Авторы: Тепелина Ольга Александровна, Разуева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель i кв. категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка"детский сад 6 "Дельфин"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: Познавательно - исследовательский проект в подготовительной к школе группе "Семицветик" "Волшебные капельки"
Тема: Проектная деятельность в ДО в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Познавательно - исследовательский проект в
подготовительной к школе группе
«Семицветик»
«Волшебные капельки»
Продолжительность: долгосрочный
воспитатель - Тепелина Ольга Александровна, I кв. категории
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы и родители
Актуальность. Вода – источник жизни на Земле, великая природная ценность,
покрывающая большую часть поверхности нашей планеты. Вода – это жизнь! Роль
воды в жизни человека неоценима: она используется для питья, пищи, умывания,
различных хозяйственных и промышленных нужд.
В
процессе
детского
исследования
ребенок
получает
конкретные
познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится
находить
простые
элементарные
причинно-следственные
связи,
учится
экспериментировать,
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы
и
обобщения,
т.е развивает и активизирует познавательные способности.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в
системе
разнообразных
знаний
об
окружающем.
предмет
ознакомления
присутствует и оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие
ребенка.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их
любознательность,
постоянное
стремление
к
эксперименту,
желание
самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог активно
помогать.
Учитывая
вышесказанное,
а
также
с
целью
получения
наибольшей
результативности
в
коррекционно-развивающей работе
с
детьми
с
ТНР
по развитию естественнонаучных
представлений
о
неживой
природе
мы
использовали проектную
деятельность.
Кроме
того,
современная
модернизация
образовательной системы требует от педагогов внедрения новых, инновационных
методов и технологий в работе с детьми в ДОУ.
Федеральный стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
социокультурное разнообразие детства;
возрастные закономерности и индивидуальные способности развития детей;
потребности,
особенности
и
возможности
детей с
ограниченными
возможностями здоровья;
возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Цель проекта:
Систематизировать представления детей о воде, ее свойствах,
значении для природы и в жизни человека; формирование экологической культуры
личности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать
интерес
к
явлениям
в
природе,
бережное
отношение
к
воде,
любознательность,
доброжелательное
взаимодействие
детей друг с другом;
Развивающие:
Развивать
наблюдательность,
интерес
к
познавательно-
исследовательской
деятельности,
эмоционально
–
эстетические
чувства,
самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать
в группе;
Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом
природы
–
водой,
без
которой
невозможна
жизнь
на
планете
Земля.
Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека
и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о
состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как
важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры
личности.
Формы работы с детьми:
-беседы;
-рассказы детей с опорой на схемы;
-детское сочинительство;
-рассматривание картин художников, фотоальбомов, энциклопедий, карт и глобуса;
-наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней,
сосульки, снегопад и т.д.).
- игровая деятельность,
-продуктивная деятельность,
-интегрированные занятия,
-работа с познавательной литературой,
-экспериментальная деятельность,
-создание музея воды: «Волшебные капельки»
-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; художественных
произведений и стихов по теме;
-игры - эксперименты, игры-опыты;
-дидактические игры;
-народные подвижные игры;
-театрализованные и сюжетные игры, игры-инсценировки;
-продуктивная деятельность;
-образовательная деятельность.
1.Репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского,
Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова; портреты
художников.
2.Выставка детских работ по теме: «Жизнь в капле воды» (рисунки); «Водный
транспорт» (поделки из бросового материала)
3.Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются:
-трафареты по теме «Морские обитатели», «Жители пресных водоемов» для
рисования и печатания;
-опорные таблицы для лепки и рисования (по теме);
-д/игра «Собери картинку»;
-д/игра «Посмотри и дорисуй» (дорисовывание из геометрических фигур по теме);
-раскраски по теме;
Методические приемы:
практические: эксперимент;
наглядные: показ, рассматривание;
словесные: рассказ, загадка, вопрос.
Взаимодействие с родителями
- Консультации: «Эксперимент в детском саду»,
-Оформление уголка для родителей папка – передвижка:: «Вода вокруг нас», «Что мы
знаем о воде? Говорят она везде!».
- Выставка детских работ
- Конкурс детского творчества «Для чего нужна вода?»
- Совместная деятельность: создание книжки – самоделки «Мы сохранили лето»
(фотовоспоминания детей о летнем отдыхе)
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Цель: выявить уровень сформированности представлений о воде, её свойствах у
детей дошкольного возраста, круг их интересов. Создать условия для
исследовательской деятельности.
