Автор: Шабсина Виктория Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г Пушкино Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание дидактических материалов по использованию масок и грима младшими школьниками в арт-терапии.
Раздел: дошкольное образование
Создание дидактических материалов по использованию масок и
грима в работе с дошкольниками и младшими школьниками в арт-
терапии.
Работа с масками и гримом в арт-терапии.
Содержание:
Работа
с
масками
в
индивидуальном
и
групповом
режиме:
рисование масок, маски из папье-маше, работа с готовыми масками.
Возможности
сочетания
маскотерапии
с
драм ат ичес кой
импровизацией
и
музыкотерапией.
Техники
и
приемы
создания
терапевтической маски. Методы терапии в работе с маской. Работа с
гримом.
Влияние
грима
на
психическое
состояние
ребенка.
Психотерапевтические возможности работы с гримом.
Лекция.
Маскотерапия
–
р а с п р о с т р а н е н н ы й
и
и з в е с т н ы й
м е т о д
психологической работы.
Маскотерапия основана на переводе глубинных
комплексов
и
проблем
клиента
в
неживую
материю
маски.
В
маске
сочетаются изобразительное искусство и драма, Арт-терапия и драматерапия.
Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение
искусства,
которое
можно
повесить
на
стену,
рассмотреть,
а
затем,
с
помощью воображения, привести в движение.
Маска («личина») – очень
древнее
и
очень
серьезное
изобретение
человечества.
Лицо
человека
-
основная часть его образа, на которую мы чаще всего смотрим при общении
друг с другом. Лицо - это проекция нашего психологического состояния и
настроения.
Создавая
с
помощью
изобразительных
инструментов
те
или
иные
маски, образы, и формы, человек, обретает самого себя, а вместе с этим и
возможность разрешить для себя многие кризисные и проблемные ситуации,
выстроить эффективную модель поведения.
У каждого человека есть свои маски. Иногда, мы так привыкаем к этим
образам (маскам), что не можем быть теми, кто мы есть на самом деле. Но в
особом месте у каждого из нас лежит «специальная» маска, с помощью
которой мы прячемся сами от себя и иногда недоумеваем, почему другие
воспринимают нас не так, как нам этого хочется. Нам удобно находиться в
этой маске, и с ее внутренней стороны мы видим ее по своему, порой, не
догадываясь о том, что таит в себе ее внешняя сторона. Лишь жизненные
неудачи, чаще всего повторяющиеся, как по сценарию, подсказывают, что мы
что-то
делаем
не
так.
Однако
для
того,
чтобы
изменить
свою
жизнь,
достаточно просто познакомиться со своей маской. При этом избавление от
привычных,
стереотипных
ролей
создаст
возможность
освободиться
от
«ненужного» и изменить свою жизнь.
В
средневековье
ношение
маски
во
время
карнавала
предполагало
временный отказ от собственного лица, индивидуальности и норм морали. В
современном мире, полном стрессов, психологических травм, конфликтов,
часто
вынужденные
соответствовать
ожиданиям
других, многие
люди
проживают свою жизнь в невидимой символической маске. Основной
смысл маски заключается в том, что она скрывает настоящий облик человека,
защищает его, отвлекает от него внимание и, вместе с тем, вводит в обман
окружающих. При
этом
ощущение
безопасности
и
защищенности
является ложным и для самого человека, надевшего «маску».
Снять «маску» и быть собой – вот одна из терапевтических идей
работы с маской.
С другой стороны, часто маска скрывает другую часть нашего Я, ту,
которая нуждается в защите. Например, под маской «Хулигана» может
скрываться очень ранимая натура, а под маской «Добряка», выполняющего
любую
просьбу,
-
своенравие
и
независимость.
Таким
образом, другая
терапевтическая идея заключается в том, что познакомившись со своей
маской, увидев ее со стороны, человек может понять и почувствовать,
какую
часть
Я
она
защищает.
Осознав
и
приняв,
например,
свою
ранимость, свое своенравие и независимость, человек в дальнейшей работе с
психологом получит опыт выстраивания новых границ в отношениях с
другими людьми.
Изготовление
маски
–
часть
терапевтического
процесса
и
преобразования (рис. 1.).
Рисунок 1. Примеры масок для детей.
Художники создают маски из различных материалов:
– древесной коры, дерева, картона;
– травы, меха, костей;
– глины и гипса;
– металлов, камней, раковин;
– настоящих звериных голов, и т.д.
В
ритуальных
действиях главной
функцией
маски
является
преображение
и
перевоплощение
сущности
человека,
создание
определенного
образа
(животного,
предка,
духа,
бога) и
действие
перевоплощаемого от имени этого образа.
