Автор: Шкурат Ирина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"
Населённый пункт: Челябинская обл., п. Новогорный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детское экспериментирование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов.
«Детское экспериментирование в ДОУ»
Цель консультации:
Ознакомить с опытно-экспериментальной деятельностью детей в детском
саду.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху
информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи,
Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности.
Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они
были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке
информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать
информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные
решения в различных ситуациях.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала
личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого
ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности
обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в
динамике их приобретения.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как
познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного
возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом
психической деятельности ребёнка на протяжении всей жизни человека.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения
и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой)
деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем
разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идет его
развитие. В период дошкольного детства «островки» поисково –
познавательной деятельности сопровождают игру, продуктивную
деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действии,
опробования возможностей любого материала. Поисковая деятельность
принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели,
определяющий эту деятельность, сам ещё не готов и характеризуется
неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется,
проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в
поисковую деятельность, - они чрезвычайно гибки, подвижны и носят
пробующий характер. Пробуждающие действия специфичны тем, что
ребёнок, производящий их, готов к любому неожиданному результату. Это
делает его очень восприимчивым к самым разнообразным изменениям
ситуации, которые вызывают его действия. Все эти особенности поисковой
деятельности обуславливают эффективное познание ребёнком многих
доступных ему предметов и явлений. Поэтому детское
экспериментирование как один из видов ориентировочно –
исследовательской (поисковой) деятельности некоторые исследователи
называют ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного
возраста. В нашей группе развевающая среда , способствующая
познавательному развитию детей представлена «опытническим
уголком«Кабинет кота учёного», что позволяет создать оптимальные
условия в группе для формирования познавательного интереса детей к
окружающему миру, развитию исследовательских умений.
К числу основных методов работы с детьми в данном уголке мы относим:
экспериментальную деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе
чего формируются умения анализировать, вычленять проблему,
осуществлять поиск её решения делать выводы и аргументировать их.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление
причинно – следственных связей происходит успешнее в процессе
опытнической деятельности и экспериментирования.
Опыт проводится в специально организованных условиях. Познавательная
задача должна быть ясно и четко сформулирована. Её решение требует
анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети
высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления,
выбирают способ решения познавательной задачи.
С этой целью в нашей группе создана лаборатория «Кабинет Кота
учёного», оборудованная всем необходимым для формирования
познавательного интереса детей к окружающему миру:
1. Приборы – помощники (увеличительные стёкла, весы (безмен),
песочные часы, компас, магниты, микроскопы);
2.Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,
металл) разного объёма и формы;
3. Природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья,
шишки, листья деревьев, семена и т.д.)
4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
пластмассы, дерева, пробки и т.д.
5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы,
детали конструктора и т. д.
6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
7. красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и др.)
8. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки,
шприцы(без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.)
9. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар,
цветные и прозрачные стёкла, свечи, сито, воронки для воды др.
Небольшие опыты, интересующие детей, эксперименты в нашей мини –
лаборатории проводятся во второй половине дня.
Круглый год мы стараемся свои наблюдения перенести в естественную среду
– на улицу. Ведь опыты с воздухом, водой, песком, глиной, саженцами,
насекомыми проще и интересней проводить в естественной обстановке.
Осенью – это красота золотой осени и увядание природы; зимой – снег и лёд.
Весной великолепно можно использовать бегущие ручейки для изучения
свойств материалов: бумаги, дерева и метала. Лето – кладец возможностей
для разнообразных изучений, экспериментирований и опытов. Этот перечень,
можно продолжать до бесконечности.
Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках
или в уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое
значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания
активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.
При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в
неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду,
образование радуга и т. д.
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать,
сопоставлять, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения,
активизируется и обогащается словарь. У ребят появляется много вопросов,
которые мы можем «разрешать» именно экспериментально-опытным путём.
Для многих родителей это тоже стало открытием, т.к. дети из ДОУ приносят
опыты и эксперименты домой, и там уже выступают в роли
экспериментаторов и первооткрывателей.
Представляем вашему вниманию занимательные опыты с водой:
Опыт 1. "Вода прозрачная"
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба
стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканов они видны, а
в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы
видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Опыт 2. "У воды нет вкуса"
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для
сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще
раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в
том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них
формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что
когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы
выразить свое удовольствие говорит: "Какая вкусная вода!", хотя на самом
деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее
человек не может пить.
Опыт 3."У воды нет запаха"
Предложите детям понюхать воду и сказать чем она пахнет ( или совсем не
пахнет). Как и в предедущем случае, из самых лучших побуждений они вас
начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё,
пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из
водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными
веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 4. « Лед – твёрдая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду,
чтобы ребёнок наблюдал за своей сосулькой. Обращать внимание детей на то.
Как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Возьмите
одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них
растает быстрее. Важно, чтобы дети обратили внимание, что разные по
величине куски растают за разные промежутки времени.
Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие
внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения
сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по
определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий
мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим
методам обучения: экспериментам, проектам, опыта. Использование метода
проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить
самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в
информационном пространстве, развить критическое мышление.
Используемая методическая литература:
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», Творческий центр «Сфера», Москва
2013г.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста" СПб 2010г