Автор: Серёгина Римма Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Берег надежды"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: проект
Тема: "Экономное и здоровое питание"
Раздел: дополнительное образование
Дополнительное образование
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭКОНОМНОЕ И
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»
Серёгина Р.И.
ГБУ ЦССВ «Берег надежды», ГАУ ИДПО работников социальной
сферы ДТСЗН, г. Москва
Одной из самых сложных проблем в работе интернатных учреждений
системы социальной защиты населения является
подготовка воспитанников к
самостоятельной
жизни
в
современном
социуме.
Проведя
большую
часть
времени в условиях государственного обеспечения, молодые люди выпускаются
часто не настроенными на самостоятельную организацию своей дальнейшей
жизни, не имеющими достаточного количества компетенций для социальной
адаптации.
Поэтому
необходимо
в
течение
всего
времени
пребывания
воспитанников в учреждениях интернатного типа мотивировать их к получению
дальнейшего образования, осознанному профессиональному выбору, привитию
навыков самообеспечения и самообразования. Одним из направлений такой
важной,
кропотливой
и
многосторонней
работы
является
формирование
культуры питания с учетом реалий настоящего времени. Я работаю педагогом
социально-бытовой
ориентации
в
учреждении
для
детей,
оставшихся
без
попечения родителей, Департамента труда и социальной защиты населения
города
Москвы.
Многие
из
моих
воспитанников
имеют
ограниченные
возможности
здоровья.
Проект
«Экономное
и
здоровое
питание»
был
разработан
и
реализован
в
течение
2017-2018
учебного
года
под
научным
руководством
заведующей
кафедрой
педагогики
и
психологии ГАУ
ИДПО
работников социальной сферы ДТСЗН г. Москвы Е.Н.Приступы.
Актуальность проекта заключается в том, что в процессе подготовки
подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в
современном социуме, необходимо научить молодых людей готовить себе не
только вкусные и полезные блюда, но и рассчитывать их стоимость таким
образом, чтобы она не превышала официально установленной потребительской
продуктовой корзины. По нашим подсчетам сумма, которую выпускник может
позволить себе потратить на еду в течение суток, составляет около 270 рублей.
Выявленная в ходе реализации первого этапа данного проекта проблема
заключается
в
том,
что
выпускники
в
большинстве
своём
пренебрегают
знаниями, полученными на занятиях по социально-бытовой ориентации
в
области здорового и полноценного питания, ленятся готовить себе здоровую
пищу,
не
умеют
рассчитывать
свой
бюджет.
Это
подтвердили
результаты
опроса, проведенного по разработанной в рамках проекта анкете «Как Вы
питаетесь?»
с
помощью
сотрудников
отдела
постинтернатного
патроната
Центра «Берег надежды» среди лиц из числа детей, оставшихся без попечения
родителей, в возрасте 19-22-х лет, выпустившихся из Центра от 1 до 4-х лет
назад и проживающих самостоятельно. В таблице представлены результаты
анкетирования.
Вопрос
Варианты ответов
Результат
1. Что чаще
всего Вы
употребляете в
пищу?
А) фастфуд (Макдональдс, Бургер Кинг, пицца)
5
Б) еду, приготовленную дома
2
В) еду, заказанную в ресторане
1
Г) разогретые полуфабрикаты из магазина
6
2. Сколько раз в
день Вы обычно
питаетесь?
А) 3 раза
5
Б) 4-5 раз
1
В) 1-2 раза
8
3. Меняется ли у
Вас ежедневно
рацион пищи?
А) да
4
Б) нет
5
В) зависит от бюджета
5
4. В каких
магазинах Вы
чаще покупаете
продукты?
А) Азбука Вкуса, магазины здоровой пищи
0
Б) Продуктовый рынок, фермерские магазины
3
В) Ближайший сетевой продуктовый магазин
11
5. В магазинах
Ваше
предпочтение к
А) готовые сухие (типа «доширак») и замороженные
блюда
5
Б) полуфабрикаты и готовые блюда из кулинарии
7
продуктам?
В) свежие исходные продукты, требующие
приготовления
2
6. Как часто Вы
употребляете в
пищу рыбу и
морепродукты?
А) часто, люблю
1
Б) примерно, 1 раз в неделю
3
В) 1 раз в месяц и реже
9
Г) не употребляю совсем
1
7. Основной
рацион Вашего
питания
составляют:
А) макароны, готовая выпечка, колбаса (сосиски)
9
Б) молочные продукты (кефир, творог, сыр) из
магазина
9
В) супы, каши и другие блюда, приготовленные дома
4
Г) свежие овощи и фрукты
1
8. Как у Вас со
здоровьем?
