Напоминание

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.


Автор: Витютнева Дарья Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №77"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы, способы их преодоления.

Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий

биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно

человека.

Проблема

адаптации

учащихся

младшего

школьного

возраста

значима

иактуальна,

поскольку

условия

социальной

среды

никогда

не

остаются

неизменными,

процесс

адаптации

непрерывен.

Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и

показатели адаптации. Предлагаем рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах:

1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам

школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами

поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;

2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную

группу

в

виде

принятия

ребёнка

одноклассниками,

достаточного

количества

коммуникативных

связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;

3.

Личностная

адаптация характеризует

уровень

принятия

ребёнком

самого

себя

как

представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих

самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

Цели

школы

в

адаптации

учащихся

состоят:

в

создании

благоприятных

условий

для

самореализации

личности

ученика,

которая

выводит

ребенка

на

более

высокий

потенциально

возможный

уровень

развития,

приспосабливая

(адаптируя)

его

к

своим

требованиям;

создание

модели

саморазвивающейся

социально-педагогической

системы,

обеспечивающей

уровневую,

профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление

образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «школьная

адаптация» (Н.П. Капустин).

Несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами

кардинальной

смены

деятельности

индивида

и

его

социального

окружения.

В

детстве

такими

периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к

профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии.

Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как

начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс

социализации и развития личности школьника.

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень

его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что

«готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений,

сколько в уровне развития познавательных процессов» [1, c.23]. Для успешной адаптации очень

важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для

развития

учебной

мотивации

важна

заинтересованность

и

понимание

со

стороны

родителей

и

учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению:

Вера в успех ребенка;

Положительные установки;

Любовь и доброжелательность;

Приучение к режиму дня;

Выполнение установленных правил и норм поведения.

Мы

изучаем

процесс

адаптации

младших

школьников,

поэтому

считаем

необходимым

рассмотреть особенности обучения и развития в этом возрасте. Развитие детей младшего школьного

возраста

(7–11

лет)

предопределяется

ведущей

ролью учебной

деятельности,

имеющей

своим

содержанием

овладение

обобщенными

способами

действий

в

сфере

теоретических

знаний,

рождением социального Я ребёнка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции –

позиции

школьника,

связанной

с

выполнением

высоко

ценимой

взрослыми

учебной

работы.

Возможности

возраста

связаны

преимущественно

с

учебной

деятельностью

и

общением

со

сверстниками.

Основная

линия

развития

– нормативность,

усвоение

норм

учения,

познания,

общения, социально приемлемого поведения. В эти годы происходит активное развитие мышления,

прежде всего понятийного теоретического.

В

процессе

усвоения

полной

структуры

учебной

деятельности

складываются

базовые

мыслительные

способности:

анализ,

планирование,

рефлексия.

Осуществляется

развитие

произвольности – способности руководствоваться в поведении целями, поставленными взрослыми,

умение

самому

поставить

цель

и

в

соответствии

с

ней

самостоятельно

контролировать

своё

поведение

и

деятельность.

Восприятие

приобретает

характер

организованного

наблюдения

(синтезирующее

восприятие),

память

и

внимание

становятся

произвольными,

осмысленными,

целенаправленными. Формируются высшие чувства, усиливается сдержанность и осознанность в

проявлении

эмоций.

Полноценное

психическое

и

социальное

развитие

характеризуется

также

развитием

широких

социальных

и

познавательных

мотивов

учения,

преобладанием

мотивации

достижения

и

престижной

мотивации

при

успешном

обучении,

формированием

чувства

компетентности,

адекватного

уровня

притязаний,

развитием

способности

дружить,

испытывать

длительные эмоциональные привязанности.

Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, – одна из предпосылок успешной учебной

деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой

сложную

систему

мероприятий,

направленных

на

овладение

новыми

формами

деятельности,

поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.

К

основным

психолого-педагогическим

условиям

эффективности

адаптации

младших

школьников в процессе обучения можно отнести:

1.

Преобразование

традиционной

классно-урочной

системы

в

систему

организации

л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о г о

у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а .

2.

Достижение

педагогом

соответствия

характера

педагогического

воздействия

и

внутренних

( с у б ъ е к т и в н ы х )

о с о б е н н о с т е й

р а з в и т и я

л и ч н о с т и

м л а д ш е г о

ш к о л ь н и к а .

3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при

ф о р м и р о в а н и и

м о т и в а ц и и

д о с т и ж е н и я

у с п е х а .

