Напоминание

"Работа с ансамблем скрипачей в школе искусств"


Автор: Пономарева Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им.Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: с.В.Гора Высокогорского муниципального района РТ
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Работа с ансамблем скрипачей в школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пономарева Елена Геннадьевна

Преподаватель по классу скрипки

МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского

муниципального района РТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

«РАБОТА С АНСАМБЛЕМ СКРИПАЧЕЙ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

Введение.

«Ансамбль – это наполненное профессиональным

содержанием

регулярное общение со сверстниками».

С. О Мильтонян

Система дополнительного образования охватывает большое количество

детей с разным уровнем способностей, музыкальных

данных, различной

степенью заинтересованности к обучению. Исходя из данного аспекта и

р е а л и й

с о в р е ме н н о й

жи зн и (ограниченное

количество

времени,

загруженность в общеобразовательной школе), следует сделать вывод, что

весь

образовательный

процесс в

рамках

данной

системы

должен

быть

направлен

на

побуждение творческой активности ребёнка.

Быть

увлекательным, интересным, возбуждающим его фантазию и воображение.

Перед

школами

искусств,

как

известно,

стоят

две

задачи:

предпрофессиональная

подготовка и воспитание

грамотного

слушателя,

любителя музыки, формирование людей, жизнь которых обогатится великим

даром – умением слушать и понимать музыку.

Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся,

который

является

основным

в

работе,

уделяет

всё

более

пристальное

внимание

различным

формам коллективного

музицирования, где

ансамбль скрипачей – это наиболее распространенный, популярный и

доступный способ совместного музицирования.

Все мы сетуем на снижение интереса у детей к обучению,

и как

следствие, падает качество овладения инструментом. Нам хочется каждый

день встречать на пороге класса ребёнка с

горящими глазами. С особой

нежностью мы вспоминаем выпускников прошлых лет, чьё

детство не

попало под компьютерную зависимость. Но учить нам детей современных и

сделать обучение для них интересным, эффективным и содержательным

- наша задача. Ансамбль – это вид

совместного музицирования, которым

занимались

во

все

времена, при

каждом удобном

случае и на

любом

уровне владения инструментом.

Ансамбли скрипачей, создаваемые на базе школ искусств, свидетельствуют

о

том,

что

в

этих

коллективных

формах

работы

преподаватели увидели

целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой

молодёжи,

связанных,

прежде

всего,

с

эстетическим воспитанием

школьников.

Когда

же начинать вовлекать

ученика в

ансамблевое

музицирование?

Ведущие

педагоги

Т.Свирская,

Г.Турчанинова, М.

Берлянчик рекомендуют

как

можно

раньше,

по

возможности

с самых

первых занятий. Сначала, исполняя

несложные пьесы с преподавателем,

затем

с

одноклассниками. Чувство

ансамбля, умение

слушать

партнёра

воспитывается уже в начальный период обучения. Чем раньше происходит

встреча

ребёнка

с

коллективным

творчеством, тем

большую

радость

приносят

ему

занятия музыкой. Раннее погружение

в

мир

шедевров

музыкальной

классики,

когда

сам

он

только

начинает

овладевать

инструментом, невольно заставляет его услышать некий идеал звучания, к

которому нужно стремиться. Чем

выше качество звучания коллектива, в

котором оказывается

ребёнок, тем

быстрее

будет идти е го развитие в

звуковом и техническом отношении. Особое значение придаётся классу

ансамбля в тех школах, где нет оркестрового класса.

Учебный процесс ШИ строится на основе образовательных программ

д л я

ш к о л искусств

Министерства

культуры. С е год н я педагогам

рекомендовано создавать

свои

авторские,

адаптированные программы, в

том

числе по

дисциплине

«КОЛЛЕКТИВНОЕ

МУЗИЦИРОВАНИЕ».

Я

просмотрела несколько программ. Все они очень грамотно прописывают

ц е л и и

з а д а ч и данного

предмета, с м ы с л кото р ы х сводиться

к

следующему:

ЦЕЛИ:

1.Получение и

овладение учащимися комплекса основных

исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования.

2.Приобщение учащихся к музыкально - художественной культуре

посредством ансамблевого музицирования.

ОСНОВНЫЕ

ЗАДАЧИ:

- ознакомление с широким кругом музыкальной литературы,

освоение новых жанров.

