Автор: Пономарева Елена Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им.Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: с.В.Гора Высокогорского муниципального района РТ
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Работа с ансамблем скрипачей в школе искусств"
Раздел: дополнительное образование
Пономарева Елена Геннадьевна
Преподаватель по классу скрипки
МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского
муниципального района РТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«РАБОТА С АНСАМБЛЕМ СКРИПАЧЕЙ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ»
Введение.
«Ансамбль – это наполненное профессиональным
содержанием
регулярное общение со сверстниками».
С. О Мильтонян
Система дополнительного образования охватывает большое количество
детей с разным уровнем способностей, музыкальных
данных, различной
степенью заинтересованности к обучению. Исходя из данного аспекта и
р е а л и й
с о в р е ме н н о й
жи зн и (ограниченное
количество
времени,
загруженность в общеобразовательной школе), следует сделать вывод, что
весь
образовательный
процесс в
рамках
данной
системы
должен
быть
направлен
на
побуждение творческой активности ребёнка.
Быть
увлекательным, интересным, возбуждающим его фантазию и воображение.
Перед
школами
искусств,
как
известно,
стоят
две
задачи:
предпрофессиональная
подготовка и воспитание
грамотного
слушателя,
любителя музыки, формирование людей, жизнь которых обогатится великим
даром – умением слушать и понимать музыку.
Современная педагогика, наряду с индивидуальным подходом к учащимся,
который
является
основным
в
работе,
уделяет
всё
более
пристальное
внимание
различным
формам коллективного
музицирования, где
ансамбль скрипачей – это наиболее распространенный, популярный и
доступный способ совместного музицирования.
Все мы сетуем на снижение интереса у детей к обучению,
и как
следствие, падает качество овладения инструментом. Нам хочется каждый
день встречать на пороге класса ребёнка с
горящими глазами. С особой
нежностью мы вспоминаем выпускников прошлых лет, чьё
детство не
попало под компьютерную зависимость. Но учить нам детей современных и
сделать обучение для них интересным, эффективным и содержательным
- наша задача. Ансамбль – это вид
совместного музицирования, которым
занимались
во
все
времена, при
каждом удобном
случае и на
любом
уровне владения инструментом.
Ансамбли скрипачей, создаваемые на базе школ искусств, свидетельствуют
о
том,
что
в
этих
коллективных
формах
работы
преподаватели увидели
целый ряд дополнительных резервов музыкального воспитания творческой
молодёжи,
связанных,
прежде
всего,
с
эстетическим воспитанием
школьников.
Когда
же начинать вовлекать
ученика в
ансамблевое
музицирование?
Ведущие
педагоги
Т.Свирская,
Г.Турчанинова, М.
Берлянчик рекомендуют
как
можно
раньше,
по
возможности
с самых
первых занятий. Сначала, исполняя
несложные пьесы с преподавателем,
затем
с
одноклассниками. Чувство
ансамбля, умение
слушать
партнёра
воспитывается уже в начальный период обучения. Чем раньше происходит
встреча
ребёнка
с
коллективным
творчеством, тем
большую
радость
приносят
ему
занятия музыкой. Раннее погружение
в
мир
шедевров
музыкальной
классики,
когда
сам
он
только
начинает
овладевать
инструментом, невольно заставляет его услышать некий идеал звучания, к
которому нужно стремиться. Чем
выше качество звучания коллектива, в
котором оказывается
ребёнок, тем
быстрее
будет идти е го развитие в
звуковом и техническом отношении. Особое значение придаётся классу
ансамбля в тех школах, где нет оркестрового класса.
Учебный процесс ШИ строится на основе образовательных программ
д л я
ш к о л искусств
Министерства
культуры. С е год н я педагогам
рекомендовано создавать
свои
авторские,
адаптированные программы, в
том
числе по
дисциплине
«КОЛЛЕКТИВНОЕ
МУЗИЦИРОВАНИЕ».
Я
просмотрела несколько программ. Все они очень грамотно прописывают
ц е л и и
з а д а ч и данного
предмета, с м ы с л кото р ы х сводиться
к
следующему:
ЦЕЛИ:
1.Получение и
овладение учащимися комплекса основных
исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования.
2.Приобщение учащихся к музыкально - художественной культуре
посредством ансамблевого музицирования.
ОСНОВНЫЕ
ЗАДАЧИ:
- ознакомление с широким кругом музыкальной литературы,
освоение новых жанров.
-
развитие способностей согласовывать свои исполнительские
намерения с действиями других участников ансамбля.
-
п о в ы ш е н и е т р е б о в а н и й
в о т н о ш е н и и музыкально-
исполнительских навыков, умение соподчинять в с е средства
выразительности
ради построения общего художественного
целого.
-воспитать чувство ответственности за себя и за коллектив.
Ансамбль -
это французское слово и переводиться о н о словом
«вместе».
Однако трактуется о н о широко, т а к к а к вме сте
- это
согласованное зву ч а н и е не скольких инструментов, а
п о д этим
подразумевается одинаковые: трактовка,
приёмы и г р ы , музыкальные
возможности исполнителей, примерно равные по качеству инструменты.
Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют
р а з в и т и ю в с е г о ко м п л е к с а профессиональных музыкально
-
исполнительских способностей.
Развивается му зы ка льны й слух:
мелодический, гармонический и
полифонический
(что особенно важно
для учащихся струнных отделений); тембровый, динамический; чувство
р и т м а , музыкальная память,
музыкальное мышление, творческое
воображение.
Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются
т
е качества, б е з которых невозможна успешная исполнительская
деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, в о л я . В
условиях совместной
и г р ы
развитие способностей и д ё т более
интенсивно. Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма,
даёт ощущение нужного темпа, что особенно важно для начинающих,
вырабатывается уверенность, п ом о г а е т д о б и т ь с я стабильности
в
исполнении. Урок ансамбля – это, прежде всего возможность влиять на
развитие интеллекта ребёнка, раскрыть е г о способность дружить,
общаться, сопереживать, а значит и чувствовать. Если э т о ансамбль
самых юных, т о вместе малыши усваивают длительности. Успешно
закрепляют п о н я т и е распределения с м ы ч к а . У ч а т с я овладевать
средствами выразительности в музыке. Для учащихся старших классов -
это неоценимые навыки чтения с листа. Именно на уроках ансамбля у
учащихся «
несолистов»
появляется общая интересная работа
над
произведением и
перспектива концертного выступления. Выступление в
составе ансамбля скрипачей н а публике - это возможность пережить
ситуацию успеха.
Таким образом, ансамбль
–
это предмет с
большими
потенциальными возможностями обучения, развития и воспитания детей
в музыкальной школе.
И
очевидно, что задача педагога, руководителя
ансамбля заключается в том, чтобы эти возможности реализовать самым
эффективным способом.
И для этого необходимо:
- заниматься ансамблевым музицированием не фрагментарно, время от
времени, а систематически, начиная с первых шагов обучения ребёнка в
школе, ч т о обеспечит полноту и
преемственность в
приобретении
ансамблевых умений и навыков.
-
использовать р а з н ы е в и д ы учебной деятельности:
подготовка к
концертному выступлению, чтение с
листа,
эскизное разучивание
произведений, бе седы, обсуждения ж а н р а , с т и л я , формы,
манеры
исполнения разучиваемых произведений.
Участвовать
в
различных
творческих
мероприятиях, конкурсах
,
тематических музыкальных
вечерах, просветительских концертах в
ш кол а х , в
дет.садах, в
библиотеках.
-
использовать гибкие,
ситуационно-варьируемые м е тод ы работы,
сочетающие при необходимости твёрдые профессиональные установки с
предоставлением необходимой и
достаточной с в о б од ы действий
участникам ансамбля.
Теперь рассмотрим различные формы ансамблевой игры и типы
ансамблей,
которые могут успешно
применяться и
применяются в
школах искусств.
Для работы с начинающими традиционно ещё со времён Ауэра и
Столярского, рекомендуются как наиболее полезные типы ансамблей:
- «учитель - ученик»,
-малые скрипичные ансамбли ( всевозможные дуэты, трио),
-струнные ансамбли с фортепиано.
- струнные трио, квартеты классического состава, где партия альта
заменяется скрипкой.
- массовые скрипичные ансамбли.
- оркестр.
Союз «
учитель – ученик» незаменим, когда необходимо «разбудить»,
«расшевелить» ученика,
вдохновить,
ритмически
организовать,
помочь
в ы й т и н а
с ц е н у и
о б р е с т и положительный о п ы т публичного
выступления.
