Автор: Папихина Наталья Филимоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Сольцы,Новгородской области
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Глагол как часть речи"
Раздел: начальное образование
1
Урок русского языка во 2 классе по теме
«Глагол как часть речи».
Папихина Наталья Филимоновна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №2 г.Сольцы
Новгородской области.
Цели:
Обучающийся умеет:
- распознавать глагол;
- сохранять учебную задачу до конца урока.
Содержание: составление алгоритма распознавания глаголов;
Технология: деятельностный метод Л.Г.Петерсон.
Демонстрационныйматериал:
Д1. Понятие «имя существительное».
Д2.Образец для проверки выполнения задания.
Д3. Образец для проверки выполнения задания.
Д.4 Образец для проверки выполнения задания.
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Строят там гнёзда,
Задорно кричат:
- Вот колыбели
Для наших грачат.
2
Д.5 Образец для проверки выполнения задания.
(что?) сосна
(кто?) кот
(что?) игла
(что ?) книга
(что?) картина
(кто?) сорока
Д6. Задание.
Раздаточный материал:
Р1. Карточка с заданием для каждого учащегося.
Р2. Карточки с заданиями для работы по вариантам:
1-й вариант.
Задание: Распознай и подчеркни глаголы.
По камням бежал звонкий ручей.
С ивы упал сухой лист.
Он запрыгал по струйкам воды.
Ребята наблюдали за ним.
Вода его быстро понесла.
Задание: Выпишите имена существительные.
Дети
Автобус
Ласточка
Играть
Мальчик
Пешеход
3
2-й вариант.
Задание: Распознай и подчеркни глаголы.
Наступила весна.
Тает грязный снег.
Открывают глазки подснежники.
Распушились клейкие листочки.
Грачи вьют гнёзда на деревьях.
Р3. Карточка с заданием для каждого учащегося.
Задание: Выпишите имена существительные.
Р4. Алгоритм распознавания глагола.
1. Найти имя существительное в тексте (кто? что?).
2. Подобрать к существительному слова-действия
(что делать? что делает? что сделает?)
3. Сделать вывод.
Р5. «Смайлик успеха».
Научился
Могу с помощью
Не научился
Ход урока.
Организационный момент.
-Здравствуйте!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Садитесь за парты, ребята. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне.
Улыбка поднимает настроение.
1.Постановка учебной задачи.
А) Мотивация.
- Сегодня я шла в школу и с деревьев падали листья. Их я принесла вам.
Учитель показывает листья.
- За полный и правильный ответ на уроке вы, ребята, получите листочек.
Б) Целеполагание.
-Как называется страна, по которой мы путешествуем? (Части речи.)
сосна
сад
кот
играют
игла
красная
книга
мёд
картина
летит
сорока
рука
4
(Д1.)
- Запишите слово «лист».
- Определите часть речи. (Слово лист отвечает на вопрос (что?), значит это
имя существительное.)
- Проверьте себя (Д2.).
- Мы продолжаем путешествие по стране «Части речи».
- С одним жителем мы уже познакомились на прошлых уроках и сегодня
познакомимся ещё с одним. А с каким жителем, вы мне поможете узнать.
- С какой частью речи вы знакомы? (Имя существительное.)
Возьмите карточку с заданием и прочитайте. (Р1.)
- Скажите, пожалуйста, все ли здесь имена существительные? (Нет.)
-А какое слово осталось? (Играть.)
- Запишите в тетради только существительные.
- Какое слово у вас осталось на карточках? (Играть)
- Его можно назвать существительным? Почему? (…)
- А какая это часть речи? Может быть кто-то знает? (Глагол.)
- Вы можете назвать его признаки? (Нет.)
- Почему? (Не знаем.)
- А хотелось бы знать? (…)
- Начиная знакомство с глаголом, какую цель вы поставите перед собой?
(Научиться распознавать глаголы.)
-Как вы думает, какая тема урока сегодня? (Глагол.)
2.Открытие детьми нового знания.
- Какую цель вы поставили перед собой? (Научиться распознавать глаголы.)
- Какую часть речи вы уже умеете распознавать? (Существительное.)
- Что помогает вам распознать имя существительное? (Алгоритм.)
-А чтобы научиться распознавать глагол, что нужно знать? (Алгоритм.)
- Какую учебную задачу нужно выполнить, чтобы научиться распознать
глагол? (Узнать правило.)
Задание: Выпишите имена существительные.
Дети
Автобус
Ласточка
Играть
Мальчик
Пешеход
5
-Давайте обратимся к слову «играть». Нам нужно определить ,какая это часть
речи.
- Найдите имя существительное .
- От имени существительного подберите слова-действия к слову «играть».