В
арт-терапии
каждый
участник
может
некоторое
время
побыть
в
другой, не свойственной ему в жизни роли. Например, застенчивый человек
может надеть маску «Хулигана». Это возможность рассмотреть себя с разных
сторон, не изученных ранее, принять эти стороны в себе и дать им право на
жизнь (рис 2.).
Рисунок 2. Варианты масок для детей, сделанных своими руками.
В
сочетании
с
методами
драматерапии
и музыкотерапии
маскотерапия дает возможность испытать новые чувства и ощущения,
которые не могут быть выявлены никакими другими средствами.
Надевая на себя маску и исполняя роли в представлении, созданном
участниками
группы, ребенок получает новый жизненный опыт - опыт
чувствовать силу, уверенность в себе, свободу. И что очень важно - этот
опыт он сможет использовать в реальной жизни.
1.Варианты заданий для масок:
Я себя такого не знаю.
Я себя такого боюсь.
Моя любимая маска.
Твоя любимая маска.
Я не хочу, чтобы меня таким видели.
Я хочу, чтобы вы меня таким видели.
Такого меня никто не знает и т.п.
2.Диалог масок.
3.Рефлексия "Благодаря тебе я узнал…"
4.Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли,
субличности, состояния).
5.Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов).
6. Тень (архетипическое амплуа).
Идея снятия маски и способности быть «честным и искренним» –
главная идея драматерапии.
Современная драматерапия – сложное и многогранное явление,
представленное
разными
подходами,
школами,
концепциями.
Драматерапия
используется
в
работе
с
межличностными
и
внутриличностными
проблемами,
в
семейной
и
детско-родительской
терапии, в оргконсультировании, развитии креативности в определенной
профессии,
с
пограничными
расстройствами,
психосоматикой.
Театр
исторически
создавался
как
терапевтическое
воздействие
(теория
катарсиса Аристотеля), и всегда театральное действие было чрезвычайно
сильным
по
эмоциональному
воздействию.
Возвращение
драмы
как
психотерапевтического действа в культуру началось с конца 19 в., когда
стали
возникать
психотерапевтические
театры
в
Германии,
Австрии,
США, России, Франции.
Драматерапия
-
это
всегда
игра,
вид
д е я т е л ь н о с т и ,
ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе. Сила и
глубина воздействия драматерапии связана со способностью выражать
события
и
переживания
ярко,
ясно,
точно,
что
дает
возможность
вспоминать
и
переживать
иначе
определенные
жизненные
события,
посмотреть
на
них
другими
глазами.
Несомненно,
маска
дает
возможность испытать чувства и ощущения, которые иначе не могут
быть
выражены
никакими
другими
средствами
придуманными
в
процессе терапии. Изготовление масок (постепенное обретение маской
форм и очертаний) – часть терапевтического процесса и преобразования.
В ходе упражнений, человек, сбросив с себя психологическую маску,
надевает драматическую, которая предназначена раскрывать чувства, а
не скрывать их. При этом даже у самых застенчивых и скромных людей,
появляется возможность изготовить себе маску и создать свой новый
образ. Маска придает смелость и помогает отойти от своей привычной
роли. Во время занятий по арт-терапии дети лепят маску, рисуют маску,
танцуют с маской, выражают себя через маску.
Одной из разновидностей маскотерапии можно назвать грим,
который наносится на лицо ребенка или взрослого человека.
Варианты работы с гримом.
Работа
с
гримом
дает
самые
широкие
терапевтические
возможности, хотя имеет противопоказания и не так проста, как кажется
с первого взгляда. Это трудоемко и требует много времени, но вполне
окупает затраты.
Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело (body art)
или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и
т.п.).
Для
лица
используется
театральный
грим
и
белила,
гуашь,
декоративная
косметика,
для
тела
-
гуашь,
акварель,
декоративная
косметика).
Возможные варианты заданий для грима детей:
1.
Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя
такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не
показываю другим);
2. “Моя любимая маска”;
3. Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу
видеть, не хочу видеть”);
4. “Маска страха”;
5.Гримирование
(на себе или другого) напряженных и
расслабленных зон на лице;
6. Фантазийное гримирование (себя или другого);
7. “Тень”;
8.“Сражение”
(конфликтные
участники
сталкиваются
одновременно);
9. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение,
гордыня, равновесие, закрытость);
10.“Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).
Вопросы для самопроверки:
1.
Какие терапевтические ресурсы содержат маскотерапия и
драматерапия?
2.
Что для ребенка значит «снять маску»?
3.
Перечислите
возможные
варианты
нанесения
грима
для
детей?
Литература, рекомендуемая для изучения:
1.
Джениннгс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-
терапии/ Пер. с английского И. Динерштейн. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
– 384с.
2.
Колошина Т.Ю.,Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге:
характеристики и использование. Практическое пособие для тренера.-
СПб.: Речь, 2010. - 189с.