А) нарушения обмена веществ (избыточный вес,
угревая сыпь, диабет, забол. щитовидн. ж-зы и пр.)
4
Б) заболевания желудочно-кишечного тракта (изжога,
гастрит, энтерит, запоры и пр.)
6
В) снижен иммунитет (частые вирусные заболеван.,
инфекции, заболевания волос и ногтей)
3
Г) абсолютно здоров!
1
Это
обусловлено
различными
причинами,
среди
которых
основные
–
неумение экономно расходовать средства (как правило, очень ограниченные в
первые
годы
после
выпуска),
нежелание
тратить
много
времени
на
приготовление
пищи;
потеря
записей
и
памяток,
полученных
на
соответствующих
занятиях.
Неправильное,
неполноценное,
нерегулярное
питание быстро приводит к развитию у молодых людей проблем со здоровьем,
связанных
с
нарушением
работы
желудочно-кишечного
тракта
и
обмена
веществ, к снижению иммунитета.
Таким
образом,
суть
данного
проекта
–
разработка
и
практическое
внедрение
на
базе
ЦССВ
«Берег
надежды»
социально-педагогической
программы
«Экономное
и
здоровое
питание»,
направленной
на
подготовку
воспитанников
интернатных
учреждений
системы
соцзащиты
к
самостоятельной жизни в сфере их здорового, полноценного и одновременно
экономного
питания.
Программа
предполагает
формирование
культуры
питания,
мотивации
сохранения
своего
здоровья
и
практического
умения
выпускника накормить себя вкусно, полезно и при этом дёшево.
Программа «Экономное и здоровое питание» была разработана на базе
социально-педагогической программы «Уютный дом», реализуемой в Центре
«Берег надежды» в течение многих лет, для воспитанников с ограниченными
возможностями
здоровья
и
рассчитана
на
полгода
еженедельных
занятий.
Экспериментальные
группы
были
набраны
из
подростков
15
–
18
лет,
воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию (65% - юноши,
35% - девушки).
В
реализации
проекта
использовались
технологии
развивающего
обучения, когда воспитанники не просто получают знания, но и сами участвуют
в поиске информации, создании творческих блюд, в активном обсуждении
интересующих
вопросов
и
самостоятельном
выборе
своей
деятельности.
Активно использовались такие интересные современному подростку ресурсы,
как презентации, фото- и видеосъёмка, кулинарные телепередачи, Интернет, а
также творческие мероприятия (конкурсы, соревнования, создание памятки-
фотоальбома и пр.)
В процессе планирования, подготовки и реализации проекта «Экономное
и
здоровое
питание» был изучен опыт и учтены результаты
аналогичных
проектов: «Здоровое питание» в Кинешме, «Рациональное питание» в Томской
области, «Здоровое питание» в детском саду и «Золотые правила здорового
питания»
в
школе.
В
мероприятиях
по
реализации
данных
проектов
участвовали люди различного возраста, разных профессий и разного уровня
социальной успешности. В ходе работы над нашим проектом «Экономное и
здоровое
питание»
необходимо
было
учесть
как
условия
проживания
и
обучения
воспитанников
интернатного
учреждения
системы
социальной
защиты населения, так и личностные, психологические особенности детей с
ограниченными возможностями здоровья.
О том, насколько воспитанники из экспериментальной группы усвоили
знания и умения по программе «Экономное и здоровое питание», можно судить
по их успеваемости и по результатам конкурса «Кулинарный поединок».
Но необходимо заметить, что за полгода реализации проекта в полной
мере
оценить
его
результативность
не
представляется
возможным.
Быть
полностью уверенными в эффективности данного проекта можно будет только
после
того,
как
мы
убедимся,
что
после
выпуска
из
учреждения
ребята
ежедневно
пользуются
полученными
навыками,
и
здоровье
их
в
большей
безопасности, чем у их предшественников. Тем не менее, поставленные задачи
исполнители
проекта
считают
выполненными:
воспитанники
научились
соблюдать
рациональность
и
калорийность
блюд,
приобрели
практический
опыт в области экономичного и здорового питания; у них сформировались
навыки покупки продуктов, исходя из рассчитанного бюджета, и приготовления
вкусной и здоровой пищи. Всё это будет способствовать успешной социальной
адаптации выпускников интернатных учреждений и сбережению их здоровья.
Социально-педагогическая программа «Экономное и здоровое питание» и
другие методические материалы, разработанные в ходе реализации проекта,
могут быть использованы не только в ГБУ ЦССВ, но и в других интернатных
учреждениях в курсе СБО.