(ответы детей). После ответов детей выводится на экран Алгоритм
определения части речи : (у детей на партах лежит алгоритм по определению
части речи)
(Поработайте в парах. ) Если возникнут затруднения, помогите друг другу.
- Итак, ваше решение, какой частью речи является слово « играть», докажите
свой ответ, используя алгоритм.
- Обратимся к учебнику, может быть, мы узнаем что – то новое.
Работа с учебником.
-Стр.68 Прочитайте правило .Кто сможет повторить и привести свой пример.
Алгоритм распознавания глагола. Р.4
1.Найти имя существительное в тексте (кто? что?)
2. Подобрать к существительному слова-действия
( что делать?что делает? что сделает?)
3.Сделать вывод.
Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом!
Мы топаем ногами:топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками:хлоп,хлоп,хлоп.
Мы руки разведём
И побежим кругом!
3. Первичное закрепление (с комментированием).
- Вспомните, какую учебную цель решаете на уроке? (Учимся распознавать
глаголы.)
- Можете ли вы сказать, что узнав правило, вы уже умеете распознавать
глаголы? (Нет.)
- Какую учебную задачу определите следующей? Нужно потренироваться.)
- Чтобы потренироваться, предлагаю выполнить задание на карточке (Р2.) в
паре по вариантам, объясняя друг другу по очереди как выполняете задание,
сверяя с правилом.
6
1-й вариант.
Задание: Распознайте и подчеркните
глаголы.
По камням бежал звонкий ручей.
С ивы упал сухой лист.
Он запрыгал по струйкам воды.
Ребята наблюдали за ним.
Вода его быстро понесла.
2-й вариант.
Задание: Распознайте и подчеркните
глаголы.
Наступила весна.
Тает грязный снег.
Открывают глазки подснежники.
Распушились клейкие листочки.
Грачи вьют гнёзда на деревьях.
Задание выполняется.
- Проверьте свои работы по образцу (Д3.).
- У всех так выполнено задание?
4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- Вспомните, какую цель решаете на уроке? (Учимся распознавать глаголы в
тексте.)
- Как вы можете понять, умеете ли вы распознавать глаголы? (Распознать
глаголы самостоятельно.)
- Выполните задание в рабочей тетради на стр.34 упр.73 .
Задание: Прочитайте и распознайте глаголы.
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Строят там гнёзда,
Задорно кричат:
- Вот колыбели
Для наших грачат.
Задание выполняется самостоятельно. Один из учащихся у доски выполняет
задание и объясняет, как выполнял задание.
- Проверьте себя по образцу и алгоритму. Д.4
Тают сугробы.
Утихли метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели.
Строят там гнёзда,
Задорно кричат:
7
- Вот колыбели
Для наших грачат.
- Подымите руку ,кто выполнил задание без ошибок.(Молодцы)
- Кто допустил ошибку при распознавании глагола?
-В чем причина вашей ошибки?
-Какую
задачу
поставите
перед
собой,
чтобы
научиться
распознавать
глаголы? (Потренироваться ещё)
5.Повторение и закрепление изученного ранее материала.
- Выполните задание на карточке.
Учитель раздаёт индивидуальные карточки (Р3.).
Задание: Выпишите имена существительные.
Дети находят и выписывают имена существительные. Учитель
просматривает работу, задаёт наводящие и побуждающие вопросы тем,
кто затрудняется.
- Проверьте свою работу по образцу . (Д.5)
(что?) сосна
(кто?) кот
(что?) игла
(что ?) книга
(что?) картина
(кто?) сорока
С какого столбика выписали имена существительные? (Слова из первого
столбика.)
- Поднимите руку, кто выписал имена существительные правильно.
Учитель считает, сколько человек справились с заданием.
- Поднимите руку кто допустил ошибки.
6.Рефлексия учебной деятельности.
-Вспомните, какую учебную задачу решаем на уроке? Выберите ответ (Д.6)
сосна
сад
кот
играют
игла
красная
книга
мёд
картина
летит
сорока
рука
8
1) На уроке я учился распознавать имена существительные в тексте.
2) На уроке я учился распознавать глаголы в тексте.
Кто выбирает ответ №1 поднимите одну руку.
Кто выбирает ответ №2 поднимите две руки.
Учитель наблюдает, сколько учащихся сохранили учебную задачу до конца
урока.
-Удалось ли вам достичь этой цели, решить эту учебную задачу?
-Как можете доказать? (Распознать глаголы.)
-Возьмите на парте « Смайлик успеха» Р.5 и оцените своё умение
распознавать глаголы в тексте. На какую из трёх ступеней вы можете встать.
Дети оценивают себя, обосновывают своё решение. Учитель благодарит
детей за урок и нацеливает на дальнейшую работу по распознаванию
глаголов в тексте.