Автор: Ямаева Ольга Эльфатовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №9" Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: г. Елабуга
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Примерная рабочая программа для 7 класса, ФГОС
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Рабочая программа
по физике для 7-х классов (2часа в неделю, 70 часов в год)
Составитель: Ямаева О.Э., учитель физики высшей кв. категории
г. Елабуга
2017г.
Планируемые результаты изучения предмета
Назван
ие
раздела
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Личностные
результаты
ученик научится
ученик получит
возможность
научиться
Введени
е
сформировать
познавательный интерес
к предмету, уверенность
в возможности познания
природы,
необходимости
разумного
использования
достижений
науки
и
техники,
уважение
к
творцам
науки,
чувство
патриотизма;
сформировать
самостоятельность
в
приобретении
знаний
о
физических
явлениях:
механических,
электрических,
магнитных,
тепловых,
звуковых, световых;
сформировать
познавательные
интересы
и
творческие
с п о с о б н о с т и
п р и
изучении
физических
приборов
и
способов
измерения
физических
величин (СИ, старинные
м е р ы
д л и н ы ,
в е с а ,
объема);
научиться
самостоятельно
приобретать
знания
о
спо собах
и зме ре н и я
физических
величин
и
практической
значимости
изученного
материала;
использовать
экспериментальный
метод исследования;
уважительно относиться
друг к другу и к
учителю.
осознавать ценность
научных исследований,
р о л ь
ф и з и к и
в
расширении
п р е д с т а в л е н и й
о б
окружающем мире и ее
вклад
в
улучшение
качества жизни;
сравнивать точность
измерения физических
величин
по
величине
и х
о т н о с и т е л ь н о й
п о г р е ш н о с т и
п р и
проведении
прямых
измерений;
воспринимать
информацию
физического
содержания
в
научно-
популярной литературе
и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию,
а н а л и з и р у я
е е
содержание
и
данные
о б
и с т о ч н и к е
информации;
создавать
собственные
письменные
и
устные
с о о б щ е н и я
о
физических
явлениях
на
основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.
использовать
полученные
навыки
измерений в быту;
понимать роли ученых
нашей страны в
развитии современной
физики и влиянии на
технический и
социальный прогресс.
Регулятивные:
овладеть
навыками
постановки
целей,
планирования;
научиться понимать
р а з л и ч и я
м е ж д у
теоретическими
м о д е л я м и
и
реальными
объектами,
овладеть
регулятивными
универсальными
д е й с т в и я м и
д л я
объяснения
явлений
природы
( р а д у г а ,
затмение,
расширение
тел
при
нагревании);
овладеть
эвристическими
м е т о д а м и
п р и
решении
проблем
(переход жидкости в
пар
или
в
твердое
состояние
и
переход
вещества из твердого
с о с т о я н и я
в
газообразное,
минуя
жидкое);
овладеть
навыками
самостоятельного
приобретения знаний
о
длине,
о бъ е м е ,
времени,
температуре;
овладеть
навыками
самостоятельного
приобретения знаний
пр и
о п р е д е л е н и и
ц е н ы
д е л е н и я
и
объема,
постановки
цели,
планирования,
с а м о к о н т р о л я
и
оценки
результатов
своей
деятельности;
о
с о з д а т е л я х
современных
технологических
п р и б о р о в
и
устройств;
Познавательные:
формировать
умения
в о с п р и н и м а т ь
и
перерабатывать
сформировать
познавательный
интерес
к
предмету,
у в е р е н н о с т ь
в
возможности
познания
природы,
необходимости
разумного
использования
достижений науки и
техники, уважение к
т в о р ц а м
н а у к и ,
чувство патриотизма;
сформировать
самостоятельность
в
приобретении знаний
о
ф и з и ч е с к и х
явлениях:
механических,
электрических,
магнитных,
тепловых,
звуковых,
световых;
сформировать
познавательные
и н т е р е с ы
и
творческие
с по с обно с ти
п р и
изучении физических
приборов и способов
измерения
физических
величин
( С И ,
с т а р и н н ы е
меры
длины,
веса,
объема);
научиться
самостоятельно
приобретать знания о
способах
измерения
физических
величин
и
п р а к т и ч е с к о й
значимости
изученного
материала;
использовать
экспериментальный
метод исследования;
уважительно
относиться друг к
другу и к учителю.
2
и н ф о р м а ц и ю
в
символической
форме
при
переводе
физических величин;
формировать
умения
воспринимать,
перерабатывать
и
воспроизводить
и н ф о р м а ц и ю
в
словесной и образной
форме;
формировать
навыки
самостоятельного
поиска,
анализа
и
отбора информации с
использованием
Интернета,
справочной
л и т е р а т у р ы
д л я
подготовки
презентаций;
Коммуникативные:
развивать
монологическую
и
диалогическую речь;
уметь
в ы р а ж ат ь
свои мысли, слушать
собеседника,
понимать
его
точку
зрения,
отстаивать
свою
точку
зрения,
вести дискуссию;
научиться
работать
в паре при измерении
д л и н ы ,
в ы с о т ы ,
частоты пульса;
уметь
работать
в
группе.
Первона
чальные
сведения
о
строени
и
веществ
а
понимать
п р и р од у
физических
явлений:
расширение
тел
при
нагревании,
диффузия
в
г а з а х ,
ж и д ко с тя х
и
т в е р д ы х
т е л а х ,
с м а ч и в а н и е
и
н е с м а ч и в а н и е
т е л
большая
сжимаемость
г а з о в ,
м а л а я
сжимаемость
жидкостей
и твердых тел;
ставить
опыты
п о
исследованию
физических явлений или
физических
свойств
тел
при
изучении
скорости
протекания диффузии от
температуры,
использовать
приемы
по строения
физических
моделей,
п о и с к а
и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов
на основе эмпирически
установленных фактов;
сравнивать
точность
измерения физических
величин
по
величине
и х
о т н о с и т е л ь н о й
п о г р е ш н о с т и
п р и
проведении
прямых
измерений;
самостоятельно
проводить
косвенные
и з м е р е н и я
и
Регулятивные:
овладеть
навыками
самостоятельной
по становки
ц е л и ,
планирования
хода
эксперимента,
с а м о к о н т р о л я
и
оценки
результатов
измерения
размеров
малых тел;
овладеть
эвристическими
методами
решения
проблем,
навыками
объяснения
явления
диффузии;
овладеть
навыками
самостоятельного
приобретения знаний
сформировать
познавательный
интерес
к
предмету,
у б е ж д е н н о с т ь
в
познаваемости
природы,
самостоятельность
в
приобретении
практических
умений;
сформировать
интеллектуальные
и
творческие
способности,
развивать
инициативу;
сформировать
с п о с о б н о с т ь
к
самостоятельному
приобретению новых
3
исследования
зависимости
смачивания
и
несмачивания
тел
от
с т р о е н и я
в е щ е с т в а ,
в ы я в л е н и я
с т е п е н и
сжимаемости жидкости и
г а з а ;
п р и
э т о м
формулировать
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
п р о в о д и т ь
о п ы т
и
формулировать выводы.
п о н и м а т ь
р о л ь
э к с п е р и м е н т а
в
п о л у ч е н и и
н ау ч н о й
информации;
проводить
п р я м ые
измерения
физических
величин:
расстояние,
о б ъ е м ,
п р и
э т о м
выбирать
оптимальный
спо соб
измерения
и
использовать
пр о с т е йш ие
м е т од ы
оценки
погрешностей
измерений.
проводить
косвенные
измерения
физических
ве лич ин:
в ы ч и с л я т ь
значение
величины
и
анализировать
полученные результаты с
у ч е т о м
з а д а н н о й
точности измерений при
измерении
р а з м е р о в
малых тел, объема;
применять
знания
о
строении
вещества
и
молекулы на практике;
исследования
физических величин с
использованием
различных
способов
измерения физических
величин,
в ы б и р ат ь
средства
измерения
с
учетом
необходимой
точности
измерений,
обосновывать
выбор
способа
измерения,
адекватного
поставленной
задаче,
п р о в од и т ь
о ц е н к у
достоверности
полученных
результатов;
воспринимать
информацию
физического
содержания
в
научно-
популярной литературе
и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию,
а н а л и з и р у я
е е
содержание
и
данные
о б
и с т о ч н и к е
информации;
использовать
полученные
знания
о
способах
измерения
физических величин, о
диффузии
и
скорости
е е
п р о т е к а н и я ,
о
взаимодействии
м о л е к у л ,
с в о й с т в
веществ
в
различных
агрегатных
состояниях
в
повседневной
жизни
(быт,
экология,
охрана
окружающей
среды),
приводить примеры.
