Напоминание

"Ознакомление детей с пословицами и поговорками"


Автор: Горулько Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей с пословицами и поговорками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей с пословицами и поговорками.

Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления

словесного

творчества детей дошкольного возраста, а ещё шире -

в формировании

общих художественно-творческих способностей детей.

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений

искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве,

то

здесь

на

первый

план

выступает

восприятие

произведений

художественной

литературы,

устного

народного

творчества,

в

том

числе

и

произведений

малых

фольклорных

форм

(пословицы,

поговорки,

загадки,

фразеологизмы)

в

единстве

содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-

речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной

речи.

Дошкольников

знакомят

с

разными

жанрами

литературных

произведений,

их

специфическими

особенностями,

ярким

и

образным

языком;

их

вводят

в

мир

художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и

взаимоотношениям

людей.

Дети

дошкольного

возраста

способны

воспринимать

композицию

произведения,

развитие

сюжетной

линии,

динамику

событий,

взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.

Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности

и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь большое значение

имеет целенаправленное руководство взрослых.

Эмоциональность ребёнка создаёт предпосылки и возможности для дальнейшего

развития

сознательных

форм

выразительности

речи.

Однако

для

того,

чтобы

эти

возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу

и вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного

содержания.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного

отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне

взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование

пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание

возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения

соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия,

способствуют

приобщению

детей

к

ценностным

(аксиологическим)

ориентирам

духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова).

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых

жанрах

словесного

фольклора.

В

ходе

занятий

и

тематических

развлечений

у

дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с

эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической

соотнесенностью

с

миром

(заклички,

считалки,

приговорки,

скороговорки)

и

с

иносказательностью

народной

речи

(загадки,

пословицы,

поговорки).

Для

этого

используются

сценарии

фольклорных

праздников:

«Встреча

с

любимыми

произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной

задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания

лексико-семантических

отношений

между

языковыми

знаками,

какие

свойственны

пословицам и поговоркам.

В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и

поговорок:

1)

семантическая

доступность

выражений, т. е. возможность осмысления детьми

слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2)

художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-

экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3)

частотность

употребления

выражений, т.

е.

относительная

регулярность

воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы

и

поговорки

желательно

систематизировать

и

представить

в

виде

следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

Третий

этап обучения

посвящается

использованию

пословиц

в

разных

видах

деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-

речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование

пословиц,

поговорок

как

фразеологических

единиц.

С

помощью

приемов

речевых

ассоциаций,

пантомимических

действий

и

иллюстрирования

пословиц,

поговорок

углубляется

представление

детей

о

прямом

и

переносном

значении

слов

и

словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой

информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей

детей ориентироваться в этой информации.

Четвертый

этап обучения

направлен

на

определение

лексико-фразеологической

компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи.

Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц

как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей

нацеливаются

на

объединение,

комплексирование

задач

(ознакомление,

уточнение

значений и активизация пословиц, поговорок в речи).

О.С. Ушакова предлагает определенную структуру занятия по работе с пословицами

и поговорками для детей старшего дошкольного возраста:

Алгоритм работы с пословицей

Этапы

Последовательность действий

I

Моделирование

эпизодов

будущего

произведения

(воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы,

фразеологического оборота)

II

Объяснение

непонятных

слов,

образных

выражений.

Объяснения смысла пословицы, поговорки (сначала это делает

педагог вместе с детьми, затем сами дети)

III

Придумывание не большого рассказа, сказки раскрывающей

смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог

вместе с детьми, затем сами дети)

IV

Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети

обговаривают

содержание

рисунка

вместе

с

педагогом,

в

последующем делают это самостоятельно)

V

Рассматривание рисунков их обсуждение

Литература

1.

Алексеева

В.И.

Методика

развития

речи

и

обучения

родному

языку

[Текст]:

учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с.

2.

Бородич

А.М.

Методика

развития

речи

и

обучения

родному

языку

[Текст]:

учебник / А.М.Бородич. – М.: ВЛАДОС, 1984.- 165с.

3.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]:

учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.

4.

Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-

метод.пособие / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.



В раздел образования