Игра в
ансамбле с
педагогом особенно полезна
в
психологическом отношении, так как способствует установлению доверия
между
учеником и педагогом, развивает эмоциональную отзывчивость
ребёнка.
Роль педагога ещё более возрастает, о н становится учителем
му зы к и в
широком с мы с л е с л о ва , а
н е п р о с то «музыкальным
тренером».
Для малых ансамблей – дуэтов, трио в сопровождении ф-но - написан
прекрасный классический репертуар,
произведения крупной формы:
двойные , тройные и для 4 скрипок концерты Вивальди, Телемана, Баха,
Концертоне Моцарта для «2х скрипок». З симфонии Шарля Данкля. Из
более поздних - Концертино Зитта для
2х скрипок, и з современных –
Концертино
Альфреда Вагнера
,
для 4 х скрипок яркий и помпезный
Концерт Маурера. А также двойные сонаты Корелли, Генделя, Телемана.
Бойса.
Для фортепианных трио могу порекомендовать ученические трио Карла
Бома.
Массовые скрипичные ансамбли
(6-
15
и
б о л е е учеников )
представлены в школах младшим и старшим составами. В прошлые годы
в музыкальных школах были больше развиты так называемые унисоны
скрипачей, в которых все участники исполняли одну и т у ж е партию
какого-либо сольного сочинения. Сейчас большому сводному ансамблю
рекомендуется включать в репертуар несколько унисонных пьес.
Струнный оркестр возможно создать в школе с большим контингентом
учащихся,
с привлечением учащихся класса виолончели и контрабаса.
П р и наличии в школе такого коллектива возникает хорошая форма
сотрудничества с фортепьянным отделением, когда в качестве солистов
приглашаются наиболее яркие ученики-пианисты.
Игра в ансамбле учит не просто действию, а взаимодействию,
партнёрству, учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить
свои интересы с интересами партнёра. Такие важные коммуникативные
качества личности к а к взаимопонимание и
взаимоответственность это
основа успешной жизни в о взрослом периоде,
этот опыт необходим
каждому как воздух.
Помимо коммуникативных качеств в совместной работе формируются
и
т а к и е к ач е с т в а к а к целеустремлённость, воля,
трудолюбие,
дисциплинированность.
Сами п о себе эти
качества н е появятся. А вот
если создать учебную ситуацию, в
которой»
один з а всех и в с е за
одного», « успех или неудача одного есть успех ил неудача всех», то эти
качества б уд у т проявляться с а м ы м естественным образом.
Таким
образом, ситуация совместных действий п о достижению результата
диктует необходимость личностных изменений в пользу общего дела.
Очевидно, ч т о создание в с е х необходимых условий д л я успешной
совместной деятельности всех участников ансамбля, лежит на плечах
педагога руководителя.
От личности педагога, его профессиональных и человеческих качеств,
его культуры, вкуса, накопленного багажа
знаний в разных областях ,
напрямую зависит эффективность обучения ребёнка.
Обучение детей
музыке – это живое творческое дело, которое лишь тогда может быть
плодотворным,
когда педагог с а м является исполнителем
.
Педагог,
играющий в ансамбле со своими коллегами и знающий все тонкости и
сложности э то го в и д а музицирования, сможет наилучшим образом
передать с во й о п ы т и знания ученикам.
Что может б ы т ь лучшим
аргументом для ученика, чем увидеть своего педагога, играющего на
эстраде. Нет нужды доказывать, что это действует лучше всяких слов -
просвещает, вдохновляет,
воспитывает и побуждает к занятиям. Все
мы играем в ансамбле со своими учениками, вместе выходим с ними на
сцену, вместе участвуем в конкурсах и фестивалях.
ОРГАНИЗАЦИЯ АНСАМБЛЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ АНСАМБЛЕВЫХ ЗАНЯТИЙ,
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ.
Методической литературы по организации всего процесса ансамбля в
музыкальной школе всегда было немного, н о она есть и представлена
очень уважаемыми авторами педагогами Т. Свирской и Г.Турчаниновой
(
статьи в журнале «
Вопросы музыкальной педагогики»),
Марком
Берлянчиком( «
Основы воспитания начинающего
скрипача»). А в
последнее время методичку пополнили
работы Г.