о
взаимодействии
молекул
на
примере
изменения
формы
тела при растяжении
и
сжатии
упругого
тела,
об
агрегатном
состоянии
вещества
на Земле и планетах
Солнечной системы;
Познавательные:
овладеть
познавательными
универсальными
учебными
д е й с т в и я м и
н а
примерах гипотез для
объяснения строения
в е щ е с т в а
и
молекулы,
явления
диффузии
в
газах,
жидкостях и твердых
телах,
взаимодействия
м о л е к у л
и
экспериментальной
проверки
выдвигаемых гипотез
с помощью опытов;
уметь
предвидеть
возможные
результаты, понимать
р а з л и ч и я
м е ж д у
исходными
фактами
и гипотезами для их
объяснения,
между
моделями
(модель
броуновского
движения,
молекулы
воды,
кислорода)
и
реальными
объектами;
уметь
предвидеть
возможные
ре зультаты
с во и х
д е й с т в и й
п р и
изменении
формы
жидкости,
обнаружении воздуха
в
о к р у ж а ю щ е м
пространстве;
овладеть
познавательными
универсальными
учебными
д е й с т в и я м и
п р и
составлении
сравнительных
таблиц;
Коммуникативные:
развивать
з н а н и й
и
практических
умений;
сформировать
ценностные
отношения
друг
к
другу,
к
учителю,
к
результатам
обучения;
научиться
пользоваться
экспериментальным
методом
исследования
при
измерении
размеров
малых тел;
п р и н и м а т ь
и
обосновывать
решения,
самостоятельно
оценивать результаты
своих действий;
сформировать
у б е ж д е н н о с т ь
в
необходимости
разумного
использования
достижений
науки
и
технологий.
4
монологическую
и
диалогическую речь;
уметь
воспринимать
перерабатывать
и
предъявлять
и н ф о р м а ц и ю
в
словесной,
образной
формах,
выражать
свои мысли, слушать
собеседника,
принимать его точку
зрения,
отстаивать
свою
точку
зрения,
вести дискуссию;
уметь работать в
группе
Взаимод
ействие
тел
распознавать
механические явления и
объяснять
на
о снове
и м е ю щ и хс я
з н а н и й
основные
свойства
или
условия протекания этих
явлений:
механическое
движение,
равномерное
и
н е р а в н о м е р н о е
движение,
относительность
механического
движения,
и н е р ц и я ,
взаимодействие
т е л ,
всемирное тяготение;
описывать
изученные
с в о й с т в а
т е л
и
механические
явления,
используя
физические
в е л и ч и н ы :
п у т ь ,
скорость,
масса
тела,
плотность
веще ства,
сила (сила тяжести, сила
упругости, сила трения);
при описании правильно
трактовать
физический
смысл
используемых
величин, их обозначения
и
единицы
измерения,
н а ход и т ь
ф о р м ул ы ,
связывающие
данную
физическую величину с
другими
величинами,
вычислять
з н ач е н и е
физической величины;
анализировать
с в о й с т в а
т е л ,
механические явления и
процессы,
используя
физиче ские
з а ко н ы :
з а к о н
в с е м и р н о г о
тяготения,
закон
Гука;
при
этом
р а з л и ч ат ь
словесную
формулировку
закона
и
осознавать
ценность
научных исследований,
р о л ь
ф и з и к и
в
расширении
п р е д с т а в л е н и й
о б
окружающем мире и ее
вклад
в
улучшение
качества жизни;
использовать
приемы
по строения
физических
моделей,
п о и с к а
и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов
на основе эмпирически
установленных фактов;
сравнивать
точность
измерения физических
в е л и ч и н :
в р е м я ,
расстояние, масса тела,
сила,
вес,
объем,
по
в е л и ч и н е
и х
относительной
п о г р е ш н о с т и
п р и
проведении
прямых
измерений;
самостоятельно
проводить
косвенные
и з м е р е н и я
и
исследования
физических величин с
использованием
различных
способов
измерения физических
величин:
с ко р о с т ь ,
п л о т н о с т ь
т е л а ,
равнодействующая
двух сил, действующих
н а
т е л о
и
направленных в одну и
противоположные
стороны;
выб и рат ь
средства
измерения
с
Регулятивные:
овладеть
навыками
самостоятельного
приобретения
знаний
о
движении
тел
на
основании
личных
наблюдений,
практического опыта,
понимания
различий
между теоретической
моделью
«равномерное
д в и ж е н и е »
и
реальным движением
тел
в
окружающем
мире;
овладеть
навыками
самостоятельной
по ст ановки
ц е л и ,
планирования
хода
эксперимента,
с а м о к о н т р о л я
и
оценки
результатов
и з м е р е н и я
п р и
выполнении
домашних
экспериментальных
заданий,
лабораторных работ;
научиться
самостоятельно
искать,
отбирать
и
анализировать
информацию
в
сети
Интернет, справочной
литературе;
овладеть
эвристическими
методами
решения
проблем;
Познавательные:
во спринимать
и
переводить
условия
з а д а ч
в
сформировать
познавательный
и н т е р е с
и
творческую
инициативу,
самостоятельность
в
приобретении знаний
о
м е х а н и ч е с к о м
д в и ж е н и и ,
о
взаимодействии
тел,
практические
умения;
сформировать
ценностное
отношение
друг
к
другу,
к
учителю,
к
результатам
обучения;
стимулировать
использование
экспериментального
метода
использования
при
изучении
р а в н о м е р н о г о
и
неравномерного
движения,
скорости
движения тел;
уметь принимать
самостоятельные
решения,
о б о с н о в ы в а т ь
и
оценивать результаты
с в о и х
д е й с т в и й ,
проявлять
и н и ц и а т и в у
п р и
изучении
механического
движения,
взаимодействия тел;
5
е го
м ат е м ат и ч е с ко е
выражение;
различать
основные
признаки
изученных
физических
моделей:
материальная точка;
р е ш а т ь
з а д а ч и ,
используя
физические
законы
(закон
Гука)
и
формулы,
связывающие
физические
величины
(путь,
скорость,
время,
масса
тела,
плотность
вещества,
объем
тела,
с и л а
у п р у г о с т и ,
равнодействующая
двух
сил,
направленных
по
од н о й
п р я м о й ) :
н а
основе
анализа
условия
з а д а ч и
з а п и с ы в а т ь
к р а т к о е
у с л о в и е ,
выделять
физические
величины,
законы
и
формулы,
необходимые
д л я
е е
р е ш е н и я ,
проводить
расчеты
и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической величины;
распознавать
п р о бл е м ы ,
ко т о р ы е
м ож н о
р е ш и т ь
п р и
помощи
ф и з и ч е с к и х
методов;
анализировать
о т д е л ь н ы е
э т а п ы
проведения
и с с л е д о в а н и й
и
интерпретировать
результаты
наблюдений
и опытов;
п о н и м а т ь
р о л ь
э к с п е р и м е н т а
в
п ол у ч е н и и
н ау ч н о й
информации;
проводить
пр я мые
измерения
физических
в е л и ч и н :
в р е м я ,
расстояние,
масса
тела,
сила,
вес,
сила
трения
скольжения, сила трения
качения, объем, при этом
выбирать
оптимальный
способ
измерения
и
использовать
про стейшие
м е тод ы
оценки
погрешностей
измерений.
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием
прямых
учетом
необходимой
точности
измерений,
обосновывать
выбор
способа
измерения,
адекватного
поставленной
задаче,
п р о в од и т ь
о ц е н к у
достоверности
полученных
результатов;
воспринимать
информацию
физического
содержания
в
научно-
популярной литературе
и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию,
а н а л и з и р у я
е е
содержание
и
данные
о б
и с т о ч н и к е
информации;
создавать
собственные
письменные
и
устные
с о о б щ е н и я
о
физических
явлениях
на
основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.
использовать
знания
о
м е х а н и ч е с к и х
я в л е н и я х
в
повседневной
жизни
д л я
о б е с п е ч е н и я
б е з о п а с н о с т и
п р и
о б р а щ е н и и
с
п р и б о р а м и
и
техническими
уст ройствами,
д л я
сохранения здоровья и
с о б л юд е н и я
н о р м
экологического
п о в е д е н и я
в
окружающей
среде;
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
механических
явлениях и физических
законах;
различать
границы
применимости
символическую
форму;
находить
в
тексте
требуемую
и н ф о р м а ц и ю
( в
с о о т в е т с т в и и
с
ц е л я м и
с в о е й
деятельности);
ориентироваться
в
содержании
текста,
понимать
целостный
с м ы с л
т е к с т а ,
структурировать
текст;
о т б и р а т ь
и
анализировать
и н ф о р м а ц и ю
о
взаимодействии тел с
помощью Интернета;
уметь
предвидеть
возможные
результаты, понимать
р а з л и ч и я
м е ж д у
исходными фактами и
гипотезами
для
их
объяснения,
между
теоретической
моделью и реальным
объектом;
уметь
проводить
экспериментальную
проверку выдвинутых
гипотез;
овладеть
познавательными
универсальными
учебными
д е й с т в и я м и
п р и
составлении
сравнительных
таблиц;
Коммуникативные:
развивать
монологическую
и
диалогическую речь;
уметь
воспринимать
перерабатывать
и
предъявлять
и н ф о р м а ц и ю
в
словесной,
образной
формах,
выражать
свои мысли, слушать
собеседника,
принимать
его
точку
зрения,
отстаивать
свою
точку
зрения,
вести дискуссию;
уметь работать в
группе
6
измерений: пройденного
п у т и
о т
в р е м е н и ,
удлинения
пружины
от
пр ил оже нно й
с и л ы ,
силы тяжести тела от его
массы,
силы
т рения
скольжения от площади
соприкосновения
тел
и
силы,
прижимающей
тело
к
п о ве р х н о с т и
(нормального давления);
при этом конструировать
установку,
фиксировать
результаты
полученной
зависимости физических
величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы
п о
р е з у л ь т а т а м
исследования;
проводить
косвенные
измерения
физических
в е л и ч и н :
с к о р о с т ь ,
п л о т н о с т ь
т е л а ,
равнодействующая
двух
сил,
действующих
на
тело
и
направленных
в
о д н у
и
противоположные
с т о р о н ы ,
п р и
выполнении
измерений
собирать
экспериментальную
у с т а н о в к у,
с л е д у я
предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины
и
анализировать
полученные
результаты
с
у ч е т о м
з а д а н н о й
точности измерений;
ставить
опыты
п о
исследованию
физических явлений или
физических свойств тел
б е з
и с п о л ь з о в а н и я
прямых измерений; при
этом
ф ормулироват ь
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования;
п р о в о д и т ь
о п ы т
и
формулировать выводы;
анализировать
с итуа ции
п р а к т и ко -
ориентированного
характера,
узнавать
в
н и х
п р о я в л е н и е
изученных
физических
я в л е н и й
и л и
з а ко н о м е р н о с т е й
и
физических
законов,
понимать
всеобщий
характер
фундаментальных
з а к о н о в
( з а к о н
всемирного
тяготения)
и
о г р а н и ч е н н о с т ь
использования частных
законов (закон Гука и
др.);
находить адекватную
предложенной
задаче
физическую
модель,
разрешать
проблему
к а к
н а
о с н о в е
имеющихся знаний по
м е х а н и к е
с
использованием
математического
аппарата,
так
и
при
п о м о щ и
м е т о д о в
оценки.
7
применять
имеющиеся
з н а н и я
д л я
и х
объяснения;
находить
с в я з ь
м е ж д у
физическими
в е л и ч и н а м и :
с и л о й
тяжести и массой тела,
скорости со временем и
путем, плотности тела с
его
массой
и
объемом,
силой
тяжести
и
весом
тела;
понимать
принципы
действия
динамометра,
весов, встречающихся в
повседневной
жизни,
и
способов
обеспечения
безопасности
при
их
использовании;
переводить
физические величины из
несистемных
в
СИ
и
наоборот;
использовать при
выполнении учебных
задач научно-
популярную литературу
о физических явлениях,
справочные материалы,
ресурсы Интернет
Давлени
е
твердых
тел,
жидкост
ей и
газов
распознавать
механические явления и
объяснять
на
о снове
и м е ю щ и хс я
з н а н и й
основные
свойства
или
условия протекания этих
явлений:
атмосферное
д а в л е н и е ,
п е р е д а ч а
д а вл е н и я
т в е р д ы м и
телами,
жидкостями
и
газами,
атмо сферное
давление, плавание тел,
воздухоплавание,
расположение
уровня
ж и д к о с т и
в
сообщающихся
сосудах,
существование
воздушной
оболочки
З е м л и ,
с п о с о б ы
у в е л и ч е н и я
и
уменьшения давления;
описывать
изученные
с в о й с т в а
т е л
и
механические
явления,
используя
физические
величины:
давление,
температура,
площадь
опоры,
объем,
сил а,
п л о т н о с т ь ;
п р и
описании
правильно
трактовать
физический
смысл
используемых
осознавать
ценность
научных исследований,
р о л ь
ф и з и к и
в
расширении
п р е д с т а в л е н и й
о б
окружающем мире и ее
вклад
в
улучшение
качества жизни;
использовать
приемы
по строения
физических
моделей,
п о и с к а
и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов
на основе эмпирически
установленных фактов;
самостоятельно
проводить
косвенные
и з м е р е н и я
и
исследования
физических величин с
использованием
различных
способов
измерения физических
величин,
в ы б и р ат ь
средства
измерения
с
учетом
необходимой
точности
измерений,
обосновывать
выбор
способа
измерения,
Регулятивные:
овладеть
навыками
самостоятельного
приобретения
знаний
о
давлении
твердых
тел, жидкостей, газов
на основании личных
наблюдений;
овладеть
навыками
самостоятельной
по ст ановки
ц е л и ,
планирования
хода
эксперимента,
с а м о к о н т р о л я
и
оценки
результатов
и з м е р е н и я
п р и
выполнении
домашних
экспериментальных
заданий,
лабораторных работ;
научиться
самостоятельно
искать,
отбирать
и
анализировать
информацию
в
сети
Интернет, справочной
литературе;
Познавательные:
во спринимать
и
переводить
условия
сформировать
познавательный
и н т е р е с
и
творческую
инициативу,
самостоятельность
в
приобретении знаний
о
давлении
твердых
тел,
жидкостей
и
газов,
практические
умения;
сформировать
ценностное
отношение
друг
к
другу,
к
учителю,
к
результатам
обучения;
использовать
экспериментальный
метод
исследования
п р и
и з у ч е н и и
давления;
уметь принимать
самостоятельные
решения,
о б о с н о в ы в а т ь
и
оценивать результаты
с в о и х
д е й с т в и й ,
проявлять
и н и ц и а т и в у
п р и
изучении
давления
т в е р д ы х
т е л ,
8
величин, их обозначения
и
единицы
измерения,
н а ход и т ь
ф о р м ул ы ,
связывающие
данную
физическую величину с
другими
величинами,
вычислять
з н ач е н и е
физической величины;
анализировать
с в о й с т в а
т е л ,
механические явления и
процессы,
используя
физиче ские
з а ко н ы :
закон
Паскаля,
закон
Архимеда;
при
этом
различать
словесную
формулировку
закона
и
е го
м ат е м ат и ч е с ко е
выражение;
р е ш а т ь
з а д а ч и ,
используя
физические
законы
(закон
Паскаля,
з а ко н
А р х и м е д а )
и
формулы,
связывающие
физические
величины
(масса
тела,
плотность
в е щ е с т в а ,
с и л а ,
давление,
давление
на
дно и стенки сосуда): на
основе
анализа
условия
з а д а ч и
з а п и с ы в а т ь
к р а т к о е
у с л о в и е ,
выделять
физические
величины,
законы
и
формулы,
необходимые
д л я
е е
р е ш е н и я ,
проводить
расчеты
и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической величины.
