Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
«ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА»
Именно дошкольный возраст является решающим для того
–
как
будут
складываться межличностные взаимоотношения у детей со сверстниками всю
последующую
жизнь
:
если
в
дошкольном
возрасте
сверстники
ребенка
принимают и
«
дружат
»
с ним
,
то ребенок учится
«
доверять миру
»,
открывает
его
и
познает
.
Если
же
взаимоотношения
со
сверстниками
не
налажены
,
ребенка
отвергают
,
то
ребенок
будет
находиться
в
состоянии
постоянной
«
защиты
»
от окружающих
,
состоянии
«
недоверия
»
к миру
,
что формирует
определенную личностную позицию и негативно сказывается на успешности
человека в дальнейшем
.
Формирование
взаимоотношений
в
дошкольном
возрасте
может
происходить
как
стихийно
,
так
и
целенаправленно
,
однако
наиболее
эффективным
способом
формирования
взаимоотношений
будет
игровая
деятельность
,
которая
является
и
ведущим
видом
деятельности
ребенка
в
данном
возрасте
и
способом
формирования
личностных
качеств
,
которые
особенно значимы для выстраивания взаимоотношений с окружающими
.
ФГОС ДО в содержание программы дошкольного образования включает
такую образовательную область как
«
социально
-
коммуникативное развитие»,
которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
и
чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту,
социуме,
природе.
Рассмотрим определения «игры» и «игровой деятельности»:
Игра
–
ведущая
деятельность
ребёнка
дошкольного
возраста,
реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры
является
«быть
как
взрослый»,
и
определяющая
специфику
социальной
ситуации развития ребёнка: освоение социальной позиции «Я и общество»
через
моделирование
основных
типов
взаимоотношений
между
людьми:
взрослый
–
ребёнок,
взрослый
–
взрослый,
ребёнок
–
ребёнок,
ребёнок
–
взрослый, в игровой, воображаемой ситуации .
Игровая
деятельность
–
это
эмоциональные
интеллектуальные
и
физические
усилия
ребенка,
направленные
на
достижения
игровой
задачи.
Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет
не результат, а процесс .
Видим
что
понятие
«игра»
является
более
системным,
базовым
понятием
по
отношению
к
понятию
«игровая
деятельность»
которое
характеризует активность ребенка.
Одной
из
центральных
задач
игровой
деятельности
является
формирование
у
детей
направленности
на
усвоение
и
соблюдение
нравственных
общечеловеческих
ценностей,
что
является
одним
из
обязательных условий развития межличностных взаимоотношений
Игровая
деятельность,
осуществляемая
в
процессе
группового
взаимодействия,
выполняет
важнейшую
социальную
задачу
формирования
направленности
на
других.
В
игре
концентрируется
опыт
и
формируется
культура межличностных взаимоотношений. В игре ребенок учиться жить,
ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам,
приучается
к
соблюдению
правил,
умению
объективно
оценивать
поступки
своих
сверстников.
Сама
структура
игры,
ее
порядок
и
правила
являются
источником
положительных
эмоциональных
переживаний,
порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества,
успеха
в
достижении
общего
дела
–
что,
в
свою
очередь,
формирует
взаимоотношения.
Игра
дает
детям
возможность
почувствовать
себя
взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в
сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались,
строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками .
В
проце сс е
игры
между
детьми
складывают ся
два
в и д а
взаимоотношений:
взаимоотношения, которые определяются содержанием игры,
правилами игры;
реальные взаимоотношения, которые проявляются по поводу игры
(сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего
между играющими, установление правил).
Именно
в
игре
наиболее
полно
активизируется
общественная
жизнь
детей.
Игра
позволяет
детям
уже
в
первые
годы
жизни
самостоятельно
использовать те или иные формы общения. В процессе общения проявляются,
устанавливаются, развиваются взаимоотношения ребенка с партнерами по игре.
Эти отношения не просты: двойственность игрового взаимодействия между
дошкольниками, вытекающая из сочетания взятой на себя роли и особенностей
личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений,
возникающих между играющими детьми .
Исследования показали, что в игровой деятельности дети вступают
в
такие
взаимоотношения,
которые
в
других
условиях
им
недоступны.
Это
отношения
взаимного
контроля,
соподчинения,
взаимной
помощи.
«В
реальной
жизни,
–
отмечает
Д.Б.Эльконин,
–
подобные
взаимоотношения
недоступны
детям
даже
старшего
дошкольного
возраста.
Таким
образом,
в
игровой
деятельности
дети
вступают
в
более
сложные
взаимоотношения,чем
в
их
реальной
коллективной
жизни.
Под
влиянием
коллективной
игровой
деятельности
у
детей
воспитываются
нормы
коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы
игры, становясь общими нормами их поведения». В этих условиях уже на
уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как
членов определенного коллектива, возникает чувство «Мы». Следовательно,
игра создает зону ближайшего развития не только для личности дошкольника,
но и для группы на пути ее становления как коллектива .
Таким
образом,
игра,
как
ведущий
вид
деятельности
в
старшем
дошкольном
возрасте,
оказывает
значительное
влияние
на
формирование
межличностных
взаимоотношений.
В
игровой
деятельности
ребенка
проявляют ся
и
развивают ся
не сколько
типов
м е ж л и ч н о с т н ы х
взаимоотношений, различных по своему происхождению и функциям.
Прежде
всего,
это
относительно
стабильные
межличностные
взаимоотношения, возникшие до начала игры. На их фоне возникают и
развертываются
два
вида
взаимоотношений:
сюжетно-ролевые
взаимоотношения (определяются содержанием и правилами игры) и реальные
взаимоотношения
(проявляются
по
поводу
игры
–
сговор
на
игру,
распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими,
установление правил).
Также
игра
позволяет
формировать
эмоциональное
отношение
к
окружающим
сверстникам,
что
обеспечивает
социальное
и
личностное
становление ребенка.
Игровая
деятельность
может
выступать
средством
формирования
и
развития
межличностных
взаимоотношений
детей
старшего
дошкольного
возраста.
развертываются
два
вида
взаимоотношений:
сюжетно-ролевые
взаимоотношения
(определяются
содержанием
и
правилами
игры)
и
реальные взаимоотношения (проявляются по поводу игры – сговор на игру,
распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими,
установление правил).
Также
игра
позволяет
формировать
эмоциональное
отношение
к
окружающим
сверстникам,
что
обеспечивает
социальное
и
личностное
становление ребенка.
Игровая
деятельность
может
выступать
средством
формирования
межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.