Напоминание

Создание дидактических материалов по использованию масок и грима младшими школьниками в арт-терапии.


Автор: Шабсина Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание дидактических материалов по использованию масок и грима младшими школьниками в арт-терапии.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание дидактических материалов по использованию масок и

грима в работе с дошкольниками и младшими школьниками в арт-

терапии.

Работа с масками и гримом в арт-терапии.

Содержание:

Работа

с

масками

в

индивидуальном

и

групповом

режиме:

рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками.

Возможности

сочетания

маскотерапии

с

драм ат ичес кой

импровизацией

и

музыкотерапией.

Техники

и

приемы

создания

терапевтической маски. Методы терапии в работе с маской. Работа с

гримом.

Влияние

грима

на

психическое

состояние

ребенка.

Психотерапевтические возможности работы с гримом.

Лекция.

Маскотерапия

р а с п р о с т р а н е н н ы й

и

и з в е с т н ы й

м е т о д

психологической работы.

Маскотерапия основана на переводе глубинных

комплексов

и

проблем

клиента

в

неживую

материю

маски.

В

маске

сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия.

Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение

искусства,

которое

можно

повесить

на

стену,

рассмотреть,

а

затем,

с

помощью воображения, привести в движение.

Маска («личина») – очень

древнее

и

очень

серьезное

изобретение

человечества.

Лицо

человека

-

основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении

друг с другом. Лицо - это проекция нашего психологического состояния и

настроения.

Создавая

с

помощью

изобразительных

инструментов

те

или

иные

маски, образы, и формы, человек, обретает самого себя, а вместе с этим и

возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации,

выстроить эффективную модель поведения.

У каждого человека есть свои маски. Иногда, мы так привыкаем к этим

образам (маскам), что не можем быть теми, кто мы есть на самом деле. Но в

особом месте у каждого из нас лежит «специальная» маска, с помощью

которой мы прячемся сами от себя и иногда недоумеваем, почему другие

воспринимают нас не так, как нам этого хочется. Нам удобно находиться в

этой маске, и с ее внутренней стороны мы видим ее по своему, порой, не

догадываясь о том, что таит в себе ее внешняя сторона. Лишь жизненные

неудачи, чаще всего повторяющиеся, как по сценарию, подсказывают, что мы

что-то

делаем

не

так.

Однако

для

того,

чтобы

изменить

свою

жизнь,

достаточно просто познакомиться со своей маской. При этом избавление от

привычных,

стереотипных

ролей

создаст

возможность

освободиться

от

«ненужного» и изменить свою жизнь.

В

средневековье

ношение

маски

во

время

карнавала

предполагало

временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали. В

современном мире, полном стрессов, психологических травм, конфликтов,

часто

вынужденные

соответствовать

ожиданиям

других, многие

люди

проживают свою жизнь в невидимой символической маске. Основной

смысл маски заключается в том, что она скрывает настоящий облик человека,

защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, вводит в обман

окружающих. При

этом

ощущение

безопасности

и

защищенности

является ложным и для самого человека, надевшего «маску».

Снять «маску» и быть собой – вот одна из терапевтических идей

работы с маской.

С другой стороны, часто маска скрывает другую часть нашего Я, ту,

которая нуждается в защите. Например, под маской «Хулигана» может

скрываться очень ранимая натура, а под маской «Добряка», выполняющего

любую

просьбу,

-

своенравие

и

независимость.

Таким

образом, другая

терапевтическая идея заключается в том, что познакомившись со своей

маской, увидев ее со стороны, человек может понять и почувствовать,

какую

часть

Я

она

защищает.

Осознав

и

приняв,

например,

свою

ранимость, свое своенравие и независимость, человек в дальнейшей работе с

психологом получит опыт выстраивания новых границ в отношениях с

другими людьми.

Изготовление

маски

часть

терапевтического

процесса

и

преобразования (рис. 1.).

Рисунок 1. Примеры масок для детей.

Художники создают маски из различных материалов:

– древесной коры, дерева, картона;

– травы, меха, костей;

– глины и гипса;

– металлов, камней, раковин;

– настоящих звериных голов, и т.д.

В

ритуальных

действиях главной

функцией

маски

является

преображение

и

перевоплощение

сущности

человека,

создание

определенного

образа

(животного,

предка,

духа,

бога) и

действие

перевоплощаемого от имени этого образа.