распознавать
п р о бл е м ы ,
ко т о р ы е
м ож н о
р е ш и т ь
п р и
помощи
ф и з и ч е с к и х
методов;
анализировать
о т д е л ь н ы е
э т а п ы
проведения
и с с л е д о в а н и й
и
интерпретировать
результаты
наблюдений
и опытов;
п о н и м а т ь
р о л ь
э к с п е р и м е н т а
в
п ол у ч е н и и
н ау ч н о й
информации;
проводить
пр я мые
измерения
физических
в е л и ч и н :
о б ъ е м ,
атмосферное
давление;
п р и
э том
в ы б и р а т ь
оптимальный
спо соб
и з м е р е н и я
и
адекватного
поставленной
задаче,
п р о в од и т ь
о ц е н к у
достоверности
полученных
результатов;
воспринимать
информацию
физического
содержания
в
научно-
популярной литературе
и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию,
а н а л и з и р у я
е е
содержание
и
данные
о б
и с т о ч н и к е
информации;
создавать
собственные
письменные
и
устные
с о о б щ е н и я
о
физических
явлениях
на
основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.
использовать
знания
о
м е х а н и ч е с к и х
я в л е н и я х
в
повседневной
жизни
д л я
о б е с п е ч е н и я
б е з о п а с н о с т и
п р и
о б р а щ е н и и
с
п р и б о р а м и
и
техническими
уст ройствами,
д л я
сохранения здоровья и
с о б л юд е н и я
н о р м
экологического
п о в е д е н и я
в
окружающей
среде;
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
механических
явлениях и физических
з а ко н а х ;
п р и м е р ы
использования
возобновляемых
источников энергии;
различать
границы
применимости
физических
законов,
з а д а ч
в
символическую
форму;
находить
в
тексте
требуемую
и н ф о р м а ц и ю
( в
с о о т в е т с т в и и
с
ц е л я м и
с в о е й
деятельности);
ориентироваться
в
содержании
текста,
понимать
целостный
с м ы с л
т е к с т а ,
структурировать
текст;
о т б и р а т ь
и
анализировать
и н ф о р м а ц и ю
о
давлении
твердых
тел, жидкостей, газов
с
п о м о щ ь ю
Интернета;
научиться
оценивать результаты
своей деятельности;
уметь
предвидеть
возможные
результаты, понимать
р а з л и ч и я
м е ж д у
исходными фактами и
гипотезами
для
их
объяснения,
между
теоретической
моделью и реальным
объектом;
уметь
проводить
экспериментальную
проверку выдвинутых
гипотез;
Коммуникативные:
развивать
монологическую
и
диалогическую речь;
уметь
воспринимать
перерабатывать
и
предъявлять
и н ф о р м а ц и ю
в
словесной,
образной
формах,
выражать
свои мысли, слушать
собеседника,
принимать
его
точку
зрения,
отстаивать
свою
точку
зрения,
вести дискуссию;
уметь работать в
группе
жидкостей и газов;
9
использовать
про стейшие
м е тод ы
оценки
погрешностей
измерений;
проводить
косвенные
измерения
физических
в е л и ч и н :
д а в л е н и е
жидко сти
на
дно
и
стенки
сосуда,
сила
А р х и м е д а ;
п р и
выполнении
измерений
собирать
экспериментальную
у с т а н о в к у,
с л е д у я
предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины
и
анализировать
полученные
результаты
с
у ч е т о м
з а д а н н о й
точности измерений;
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием
прямых
и з м е р е н и й :
с и л а
Архимеда
от
объема
в ы т е с н е н н о й
т е л о м
воды, условий плавания
тела
в
жидкости
от
действия силы тяжести и
силы
Архимеда;
при
этом
конструировать
установку,
фиксировать
результаты
полученной
зависимости физических
величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы
п о
р е з у л ь т а т а м
исследования;
ставить
опыты
п о
исследованию
физических явлений или
физических свойств тел
б е з
и с п о л ь з о в а н и я
прямых измерений; при
этом
ф ормулироват ь
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования;
п р о в о д и т ь
о п ы т
и
формулировать выводы;
анализировать
с итуа ции
п р а к т и ко -
ориентированного
характера,
узнавать
в
н и х
п р о я в л е н и е
изученных
физических
я в л е н и й
и л и
понимать
ограниченность
использования частных
з а к о н о в
( з а к о н
Архимеда и др.);
находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему
как на основе
имеющихся знаний по
механике с
использованием
математического
аппарата, так и при
помощи методов
оценки.
10
з а ко н о м е р н о с т е й
и
применять
имеющиеся
з н а н и я
д л я
и х
объяснения;
понимать
принципы
действия
баромет ра-
анероида,
манометра,
поршневого
жидкостного
насо с а,
гидравлического пресса,
условия
их
безопасного
и с п о л ь з о в а н и я
в
повседневной жизни;
и с п о л ь з о в ат ь
п р и
выполнении
учебных
з а д а ч
н а у ч н о -
популярную
литературу
о физических явлениях,
справочные
материалы,
ресурсы Интернет.
Работа и
мощност
ь,
энергия
распознавать
механические явления и
объяснять
на
о снове
и м е ю щ и хс я
з н а н и й
основные
свойства
или
условия протекания этих
явлений:
равнове сие
твердых
тел,
имеющих
з а к р е п л е н н у ю
о с ь
вращения,
превращение
о д н о г о
в и д а
кинетической энергии в
другой;
описывать
изученные
с в о й с т в а
т е л
и
механические
явления,
используя
физические
в е л и ч и н ы :
с и л а ,
кинетическая
энергия,
потенциальная
энергия,
механическая
работа,
механическая мощность,
КПД
при
совершении
р а б о т ы
с
использованием
простого механизма; при
описании
правильно
трактовать
физический
смысл
используемых
величин, их обозначения
и
единицы
измерения,
н а ход и т ь
ф о р м ул ы ,
связывающие
данную
физическую величину с
другими
величинами,
вычислять
з н ач е н и е
физической величины;
анализировать
с в о й с т в а
т е л ,
механические явления и
процессы,
используя
осознавать ценность
научных исследований,
р о л ь
ф и з и к и
в
расширении
п р е д с т а в л е н и й
о б
окружающем мире и ее
вклад
в
улучшение
качества жизни;
использовать
приемы
по строения
физических
моделей,
п о и с к а
и
формулировки
доказательств
выдвинутых гипотез и
теоретических выводов
на основе эмпирически
установленных фактов;
сравнивать точность
измерения физических
величин
по
величине
и х
о т н о с и т е л ь н о й
п о г р е ш н о с т и
п р и
проведении
прямых
измерений;
самостоятельно
проводить
косвенные
и з м е р е н и я
и
исследования
физических величин с
использованием
различных
способов
измерения физических
величин,
в ы б и р ат ь
средства
измерения
с
учетом
необходимой
точности
измерений,
обосновывать
выбор
способа
измерения,
адекватного
поставленной
задаче,
Регулятивные:
овладеть
навыками
самостоятельного
приобретения
знаний
на основании личных
наблюдений,
практического опыта;
овладеть
навыками
самостоятельной
по ст ановки
ц е л и ,
планирования
хода
эксперимента,
с а м о к о н т р о л я
и
оценки
результатов
и з м е р е н и я
п р и
выполнении
домашних
экспериментальных
заданий,
лабораторных работ;
научиться
самостоятельно
искать,
отбирать
и
анализировать
информацию
в
сети
Интернет, справочной
литературе;
Познавательные:
во спринимать
и
переводить
условия
з а д а ч
в
символическую
форму;
находить
в
тексте
требуемую
и н ф о р м а ц и ю
( в
с о о т в е т с т в и и
с
ц е л я м и
с в о е й
деятельности);
ориентироваться
в
сформировать
познавательный
и н т е р е с
и
творческую
инициативу,
самостоятельность
в
приобретении
знаний,
практические
умения;
сформировать
ценностное
отношение
друг
к
другу,
к
учителю,
к
результатам
обучения;
стимулировать
использование
экспериментального
метода
использования
при
изучении
простых
механизмов;
уметь
принимать
самостоятельные
решения,
о б о с н о в ы в а т ь
и
оценивать результаты
с в о и х
д е й с т в и й ,
проявлять
и н и ц и а т и в у
п р и
изучении
ра боты ,
мощности, энергии;
11
физиче ские
з а ко н ы :
з а к о н
с о х р а н е н и я
э н е р г и и ;
п р и
э т о м
различать
словесную
формулировку
закона
и
е го
м ат е м ат и ч е с ко е
выражение;
р е ш а т ь
з а д а ч и ,
используя
физические
з а к о н ы
( з а к о н
сохранения
энергии)
и
формулы,
связывающие
физические
величины
(кинетическая
энергия,
потенциальная
энергия,
механическая
работа,
механическая мощность,
К П Д
п р о с т о г о
механизма,
у с л о в и е
р а в н о в е с и я
с и л
н а
рычаге,
момент
силы):
н а
о с н о в е
а н а л и з а
у с л о в и я
з а д а ч и
з ап и с ы ват ь
к р а т ко е
у с л о в и е ,
в ы д е л я т ь
физические
величины,
за коны
и
ф о р м ул ы ,
необходимые
для
ее
решения,
п р о вод и т ь
расчеты
и
оценивать
реальность
полученного
значения
физической
величины;
распознавать
п р о бл е м ы ,
ко т о р ы е
м ож н о
р е ш и т ь
п р и
помощи
ф и з и ч е с к и х
методов;
анализировать
о т д е л ь н ы е
э т а п ы
проведения
и с с л е д о в а н и й
и
интерпретировать
результаты
наблюдений
и опытов;
ставить
опыты
по
исследованию
физических явлений или
физических свойств тел
б е з
и с п о л ь з о в а н и я
прямых измерений; при
этом
ф ормулироват ь
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования;
п р о в о д и т ь
о п ы т
и
формулировать выводы;
п о н и м а т ь
р о л ь
э к с п е р и м е н т а
в
п ол у ч е н и и
н ау ч н о й
информации;
п р о в од и т ь
о ц е н к у
достоверности
полученных
результатов;
воспринимать
информацию
физического
содержания
в
научно-
популярной литературе
и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию,
а н а л и з и р у я
е е
содержание
и
данные
о б
и с т о ч н и к е
информации;
создавать
собственные
письменные
и
устные
с о о б щ е н и я
о
физических
явлениях
на
основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности
аудитории
сверстников.
