Напоминание

Примерная рабочая программа для 7 класса, ФГОС


Автор: Ямаева Ольга Эльфатовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9" Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г. Елабуга
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Примерная рабочая программа для 7 класса, ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

по физике для 7-х классов (2часа в неделю, 70 часов в год)

Составитель: Ямаева О.Э., учитель физики высшей кв. категории

г. Елабуга

2017г.

Планируемые результаты изучения предмета

Назван

ие

раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

ученик научится

ученик получит

возможность

научиться

Введени

е

сформировать

познавательный интерес

к предмету, уверенность

в возможности познания

природы,

необходимости

разумного

использования

достижений

науки

и

техники,

уважение

к

творцам

науки,

чувство

патриотизма;

сформировать

самостоятельность

в

приобретении

знаний

о

физических

явлениях:

механических,

электрических,

магнитных,

тепловых,

звуковых, световых;

сформировать

познавательные

интересы

и

творческие

с п о с о б н о с т и

п р и

изучении

физических

приборов

и

способов

измерения

физических

величин (СИ, старинные

м е р ы

д л и н ы ,

в е с а ,

объема);

научиться

самостоятельно

приобретать

знания

о

спо собах

и зме ре н и я

физических

величин

и

практической

значимости

изученного

материала;

использовать

экспериментальный

метод исследования;

уважительно относиться

друг к другу и к

учителю.

осознавать ценность

научных исследований,

р о л ь

ф и з и к и

в

расширении

п р е д с т а в л е н и й

о б

окружающем мире и ее

вклад

в

улучшение

качества жизни;

сравнивать точность

измерения физических

величин

по

величине

и х

о т н о с и т е л ь н о й

п о г р е ш н о с т и

п р и

проведении

прямых

измерений;

воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-

популярной литературе

и

средствах

массовой

информации,

критически

оценивать

полученную

информацию,

а н а л и з и р у я

е е

содержание

и

данные

о б

и с т о ч н и к е

информации;

создавать

собственные

письменные

и

устные

с о о б щ е н и я

о

физических

явлениях

на

основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности

аудитории

сверстников.

использовать

полученные

навыки

измерений в быту;

понимать роли ученых

нашей страны в

развитии современной

физики и влиянии на

технический и

социальный прогресс.

Регулятивные:

овладеть

навыками

постановки

целей,

планирования;

научиться понимать

р а з л и ч и я

м е ж д у

теоретическими

м о д е л я м и

и

реальными

объектами,

овладеть

регулятивными

универсальными

д е й с т в и я м и

д л я

объяснения

явлений

природы

( р а д у г а ,

затмение,

расширение

тел

при

нагревании);

овладеть

эвристическими

м е т о д а м и

п р и

решении

проблем

(переход жидкости в

пар

или

в

твердое

состояние

и

переход

вещества из твердого

с о с т о я н и я

в

газообразное,

минуя

жидкое);

овладеть

навыками

самостоятельного

приобретения знаний

о

длине,

о бъ е м е ,

времени,

температуре;

овладеть

навыками

самостоятельного

приобретения знаний

пр и

о п р е д е л е н и и

ц е н ы

д е л е н и я

и

объема,

постановки

цели,

планирования,

с а м о к о н т р о л я

и

оценки

результатов

своей

деятельности;

о

с о з д а т е л я х

современных

технологических

п р и б о р о в

и

устройств;

Познавательные:

формировать

умения

в о с п р и н и м а т ь

и

перерабатывать

сформировать

познавательный

интерес

к

предмету,

у в е р е н н о с т ь

в

возможности

познания

природы,

необходимости

разумного

использования

достижений науки и

техники, уважение к

т в о р ц а м

н а у к и ,

чувство патриотизма;

сформировать

самостоятельность

в

приобретении знаний

о

ф и з и ч е с к и х

явлениях:

механических,

электрических,

магнитных,

тепловых,

звуковых,

световых;

сформировать

познавательные

и н т е р е с ы

и

творческие

с по с обно с ти

п р и

изучении физических

приборов и способов

измерения

физических

величин

( С И ,

с т а р и н н ы е

меры

длины,

веса,

объема);

научиться

самостоятельно

приобретать знания о

способах

измерения

физических

величин

и

п р а к т и ч е с к о й

значимости

изученного

материала;

использовать

экспериментальный

метод исследования;

уважительно

относиться друг к

другу и к учителю.

2

и н ф о р м а ц и ю

в

символической

форме

при

переводе

физических величин;

формировать

умения

воспринимать,

перерабатывать

и

воспроизводить

и н ф о р м а ц и ю

в

словесной и образной

форме;

формировать

навыки

самостоятельного

поиска,

анализа

и

отбора информации с

использованием

Интернета,

справочной

л и т е р а т у р ы

д л я

подготовки

презентаций;

Коммуникативные:

развивать

монологическую

и

диалогическую речь;

уметь

в ы р а ж ат ь

свои мысли, слушать

собеседника,

понимать

его

точку

зрения,

отстаивать

свою

точку

зрения,

вести дискуссию;

научиться

работать

в паре при измерении

д л и н ы ,

в ы с о т ы ,

частоты пульса;

уметь

работать

в

группе.

Первона

чальные

сведения

о

строени

и

веществ

а

понимать

п р и р од у

физических

явлений:

расширение

тел

при

нагревании,

диффузия

в

г а з а х ,

ж и д ко с тя х

и

т в е р д ы х

т е л а х ,

с м а ч и в а н и е

и

н е с м а ч и в а н и е

т е л

большая

сжимаемость

г а з о в ,

м а л а я

сжимаемость

жидкостей

и твердых тел;

ставить

опыты

п о

исследованию

физических явлений или

физических

свойств

тел

при

изучении

скорости

протекания диффузии от

температуры,

использовать

приемы

по строения

физических

моделей,

п о и с к а

и

формулировки

доказательств

выдвинутых гипотез и

теоретических выводов

на основе эмпирически

установленных фактов;

сравнивать

точность

измерения физических

величин

по

величине

и х

о т н о с и т е л ь н о й

п о г р е ш н о с т и

п р и

проведении

прямых

измерений;

самостоятельно

проводить

косвенные

и з м е р е н и я

и

Регулятивные:

овладеть

навыками

самостоятельной

по становки

ц е л и ,

планирования

хода

эксперимента,

с а м о к о н т р о л я

и

оценки

результатов

измерения

размеров

малых тел;

овладеть

эвристическими

методами

решения

проблем,

навыками

объяснения

явления

диффузии;

овладеть

навыками

самостоятельного

приобретения знаний

сформировать

познавательный

интерес

к

предмету,

у б е ж д е н н о с т ь

в

познаваемости

природы,

самостоятельность

в

приобретении

практических

умений;

сформировать

интеллектуальные

и

творческие

способности,

развивать

инициативу;

сформировать

с п о с о б н о с т ь

к

самостоятельному

приобретению новых

3

исследования

зависимости

смачивания

и

несмачивания

тел

от

с т р о е н и я

в е щ е с т в а ,

в ы я в л е н и я

с т е п е н и

сжимаемости жидкости и

г а з а ;

п р и

э т о м

формулировать

проблему/задачу

учебного

эксперимента;

п р о в о д и т ь

о п ы т

и

формулировать выводы.

п о н и м а т ь

р о л ь

э к с п е р и м е н т а

в

п о л у ч е н и и

н ау ч н о й

информации;

проводить

п р я м ые

измерения

физических

величин:

расстояние,

о б ъ е м ,

п р и

э т о м

выбирать

оптимальный

спо соб

измерения

и

использовать

пр о с т е йш ие

м е т од ы

оценки

погрешностей

измерений.

проводить

косвенные

измерения

физических

ве лич ин:

в ы ч и с л я т ь

значение

величины

и

анализировать

полученные результаты с

у ч е т о м

з а д а н н о й

точности измерений при

измерении

р а з м е р о в

малых тел, объема;

применять

знания

о

строении

вещества

и

молекулы на практике;

исследования

физических величин с

использованием

различных

способов

измерения физических

величин,

в ы б и р ат ь

средства

измерения

с

учетом

необходимой

точности

измерений,

обосновывать

выбор

способа

измерения,

адекватного

поставленной

задаче,

п р о в од и т ь

о ц е н к у

достоверности

полученных

результатов;

воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-

популярной литературе

и

средствах

массовой

информации,

критически

оценивать

полученную

информацию,

а н а л и з и р у я

е е

содержание

и

данные

о б

и с т о ч н и к е

информации;

использовать

полученные

знания

о

способах

измерения

физических величин, о

диффузии

и

скорости

е е

п р о т е к а н и я ,

о

взаимодействии

м о л е к у л ,

с в о й с т в

веществ

в

различных

агрегатных

состояниях

в

повседневной

жизни

(быт,

экология,

охрана

окружающей

среды),

приводить примеры.

