Напоминание

"Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников"


Авторы: Воронкова Людмила Николаевна, Кирли Домника Пантелеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников

Подготовила: воспитатель Воронкова Людмила Николаевна,

Кирли Домника Пантелеевна

Леонидова Ирина Васильевна

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67 г. Белгород

Моделирующая деятельность может оказать большую роль в процессе

познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы. В то время

как

многообразие

природных

явлений,

составляющих

непосредственное

окружение

детей,

создаёт

видимость

их

лёгкого

познания

в

процессе

наблюдений, пугливость

и

скрытый

образ

жизни

многих

животных,

растянутая

во

времени

изменчивость

развивающихся

организмов

или

сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости

внутри

природных

сообществ

рождают

объективные

трудности

для

дошкольников,

мыслительная

деятельность

которых

находится

в

становлении.

Это

и

вызывает

необходимость

моделирования

некоторых

явлений,

объектов

природы.

Таким

образом,

модели

и

моделирование

позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе,

поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является

методом экологического воспитания.

Моделирование

рассматривается

как

совместная

деятельность

воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей).

Цель моделирования обеспечить успешное усвоение детьми знаний об

особенностях

объектов

природы,

их

структуре,

связях

и

отношениях,

существующих

между

ними.

Моделирование

основано

на

принципе

замещения

реальных

предметов,

объектов

предметами.

Схематическими

изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее

существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном

конкретном

случае.

По

мере

осознания

детьми

способа

замещения

признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится

возможным

привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к

само стоятельному

моделированию.

Обучение

м оде л и р о ва н и ю

осуществляется в такой последовательности.

Воспитатель:

1.

Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой

модели, ранее усвоенной ими.

2.

Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению

признаков

различия

и

сходства,

одновременно

дает

задание

последовательно

отбирать

и

выкладывать

на

панно

модели,

замещающие признаки.

3.

Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.

4.

Обучение

детей

моделированию

существенных

или

значимых

для

деятельности признаков(например отбор и моделирование признаков

растений,

определяющих

способ

удаления

пыли

с

растений

уголка

природы.

5.

Руководит созданием моделей элементарных

понятий, таких как

«рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные»,

«растения», «живое». «неживое», и т.д

6.

Модели

многофункциональны.

На

основе

моделей

можно

создать

разнообразные дидактические игры.

Придумывая

модели

вместе

с

детьми

необходимо

придерживаться

следующих требований:

1.Модель

должна

отражать

обобщенный

образ

и

подходить

к

группе

объектов.

2.Раскрыть существенное в объекте.

3.Замысел по созданию модели можно обсудить с детьми, чтобы она была

им понятна.

В

дошкольном

возрасте

при

ознакомлении

детей

с

природой

используются разные виды моделей.

Предметные

модели воспроизводят

структуру

и

особенности,

внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним

относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может

служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма).

Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с

помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем

виде и движении рыбы.

Предметно-схематические

модели. В

них

существенные

признаки,

связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Например,

полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при

абстрагировании

цвета

листьев

растений;

изображения

геометрических

фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;

полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при

абстрагировании

и

замещении

характера

поверхности

частей

растений

листьев, стеблей и т.д. Модель – макет рекомендует использовать С. Н.

Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного

из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета.

Накладывая на него два цветных изображения различных геометрических

фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и

геометрической

фигуры

последняя

становится

невидимой.

Такая

модель

помогает детям понять значение окраски покровов животных.

Графические

модели (графики,

схемы

и

т.д.)

передают

обобщённо

(условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой

модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности

дня и т.д. В качестве такой модели при формировании понятия «рыбы» в

старшей

группе

используется

схема,

в

которой

отражены

существенные,

наглядно

воспринимаемые

признаки

данной

систематической

группы

животных:

среда

обитания,

форма

тела,

жаберный

способ

дыхания,

своеобразное

строение

конечностей

(плавники),

в

которых

проявляется

приспособление рыб к водной среде обитания.

Демонстрация

моделей

в

обучении

занимает

особое

место,

так

как

помогает

лучше,

чем

другие

средства

наглядности,

абстрагировать

существенные

признаки

объектов,

связи

и

отношения

разной

степени

сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации

моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей

о природе.

Исследования

учёных

(Вегнер

Л.,

Брофман,

Саморуковой

П.

и

др.)

доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей

при

ознакомлении

с

природой

способствуют

развитию

умственных

способностей

к

опосредованному

мышлению,

доступному

пониманию

и

более

прочному

усвоению

новых

знаний.

Авторы

признают,

что

с

использованием

наглядного

моделирования процесс

обучения

будет

проходить более успешно.

Список использованной литературы

1. Николаева С. Н. Формирование динамических представлений о природе. //

«Дошкольное воспитание», 1988 - №2.

2. Рыжова Л.В. Методика использования моделирования в ознакомлении детей

с природой. //Лекция, г. А.-Судженск, 1998.

3. Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском

саду. Изд-во «Просвещение», М.,1992.



В раздел образования