использовать знания
о
м е х а н и ч е с к и х
я в л е н и я х
в
повседневной
жизни
д л я
о б е с п е ч е н и я
б е з о п а с н о с т и
п р и
о б р а щ е н и и
с
п р и б о р а м и
и
техническими
уст ройствами,
д л я
сохранения здоровья и
с о б л юд е н и я
н о р м
экологического
п о в е д е н и я
в
окружающей
среде;
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний
о
механических
явлениях и физических
законах;
различать
границы
применимости
физических
законов,
понимать
всеобщий
характер
фундаментальных
з а к о н о в
( з а к о н
сохранения
содержании
текста,
понимать
целостный
с м ы с л
т е к с т а ,
структурировать
текст;
о т б и р а т ь
и
анализировать
и н ф о р м а ц и ю
о
скорости
движения
т е л
с
п о м о щ ь ю
Интернета;
уметь
предвидеть
возможные
результаты, понимать
р а з л и ч и я
м е ж д у
исходными фактами и
гипотезами
для
их
объяснения,
между
теоретической
моделью и реальным
объектом;
уметь
проводить
экспериментальную
проверку выдвинутых
гипотез;
Коммуникативные:
развивать
монологическую
и
диалогическую речь;
уметь
воспринимать
перерабатывать
и
предъявлять
и н ф о р м а ц и ю
в
словесной,
образной
формах,
выражать
свои мысли, слушать
собеседника,
принимать
его
точку
зрения,
отстаивать
свою
точку
зрения,
вести дискуссию;
уметь работать в
группе.
12
проводить
прямые
измерения
физических
величин:
расстояние,
с и л а ) ;
п р и
э т о м
выбирать
оптимальный
способ
измерения
и
использовать
про стейшие
м е тод ы
оценки
погрешностей
измерений.
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием
прямых
измерений:
при
этом
конструировать
установку,
фиксировать
результаты
полученной
зависимости физических
величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы
п о
р е з у л ь т а т а м
исследования;
проводить
косвенные
измерения
физических
величин:
определение
соотношения сил и плеч
для
равновесия
рычага;
п р и
в ы п о л н е н и и
измерений
с о б и р ат ь
экспериментальную
у с т а н о в к у,
с л е д у я
предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины
и
анализировать
полученные
результаты
с
у ч е т о м
з а д а н н о й
точности измерений;
анализировать
с итуа ции
п р а к т и ко -
ориентированного
характера,
узнавать
в
н и х
п р о я в л е н и е
изученных
физических
я в л е н и й
и л и
з а ко н о м е р н о с т е й
и
применять
имеющиеся
з н а н и я
д л я
и х
объяснения;
понимать
принципы
действия рычага, блока,
наклонной
плоскости,
условия
их
безопасного
и с п о л ь з о в а н и я
в
повседневной жизни;
и с п ол ь зо ват ь
п р и
выполнении
учебных
з а д а ч
н а у ч н о -
популярную
литературу
о физических явлениях,
механической
энергии);
находить адекватную
предложенной задаче
физическую модель,
разрешать проблему
как на основе
имеющихся знаний по
механике с
использованием
математического
аппарата, так и при
помощи методов
оценки
13
справочные
материалы,
ресурсы Интернет.
Обобща
ющее
повторе
ние,
лаборат
орный
практик
ум
Регулятивные:
научиться
самостоятельно
искать,
отбирать
и
анализировать
информацию
в
сети
Интернет, справочной
литературе;
Познавательные:
во спринимать
и
переводить
условия
з а д а ч
в
символическую
форму;
находить
в
тексте
требуемую
и н ф о р м а ц и ю
( в
с о о т в е т с т в и и
с
ц е л я м и
с в о е й
деятельности);
ориентироваться
в
содержании
текста,
понимать
целостный
с м ы с л
т е к с т а ,
структурировать
текст;
о т б и р а т ь
и
анализировать
и н ф о р м а ц и ю
о
скорости
движения
т е л
с
п о м о щ ь ю
Интернета;
Коммуникативные:
развивать
монологическую
и
диалогическую речь;
уметь
воспринимать
перерабатывать
и
предъявлять
и н ф о р м а ц и ю
в
словесной,
образной
формах,
выражать
свои мысли, слушать
собеседника,
принимать
его
точку
зрения,
отстаивать
свою
точку
зрения,
вести дискуссию;
уметь
работ ать
в
группе.
сформировать
ценностное
отношение
друг
к
другу,
к
учителю,
к
результатам
обучения;
уметь
п р и н и м ат ь
самостоятельные
решения,
о б о с н о в ы в а т ь
и
оценивать результаты
с в о и х
д е й с т в и й ,
проявлять
и н и ц и а т и в у
п р и
изучении
ра боты ,
мощности, энергии;
Содержание учебного предмета (70 часов)
I. Введение (4 ч)
14
Физика-наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений. Измерение физических
величин. Международная система единиц. Физический эксперимент. Физические законы. Моделирование
явлений и объектов природы.
Погрешности измерений. Роль физики в формировании научной картины мира. Наблюдение
простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания).
Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Научный метод
познания. Физика и техника.
Демонстрации:
Наблюдение физических явлений.
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а № 1
«Определение цены деления измерительного прибора»
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов.)
Строение вещества. Тепловое движение молекул и атомов.
Диффузия. Связь температуры со скоростью хаотического движения молекул. Броуновское движение.
Наблюдение и описание диффузии. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и
твердых тел. Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества.
Демонстрации:
1.Диффузия в растворах и газах, в воде.
2.Модель хаотического движения молекул в газе.
3.Модель броуновского движения.
4.Сцепление твердых тел.
Опыты:
1.Опыт по обнаружению сил межмолекулярного сцепления.
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а № 2
«И з м е р е н и е
р а з м е р о в
м а л ы х
т е л »
III. Взаимодействие тел. (22 час.)
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения.
Наблюдение и описание
различных видов механического движения. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между
силой
тяжести
и
массой
тела. Объяснение
устройства
и
принципа
действия
физических
приборов
и
технических объектов: динамометра. Динамометр. Упругая деформация.