о

взаимодействии

молекул

на

примере

изменения

формы

тела при растяжении

и

сжатии

упругого

тела,

об

агрегатном

состоянии

вещества

на Земле и планетах

Солнечной системы;

Познавательные:

овладеть

познавательными

универсальными

учебными

д е й с т в и я м и

н а

примерах гипотез для

объяснения строения

в е щ е с т в а

и

молекулы,

явления

диффузии

в

газах,

жидкостях и твердых

телах,

взаимодействия

м о л е к у л

и

экспериментальной

проверки

выдвигаемых гипотез

с помощью опытов;

уметь

предвидеть

возможные

результаты, понимать

р а з л и ч и я

м е ж д у

исходными

фактами

и гипотезами для их

объяснения,

между

моделями

(модель

броуновского

движения,

молекулы

воды,

кислорода)

и

реальными

объектами;

уметь

предвидеть

возможные

ре зультаты

с во и х

д е й с т в и й

п р и

изменении

формы

жидкости,

обнаружении воздуха

в

о к р у ж а ю щ е м

пространстве;

овладеть

познавательными

универсальными

учебными

д е й с т в и я м и

п р и

составлении

сравнительных

таблиц;

Коммуникативные:

развивать

з н а н и й

и

практических

умений;

сформировать

ценностные

отношения

друг

к

другу,

к

учителю,

к

результатам

обучения;

научиться

пользоваться

экспериментальным

методом

исследования

при

измерении

размеров

малых тел;

п р и н и м а т ь

и

обосновывать

решения,

самостоятельно

оценивать результаты

своих действий;

сформировать

у б е ж д е н н о с т ь

в

необходимости

разумного

использования

достижений

науки

и

технологий.

4

монологическую

и

диалогическую речь;

уметь

воспринимать

перерабатывать

и

предъявлять

и н ф о р м а ц и ю

в

словесной,

образной

формах,

выражать

свои мысли, слушать

собеседника,

принимать его точку

зрения,

отстаивать

свою

точку

зрения,

вести дискуссию;

уметь работать в

группе

Взаимод

ействие

тел

распознавать

механические явления и

объяснять

на

о снове

и м е ю щ и хс я

з н а н и й

основные

свойства

или

условия протекания этих

явлений:

механическое

движение,

равномерное

и

н е р а в н о м е р н о е

движение,

относительность

механического

движения,

и н е р ц и я ,

взаимодействие

т е л ,

всемирное тяготение;

описывать

изученные

с в о й с т в а

т е л

и

механические

явления,

используя

физические

в е л и ч и н ы :

п у т ь ,

скорость,

масса

тела,

плотность

веще ства,

сила (сила тяжести, сила

упругости, сила трения);

при описании правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

величин, их обозначения

и

единицы

измерения,

н а ход и т ь

ф о р м ул ы ,

связывающие

данную

физическую величину с

другими

величинами,

вычислять

з н ач е н и е

физической величины;

анализировать

с в о й с т в а

т е л ,

механические явления и

процессы,

используя

физиче ские

з а ко н ы :

з а к о н

в с е м и р н о г о

тяготения,

закон

Гука;

при

этом

р а з л и ч ат ь

словесную

формулировку

закона

и

осознавать

ценность

научных исследований,

р о л ь

ф и з и к и

в

расширении

п р е д с т а в л е н и й

о б

окружающем мире и ее

вклад

в

улучшение

качества жизни;

использовать

приемы

по строения

физических

моделей,

п о и с к а

и

формулировки

доказательств

выдвинутых гипотез и

теоретических выводов

на основе эмпирически

установленных фактов;

сравнивать

точность

измерения физических

в е л и ч и н :

в р е м я ,

расстояние, масса тела,

сила,

вес,

объем,

по

в е л и ч и н е

и х

относительной

п о г р е ш н о с т и

п р и

проведении

прямых

измерений;

самостоятельно

проводить

косвенные

и з м е р е н и я

и

исследования

физических величин с

использованием

различных

способов

измерения физических

величин:

с ко р о с т ь ,

п л о т н о с т ь

т е л а ,

равнодействующая

двух сил, действующих

н а

т е л о

и

направленных в одну и

противоположные

стороны;

выб и рат ь

средства

измерения

с

Регулятивные:

овладеть

навыками

самостоятельного

приобретения

знаний

о

движении

тел

на

основании

личных

наблюдений,

практического опыта,

понимания

различий

между теоретической

моделью

«равномерное

д в и ж е н и е »

и

реальным движением

тел

в

окружающем

мире;

овладеть

навыками

самостоятельной

по ст ановки

ц е л и ,

планирования

хода

эксперимента,

с а м о к о н т р о л я

и

оценки

результатов

и з м е р е н и я

п р и

выполнении

домашних

экспериментальных

заданий,

лабораторных работ;

научиться

самостоятельно

искать,

отбирать

и

анализировать

информацию

в

сети

Интернет, справочной

литературе;

овладеть

эвристическими

методами

решения

проблем;

Познавательные:

во спринимать

и

переводить

условия

з а д а ч

в

сформировать

познавательный

и н т е р е с

и

творческую

инициативу,

самостоятельность

в

приобретении знаний

о

м е х а н и ч е с к о м

д в и ж е н и и ,

о

взаимодействии

тел,

практические

умения;

сформировать

ценностное

отношение

друг

к

другу,

к

учителю,

к

результатам

обучения;

стимулировать

использование

экспериментального

метода

использования

при

изучении

р а в н о м е р н о г о

и

неравномерного

движения,

скорости

движения тел;

уметь принимать

самостоятельные

решения,

о б о с н о в ы в а т ь

и

оценивать результаты

с в о и х

д е й с т в и й ,

проявлять

и н и ц и а т и в у

п р и

изучении

механического

движения,

взаимодействия тел;

5

е го

м ат е м ат и ч е с ко е

выражение;

различать

основные

признаки

изученных

физических

моделей:

материальная точка;

р е ш а т ь

з а д а ч и ,

используя

физические

законы

(закон

Гука)

и

формулы,

связывающие

физические

величины

(путь,

скорость,

время,

масса

тела,

плотность

вещества,

объем

тела,

с и л а

у п р у г о с т и ,

равнодействующая

двух

сил,

направленных

по

од н о й

п р я м о й ) :

н а

основе

анализа

условия

з а д а ч и

з а п и с ы в а т ь

к р а т к о е

у с л о в и е ,

выделять

физические

величины,

законы

и

формулы,

необходимые

д л я

е е

р е ш е н и я ,

проводить

расчеты

и

оценивать

реальность

полученного

значения

физической величины;

распознавать

п р о бл е м ы ,

ко т о р ы е

м ож н о

р е ш и т ь

п р и

помощи

ф и з и ч е с к и х

методов;

анализировать

о т д е л ь н ы е

э т а п ы

проведения

и с с л е д о в а н и й

и

интерпретировать

результаты

наблюдений

и опытов;

п о н и м а т ь

р о л ь

э к с п е р и м е н т а

в

п ол у ч е н и и

н ау ч н о й

информации;

проводить

пр я мые

измерения

физических

в е л и ч и н :

в р е м я ,

расстояние,

масса

тела,

сила,

вес,

сила

трения

скольжения, сила трения

качения, объем, при этом

выбирать

оптимальный

способ

измерения

и

использовать

про стейшие

м е тод ы

оценки

погрешностей

измерений.

проводить

исследование

зависимостей

физических

величин

с

использованием

прямых

учетом

необходимой

точности

измерений,

обосновывать

выбор

способа

измерения,

адекватного

поставленной

задаче,

п р о в од и т ь

о ц е н к у

достоверности

полученных

результатов;

воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-

популярной литературе

и

средствах

массовой

информации,

критически

оценивать

полученную

информацию,

а н а л и з и р у я

е е

содержание

и

данные

о б

и с т о ч н и к е

информации;

создавать

собственные

письменные

и

устные

с о о б щ е н и я

о

физических

явлениях

на

основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности

аудитории

сверстников.

