Автор: Витютнева Дарья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №77"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.
Раздел: начальное образование
Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.
Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий
биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно
человека.
Проблема
адаптации
учащихся
младшего
школьного
возраста
значима
иактуальна,
поскольку
условия
социальной
среды
никогда
не
остаются
неизменными,
процесс
адаптации
непрерывен.
Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и
показатели адаптации. Предлагаем рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах:
1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам
школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами
поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;
2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную
группу
в
виде
принятия
ребёнка
одноклассниками,
достаточного
количества
коммуникативных
связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;
3.
Личностная
адаптация характеризует
уровень
принятия
ребёнком
самого
себя
как
представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих
самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.
Цели
школы
в
адаптации
учащихся
состоят:
в
создании
благоприятных
условий
для
самореализации
личности
ученика,
которая
выводит
ребенка
на
более
высокий
потенциально
возможный
уровень
развития,
приспосабливая
(адаптируя)
его
к
своим
требованиям;
создание
модели
саморазвивающейся
социально-педагогической
системы,
обеспечивающей
уровневую,
профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление
образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «школьная
адаптация» (Н.П. Капустин).
Несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами
кардинальной
смены
деятельности
индивида
и
его
социального
окружения.
В
детстве
такими
периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к
профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии.
Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как
начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс
социализации и развития личности школьника.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень
его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что
«готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений,
сколько в уровне развития познавательных процессов» [1, c.23]. Для успешной адаптации очень
важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для
развития
учебной
мотивации
важна
заинтересованность
и
понимание
со
стороны
родителей
и
учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению:
Вера в успех ребенка;
Положительные установки;
Любовь и доброжелательность;
Приучение к режиму дня;
Выполнение установленных правил и норм поведения.
Мы
изучаем
процесс
адаптации
младших
школьников,
поэтому
считаем
необходимым
рассмотреть особенности обучения и развития в этом возрасте. Развитие детей младшего школьного
возраста
(7–11
лет)
предопределяется
ведущей
ролью учебной
деятельности,
имеющей
своим
содержанием
овладение
обобщенными
способами
действий
в
сфере
теоретических
знаний,
рождением социального Я ребёнка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции –
позиции
школьника,
связанной
с
выполнением
высоко
ценимой
взрослыми
учебной
работы.
Возможности
возраста
связаны
преимущественно
с
учебной
деятельностью
и
общением
со
сверстниками.
Основная
линия
развития
– нормативность,
усвоение
норм
учения,
познания,
общения, социально приемлемого поведения. В эти годы происходит активное развитие мышления,
прежде всего понятийного теоретического.
В
процессе
усвоения
полной
структуры
учебной
деятельности
складываются
базовые
мыслительные
способности:
анализ,
планирование,
рефлексия.
Осуществляется
развитие
произвольности – способности руководствоваться в поведении целями, поставленными взрослыми,
умение
самому
поставить
цель
и
в
соответствии
с
ней
самостоятельно
контролировать
своё
поведение
и
деятельность.
Восприятие
приобретает
характер
организованного
наблюдения
(синтезирующее
восприятие),
память
и
внимание
становятся
произвольными,
осмысленными,
целенаправленными. Формируются высшие чувства, усиливается сдержанность и осознанность в
проявлении
эмоций.
Полноценное
психическое
и
социальное
развитие
характеризуется
также
развитием
широких
социальных
и
познавательных
мотивов
учения,
преобладанием
мотивации
достижения
и
престижной
мотивации
при
успешном
обучении,
формированием
чувства
компетентности,
адекватного
уровня
притязаний,
развитием
способности
дружить,
испытывать
длительные эмоциональные привязанности.
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, – одна из предпосылок успешной учебной
деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой
сложную
систему
мероприятий,
направленных
на
овладение
новыми
формами
деятельности,
поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
К
основным
психолого-педагогическим
условиям
эффективности
адаптации
младших
школьников в процессе обучения можно отнести:
1.
Преобразование
традиционной
классно-урочной
системы
в
систему
организации
л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о г о
у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а .
2.
Достижение
педагогом
соответствия
характера
педагогического
воздействия
и
внутренних
( с у б ъ е к т и в н ы х )
о с о б е н н о с т е й
р а з в и т и я
л и ч н о с т и
м л а д ш е г о
ш к о л ь н и к а .
3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при
ф о р м и р о в а н и и
м о т и в а ц и и
д о с т и ж е н и я
у с п е х а .
