Напоминание

"Деление с остатком"


Автор: Максимова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2
Населённый пункт: город Сольцы,Новгородской области
Наименование материала: Урок математики
Тема: "Деление с остатком"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок математики в 3 классе по теме

«Деление с остатком».

Максимова Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2 г.Сольцы»

Новгородской области.

Цели:

Обучающийся умеет:

- выполнять деление с остатком;

- сохранять учебную задачу до конца урока.

Содержание: компоненты

действия

деления

с

остатком,

выведение

алгоритма деления с остатком, решение примеров на деление с остатком.

Технология: деятельностный метод Л.Г.Петерсон

Демонстрационный материал:

Д1. Презентация.

Слайд 1.Образец выполнения задания.

Образец:

35 9 21 32 42 8 12

Слайд 2. Задание.

Задание: расставьте буквы по порядку возрастания соответствующих чисел и

прочтите получившееся слово.

35 9 21 32 42 8 12

Ц О О Д Ы М Л

Слайд 3. Образец и эталон выполнения задания.

Образец

Эталон

15:4=3(ост.3)

13:6=2(ост.1)

12:5=2(ост.2)

15:2=7(ост.1)

18:7=2(ост.4)

19:5=3(ост.4)

1.

Найти

наибольшее

число,

которое

можно

разделить на делитель без остатка.

2.

Данное

число

разделить

на

делитель.

Это

значение частного.

3.

Вычесть разделившееся число из делителя. Это

остаток.

4.

Сравнить делитель и остаток. Остаток всегда

меньше делителя.

Слайд 4.Образец выполнения задания.

56 : 9 = (ост.2) 45 : 8 = (ост.5)

83 : 40 =(ост.3)

Слайд 5.Задание.

Задание: найди ошибку.

5:2=2 (ост.2)

12:7=1(ост.5)

10:3=3(ост.1)

11:2=5(ост.2)

24:5=4(ост.4)

Раздаточный материал:

Р1. Карточка с заданием.

В первом ряду обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. Во

втором ряду обведите числа, которые делятся на 3 без остатка. В третьем

ряду обведите числа, которые делятся на 4 без остатка.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30

20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32,33,34,35,36,3738,39,40

Р2. Карточки с примерами для решения по вариантам.

15:4= 12:5= 18:7=

13:6= 15:2= 19:5=

Р3. Лестница успеха.

НАУЧИЛСЯ

МОГУ С ПОМОЩЬЮ

НЕ НАУЧИЛСЯ

Оборудование для учителя: ноутбук, проектор, экран, доска.

Ход урока.

Организационный момент.

-

Прозвенел

звонок,

и

мы

настраиваемся

на

урок.

Нам

с

вами

сегодня

предстоит выполнить интересную работу.

- Подумайте, пожалуйста, что необходимо для успешной работы на уроке?

(Уметь считать, читать, внимание, уметь слушать и слышать.)

- Давайте вспомним наш девиз (А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не

скрывай, на вопросы отвечай!»)

1. Постановка учебной задачи.

А)Мотивация.

- Решите примеры, соедините пример с ответом

Примеры записаны на доске.

4 • 2 = 35 4 • 8 = 12

9 • 4 = 8 3 • 7 = 4

2 • 8 = 9 2 • 4 = 28

7 • 5 = 36 6 • 2 = 8

3 • 3 = 16 2 • 2 = 21

(2 учащихся работают у доски, остальные - устно, затем выполняется

проверка.)

- Я диктую вам выражения, а вы в тетрадях записываете только ответы.

Выражения:

- найти произведение чисел 7 и 5;

- 36 уменьшить в 4 раза;

- множители 7 и 3, чему равно произведение;

- 4 увеличить в 8 раз;

- какое число в 6 раз больше 7;

- найти частное чисел 24 и 3;

- я задумала число, если его разделить на 6, то получится 2. Какое число я

задумала?

- Проверьте решение по образцу (Слайд 1.)

Образец:

35 9 21 32 42 8 12

- Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу товарища. Оцените его работу на

полях.