В

арт-терапии

каждый

участник

может

некоторое

время

побыть

в

другой, не свойственной ему в жизни роли. Например, застенчивый человек

может надеть маску «Хулигана». Это возможность рассмотреть себя с разных

сторон, не изученных ранее, принять эти стороны в себе и дать им право на

жизнь (рис 2.).

Рисунок 2. Варианты масок для детей, сделанных своими руками.

В

сочетании

с

методами

драматерапии

и музыкотерапии

маскотерапия дает возможность испытать новые чувства и ощущения,

которые не могут быть выявлены никакими другими средствами.

Надевая на себя маску и исполняя роли в представлении, созданном

участниками

группы, ребенок получает новый жизненный опыт - опыт

чувствовать силу, уверенность в себе, свободу. И что очень важно - этот

опыт он сможет использовать в реальной жизни.

1.Варианты заданий для масок:

Я себя такого не знаю.

Я себя такого боюсь.

Моя любимая маска.

Твоя любимая маска.

Я не хочу, чтобы меня таким видели.

Я хочу, чтобы вы меня таким видели.

Такого меня никто не знает и т.п.

2.Диалог масок.

3.Рефлексия "Благодаря тебе я узнал…"

4.Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли,

субличности, состояния).

5.Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов).

6. Тень (архетипическое амплуа).

Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» –

главная идея драматерапии.

Современная драматерапия – сложное и многогранное явление,

представленное

разными

подходами,

школами,

концепциями.

Драматерапия

используется

в

работе

с

межличностными

и

внутриличностными

проблемами,

в

семейной

и

детско-родительской

терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной

профессии,

с

пограничными

расстройствами,

психосоматикой.

Театр

исторически

создавался

как

терапевтическое

воздействие

(теория

катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно

сильным

по

эмоциональному

воздействию.

Возвращение

драмы

как

психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда

стали

возникать

психотерапевтические

театры

в

Германии,

Австрии,

США, России, Франции.

Драматерапия

-

это

всегда

игра,

вид

д е я т е л ь н о с т и ,

ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и

глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать

события

и

переживания

ярко,

ясно,

точно,

что

дает

возможность

вспоминать

и

переживать

иначе

определенные

жизненные

события,

посмотреть

на

них

другими

глазами.

Несомненно,

маска

дает

возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут

быть

выражены

никакими

другими

средствами

придуманными

в

процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской

форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования.

В ходе упражнений, человек, сбросив с себя психологическую маску,

надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а

не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей,

появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый

образ. Маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной

роли. Во время занятий по арт-терапии дети лепят маску, рисуют маску,

танцуют с маской, выражают себя через маску.

Одной из разновидностей маскотерапии можно назвать грим,

который наносится на лицо ребенка или взрослого человека.

Варианты работы с гримом.

Работа

с

гримом

дает

самые

широкие

терапевтические

возможности, хотя имеет противопоказания и не так проста, как кажется

с первого взгляда. Это трудоемко и требует много времени, но вполне

окупает затраты.

Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело (body art)

или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и

т.п.).

Для

лица

используется

театральный

грим

и

белила,

гуашь,

декоративная

косметика,

для

тела

-

гуашь,

акварель,

декоративная

косметика).

Возможные варианты заданий для грима детей:

1.

Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя

такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не

показываю другим);

2. “Моя любимая маска”;

3. Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу

видеть, не хочу видеть”);

4. “Маска страха”;

5.Гримирование

(на себе или другого) напряженных и

расслабленных зон на лице;

6. Фантазийное гримирование (себя или другого);

7. “Тень”;

8.“Сражение”

(конфликтные

участники

сталкиваются

одновременно);

9. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение,

гордыня, равновесие, закрытость);

10.“Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).

Вопросы для самопроверки:

1.

Какие терапевтические ресурсы содержат маскотерапия и

драматерапия?

2.

Что для ребенка значит «снять маску»?

3.

Перечислите

возможные

варианты

нанесения

грима

для

детей?

Литература, рекомендуемая для изучения:

1.

Джениннгс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-

терапии/ Пер. с английского И. Динерштейн. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.

– 384с.

2.

Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге:

характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-

СПб.: Речь, 2010. - 189с.



В раздел образования