-

развитие способностей согласовывать свои исполнительские

намерения с действиями других участников ансамбля.

-

п о в ы ш е н и е т р е б о в а н и й

в о т н о ш е н и и музыкально-

исполнительских навыков, умение соподчинять в с е средства

выразительности

ради построения общего художественного

целого.

-воспитать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Ансамбль -

это французское слово и переводиться о н о словом

«вместе».

Однако трактуется о н о широко, т а к к а к вме сте

- это

согласованное зву ч а н и е не скольких инструментов, а

п о д этим

подразумевается одинаковые: трактовка,

приёмы и г р ы , музыкальные

возможности исполнителей, примерно равные по качеству инструменты.

Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют

р а з в и т и ю в с е г о ко м п л е к с а профессиональных музыкально

-

исполнительских способностей.

Развивается му зы ка льны й слух:

мелодический, гармонический и

полифонический

(что особенно важно

для учащихся струнных отделений); тембровый, динамический; чувство

р и т м а , музыкальная память,

музыкальное мышление, творческое

воображение.

Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются

т

е качества, б е з которых невозможна успешная исполнительская

деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, в о л я . В

условиях совместной

и г р ы

развитие способностей и д ё т более

интенсивно. Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма,

даёт ощущение нужного темпа, что особенно важно для начинающих,

вырабатывается уверенность, п ом о г а е т д о б и т ь с я стабильности

в

исполнении. Урок ансамбля – это, прежде всего возможность влиять на

развитие интеллекта ребёнка, раскрыть е г о способность дружить,

общаться, сопереживать, а значит и чувствовать. Если э т о ансамбль

самых юных, т о вместе малыши усваивают длительности. Успешно

закрепляют п о н я т и е распределения с м ы ч к а . У ч а т с я овладевать

средствами выразительности в музыке. Для учащихся старших классов -

это неоценимые навыки чтения с листа. Именно на уроках ансамбля у

учащихся «

несолистов»

появляется общая интересная работа

над

произведением и

перспектива концертного выступления. Выступление в

составе ансамбля скрипачей н а публике - это возможность пережить

ситуацию успеха.

Таким образом, ансамбль

это предмет с

большими

потенциальными возможностями обучения, развития и воспитания детей

в музыкальной школе.

И

очевидно, что задача педагога, руководителя

ансамбля заключается в том, чтобы эти возможности реализовать самым

эффективным способом.

И для этого необходимо:

- заниматься ансамблевым музицированием не фрагментарно, время от

времени, а систематически, начиная с первых шагов обучения ребёнка в

школе, ч т о обеспечит полноту и

преемственность в

приобретении

ансамблевых умений и навыков.

-

использовать р а з н ы е в и д ы учебной деятельности:

подготовка к

концертному выступлению, чтение с

листа,

эскизное разучивание

произведений, бе седы, обсуждения ж а н р а , с т и л я , формы,

манеры

исполнения разучиваемых произведений.

Участвовать

в

различных

творческих

мероприятиях, конкурсах

,

тематических музыкальных

вечерах, просветительских концертах в

ш кол а х , в

дет.садах, в

библиотеках.

-

использовать гибкие,

ситуационно-варьируемые м е тод ы работы,

сочетающие при необходимости твёрдые профессиональные установки с

предоставлением необходимой и

достаточной с в о б од ы действий

участникам ансамбля.

Теперь рассмотрим различные формы ансамблевой игры и типы

ансамблей,

которые могут успешно

применяться и

применяются в

школах искусств.

Для работы с начинающими традиционно ещё со времён Ауэра и

Столярского, рекомендуются как наиболее полезные типы ансамблей:

- «учитель - ученик»,

-малые скрипичные ансамбли ( всевозможные дуэты, трио),

-струнные ансамбли с фортепиано.

- струнные трио, квартеты классического состава, где партия альта

заменяется скрипкой.

- массовые скрипичные ансамбли.

- оркестр.

Союз «

учитель – ученик» незаменим, когда необходимо «разбудить»,

«расшевелить» ученика,

вдохновить,

ритмически

организовать,

помочь

в ы й т и н а

с ц е н у и

о б р е с т и положительный о п ы т публичного

выступления.