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Проведение простых опытов и экспериментальных
исследований по выявлению зависимостей: силы трения от силы нормального давления. Сила трения.
Трение.
Демонстрации:
1.Явление инерции.
2.Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
3.Свойства силы трения.
4.Сложение сил.
Опыты:
1.Измерение скорости равномерного движения.
2.исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
3.Измерение плотности жидкости.
4.Сложение сил ,направленных вдоль одной прямой.
5.
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а № 3
«Измерение массы тела на рычажных весах»
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №4 «Измерение объема тела”
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №5 «Измерение плотности твердого вещества»
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
IV.Давление твердых тел, жидкостей и газов. Архимедова сила.(20 час)
Измерение
физических
величин:
Давление.
Способы
уменьшения
и
увеличения
давления.
Наблюдение и описание
передачи давления жидкостями и газами Давление в жидкости и газе. Расчет
давления жидкости на дно и стенки сосуда. Закон Паскаля
Сообщающие
сосуды.
Применение.
Устройство
шлюзов,
водомерного
стекла.
Архимедова
сила.
Гидравлический пресс. Атмосферное давление. Вес воздуха. Причина появления атмосферного давления.
Опыт
Торричелли. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических
объектов: барометра. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Наблюдение и описание
плавания тел. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Демонстрации:
1.Барометр.
15
2..Гидравлический пресс.
Опыты:
1,Измерение атмосферного давления.
2.Опыт с шаром Паскаля.
3.Опыт с ведерком Архимеда.
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело»
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
V. Работа и мощность. Энергия. (12 часов.)
Работа.
Мощность.
Измерение
физических
величин:
работы,
мощности.
Простые
механизмы.
Условия равновесия тел. Рычаги. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по
выявлению условий равновесия рычага. Объяснение устройства и принципа действия физических приборов
и технических объектов: простых механизмов. Блоки. Золотое правило механики. Коэффициент полезного
действия. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований условия
равновесия рычага.
Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической
энергии. Превращение одного вида механической энергии в другую.
Демонстрации:
1.Равновесие тела, имеющего ось вращения.
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №9 «Выяснение условия равновесия рычага»
Л а б о р а т о р н а я
р а б о т а №10 «Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости»
VI. Закрепление материала. (6ч)
Календарно-тематическое планирование
учебник (Перышкин А.В. Физика. 7 класс – М.: Дрофа, 2014)
№
Изучаемый раздел, тема урока
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности
обучающихся
Сроки
План.
Факт.
Введение
Физика и физические методы
изучения природы (4ч)
1
Инструктаж по технике
безопасности. Что изучает
физика
Методы физического познания.
1
Объясняют, описывают физические
явления, отличают физические
явления от химических явлений;
проводят наблюдения физических
явлений, анализируют и
классифицируют их, демонстрируют
уровень знаний об окружающем мире.
4.09
2
Физические величины.
Измерение физических
величин.
Международная система
единиц. Точность и
погрешность измерений.
1
Измеряют расстояния, промежутки
времени, температуру; обрабатывают
результаты измерений; определяют
цену деления шкалы измерительных
приборов; переводят значения
физических величин в СИ.
5.09
3
Физика и техника.
1
Выделяют
основные
этапы
развития
физической науки и называют имена
выдающихся ученых; понимают роли
ученых
нашей
страны
в
развитии
современной
физики
и
влиянии
на
технический и социальный прогресс;
определяют место физики как науки,
д е л а ю т
в ы в о д ы
о
р а з в и т и и
физической науки и ее достижениях;
составляют план презентации
11.09
4
Лабораторная работа № 1
«Определение основных
характеристик измерительных
приборов»
1
Определяют цену деления прибора
(линейки, вольтметра, амперметра
часов),рассчитывают погрешности
измерений.
Находят
цену
деления
любо го
12.09
16
и з м е р и т е л ь н о г о
п р и б о р а ,
представляют результаты измерений в
виде таблиц; анализируют результаты
по
определению
цены
деления
измерительного
прибора,
делают
выводы; работают в паре; переводят
значение физических величин в СИ,
определять
погрешность
измерения,
записывать
результат
измерения
с
учетом п-грешности
Первоначальные сведения о
строении вещества(6 часов)
5
Строение вещества. Молекулы.
1
Объясняют
опыты,
подтверждающие
молекулярное
строение
вещества
,схематически изображают молекулы,
создают
модели
молекул
воды
и
кислорода; определяют размер малых
тел. Наблюдают и объясняют опыты
,доказывающие
основные
положения
строения вещества
18.09
6
Лабораторная работа№ 2 «
Определение размеров малых
тел»
1
Измеряют размеры малых тел методом
рядов, различают способы измерения
размеров
малых
тел;
представляют
результаты измерений в виде таблиц;
выполняют
и с с л е д о в а т е л ь с к и й
э кс п е р и м е н т
п о
о п р е д е л е н и ю
размеров малых тел, делают выводы;
работают в группе
19.09
7
Движение молекул. Диффузия в
газах, жидкостях и твердых
телах. Броуновское движение
1
Объясняют
явление
диффузии
и
зависимость
скорости
ее
протекания
от
температуры
тела;
приводит
примеры
диффузии
в
окружающем
мире.
Наблюдают
и
описывают
броуновское движение.
25.09
8
Взаимодействие молекул
1
Проводят
и
объясняют
опыты
по
о б н а р у ж е н и ю
с и л
в з а и м н о г о
притяжения и отталкивания молекул;
наблюдают
и
исследуют
явления
смачивания
и
несмачивания
тел,
объясняют
данные
явления
н а
основании
знаний
о
взаимодействия
молекул
26.09
9
Три состояния вещества
Различие в молекулярном
строении твердых тел,
жидкостей и газов и их
объяснение на основе
молекулярно - кинетических
представлений.
веществ.
1
Доказывают
наличие
различия
в
молекулярном строении твердых тел,
жидкостей и газов; приводят примеры
практического использования свойств
веществ
в
различных
агрегатных
состояниях;
используют
полученные
знания
в
повседневно
жизни
(быт,
эко-логия,
ох р ана
окружающей
среды),
выполняют
исследовательские
эксперименты
по
изучению свойств жидкостей, твердых
тел
и
газов,
анализируют
и
делают
выводы
2.10
10
Тест № 1 «Строение вещества»
Демонстрируют умение решать задачи
по теме "Первоначальные сведения о
строении вещества "
3.10
Взаимодействие тел(22 часа)
17
11
А н а л и з
т е с т а
№ 1 .
Меха нич е с ко е
д в и ж е н и е .
Равномерное
и
неравномерное
движение
1
Определяют
траекторию
движения
тела;
переводят
основную
единицу
пути
в
км,
мм,
см,
дм;
различают
равномерно е
и
н е р а в н ом е р н о е
д в и ж е н и е ;
д о к а з ы в а ю т
относительность движения тела;
определяют
тело,
отно сительно
которого
происходит
движение;
используют
межпредметные
связи
физики,
географии,
математики;
проводят
эксперимент
по
изучению
механического движения, сравнивают
опытные данные, делают выводы.
9.10
12
Скорость.
Единицы скорости.
1
Рассчитывают
скорость
тела
при
равномерном и среднюю скорость при
неравномерном движении; выражают
скорость
в
км/ч,
м/с;
анализируют
т а бл и ц у
с ко р о с т е й
д в и ж е н и я
некоторых тел; определяют среднюю
скорость
движения;
графиче ски
изображают
скорость,
описывают
равномерное
движение;
применяют
з н а н и я
и з
к у р с а
г е о г р а ф и и ,
математики, читают и строят графики
за вис имо с ти
пути
и
с ко р о с т и
движения
10.09
13
Графики движения. Расчет пути
и времени движения.
1
Представляют результаты измерений и
вычислений в виде таблиц и графиков.
Определяют путь, пройденный телом
при
равномерном
движении,
по
формуле
и
с
помощью
графиков.
Находят
время
движения
т е л а .
Решают
задачи
разного
уровня
сложности
16.10
14
Расчет пути и времени
движения. Решение задач на
расчет пути и времени
движения.
1
Представляют результаты измерений и
вычислений в виде таблиц и графиков.
Определяют путь, пройденный телом
при
равномерном
движении,
по
формуле
и
с
помощью
графиков.
