Тема: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания
Автор: Коробко Ольга Дмитриевна Должность: учитель Учебное заведение: ОКОУ " Курская школа-интернат" Населённый пункт: город Курск Наименование материала: Статья Тема: Тема: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания Раздел: начальное образование
Тема: Проблемы повышения родительской компетенции в условиях
организации сопровождения семейного воспитания
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали
активными участниками воспитания и обучения своих детей.
А.Р. Маллер
Родители, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями
здоровья, попадают в трудную жизненную ситуацию. При этом у родителей
может возникать или отрицание болезни или, напротив, преувеличение
значимости болезни. Одни из родителей испытывают постоянное чувство
вины по отношению к ребёнку, применяя попытки «искупить вину» в виде
чрезмерного внимания, гиперопеке, другие же не в состоянии адекватно
оценить сложившуюся ситуацию и принять своего ребенка таким, каков он
есть, с его особенностями в развитии.
Задача семьи – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь
заложенный в него природой потенциал развития, сформировать
компенсаторные возможности, сделать ребенка максимально
приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к
максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и
профессиональной деятельности.
Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального
ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные
факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического
развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с
этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества
является составной частью любой коррекционной программы.
Эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими
нарушения в развитии, зависит от согласованных действий родителей и всех
участников коррекционного процесса. С первого знакомства с семьёй
ребёнка-инвалида необходимо определить готовность родителей к
сотрудничеству, а также объём коррекционной работы, который они готовы
освоить.
Условно все семьи ( с точки зрения уклада жизни, результативности
воспитательной деятельности родителей ) можно разделить на три группы:
Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных
возможностей - педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни
в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической
культуры достаточно высок .
Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных
возможностей. Уклад семьи часто противоречивый. Родители обладают
определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны,
недостаточно осмысленны, между взрослыми и детьми часто возникают
конфликты.
К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем
воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый,
неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта
группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего
встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость,
грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные,
имеют место нарушения правил поведения в быту. Для родителей характерны
безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений,
равнодушие две последние группы представляют собой «проблемные» семьи,
которые часто встречаются в нашей работе.
Умение наладить доверительные отношения с родителями – путь успешного
взаимодействия специалистов школы с семьей, от которого зависит успех в
коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и
ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с
проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к
активному участию в образовательном процессе. Родители должны заняться
своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями
по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и
в составлении программы самообразования родителей могут
профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной
реабилитации, врач, социальный работник, педагог.
Повышение родительской компетенции в условиях организации
сопровождения семейного воспитания ведётся в нескольких
направлениях:
1. Информационное направление . В ходе этой работы родители
получают всю необходимую информацию об организации обучения и
воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах
и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и
другими организациями, об обязанностях родителей.
2. Педагогическое направление . Родители узнают от учителя-дефектолога о
правилах организации речевого режима дома, правилах организации
домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы
активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и
т.п.
3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация
об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Учитель и
психолог знакомит родителей с приемами реагирования на поведенческие
проблемы дома и в связи с обучением в школе, с перспективами развития
ребенка.
4. Медицинское направление.
Родители узнают о причинах и профилактики
психоневрологических заболеваний, о недопустимости применения
лекарственных препаратов без назначения врача.
5. Социально-правовое направление. В результате работы в этом
направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями
родителей перед ребенком, правовое сопровождение ребенка при
трудоустройстве, решении жилищных и наследственных вопросов, помощь в
осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными,
муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и
составление «социального паспорта» семьи.
Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями
здоровья:
1.
Беседы: коллективные и индивидуальные.
2.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке,
тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель
информирования родителей об этапах психологического развития
ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для
ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
3.
Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов»,
«Педагогической гостиной». В ходе тренинга решаются многие
задачи. Это и выработка активной родительской позиции, снятие
чувства вины, повышение самооценки участников и т.д. Участие в
тренинге помогает родителям приобрести навыки решения
конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному
взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы,
осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме
того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая
гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться
друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу
поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не
одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не
только личностные проблемы, но и выработать определённые
социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей
с ОВЗ.
4.
Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием
родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей,
вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному
взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и
формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся
приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к
нем
В результате комплексной работы со специалистами постепенно повышается
родительская компетентность, формируется активная родительская позиция.
Литература:
Левченко И. Ю. , Ткачева В. В. Психологическая помощь семье,
воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в
развитиии, СПб., 2006
Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими
детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных
отношений. - М, 1999
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация
детей с нарушением интеллекта, СПб., 2005
1.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с
нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва
«Владос», 2008.
2.
Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство
«Союз», 2004.
3.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям:
тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
4.
Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая
и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании
№4 (17), октябрь-декабрь 2008.
5.
Сорокин, В.М. Специальная психология / В.М. Сорокин. – СПб.,
2003.
: