой этап – подготовка к представлению. Предварительная работа с детьми начинается за 2-
1,5 месяца до представления и предполагает:
-дидактические игры, этюды для развития воображения.
- выполнение упражнений для рук, пальцев рук, на развитие и тренировку различных групп
мышц; пальчиковая гимнастика
- упражнения на развитие выразительности на развитие голоса и речи.
3-ий этап – игры-импровизации с «Живыми перчатками»
На этом этапе в ходе игровых действий дети осваивают элементы сценических действий.
знакомятся с некоторыми театральными профессиями, пополняют словарный запас,
формируют грамотную речь.
4-ый этап – выступление. Освоение техники и управления «Живой перчаткой». Разучивание
монологов, диалогов, разыгрывание сценок для кукольных спектаклей либо для постановки и
драматизации.
На этом этапе дети учатся общаться со зрителем, осваивают «азбуку» культуры поведения
в театре как зрителей и как артистов, обучаются диалоговому общению, чувству партнерства,
учатся ориентироваться в пространстве стола
Работа показывает последовательность усложнения заданий и поведение детей к
конкретному результату – выступлению.
Разные формы организации в развитии театрализованной деятельности способствуют
развитию в ребенке самостоятельности, инициативы, воображения.
Игры-разминки
Упражнения на эмоциональное состояние ребенка
Пальчиковая гимнастика
Игры-инсценировки
Игры-хороводы
Театрализованные спектакли через игру «Живые перчатки»
Создание книг
Свою работу я провожу в тесном контакте с воспитателями детского сада. Радость
игры с «Живые перчатки» стала ежедневной. Осуществляя эстетическое воспитание
детей, развивается их творчество.
Игра «Живые перчатки» с элементами sand-play
Желательно, чтобы дети работали стоя - так у них будет больше свободы движений
К световому столу c песком должен быть обеспечен свободный доступ: чтобы дети смогли по
желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный)
Световой стол устанавливают на большом и прочном столе, высота которого должна
обеспечивать комфортные условия для работы детей. Столешница должна быть значительно
больше лотка, чтобы на ней можно было разместить вспомогательные материалы.
(пластилин. Ткань, цветная бумага и т.д.)
Данный опыт может быть использован в работе с детьми (от 3 лет, музыкальными
руководителями, воспитателями,психологами, а также родителями для постановки детских
спектаклей и в домашних условиях. Таким образом, игра «Живые перчатки» целиком
захватывает воображение детей. В воображении ребенка появляются новые образы и
представления, фантазия начинает активно работать. Игра «Живые перчатки» активизирует
ребенка, развивает и тренирует память, мышление, фантазию, тактильную чувствительность,
выразительность речи.
Благодаря целенаправленной работе наблюдаются следующие результаты:
- развивается художественный вкус;
- расширяется музыкальный кругозор детей;
-развивается активный интерес к театрализованным играм (как с Живыми перчатками , так
и без них);
-развивается эмоциональное состояние детей, передавая его мимикой;
-развивается творческая самостоятельность и ответственность путем исполнения
пластических композиций,
- у детей отмечается индивидуальность и оригинальность в передаче игровых образов;
- дети могут самостоятельно проявлять творчество в разыгрывании ролей;
-у детей развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга,
формируется опыт нравственного поведения;
Таким образом, работа с использованием игры «Живые перчатки» обеспечивает развитие
коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений
детей, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья посредством
реализации методов и приёмов театрализованной деятельности.