Напоминание

Тема: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания


Автор: Коробко Ольга Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОКОУ " Курская школа-интернат"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях

организации сопровождения семейного воспитания
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа учреждения должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер
Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство вины по отношению к ребёнку, применяя попытки «искупить вину» в виде чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи
– помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности. Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех участников коррекционного процесса. С первого знакомства с семьёй ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также объём коррекционной работы, который они готовы освоить.
Условно все семьи (
с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей
) можно разделить на три группы:


Первую группу
составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей - педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок .
Во вторую группу
входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи часто противоречивый. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны, между взрослыми и детьми часто возникают конфликты.
К третьей группе
относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, равнодушие две последние группы представляют собой «проблемные» семьи, которые часто встречаются в нашей работе. Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в образовательном процессе. Родители должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог.
Повышение родительской компетенции в условиях организации

сопровождения семейного воспитания ведётся в нескольких

направлениях:
1.
Информационное направление
. В ходе этой работы родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей.
2.
Педагогическое направление
. Родители узнают от учителя-дефектолога о правилах организации речевого режима дома, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п. 3.
Психологическое направление.
Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Учитель и психолог знакомит родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе, с перспективами развития ребенка. 4.
Медицинское направление.
Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических заболеваний, о недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача. 5.
Социально-правовое направление.
В результате работы в этом направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных вопросов, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями

здоровья:

1.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
2.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3.
Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не
одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.
4.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нем В результате комплексной работы со специалистами постепенно повышается родительская компетентность, формируется активная родительская позиция. Литература:  Левченко И. Ю. , Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии  Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии, СПб., 2006  Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М, 1999  Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта, СПб., 2005 1. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008. 2. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004. 3. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007. 4. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
5. Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин. – СПб., 2003. :


В раздел образования