Мищенко « Полный
курс»,
О. Щукиной «Ансамбль скрипачей с азов», В.Ф. Третьяченко
«Ансамблевое музицирование как средство воспитания и коммуникации»,
2003 г. Сейчас, благодаря интернету, эти работы доступны для всех.
Организация ансамбля как коллектива – очень ответственная работа
(забота) для руководителя. Некоторые педагоги-методисты принципиально
рекомендуют в
школьный ансамбль д е л ат ь отбор.
Любая школа
заинтересована иметь н е просто в
наличии групповой предмет, а
хороший концертный коллектив
- украшение любого мероприятия. А
хороший ансамбль предполагает примерно равное интеллектуальное,
художественное и техническое развитие е г о участников,
хорошего
качества инструменты, взаимное уважение и
дружеские отношения
между участниками.
( Мищенко Г. ) Е с л и последнее м ы в
силах
обеспечить, то равно высокий уровень скрипачей и инструментов вряд
ли. Таких условий у нас практически не бывает, поэтому каждая школа
и щ е т с в о й п у т ь решения проблем.
И кол ь у ж ансамбль создан,
заниматься с
н и м необходимо п о
п од о б и ю профессионального
коллектива.
П р и расстановке и
распределении в
ансамбле п о группам Г.
Турчанинова советует распределять учеников таким образом, чтобы в
каждом голосе было равное количество скрипачей продвинутых и более
слабых. Я для себя столкнулась с ещё одной дилеммой - вторые, третьи
голо с а
немелодические и
требуют д е т е й с
хорошей памятью,
приходиться учитывать э т о обстоятельство.
Также необходимо при
распределении учеников детского музыкального коллектива учитывать
уровень обучаемости, психологические особенности ученика.
Мищенко приводит в «Полном курсе» несколько вариантов организации
ансамбля и способов занятий:
- известный метод Э. Пудовочкина,
-метод Пола Роланда – «мягкое соревнование», «не кто лучше, а
кто
лучше сегодня
,тот пример д л я всех, а
завтра может
заработать похвалу любой, кто постарается». Дети играют в
основном в унисон простейшие мелодии. Ученики разного
возраста и н а различных инструментах могут музицировать
вместе.
- м е тод С . О . Мильтоняна, который в е с ь подготовительный
период и работу с начинающими строит в группе.
-метод Шиници Сузуки вовлекает большое количество детей в
совместную творческую деятельность и «делает всех абсолютно
счастливыми».
Сам Мищенко работает с ансамблем следующим образом:
-разминка на основе гаммы ( динамика, штрихи, ритм, распределение
смычка);
-работа по голосам (звучит один голос, другие играют над струнами);
-пение партий (индивидуально и в группе);
-изучение текущего репертуара;
-повторение концертного репертуара, выученного ранее;
-чтение с листа;
-задание на дом.
Разминки в
начале занятия очень полезны д л я ансамблистов всех
возрастов, н о особенно для начинающих. Элементарные упражнения в
разминке исполняются н а открытых струнах в виде :
повторяющихся
попевок, перекличек, имитации. И х можно распределить п о голосам,
играть
на разных струнах.
Постепенно усложняя
, разложить звуки по
трезвучию, упражняться разными штрихами.
С первых шагов малышей необходимо приучать к ответственному
отношению к паузам. Хороший урок бережного обращения с паузами
даёт музыкальная игра «кукушка»: используется интервал терция. Дети
«перекукукиваются», выжидая паузу.
У Ольги Щукиной есть замечательный пример для музыкальной
разминки и как вариант творческого задания( это у неё отдельная форма
работы). Педагог предлагает
детям музицировать, используя хорошую
поэзию. Как пример, отрывок стихотворения Сурикова:
Белый снег пушистый
В воздухе кружиться
На землю тихо
Падает, ложиться.
Выучив стихотворение, проговорив е г о ритм, д етя м предлагается
выяснить, как слова лягут на музыку и прозвучат на скрипке. Разбирают
п о словам:
белый -
значит чистый;
пушистый –
значит мягкий, не
жёсткий; тихо ложиться - значит будем играть piano. А на каких струнах
могут прозвучать э т и слова -
н а «ЛЯ» и «МИ».
В дальнейшем
собирается аккорд -
полное трезвучие Л я Мажор -
дети выразительно
озвучивают стихи - возникает ритмический и динамический ансамбль.
