Автор: Истратов Артем Анатольевич
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: ГБОУ школа №1101
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА."
Раздел: дополнительное образование
Автор:
педагог-организатор ОБЖ ГБОУ Школа №1101, майор полиции в отставке,
к.ю.н. Истратов Артем Анатольевич
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ВОПРОСА ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.
Расположение
школ
в
мегаполисах,
вблизи
пересечения
крупных
автомагистралей осложняет маршруты движения учащихся, создает реальную
опасность
возникновения
дорожно-транспортных
происшествий
(ДТП).
Сложившаяся
ситуация
требует
от
учащихся
образовательных
учреждений
серьезного изучения Правил дорожного движения (ПДД) и приобретения твердых
практических навыков безопасного поведения на дороге. Следует признать, что
школьные программы по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ),
отводят
недостаточное
количество
времени
на
изучение
правил
дорожного
движения,
не
отвечают
современным
требованиям
в
этом
направлении,
а
зачастую
методы
доведения
информации
не
способствуют
заинтересованности аудитории.
Отсутствие у детей знаний и устойчивых навыков безопасного поведения
является одной из важнейших причин того, что в результате ДТП в России на
дорогах погибают и получают травмы дети.
Многолетний
опыт
совместной
работы
педагогов
образовательных
учреждений
и
сотрудников
ГИБДД
по
предупреждению
детского
дорожно-
транспортного
травматизма
(ДДТТ)
показал,
что
для
того
чтобы
изменить
ситуацию к лучшему целесообразно использовать следующие способы:
-
на занятиях с детьми использовать реальную, известную учащимся
дорожную обстановку микрорайона. Как показывает статистика более 90% ДТП в
результате,
которых
пострадали
дети
1
происходят
на
территории
в
непосредственной близости от места жительства или учебы ребенка, на хорошо
1
На основании анализа ДДТТ на территории ЮЗАО города Москвы 2015-2017 год
1
известной ему территории где он чувствует себя в безопасности;
-
в процессе обучения опираться не на заучивание правил, а на форми-
рование понимания и умения применять эти правила в жизни. Крайне важно,
чтобы знания ПДД не стали для ребенка оторванной от жизни теорией, а легли в
основу устойчивых практических навыков;
-
родители учеников должны быть активными помощниками учителям
в овладении детьми законами дорожного движения. Пример родителей всегда
является для ребенка доминирующим.
На сегодняшний день, часто задаваемый вопрос: «Почему дети нарушают
правила дорожного движения?». Необходимо обратить внимание, что существуют
две
принципиально
различные
по
своим
свойствам
среды
-
бытовая
и
транспортная.
У
ребенка
с
раннего
детства
формируются
сенсорные
(наблюдение,
ощущение) и моторные навыки (навыки движения) необходимые для безопасной
жизни
в
бытовой
среде.
Из
тысячи
повторений
создаются
прочнейшие
стереотипы. Если дома, на детской площадке ребенок ведет себя более-менее
безопасно, то оказавшись в улично-дорожной среде ребенок ведет себя так же как
в бытовой, привычной для него среде и, совершенно естественно, готов бежать,
не обращая внимания на предмет мешающий обзору, не приостанавливаясь и не
оглядываясь: «А что там за..?», так как делал это многократно, вдали от мира
машин. А в транспортном мире эта привычка смертельно опасна.
На наш взгляд, с раннего детства у ребенка необходимо тренировать особую
привычку
реагировать
на
транспорт,
т.
е.
доводить
до
автоматизма
умение
обращать внимание на любые предметы, мешающие обзору при переходе проезжей
части, быстро переключиться с бытового навыка на транспортный.
Очень важна культура безопасного поведения на проезжей части, однако в нашей
стране она не всегда присутствует даже у взрослых людей. Образуется порочный круг:
«неграмотный» взрослый передает свой опыт ребенку и тем самым способствует
закреплению у него опасных навыков на личном примере.
2
При работе с родителями педагогам и сотрудникам ГИБДД необходимо обращать
постоянное внимание на необходимость самоконтроля взрослых в присутствии ребенка.
Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть все
правильно сказанные слова. При проведении бесед с родителями целесообразно
использовать статические данные, иллюстрируя их наиболее яркими, возможно даже,
вызывающими психологический дискомфорт примерами с целью довести до сознания к
каким непоправимым последствиям приводят ошибки на дорогах.