4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе

обучения.

5.

Положительное

воздействие

педагога

на

эмоциональную

сферу

школьников.

6 .

Ф о р м и р о в а н и е

а д е к в а т н о г о

с а м о а н а л и з а

и

с а м о о ц е н к и

ш к о л ь н и к о в .

7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

В основу технологии адаптации младших школьников в процессе обучения как результата

этого процесса – продуктивного развития личности учащегося в начальной школе – легла психолого-

педагогическая

концепция

гармонизации

взаимоотношений

личности,

среды,

учеников

и

педагогического

коллектива

начальной

школы,

позволяющая

обосновать

концепцию

личностно-

ориентированного образования младшего школьника. Адаптация при таком подходе предполагает,

что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от

своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в

школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся

пространстве школьной среды.

Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе –

создание

воспитательной

системы

на

принципах

взаимной

ответственности,

взаимопомощи,

взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по

различным

предметам.

Совместная

педагогическая

деятельность

должна

строиться

на

доверии,

понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена прежде всего на решение общей

задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.

Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников

в системе обучения, предусматривает дифференцированность программного материала: характера и

объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и

индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.

В

организации

процесса

адаптации

младших

школьников

могут

быть

использованы

следующие подходы: деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды

деятельности; системный, реализуемый через связь внеурочной деятельности с учебной; личностно-

ориентированный,

направленный

на

поддержку

детской

индивидуальности,

развитие

индивидуально-личностных способностей учащихся; интегрированный, основанный на взаимосвязи

и

взаимодействии

различных

видов

искусства; региональный,

позволяющий

совершенствовать

содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.

Таким образом, в ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная, их

родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни.

Высокий уровень адаптации.

Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной

деятельности

без

посторонней

помощи,

собранность,

самодисциплинированность,

способность

достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения

каких-либо задач.

Средний уровень адаптации.

Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности,

способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий.

Низкий уровень адаптации.

Отрицательное

или

индифферентное

отношение

к

школе,

слабая

способность

к

самостоятельной

учебной

деятельности,

несобранность,

слабая

способность

к

достижению

поставленной

цели,

преодолению

препятствий,

неспособность

добровольно

принимать

на

себя

решения каких-либо задач.

При низком уровне адаптации наблюдается ее дезадаптация. Школьнаядезадаптация — это

образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и

поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня

тревожности, искажений в личностном развитии.

Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов,

способствующих возникновению школьнойдезадаптации.

К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:

соматическуюослабленность ребёнка;

нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые

формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);

нейродинамические

расстройства,

связанные

с

психомоторной

заторможенностью,

эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);

функциональные

дефекты

периферийных

органов

речи,

ведущие

к

нарушению

развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;

лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и

цереброастенические синдромы).

К социально-психологическим причинам школьнойдезадаптации можно отнести:

социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие

на

предыдущих

этапах

развития,

сопровождаемые

нарушениями

формирования

отдельных

психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;

психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);

личностные

качества

ребёнка,

сформированные

до

школы:

эгоцентризм,

аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;

неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.

Неадаптированность

ребёнка

к

обучению

ведёт

к

ухудшению

его

здоровья,

снижению

успеваемости,

отчуждению

от

школы,

неблагоприятному

социальному

статусу,

что

является

причиной деструктивности личности.

Процесс становления личности проходит всю жизнь. Человек на протяжении жизни усваивает

нормы поведения в обществе, пересматривает свои позиции и, тем самым, проходит социализацию.

Успешность

процесса

социализации

личности

в

целом

зависит

от

ее

успешности

школьной

адаптации.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик опубликовал правила, которые

помогут родителям подготовить ребёнка к жизни среди одноклассников в школе. Вот эти

правила:

Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без причины.

Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя

за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших

результатах, они обязательно будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.

Старайся быть аккуратным.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя,

родителей, учителей, друзей!

Таким образом, для того чтобы период адаптации к школе у ребенка проходил относительно

легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные

ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.

Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или

вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка, семьи и работы

учителя.

Список литературы:

1.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. –

520 с.

2.

Заваденко

Н.Н. и

др.

Школьнаядезадаптация:

психоневрологические

и

нейропсихолгические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21-28.

3.

Семенака

С.И. Социально-психологическая

адаптация

ребенка

в

обществе.

М.:

АРКТИ, 2012. – 72 с.



В раздел образования