Работу с малышами целесообразно начинать с физических упражнений.
В начале занятий с ансамблем необходимо тщательно разработать
план работы ,
а также нужно уметь ставить конкретную задачу и
добиваться её решения.
Руководитель ансамбля н е должен считать выбранный нотный
материал безупречно подготовленным для работы с учениками. Следует
не только просмотреть нотный текст, « пропустить его через свои руки».
Н е в с е редакторские обозначения
б у д у т соответствовать его
интерпретации произведения или возможностям ученического ансамбля.
Необходимо тщательно проработать штрихи,
динамику, аппликатуру во
всех партиях. Партитуру надо знать досконально.
Подготовительный период предъявляет свои требования и к педагогу
и к ученикам. Малейшие оплошности
в
подготовительной работе
приводят к потере времени на репетициях.
При первом знакомстве необходимо иметь конкретные цели, которые
формируются в сознании педагога при подготовке к занятиям. К ним
относятся: технические и художественные задачи, выстраивание стержня
произведения, разбор формы, стиля, фразировки. Необходимо обладать
спо собно стью объяснять
ученикам т о ч н о , ч ё т к о , убедительно,
профессионально и , ч т о очень важно, увлечённо. В с я работа над
произведением осуществляется поэтапно, по методу разделения сложных
задач на более простые.
Порядок работы над новым произведением (по Мищенко Г.)
1. Знакомство по голосам с партиями на групповых репетициях.
2.Попытка играть вместе.
3.Игра по группам (остальные играют над струнами).
4.Игра одной группы на forte , а другие в это время играют на piano.
5.Так же по звучанию, но только с пением вслух (без игры).
6 . И гр а п о ф р а за м
с передачей реального звучания п о жесту
преподавателя от одной группы в другую.
7.То же самое, но передача звука от оного скрипача к другому.
8.Домашнее задание.
При работе н а д пьесой в
ансамбле возникают «стихийные»
и
методические трудности и
ошибки. К
п е р в ы м м о ж н о отнести
н е б р е ж н о с т ь д е т е й , не совершенство в л а д е н и я инструментом,
неудовлетворительное прослушивание своего и других голосов. Более
сложной проблемой является приведение к
приемлемому единству
природных индивидуальных качеств участников коллектива ( например,
слишком активная вибрация одного из учеников, неровный , с пузырями
звук, слишком активная или вялая аттака звука, « звуковые хвосты».)
Работ а с
ансамблем в
чём-то
напоминает
работу с
хоровым
коллективом: т акже разучивается п о отдельности каждая партия,
устанавливаются артикуляционные детали, штрихи, чистая интонация по
горизонтали (в мелодии) и по вертикали (в гармонии). Особенно хорошо
применять эту аналогию при изучении голосоведения и поиске тембра
звучания. Скрипка н е просто подражает человеческому голосу. Вся
музыка основана на принципах вокальности и члениться не только по
смыслу, но и по потребности дыхания.
Поиск средств выразительности, степень остроты и веса звука - это
од н а и з самых важных задач. Музыкальная выразительность имеет
общую основу с человеческой речью. Именно поэтому с начинающими
рекомендуется использовать подтекстовку музыкального материала в
целом или отдельных фраз. Если м ы говорим с детьми о фразе, то
необходимо объяснить
им, ч т о в
ней е сть те
же знаки препинания:
запятая
(мысль незакончена), точка
(мысль завершена), восклицательный
знак
(
активный ко н е ц фразы), двоеточие
( большая ц е зу р а с
продолжением муз.мысли) и
т.
д.
Дети должны слышать в
музыке
интонации вопроса и ответа.
Все ученики должны с глубоким почтением относиться к авторам
исполняемой музыки, н е подгонять изучаемые произведения
под свои
е щ ё несовершенные исполнительские возможности
(естественно при
помощи педагога).
Д л я развития тембровой звукотворческой воли
необходимо «ввести в
обращение» понятные ученику элементарные
понятия - « весело - грустно», « бодро - спокойно», « отрывисто - плавно» и
неэлементарные, «возбуждёно
- умиротворённо». С
начинающими
хорошо использовать наглядный словарь эмоций.
Надо учить детей воспроизводить разные эмоциональные краски.
Динамические и тембровые контрасты делают и г р у ансамбля боле
выразительной и сценичной.
