Напоминание

"Глагол как часть речи"


Автор: Папихина Наталья Филимоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Сольцы,Новгородской области
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Глагол как часть речи"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Глагол как часть речи».

Папихина Наталья Филимоновна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №2 г.Сольцы

Новгородской области.

Цели:

Обучающийся умеет:

- распознавать глагол;

- сохранять учебную задачу до конца урока.

Содержание: составление алгоритма распознавания глаголов;

Технология: деятельностный метод Л.Г.Петерсон.

Демонстрационныйматериал:

Д1. Понятие «имя существительное».

Д2.Образец для проверки выполнения задания.

Д3. Образец для проверки выполнения задания.

Д.4 Образец для проверки выполнения задания.

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

Строят там гнёзда,

Задорно кричат:

- Вот колыбели

Для наших грачат.

2

Д.5 Образец для проверки выполнения задания.

(что?) сосна

(кто?) кот

(что?) игла

(что ?) книга

(что?) картина

(кто?) сорока

Д6. Задание.

Раздаточный материал:

Р1. Карточка с заданием для каждого учащегося.

Р2. Карточки с заданиями для работы по вариантам:

1-й вариант.

Задание: Распознай и подчеркни глаголы.

По камням бежал звонкий ручей.

С ивы упал сухой лист.

Он запрыгал по струйкам воды.

Ребята наблюдали за ним.

Вода его быстро понесла.

Задание: Выпишите имена существительные.

Дети

Автобус

Ласточка

Играть

Мальчик

Пешеход

3

2-й вариант.

Задание: Распознай и подчеркни глаголы.

Наступила весна.

Тает грязный снег.

Открывают глазки подснежники.

Распушились клейкие листочки.

Грачи вьют гнёзда на деревьях.

Р3. Карточка с заданием для каждого учащегося.

Задание: Выпишите имена существительные.

Р4. Алгоритм распознавания глагола.

1. Найти имя существительное в тексте (кто? что?).

2. Подобрать к существительному слова-действия

(что делать? что делает? что сделает?)

3. Сделать вывод.

Р5. «Смайлик успеха».

Научился

Могу с помощью

Не научился

Ход урока.

Организационный момент.

-Здравствуйте!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Садитесь за парты, ребята. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне.

Улыбка поднимает настроение.

1.Постановка учебной задачи.

А) Мотивация.

- Сегодня я шла в школу и с деревьев падали листья. Их я принесла вам.

Учитель показывает листья.

- За полный и правильный ответ на уроке вы, ребята, получите листочек.

Б) Целеполагание.

-Как называется страна, по которой мы путешествуем? (Части речи.)

сосна

сад

кот

играют

игла

красная

книга

мёд

картина

летит

сорока

рука

4

(Д1.)

- Запишите слово «лист».

- Определите часть речи. (Слово лист отвечает на вопрос (что?), значит это

имя существительное.)

- Проверьте себя (Д2.).

- Мы продолжаем путешествие по стране «Части речи».

- С одним жителем мы уже познакомились на прошлых уроках и сегодня

познакомимся ещё с одним. А с каким жителем, вы мне поможете узнать.

- С какой частью речи вы знакомы? (Имя существительное.)

Возьмите карточку с заданием и прочитайте. (Р1.)

- Скажите, пожалуйста, все ли здесь имена существительные? (Нет.)

-А какое слово осталось? (Играть.)

- Запишите в тетради только существительные.

- Какое слово у вас осталось на карточках? (Играть)

- Его можно назвать существительным? Почему? (…)

- А какая это часть речи? Может быть кто-то знает? (Глагол.)

- Вы можете назвать его признаки? (Нет.)

- Почему? (Не знаем.)

- А хотелось бы знать? (…)

- Начиная знакомство с глаголом, какую цель вы поставите перед собой?

(Научиться распознавать глаголы.)

-Как вы думает, какая тема урока сегодня? (Глагол.)

2.Открытие детьми нового знания.

- Какую цель вы поставили перед собой? (Научиться распознавать глаголы.)

- Какую часть речи вы уже умеете распознавать? (Существительное.)

- Что помогает вам распознать имя существительное? (Алгоритм.)

-А чтобы научиться распознавать глагол, что нужно знать? (Алгоритм.)

- Какую учебную задачу нужно выполнить, чтобы научиться распознать

глагол? (Узнать правило.)

Задание: Выпишите имена существительные.

Дети

Автобус

Ласточка

Играть

Мальчик

Пешеход

5

-Давайте обратимся к слову «играть». Нам нужно определить ,какая это часть

речи.

- Найдите имя существительное .

- От имени существительного подберите слова-действия к слову «играть».