Игра в

ансамбле с

педагогом особенно полезна

в

психологическом отношении, так как способствует установлению доверия

между

учеником и педагогом, развивает эмоциональную отзывчивость

ребёнка.

Роль педагога ещё более возрастает, о н становится учителем

му зы к и в

широком с мы с л е с л о ва , а

н е п р о с то «музыкальным

тренером».

Для малых ансамблей – дуэтов, трио в сопровождении ф-но - написан

прекрасный классический репертуар,

произведения крупной формы:

двойные , тройные и для 4 скрипок концерты Вивальди, Телемана, Баха,

Концертоне Моцарта для «2х скрипок». З симфонии Шарля Данкля. Из

более поздних - Концертино Зитта для

2х скрипок, и з современных –

Концертино

Альфреда Вагнера

,

для 4 х скрипок яркий и помпезный

Концерт Маурера. А также двойные сонаты Корелли, Генделя, Телемана.

Бойса.

Для фортепианных трио могу порекомендовать ученические трио Карла

Бома.

Массовые скрипичные ансамбли

(6-

15

и

б о л е е учеников )

представлены в школах младшим и старшим составами. В прошлые годы

в музыкальных школах были больше развиты так называемые унисоны

скрипачей, в которых все участники исполняли одну и т у ж е партию

какого-либо сольного сочинения. Сейчас большому сводному ансамблю

рекомендуется включать в репертуар несколько унисонных пьес.

Струнный оркестр возможно создать в школе с большим контингентом

учащихся,

с привлечением учащихся класса виолончели и контрабаса.

П р и наличии в школе такого коллектива возникает хорошая форма

сотрудничества с фортепьянным отделением, когда в качестве солистов

приглашаются наиболее яркие ученики-пианисты.

Игра в ансамбле учит не просто действию, а взаимодействию,

партнёрству, учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить

свои интересы с интересами партнёра. Такие важные коммуникативные

качества личности к а к взаимопонимание и

взаимоответственность это

основа успешной жизни в о взрослом периоде,

этот опыт необходим

каждому как воздух.

Помимо коммуникативных качеств в совместной работе формируются

и

т а к и е к ач е с т в а к а к целеустремлённость, воля,

трудолюбие,

дисциплинированность.

Сами п о себе эти

качества н е появятся. А вот

если создать учебную ситуацию, в

которой»

один з а всех и в с е за

одного», « успех или неудача одного есть успех ил неудача всех», то эти

качества б уд у т проявляться с а м ы м естественным образом.

Таким

образом, ситуация совместных действий п о достижению результата

диктует необходимость личностных изменений в пользу общего дела.

Очевидно, ч т о создание в с е х необходимых условий д л я успешной

совместной деятельности всех участников ансамбля, лежит на плечах

педагога руководителя.

От личности педагога, его профессиональных и человеческих качеств,

его культуры, вкуса, накопленного багажа

знаний в разных областях ,

напрямую зависит эффективность обучения ребёнка.

Обучение детей

музыке – это живое творческое дело, которое лишь тогда может быть

плодотворным,

когда педагог с а м является исполнителем

.

Педагог,

играющий в ансамбле со своими коллегами и знающий все тонкости и

сложности э то го в и д а музицирования, сможет наилучшим образом

передать с во й о п ы т и знания ученикам.

Что может б ы т ь лучшим

аргументом для ученика, чем увидеть своего педагога, играющего на

эстраде. Нет нужды доказывать, что это действует лучше всяких слов -

просвещает, вдохновляет,

воспитывает и побуждает к занятиям. Все

мы играем в ансамбле со своими учениками, вместе выходим с ними на

сцену, вместе участвуем в конкурсах и фестивалях.

ОРГАНИЗАЦИЯ АНСАМБЛЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ПРОВЕДЕНИЮ АНСАМБЛЕВЫХ ЗАНЯТИЙ,

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ.

Методической литературы по организации всего процесса ансамбля в

музыкальной школе всегда было немного, н о она есть и представлена

очень уважаемыми авторами педагогами Т. Свирской и Г.Турчаниновой

(

статьи в журнале «

Вопросы музыкальной педагогики»),

Марком

Берлянчиком( «

Основы воспитания начинающего

скрипача»). А в

последнее время методичку пополнили

работы Г.