На репетициях очень полезно периодически проигрывать выученную
пьесу в нюансе piano ,
чтобы лучше е ё расслышать.
Такая работа
помогает выявить
мелкие погрешности, которые при полном звучании
проглатываются. Особого внимания требуют акценты. Обычно дети этому
научены на специальности, но выполняют их по-разному, несинхронно.
Качество выполнения акцентов в о многом зависит о т способа их
выполнения
(
кистью, пальцами, предплечьем,
весом смычка, с разной
степенью активности).
И один из самых сложных и спорных вопросов это
ШТРИХИ в
ансамбле.
Дети разных педагогов м о г у т б ы т ь про сто по-разному
научены штриховой технике и иметь свой индивидуальный штриховой
почерк и взгляд на исполнение штриха. Одинаковые и синхронно-точные
штрихи являются одним и з признаков хорошего ансамбля, тем более,
что
скрипачи находятся н а виду у зрительского за ла и штриховой
разнобой видит и понимает даже неискушённый зритель
. Мищенко
советует «игру н а д струнами», которая успешно применяется для
развития предслышания игрового движения. Игре в ансамбле присуща
скрупулёзная синхронность
исполнения штрихов п о группам или всем
ансамблем. Это тоже, что шаг не в ногу в шеренге солдат или ошибка
балерины в кордебалете.
( К слову,
на выработку синхронного шага
кремлёвские курсанты тратят д о
5 ч а с о в ежедневно).
Работа над
штрихами
(особенно отрывистыми) в ансамбле помогает развивать в
д е т я х звуковую и
штриховую культуру. Учащимся, играющим в
ансамбле, совершенно не обязательно знать все тонкости методических
достижений современной скрипичной школы, н о в
исполнительские
детали они должны быть посвящены.
Дети должны б ы т ь посвящены в
исполнительскую специфику
произведений различных жанров . Танцевальные пьесы с их богатейшим
набором старинных и современных танцев исполняются
с движением,
основанном на ритмическом колорите данного танца. Эпическая музыка
звучит п о традиции
величественно, широко, напевно, а лирическая –
задушевно. Самое трудное в
ансамбле -
э т о пьесы, написанные в
импровизационной форме.
Если говорить о
методах работы педагога с ансамблем, то наиболее
убедителен метод наглядности , и в работе над ритмической стороной
произведения, нюансами, штрихами
, распределением смычка. Ученик
должен осознавать, что игра в ансамбле предъявляет к этим элементам
особые требования, большие, чем при игре SOLO.
В ансамблевой литературе часто применяется приём pizz. Разные
художественные задачи диктуют
применения э то го приёма разного
характера.
С ансамблем обязательны занятия ЧТЕНИЕМ
Н О Т
С
ЛИСТА .
Выбираются более лёгкие произведения, чтобы технические сложности
н е отвлекали. Благодаря этой форме работы, приобретаются навыки -
сбиваясь, ошибаясь, оставаться в
ансамбле, н е м е ш а я партнёру;
воспитывается «исполнительская цепкость», качество, необходимое для
публичных выступлений. К т о м у ж е , э т о прекрасная возможность
эскизно п р о й т и дополнительный репертуар, обогатить с в о й муз.
кругозор.
Н е стоит, в угоду своим педагогическим желаниям , браться за
произведения, к о т о р ы е я в н о з
а п р е д е л а м и исполнительских
возможностей ансамбля. Работа н а д н и м и обернётся потраченным
временем. Лучше пройти несколько лёгких.
В занятиях с детьми обязательно должны быть перемены, паузы.
Провести и х можно тоже с
пользой
- поиграть в
игры, провести
небольшую муз. викторину.
В младшем ансамбле всегда
«
на ура»
проходят предложения н а проведение небольшого конкурса
- «самый
лучший концертмейстер», «самый лучший исполнитель своей партии».
Логическим завершением долгих репетиционных поисков является
концертное выступление. Концерту предшествует генеральная репетиция.
Обязательна для детского коллектива репетиция, в том помещении, на
той сцене, где будет концерт. В новых условиях необходимо указать
участникам и х расположение н а сцене.
Дети, должны привыкнуть не
только к новой акустике, но и к новому самочувствию на эстраде.