использовать

знания

о

м е х а н и ч е с к и х

я в л е н и я х

в

повседневной

жизни

д л я

о б е с п е ч е н и я

б е з о п а с н о с т и

п р и

о б р а щ е н и и

с

п р и б о р а м и

и

техническими

уст ройствами,

д л я

сохранения здоровья и

с о б л юд е н и я

н о р м

экологического

п о в е д е н и я

в

окружающей

среде;

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний

о

механических

явлениях и физических

законах;

различать

границы

применимости

символическую

форму;

находить

в

тексте

требуемую

и н ф о р м а ц и ю

( в

с о о т в е т с т в и и

с

ц е л я м и

с в о е й

деятельности);

ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

с м ы с л

т е к с т а ,

структурировать

текст;

о т б и р а т ь

и

анализировать

и н ф о р м а ц и ю

о

взаимодействии тел с

помощью Интернета;

уметь

предвидеть

возможные

результаты, понимать

р а з л и ч и я

м е ж д у

исходными фактами и

гипотезами

для

их

объяснения,

между

теоретической

моделью и реальным

объектом;

уметь

проводить

экспериментальную

проверку выдвинутых

гипотез;

овладеть

познавательными

универсальными

учебными

д е й с т в и я м и

п р и

составлении

сравнительных

таблиц;

Коммуникативные:

развивать

монологическую

и

диалогическую речь;

уметь

воспринимать

перерабатывать

и

предъявлять

и н ф о р м а ц и ю

в

словесной,

образной

формах,

выражать

свои мысли, слушать

собеседника,

принимать

его

точку

зрения,

отстаивать

свою

точку

зрения,

вести дискуссию;

уметь работать в

группе

6

измерений: пройденного

п у т и

о т

в р е м е н и ,

удлинения

пружины

от

пр ил оже нно й

с и л ы ,

силы тяжести тела от его

массы,

силы

т рения

скольжения от площади

соприкосновения

тел

и

силы,

прижимающей

тело

к

п о ве р х н о с т и

(нормального давления);

при этом конструировать

установку,

фиксировать

результаты

полученной

зависимости физических

величин в виде таблиц и

графиков, делать выводы

п о

р е з у л ь т а т а м

исследования;

проводить

косвенные

измерения

физических

в е л и ч и н :

с к о р о с т ь ,

п л о т н о с т ь

т е л а ,

равнодействующая

двух

сил,

действующих

на

тело

и

направленных

в

о д н у

и

противоположные

с т о р о н ы ,

п р и

выполнении

измерений

собирать

экспериментальную

у с т а н о в к у,

с л е д у я

предложенной

инструкции,

вычислять

значение

величины

и

анализировать

полученные

результаты

с

у ч е т о м

з а д а н н о й

точности измерений;

ставить

опыты

п о

исследованию

физических явлений или

физических свойств тел

б е з

и с п о л ь з о в а н и я

прямых измерений; при

этом

ф ормулироват ь

проблему/задачу

учебного

эксперимента;

собирать

установку

из

предложенного

оборудования;

п р о в о д и т ь

о п ы т

и

формулировать выводы;

анализировать

с итуа ции

п р а к т и ко -

ориентированного

характера,

узнавать

в

н и х

п р о я в л е н и е

изученных

физических

я в л е н и й

и л и

з а ко н о м е р н о с т е й

и

физических

законов,

понимать

всеобщий

характер

фундаментальных

з а к о н о в

( з а к о н

всемирного

тяготения)

и

о г р а н и ч е н н о с т ь

использования частных

законов (закон Гука и

др.);

находить адекватную

предложенной

задаче

физическую

модель,

разрешать

проблему

к а к

н а

о с н о в е

имеющихся знаний по

м е х а н и к е

с

использованием

математического

аппарата,

так

и

при

п о м о щ и

м е т о д о в

оценки.

7

применять

имеющиеся

з н а н и я

д л я

и х

объяснения;

находить

с в я з ь

м е ж д у

физическими

в е л и ч и н а м и :

с и л о й

тяжести и массой тела,

скорости со временем и

путем, плотности тела с

его

массой

и

объемом,

силой

тяжести

и

весом

тела;

понимать

принципы

действия

динамометра,

весов, встречающихся в

повседневной

жизни,

и

способов

обеспечения

безопасности

при

их

использовании;

переводить

физические величины из

несистемных

в

СИ

и

наоборот;

использовать при

выполнении учебных

задач научно-

популярную литературу

о физических явлениях,

справочные материалы,

ресурсы Интернет

Давлени

е

твердых

тел,

жидкост

ей и

газов

распознавать

механические явления и

объяснять

на

о снове

и м е ю щ и хс я

з н а н и й

основные

свойства

или

условия протекания этих

явлений:

атмосферное

д а в л е н и е ,

п е р е д а ч а

д а вл е н и я

т в е р д ы м и

телами,

жидкостями

и

газами,

атмо сферное

давление, плавание тел,

воздухоплавание,

расположение

уровня

ж и д к о с т и

в

сообщающихся

сосудах,

существование

воздушной

оболочки

З е м л и ,

с п о с о б ы

у в е л и ч е н и я

и

уменьшения давления;

описывать

изученные

с в о й с т в а

т е л

и

механические

явления,

используя

физические

величины:

давление,

температура,

площадь

опоры,

объем,

сил а,

п л о т н о с т ь ;

п р и

описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

осознавать

ценность

научных исследований,

р о л ь

ф и з и к и

в

расширении

п р е д с т а в л е н и й

о б

окружающем мире и ее

вклад

в

улучшение

качества жизни;

использовать

приемы

по строения

физических

моделей,

п о и с к а

и

формулировки

доказательств

выдвинутых гипотез и

теоретических выводов

на основе эмпирически

установленных фактов;

самостоятельно

проводить

косвенные

и з м е р е н и я

и

исследования

физических величин с

использованием

различных

способов

измерения физических

величин,

в ы б и р ат ь

средства

измерения

с

учетом

необходимой

точности

измерений,

обосновывать

выбор

способа

измерения,

Регулятивные:

овладеть

навыками

самостоятельного

приобретения

знаний

о

давлении

твердых

тел, жидкостей, газов

на основании личных

наблюдений;

овладеть

навыками

самостоятельной

по ст ановки

ц е л и ,

планирования

хода

эксперимента,

с а м о к о н т р о л я

и

оценки

результатов

и з м е р е н и я

п р и

выполнении

домашних

экспериментальных

заданий,

лабораторных работ;

научиться

самостоятельно

искать,

отбирать

и

анализировать

информацию

в

сети

Интернет, справочной

литературе;

Познавательные:

во спринимать

и

переводить

условия

сформировать

познавательный

и н т е р е с

и

творческую

инициативу,

самостоятельность

в

приобретении знаний

о

давлении

твердых

тел,

жидкостей

и

газов,

практические

умения;

сформировать

ценностное

отношение

друг

к

другу,

к

учителю,

к

результатам

обучения;

использовать

экспериментальный

метод

исследования

п р и

и з у ч е н и и

давления;

уметь принимать

самостоятельные

решения,

о б о с н о в ы в а т ь

и

оценивать результаты

с в о и х

д е й с т в и й ,

проявлять

и н и ц и а т и в у

п р и

изучении

давления

т в е р д ы х

т е л ,

8

величин, их обозначения

и

единицы

измерения,

н а ход и т ь

ф о р м ул ы ,

связывающие

данную

физическую величину с

другими

величинами,

вычислять

з н ач е н и е

физической величины;

анализировать

с в о й с т в а

т е л ,

механические явления и

процессы,

используя

физиче ские

з а ко н ы :

закон

Паскаля,

закон

Архимеда;

при

этом

различать

словесную

формулировку

закона

и

е го

м ат е м ат и ч е с ко е

выражение;

р е ш а т ь

з а д а ч и ,

используя

физические

законы

(закон

Паскаля,

з а ко н

А р х и м е д а )

и

формулы,

связывающие

физические

величины

(масса

тела,

плотность

в е щ е с т в а ,

с и л а ,

давление,

давление

на

дно и стенки сосуда): на

основе

анализа

условия

з а д а ч и

з а п и с ы в а т ь

к р а т к о е

у с л о в и е ,

выделять

физические

величины,

законы

и

формулы,

необходимые

д л я

е е

р е ш е н и я ,

проводить

расчеты

и

оценивать

реальность

полученного

значения

физической величины.