(ответы детей). После ответов детей выводится на экран Алгоритм

определения части речи : (у детей на партах лежит алгоритм по определению

части речи)

(Поработайте в парах. ) Если возникнут затруднения, помогите друг другу.

- Итак, ваше решение, какой частью речи является слово « играть», докажите

свой ответ, используя алгоритм.

- Обратимся к учебнику, может быть, мы узнаем что – то новое.

Работа с учебником.

-Стр.68 Прочитайте правило .Кто сможет повторить и привести свой пример.

Алгоритм распознавания глагола. Р.4

1.Найти имя существительное в тексте (кто? что?)

2. Подобрать к существительному слова-действия

( что делать?что делает? что сделает?)

3.Сделать вывод.

Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом!

Мы топаем ногами:топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками:хлоп,хлоп,хлоп.

Мы руки разведём

И побежим кругом!

3. Первичное закрепление (с комментированием).

- Вспомните, какую учебную цель решаете на уроке? (Учимся распознавать

глаголы.)

- Можете ли вы сказать, что узнав правило, вы уже умеете распознавать

глаголы? (Нет.)

- Какую учебную задачу определите следующей? Нужно потренироваться.)

- Чтобы потренироваться, предлагаю выполнить задание на карточке (Р2.) в

паре по вариантам, объясняя друг другу по очереди как выполняете задание,

сверяя с правилом.

6

1-й вариант.

Задание: Распознайте и подчеркните

глаголы.

По камням бежал звонкий ручей.

С ивы упал сухой лист.

Он запрыгал по струйкам воды.

Ребята наблюдали за ним.

Вода его быстро понесла.

2-й вариант.

Задание: Распознайте и подчеркните

глаголы.

Наступила весна.

Тает грязный снег.

Открывают глазки подснежники.

Распушились клейкие листочки.

Грачи вьют гнёзда на деревьях.

Задание выполняется.

- Проверьте свои работы по образцу (Д3.).

- У всех так выполнено задание?

4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

- Вспомните, какую цель решаете на уроке? (Учимся распознавать глаголы в

тексте.)

- Как вы можете понять, умеете ли вы распознавать глаголы? (Распознать

глаголы самостоятельно.)

- Выполните задание в рабочей тетради на стр.34 упр.73 .

Задание: Прочитайте и распознайте глаголы.

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

Строят там гнёзда,

Задорно кричат:

- Вот колыбели

Для наших грачат.

Задание выполняется самостоятельно. Один из учащихся у доски выполняет

задание и объясняет, как выполнял задание.

- Проверьте себя по образцу и алгоритму. Д.4

Тают сугробы.

Утихли метели.

В садовую рощу

Грачи прилетели.

Строят там гнёзда,

Задорно кричат:

7

- Вот колыбели

Для наших грачат.

- Подымите руку ,кто выполнил задание без ошибок.(Молодцы)

- Кто допустил ошибку при распознавании глагола?

-В чем причина вашей ошибки?

-Какую

задачу

поставите

перед

собой,

чтобы

научиться

распознавать

глаголы? (Потренироваться ещё)

5.Повторение и закрепление изученного ранее материала.

- Выполните задание на карточке.

Учитель раздаёт индивидуальные карточки (Р3.).

Задание: Выпишите имена существительные.

Дети находят и выписывают имена существительные. Учитель

просматривает работу, задаёт наводящие и побуждающие вопросы тем,

кто затрудняется.

- Проверьте свою работу по образцу . (Д.5)

(что?) сосна

(кто?) кот

(что?) игла

(что ?) книга

(что?) картина

(кто?) сорока

С какого столбика выписали имена существительные? (Слова из первого

столбика.)

- Поднимите руку, кто выписал имена существительные правильно.

Учитель считает, сколько человек справились с заданием.

- Поднимите руку кто допустил ошибки.

6.Рефлексия учебной деятельности.

-Вспомните, какую учебную задачу решаем на уроке? Выберите ответ (Д.6)

сосна

сад

кот

играют

игла

красная

книга

мёд

картина

летит

сорока

рука

8

1) На уроке я учился распознавать имена существительные в тексте.

2) На уроке я учился распознавать глаголы в тексте.

Кто выбирает ответ №1 поднимите одну руку.

Кто выбирает ответ №2 поднимите две руки.

Учитель наблюдает, сколько учащихся сохранили учебную задачу до конца

урока.

-Удалось ли вам достичь этой цели, решить эту учебную задачу?

-Как можете доказать? (Распознать глаголы.)

-Возьмите на парте « Смайлик успеха» Р.5 и оцените своё умение

распознавать глаголы в тексте. На какую из трёх ступеней вы можете встать.

Дети оценивают себя, обосновывают своё решение. Учитель благодарит

детей за урок и нацеливает на дальнейшую работу по распознаванию

глаголов в тексте.



В раздел образования