Ансамбль для публики начинается с выхода. Поэтому обязательно
договариваться с
детьми о форме одежды; вырабатываем привычку
красивого собранного выхода
(одинаковое держание инструмента,
интервал между участниками, т е м п выхода и ухода). Детям надо
научиться артистично стоять в о время исполнения, синхронно класть
скрипки н а плечо, синхронно заканчивать исполнение. Необходимо
отрабатывать совместный поклон и дисциплинированный уход со сцены.
Это н е просто требования, а сценическая этика: без суеты выйти на
сцену, занять своё место, « остановить время», « войти в образ» и…
Большинство ансамблей выступает в традиционной форме -
полукруга
( и л и д в а полукруга). Н о сегодня многие руководители креативно
подходят к концертному поведению, используя элементы н е сложной
театрализации (пример из интернета).
После концерта желательно поблагодарить детей з а успешное
выступление. А «разбор полётов» лучше сделать на репетиции и первое
слово предоставить с амим ученикам: о н и обычно разбирают свои
выступления более требовательно и
б е з обид. Очень хороши
для
подобных разборов видеозаписи.
Выступления на публике, на сцене, к которым ансамбль так долго
готовится, все является радостью и праздником для детей. Поэтому их
надо устраивать как можно чаще. Для большинства уч-ся музыкальных
ш к о л выступление в
ансамбле н а открытых концертах является
единственной
возможностью выступать публично. Эти выступления не
только доставляют радость. Н о рождают чувство удовлетворённости,
когда д е т и видят результаты своего труда, реально ощущают себя
артистами и музыкантами.
ПОДБОР РЕПЕРТУАРА, ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ДЛЯ АНСАМБЛЯ
Любой ансамбль запоминается н е только своей игрой, а и своим
репертуаром. Репертуар, н а м о й взгляд, -
э то главный вдохновитель,
стимулятор детских желаний - я хочу играть эту музыку и сделаю всё,
что бы её играть. Но как бы нам не хотелось услышать в исполнении
своего коллектива шедевр, вроде « Антракта» из балета «Раймонда» или
« Танец с саблями», выбор репертуара должен опираться на принципы
художественной и
педагогической значимости,
стилистического
разнообразия, технической доступности. Содержание намеченных
произведений должно быть созвучно жизненному и музыкальному опыту
ребёнка, т.е. доступно е г о пониманию. Хотя работа н а опережение
вполне приемлема. С её помощью определяется перспектива развития
учеников.
Использование разнообразного п
о ф о рма м , ж а н р а м , стилям
ансамблевого репертуара, а также переложений симфонической, камерно-
инструментальной, вокальной музыки всесторонне расширяет кругозор
детей, этот культурный багаж они понесут дальше по жизни.
Н е с е к р е т, ч т о нынешние д е т и п о д влиянием «звучащей
действительности» любую музыку познают через рекламные ролики,
слышат классику не всегда в качественной эстрадной обработке. А ведь
именно классика способна создать иммунитет против дурного вкуса. И,
что замечательно, чем дольше ученики задерживаются в музыкальной
школе, т е м ч а щ е о н и выбирают классику и з предложенного
им
многообразия.
Бесспорно, репертуарный охват должен быть широким:
классика
-
как основа, переложения популярной музыки,
музыки из
кинофильмов и мюзиклов. Педагогический вкус, профессиональное чутьё
помогут найти лучшее во всём многообразии.
Особо надо подходить к выбору репертуара для ансамбля младших
классов. Развитие и х музыкального воображения напрямую связано с
характером наглядно-образного мышления, поэтому в
и х репертуаре
лучше использовать жанровые зарисовки, танцевальную музыку.
Если пианисты могут сказать, что их ансамблевый репертуар поистине
необозрим, то мы струнники постоянно испытываем репертуарный голод
и находимся в постоянном поиске.
Можно назвать несколько немногочисленных сборников:
Популярные пьесы д л я ансамбля скрипачей 2 выпуска, составитель
И.Ратнер
Транскрипции
Юрия Фалика д л я струнного ансамбля и ф-но.( Два
фрагмента из оперы «Порги и Бесс»)
Пьесы для ансамбля скрипачей Е. Доги
«Soli e
Tutti» Пье сы д л я ансамблей скрипачей и
виолончелистов
составитель И. Ратнер
Десять выпусков для ансамблей всех уровней Эдуарда Пудовочкина.