распознавать

п р о бл е м ы ,

ко т о р ы е

м ож н о

р е ш и т ь

п р и

помощи

ф и з и ч е с к и х

методов;

анализировать

о т д е л ь н ы е

э т а п ы

проведения

и с с л е д о в а н и й

и

интерпретировать

результаты

наблюдений

и опытов;

п о н и м а т ь

р о л ь

э к с п е р и м е н т а

в

п ол у ч е н и и

н ау ч н о й

информации;

проводить

пр я мые

измерения

физических

в е л и ч и н :

о б ъ е м ,

атмосферное

давление;

п р и

э том

в ы б и р а т ь

оптимальный

спо соб

и з м е р е н и я

и

адекватного

поставленной

задаче,

п р о в од и т ь

о ц е н к у

достоверности

полученных

результатов;

воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-

популярной литературе

и

средствах

массовой

информации,

критически

оценивать

полученную

информацию,

а н а л и з и р у я

е е

содержание

и

данные

о б

и с т о ч н и к е

информации;

создавать

собственные

письменные

и

устные

с о о б щ е н и я

о

физических

явлениях

на

основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности

аудитории

сверстников.

использовать

знания

о

м е х а н и ч е с к и х

я в л е н и я х

в

повседневной

жизни

д л я

о б е с п е ч е н и я

б е з о п а с н о с т и

п р и

о б р а щ е н и и

с

п р и б о р а м и

и

техническими

уст ройствами,

д л я

сохранения здоровья и

с о б л юд е н и я

н о р м

экологического

п о в е д е н и я

в

окружающей

среде;

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний

о

механических

явлениях и физических

з а ко н а х ;

п р и м е р ы

использования

возобновляемых

источников энергии;

различать

границы

применимости

физических

законов,

з а д а ч

в

символическую

форму;

находить

в

тексте

требуемую

и н ф о р м а ц и ю

( в

с о о т в е т с т в и и

с

ц е л я м и

с в о е й

деятельности);

ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

с м ы с л

т е к с т а ,

структурировать

текст;

о т б и р а т ь

и

анализировать

и н ф о р м а ц и ю

о

давлении

твердых

тел, жидкостей, газов

с

п о м о щ ь ю

Интернета;

научиться

оценивать результаты

своей деятельности;

уметь

предвидеть

возможные

результаты, понимать

р а з л и ч и я

м е ж д у

исходными фактами и

гипотезами

для

их

объяснения,

между

теоретической

моделью и реальным

объектом;

уметь

проводить

экспериментальную

проверку выдвинутых

гипотез;

Коммуникативные:

развивать

монологическую

и

диалогическую речь;

уметь

воспринимать

перерабатывать

и

предъявлять

и н ф о р м а ц и ю

в

словесной,

образной

формах,

выражать

свои мысли, слушать

собеседника,

принимать

его

точку

зрения,

отстаивать

свою

точку

зрения,

вести дискуссию;

уметь работать в

группе

жидкостей и газов;

9

использовать

про стейшие

м е тод ы

оценки

погрешностей

измерений;

проводить

косвенные

измерения

физических

в е л и ч и н :

д а в л е н и е

жидко сти

на

дно

и

стенки

сосуда,

сила

А р х и м е д а ;

п р и

выполнении

измерений

собирать

экспериментальную

у с т а н о в к у,

с л е д у я

предложенной

инструкции,

вычислять

значение

величины

и

анализировать

полученные

результаты

с

у ч е т о м

з а д а н н о й

точности измерений;

проводить

исследование

зависимостей

физических

величин

с

использованием

прямых

и з м е р е н и й :

с и л а

Архимеда

от

объема

в ы т е с н е н н о й

т е л о м

воды, условий плавания

тела

в

жидкости

от

действия силы тяжести и

силы

Архимеда;

при

этом

конструировать

установку,

фиксировать

результаты

полученной

зависимости физических

величин в виде таблиц и

графиков, делать выводы

п о

р е з у л ь т а т а м

исследования;

ставить

опыты

п о

исследованию

физических явлений или

физических свойств тел

б е з

и с п о л ь з о в а н и я

прямых измерений; при

этом

ф ормулироват ь

проблему/задачу

учебного

эксперимента;

собирать

установку

из

предложенного

оборудования;

п р о в о д и т ь

о п ы т

и

формулировать выводы;

анализировать

с итуа ции

п р а к т и ко -

ориентированного

характера,

узнавать

в

н и х

п р о я в л е н и е

изученных

физических

я в л е н и й

и л и

понимать

ограниченность

использования частных

з а к о н о в

( з а к о н

Архимеда и др.);

находить адекватную

предложенной задаче

физическую модель,

разрешать проблему

как на основе

имеющихся знаний по

механике с

использованием

математического

аппарата, так и при

помощи методов

оценки.

10

з а ко н о м е р н о с т е й

и

применять

имеющиеся

з н а н и я

д л я

и х

объяснения;

понимать

принципы

действия

баромет ра-

анероида,

манометра,

поршневого

жидкостного

насо с а,

гидравлического пресса,

условия

их

безопасного

и с п о л ь з о в а н и я

в

повседневной жизни;

и с п о л ь з о в ат ь

п р и

выполнении

учебных

з а д а ч

н а у ч н о -

популярную

литературу

о физических явлениях,

справочные

материалы,

ресурсы Интернет.

Работа и

мощност

ь,

энергия

распознавать

механические явления и

объяснять

на

о снове

и м е ю щ и хс я

з н а н и й

основные

свойства

или

условия протекания этих

явлений:

равнове сие

твердых

тел,

имеющих

з а к р е п л е н н у ю

о с ь

вращения,

превращение

о д н о г о

в и д а

кинетической энергии в

другой;

описывать

изученные

с в о й с т в а

т е л

и

механические

явления,

используя

физические

в е л и ч и н ы :

с и л а ,

кинетическая

энергия,

потенциальная

энергия,

механическая

работа,

механическая мощность,

КПД

при

совершении

р а б о т ы

с

использованием

простого механизма; при

описании

правильно

трактовать

физический

смысл

используемых

величин, их обозначения

и

единицы

измерения,

н а ход и т ь

ф о р м ул ы ,

связывающие

данную

физическую величину с

другими

величинами,

вычислять

з н ач е н и е

физической величины;

анализировать

с в о й с т в а

т е л ,

механические явления и

процессы,

используя

осознавать ценность

научных исследований,

р о л ь

ф и з и к и

в

расширении

п р е д с т а в л е н и й

о б

окружающем мире и ее

вклад

в

улучшение

качества жизни;

использовать

приемы

по строения

физических

моделей,

п о и с к а

и

формулировки

доказательств

выдвинутых гипотез и

теоретических выводов

на основе эмпирически

установленных фактов;

сравнивать точность

измерения физических

величин

по

величине

и х

о т н о с и т е л ь н о й

п о г р е ш н о с т и

п р и

проведении

прямых

измерений;

самостоятельно

проводить

косвенные

и з м е р е н и я

и

исследования

физических величин с

использованием

различных

способов

измерения физических

величин,

в ы б и р ат ь

средства

измерения

с

учетом

необходимой

точности

измерений,

обосновывать

выбор

способа

измерения,

адекватного

поставленной

задаче,

Регулятивные:

овладеть

навыками

самостоятельного

приобретения

знаний

на основании личных

наблюдений,

практического опыта;

овладеть

навыками

самостоятельной

по ст ановки

ц е л и ,

планирования

хода

эксперимента,

с а м о к о н т р о л я

и

оценки

результатов

и з м е р е н и я

п р и

выполнении

домашних

экспериментальных

заданий,

лабораторных работ;

научиться

самостоятельно

искать,

отбирать

и

анализировать

информацию

в

сети

Интернет, справочной

литературе;

Познавательные:

во спринимать

и

переводить

условия

з а д а ч

в

символическую

форму;

находить

в

тексте

требуемую

и н ф о р м а ц и ю

( в

с о о т в е т с т в и и

с

ц е л я м и

с в о е й

деятельности);

ориентироваться

в

сформировать

познавательный

и н т е р е с

и

творческую

инициативу,

самостоятельность

в

приобретении

знаний,

практические

умения;

сформировать

ценностное

отношение

друг

к

другу,

к

учителю,

к

результатам

обучения;