Родители должны объяснить детям и показать личным примером, что ни в коем
случае нельзя допускать никакой спешки на проезжей части (бег через дорогу к автобусу
может стоить не только здоровья, но и жизни), никаких разговоров о посторонних вещах
во время перехода, никаких движений наискосок в стороне от перехода, и уж тем более, на
красный сигнал светофора. Вся мера ответственности за жизнь и здоровье детей лежит
на взрослых – это постулат!
Не менее важно и наличие соответствующей квалификации у проводящих занятия
по безопасности дорожного движения педагогов. Зачастую учителя, обучающие детей
данной теме, имеют очень поверхностное представление о ПДД , системе организации
дорожного движения, государственной политике в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения, методик преподавания этой дисциплины. Целесообразно
организовать дополнительный курс профессиональной подготовки для педагогов
занимающихся
рассматриваемой
проблематикой,
в
крайнем
случае
возможно
самостоятельно изучить, имеющуюся в этой области литературу, нормативную базу,
проконсультироваться с специалистами. Имеется опыт создания интернет ресурсов с
участием ГИБДД и подразделений Департамента образования где педагоги могут
ознакомиться со статистикой, получить методические материалы по организации работы в
области безопасности дорожного движения, узнать о проводимых и планируемых в этом
направлении мероприятиях поделиться своим опытом, найти единомышленников.
Положительный пример работы такого ресурса – это интернет-сайт «Зебренок». Также
помощь педагогу при подготовке и проведении занятий окажут материалы, имеющиеся в
распоряжении МЭШ.
3
Как одну из возможных форм работы по профилактике ДДТТ можно назвать
привлечение к этой деятельности специалистов близлежащих автошкол, которые в
порядке шефской помощи либо на договорной основе будут проводить факультативные
занятия с учащимися. Наиболее предпочтительный вариант внешкольной работы, в этом
направлении, это занятия детей в детско-юношеских автоклубах и автошколах имеющих
соответствующую лицензию, материально – техническую базу и квалифицированных
преподавателей. Как правило, такие учреждения пользуются большой популярностью и
могут осуществлять так называемую сквозную подготовку детей, начиная с младших
школьников и в дальнейшем развивая тему давать более сложные знания и навыки, в
завершение юноши и девушки получают квалификацию водителей автомобилей или
мотоциклов с выдачей водительских удостоверений соответствующих категорий. К
сожалению по многим причинам таких автоклубов явно недостаточно, а такая форма
работы как подготовка в рамках государственных программ водителей на базе
общеобразовательных школ и межшкольных учебно-производственных комбинатов на
сегодняшний день практически утрачена.
Преподавать правила дорожного движения невозможно не учитывая возрастных
особенностей поведения детей школьного возраста на дороге, подробного анализа причин
и условий пришествий. В этой работе важно наладить тесное сотрудничество ГИБДД,
образовательных учреждений, Департамента образования. Одним из результатов такого
взаимодействия должно стать выяснение причин ДТП в которых страдают дети,
определение потенциально опасных участков улично-дорожной сети и дворовых
территорий, определение степени риска в связи с местом расположения школы и местом
жительства учеников с целью разработки комплекса мероприятий по совершенствованию
организации движения и обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге. В то
же время в ряде случаев администрация образовательных учреждений пытается
возложить всю работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на
представителей ГИБДД. Это в корне ошибочно и нерационально, так как сотрудники
ГИБДД не имеют возможности организовать систематический учебный процесс, не
имеют навыков и определенного опыта работы с детьми. Исходя из ведомственных
4
нормативных актов Министерства внутренних дел России, сотрудники ГИБДД участвуют
в профилактической работе помогая педагогам и учителям в проведении консультаций,
подборе методической литературе, однако не проводят занятий в рамках учебного
процесса по изучению детьми ПДД (только факультатив и внеклассное время).
В свою очередь, при проведении занятий в школе учителю необходимо понять,
насколько готов ребенок к безопасному движению. Важно знать индивидуальные
особенности учащегося, какие ошибки от него можно ожидать на улице, и своевременно
суметь предупредить их чтобы избежать несчастья.
Безопасное поведение детей обеспечивают не просто знания ПДД , а прежде всего
привычки, а их нельзя сформировать словами и предостережениями такого рода как
«будь осторожен», «обходи трамвай спереди» и т.д.. Только систематические тренировки,
практические занятия и положительный личный пример помогут ребенку приобрести
необходимые навыки.
Мир детей во многом отличается от мира взрослых, дети живут своими
проблемами , иначе воспринимают окружающую обстановку и иногда просто не видят в
ней опасность
2
.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показал, что около 80%
детей попадают в ДТП, оказавшись в так называемых типичных ситуациях-
«ловушках».
