Напоминание

"Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные"


Автор: Бобер Татьяна Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ № 118
Населённый пункт: Красноармейского района г.Волгограда
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Имена прилагательные качественные, относительные и притяжательные"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Цели:

Ход урока.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

1. Дать представление о разрядах имен прилагательных.

2. Познакомить с опознавательными признаками разрядов им

е

н прилагательных.

3. Создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: адекватное оценивание себя, самооценка.

Познавательные: доказательство гипотез, сравнение, классификация, осмысленное чтение,

создание алгоритмов, выбор эффективного решения;

Регулятивные: целеполагание, самоорганизация учебного труда, самостоятельность,

контроль.

Коммуникативные: выполнение групповой работы, взаимодействие с учителем, с

одноклассниками.

Этап

Действия учителя

Действия ученика

УУД

Органи-

зацион-

ный

Ц: создать

эмоцио-

нальный

настрой,

подгото-

вить к ак-

туализа-

ции

-Здравствуйте, начинаем урок. Оцените

свою готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой.

-Какое у вас настроение?

-А какую часть речи использовали,

чтобы рассказать о своем настроении?

- Я предлагаю послушать

стихотворение, которое называется

«Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового

цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало

это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой

спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете

умываться,

И зеленым-презеленым полотенцем

утираться?

1. Слушают

2. Делают вывод о

значимости имен

прилагательных в

речи.

Л: Осознанное

вхождение,

умение, осо-

знание необ-

ходимости

учиться

К: вниматель-

но слушать

Любоваться, как над вами, зеленея,

птицы реют,

Над зелеными домами ярко солнце

зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым,

желтым,

синим, красным.

Пусть же все на свете будет

удивительным и разным.

-Слова какой части речи нам помогут

рассказать об удивительном и разном?

-Правильно, это имена

прилагательные.

Актуали-

зация и

вызов

Ц: спланировать

работу на уроке,

повто-

рить

имеющиеся

знания об имени

прилагательном,

создать

проблемную

ситуацию.

-Как вы думаете, о чем мы будем

говорить на уроке?

- Мы продолжим изучать имена

прилагательные.

-Изучая имена прилагательные, чем мы

можем заниматься на уроке? Давайте

спланируем нашу деятельность.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

РАБОТА С ПРАВИЛОМ

ВЫПОЛНЕНИЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВ ПО

ГРУППАМ

ВЫПОЛНЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

-Что такое имя прилагательное?

-Я предлагаю поработать с текстом.

-Выпишите из данного текста

словосочетания существительное+

прилагательное.

1. Планируют

деятельность

2. Вспоминают, что

такое имя

прилагательное.

3. Самостоятельно

выписывают

словосочетания.

4.Сверяют с

эталоном.

5.Самооценка,

оценка работы

класса.

Р: Подготовка

к самостоя-

тельному ре-

шению задачи

П: Фиксация

проблемы,

чтобы потом

ее решить

-Проверьте свою работу, сравните с

эталоном.

-Кто выполнил задание верно?

-Оцените свою работу.

-Давайте оценим работу класса.

-Распределите данные словосочетания

на группы в зависимости от значений

имен прилагательных.

-Как вы думаете, сколько групп

получится?

Давайте проверим, что получилось?

6.Распределяют

словосочетания по

группам.

Тема и

цель

урока

Ц: поста-

вить цель

урока

Задает наводящие вопросы,

подводящие к теме урока и

постановке цели.

-Докажите, почему получилось три

группы.

-Что обозначают прилагательные

каждой группы?

-Оцените свою работу.

-Давайте оценим работу класса.

-Какова же тема нашего урока?

-Запишем ее.

-Какова же цель нашего урока?

(Научиться определять разряд имен

прилагательных).

Предлагают вер-

сии темы урока и

цели на урок.

Р: Учатся об-

думывать и

проговаривать

затруднения,

формулируют

тему урока,

ставят цель.

Корзина

идей

Ц: создать

условия

для вы-

сказыва-

ний

Создает условия для высказывания

мнений,

предположений детей

-Предположите, почему разряды имен

прилагательных так называются.

(Все высказывания детей записываем

на доске)

Высказывают свои

предположения о

том, что могут

означать названия

разрядов

К: учатся слу-

шать и слы-

шать других

П: выдвижение

гипотез

Осмыс-

ление

Ц: создать

условия

для мыс-

лительной

деятель-

ности, для

самостоя-

тельной

работы

Чтобы все-таки прийти к единому

мнению (из наших предположений

убрать слова «наверное,

может быть») я предлагаю приступить

к делу.

Объясняет обучающимся правила

работы в группах.

Работаем мы сегодня в группах,

подумайте и решите, кто из вас смог

бы хорошо справиться с той или иной

ролью, чтобы не подвести команду,

чтобы выполнить работу быстро и

качественно

Дает задание на поиск в тексте

особенностей разрядов

прилагательных. (Обратите внимание,

на доске пустая таблица, она ничем не

отличается от той, что у вас на столе.

Ваша задача, работая в группах,

заполнить таблицу свою и на

доске, в соответствии с той

информацией, которую вы будете

добывать).

Контролирует выполнение работы,

подсказывает, направляет.

Задание для 4 групп:

Задание для 2 группы:

1. Заполните таблицу, изучив материал

параграфа.