стимулировать

использование

экспериментального

метода

использования

при

изучении

простых

механизмов;

уметь

принимать

самостоятельные

решения,

о б о с н о в ы в а т ь

и

оценивать результаты

с в о и х

д е й с т в и й ,

проявлять

и н и ц и а т и в у

п р и

изучении

ра боты ,

мощности, энергии;

11

физиче ские

з а ко н ы :

з а к о н

с о х р а н е н и я

э н е р г и и ;

п р и

э т о м

различать

словесную

формулировку

закона

и

е го

м ат е м ат и ч е с ко е

выражение;

р е ш а т ь

з а д а ч и ,

используя

физические

з а к о н ы

( з а к о н

сохранения

энергии)

и

формулы,

связывающие

физические

величины

(кинетическая

энергия,

потенциальная

энергия,

механическая

работа,

механическая мощность,

К П Д

п р о с т о г о

механизма,

у с л о в и е

р а в н о в е с и я

с и л

н а

рычаге,

момент

силы):

н а

о с н о в е

а н а л и з а

у с л о в и я

з а д а ч и

з ап и с ы ват ь

к р а т ко е

у с л о в и е ,

в ы д е л я т ь

физические

величины,

за коны

и

ф о р м ул ы ,

необходимые

для

ее

решения,

п р о вод и т ь

расчеты

и

оценивать

реальность

полученного

значения

физической

величины;

распознавать

п р о бл е м ы ,

ко т о р ы е

м ож н о

р е ш и т ь

п р и

помощи

ф и з и ч е с к и х

методов;

анализировать

о т д е л ь н ы е

э т а п ы

проведения

и с с л е д о в а н и й

и

интерпретировать

результаты

наблюдений

и опытов;

ставить

опыты

по

исследованию

физических явлений или

физических свойств тел

б е з

и с п о л ь з о в а н и я

прямых измерений; при

этом

ф ормулироват ь

проблему/задачу

учебного

эксперимента;

собирать

установку

из

предложенного

оборудования;

п р о в о д и т ь

о п ы т

и

формулировать выводы;

п о н и м а т ь

р о л ь

э к с п е р и м е н т а

в

п ол у ч е н и и

н ау ч н о й

информации;

п р о в од и т ь

о ц е н к у

достоверности

полученных

результатов;

воспринимать

информацию

физического

содержания

в

научно-

популярной литературе

и

средствах

массовой

информации,

критически

оценивать

полученную

информацию,

а н а л и з и р у я

е е

содержание

и

данные

о б

и с т о ч н и к е

информации;

создавать

собственные

письменные

и

устные

с о о б щ е н и я

о

физических

явлениях

на

основе

нескольких

источников

информации,

сопровождать

выступление

презентацией,

учитывая

особенности

аудитории

сверстников.

использовать знания

о

м е х а н и ч е с к и х

я в л е н и я х

в

повседневной

жизни

д л я

о б е с п е ч е н и я

б е з о п а с н о с т и

п р и

о б р а щ е н и и

с

п р и б о р а м и

и

техническими

уст ройствами,

д л я

сохранения здоровья и

с о б л юд е н и я

н о р м

экологического

п о в е д е н и я

в

окружающей

среде;

приводить

примеры

практического

использования

физических

знаний

о

механических

явлениях и физических

законах;

различать

границы

применимости

физических

законов,

понимать

всеобщий

характер

фундаментальных

з а к о н о в

( з а к о н

сохранения

содержании

текста,

понимать

целостный

с м ы с л

т е к с т а ,

структурировать

текст;

о т б и р а т ь

и

анализировать

и н ф о р м а ц и ю

о

скорости

движения

т е л

с

п о м о щ ь ю

Интернета;

уметь

предвидеть

возможные

результаты, понимать

р а з л и ч и я

м е ж д у

исходными фактами и

гипотезами

для

их

объяснения,

между

теоретической

моделью и реальным

объектом;

уметь

проводить

экспериментальную

проверку выдвинутых

гипотез;

Коммуникативные:

развивать

монологическую

и

диалогическую речь;

уметь

воспринимать

перерабатывать

и

предъявлять

и н ф о р м а ц и ю

в

словесной,

образной

формах,

выражать

свои мысли, слушать

собеседника,

принимать

его

точку

зрения,

отстаивать

свою

точку

зрения,

вести дискуссию;

уметь работать в

группе.

12

проводить

прямые

измерения

физических

величин:

расстояние,

с и л а ) ;

п р и

э т о м

выбирать

оптимальный

способ

измерения

и

использовать

про стейшие

м е тод ы

оценки

погрешностей

измерений.

проводить

исследование

зависимостей

физических

величин

с

использованием

прямых

измерений:

при

этом

конструировать

установку,

фиксировать

результаты

полученной

зависимости физических

величин в виде таблиц и

графиков, делать выводы

п о

р е з у л ь т а т а м

исследования;

проводить

косвенные

измерения

физических

величин:

определение

соотношения сил и плеч

для

равновесия

рычага;

п р и

в ы п о л н е н и и

измерений

с о б и р ат ь

экспериментальную

у с т а н о в к у,

с л е д у я

предложенной

инструкции,

вычислять

значение

величины

и

анализировать

полученные

результаты

с

у ч е т о м

з а д а н н о й

точности измерений;

анализировать

с итуа ции

п р а к т и ко -

ориентированного

характера,

узнавать

в

н и х

п р о я в л е н и е

изученных

физических

я в л е н и й

и л и

з а ко н о м е р н о с т е й

и

применять

имеющиеся

з н а н и я

д л я

и х

объяснения;

понимать

принципы

действия рычага, блока,

наклонной

плоскости,

условия

их

безопасного

и с п о л ь з о в а н и я

в

повседневной жизни;

и с п ол ь зо ват ь

п р и

выполнении

учебных

з а д а ч

н а у ч н о -

популярную

литературу

о физических явлениях,

механической

энергии);

находить адекватную

предложенной задаче

физическую модель,

разрешать проблему

как на основе

имеющихся знаний по

механике с

использованием

математического

аппарата, так и при

помощи методов

оценки

13

справочные

материалы,

ресурсы Интернет.

Обобща

ющее

повторе

ние,

лаборат

орный

практик

ум

Регулятивные:

научиться

самостоятельно

искать,

отбирать

и

анализировать

информацию

в

сети

Интернет, справочной

литературе;

Познавательные:

во спринимать

и

переводить

условия

з а д а ч

в

символическую

форму;

находить

в

тексте

требуемую

и н ф о р м а ц и ю

( в

с о о т в е т с т в и и

с

ц е л я м и

с в о е й

деятельности);

ориентироваться

в

содержании

текста,

понимать

целостный

с м ы с л

т е к с т а ,

структурировать

текст;

о т б и р а т ь

и

анализировать

и н ф о р м а ц и ю

о

скорости

движения

т е л

с

п о м о щ ь ю

Интернета;

Коммуникативные:

развивать

монологическую

и

диалогическую речь;

уметь

воспринимать

перерабатывать

и

предъявлять

и н ф о р м а ц и ю

в

словесной,

образной

формах,

выражать

свои мысли, слушать

собеседника,

принимать

его

точку

зрения,

отстаивать

свою

точку

зрения,

вести дискуссию;

уметь

работ ать

в

группе.

сформировать

ценностное

отношение

друг

к

другу,

к

учителю,

к

результатам

обучения;

уметь

п р и н и м ат ь

самостоятельные

решения,

о б о с н о в ы в а т ь

и

оценивать результаты

с в о и х

д е й с т в и й ,

проявлять

и н и ц и а т и в у

п р и

изучении

ра боты ,

мощности, энергии;

Содержание учебного предмета (70 часов)

I. Введение (4 ч)

14

Физика-наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений. Измерение физических

величин. Международная система единиц. Физический эксперимент. Физические законы. Моделирование

явлений и объектов природы.

Погрешности измерений. Роль физики в формировании научной картины мира. Наблюдение

простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания).

Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Научный метод

познания. Физика и техника.

Демонстрации:

Наблюдение физических явлений.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а № 1

«Определение цены деления измерительного прибора»

II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)

Строение вещества. Тепловое движение молекул и атомов.

Диффузия. Связь температуры со скоростью хаотического движения молекул. Броуновское движение.

Наблюдение и описание диффузии. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и

твердых тел. Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества.