1. Составление плана работы по проекту;
2. Выбор форм и методов реализации проекта
3.Стартовая беседа для выявления первоначальных представлений детей о воде;
4.Создание музея воды в группе:
Подбор литературы, песен, художественного слова о воде: загадки, пословицы,
поговорки, заклички, фразеологизмы о воде;
Подбор иллюстраций, фотографий, репродукций художников, карт, схем по теме.
Создание условий для исследований, подготовка материала к
экспериментированию
Составление картотеки опытов с водой;
2 этап. Основной
Цель: Систематизировать представления детей о воде, ее свойствах, значении для
природы и в жизни человека; формировать элементарные исследовательские
навыки и умения у дошкольников.
Экспериментирование с водой;
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме;
Вопросы, направляющие проект:
Проблемные вопросы: Возможно ли жить без воды?
Может ли исчезнуть вода?
Как вода попадает в кран?
Учебные вопросы: Какие состояния воды существуют?
Какие у воды свойства?
Что такое круговорот воды в природе?
Почему воду нужно беречь?
Проблемные вопросы:
Можем ли мы 1 день обойтись без воды?
Как вода попадает в дом?
Почему растениям нужна вода?
Игры и игровые обучающие ситуации
Наблюдения за осадками, природными явлениями, связанными с водой
Опыты
и
эксперименты:
«Тонет-не
тонет»,
«Водяная
мельница»,
«Замерзание
воды», «О чем плачет сосулька?», «Как достать игрушку изо льда?», «Какой бывает
снег?»,
«Веселые
кораблики»,
«Вода-невидимка»,
«Как
растения
пьют
воду?»,
«Окрашивание воды», «Где быстрее тает снег?», «Очистка воды» (изготовление
фильтра), эксперименты по произведению Л.Н.Толстого «Хотела галка пить»
Подтверждение свойств воды:
Текучесть, принимает различную форму, прозрачность, отсутствие вкуса и запаха.
Растворимость веществ в воде.
Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное
Рассматривание капельки воды через микроскоп: сырая – из под крана
кипячёная;
Как сделать воду чистой?
Надо ли беречь воду?
Творческие задания:
Совместное пополнение атрибутами музея воды «Волшебные капельки»:
Создание макета: Север
Подбор интересных книг и фактов связанных с водой;
Продуктивная деятельность: рисуем, выполняем аппликацию на тему «Вода -
какая она»;
Создание коллекции: морские, речные ракушки, камушки
Организация выставки детских работ изобразительной деятельности на тему:
«Волшебница-вода»;
Играем в подвижные игры: «Удочка», «Море волнуется…», «Ручеек», «Капельки
и тучки», «Ходят капельки по кругу», «Снежинки и ветер», «Акула и рыбки»,
«Караси и щука».
Словесные игры: «Отвечай быстро», «Составь слово», «Научим малышей
правильно умываться», «Четвертый лишний», «Капитан укладывает чемодан»,
«Кто быстрее соберет», «Круги на воде» «Найди различия», тематические
разрезные картинки, лабиринты, «Найди одинаковые снежинки», «Найди снежинку
по силуэту», «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?», «Что это такое?»,
«Хорошо – плохо», «Найди слова», «Закончи предложение».
Использование материала из «Детского календаря»: на крайнем севере, «Кто
живёт в воде».
Художественная литература по теме проекта: «Дождик» Н. Абрамцева, «Сказка о
каплях»
Б.Пластов,
«Как
люди
речку
обидели»,
«Вы
слыхали
о
воде?»,
«Волшебница-вода»
Н.А.Рыжова,
«Речка»,
«Капля
в
море»
Э.Мошковская,
«Сколько знаю я дождей» А.Тарохмин, «Заяц Коська и родничок» Н.Грибачев, «По
морям
вокруг
Земли»
С.Сахарнов,
«Мой
кораблик»
В.Талян,
«Снежинка»
Бальмонт,
«Серая
шейка»
Д.Н.Мамин
–
Сибиряк,
«Во
льдах.
Птичий
базар»
Н.Сладков, «Первый снег» Б.Заходер, «Снежная фантазия Дж.Лингельбах. Загадки
о
воде,
пословицы,
поговорки,
скороговорки,
фразеологизмы.
Знакомство
с
картинами художников «Вода в картинах художников»
Самостоятельная
деятельность:
Самостоятельно
организованные
подвижные
игры, дидактические, сюжетно- ролевые игры. Использование атрибутов к играм.
Самостоятельное
экспериментирование
с
водой,
исследование
ее
свойств.
Использование
оборудования
для
опытов.
