Напоминание

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ


Автор: Сартакова Марина Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сартакова М.О.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 77», г. Кемерово

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного

процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеуроч-

ная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, орга-

низуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в

содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной

деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности

представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить

или сформировать познавательные потребности и способности каждого учаще-

гося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей про-

исходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это

воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию

учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отлич-

ных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий,

кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин,

праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых

и научных исследований. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адап-

тируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,

глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у

учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные,

что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого уча-

щегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Цели внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащи-

мися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования

принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогран-

ного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,

интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,

творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью

и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых усло-

виях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализа-

цию добровольческих инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.

2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

5. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педаго-

гами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

6. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеуст-

ремленности и настойчивости в достижении результата.

7. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (че-

ловек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).

8. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образо-

вательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

9. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной

работы в школе.

10. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное

от учебы время.

11. Организация информационной поддержки учащихся.

12. Совершенствование материально-технической базы организации досуга

учащихся.

Для организации внеурочной деятельности может быть использована одна

или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник

математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры,

викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпиады по мате-

матике; школьная и классная математическая печать; клубы веселых математи-

ков; математические экскурсии и кино-экскурсии; внеклассное чтение научнопо-

пулярной математической литературы; школьные научные конференции; подго-

товка учащимися докладов, рефератов и сочинений по математике; изготовление

математических моделей и др.

Указанные формы работы часто пересекаются, и поэтому трудно провести

между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть ис-

пользованы при организации работы в основном по какой-либо одной из них.

При проведении внеурочных занятий по математике, также как и при классно-

урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: на-

учности, сознательности и активности учащихся, наглядности, должен осущест-

вляться и индивидуальный подход [1, с.96].

Внеурочная деятельность в школе имеет свои дополнительные особенности.

В начальных классах - это недостаточно развитый, не сформировавшийся и еще

неустойчивый интерес к предмету у большинства учащихся, принимающих уча-

стие в этой работе. Вместе с тем именно на этом этапе у учащихся такой интерес

может и должен начать формироваться. В старших классах - низкий уровень ум-

ственного развития, низкая самооценка и отсутствие мотивации обучения. Ко-

нечно, результаты успешных занятий математикой часто не зависят от срока на-

чала внеурочной работы. Познавательный интерес конкретного человека разви-

вается в любом возрасте, лишь бы были благоприятны для этого условия. При

этом необходимо учитывать, что многообразие математических теорий и их при-

ложений требуют способностей разного характера. Чтобы обнаружить, какие

именно способности могут развиваться у данного учащегося, ему полезно при-

нять участие в самой разнообразной математической деятельности. Конечно, для

проверки способностей детей на разном материале нужно много учебного вре-

мени. Невозможно не учитывать такие особенности школьников, как обязатель-

ность, исполнительность, которые позволяют учителю заинтересовать учащихся

предметом. Без внимания учителя к организации внеурочной деятельности в на-

чальном звене многие подростки никогда не придут в математику [2, с.296].

Эти обстоятельства подсказывают еще одну особенность проведения вне-

урочных занятий по математике в школьном возрасте: на занятия надо пригла-

шать учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы.

Одной из особенностей проведения внеурочной работы в школе является

особое внимание учителя к поощрению учащихся. В младших и средних классах

особенно важно не пропустить незамеченным ни один успех школьников в их

дополнительной математической деятельности. В доброжелательности учителя,

умении удивляться, казалось бы, самым незначительным сдвигам в работе своих

воспитанников проявляется степень влияния учителя на формирование и разви-

тие интереса к предмету у учащихся.

Внеурочная деятельность по математике зарождается, в сущности, на заняти-

ях в классе. Задачи повышенной трудности, логические задачи и занимательный

материал, предлагаемый в учебниках (особенно много таких заданий в учебни-

ках по развивающим системам), - это собственно упражнения для внеурочных

занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в

классе при всех учащихся. Именно эти упражнения (или им подобные) связыва-

ют содержание и формы урочных и внеурочных занятий.

Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на достижении личностных и

метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятель-

ности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать,

сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Личностными результатами внеурочной деятельности по математике при

правильной ее организации являются: развитие любознательности, сообрази-

тельности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристическо-

го характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,

умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической дея-

тельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственно-

сти; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления и др.

К метапредметным результатам относятся: умение самостоятельно планиро-

вать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать

наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уме-

ние оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возмож-

ности ее решения и др. [3, с. 5]. Высшее искусство учителя, когда учащиеся счи-

тают, что это они придумали, чем будут заниматься и как.

Список литературы:

1. Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И. и др. Моделируем внеурочную

деятельность

обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных

организа-

ций. М.: Просвещение, 2013. - 96 с.

2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и

допол-

нительного образования: методическое пособие. Москва: Русское слово, 2015. - 296 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования

(утвержден Приказом Минобрнауки России от 6.10.2009. № 373, с изменениями от

31.12.2015. №

1576).



В раздел образования