Демонстрации:

1.Диффузия в растворах и газах, в воде.

2.Модель хаотического движения молекул в газе.

3.Модель броуновского движения.

4.Сцепление твердых тел.

Опыты:

1.Опыт по обнаружению сил межмолекулярного сцепления.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а № 2

«И з м е р е н и е

р а з м е р о в

м а л ы х

т е л »

III. Взаимодействие тел. (22 час.)

Механическое движение. Система отсчета и относительность движения.

Наблюдение и описание

различных видов механического движения. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между

силой

тяжести

и

массой

тела. Объяснение

устройства

и

принципа

действия

физических

приборов

и

технических объектов: динамометра. Динамометр. Упругая деформация.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Проведение простых опытов и экспериментальных

исследований по выявлению зависимостей: силы трения от силы нормального давления. Сила трения.

Трение.

Демонстрации:

1.Явление инерции.

2.Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

3.Свойства силы трения.

4.Сложение сил.

Опыты:

1.Измерение скорости равномерного движения.

2.исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.

3.Измерение плотности жидкости.

4.Сложение сил ,направленных вдоль одной прямой.

5.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а № 3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №4 «Измерение объема тела”

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №5 «Измерение плотности твердого вещества»

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила.(20 час)

Измерение

физических

величин:

Давление.

Способы

уменьшения

и

увеличения

давления.

Наблюдение и описание

передачи давления жидкостями и газами Давление в жидкости и газе. Расчет

давления жидкости на дно и стенки сосуда. Закон Паскаля

Сообщающие

сосуды.

Применение.

Устройство

шлюзов,

водомерного

стекла.

Архимедова

сила.

Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Вес воздуха. Причина появления атмосферного давления.

Опыт

Торричелли. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических

объектов: барометра. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Наблюдение и описание

плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Демонстрации:

1.Барометр.

15

2..Гидравлический пресс.

Опыты:

1,Измерение атмосферного давления.

2.Опыт с шаром Паскаля.

3.Опыт с ведерком Архимеда.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в

жидкость тело»

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)

Работа.

Мощность.

Измерение

физических

величин:

работы,

мощности.

Простые

механизмы.

Условия равновесия тел. Рычаги. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по

выявлению условий равновесия рычага. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов

и технических объектов: простых механизмов. Блоки. Золотое правило механики. Коэффициент полезного

действия. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований условия

равновесия рычага.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической

энергии. Превращение одного вида механической энергии в другую.

Демонстрации:

1.Равновесие тела, имеющего ось вращения.

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

Л а б о р а т о р н а я

р а б о т а №10 «Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости»

VI. Закрепление материала. (6ч)

Календарно-тематическое планирование

учебник (Перышкин А.В. Физика. 7 класс – М.: Дрофа, 2014)

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

Сроки

План.

Факт.

Введение

Физика и физические методы

изучения природы (4ч)

1

Инструктаж по технике

безопасности. Что изучает

физика

Методы физического познания.

1

Объясняют, описывают физические

явления, отличают физические

явления от химических явлений;

проводят наблюдения физических

явлений, анализируют и

классифицируют их, демонстрируют

уровень знаний об окружающем мире.

4.09

2

Физические величины.

Измерение физических

величин.

Международная система

единиц. Точность и

погрешность измерений.

1

Измеряют расстояния, промежутки

времени, температуру; обрабатывают

результаты измерений; определяют

цену деления шкалы измерительных

приборов; переводят значения

физических величин в СИ.

5.09

3

Физика и техника.

1

Выделяют

основные

этапы

развития

физической науки и называют имена

выдающихся ученых; понимают роли

ученых

нашей

страны

в

развитии

современной

физики

и

влиянии

на

технический и социальный прогресс;

определяют место физики как науки,

д е л а ю т

в ы в о д ы

о

р а з в и т и и

физической науки и ее достижениях;

составляют план презентации

11.09

4

Лабораторная работа № 1

«Определение основных

характеристик измерительных

приборов»

1

Определяют цену деления прибора

(линейки, вольтметра, амперметра

часов),рассчитывают погрешности

измерений.

Находят

цену

деления

любо го

12.09

16

и з м е р и т е л ь н о г о

п р и б о р а ,

представляют результаты измерений в

виде таблиц; анализируют результаты

по

определению

цены

деления

измерительного

прибора,

делают

выводы; работают в паре; переводят

значение физических величин в СИ,

определять

погрешность

измерения,

записывать

результат

измерения

с

учетом п-грешности

Первоначальные сведения о

строении вещества(6 часов)

5

Строение вещества. Молекулы.

1

Объясняют

опыты,

подтверждающие

молекулярное

строение

вещества

,схематически изображают молекулы,

создают

модели

молекул

воды

и

кислорода; определяют размер малых

тел. Наблюдают и объясняют опыты

,доказывающие

основные

положения

строения вещества

18.09

6

Лабораторная работа№ 2 «

Определение размеров малых

тел»

1

Измеряют размеры малых тел методом

рядов, различают способы измерения

размеров

малых

тел;

представляют

результаты измерений в виде таблиц;

выполняют

и с с л е д о в а т е л ь с к и й

э кс п е р и м е н т

п о

о п р е д е л е н и ю

размеров малых тел, делают выводы;

работают в группе

19.09

7

Движение молекул. Диффузия в

газах, жидкостях и твердых

телах. Броуновское движение

1

Объясняют

явление

диффузии

и

зависимость

скорости

ее

протекания

от

температуры

тела;

приводит

примеры

диффузии

в

окружающем

мире.

Наблюдают

и

описывают

броуновское движение.

25.09

8

Взаимодействие молекул

1

Проводят

и

объясняют

опыты

по

о б н а р у ж е н и ю

с и л

в з а и м н о г о

притяжения и отталкивания молекул;

наблюдают

и

исследуют

явления

смачивания

и

несмачивания

тел,

объясняют

данные

явления

н а

основании

знаний

о

взаимодействия

молекул

26.09

9

Три состояния вещества

Различие в молекулярном

строении твердых тел,

жидкостей и газов и их

объяснение на основе

молекулярно - кинетических

представлений.

веществ.

1

Доказывают

наличие

различия

в

молекулярном строении твердых тел,

жидкостей и газов; приводят примеры

практического использования свойств

веществ

в

различных

агрегатных

состояниях;

используют

полученные

знания

в

повседневно

жизни

(быт,

эко-логия,

ох р ана

окружающей

среды),

выполняют

исследовательские

эксперименты

по

изучению свойств жидкостей, твердых

тел

и

газов,

анализируют

и

делают

выводы

2.10

10

Тест № 1 «Строение вещества»

Демонстрируют умение решать задачи

по теме "Первоначальные сведения о

строении вещества "

3.10

Взаимодействие тел(22 часа)

17

11

А н а л и з

т е с т а

№ 1 .

Меха нич е с ко е

д в и ж е н и е .

Равномерное

и

неравномерное

движение

1

Определяют

траекторию

движения

тела;

переводят

основную

единицу

пути

в

км,

мм,

см,

дм;

различают

равномерно е

и

н е р а в н ом е р н о е

д в и ж е н и е ;

д о к а з ы в а ю т

относительность движения тела;

определяют

тело,

отно сительно

которого

происходит

движение;

используют

межпредметные

связи

физики,

географии,

математики;

проводят

эксперимент

по

изучению

механического движения, сравнивают

опытные данные, делают выводы.

9.10

12

Скорость.

Единицы скорости.

1

Рассчитывают

скорость

тела

при

равномерном и среднюю скорость при

неравномерном движении; выражают

скорость

в

км/ч,

м/с;

анализируют

т а бл и ц у

с ко р о с т е й

д в и ж е н и я

некоторых тел; определяют среднюю

скорость

движения;

графиче ски

изображают

скорость,

описывают

равномерное

движение;

применяют

з н а н и я

и з

к у р с а

г е о г р а ф и и ,

математики, читают и строят графики

за вис имо с ти

пути

и

с ко р о с т и

движения

10.09

13

Графики движения. Расчет пути

и времени движения.

1

Представляют результаты измерений и

вычислений в виде таблиц и графиков.

Определяют путь, пройденный телом

при

равномерном

движении,

по

формуле

и

с

помощью

графиков.

Находят

время

движения

т е л а .

Решают

задачи

разного

уровня

сложности

16.10

14

Расчет пути и времени

движения. Решение задач на

расчет пути и времени

движения.