Рассматривание
энциклопедий,
книг,
репродукций художников, иллюстраций, альбомов о воде в природе и быту, о
профессиях людей, о видах спорта, связанных с водой, о правильном поведении на
воде. Сообщение детей о водных объектах. Мытье рук в умывальной комнате
Конструирование
из
бумаги:
«Рыбки»,
«Парусник»,
вырезывание
снежинок
Изодеятельность: рисование «Дождь», «Разноцветные капли дождя», «Море по
мокрому», «Веселые медузы», «Снежинки», «Сосульки – плаксы»; аппликация «На
морском дне»; лепка «Рыбки». Рассматривание и выкладывание узоров из морских
камешков, ракушек из мини-коллекции. Деятельность в уголке природы (полив
растений, наблюдение за ростом, цветением, уход за ними). Наблюдения за водой в
разных ее проявлениях на прогулке.
Взаимодействие
с
родителями:
Нахождение
иллюстраций,
фотографий,
энциклопедий,
художественной
литературы
по
водной
тематике.
Подбор
и
заучивание пословиц и поговорок о воде. Поисковая деятельность: где живет вода
дома, как используется. Проведение экспериментов с водой в домашних условиях.
Сочинение и представление рассказа - презентации об отдыхе на море. Создание
мини-коллекции из морских камешков, ракушек, песка. Создание библиотеки «Мир
воды».
3 этап: трансляция опыта, презентация проекта.
Представление результатов проекта в виде: выставки «Для чего нужна вода?»,
детских
плакатов,
(совместно
с
родителями)
фотографий,
продуктов
детского
творчества. Создание мини-библиотеки «Мир воды».
Делимся
опытом:
«Всё,
что
знаем
–
расскажем
и
что
делали
–
покажем!»
представление мини – музея для родителей и детей из других групп детского сада.
Ожидаемые результаты по проекту
- самоутверждение личности ребенка: присутствие экологического сознания;
- развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
- активация словарного запаса;
- сформированная ценность природного вещества – воды;
- расширение знаний детей о свойствах вод и ее роли в окружающем мире;
-
накопление
детьми
эмоционального,
позитивного
опыта
общения
с
природой;
- обогащенный словарь детей терминологией по теме проекта;
- наличие у детей системных знаний о воде, ее свойствах, о состояниях, о
причинно-следственных связях, роли в жизни планеты и человечества.
- присутствие экологического сознания;
- освоение умения изображать один предмет разными способами;
- сотрудничество родителей, их активное участие в воспитательном процессе,
в
реализации
проекта,
создании
библиотеки
«Мир
воды»,
коллекции
ракушек, камушков и др.;
- получение удовольствия от выполненной работы в коллективе.
Читаем, узнаём, рассуждаем…
Для родителей:
«Это
интересно…»
-
консультации,
практический
материал
для
игр
с
детьми.
Папка-передвижка «Интересные факты о воде»
Игры, опыты, эксперименты, наблюдения дома и в детском саду…
Фотовоспоминания…-
создание
и
презентация
рассказов
фотоальбома
«Мы
сохранили лето…»
Создание
музея
«Волшебные
капельки»
и
трансляция
опыта
для
детей
подготовительной группы.
Наша библиотека «Мир воды».
Уголок экспериментирования
Юные исследователи…
Наши коллекции в музее: ракушки,
камушки, песок.
Создание макета «Север», обыгрывание
сюжета…
Литература:
1.
Воронкевич
О.А.
Добро
пожаловать
в
экологию!
Детские
экологические
проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3.
Дмит риева
Е.А.,
Зайцева
О.Ю.,
Ка линиченко
С.А.
Д е т с ко е
экспериментирование.
Карты-схемы
для
проведения
опытов
со
старшими
дошкольниками: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
4.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»:
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд.,
испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
5.
Марудова
Е.В.
Ознакомление
дошкольников
с
о к ружа ющ и м
миром.Экспериментирование.
–
СПб.:ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2016.
6.
Опытно-экспериментальная
деятельность
в
ДОУ.
Конспекты
занятий
в
разных возрастных группах/ сост. Н.В.Нищева. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
7.
Рыжова
Л.В.
Методика
детского
экспериментирования.
–
СПБ.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
8.
Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме:
«Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9.
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя
группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.Е.
Экспериментальная
деятельность
детей
среднего
и
старшего
дошкольного
возраста:
Методическое
пособие.
–СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
11.
Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.,
ТЦ Сфера, 2016.
12.
Шорыгина
Т.А.
Беседы
о
мире
морей
и
океанов.
Методические
рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Фотографии из архива педагогов Тепелиной О.А., Разуевой Н.В..