Находят
время
движения
т е л а .
Решают
задачи
разного
уровня
сложности
17.10
15
Те с т
№ 2
« М е х а н и ч е с ко е
движение»
1
Демонстрируют умение решать задачи
по теме «Механическое движение»
23.10
16
Инерция
1
Приводят
примеры
пр оя вл ения
явления инерции в быту; объясняют
явление инерции;
п р о в о д я т
и с с л е д о в а т е л ь с к и й
эксперимент
по
изучению
явления
и н е р ц и и .
О п и с ы ва ют
я в л е н и е
взаимодействия тел, объясняют опыты
по
взаимодействию
тел
и
делают
в ы в о д ы ,
п р и в о д я т
п р и м е р ы
взаимодействия
тел,
приводящих
к
изменению их скорости
24.10
17
Взаимодействие тел
1
Обнаруживают
силу
взаимодействия
двух
тел.
Объясняют
пр ич ину
изменения скорости тела
7.11
18
Масса тела. Единицы массы..
1
Ус т а н а в л и в а ю т
з а в и с и м о с т ь
13.11
18
изменения скорости движения тела от
его
массы;
переводят
основную
единицу массы в т, г, мг; работают с
текстом учебника, выделяют главное,
с ис те матизиру ют
и
о б о б щ а ю т
полученные
сведения
о
массе
тела;
различают инерцию и инертность тела
19
Лабораторная
работа
№
3
«Измерение
массы
тела
на
рычажных весах».
1
Взвешивают тело на учебных весах и
с их помощью определяют массу тела,
п р и м е н я ю т
и
в ы р а б а т ы в а ю т
практические
навыки
работы
с
приборами, работают в паре.
14.11
20
Плотность вещества
1
Определяют плотность вещества;
анализируют табличные данные;
переводят значение плотности из
кг/м3 в г/см3;
п р и м е н я ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
окружающего
мира,
математики,
биологии
20.11
21
Лабораторная работа №4
«Измерение объема тела»
1
Измеряют
объем
тела
с
помощью
и з м е р и т е л ь н о г о
ц и л и н д р а ,
анализируют результаты измерений и
в ы ч и с л е н и й ,
д е л а ют
в ы в о д ы ;
представляют результаты измерений и
вычислений в виде таблиц, работают в
группе
21.11
22
Лабораторная
работа
№5
« О пр ед е л е ние
п л о т н о с т и
твердого
тела», Лабораторная
р а б о т а
№ 8
« И з м е р е н и е
плотности жидкости».
1
Измеряют плотность твердого тела и
жидкости
с
помощью
весов
и
и з м е р и т е л ь н о г о
ц и л и н д р а ;
анализируют результаты измерений и
в ы ч и с л е н и й ,
д е л а ю т
выводы; с о с т а в л я ю т
т а б л и ц ы ;
работают в паре
27.11
23
Расчет массы и объема тела по
его плотности
1
Определяют массу (объем) тела по его
о бъ е м у
( м а с с е )
и
п л о т н о с т и ;
записывают формулы для нахождения
массы тела, его объема и плотности;
работают с табличными данными.
28.11
24
Тест №3 «Масса и плотность
тела»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
4.12
25
Сила. Единицы силы.
Графическое изображение
силы.
Явление тяготения. Сила
тяжести.
1
Приводят
примеры
пр оя вл ения
тяготения
в
окружающем
мире;
н а ход я т
точ ку
п р и л оже н и я
и
указывают направление силы тяжести
5.12
26
Измерение сил. Единицы силы.
Динамометр.
1
Находят связь между силой тяжести и
массой тела.
11.12
27
Лабораторная
работа
№6
«Градуирование
п руж и н ы
динамометра и измерение сил с
его помощью»
1
Градуируют
пружину,
получают
шкалу
с
заданной
ценой
деления;
и з м е р я ю т
с и л у
с
п о м о щ ь ю
динамометра; различать вес тела и его
массу;
понимают
принцип
действия
динамометра, весов, встречающихся в
повседневной
жизни,
и
способов
обеспечения
безопасности
при
их
12.12
19
использовании
28
Графиче ское
и зоб ражен и е
силы.
Сложение
двух
сил,
н а п р а в л е н н ы х
п о
о д н о й
прямой.
Равнодействующая
сила.
1
Э к с п е р и м е н т а л ь н о
н а х о д я т
р а в н од е й с т ву ю щ у ю
д ву х
с и л ;
анализируют
результаты
опытов
по
нахождению равнодействующей сил и
делают
выводы;
р а с сч и т ы ва ют
равнодействующую двух сил
18.12
29
Сила упругости, закон Гука, вес
тела.
1
Учатся различать вес тела и его массу;
и с с л е д у ю т
з а в и с и м о с т ь
с и л ы
упругости от деформации.
19.12
30
Трение. Сила трения. Трение
скольжения, качения, покоя.
Подшипники. Трение в природе
и технике.
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
20.12
31
Обобщение темы
«Взаимодействие тел»
1
Систематизируют и обобщают знания
по темам «Механическое движение»,
«Масса», «Плотность вещества».
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
21.12
32
Контрольная работа №1 по теме
«Взаимодействие тел»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
27.12
Д а в л е н и е
т в е рд ы х
т е л ,
ж и д к о с т е й
и
г а з о в .
Архимедова сила. (20часов)
33
Анализ
контрольной
работы
№1.
Давление.
Единицы давления.
1
Приводят
примеры,
показывающие
зависимость
действующей
силы
от
площади опоры; вычисляют давление
по
известным
массе
и
объёму;
п е р е в од я т
о с н о в н ы е
е д и н и ц ы
давления в кПа, гПа;
28.12
34
Д а вле ние
га за .
П е р е д ач а
давления в жидкостях и газах.
З а ко н
П а с ка л я .
Р е ш е н и е
качественных
задач
на
закон
Паскаля
1
Отличают
газы
по
их
свойствам
от
твердых тел и жидкостей; объясняют
давление
газа
на
стенки
сосуда
на
основе
теории
строения
вещества;
анализируют результаты эксперимента
по
изучению
давления
газа,
делать
выводы.
Объясняют
причину
передачи
давления
жидкостью
или
газом
во
все
стороны
одинаково;
анализируют
опыт
по
передаче
давления жидкостью и объяснять его
результаты
10.01
35
Расчет
давления
жидкости
на
дно и стенки сосуда
1
Выводят
формулу
для
р а сч е т а
давления жидкости на дно и стенки
с о с у д а ; р а б от а ют
с
т е к с т о м ;
составляют план проведения опытов
11.01
20
36
Решение задач на расчет
гидростатического давления
1
Решают
задачи
на
расчет
давления
различного уровня сложности, в том
числе и качественные.
17.01
37
Сообщающиеся сосуды
1
Приводят
примеры
сообщающихся
с о с уд о в
в
б ы т у ;
п р о в о д я т
исследовательский
эксперимент
с
с о о б щ а ю щ и м и с я
с о с у д а м и ,
анализируют
результаты,
делают
выводы
18.01
38
Тест №4 «Давление жидкостей
и газов»
23.01
39
Вес воздуха. Атмосферное
давление Почему существует
воздушная оболочка Земли?
1
В ы ч и с л я ю т
м а с с у
в о з д у х а ;
сравнивают атмосферное давление на
различных
высотах
от
поверхности
Земли;
объясняют
влияние
атмосферного
давления
на
живые
организмы;
проводят
опыты
по
обнаружению
атмосферного
давления,
изменению
атмосферного
давления
с
высотой,
анализируют их результаты и делают
выводы;
применяют знания из курса географии
при объяснении зависимости давления
от
высоты
над
уровнем
м о р я ,
математики для расчета давления
24.01
40
И зм е ре ние
ат м о с ф е р н о го
давления. Опыт Торричелли
1
Вычисляют
атмосферное
давление;
объясняют
измерение
атмосферного
д а в л е н и я
с
п о м о щ ь ю
т р у б к и
Торричелли; наблюдают
опыты
по
измерению атмосферного давления и
делают выводы
30.01
41
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на
различных высотах.
1
Измеряют
атмосферное
давление
с
помощью барометра-анероида;
объясняют
изменение
атмосферного
давления по мере увеличения высоты
над уровнем моря; применяют знания
из курса географии, биологии
1.02
42
М а н о м е т р ы .