2. На основе заполненной таблицы

составьте карточку «Рассуждай так:

Распределяют ро-

ли в группах, при-

ступают к выпол-

нению задания

Дети работают в

группах

Заполняют кон-

цептуальную таб-

лицу, параллельно

с работой на ме-

стах дети фикси-

руют добытую

информацию на

доске в соответ-

ствующей колонке

Р: самооргани-

зация учебного

труда – само-

стоятельность,

распределение

времени, про-

извольность в

поведении;

Л: осознание

необходимости

учиться

П: Логические

– выдвижение

гипотез, поиск

информации,

структуриро-

вание инфор-

мации, созда-

ние алгорит-

мов, осмыс-

ленное чтение.

Целеполагание

– работа по

плану

К: выполнение

групповой ра-

боты; взимо-

действие с од-

ноклассника-

ми; взаимо-

действие с

учителем.

…», которая продемонстрирует ваше

умение определять разряд следующих

прилагательных: УМНЫЙ,

ЛАСКОВЫЙ

3. Свои примеры прилагательных

зафиксируйте на доске и приготовьтесь

доказать разряд прилагательных.

Задание для 3 группы:

1. Заполните таблицу, изучив материал

параграфа.

2. На основе заполненной таблицы

составьте карточку «Рассуждай так:

…», которая продемонстрирует ваше

умение определять разряд следующих

прилагательных: стальной, бумажный.

3. Свои примеры прилагательных

зафиксируйте на доске и приготовьтесь

доказать разряд прилагательных.

Задание для 4 группы:

1. Заполните таблицу, изучив материал

параграфа.

2. На основе заполненной таблицы

составьте карточку «Рассуждай так:

…», которая продемонстрирует ваше

умение определять разряд следующих

прилагательных: лисий, воробьиный

3. Свои примеры прилагательных

зафиксируйте на доске и приготовьтесь

доказать разряд при-

лагательных.

Задание для 1 группы:

1. Заполните таблицу, изучив материал

параграфа.

2. На основе заполненной таблицы

разработайте алгоритм, по которому

легко будет рассуждать о

принадлежности прилагательного к той

или иной группе. Начните алгоритм со

следующих слов: «Чтобы определить

разряд прилагательного, нужно…»

3. Свой алгоритм кратко зафиксируйте

в общей таблице на доске и

приготовьтесь сообщить классу.

Практи-

ческая

деятель-

ность

Предлагает высказаться всем группам

Подводит обучающихся к выводу.

Выступают с до-

кладами, слушают

сообщения других

групп, высказы-

вают свое мнение,

исправляют

ошибки своих

одноклассников.

Л: этическое

оценивание

(адекватное

оценивание

других),

К: адекватная

реакция на за-

мечания, точ-

но, принимать

другие точки

зрения, выра-

жать свои

мысли

Р: саморегуля-

ция эмоцио-

нальных и

функциональ-

ных состояний

КОРЗИ-

НА ИДЕЙ

Предлагает сравнить получившийся

результат с предположениями. Зада

ѐ

т

вопрос о том, что из их предположений

подтвердилось? Стирает некоторые…

-Оцените свою работу.

-Давайте оценим работу класса

Анализируют за-

полненную табли-

цу, сопоставляют

добытую инфор-

мацию с их же

предположениями

до начала дея-

тельности

Р: сомооргани-

зация учебного

труда – реак-

ция на ошибку,

К: умение

слышать и

слушать дру-

гих

Физминутка

Физминутка для глаз

Примене-

ние новых

знаний

Предлагает выполнить упр. 795 на

закрепление изученного.

-Прочитайте задание. Как поняли, что

нужно сделать.

(Распределить словосочетания в два

столбика, объяснить, какой признак

обозначают данные прилагательные,

Выполняют

упражнение из

учебника

как характеризуют предмет).

Бежевая блузка, душистая гвоздика,

бережливый хозяин, фарфоровая

посуда, добросовестный человек,

соломенная крыша, ненастная погода,

драгоценный металл, юная гимнастка,

декабрьская метель.

Проверка по эталону.

-Кто допустил ошибки?

-Оцените свою работу.

-Давайте оценим работу класса

Самостоятельно

проверяют свою

работу.

Коррекция

деятельности.

Дает дополнительное задание тем

обучающимся, кто выполнил

упражнение без ошибок. Работает с

тем, кто допустил ошибки.

Еще раз

обращаются к

таблице на доске

или правилу.

Делают вывод.

Контроль

проверка

по этало-

ну

Организует проверочную работу и

взаимопроверку.

(быстрый спортсмен, серь

ѐ

зный

взгляд, гусиное перо, волчий хвост,

вес

ѐ

лый танец, письменный

стол, абрикосовый сок, любимая игра,

теплое молоко).

к к п

п к о

о к к

Дети заполняют

таблицу ответами,

проводят

взаимопроверку,

сверяя с эталоном.

Само-

оценка

Организует самооценку.

-Оцените свою работу.

-Давайте оценим работу класса

Сравнивают свои

ответы с этало-

ном, определяют

свой уровень зна-

ний

Рефлексия

-Какова была цель нашего урока?

-Что мы узнали о разрядах имен

прилагательных?

-Удалось нам достичь цели нашего

урока?

-В течение урока мы оценивали нашу

работу, давайте посмотрим на

результаты?

-Какие выводы можем сделать?

Д/з

Объясняет Д.З.

П.103, упр.797

П.103, упр.798

П.103, пословицы и поговорки с

именами прилагательными, определить

их разряд.

Записывают Д.З.

по выбору.



В раздел образования