Напоминание

"Экономное и здоровое питание"


Автор: Серёгина Римма Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Берег надежды"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: проект
Тема: "Экономное и здоровое питание"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дополнительное образование

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЭКОНОМНОЕ И

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»

Серёгина Р.И.

ГБУ ЦССВ «Берег надежды», ГАУ ИДПО работников социальной

сферы ДТСЗН, г. Москва

Одной из самых сложных проблем в работе интернатных учреждений

системы социальной защиты населения является

подготовка воспитанников к

самостоятельной

жизни

в

современном

социуме.

Проведя

большую

часть

времени в условиях государственного обеспечения, молодые люди выпускаются

часто не настроенными на самостоятельную организацию своей дальнейшей

жизни, не имеющими достаточного количества компетенций для социальной

адаптации.

Поэтому

необходимо

в

течение

всего

времени

пребывания

воспитанников в учреждениях интернатного типа мотивировать их к получению

дальнейшего образования, осознанному профессиональному выбору, привитию

навыков самообеспечения и самообразования. Одним из направлений такой

важной,

кропотливой

и

многосторонней

работы

является

формирование

культуры питания с учетом реалий настоящего времени. Я работаю педагогом

социально-бытовой

ориентации

в

учреждении

для

детей,

оставшихся

без

попечения родителей, Департамента труда и социальной защиты населения

города

Москвы.

Многие

из

моих

воспитанников

имеют

ограниченные

возможности

здоровья.

Проект

«Экономное

и

здоровое

питание»

был

разработан

и

реализован

в

течение

2017-2018

учебного

года

под

научным

руководством

заведующей

кафедрой

педагогики

и

психологии ГАУ

ИДПО

работников социальной сферы ДТСЗН г. Москвы Е.Н.Приступы.

Актуальность проекта заключается в том, что в процессе подготовки

подростков, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в

современном социуме, необходимо научить молодых людей готовить себе не

только вкусные и полезные блюда, но и рассчитывать их стоимость таким

образом, чтобы она не превышала официально установленной потребительской

продуктовой корзины. По нашим подсчетам сумма, которую выпускник может

позволить себе потратить на еду в течение суток, составляет около 270 рублей.

Выявленная в ходе реализации первого этапа данного проекта проблема

заключается

в

том,

что

выпускники

в

большинстве

своём

пренебрегают

знаниями, полученными на занятиях по социально-бытовой ориентации

в

области здорового и полноценного питания, ленятся готовить себе здоровую

пищу,

не

умеют

рассчитывать

свой

бюджет.

Это

подтвердили

результаты

опроса, проведенного по разработанной в рамках проекта анкете «Как Вы

питаетесь?»

с

помощью

сотрудников

отдела

постинтернатного

патроната

Центра «Берег надежды» среди лиц из числа детей, оставшихся без попечения

родителей, в возрасте 19-22-х лет, выпустившихся из Центра от 1 до 4-х лет

назад и проживающих самостоятельно. В таблице представлены результаты

анкетирования.

Вопрос

Варианты ответов

Результат

1. Что чаще

всего Вы

употребляете в

пищу?

А) фастфуд (Макдональдс, Бургер Кинг, пицца)

5

Б) еду, приготовленную дома

2

В) еду, заказанную в ресторане

1

Г) разогретые полуфабрикаты из магазина

6

2. Сколько раз в

день Вы обычно

питаетесь?

А) 3 раза

5

Б) 4-5 раз

1

В) 1-2 раза

8

3. Меняется ли у

Вас ежедневно

рацион пищи?

А) да

4

Б) нет

5

В) зависит от бюджета

5

4. В каких

магазинах Вы

чаще покупаете

продукты?

А) Азбука Вкуса, магазины здоровой пищи

0

Б) Продуктовый рынок, фермерские магазины

3

В) Ближайший сетевой продуктовый магазин

11

5. В магазинах

Ваше

предпочтение к

А) готовые сухие (типа «доширак») и замороженные

блюда

5

Б) полуфабрикаты и готовые блюда из кулинарии

7

продуктам?

В) свежие исходные продукты, требующие

приготовления

2

6. Как часто Вы

употребляете в

пищу рыбу и

морепродукты?

А) часто, люблю

1

Б) примерно, 1 раз в неделю

3

В) 1 раз в месяц и реже

9

Г) не употребляю совсем

1

7. Основной

рацион Вашего

питания

составляют:

А) макароны, готовая выпечка, колбаса (сосиски)

9

Б) молочные продукты (кефир, творог, сыр) из

магазина

9

В) супы, каши и другие блюда, приготовленные дома

4

Г) свежие овощи и фрукты

1

8. Как у Вас со

здоровьем?

