Автор: Сартакова Марина Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Раздел: начальное образование
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Сартакова М.О.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 77», г. Кемерово
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеуроч-
ная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, орга-
низуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в
содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной
деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности
представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить
или сформировать познавательные потребности и способности каждого учаще-
гося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей про-
исходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это
воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию
учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отлич-
ных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий,
кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин,
праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых
и научных исследований. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адап-
тируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,
глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у
учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные,
что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого уча-
щегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цели внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащи-
мися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогран-
ного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью
и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых усло-
виях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализа-
цию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
5. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педаго-
гами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
6. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеуст-
ремленности и настойчивости в достижении результата.
7. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (че-
ловек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образо-
вательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной
работы в школе.
10. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное
от учебы время.
11. Организация информационной поддержки учащихся.
12. Совершенствование материально-технической базы организации досуга
учащихся.
Для организации внеурочной деятельности может быть использована одна
или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник
математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры,
викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпиады по мате-
матике; школьная и классная математическая печать; клубы веселых математи-
ков; математические экскурсии и кино-экскурсии; внеклассное чтение научнопо-
пулярной математической литературы; школьные научные конференции; подго-
товка учащимися докладов, рефератов и сочинений по математике; изготовление
математических моделей и др.
Указанные формы работы часто пересекаются, и поэтому трудно провести
между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть ис-
пользованы при организации работы в основном по какой-либо одной из них.
При проведении внеурочных занятий по математике, также как и при классно-
урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: на-
учности, сознательности и активности учащихся, наглядности, должен осущест-
вляться и индивидуальный подход [1, с.96].
Внеурочная деятельность в школе имеет свои дополнительные особенности.
В начальных классах - это недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще
неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих уча-
стие в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе у учащихся такой интерес
может и должен начать формироваться. В старших классах - низкий уровень ум-
ственного развития, низкая самооценка и отсутствие мотивации обучения. Ко-
нечно, результаты успешных занятий математикой часто не зависят от срока на-
чала внеурочной работы. Познавательный интерес конкретного человека разви-
вается в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия. При
этом необходимо учитывать, что многообразие математических теорий и их при-
ложений требуют способностей разного характера. Чтобы обнаружить, какие
именно способности могут развиваться у данного учащегося, ему полезно при-
нять участие в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для
проверки способностей детей на разном материале нужно много учебного вре-
мени. Невозможно не учитывать такие особенности школьников, как обязатель-
ность, исполнительность, которые позволяют учителю заинтересовать учащихся
предметом. Без внимания учителя к организации внеурочной деятельности в на-
чальном звене многие подростки никогда не придут в математику [2, с.296].
Эти обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения вне-
урочных занятий по математике в школьном возрасте: на занятия надо пригла-
шать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы.
Одной из особенностей проведения внеурочной работы в школе является
особое внимание учителя к поощрению учащихся. В младших и средних классах
особенно важно не пропустить незамеченным ни один успех школьников в их
дополнительной математической деятельности. В доброжелательности учителя,
умении удивляться, казалось бы, самым незначительным сдвигам в работе своих
воспитанников проявляется степень влияния учителя на формирование и разви-
тие интереса к предмету у учащихся.
Внеурочная деятельность по математике зарождается, в сущности, на заняти-
ях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный
материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебни-
ках по развивающим системам), - это собственно упражнения для внеурочных
занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в
классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связыва-
ют содержание и формы урочных и внеурочных занятий.
Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на достижении личностных и
метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятель-
ности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать,
сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Личностными результатами внеурочной деятельности по математике при
правильной ее организации являются: развитие любознательности, сообрази-
тельности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристическо-
го характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической дея-
тельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственно-
сти; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления и др.
К метапредметным результатам относятся: умение самостоятельно планиро-
вать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уме-
ние оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возмож-
ности ее решения и др. [3, с. 5]. Высшее искусство учителя, когда учащиеся счи-
тают, что это они придумали, чем будут заниматься и как.
Список литературы:
1. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную
деятельность
обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных
организа-
ций. М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и
допол-
нительного образования: методическое пособие. Москва: Русское слово, 2015. - 296 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования
(утвержден Приказом Минобрнауки России от 6.10.2009. № 373, с изменениями от
31.12.2015. №
1576).