- А теперь расставьте буквы по порядку возрастания соответствующих чисел

и прочтите получившееся слово (Слайд 2.).

35 9 21 32 42 8 12

Ц О О Д Ы М Л

(МОЛОДЦЫ)

- Вы действительно молодцы, хорошо справились с этой работой.

Б)Целеполагание.

-У вас на партах лежат карточки с заданием (Р1.): В первом ряду обведите

числа, которые делятся на 2 без остатка. Во втором ряду обведите числа,

которые делятся на 3 без остатка.В третьем ряду обведите числа, которые

делятся на 4 без остатка.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30

20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,32,33,34,35,36,3738,39,40

Задание выполняется. Организуется проверка – учащиеся устно называют

правильные ответы.

- Какое арифметическое действиевыполняли в задании? (Деление.)

- Назовите тему урока? (Деление.)

- Расскажите, что вы знаете о делении? (Деление - это арифметическое

действие

обратное

умножению.

Компоненты

при

делении

называются:

делимое, делитель, частное. Разделить - это значит найти такое число при

умножении которого на делитель получаем делимое.)

- Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:

10:5 9:3 17:2

- Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет.)

- Что не смогли сделать? (Не смогли 17:2)

- Чем отличатся этот пример от тех, что вы смогли выполнить? (В примере

17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить

делимое.)

- Почему? В чём было затруднение? (Не знаем алгоритма деления чисел, в

которых

нет

такого

числа,

при

умножении

которого

на

делитель

можно

получить делимое.)

- Может быть, кто-то знает, как называется деление таких чисел? (….)

- Деление таких чисел называют делением с остатком.

На доске:

Если при делении одно число не делится на другое нацело-это деление с

остатком.

- Сформулируйте в парах цель вашего урока. (Узнать алгоритм деления с

остатком и научиться его выполнять.)

Цель фиксируется на доске.

- Уточните тему урока. (Деление с остатком.)

Тема фиксируется на доске.

2.Открытие детьми нового знания.

- Что нужно сделать? (Узнать алгоритм деления с остатком.)

- Как можно это сделать? (Посмотреть в учебнике, вывести самим.)

-

Предлагаю

сегодня

попробовать

самим

вывести

правило

деления

с

остатком.Для этого давайте попытаемся разделить, опираясь на предметные

действия.Предлагаю такую ситуацию - у меня лежит стопка из 17 тетрадей, я

её отдаю Диме и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

- Разделили? (Да.)

- Делаем вывод. (17 можно разделить на 2.)

- Сколько получил каждый? (По 8.)

- Все ли тетради разделили? (Нет)

- Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (Потому что делили

поровну.)

- Сколько осталось? (1)

- Так что такое 1? (Остаток.)

- Давайте запишем это выражение.

- Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? (…)

- В математике принято количество оставшихся предметов записывать так

(учитель записывает на доске и проговаривает): 17 : 2 = 8 (ост. 1).

- Сколько разделили без остатка?(16)

- Что важно знать при делении? (Таблицу умножения.)

- Так сколько раз по 2содержится в 17? (8, остаток 1.)

- Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

(Делимое 17, делитель 2, частное 8,остаток 1.)

- Сравните делитель и остаток (Остаток меньше.)

- Теперь попробуйте составить алгоритм деления с остатком, работая в парах.

Для этого расставьте действия по порядку:

-

Найти

наибольшее

число,

которое

можно

разделить

на

делитель

без

остатка.

- Сравнить делитель и остаток. Остаток всегда меньше делителя.

- Данное число разделить на делитель. Это значение частного.

- Вычесть разделившееся число из делителя. Это остаток.

Задание выполняется.

- Что получилось?

Версии заслушиваются, фиксируются на доске.

- Давайте проверим, правильно ли составили алгоритм.

На доске алгоритм:

Чтобы разделить число с остатком нужно:

1.

Найти наибольшее число, которое можно разделить на делитель без

остатка.

2.

Данное число разделить на делитель. Это значение частного.

