Авторы: Потапова Наталья Ивановна, Потапова Вера Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 99"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Журналистика как формирование орфографической зоркости и коммуникативной компетенции у школьников.
Раздел: дополнительное образование
Журналистика как формирование орфографической зоркости и комму-
никативной компетенции у школьников.
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Как сфор-
мировать у школьников прочные орфографические навыки, фантазию, уме-
ние работать в группе, научить детей любить русский язык и считать этот
предмет самым увлекательным? И вместе с тем реализовать главную задачу
«научить учиться» ребенка, да еще и с удовольствием?
В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-
2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином
своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала.
Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка
решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях
и сферах общения. И таким образом сформировать у него коммуникативную
компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить
основы культуры устной и письменной речи.
Для решения данных задач в МАОУ «СОШ №99» г. Новокузнецка был
создан школьный пресс-центр газеты «99% успеха». Школьная журналисти-
ка как характерное явление социального и культурного порядка является и
определенным показателем качества образования учебного заведения.
Основные задачи программы школьного пресс-центра:
познакомить ребят с детскими периодическими изданиями;
научить детей ориентироваться в страницах-рубриках газет, журналов;
формировать осмысленное восприятие авторского текста;
формировать интерес детей к журналистике;
изучать основы журналистского мастерства;
расширять информационный диапазон всех субъектов образовательного
процесса;
расширять знания об окружающей действительности.
развивать наблюдательность, внимание, ответственность, воображение,
коммуникабельность
развивать
и
стимулировать
активность
обучающихся,
их
творческие
способности.
создавать ситуацию успешности, способствующую формированию у де-
тей положительных эмоций;
владеть навыками работы в команде, объединённой единой целью;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к родному краю.
Чем занимается школьный пресс-центр? Он объединяет всю школьную
печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опы-
том, организует учебу юных корреспондентов. Также школьный пресс-центр
проводит социологические опросы среди учеников, родителей и педагогов.
Работа пресс-центра ведется в нескольких направлениях:
1 ) индивидуальная
работа,
которая
предусматривает
два
аспекта
–
это
отдельные задания (очерк, интервью, заметка, фоторепортаж и т.д.) и работа с
учащимися по какой-то отдельной теме;
2) групповая работа, которая включает в себя работу над совместными зада-
ниями, знакомство с компьютерными программами, которые могут понадо-
биться при работе;
3) массовая работа. Организация встреч с профессионалами в данном виде
деятельности, освещение подготовки и проведения различных школьных и
районных мероприятий.
4 ) совместная
работа, которая предусматривает творческую деятельность
методического объединения учителей русского языка и литературы и юнко-
ров в подборе, написании и корректировке газетных материалов.
Программа включает в себя занятия теоретического обучения и практи-
ческого применения полученных знаний, изучение стилистики, редакторской
правки, знакомства с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня, худо-
жественное оформление газеты, знакомства с особенностями верстки, осуще-
ствление связи с основными курсами школьного обучения – русским языком
и литературой, историей и обществознанием.
Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы
деятельности:
теоретические
уроки,
рукописная
подготовка
заметок,
компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в про-
грамме AdobeCreativeSuite 5 MasterCollektion, макетирование и верстка газе-
ты, занятия по основам журналистики.
Очень важными составляющими пресс-центра являются самообразова-
ние и повышение квалификации в ЛШЮ, отработка приобретенных навыков
на практике, когда юные журналисты участвуют в различных школьных и
районных и городских мероприятиях, в мастер-классах.
Преимущество и перспектива развития пресс-центра как средство реа-
лизации нового стандарта образования (ФГОС) очевидны. Использование
школьного издательства повышает развивающий эффект обучения в целом,
создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся массу поло-
жительных эмоций и переживаний. Юнкоры становятся более самостоятель-
ными в решении различных учебных заданий, коммуникабельными, могут
рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, приме-
нять эти знания в жизни, а также обучать младших школьников полученным
знаниям по корректировке текста, макетированию газеты .
Таким образом, школьная пресса является уникальным социальным про-
странством, которое формируется самими участниками и в котором происхо-
дит становление социально активной личности, ориентированной на саморе-
ализацию в условиях современного цифрового пространства.