Автор: Некрасова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 3
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Технологическая карта урока математики 2 класс
Тема: "Окружность, её центр и радиус"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики во 2 классе
по теме «Окружность, её центр и радиус»
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Окружность, её центр и радиус. (1 урок)
Тип урока: Открытие новых знаний. ( Ведущий метод – исследование).
создать условия для формирования представлений детей об окружности как о геометрической фигуре, обеспечить усвоение учащимися умения
Цель урока – ознакомление с понятием “окружность”. Формирование умения распознавать окружность. Введение терминов: центр, радиус.
Формирование понятия “внутри” окружности.
Планируемые результаты:
предметные: овладение основами пространственного воображения, умениями распознавать и изображать окружность , находить центр и радиус
окружности, чертить окружности при помощи циркуля;
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
Познавательные: строить математические высказывания; осуществлять анализ объектов и устанавливать аналогии и взаимосвязи.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, формулировать собственную позицию, слушать и понимать других; сотрудничать при работе в паре,
контролировать действия партнера.
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; высказывать
собственные суждения и давать им обоснования; владеть элементарными приемами самооценки результатов деятельности.
Основные понятия: круг, окружность, центр окружности, радиус.
Основные ресурсы: учебник В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева «Математика» 2 класс ч.1 –М: Издательство «Вентана-Граф»2012г.,рабочая тетрадь №1 «
Математика» 2 класс
Средства
обучения: мультимедийное сопровождение (слайды презентации); интерактивные задания; индивидуальный раздаточный материал
(геометрические фигуры); маршрутные листы
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, практическая работа
Ход урока
тап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Включение детей в деятельность
Настрой на работу в стихотворной форме
Всем известно, что у нас
Самый дружный в школе класс!
- Мальчики здесь?
- Девочки здесь?
Сядут те, кому сейчас 8 лет.
Сядут те, кто на год младше.
- Сколько вам лет?
Садитесь те, кто на год старше.
- Сколько вам лет?
Используя эти цифры, запишите все возможные варианты двузначных чисел.
Запишите эти числа в порядке возрастания.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа
- Здесь!
- Здесь!
8
7
9
Чистописание. 8 7 9
87 89 78 79 9
78, 79, 87, 89, 97, 98
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки
Как можно назвать предметы, изображённые на слайде?
- В каждой строке исключите «лишнюю» фигуру, объясните признак, по которому фигура «лишняя».
- Что объединяет оставшиеся фигуры?
- Как называются оставшиеся фигуры?
- Вы считаете, что эти фигуры – круги.
- Одна из фигур не является кругом. А какая, вы узнаете, если справитесь с заданиями устного счёта.
Ставят цели, формулируют тему урока
Геометрические фигуры
Фигуры не имеют углов
У детей на столах лежат карточки с ответами. Ребёнку необходимо найти пример, к которому подходит его ответ.
Выполняя арифметические вычисления, используя «Анимированную сорбонку».
12+8
9+8
45-20
7+9
16-8
60-30
44-40
12-7
15-9
100-40
Узнают тему урока
СЛОВАРЬ
ОКРУЖНОСТЬ
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: логические-
Сравнивать предметы с целью выявления в них сходств и различий.
Выделять из множества предметов один или несколько предметов по заданному свойству
3.
Этап выявления места и причины затруднения
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации
- Назовите тему урока.
- Что узнаем на уроке?
- Чему будем учиться?
- С каким инструментом познакомимся?
- Тема и цели урока поставлены, можно начать работу
Окружность
Что такое окружность и чем она отличается от круга
Чертить окружности
Циркулем
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные:
постановка вопросов;
Познавательные: общеучебные
Формулирование познавательной цели;
Логические: формулирование проблемы
4.
Этап построения проекта выхода из затруднения
Организация учащихся на исследование проблемной ситуации
- Как вы думаете, какая из фигур называется окружностью?
- Я вам помогу, послушайте внимательно загадку и услышите подсказку.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем её наружность,
Она идёт по краю круга
И называется - (окружность)
- Какая фигура называется окружностью?