Мищенко « Полный

курс»,

О. Щукиной «Ансамбль скрипачей с азов», В.Ф. Третьяченко

«Ансамблевое музицирование как средство воспитания и коммуникации»,

2003 г. Сейчас, благодаря интернету, эти работы доступны для всех.

Организация ансамбля как коллектива – очень ответственная работа

(забота) для руководителя. Некоторые педагоги-методисты принципиально

рекомендуют в

школьный ансамбль д е л ат ь отбор.

Любая школа

заинтересована иметь н е просто в

наличии групповой предмет, а

хороший концертный коллектив

- украшение любого мероприятия. А

хороший ансамбль предполагает примерно равное интеллектуальное,

художественное и техническое развитие е г о участников,

хорошего

качества инструменты, взаимное уважение и

дружеские отношения

между участниками.

( Мищенко Г. ) Е с л и последнее м ы в

силах

обеспечить, то равно высокий уровень скрипачей и инструментов вряд

ли. Таких условий у нас практически не бывает, поэтому каждая школа

и щ е т с в о й п у т ь решения проблем.

И кол ь у ж ансамбль создан,

заниматься с

н и м необходимо п о

п од о б и ю профессионального

коллектива.

П р и расстановке и

распределении в

ансамбле п о группам Г.

Турчанинова советует распределять учеников таким образом, чтобы в

каждом голосе было равное количество скрипачей продвинутых и более

слабых. Я для себя столкнулась с ещё одной дилеммой - вторые, третьи

голо с а

немелодические и

требуют д е т е й с

хорошей памятью,

приходиться учитывать э т о обстоятельство.

Также необходимо при

распределении учеников детского музыкального коллектива учитывать

уровень обучаемости, психологические особенности ученика.

Мищенко приводит в «Полном курсе» несколько вариантов организации

ансамбля и способов занятий:

- известный метод Э. Пудовочкина,

-метод Пола Роланда – «мягкое соревнование», «не кто лучше, а

кто

лучше сегодня

,тот пример д л я всех, а

завтра может

заработать похвалу любой, кто постарается». Дети играют в

основном в унисон простейшие мелодии. Ученики разного

возраста и н а различных инструментах могут музицировать

вместе.

- м е тод С . О . Мильтоняна, который в е с ь подготовительный

период и работу с начинающими строит в группе.

-метод Шиници Сузуки вовлекает большое количество детей в

совместную творческую деятельность и «делает всех абсолютно

счастливыми».

Сам Мищенко работает с ансамблем следующим образом:

-разминка на основе гаммы ( динамика, штрихи, ритм, распределение

смычка);

-работа по голосам (звучит один голос, другие играют над струнами);

-пение партий (индивидуально и в группе);

-изучение текущего репертуара;

-повторение концертного репертуара, выученного ранее;

-чтение с листа;

-задание на дом.

Разминки в

начале занятия очень полезны д л я ансамблистов всех

возрастов, н о особенно для начинающих. Элементарные упражнения в

разминке исполняются н а открытых струнах в виде :

повторяющихся

попевок, перекличек, имитации. И х можно распределить п о голосам,

играть

на разных струнах.

Постепенно усложняя

, разложить звуки по

трезвучию, упражняться разными штрихами.

С первых шагов малышей необходимо приучать к ответственному

отношению к паузам. Хороший урок бережного обращения с паузами

даёт музыкальная игра «кукушка»: используется интервал терция. Дети

«перекукукиваются», выжидая паузу.

У Ольги Щукиной есть замечательный пример для музыкальной

разминки и как вариант творческого задания( это у неё отдельная форма

работы). Педагог предлагает

детям музицировать, используя хорошую

поэзию. Как пример, отрывок стихотворения Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться

На землю тихо

Падает, ложиться.

Выучив стихотворение, проговорив е г о ритм, д етя м предлагается

выяснить, как слова лягут на музыку и прозвучат на скрипке. Разбирают

п о словам:

белый -

значит чистый;

пушистый –

значит мягкий, не

жёсткий; тихо ложиться - значит будем играть piano. А на каких струнах

могут прозвучать э т и слова -

н а «ЛЯ» и «МИ».

В дальнейшем

собирается аккорд -

полное трезвучие Л я Мажор -

дети выразительно

озвучивают стихи - возникает ритмический и динамический ансамбль.