3
Назовем основные ситуации- «ловушки», в которые обычно попадают дети:
1.
«Закрытый обзор»: дети и водители на ранних стадиях ситуации не
видят и не могут видеть друг друга
2.
«Отвлечение внимания»: ребенок не замечает опасности, потому что
его взгляд прикован к «цели» на другой стороне улицы или на проезжей ее части,
угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.
3.
«Пустынная улица»: ребенок убежден, что машин нет (ведь их давно
не было), и выбегает на проезжую часть улицы, не осмотрев ее внимательно.
2
Виноградова Н.Ф программа и поурочно-тематическое плагирование по курсу
«Безопасность на дорогах» для детей младшего школьного возраста, издательство НЦ
ЭНАС 2007 год
3
На основании анализа ДДТТ на территории ЮЗАО города Москвы 2015-2017 год
5
4.
«Середина проезжей части улицы»: дети не замечают опасность от
машины, проезжающей за спиной
5.
«Родители с детьми»: родители не контролируют своих детей - дети
вырывают руку, они менее осторожны в присутствии взрослых и других детей.
6.
«Игры на проезжей части улицы»: ребенок побежал за покатившимся
мячом или съехал с горки в сторону проезжей части
В
действительности
число
«ловушек»
несколько
больше.
Однако
приведенные выше примеры наиболее типичны. И моделирование в безопасных
условиях и подробный разбор таких ситуаций целесообразен для формирования у
детей особых защитных навыков наблюдения, предвидения опасности.
Для выработки стереотипа безопасного поведения требуется постоянный
тренинг в развитии реакции, внимания, наблюдательности и других навыков,
поэтому
особое
внимание
нужно
уделять
активным
формам
обучения.
Для
выработки у учащихся стереотипа безопасного поведение необходимо закрепить
следующие навыки:
1.
Навык
наблюдения.
Ребенок
должен
видеть
и
правильно
оценивать
ситуацию,
замечать
предметы
мешающие
обзору
на
проезжей
части.
Воспринимать их как опасные или скрывающие опасность.
2. Навык сопротивления волнению и спешке. Ступая на проезжую часть
волнение и спешку нужно оставить на тротуаре. При переходе дороги полное
спокойствие и никакой спешки.
3. Навык «переключения» на улицу. Бордюрный камень - это граница, за
которой реальная опасность и где бытовые навыки поведения не пригодны. Надо
научить
ребенка
замечать
эту
границу,
замедлять
движение,
остановиться,
выдержать, хотя бы короткую паузу, для психологического переключения в связи с
выходом в опасную зону.
4. Навык переключения на самоконтроль. Ребенок должен осознавать, что
на проезжей части необходимо следить за собой, участвовать в движении не
только
глазами,
но
и
мыслями
не
отвлекаться
те
несколько
минут,
которые
6
требуются для пересечения опасного участка.
4
Считаем,
что
для
правильной
организации
учебного
и
воспитательного
процессов необходимо четко определить направления, по которым необходимо
вести работу. Нам представляется возможным выделить два направления:
1. Адаптация учащихся в условиях большого города.
2. Воспитание позитивной мотивации безопасного поведения на дорогах.
Данную
работу
необходимо
проводить,
с
учетом
возрастных
и
психологических особенностей учащихся.
Работа может быть интегрирована и проводиться через разнообразные виды
деятельности:
учебную,
спортивную,
оздоровительную,
внеурочную,
экскурсионную,
игровую и т.д.
Мы
предлагаем
опробованный
на
практике
примерный
перечень
эффективных
мероприятий,
подготовка
которых
не
требует
больших
материальных затрат.
Для всех возрастных групп учащихся приемлемы:
-
теоретические и практические занятия в рамках курса ОБЖ, беседы на
классных часах и минутки безопасности;
-
экскурсии, учебные прогулки по маршрутам микрорайона;
-
конкурсы лозунгов, рисунков, плакатов;
-
инструктаж и беседы перед каникулами;
-
привлечение родителей и сотрудников ГИБДД к проведению классных
часов;
4
Тошева Л.И «Обучение детей безопасному поведению на дорогах» , центр военно-
патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы
2005 год
7
-
подготовка инструкторов из числа старшеклассников для проведения
классных часов, викторин, конкурсов в начальной школе.
Для обучающихся 1- 4 классов:
-
домашняя
самостоятельная
работа
среди
1-4
классов
«безопасный
маршрут», целью выполнения которой является вовлечение учащихся совместно с
родителями в процесс активного изучения дорожной обстановки и безопасного
движения ученика до школы и определение наиболее опасных и безопасных мест
микрорайона;
-
ролевые и настольные дидактические игры в группах продленного
дня;
-
просмотр видео материала с различными ситуациями на дороге.