3.

Вычесть разделившееся число из делителя. Это остаток.

4.

Сравнить делитель и остаток. Остаток всегда меньше делителя.

- Сравните. Что получилось, что не получилось?

- Молодцы!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3.Первичное закрепление (с комментированием).

- Вспоминаем, какую учебную задачу решаем на уроке? (Учимся выполнять

деление с остатком.)

- Что вы должны сделать для этого? (Тренироваться.)

- Работаем в паре. У каждого в паре свой пример. Вы должны решить свои

примеры

в

тетради,

пользуясь

алгоритмом

на

доске.

Потом

каждый

проговорит друг другу, как решал пример, пользуясь алгоритмом.

Задание (Р2.):

1.15:4= 12:5= 18:7=

2.13:6= 15:2= 19:5=

Ученики работают с примерами в парах. Выполняют взаимопроверку. Кто

правильно решил и раньше закончил, записывают решения своих примеров на

доске, объясняют как решали.

-Проверьте свои работы по образцу и эталону (Слайд 3.).

Образец

Эталон

15:4=3(ост.3)

13:6=2(ост.1)

12:5=2(ост.2)

15:2=7(ост.1)

18:7=2(ост.4)

19:5=3(ост.4)

1.

Найти

наибольшее

число,

которое

можно

разделить на делитель без остатка.

2.

Данное

число

разделить

на

делитель.

Это

значение частного.

3.

Вычесть

разделившееся

число

из

делителя.

Это остаток.

4.

Сравнить делитель и остаток. Остаток всегда

меньше делителя.

- Кто сделал все правильно?

-

У

кого

ошибки?

В

чем

затруднение?

Что

нужно

сделать,

чтобы

их

исправить?

4. Самоятоятельная работа с проверкой в классе.

-Вспоминаем, какую учебную задачу решаем на уроке. (Учимся выполнять

деление с остатком.)

-Как

вы

можете

понять,

научились

решать

или

нет?

(Решить

примеры

самостоятельно,

проверить

правильность

выполнения,

оценить

научились

или нет делить с остатком.)

- Задание (на доске): выпиши и реши только те выражения, в которых деление

выполняется с остатком.

56 : 9 = 45 : 8 =

60 : 5 = 83 : 40 =

Далее дети проверяют решение по образцу (Слайд 4.)

-Объясните, что вы делали, чтобы выполнить деление с остатком? (…..)

-У кого были ошибки при решении примеров? Какую поставите перед собой

задачу, чтобы научиться без ошибок решать примеры на деление с остатком?

(Потренироваться еще.)

5.Повторение и закрепление ранее изученного материала.

1) Задание (на доске): реши выражения.

63 : 5 =

96 : 16 =

Взаимопроверка.

2) Задание (Слайд 5.) : найди ошибку.

5:2=2 (ост.2)

12:7=1(ост.5)

10:3=3(ост.1)

11:2=5(ост.2)

24:5=4(ост.4)

Проверка и анализ ошибок.

6.Рефлексия учебной деятельности.

- Вспоминаем, какую учебную задачу решали на уроке? Выберите нужный

ответ:

1. На уроке я учился выполнять деление.

2. На уроке я учился выполнять деление с остатком.

- Кто выбрал 1 учебную задачу, поднимите цифру 1.

- Кто выбрал 2 учебную задачу, поднимите цифру 2.

Учитель наблюдает, сколько учеников сохранили учебную задачу до конца

урока.

-

Удалось

ли

вам

достичь

этой

цели,

решить

эту

учебную

задачу?

Как

сможете доказать? (Решили примеры правильно.)

- Возьмите карточку с «Лестницей успеха» и оцените свое умение выполнять

деление с остатком. На какую из трех ступеней вы можете встать?

НАУЧИЛСЯ

МОГУ С ПОМОЩЬЮ

НЕ НАУЧИЛСЯ

Дети оценивают себя, обосновывают свое решение. Получают домашнее

задание.

Спасибо за хорошую работу на уроке!



В раздел образования