Напоминание

"Окружность, её центр и радиус"


Автор: Некрасова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Технологическая карта урока математики 2 класс
Тема: "Окружность, её центр и радиус"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока математики во 2 классе

по теме «Окружность, её центр и радиус»

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Окружность, её центр и радиус. (1 урок)

Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).

создать условия для формирования представлений детей об окружности как о геометрической фигуре, обеспечить усвоение учащимися умения

Цель урока – ознакомление с понятием “окружность”. Формирование умения распознавать окружность. Введение терминов: центр, радиус.

Формирование понятия “внутри” окружности.

Планируемые результаты:

предметные: овладение основами пространственного воображения, умениями распознавать и изображать окружность , находить центр и радиус

окружности, чертить окружности при помощи циркуля;

помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

Познавательные: строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре,

контролировать действия партнера.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать

собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.

Основные понятия: круг, окружность, центр окружности, радиус.

Основные ресурсы: учебник В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика» 2 класс ч.1 –М: Издательство «Вентана-Граф»2012г.,рабочая тетрадь №1 «

Математика» 2 класс

Средства

обучения: мультимедийное сопровождение (слайды презентации); интерактивные задания; индивидуальный раздаточный материал

(геометрические фигуры); маршрутные листы

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, практическая работа

Ход урока

тап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Всем известно, что у нас

Самый дружный в школе класс!

- Мальчики здесь?

- Девочки здесь?

Сядут те, кому сейчас 8 лет.

Сядут те, кто на год младше.

- Сколько вам лет?

Садитесь те, кто на год старше.

- Сколько вам лет?

Используя эти цифры, запишите все возможные варианты двузначных чисел.

Запишите эти числа в порядке возрастания.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа

- Здесь!

- Здесь!

8

7

9

Чистописание. 8 7 9

87 89 78 79 9

78, 79, 87, 89, 97, 98

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

Как можно назвать предметы, изображённые на слайде?

- В каждой строке исключите «лишнюю» фигуру, объясните признак, по которому фигура «лишняя».

- Что объединяет оставшиеся фигуры?

- Как называются оставшиеся фигуры?

- Вы считаете, что эти фигуры – круги.

- Одна из фигур не является кругом. А какая, вы узнаете, если справитесь с заданиями устного счёта.

Ставят цели, формулируют тему урока

Геометрические фигуры

Фигуры не имеют углов

У детей на столах лежат карточки с ответами. Ребёнку необходимо найти пример, к которому подходит его ответ.

Выполняя арифметические вычисления, используя «Анимированную сорбонку».

12+8

9+8

45-20

7+9

16-8

60-30

44-40

12-7

15-9

100-40

Узнают тему урока

СЛОВАРЬ

ОКРУЖНОСТЬ

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.

Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству

3.

Этап выявления места и причины затруднения

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

- Назовите тему урока.

- Что узнаем на уроке?

- Чему будем учиться?

- С каким инструментом познакомимся?

- Тема и цели урока поставлены, можно начать работу

Окружность

Что такое окружность и чем она отличается от круга

Чертить окружности

Циркулем

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

- Как вы думаете, какая из фигур называется окружностью?

- Я вам помогу, послушайте внимательно загадку и услышите подсказку.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность,

Она идёт по краю круга

И называется - (окружность)

- Какая фигура называется окружностью?

- Подберите родственные слова к слову «окружность»?

- Чем окружность отличается от круга?

- Послушайте внимательно стихотворение, найдите в нём ответ на вопрос

Встретилась Окружность с Кругом,

Спорить стали вот о чём:

Кто главнее всех в округе,

Кто сначала, кто потом?

Круг сказал, что он главнее:

«Я большой и, посмотри, -

Весь заполнен в середине,

Есть по краю и внутри».

Тут воскликнула Окружность:

« Жить не сможешь без меня.

Я ведь линия сплошная

И граница я твоя».

Долго спорили фигуры

Кто из них кого главней,

И соседей опросили

И знакомых, и друзей,

Но закончить этот спор

Не смогли и до сих пор!

- Чем круг отличается от окружности?

(Демонстрация кольца от пяльцев и круга из картона)

- Если воду налить в тарелку, она примет форму чего?

-Если по краю не будет окружности, что произойдёт с водой?

-Может быть круг без окружности?

- А окружность без круга?

Составляют план достижения цели и определяют средства

Окружил, окружение

Круга

Окружность – это граница круга.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Оформление своих мыслей в устной форме

Умение определять и формулировать цель на уроке;

проговаривать последовательность действий на уроке

Физминутка

Снятие усталости с глаз

Электронная физминутка «Облака»

Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками

5.

Этап реализации построенного проекта;

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять

Работа по группам. (у доски 2 человека)

- Где в нашей жизни можно встретить круг?

- Окружность?

- У каждой группы на столе лежат картинки. Посовещайтесь и распределите картинки на 2 группы.

- Посмотрите, как много предметов похожих на круг и окружность.

Проверим работу ребят у доски.

Оцените работу всей группы и своё участие в общем деле.

Предметы, похожие

… на окружность

… на круг

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Возьмите простой карандаш, начертите окружность в квадрате №1. Получилось?

- Как удобней и легче начертить окружность?

- Начертите в квадрате № 2 окружность при помощи шаблона.

- Лучше получилось? Заштрихуйте окружность.

- Как называется пространство внутри окружности? Подпишите – круг.

- Как ещё можно получить окружность?

- Посмотрите – какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность. Сейчас уже нельзя

сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он

пролежал в земле более 2000 лет.

Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом.

- Давайте познакомимся с новым инструментом.

Мой предмет – циркач лихой,

Чертит круг одной ногой.

Может он согнуть колено,

Если выйдет на арену,

А другой проткнуть бумагу,

Уцепился и ни шагу!

- Придвиньте к себе циркули. Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке игла – значит, как обращаться с

циркулем?

-Как правильно пользоваться циркулем?

- Теперь вы сами попробуете начертить окружность в квадрате №3

- Обозначьте в окружности точку, в которой находилась игла. Как можно назвать эту точку.

- Это центр окружности. Назовём его точкой О.

- Поставьте на окружности точку А. Соедините точки О и А. Что получили?

Отрезок ОА – это радиус окружности.

- Поставьте точку В, которая принадлежит окружности и соедините с центром окружности. Что мы получили?

-Как называется этот отрезок?

- Измерьте радиусы ОА и ОВ

- Что о них можно сказать?

-Сколько таких радиусов можно провести?

- Что такое радиус?

- Как называется фигура в квадрате 3?

- Подпишите.

1.

Отработка умения работать циркулем

- Ребята, вот я сейчас прошла и увидела, что вы начертили разные окружности.

- А как нарисовать окружности, чтобы у всех они были одинаковые?

- Нужно договориться какой длины будет радиус. Вот мы договорились - начертить окружность радиусом 2 см и что дальше?

- Обозначьте центр, назовите его точкой А.

- Что нам помогло нарисовать одинаковые окружности?

- Внимание: сложное задание. Постройте окружность с тем же центром, но радиусом 3 см.

- Подумайте: могут ли две разные окружности иметь один и тот же радиус.

- Оцените во втором кружочке свою работу

- понял новое, сумел начертить окружности,

:/ - понял новое, но работать циркулем пока не получается

- не получилось, требуется помощь

Шаблон

Круг

Циркуль

1

2

3

4

Отрезок ОА

Отрезок ОВ

Приложить циркуль к линейке. Соединить первую ножку циркуля с нулём, а вторую с числом 2. Не сдвигая ножек, начертите окружность в тетради.

Умение договариваться

Нет

Изображать окружность, используя циркуль

Чертить окружность при помощи циркуля по заданному радиусу; распознавать окружность и круг

Характеризовать взаимное расположение двух окружностей, окружности и других фигур

Познавательные

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

Регулятивные Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Физминутка

Игра «пересадки»

- Один, два, три….

- свои места тихо…займите

Учитель показывает карточки с примерами (на сложение и вычитание в пределах 20). Первый ученик, решивший пример занимает место на стуле (в

центре класса). После, ребёнок занимает место того ученика, кто правильно решит 2 пример. И т.д

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организация деятельности по применению новых знаний

Какие качества ещё важны для настоящего друга?

- А вы помогать, договариваться умеете?

- Придвиньте к себе карточку. Выполните задания, работая паре.

Для вас совет, чтобы успеть выполнить задание - договоритесь с соседом – кто будет читать задание, кто – записывать, кто – чертить. На работу вам

3 минуты. Кто сколько успеет. Начали.

- Давайте проверим, что у вас получилась.

Оценивание

Взаимопомощь – помощь друг другу.

Самостоятельная работа.

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:

1. Карандашом отметит точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с

данной точки, можно было легко её определить)

2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга.

3.Совмещаем с точкой О конец иглы.

4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

8.

Этап включения в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса

Молодцы! Хорошо поработали, но вот сможете ли вы использовать новые знание самостоятельно без помощи друга, учителя.

- Придвиньте к себе листочки. Перед вами 3 задания. Каждое задание стоит определённое количество баллов. 1з. – 2 балла, 2з. – 1 балл, 3 з. – 2

балла.

Вы можете выполнить 1задание, 2 или все 3. Оценку можно будет легко вычислить, сложив баллы выполненных заданий. Все 3 – 5, 1 и 3 – 4, 1 и 2 –

3

- На работу вам 3 минутки, по минуте на каждое задание. Первый кто выполнит, поднимает руку, я подойду проверить. Начали.

- Посчитайте, сколько баллов вы заработали? Оценивание…

Мы многому сегодня учились, пришло время проверить свои знания.

- На листочке найди задание «Проверь себя»

В первой колонке номера вопросов , во второй колонке вы запишите буквы правильного ответа.

1.Окружность – это

А) круг

Б)линия вокруг круга

В)замкнутая кривая линия

2. Все радиусы одной окружности

А)равны между собой

Б)имеют разную длину

В)являются лучами

3. Радиус окружности – это

А) Отрезок, соединяющий две точки окружности

Б) Луч , проходящий через центр

В)Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности

4. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность

- Давайте проверим, что у вас получилось

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей

1.

Построй радиус окружности и измерь его длину – 2 балла

2.

Построй окружность с центром в точке В – 1 балл

3.

Начертите две окружности так, чтобы они пересекались - 3 балла

Проверяю себя

1.

2.

3.

4.

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания

Познавательные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные УУД.

Взаимопроверка выполненной работы

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…

Граница круга…

Окружность можно начертить при помощи…

- Оцените свою работу.

- работал сам-но, не допустил ошибок

:/ - работал с помощью или допустил 1 -2 ошибки

- Допустил много ошибок, было тяжело.

Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.

Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

-окружность

-циркуля, палки, верёвочки, рук

Дети фиксируют в кружочках свои ощущения.

Записывают домашнее задание



В раздел образования