Дети
совместно
с
педагогами
и
родителями
могут
сами
участвовать
в
разработке таких материалов
Для обучающихся 5-8 классов:
-
обучающие игры;
-
участие в соревнованиях;
-
КВН, в том числе и спортивные;
-
театральное творчество;
-
начало работы по принципу «Дети для детей»;
-
интегрированные уроки (по математике, физике, русскому языку);
-
проектная деятельность по теме БДД.
Для обучающихся 9-11 классов:
-
подготовка
и
активное
участие
команды
школы
в
школьных
и
межрайонных
соревнованиях
по
безопасности
дорожного
движения
(БДД)
«Безопасное колесо»;
-
подготовку обучающих игр для младших школьников;
-
тренировки в автогородке;
-
подготовка пособий, наглядной агитации;
-
проведение игр, соревнований.
8
Значительный
положительный
эффект
дает
участие
старшеклассников
в
подготовке команды школы к различным соревнованиям и конкурсам по теме БДД
как в рамках школы так и в рамках района, округа, города. В результате такой
деятельности старшеклассники чувствуют свою значимость в школьной жизни и
находят поддержку со стороны учителей, младших школьников, дети приобретают
опыт
научного
подхода
к
деятельности,
умение
аргументировать,
задавать
вопросы и отвечать на них, выдвигать задачи и выполнять их. Обучая младших
они, закрепляют навыки правильного поведения на дорогах, являются активными
участниками пропаганды безопасного поведения на дорогах.
Считаю целесообразно остановиться на таком методе работы как подготовка
проектов
или
разработка
самостоятельных
заданий
под
общим
названием
«Безопасный маршрут». С нашей точки зрения указанный метод имеет важное
практическое значение, исходя из целей и задач выполнения работы, к которым
относятся:
-
снижение
количества
ошибок,
допускаемых
детьми
при
переходе
дороги, пользовании общественным наземным транспортом;
-
вовлечение
каждого
из
учащихся
в
процесс
активного
изучения
дорожной обстановки и организации безопасного движения ученика до школы,
мест микрорайона, где ему приходится бывать наиболее часто;
-
пробуждение
у
учеников
интере с а
к
п р о г н о з и р о ва н и ю
предотвращения опасных дорожных ситуации;
-
привлечение к работе родителей, мотивация взрослых научить своих
детей
наблюдать
за
улицей
и
транспортом,
анализировать
встречающиеся
дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в
различных обстоятельствах.
Предлагаем некоторые рекомендации, которые необходимо учитывать при
работе с детьми:
1. Напомнить ученикам об ошибках на дорогах, характерных особенно для
детей (выход из-за препятствий, переход без предварительного просмотра дороги,
9
неверная,
заниженная
оценка
скорости
автомобилей,
особенности
глазомера,
чрезмерное легкомыслие, неумение держать в поле зрения несколько объектов или
людей и т. д.
2.
На
основе
собственных
наблюдений
за
движением
транспорта,
обсуждения с родителями, основываясь на знаниях, полученные на уроках, из
средств
массовой
информации
выполняется
рисунок,
схема,
объемный
макет,
компьютерная
модель
местности
прокладываются
наиболее
безопасные
маршруты движения из дома в школу и обратно, при посещении других объектов:
аптеки,
поликлиники,
магазина,
лесного
массива,
станции
метро.
О
задании
информируются
родители,
рекомендуется
им
принять
участие
в
выработке
безопасного маршрута, определение на маршрутах листах опасных мест.
3. Определить алгоритм поведения школьника при преодолении опасных
участков,
где
необходимо
осмотреться,
остановиться,
уступить
дорогу
приближающемуся транспорту и.т.д.
4.
Выработать
и
направить
предложения
по
совершенствованию
организации движения для рассмотрения органами ГИБДД и местными властями.
Иными словами, устойчивые навыки безопасного поведения на дороге не
менее
важны
для
современного
человека
чем
любые
другие,
получаемые
в
процессе
образования
и
то,
что
закладывается
в
детстве
остается
с
ним
на
протяжении всей жизни. Если нам удастся с самого раннего возраста привить
детям культуру безопасного поведения, воспитать ответственное отношение к
вопросам дорожного движения, то мы сможем сохранить жизнь и здоровье наших
детей, подготовить ответственных грамотных пешеходов, а в недалеком будущем
водителей, для которых вопросы безопасности и уважения к другим участникам
дорожного движения будут приоритетны.
10