Работу с малышами целесообразно начинать с физических упражнений.

В начале занятий с ансамблем необходимо тщательно разработать

план работы ,

а также нужно уметь ставить конкретную задачу и

добиваться её решения.

Руководитель ансамбля н е должен считать выбранный нотный

материал безупречно подготовленным для работы с учениками. Следует

не только просмотреть нотный текст, « пропустить его через свои руки».

Н е в с е редакторские обозначения

б у д у т соответствовать его

интерпретации произведения или возможностям ученического ансамбля.

Необходимо тщательно проработать штрихи,

динамику, аппликатуру во

всех партиях. Партитуру надо знать досконально.

Подготовительный период предъявляет свои требования и к педагогу

и к ученикам. Малейшие оплошности

в

подготовительной работе

приводят к потере времени на репетициях.

При первом знакомстве необходимо иметь конкретные цели, которые

формируются в сознании педагога при подготовке к занятиям. К ним

относятся: технические и художественные задачи, выстраивание стержня

произведения, разбор формы, стиля, фразировки. Необходимо обладать

спо собно стью объяснять

ученикам т о ч н о , ч ё т к о , убедительно,

профессионально и , ч т о очень важно, увлечённо. В с я работа над

произведением осуществляется поэтапно, по методу разделения сложных

задач на более простые.

Порядок работы над новым произведением (по Мищенко Г.)

1. Знакомство по голосам с партиями на групповых репетициях.

2.Попытка играть вместе.

3.Игра по группам (остальные играют над струнами).

4.Игра одной группы на forte , а другие в это время играют на piano.

5.Так же по звучанию, но только с пением вслух (без игры).

6 . И гр а п о ф р а за м

с передачей реального звучания п о жесту

преподавателя от одной группы в другую.

7.То же самое, но передача звука от оного скрипача к другому.

8.Домашнее задание.

При работе н а д пьесой в

ансамбле возникают «стихийные»

и

методические трудности и

ошибки. К

п е р в ы м м о ж н о отнести

н е б р е ж н о с т ь д е т е й , не совершенство в л а д е н и я инструментом,

неудовлетворительное прослушивание своего и других голосов. Более

сложной проблемой является приведение к

приемлемому единству

природных индивидуальных качеств участников коллектива ( например,

слишком активная вибрация одного из учеников, неровный , с пузырями

звук, слишком активная или вялая аттака звука, « звуковые хвосты».)

Работ а с

ансамблем в

чём-то

напоминает

работу с

хоровым

коллективом: т акже разучивается п о отдельности каждая партия,

устанавливаются артикуляционные детали, штрихи, чистая интонация по

горизонтали (в мелодии) и по вертикали (в гармонии). Особенно хорошо

применять эту аналогию при изучении голосоведения и поиске тембра

звучания. Скрипка н е просто подражает человеческому голосу. Вся

музыка основана на принципах вокальности и члениться не только по

смыслу, но и по потребности дыхания.

Поиск средств выразительности, степень остроты и веса звука - это

од н а и з самых важных задач. Музыкальная выразительность имеет

общую основу с человеческой речью. Именно поэтому с начинающими

рекомендуется использовать подтекстовку музыкального материала в

целом или отдельных фраз. Если м ы говорим с детьми о фразе, то

необходимо объяснить

им, ч т о в

ней е сть те

же знаки препинания:

запятая

(мысль незакончена), точка

(мысль завершена), восклицательный

знак

(

активный ко н е ц фразы), двоеточие

( большая ц е зу р а с

продолжением муз.мысли) и

т.

д.

Дети должны слышать в

музыке

интонации вопроса и ответа.

Все ученики должны с глубоким почтением относиться к авторам

исполняемой музыки, н е подгонять изучаемые произведения

под свои

е щ ё несовершенные исполнительские возможности

(естественно при

помощи педагога).

Д л я развития тембровой звукотворческой воли

необходимо «ввести в

обращение» понятные ученику элементарные

понятия - « весело - грустно», « бодро - спокойно», « отрывисто - плавно» и

неэлементарные, «возбуждёно

- умиротворённо». С

начинающими

хорошо использовать наглядный словарь эмоций.

Надо учить детей воспроизводить разные эмоциональные краски.

Динамические и тембровые контрасты делают и г р у ансамбля боле

выразительной и сценичной.

На репетициях очень полезно периодически проигрывать выученную

пьесу в нюансе piano ,

чтобы лучше е ё расслышать.

Такая работа

помогает выявить

мелкие погрешности, которые при полном звучании

проглатываются. Особого внимания требуют акценты. Обычно дети этому

научены на специальности, но выполняют их по-разному, несинхронно.

Качество выполнения акцентов в о многом зависит о т способа их

выполнения

(

кистью, пальцами, предплечьем,

весом смычка, с разной

степенью активности).

И один из самых сложных и спорных вопросов это

ШТРИХИ в

ансамбле.

Дети разных педагогов м о г у т б ы т ь про сто по-разному

научены штриховой технике и иметь свой индивидуальный штриховой

почерк и взгляд на исполнение штриха. Одинаковые и синхронно-точные

штрихи являются одним и з признаков хорошего ансамбля, тем более,

что

скрипачи находятся н а виду у зрительского за ла и штриховой

разнобой видит и понимает даже неискушённый зритель

. Мищенко

советует «игру н а д струнами», которая успешно применяется для

развития предслышания игрового движения. Игре в ансамбле присуща

скрупулёзная синхронность

исполнения штрихов п о группам или всем

ансамблем. Это тоже, что шаг не в ногу в шеренге солдат или ошибка

балерины в кордебалете.

( К слову,

на выработку синхронного шага

кремлёвские курсанты тратят д о

5 ч а с о в ежедневно).

Работа над

штрихами

(особенно отрывистыми) в ансамбле помогает развивать в

д е т я х звуковую и

штриховую культуру. Учащимся, играющим в

ансамбле, совершенно не обязательно знать все тонкости методических

достижений современной скрипичной школы, н о в

исполнительские

детали они должны быть посвящены.

Дети должны б ы т ь посвящены в

исполнительскую специфику

произведений различных жанров . Танцевальные пьесы с их богатейшим

набором старинных и современных танцев исполняются

с движением,

основанном на ритмическом колорите данного танца. Эпическая музыка

звучит п о традиции

величественно, широко, напевно, а лирическая –

задушевно. Самое трудное в

ансамбле -

э т о пьесы, написанные в

импровизационной форме.

Если говорить о

методах работы педагога с ансамблем, то наиболее

убедителен метод наглядности , и в работе над ритмической стороной

произведения, нюансами, штрихами

, распределением смычка. Ученик

должен осознавать, что игра в ансамбле предъявляет к этим элементам

особые требования, большие, чем при игре SOLO.

В ансамблевой литературе часто применяется приём pizz. Разные

художественные задачи диктуют

применения э то го приёма разного

характера.

С ансамблем обязательны занятия ЧТЕНИЕМ

Н О Т

С

ЛИСТА .

Выбираются более лёгкие произведения, чтобы технические сложности

н е отвлекали. Благодаря этой форме работы, приобретаются навыки -

сбиваясь, ошибаясь, оставаться в

ансамбле, н е м е ш а я партнёру;

воспитывается «исполнительская цепкость», качество, необходимое для

публичных выступлений. К т о м у ж е , э т о прекрасная возможность

эскизно п р о й т и дополнительный репертуар, обогатить с в о й муз.

кругозор.

Н е стоит, в угоду своим педагогическим желаниям , браться за

произведения, к о т о р ы е я в н о з

а п р е д е л а м и исполнительских

возможностей ансамбля. Работа н а д н и м и обернётся потраченным

временем. Лучше пройти несколько лёгких.

В занятиях с детьми обязательно должны быть перемены, паузы.

Провести и х можно тоже с

пользой

- поиграть в

игры, провести

небольшую муз. викторину.

В младшем ансамбле всегда

«

на ура»

проходят предложения н а проведение небольшого конкурса

- «самый

лучший концертмейстер», «самый лучший исполнитель своей партии».

Логическим завершением долгих репетиционных поисков является

концертное выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция.

Обязательна для детского коллектива репетиция, в том помещении, на

той сцене, где будет концерт. В новых условиях необходимо указать

участникам и х расположение н а сцене.

Дети, должны привыкнуть не

только к новой акустике, но и к новому самочувствию на эстраде.