1

Представляют результаты измерений и

вычислений в виде таблиц и графиков.

Определяют путь, пройденный телом

при

равномерном

движении,

по

формуле

и

с

помощью

графиков.

Находят

время

движения

т е л а .

Решают

задачи

разного

уровня

сложности

17.10

15

Те с т

№ 2

« М е х а н и ч е с ко е

движение»

1

Демонстрируют умение решать задачи

по теме «Механическое движение»

23.10

16

Инерция

1

Приводят

примеры

пр оя вл ения

явления инерции в быту; объясняют

явление инерции;

п р о в о д я т

и с с л е д о в а т е л ь с к и й

эксперимент

по

изучению

явления

и н е р ц и и .

О п и с ы ва ют

я в л е н и е

взаимодействия тел, объясняют опыты

по

взаимодействию

тел

и

делают

в ы в о д ы ,

п р и в о д я т

п р и м е р ы

взаимодействия

тел,

приводящих

к

изменению их скорости

24.10

17

Взаимодействие тел

1

Обнаруживают

силу

взаимодействия

двух

тел.

Объясняют

пр ич ину

изменения скорости тела

7.11

18

Масса тела. Единицы массы..

1

Ус т а н а в л и в а ю т

з а в и с и м о с т ь

13.11

18

изменения скорости движения тела от

его

массы;

переводят

основную

единицу массы в т, г, мг; работают с

текстом учебника, выделяют главное,

с ис те матизиру ют

и

о б о б щ а ю т

полученные

сведения

о

массе

тела;

различают инерцию и инертность тела

19

Лабораторная

работа

3

«Измерение

массы

тела

на

рычажных весах».

1

Взвешивают тело на учебных весах и

с их помощью определяют массу тела,

п р и м е н я ю т

и

в ы р а б а т ы в а ю т

практические

навыки

работы

с

приборами, работают в паре.

14.11

20

Плотность вещества

1

Определяют плотность вещества;

анализируют табличные данные;

переводят значение плотности из

кг/м3 в г/см3;

п р и м е н я ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

окружающего

мира,

математики,

биологии

20.11

21

Лабораторная работа №4

«Измерение объема тела»

1

Измеряют

объем

тела

с

помощью

и з м е р и т е л ь н о г о

ц и л и н д р а ,

анализируют результаты измерений и

в ы ч и с л е н и й ,

д е л а ют

в ы в о д ы ;

представляют результаты измерений и

вычислений в виде таблиц, работают в

группе

21.11

22

Лабораторная

работа

№5

« О пр ед е л е ние

п л о т н о с т и

твердого

тела», Лабораторная

р а б о т а

№ 8

« И з м е р е н и е

плотности жидкости».

1

Измеряют плотность твердого тела и

жидкости

с

помощью

весов

и

и з м е р и т е л ь н о г о

ц и л и н д р а ;

анализируют результаты измерений и

в ы ч и с л е н и й ,

д е л а ю т

выводы; с о с т а в л я ю т

т а б л и ц ы ;

работают в паре

27.11

23

Расчет массы и объема тела по

его плотности

1

Определяют массу (объем) тела по его

о бъ е м у

( м а с с е )

и

п л о т н о с т и ;

записывают формулы для нахождения

массы тела, его объема и плотности;

работают с табличными данными.

28.11

24

Тест №3 «Масса и плотность

тела»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

4.12

25

Сила. Единицы силы.

Графическое изображение

силы.

Явление тяготения. Сила

тяжести.

1

Приводят

примеры

пр оя вл ения

тяготения

в

окружающем

мире;

н а ход я т

точ ку

п р и л оже н и я

и

указывают направление силы тяжести

5.12

26

Измерение сил. Единицы силы.

Динамометр.

1

Находят связь между силой тяжести и

массой тела.

11.12

27

Лабораторная

работа

№6

«Градуирование

п руж и н ы

динамометра и измерение сил с

его помощью»

1

Градуируют

пружину,

получают

шкалу

с

заданной

ценой

деления;

и з м е р я ю т

с и л у

с

п о м о щ ь ю

динамометра; различать вес тела и его

массу;

понимают

принцип

действия

динамометра, весов, встречающихся в

повседневной

жизни,

и

способов

обеспечения

безопасности

при

их

12.12

19

использовании

28

Графиче ское

и зоб ражен и е

силы.

Сложение

двух

сил,

н а п р а в л е н н ы х

п о

о д н о й

прямой.

Равнодействующая

сила.

1

Э к с п е р и м е н т а л ь н о

н а х о д я т

р а в н од е й с т ву ю щ у ю

д ву х

с и л ;

анализируют

результаты

опытов

по

нахождению равнодействующей сил и

делают

выводы;

р а с сч и т ы ва ют

равнодействующую двух сил

18.12

29

Сила упругости, закон Гука, вес

тела.

1

Учатся различать вес тела и его массу;

и с с л е д у ю т

з а в и с и м о с т ь

с и л ы

упругости от деформации.

19.12

30

Трение. Сила трения. Трение

скольжения, качения, покоя.

Подшипники. Трение в природе

и технике.

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

20.12

31

Обобщение темы

«Взаимодействие тел»

1

Систематизируют и обобщают знания

по темам «Механическое движение»,

«Масса», «Плотность вещества».

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

21.12

32

Контрольная работа №1 по теме

«Взаимодействие тел»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

27.12

Д а в л е н и е

т в е рд ы х

т е л ,

ж и д к о с т е й

и

г а з о в .

Архимедова сила. (20часов)

33

Анализ

контрольной

работы

№1.

Давление.

Единицы давления.

1

Приводят

примеры,

показывающие

зависимость

действующей

силы

от

площади опоры; вычисляют давление

по

известным

массе

и

объёму;

п е р е в од я т

о с н о в н ы е

е д и н и ц ы

давления в кПа, гПа;

28.12

34

Д а вле ние

га за .

П е р е д ач а

давления в жидкостях и газах.

З а ко н

П а с ка л я .

Р е ш е н и е

качественных

задач

на

закон

Паскаля

1

Отличают

газы

по

их

свойствам

от

твердых тел и жидкостей; объясняют

давление

газа

на

стенки

сосуда

на

основе

теории

строения

вещества;

анализируют результаты эксперимента

по

изучению

давления

газа,

делать

выводы.

Объясняют

причину

передачи

давления

жидкостью

или

газом

во

все

стороны

одинаково;

анализируют

опыт

по

передаче

давления жидкостью и объяснять его

результаты

10.01

35

Расчет

давления

жидкости

на

дно и стенки сосуда

1

Выводят

формулу

для

р а сч е т а

давления жидкости на дно и стенки

с о с у д а ; р а б от а ют

с

т е к с т о м ;

составляют план проведения опытов

11.01

20

36

Решение задач на расчет

гидростатического давления

1

Решают

задачи

на

расчет

давления

различного уровня сложности, в том

числе и качественные.

17.01

37

Сообщающиеся сосуды

1

Приводят

примеры

сообщающихся

с о с уд о в

в

б ы т у ;

п р о в о д я т

исследовательский

эксперимент

с

с о о б щ а ю щ и м и с я

с о с у д а м и ,

анализируют

результаты,

делают

выводы

18.01

38

Тест №4 «Давление жидкостей

и газов»

23.01

39

Вес воздуха. Атмосферное

давление Почему существует

воздушная оболочка Земли?

1

В ы ч и с л я ю т

м а с с у

в о з д у х а ;

сравнивают атмосферное давление на

различных

высотах

от

поверхности

Земли;

объясняют

влияние

атмосферного

давления

на

живые

организмы;

проводят

опыты

по

обнаружению

атмосферного

давления,

изменению

атмосферного

давления

с

высотой,

анализируют их результаты и делают

выводы;

применяют знания из курса географии

при объяснении зависимости давления

от

высоты

над

уровнем

м о р я ,

математики для расчета давления

24.01

40

И зм е ре ние

ат м о с ф е р н о го

давления. Опыт Торричелли

1

Вычисляют

атмосферное

давление;

объясняют

измерение

атмосферного

д а в л е н и я

с

п о м о щ ь ю

т р у б к и

Торричелли; наблюдают

опыты

по

измерению атмосферного давления и

делают выводы

30.01

41

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на

различных высотах.

