Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей с пословицами и поговорками"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей с пословицами и поговорками.
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления
словесного
творчества детей дошкольного возраста, а ещё шире -
в формировании
общих художественно-творческих способностей детей.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений
искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве,
то
здесь
на
первый
план
выступает
восприятие
произведений
художественной
литературы,
устного
народного
творчества,
в
том
числе
и
произведений
малых
фольклорных
форм
(пословицы,
поговорки,
загадки,
фразеологизмы)
в
единстве
содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-
речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной
речи.
Дошкольников
знакомят
с
разными
жанрами
литературных
произведений,
их
специфическими
особенностями,
ярким
и
образным
языком;
их
вводят
в
мир
художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и
взаимоотношениям
людей.
Дети
дошкольного
возраста
способны
воспринимать
композицию
произведения,
развитие
сюжетной
линии,
динамику
событий,
взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.
Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности
и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь большое значение
имеет целенаправленное руководство взрослых.
Эмоциональность ребёнка создаёт предпосылки и возможности для дальнейшего
развития
сознательных
форм
выразительности
речи.
Однако
для
того,
чтобы
эти
возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу
и вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного
содержания.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного
отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне
взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование
пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание
возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения
соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия,
способствуют
приобщению
детей
к
ценностным
(аксиологическим)
ориентирам
духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова).
Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых
жанрах
словесного
фольклора.
В
ходе
занятий
и
тематических
развлечений
у
дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с
эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической
соотнесенностью
с
миром
(заклички,
считалки,
приговорки,
скороговорки)
и
с
иносказательностью
народной
речи
(загадки,
пословицы,
поговорки).
Для
этого
используются
сценарии
фольклорных
праздников:
«Встреча
с
любимыми
произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной
задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания
лексико-семантических
отношений
между
языковыми
знаками,
какие
свойственны
пословицам и поговоркам.
В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и
поговорок:
1)
семантическая
доступность
выражений, т. е. возможность осмысления детьми
слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;
2)
художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-
экспрессивной стороны, изобразительность текста;
3)
частотность
употребления
выражений, т.
е.
относительная
регулярность
воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.
Пословицы
и
поговорки
желательно
систематизировать
и
представить
в
виде
следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.
Третий
этап обучения
посвящается
использованию
пословиц
в
разных
видах
деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-
речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование
пословиц,
поговорок
как
фразеологических
единиц.
С
помощью
приемов
речевых
ассоциаций,
пантомимических
действий
и
иллюстрирования
пословиц,
поговорок
углубляется
представление
детей
о
прямом
и
переносном
значении
слов
и
словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой
информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей
детей ориентироваться в этой информации.
Четвертый
этап обучения
направлен
на
определение
лексико-фразеологической
компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи.
Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц
как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей
нацеливаются
на
объединение,
комплексирование
задач
(ознакомление,
уточнение
значений и активизация пословиц, поговорок в речи).
О.С. Ушакова предлагает определенную структуру занятия по работе с пословицами
и поговорками для детей старшего дошкольного возраста:
Алгоритм работы с пословицей
Этапы
Последовательность действий
I
Моделирование
эпизодов
будущего
произведения
(воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы,
фразеологического оборота)
II
Объяснение
непонятных
слов,
образных
выражений.
Объяснения смысла пословицы, поговорки (сначала это делает
педагог вместе с детьми, затем сами дети)
III
Придумывание не большого рассказа, сказки раскрывающей
смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог
вместе с детьми, затем сами дети)
IV
Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети
обговаривают
содержание
рисунка
вместе
с
педагогом,
в
последующем делают это самостоятельно)
V
Рассматривание рисунков их обсуждение
Литература
1.
Алексеева
В.И.
Методика
развития
речи
и
обучения
родному
языку
[Текст]:
учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с.
2.
Бородич
А.М.
Методика
развития
речи
и
обучения
родному
языку
[Текст]:
учебник / А.М.Бородич. – М.: ВЛАДОС, 1984.- 165с.
3.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]:
учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.
4.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-
метод.пособие / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.