П о р ш н е в о й
жидкостный насос.
1
Измеряют
давление
с
помощью
манометра; различают манометры по
целям
использования.
Приводят
примеры
применения
поршневого
жидкостного насоса
5.02
43
Ги д р а вл и ч е с ка я
м а ш и н а .
Гидравлический пресс.
1
Приводят
примеры
применения
поршневого
жидкостного
насоса
и
гидравлического
пресса;
работают
с
текстом учебника,
используют
полученные
знания
в
повседневной
жизни
(экология,
быт,
ох р а н а
окружающей среды).
6.02
44
Решение задач «Давление»
1
Умение решать качественные задачи
по данным темам. Применяют
полученные знания при решении
физической задачи.
12.02
45
Ко н т р о л ь н а я
р а б о т а
№2
1
Используют знания из курса
математики и физики при решении
13.02
21
«Давление»
задач различного уровня сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
46
Анализ КР. Действие жидкости
и газа на погруженное в них
тело.
1
Доказывают,
основываясь
на
законе
П а с к а л я ,
с у щ е с т в о в а н и е
выталкивающей
силы,
действующей
н а
т е л о ; пр ивод я т
п р и м е р ы ,
подтверждающие
существование
выталкивающей
силы;
применять
знания
о
при-чинах
возникновения
выталкивающей силы на практике
19.02
47
Архимедова сила
1
Выводят
формулу
для
определения
выталкивающей
силы;
рассчитывают
силу
Архимеда; указывают
причины,
от
которых
зависит
сила
Архимеда;
работают
с
текстом,
обобщают
и
делают выводы;
анализируют
опыты
с
ведерком
Архимеда
20.02
48
Лабораторная
работа
№7
«Измерение
выталкивающей
с и л ы ,
д е й с т в у ю щ е й
н а
погруженное в жидкость тело»
1
Опытным
путем
обнаруживают
выталкивающее действие жидкости на
погруженное в нее тело; определяют
выталкивающую
силу;
работают
в
группе
25.02
49
Плавание
тел.
Лабораторная
работа №8 «Выяснение условий
плавания тел в жидкости»
1
Объясняют причины плавания тел;
п р и в о д я т
п р и м е р ы
п л а в а н и я
различных тел и живых организмов;
к о н с т р у и р у ю т
п р и б о р
д л я
демонстрации
гидростатического
давления; применяют знания из курса
биологии,
географии,
окружающего
мира
при
объяснении
плавания
тел.
На
опыте
выясняют
условия,
при
которых
тело
плавает,
всплывает,
тонет в жидкости; работают в паре
26.02
50
Плавание судов.
Воздухоплавание.
1
Объясняют условия плавания судов;
приводят
примеры
плавания
;
объясняют
изменение
осадки
судна;
применяют
на
практике
знания
условий
плавания
судов.
Приводят
примеры воздухоплавания, применяют
н а
п р а к т и к е
з н а н и я
у с л о в и й
воздухоплавания.
Делают
сообщения
из истории развития воздухоплавания
11.03
51
Решение задач на применение
закона Архимеда
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
12.03
52
Контрольная работа № 3 «Сила
Архимеда. Плавание тел»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач
18.03
Работа и мощность. Энергия.
(12 часов)
53
Анализ
контрольной
работы
№5.
Механическая
работа.
1
Определяют условия, необходимые
для совершения механической работы
переводят основные единицы работы
19.03
22
Единицы работы
в кДж, гДж, МДж; вычисляют
механическую работу.
54
М о щ н о с т ь .
Е д и н и ц ы
мощности.
1
Вычисляют
мощность
по
известной
работе;
приводят
примеры
единиц
мощности
различных
приборов
и
технических устройств; анализируют
мощности
различных
приборов;
выражают
мощность
в
различных
единицах;
проводят исследования мощности
технических устройств, делают
выводы
8.04
55
Простые
механизмы.
Рычаг.
Равновесие сил на рычаге.
1
Применяют
условия
равнове сия
рычага в практических целях: подъем
и
перемещение
груза;
определяют
плечо
силы;
решают
графические
задачи
9.04
56
Момент силы.
Рычаги
в
технике,
быту
и
природе.
Решение
задач
на
рычаги
1
Приводят примеры, иллюстрирующие
как
момент
силы
характеризует
действие силы, зависящее и от модуля
силы,
и
от
ее
плеча;
работают
с
текстом, обобщают и делают выводы
об
условии
равновесия
рычага.
Проверяют опытным путем, при каком
соотношении
сил
и
их
плеч
рычаг
находится в равновесии; проверяют на
опыте
правило
моментов.
Решают
задачи
на
рычаги
. П р им е ня ют
полученные
знания
при
решении
физической задачи.
15.04
57
Лабораторная
работа
№9
« В ы я с н е н и е
у с л о в и я
равновесия рычага»
1
Проверяют опытным путем, при каком
соотношении
сил
и
их
плеч
рычаг
находится в равновесии; проверяют на
опыте правило моментов; применяют
практические знания при выяснении
условий равновесия рычага, знания из
ку р с а
б и о л о г и и ,
м а т е м а т и к и ,
технологии, работают в группе.
16.04
58
Блоки. "Золотое правило"
механики.
П р и м е н е н и е
п р а в и л а
равновесия рычага к блоку
1
Приводят
примеры
применения
неподвижного
и
подвижного
блоков
на
практике;
сравнивают
действие
подвижного и неподвижного блоков;
работают
с
текстом
у ч е б н и к а ;
анализируют опыты с подвижным и
неподвижным
блоками
и
делают
выводы. Опытным путем определяют
равенство
работ
при
использовании
простых
механизмов; работают
в
группе;
анализируют
опыты
с
простыми
механизма
и
делают
выводы
22..04
59.
Коэффициент полезного
действия механизма. Простые
механизмы и их применение.
1
Опытным
путем
устанавливают,
что
полезная
работа,
выполненная
с
помощью
про стого
м еха н и зм а ,
меньше
полной;
анализируют
КПД
раз-личных механизмов
23.04
60
Лабораторная
работа
№10
« О п р е д е л е н и е
К П Д
п р и
подъеме
тела
по
наклонной
плоскости»
1
О п р е д е л я ю т
К П Д
н а к л о н н о й
плоскости
29.04
61
Равновесие тел с закрепленной
1
Устанавливают
вид
равновесия
по
30.04
23
о с ь ю
в р а щ е н и я
Ус л о в и я
р а в н о в е с и я
т е л .
В и д ы
равновесия.
изменению положения центра тяжести
тела;
приводят
примеры
различных
видов
равновесия,
встречающихся
в
быту; применяют на практике знания
об условии равновесия тел.
62
Энергия. Потенциальная
энергия поднятого тела, сжатой
пружины. Кинетическая
энергия движущегося тела.
Превращения энергии. Закон
сохранения энергии.
Энергия рек и ветра
1
Приводят примеры тел, обладающих
п от е н ц и а л ь н о й ,
к и н е т и ч е с ко й
энергией;
работают
с
т е кс том ;
Приводят
примеры:
превращения
энергии из одного вида в другой; тел,
о бл а д а ю щ и х
од н о в р е м е н н о
и
потенциальной
и
кинетиче ской
энергией
7.05
63
Решение задач на виды энергии
и
з а к о н
с о х р а н е н и я
механической энергии.
1
Применяют полученные знания при
решении физической задачи. Решают
качественные
и
расчетные
задачи
высокого уровня
8..05
64
Контрольная
работа
№4
по
теме
"Работа
и
мощность.
Энергия"
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
14.05
Закрепление (6 часов)
65
Решение комплексных задач на
закрепление материала
«Механическое движение»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
15.05
66
Решение комплексных задач на
закрепление материала
«Плотность»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
20.05
67
Решение комплексных задач на
закрепление материала «Сила»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
21.05
68
Решение комплексных задач на
закрепление материала
«Давление»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
22.05
69
Решение комплексных задач на
закрепление материала «Работа
и мощность»
1
И с п о л ь зу ю т
з н а н и я
и з
к у р с а
математики
и
физики
при
решении
задач
различного
уровня
сложности;
анализируют результаты, полученные
при решении задач.
28.05
70
Итоговая КР
29.05
24