Автор: Мамеева Гульзира Загировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Открытое письмо для родителей "ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО..."
Раздел: дошкольное образование
Открытое письмо для родителей
«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО...»
Воспитатель МБДОУ «Белоснежка»
Мамеева Гульзира Загировна
В современном мире, где осталось так мало любви, семья – тихая пристань, спасительный
оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот.
Родители — именно те люди, которые первыми начинают обозначать малышу нормы и
границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Поскольку начинаются
эти процессы очень рано, когда ребенок впитывает как губка все, что увидел, услышал,
пережил, родительское влияние в раннем возрасте невероятно сильно и глубоко оседает в
детском опыте.
Наш опыт общения с современными родителями говорит о сформировавшейся, видимо, как
следствие
глобальных
процессов
демократизации
общества
тенденции
к
свободному
воспитанию, которое понимается как минимум границ и запретов, выставляемых ребенку. В
действительности дело с границами и запретами обстоит тоньше и глубже, нежели просто
наличие единственно верного ответа — все разрешать или все запрещать.
Выставление ребенку границ и норм допустимого поведения необходимо в первую очередь
для него самого. Это помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем,
делает окружение более стабильным и предсказуемым, а значит, более безопасным. Первые
сигналы о границах допустимого поведения ребенок, естественно, получает от родителей, и
повторяем,
они
необходимы
ребенку. Ребенок,
которому
не
известны
правила
и
нормы,
теряется
от
неопределенности,
чувствует
себя
брошенным,
не
ощущает
комфорта
и
безопасности, ну а далее сам начинает устанавливать грань дозволенного и допустимого.
Чаще всего это приводит к нарушениям социальной приемлемости поведения, сложностям в
принятии любых рамок, правил и стандартов. Особенно остро этот вопрос встает в школе,
когда чаще всего и начинаются трудности.
Вопрос только в количестве, обоснованности и форме, в которых ребенку обозначаются
границы допустимого поведения и выносятся суждения о том, что такое хорошо и что такое
плохо.
Как же ограничивать проявления ребенка, как найти грань между вседозволенностью и
творческим поиском, свободой и независимостью?
Здесь нужно помнить о следующих важных моментах:
Во-первых, каждый раз взвесить принципиальность и важность того, что именно мы не
разрешаем,
что
запрещаем,
на
что
реагируем
отрицательно.
Ведь
зачастую
за
нашими
запретами стоит просто забота о собственном спокойствии и благополучии, чистоте и
порядке, а не истинное желание обеспечить безопасность ребенка или желание воспитать в
нем те или иные качества. Конечно, нам спокойнее, если малыш сидит в манеже и не пробует
исследовать квартиру, но ведь это необходимый шаг, который очень важен для ребенка 2—3
лет. Мы чувствуем себя комфортно, если наш 13-летний подросток не ходит вечером гулять на
улицу, он не свяжется с плохой компанией, мы знаем, что он дома, жив и здоров, но потом не
стоит удивляться и переживать, если в 18 лет наш сын почему-то по-прежнему сидит дома, и у
него нет друзей. Нам нравится, когда у ребенка в комнате порядок, наведения которого мы
требуем железной рукой. Но нравится ли этот порядок владельцу комнаты, где он чувствует
себя
чужим,
где
на
стенах
картины,
которые
ему
не
нравятся,
а
фотографии
любимых
эстрадных певцов мама повесить не разрешает? Нам нравится, когда ребенок не спорит с
нами, всегда соглашается с нашим мнением, и не высказывает собственного мнения, что могло
бы внести диссонанс в наше семейное благополучие. Но тогда следует быть готовым к тому,
что, став взрослее, сын также будет соглашаться со всеми, кто выше статусом, не сумеет
отстоять собственное мнение и будет прятаться за нашу спину.
Во-вторых, форма, в которой выставляются ограничения и запреты. С самого раннего
возраста стоит объяснять и аргументировать ребенку, почему именно это нельзя или чем
именно то или иное поведение плохо или вредно.
Для ребенка это важно, так как служит
знаком внимания к нему, потому что предполагает уважение к нему и признание его права
выбирать.
В-третьих, обозначая границы, запрещая недозволенное или наказывая за проступок,
не
забывайте выражать свое отношение к ребенку в целом.
Наказан или осужден, может быть,
поступок, но не личность в целом. Для ребенка это любовь и удивление тому, что такой
хороший мальчик поступил так необдуманно, для подростка — уважение к его мнению и
предоставление права выбора при описании последствий неразумных шагов. Но никогда
запрет не должен основываться на доводе: «Так надо, потому что я так сказал, ты поймешь
позже, сейчас делай, как велю».
В-четвертых, последовательность и согласованность указаний и действий взрослых,
которые окружают ребенка, — необходимое условие его нормального развития. Вот об этом
следует поговорить немного подробнее в следующей консультации.