1

Измеряют

атмосферное

давление

с

помощью барометра-анероида;

объясняют

изменение

атмосферного

давления по мере увеличения высоты

над уровнем моря; применяют знания

из курса географии, биологии

1.02

42

М а н о м е т р ы .

П о р ш н е в о й

жидкостный насос.

1

Измеряют

давление

с

помощью

манометра; различают манометры по

целям

использования.

Приводят

примеры

применения

поршневого

жидкостного насоса

5.02

43

Ги д р а вл и ч е с ка я

м а ш и н а .

Гидравлический пресс.

1

Приводят

примеры

применения

поршневого

жидкостного

насоса

и

гидравлического

пресса;

работают

с

текстом учебника,

используют

полученные

знания

в

повседневной

жизни

(экология,

быт,

ох р а н а

окружающей среды).

6.02

44

Решение задач «Давление»

1

Умение решать качественные задачи

по данным темам. Применяют

полученные знания при решении

физической задачи.

12.02

45

Ко н т р о л ь н а я

р а б о т а

№2

1

Используют знания из курса

математики и физики при решении

13.02

21

«Давление»

задач различного уровня сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

46

Анализ КР. Действие жидкости

и газа на погруженное в них

тело.

1

Доказывают,

основываясь

на

законе

П а с к а л я ,

с у щ е с т в о в а н и е

выталкивающей

силы,

действующей

н а

т е л о ; пр ивод я т

п р и м е р ы ,

подтверждающие

существование

выталкивающей

силы;

применять

знания

о

при-чинах

возникновения

выталкивающей силы на практике

19.02

47

Архимедова сила

1

Выводят

формулу

для

определения

выталкивающей

силы;

рассчитывают

силу

Архимеда; указывают

причины,

от

которых

зависит

сила

Архимеда;

работают

с

текстом,

обобщают

и

делают выводы;

анализируют

опыты

с

ведерком

Архимеда

20.02

48

Лабораторная

работа

№7

«Измерение

выталкивающей

с и л ы ,

д е й с т в у ю щ е й

н а

погруженное в жидкость тело»

1

Опытным

путем

обнаруживают

выталкивающее действие жидкости на

погруженное в нее тело; определяют

выталкивающую

силу;

работают

в

группе

25.02

49

Плавание

тел.

Лабораторная

работа №8 «Выяснение условий

плавания тел в жидкости»

1

Объясняют причины плавания тел;

п р и в о д я т

п р и м е р ы

п л а в а н и я

различных тел и живых организмов;

к о н с т р у и р у ю т

п р и б о р

д л я

демонстрации

гидростатического

давления; применяют знания из курса

биологии,

географии,

окружающего

мира

при

объяснении

плавания

тел.

На

опыте

выясняют

условия,

при

которых

тело

плавает,

всплывает,

тонет в жидкости; работают в паре

26.02

50

Плавание судов.

Воздухоплавание.

1

Объясняют условия плавания судов;

приводят

примеры

плавания

;

объясняют

изменение

осадки

судна;

применяют

на

практике

знания

условий

плавания

судов.

Приводят

примеры воздухоплавания, применяют

н а

п р а к т и к е

з н а н и я

у с л о в и й

воздухоплавания.

Делают

сообщения

из истории развития воздухоплавания

11.03

51

Решение задач на применение

закона Архимеда

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

12.03

52

Контрольная работа № 3 «Сила

Архимеда. Плавание тел»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач

18.03

Работа и мощность. Энергия.

(12 часов)

53

Анализ

контрольной

работы

№5.

Механическая

работа.

1

Определяют условия, необходимые

для совершения механической работы

переводят основные единицы работы

19.03

22

Единицы работы

в кДж, гДж, МДж; вычисляют

механическую работу.

54

М о щ н о с т ь .

Е д и н и ц ы

мощности.

1

Вычисляют

мощность

по

известной

работе;

приводят

примеры

единиц

мощности

различных

приборов

и

технических устройств; анализируют

мощности

различных

приборов;

выражают

мощность

в

различных

единицах;

проводят исследования мощности

технических устройств, делают

выводы

8.04

55

Простые

механизмы.

Рычаг.

Равновесие сил на рычаге.

1

Применяют

условия

равнове сия

рычага в практических целях: подъем

и

перемещение

груза;

определяют

плечо

силы;

решают

графические

задачи

9.04

56

Момент силы.

Рычаги

в

технике,

быту

и

природе.

Решение

задач

на

рычаги

1

Приводят примеры, иллюстрирующие

как

момент

силы

характеризует

действие силы, зависящее и от модуля

силы,

и

от

ее

плеча;

работают

с

текстом, обобщают и делают выводы

об

условии

равновесия

рычага.

Проверяют опытным путем, при каком

соотношении

сил

и

их

плеч

рычаг

находится в равновесии; проверяют на

опыте

правило

моментов.

Решают

задачи

на

рычаги

. П р им е ня ют

полученные

знания

при

решении

физической задачи.

15.04

57

Лабораторная

работа

№9

« В ы я с н е н и е

у с л о в и я

равновесия рычага»

1

Проверяют опытным путем, при каком

соотношении

сил

и

их

плеч

рычаг

находится в равновесии; проверяют на

опыте правило моментов; применяют

практические знания при выяснении

условий равновесия рычага, знания из

ку р с а

б и о л о г и и ,

м а т е м а т и к и ,

технологии, работают в группе.

16.04

58

Блоки. "Золотое правило"

механики.

П р и м е н е н и е

п р а в и л а

равновесия рычага к блоку

1

Приводят

примеры

применения

неподвижного

и

подвижного

блоков

на

практике;

сравнивают

действие

подвижного и неподвижного блоков;

работают

с

текстом

у ч е б н и к а ;

анализируют опыты с подвижным и

неподвижным

блоками

и

делают

выводы. Опытным путем определяют

равенство

работ

при

использовании

простых

механизмов; работают

в

группе;

анализируют

опыты

с

простыми

механизма

и

делают

выводы

22..04

59.

Коэффициент полезного

действия механизма. Простые

механизмы и их применение.

1

Опытным

путем

устанавливают,

что

полезная

работа,

выполненная

с

помощью

про стого

м еха н и зм а ,

меньше

полной;

анализируют

КПД

раз-личных механизмов

23.04

60

Лабораторная

работа

№10

« О п р е д е л е н и е

К П Д

п р и

подъеме

тела

по

наклонной

плоскости»

1

О п р е д е л я ю т

К П Д

н а к л о н н о й

плоскости

29.04

61

Равновесие тел с закрепленной

1

Устанавливают

вид

равновесия

по

30.04

23

о с ь ю

в р а щ е н и я

Ус л о в и я

р а в н о в е с и я

т е л .

В и д ы

равновесия.

изменению положения центра тяжести

тела;

приводят

примеры

различных

видов

равновесия,

встречающихся

в

быту; применяют на практике знания

об условии равновесия тел.

62

Энергия. Потенциальная

энергия поднятого тела, сжатой

пружины. Кинетическая

энергия движущегося тела.

Превращения энергии. Закон

сохранения энергии.

Энергия рек и ветра

1

Приводят примеры тел, обладающих

п от е н ц и а л ь н о й ,

к и н е т и ч е с ко й

энергией;

работают

с

т е кс том ;

Приводят

примеры:

превращения

энергии из одного вида в другой; тел,

о бл а д а ю щ и х

од н о в р е м е н н о

и

потенциальной

и

кинетиче ской

энергией

7.05

63

Решение задач на виды энергии

и

з а к о н

с о х р а н е н и я

механической энергии.

1

Применяют полученные знания при

решении физической задачи. Решают

качественные

и

расчетные

задачи

высокого уровня

8..05

64

Контрольная

работа

№4

по

теме

"Работа

и

мощность.

Энергия"

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

14.05

Закрепление (6 часов)

65

Решение комплексных задач на

закрепление материала

«Механическое движение»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

15.05

66

Решение комплексных задач на

закрепление материала

«Плотность»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

20.05

67

Решение комплексных задач на

закрепление материала «Сила»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

21.05

68

Решение комплексных задач на

закрепление материала

«Давление»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

22.05

69

Решение комплексных задач на

закрепление материала «Работа

и мощность»

1

И с п о л ь зу ю т

з н а н и я

и з

к у р с а

математики

и

физики

при

решении

задач

различного

уровня

сложности;

анализируют результаты, полученные

при решении задач.

28.05

70

Итоговая КР

29.05

24



В раздел образования