Ольга Щукина «Ансамбль скрипачей с азов» 2 выпуска.
« Шире круг» и другие.
Особую благодарность хочется выразить В.
Ф. Третьяченко. Трудно
найти такого второго труженика н а н и в е ансамблевого репертуара.
Замечательный красноярский скрипач, педагог потратил немало сил на
составление и , ч т о особенно ценно, н а издание у ж е н е одного
сборника.
П о электронной п оч т е о н призывает в с е х педагогов
присылать ему интересные, новые скрипичные пьесы и делает на них
переложения для ансамбля. Как пример, сборник Романа Телепнёва «От
деташе до рикошета». Часть произведений в изданных сборниках - это
собственные сочинения В.
Третьяченко,
у которых у ж е е с т ь свой
исполнитель.
Ансамблевый репертуар мало
- помалу пополняется.
Но многие
сборники утратили свою актуальность, т . к . современная скрипичная
школа у ш л а далеко вперёд. Иногда бывает, ч т о д л я конкретного
ансамбля трудно подобрать то, что ему необходимо для исполнения на
текущий момент. В о т тут-то и
появляется необходимость сделать
переложение самому педагогу. Многие э т и м занимаются, некоторые
стесняются это
делать, рассматривая т а к у ю самодеятельность как
вмешательство в творческий процесс композитора. Такой довод в какой-
то степени справедлив. Но как пишет Мищенко, «сколько переложений
делают музыканты, приспосабливая мировые шедевры для джаза и рок-
музыки, причём, н е стесняясь полностью приписывать себе авторство».
Та к и е в е щ и , конечно, недопустимы. Н о талантливые переложения
вполне имеют право н а жизнь. Более упрощенные для учебных целей
тоже необходимы и надо учиться и х делать.
Найти практические
рекомендации и советы, ка к сделать переложение,
можно у того же
Мищенко.
Что можно перекладывать? Что удобно перекладывать?
- сольные скрипичные пьесы;
-
4-х
–ручные фортепианные ансамбли
( Дунаевский
«Дети капитана
Гранта);
-фортепианные ансамбли для 2х фортепиано;
-
произведения для домры и мандолины,
ансамбли этих инструментов
(Тамарин «Старинный гобелен»).
Современный ребёнок,
подросток переполнен
звуковыми и
визуальными впечатлениями.
Сегодня и х кумиры
-
Ванесса Мей,
Александр
Рыбак. М о ж н о д о л г о с п о р и т ь о
полезности этого
«электронного жанра». Н о молодёжный и массовый интерес к нему
есть. Каждому ученику хочется быть современным и «продвинутым» в
глазах
своих
сверстников и родителей, для которых куда понятнее
популярная песенка, ч е м произведения Ба ха и л и Моцарта. А если
у ч е с т ь т о т
ф а к т, ч т о в
ш к о л е дополнительного музыкального
образования конечной целью обучения большинства учеников является
возможность бытового музицирования в
дальнейшем. Я говорю о
музицировании п о д фонограмму-минусовку. Сегодня д л я учащихся
музыкальных школ уже создана
электронная библиотека фонограмм-
минусовок: э т о аккомпанементы д л я ученических концертов (Ридинг,
Бах) и для ряда пьес, для удобства домашних занятий. Сейчас многими
преподавателями используется синтезатор, к а к аккомпанирующий
инструмент. Но всё это дело вкуса.
Любому ансамблю скрипачей н уже н оч е н ь хороший пианист-
концертмейстер, н е просто хороший, а самый лучший в школе. Это
равноценный руководитель, помощник педагога - скрипача. Это пианист,
с творческим подходом, с особым музыкантским чутьём, с хорошей
техникой, обладающий сценической стабильностью.
Ансамблевая игра, помимо учебной пользы, доставляет всем его
участникам удовольствие, радость, н и с
ч е м несравнимый восторг
совместного творчества. Поэтому в ансамблевом музицировании важен
н е только конечный результат, н о , ч т о более значимо, с а м процесс
игры, процесс сопереживания, сотворчества. Если ребёнок пережил эти
удивительные мгновения, е с л и г л а з а е г о «зажглись», т
о наш
педагогический труд не напрасен.
ЛИТЕРАТУРА
Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика».
Мищенко Г. «Методика обучения игре на скрипке».
О.Щукина «Ансамбль скрипачей с азов».