- Подберите родственные слова к слову «окружность»?
- Чем окружность отличается от круга?
- Послушайте внимательно стихотворение, найдите в нём ответ на вопрос
Встретилась Окружность с Кругом,
Спорить стали вот о чём:
Кто главнее всех в округе,
Кто сначала, кто потом?
Круг сказал, что он главнее:
«Я большой и, посмотри, -
Весь заполнен в середине,
Есть по краю и внутри».
Тут воскликнула Окружность:
« Жить не сможешь без меня.
Я ведь линия сплошная
И граница я твоя».
Долго спорили фигуры
Кто из них кого главней,
И соседей опросили
И знакомых, и друзей,
Но закончить этот спор
Не смогли и до сих пор!
- Чем круг отличается от окружности?
(Демонстрация кольца от пяльцев и круга из картона)
- Если воду налить в тарелку, она примет форму чего?
-Если по краю не будет окружности, что произойдёт с водой?
-Может быть круг без окружности?
- А окружность без круга?
Составляют план достижения цели и определяют средства
Окружил, окружение
Круга
Окружность – это граница круга.
Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные:
Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Оформление своих мыслей в устной форме
Умение определять и формулировать цель на уроке;
проговаривать последовательность действий на уроке
Физминутка
Снятие усталости с глаз
Электронная физминутка «Облака»
Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками
5.
Этап реализации построенного проекта;
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять
Работа по группам. (у доски 2 человека)
- Где в нашей жизни можно встретить круг?
- Окружность?
- У каждой группы на столе лежат картинки. Посовещайтесь и распределите картинки на 2 группы.
- Посмотрите, как много предметов похожих на круг и окружность.
Проверим работу ребят у доски.
Оцените работу всей группы и своё участие в общем деле.
Предметы, похожие
… на окружность
… на круг
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
6.
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
- Возьмите простой карандаш, начертите окружность в квадрате №1. Получилось?
- Как удобней и легче начертить окружность?
- Начертите в квадрате № 2 окружность при помощи шаблона.
- Лучше получилось? Заштрихуйте окружность.
- Как называется пространство внутри окружности? Подпишите – круг.
- Как ещё можно получить окружность?
- Посмотрите – какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность. Сейчас уже нельзя
сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он
пролежал в земле более 2000 лет.
Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом.
- Давайте познакомимся с новым инструментом.
Мой предмет – циркач лихой,
Чертит круг одной ногой.
Может он согнуть колено,
Если выйдет на арену,
А другой проткнуть бумагу,
Уцепился и ни шагу!
- Придвиньте к себе циркули. Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке игла – значит, как обращаться с
циркулем?
-Как правильно пользоваться циркулем?
- Теперь вы сами попробуете начертить окружность в квадрате №3
- Обозначьте в окружности точку, в которой находилась игла. Как можно назвать эту точку.
- Это центр окружности. Назовём его точкой О.
- Поставьте на окружности точку А. Соедините точки О и А. Что получили?
Отрезок ОА – это радиус окружности.
- Поставьте точку В, которая принадлежит окружности и соедините с центром окружности. Что мы получили?
-Как называется этот отрезок?
- Измерьте радиусы ОА и ОВ
- Что о них можно сказать?
-Сколько таких радиусов можно провести?
- Что такое радиус?
- Как называется фигура в квадрате 3?
- Подпишите.
1.
Отработка умения работать циркулем
- Ребята, вот я сейчас прошла и увидела, что вы начертили разные окружности.
- А как нарисовать окружности, чтобы у всех они были одинаковые?
- Нужно договориться какой длины будет радиус. Вот мы договорились - начертить окружность радиусом 2 см и что дальше?
- Обозначьте центр, назовите его точкой А.
- Что нам помогло нарисовать одинаковые окружности?
- Внимание: сложное задание. Постройте окружность с тем же центром, но радиусом 3 см.
- Подумайте: могут ли две разные окружности иметь один и тот же радиус.