4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе
обучения.
5.
Положительное
воздействие
педагога
на
эмоциональную
сферу
школьников.
6 .
Ф о р м и р о в а н и е
а д е к в а т н о г о
с а м о а н а л и з а
и
с а м о о ц е н к и
ш к о л ь н и к о в .
7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.
В основу технологии адаптации младших школьников в процессе обучения как результата
этого процесса – продуктивного развития личности учащегося в начальной школе – легла психолого-
педагогическая
концепция
гармонизации
взаимоотношений
личности,
среды,
учеников
и
педагогического
коллектива
начальной
школы,
позволяющая
обосновать
концепцию
личностно-
ориентированного образования младшего школьника. Адаптация при таком подходе предполагает,
что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от
своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в
школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся
пространстве школьной среды.
Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе –
создание
воспитательной
системы
на
принципах
взаимной
ответственности,
взаимопомощи,
взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по
различным
предметам.
Совместная
педагогическая
деятельность
должна
строиться
на
доверии,
понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена прежде всего на решение общей
задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.
Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников
в системе обучения, предусматривает дифференцированность программного материала: характера и
объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и
индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.
В
организации
процесса
адаптации
младших
школьников
могут
быть
использованы
следующие подходы: деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды
деятельности; системный, реализуемый через связь внеурочной деятельности с учебной; личностно-
ориентированный,
направленный
на
поддержку
детской
индивидуальности,
развитие
индивидуально-личностных способностей учащихся; интегрированный, основанный на взаимосвязи
и
взаимодействии
различных
видов
искусства; региональный,
позволяющий
совершенствовать
содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.
Таким образом, в ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная, их
родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни.
Высокий уровень адаптации.
Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной
деятельности
без
посторонней
помощи,
собранность,
самодисциплинированность,
способность
достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения
каких-либо задач.
Средний уровень адаптации.
Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности,
способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий.
Низкий уровень адаптации.
Отрицательное
или
индифферентное
отношение
к
школе,
слабая
способность
к
самостоятельной
учебной
деятельности,
несобранность,
слабая
способность
к
достижению
поставленной
цели,
преодолению
препятствий,
неспособность
добровольно
принимать
на
себя
решения каких-либо задач.
При низком уровне адаптации наблюдается ее дезадаптация. Школьнаядезадаптация — это
образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и
поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня
тревожности, искажений в личностном развитии.
Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов,
способствующих возникновению школьнойдезадаптации.
К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:
соматическуюослабленность ребёнка;
нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые
формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);
нейродинамические
расстройства,
связанные
с
психомоторной
заторможенностью,
эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);
функциональные
дефекты
периферийных
органов
речи,
ведущие
к
нарушению
развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;
лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и
цереброастенические синдромы).
К социально-психологическим причинам школьнойдезадаптации можно отнести:
социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие
на
предыдущих
этапах
развития,
сопровождаемые
нарушениями
формирования
отдельных
психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;
психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);
личностные
качества
ребёнка,
сформированные
до
школы:
эгоцентризм,
аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;
неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.
Неадаптированность
ребёнка
к
обучению
ведёт
к
ухудшению
его
здоровья,
снижению
успеваемости,
отчуждению
от
школы,
неблагоприятному
социальному
статусу,
что
является
причиной деструктивности личности.
Процесс становления личности проходит всю жизнь. Человек на протяжении жизни усваивает
нормы поведения в обществе, пересматривает свои позиции и, тем самым, проходит социализацию.
Успешность
процесса
социализации
личности
в
целом
зависит
от
ее
успешности
школьной
адаптации.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик опубликовал правила, которые
помогут родителям подготовить ребёнка к жизни среди одноклассников в школе. Вот эти
правила:
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя
за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших
результатах, они обязательно будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
Старайся быть аккуратным.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя,
родителей, учителей, друзей!
Таким образом, для того чтобы период адаптации к школе у ребенка проходил относительно
легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные
ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или
вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка, семьи и работы
учителя.
Список литературы:
1.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. –
520 с.
2.
Заваденко
Н.Н. и
др.
Школьнаядезадаптация:
психоневрологические
и
нейропсихолгические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21-28.
3.
Семенака
С.И. Социально-психологическая
адаптация
ребенка
в
обществе.
–
М.:
АРКТИ, 2012. – 72 с.