Ансамбль для публики начинается с выхода. Поэтому обязательно

договариваться с

детьми о форме одежды; вырабатываем привычку

красивого собранного выхода

(одинаковое держание инструмента,

интервал между участниками, т е м п выхода и ухода). Детям надо

научиться артистично стоять в о время исполнения, синхронно класть

скрипки н а плечо, синхронно заканчивать исполнение. Необходимо

отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.

Это н е просто требования, а сценическая этика: без суеты выйти на

сцену, занять своё место, « остановить время», « войти в образ» и…

Большинство ансамблей выступает в традиционной форме -

полукруга

( и л и д в а полукруга). Н о сегодня многие руководители креативно

подходят к концертному поведению, используя элементы н е сложной

театрализации (пример из интернета).

После концерта желательно поблагодарить детей з а успешное

выступление. А «разбор полётов» лучше сделать на репетиции и первое

слово предоставить с амим ученикам: о н и обычно разбирают свои

выступления более требовательно и

б е з обид. Очень хороши

для

подобных разборов видеозаписи.

Выступления на публике, на сцене, к которым ансамбль так долго

готовится, все является радостью и праздником для детей. Поэтому их

надо устраивать как можно чаще. Для большинства уч-ся музыкальных

ш к о л выступление в

ансамбле н а открытых концертах является

единственной

возможностью выступать публично. Эти выступления не

только доставляют радость. Н о рождают чувство удовлетворённости,

когда д е т и видят результаты своего труда, реально ощущают себя

артистами и музыкантами.

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА, ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНСАМБЛЯ

Любой ансамбль запоминается н е только своей игрой, а и своим

репертуаром. Репертуар, н а м о й взгляд, -

э то главный вдохновитель,

стимулятор детских желаний - я хочу играть эту музыку и сделаю всё,

что бы её играть. Но как бы нам не хотелось услышать в исполнении

своего коллектива шедевр, вроде « Антракта» из балета «Раймонда» или

« Танец с саблями», выбор репертуара должен опираться на принципы

художественной и

педагогической значимости,

стилистического

разнообразия, технической доступности. Содержание намеченных

произведений должно быть созвучно жизненному и музыкальному опыту

ребёнка, т.е. доступно е г о пониманию. Хотя работа н а опережение

вполне приемлема. С её помощью определяется перспектива развития

учеников.

Использование разнообразного п

о ф о рма м , ж а н р а м , стилям

ансамблевого репертуара, а также переложений симфонической, камерно-

инструментальной, вокальной музыки всесторонне расширяет кругозор

детей, этот культурный багаж они понесут дальше по жизни.

Н е с е к р е т, ч т о нынешние д е т и п о д влиянием «звучащей

действительности» любую музыку познают через рекламные ролики,

слышат классику не всегда в качественной эстрадной обработке. А ведь

именно классика способна создать иммунитет против дурного вкуса. И,

что замечательно, чем дольше ученики задерживаются в музыкальной

школе, т е м ч а щ е о н и выбирают классику и з предложенного

им

многообразия.

Бесспорно, репертуарный охват должен быть широким:

классика

-

как основа, переложения популярной музыки,

музыки из

кинофильмов и мюзиклов. Педагогический вкус, профессиональное чутьё

помогут найти лучшее во всём многообразии.

Особо надо подходить к выбору репертуара для ансамбля младших

классов. Развитие и х музыкального воображения напрямую связано с

характером наглядно-образного мышления, поэтому в

и х репертуаре

лучше использовать жанровые зарисовки, танцевальную музыку.

Если пианисты могут сказать, что их ансамблевый репертуар поистине

необозрим, то мы струнники постоянно испытываем репертуарный голод

и находимся в постоянном поиске.

Можно назвать несколько немногочисленных сборников:

Популярные пьесы д л я ансамбля скрипачей 2 выпуска, составитель

И.Ратнер

Транскрипции

Юрия Фалика д л я струнного ансамбля и ф-но.( Два

фрагмента из оперы «Порги и Бесс»)

Пьесы для ансамбля скрипачей Е. Доги

«Soli e

Tutti» Пье сы д л я ансамблей скрипачей и

виолончелистов

составитель И. Ратнер

Десять выпусков для ансамблей всех уровней Эдуарда Пудовочкина.

