Авторы: Воронкова Людмила Николаевна, Кирли Домника Пантелеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников
Подготовила: воспитатель Воронкова Людмила Николаевна,
Кирли Домника Пантелеевна
Леонидова Ирина Васильевна
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 67 г. Белгород
Моделирующая деятельность может оказать большую роль в процессе
познания дошкольниками окружающего мира и явлений природы. В то время
как
многообразие
природных
явлений,
составляющих
непосредственное
окружение
детей,
создаёт
видимость
их
лёгкого
познания
в
процессе
наблюдений, пугливость
и
скрытый
образ
жизни
многих
животных,
растянутая
во
времени
изменчивость
развивающихся
организмов
или
сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости
внутри
природных
сообществ
рождают
объективные
трудности
для
дошкольников,
мыслительная
деятельность
которых
находится
в
становлении.
Это
и
вызывает
необходимость
моделирования
некоторых
явлений,
объектов
природы.
Таким
образом,
модели
и
моделирование
позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе,
поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является
методом экологического воспитания.
Моделирование
рассматривается
как
совместная
деятельность
воспитателя и детей по построению (выбору и конструированию моделей).
Цель моделирования обеспечить успешное усвоение детьми знаний об
особенностях
объектов
природы,
их
структуре,
связях
и
отношениях,
существующих
между
ними.
Моделирование
основано
на
принципе
замещения
реальных
предметов,
объектов
предметами.
Схематическими
изображениями, знаками. Модель дает возможность создать образ наиболее
существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном
конкретном
случае.
По
мере
осознания
детьми
способа
замещения
признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится
возможным
привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к
само стоятельному
моделированию.
Обучение
м оде л и р о ва н и ю
осуществляется в такой последовательности.
Воспитатель:
1.
Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой
модели, ранее усвоенной ими.
2.
Организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению
признаков
различия
и
сходства,
одновременно
дает
задание
последовательно
отбирать
и
выкладывать
на
панно
модели,
замещающие признаки.
3.
Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3-4.
4.
Обучение
детей
моделированию
существенных
или
значимых
для
деятельности признаков(например отбор и моделирование признаков
растений,
определяющих
способ
удаления
пыли
с
растений
уголка
природы.
5.
Руководит созданием моделей элементарных
понятий, таких как
«рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные»,
«растения», «живое». «неживое», и т.д
6.
Модели
многофункциональны.
На
основе
моделей
можно
создать
разнообразные дидактические игры.
Придумывая
модели
вместе
с
детьми
необходимо
придерживаться
следующих требований:
1.Модель
должна
отражать
обобщенный
образ
и
подходить
к
группе
объектов.
2.Раскрыть существенное в объекте.
3.Замысел по созданию модели можно обсудить с детьми, чтобы она была
им понятна.
В
дошкольном
возрасте
при
ознакомлении
детей
с
природой
используются разные виды моделей.
Предметные
модели воспроизводят
структуру
и
особенности,
внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним
относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может
служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоёма).
Самая простая предметная модель – заводная игрушечная золотая рыбка, с
помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем
виде и движении рыбы.
Предметно-схематические
модели. В
них
существенные
признаки,
связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. Например,
полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при
абстрагировании
цвета
листьев
растений;
изображения
геометрических
фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев;
полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при
абстрагировании
и
замещении
характера
поверхности
частей
растений
–
листьев, стеблей и т.д. Модель – макет рекомендует использовать С. Н.
Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявления одного
из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета.
Накладывая на него два цветных изображения различных геометрических
фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и
геометрической
фигуры
последняя
становится
невидимой.
Такая
модель
помогает детям понять значение окраски покровов животных.
Графические
модели (графики,
схемы
и
т.д.)
передают
обобщённо
(условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой
модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности
дня и т.д. В качестве такой модели при формировании понятия «рыбы» в
старшей
группе
используется
схема,
в
которой
отражены
существенные,
наглядно
воспринимаемые
признаки
данной
систематической
группы
животных:
среда
обитания,
форма
тела,
жаберный
способ
дыхания,
своеобразное
строение
конечностей
(плавники),
в
которых
проявляется
приспособление рыб к водной среде обитания.
Демонстрация
моделей
в
обучении
занимает
особое
место,
так
как
помогает
лучше,
чем
другие
средства
наглядности,
абстрагировать
существенные
признаки
объектов,
связи
и
отношения
разной
степени
сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации
моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей
о природе.
Исследования
учёных
(Вегнер
Л.,
Брофман,
Саморуковой
П.
и
др.)
доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей
при
ознакомлении
с
природой
способствуют
развитию
умственных
способностей
к
опосредованному
мышлению,
доступному
пониманию
и
более
прочному
усвоению
новых
знаний.
Авторы
признают,
что
с
использованием
наглядного
моделирования процесс
обучения
будет
проходить более успешно.
Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. Формирование динамических представлений о природе. //
«Дошкольное воспитание», 1988 - №2.
2. Рыжова Л.В. Методика использования моделирования в ознакомлении детей
с природой. //Лекция, г. А.-Судженск, 1998.
3. Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском
саду. Изд-во «Просвещение», М.,1992.