Автор: Верба Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №5 "Умка"
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ"
Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ФИЗКУЛЬТУРЕ
В н и ма н и е м
н а з ы ва е т с я
п р о ц е с с
и з б и р а т е л ь н о г о
сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира,
действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Внимание
не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в
другие
психические
процессы:
ощущения
и
восприятия,
представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства,
проявления
воли.
Внимание
включено
и
в
практические,
в
частности двигательные действия людей, в их поведенческие акты
поступки,
Это
обеспечивает
ясность
и
отчетливость
отражении
действительности, что является одним из необходимых условий
успешности любой деятельности.
Свойства
внимания.
Свойствами
внимания
называются
особенности
его
проявления.
К
ним
относятся:
объем,
концентрация,
устойчивость,
переключение
и
распределение
внимания.
Особенности видов и свойств внимания у детей на занятиях
по
физкультуре. Внимание
неразрывно
связано
с
другими
психическими
процессами,
протекающими
у
детей
на
физкультурных
занятиях.
Причем
внимание
наиболее
сильно
связано с наблюдением.
Наблюдение
–
целенаправленный
процесс
осмысленного
восприятия
предметов
и
явлений.
В
процесс
наблюдения
непременно
включено
внимание.
Оно
характеризуется
высокой
устойчивостью
сосредоточенностью,
распределенностью,
переключаемостью. Систематическое упражнение в наблюдении за
противником,
партнером
по
команде,
за
самим
собой
и
изменяющейся
обстановкой
соревнований
приводит
к
тому,
что
наблюдение
и
внимание
становятся
свойствами
личности
–
наблюдательностью
и
внимательностью.
Наблюдательностью
называется
умение
подмечать
малозаметные
признаки
или
особенности предметов и явлений, имеющие значение для познания
их сущности. Внимательность, как избирательная направленность
сознания
на
предмет
наблюдения,
неотделимая
сторона
наблюдательности.
Психолого-педагогические выводы и рекомендации. Внимание
в физическом воспитании является обязательным компонентом. Без
этого деятельность не может быть продуктивной. В физкультурных
занятиях есть та или иная общая цель, но основное значение имеют
вытекающие
из
общей
цели
частные
задачи.
Они
связаны
с
овладением спортивной техникой, развитием физических, волевых,
моральных
качеств,
разучиванием
определенных
тактических
комбинаций
и
др.
Конкретными
задачами,
которые
ставит
преподаватель,
тренер
или
сам
спортсмен,
и
определяется
направленность сознания внимание занимающихся. Например, на
занятиях по легкой атлетике разучивается техника прыжка в длину
с разбега. Преподаватель ставит перед группой студентов задачу:
совершенствовать технику отталкивания. Тем самым он определяет
и
направленность
сознания
занимающихся
на
восприятие
собственных
движений
в
момент
отталкивания.
Вслед
за
тем
преподаватель
ставит
новую
задачу:
овладеть
координацией
движений в фазе полета. Этим он направляет внимание детей на
восприятие собственных движений в полете.
В
условиях
соревнований
направленность
сознания
соревнующихся
определяется
уже
не
частными
учебными
и
воспитательными
задачами,
а
главной
целью
–
достижением
возможно более высокого спортивного результата. Особенность же
проявления внимания зависит от специфических для каждого вида
спорта условий деятельности.
Это можно проследить, сравнив, например, два вида спорта –
стрельбу и футбол. В соревнованиях по стрельбе особое значение
имеют
такие
свойства
внимания,
как
его
концентрация
и
устойчивость. На линии огня одновременно находятся несколько
стрелков, каждый из них производит выстрелы в своем темпе и
выстрелы
соперника
должны
служить
фактором,
отрицательно
влияющим
на
концентрацию
внимания.
Но
концентрация
же
внимания столь интенсивна, что они даже не слышат выстрелов
соседей.
Совершенно
иначе
все
обстоит
в
футболе.
Условия
игры
таковы,
что
от
игроков
постоянно
требуется
проявление
всех
свойств внимания. Внимание футболистов динамично. Игра требует
его
распределения,
при
котором
в
сознании
отражаются
и
противники, и партнеры, и мяч, и границы поля, и ворота, а также
частых
переключений,
изменяющегося
объема,
варьирующей
устойчивости.
Внимание
включено
в
процесс
мышления
при
решении тактических задач. Внимание каждого игрока фиксируется
и на самом себе.
Внимание
в
физическом
воспитании
и
спорте
–
один
из
важных
факторов
успешности
деятельности.
Но
условия
деятельности,
требующие
проявления
внимания,
в
то
же
время
способствуют его развитию.