А) нарушения обмена веществ (избыточный вес,

угревая сыпь, диабет, забол. щитовидн. ж-зы и пр.)

4

Б) заболевания желудочно-кишечного тракта (изжога,

гастрит, энтерит, запоры и пр.)

6

В) снижен иммунитет (частые вирусные заболеван.,

инфекции, заболевания волос и ногтей)

3

Г) абсолютно здоров!

1

Это

обусловлено

различными

причинами,

среди

которых

основные

неумение экономно расходовать средства (как правило, очень ограниченные в

первые

годы

после

выпуска),

нежелание

тратить

много

времени

на

приготовление

пищи;

потеря

записей

и

памяток,

полученных

на

соответствующих

занятиях.

Неправильное,

неполноценное,

нерегулярное

питание быстро приводит к развитию у молодых людей проблем со здоровьем,

связанных

с

нарушением

работы

желудочно-кишечного

тракта

и

обмена

веществ, к снижению иммунитета.

Таким

образом,

суть

данного

проекта

разработка

и

практическое

внедрение

на

базе

ЦССВ

«Берег

надежды»

социально-педагогической

программы

«Экономное

и

здоровое

питание»,

направленной

на

подготовку

воспитанников

интернатных

учреждений

системы

соцзащиты

к

самостоятельной жизни в сфере их здорового, полноценного и одновременно

экономного

питания.

Программа

предполагает

формирование

культуры

питания,

мотивации

сохранения

своего

здоровья

и

практического

умения

выпускника накормить себя вкусно, полезно и при этом дёшево.

Программа «Экономное и здоровое питание» была разработана на базе

социально-педагогической программы «Уютный дом», реализуемой в Центре

«Берег надежды» в течение многих лет, для воспитанников с ограниченными

возможностями

здоровья

и

рассчитана

на

полгода

еженедельных

занятий.

Экспериментальные

группы

были

набраны

из

подростков

15

18

лет,

воспитывающихся в Центре содействия семейному воспитанию (65% - юноши,

35% - девушки).

В

реализации

проекта

использовались

технологии

развивающего

обучения, когда воспитанники не просто получают знания, но и сами участвуют

в поиске информации, создании творческих блюд, в активном обсуждении

интересующих

вопросов

и

самостоятельном

выборе

своей

деятельности.

Активно использовались такие интересные современному подростку ресурсы,

как презентации, фото- и видеосъёмка, кулинарные телепередачи, Интернет, а

также творческие мероприятия (конкурсы, соревнования, создание памятки-

фотоальбома и пр.)

В процессе планирования, подготовки и реализации проекта «Экономное

и

здоровое

питание» был изучен опыт и учтены результаты

аналогичных

проектов: «Здоровое питание» в Кинешме, «Рациональное питание» в Томской

области, «Здоровое питание» в детском саду и «Золотые правила здорового

питания»

в

школе.

В

мероприятиях

по

реализации

данных

проектов

участвовали люди различного возраста, разных профессий и разного уровня

социальной успешности. В ходе работы над нашим проектом «Экономное и

здоровое

питание»

необходимо

было

учесть

как

условия

проживания

и

обучения

воспитанников

интернатного

учреждения

системы

социальной

защиты населения, так и личностные, психологические особенности детей с

ограниченными возможностями здоровья.

О том, насколько воспитанники из экспериментальной группы усвоили

знания и умения по программе «Экономное и здоровое питание», можно судить

по их успеваемости и по результатам конкурса «Кулинарный поединок».

Но необходимо заметить, что за полгода реализации проекта в полной

мере

оценить

его

результативность

не

представляется

возможным.

Быть

полностью уверенными в эффективности данного проекта можно будет только

после

того,

как

мы

убедимся,

что

после

выпуска

из

учреждения

ребята

ежедневно

пользуются

полученными

навыками,

и

здоровье

их

в

большей

безопасности, чем у их предшественников. Тем не менее, поставленные задачи

исполнители

проекта

считают

выполненными:

воспитанники

научились

соблюдать

рациональность

и

калорийность

блюд,

приобрели

практический

опыт в области экономичного и здорового питания; у них сформировались

навыки покупки продуктов, исходя из рассчитанного бюджета, и приготовления

вкусной и здоровой пищи. Всё это будет способствовать успешной социальной

адаптации выпускников интернатных учреждений и сбережению их здоровья.

Социально-педагогическая программа «Экономное и здоровое питание» и

другие методические материалы, разработанные в ходе реализации проекта,

могут быть использованы не только в ГБУ ЦССВ, но и в других интернатных

учреждениях в курсе СБО.



В раздел образования