Ольга Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» 2 выпуска.

« Шире круг» и другие.

Особую благодарность хочется выразить В.

Ф. Третьяченко. Трудно

найти такого второго труженика н а н и в е ансамблевого репертуара.

Замечательный красноярский скрипач, педагог потратил немало сил на

составление и , ч т о особенно ценно, н а издание у ж е н е одного

сборника.

П о электронной п оч т е о н призывает в с е х педагогов

присылать ему интересные, новые скрипичные пьесы и делает на них

переложения для ансамбля. Как пример, сборник Романа Телепнёва «От

деташе до рикошета». Часть произведений в изданных сборниках - это

собственные сочинения В.

Третьяченко,

у которых у ж е е с т ь свой

исполнитель.

Ансамблевый репертуар мало

- помалу пополняется.

Но многие

сборники утратили свою актуальность, т . к . современная скрипичная

школа у ш л а далеко вперёд. Иногда бывает, ч т о д л я конкретного

ансамбля трудно подобрать то, что ему необходимо для исполнения на

текущий момент. В о т тут-то и

появляется необходимость сделать

переложение самому педагогу. Многие э т и м занимаются, некоторые

стесняются это

делать, рассматривая т а к у ю самодеятельность как

вмешательство в творческий процесс композитора. Такой довод в какой-

то степени справедлив. Но как пишет Мищенко, «сколько переложений

делают музыканты, приспосабливая мировые шедевры для джаза и рок-

музыки, причём, н е стесняясь полностью приписывать себе авторство».

Та к и е в е щ и , конечно, недопустимы. Н о талантливые переложения

вполне имеют право н а жизнь. Более упрощенные для учебных целей

тоже необходимы и надо учиться и х делать.

Найти практические

рекомендации и советы, ка к сделать переложение,

можно у того же

Мищенко.

Что можно перекладывать? Что удобно перекладывать?

- сольные скрипичные пьесы;

-

4-х

–ручные фортепианные ансамбли

( Дунаевский

«Дети капитана

Гранта);

-фортепианные ансамбли для 2х фортепиано;

-

произведения для домры и мандолины,

ансамбли этих инструментов

(Тамарин «Старинный гобелен»).

Современный ребёнок,

подросток переполнен

звуковыми и

визуальными впечатлениями.

Сегодня и х кумиры

-

Ванесса Мей,

Александр

Рыбак. М о ж н о д о л г о с п о р и т ь о

полезности этого

«электронного жанра». Н о молодёжный и массовый интерес к нему

есть. Каждому ученику хочется быть современным и «продвинутым» в

глазах

своих

сверстников и родителей, для которых куда понятнее

популярная песенка, ч е м произведения Ба ха и л и Моцарта. А если

у ч е с т ь т о т

ф а к т, ч т о в

ш к о л е дополнительного музыкального

образования конечной целью обучения большинства учеников является

возможность бытового музицирования в

дальнейшем. Я говорю о

музицировании п о д фонограмму-минусовку. Сегодня д л я учащихся

музыкальных школ уже создана

электронная библиотека фонограмм-

минусовок: э т о аккомпанементы д л я ученических концертов (Ридинг,

Бах) и для ряда пьес, для удобства домашних занятий. Сейчас многими

преподавателями используется синтезатор, к а к аккомпанирующий

инструмент. Но всё это дело вкуса.

Любому ансамблю скрипачей н уже н оч е н ь хороший пианист-

концертмейстер, н е просто хороший, а самый лучший в школе. Это

равноценный руководитель, помощник педагога - скрипача. Это пианист,

с творческим подходом, с особым музыкантским чутьём, с хорошей

техникой, обладающий сценической стабильностью.

Ансамблевая игра, помимо учебной пользы, доставляет всем его

участникам удовольствие, радость, н и с

ч е м несравнимый восторг

совместного творчества. Поэтому в ансамблевом музицировании важен

н е только конечный результат, н о , ч т о более значимо, с а м процесс

игры, процесс сопереживания, сотворчества. Если ребёнок пережил эти

удивительные мгновения, е с л и г л а з а е г о «зажглись», т

о наш

педагогический труд не напрасен.

ЛИТЕРАТУРА

Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика».

Мищенко Г. «Методика обучения игре на скрипке».

О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов».



В раздел образования