- Оцените во втором кружочке свою работу
- понял новое, сумел начертить окружности,
:/ - понял новое, но работать циркулем пока не получается
- не получилось, требуется помощь
Шаблон
Круг
Циркуль
1
2
3
4
Отрезок ОА
Отрезок ОВ
Приложить циркуль к линейке. Соединить первую ножку циркуля с нулём, а вторую с числом 2. Не сдвигая ножек, начертите окружность в тетради.
Умение договариваться
Нет
Изображать окружность, используя циркуль
Чертить окружность при помощи циркуля по заданному радиусу; распознавать окружность и круг
Характеризовать взаимное расположение двух окружностей, окружности и других фигур
Познавательные
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Регулятивные Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения
Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
Физминутка
Игра «пересадки»
- Один, два, три….
- свои места тихо…займите
Учитель показывает карточки с примерами (на сложение и вычитание в пределах 20). Первый ученик, решивший пример занимает место на стуле (в
центре класса). После, ребёнок занимает место того ученика, кто правильно решит 2 пример. И т.д
7.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организация деятельности по применению новых знаний
Какие качества ещё важны для настоящего друга?
- А вы помогать, договариваться умеете?
- Придвиньте к себе карточку. Выполните задания, работая паре.
Для вас совет, чтобы успеть выполнить задание - договоритесь с соседом – кто будет читать задание, кто – записывать, кто – чертить. На работу вам
3 минуты. Кто сколько успеет. Начали.
- Давайте проверим, что у вас получилась.
Оценивание
Взаимопомощь – помощь друг другу.
Самостоятельная работа.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Для того чтобы правильно начертить окружность нужно:
1. Карандашом отметит точку, в которой будет находиться иголка циркуля (это нужно для того, чтобы в случае если иголка циркуля соскочит с
данной точки, можно было легко её определить)
2. Ставим точку на плоскости листа бумаги, обозначаем её О - центр круга.
3.Совмещаем с точкой О конец иглы.
4. Совершаем круговое движение ножкой циркуля
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: самоопределение
8.
Этап включения в систему знаний и повторения
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
Молодцы! Хорошо поработали, но вот сможете ли вы использовать новые знание самостоятельно без помощи друга, учителя.
- Придвиньте к себе листочки. Перед вами 3 задания. Каждое задание стоит определённое количество баллов. 1з. – 2 балла, 2з. – 1 балл, 3 з. – 2
балла.
Вы можете выполнить 1задание, 2 или все 3. Оценку можно будет легко вычислить, сложив баллы выполненных заданий. Все 3 – 5, 1 и 3 – 4, 1 и 2 –
3
- На работу вам 3 минутки, по минуте на каждое задание. Первый кто выполнит, поднимает руку, я подойду проверить. Начали.
- Посчитайте, сколько баллов вы заработали? Оценивание…
Мы многому сегодня учились, пришло время проверить свои знания.
- На листочке найди задание «Проверь себя»
В первой колонке номера вопросов , во второй колонке вы запишите буквы правильного ответа.
1.Окружность – это
А) круг
Б)линия вокруг круга
В)замкнутая кривая линия
2. Все радиусы одной окружности
А)равны между собой
Б)имеют разную длину
В)являются лучами
3. Радиус окружности – это
А) Отрезок, соединяющий две точки окружности
Б) Луч , проходящий через центр
В)Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку окружности
4. Найди на чертеже предметы, в составе которых есть окружность
- Давайте проверим, что у вас получилось
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей
1.
Построй радиус окружности и измерь его длину – 2 балла
2.
Построй окружность с центром в точке В – 1 балл
3.
Начертите две окружности так, чтобы они пересекались - 3 балла
Проверяю себя
1.
2.
3.
4.
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания
Познавательные УУД
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Регулятивные УУД.
Взаимопроверка выполненной работы
9.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия
Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой…
Граница круга…
Окружность можно начертить при помощи…
- Оцените свою работу.
- работал сам-но, не допустил ошибок
:/ - работал с помощью или допустил 1 -2 ошибки
- Допустил много ошибок, было тяжело.
Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.
Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности
-окружность
-циркуля, палки, верёвочки, рук
Дети фиксируют в кружочках свои ощущения.
Записывают домашнее задание