Напоминание

"ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Веневцева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 " Солнышко"
Населённый пункт: Свердловская область, город Сухой Лог
Наименование материала: статья
Тема: "ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ИГРА И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Именно дошкольный возраст является решающим для того

как

будут

складываться межличностные взаимоотношения у детей со сверстниками всю

последующую

жизнь

:

если

в

дошкольном

возрасте

сверстники

ребенка

принимают и

«

дружат

»

с ним

,

то ребенок учится

«

доверять миру

»,

открывает

его

и

познает

.

Если

же

взаимоотношения

со

сверстниками

не

налажены

,

ребенка

отвергают

,

то

ребенок

будет

находиться

в

состоянии

постоянной

«

защиты

»

от окружающих

,

состоянии

«

недоверия

»

к миру

,

что формирует

определенную личностную позицию и негативно сказывается на успешности

человека в дальнейшем

.

Формирование

взаимоотношений

в

дошкольном

возрасте

может

происходить

как

стихийно

,

так

и

целенаправленно

,

однако

наиболее

эффективным

способом

формирования

взаимоотношений

будет

игровая

деятельность

,

которая

является

и

ведущим

видом

деятельности

ребенка

в

данном

возрасте

и

способом

формирования

личностных

качеств

,

которые

особенно значимы для выстраивания взаимоотношений с окружающими

.

ФГОС ДО в содержание программы дошкольного образования включает

такую образовательную область как

«

социально

-

коммуникативное развитие»,

которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности;

развитие

общения

и

взаимодействия

ребенка

со

взрослыми

и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности

и

саморегуляции

собственных

действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками,

формирование

уважительного

отношения

и

чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в

организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества;

формирование

основ

безопасного

поведения

в

быту,

социуме,

природе.

Рассмотрим определения «игры» и «игровой деятельности»:

Игра

ведущая

деятельность

ребёнка

дошкольного

возраста,

реализующая его потребность в социальной компетенции, т. е. мотивом игры

является

«быть

как

взрослый»,

и

определяющая

специфику

социальной

ситуации развития ребёнка: освоение социальной позиции «Я и общество»

через

моделирование

основных

типов

взаимоотношений

между

людьми:

взрослый

ребёнок,

взрослый

взрослый,

ребёнок

ребёнок,

ребёнок

взрослый, в игровой, воображаемой ситуации .

Игровая

деятельность

это

эмоциональные

интеллектуальные

и

физические

усилия

ребенка,

направленные

на

достижения

игровой

задачи.

Феномен игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет

не результат, а процесс .

Видим

что

понятие

«игра»

является

более

системным,

базовым

понятием

по

отношению

к

понятию

«игровая

деятельность»

которое

характеризует активность ребенка.

Одной

из

центральных

задач

игровой

деятельности

является

формирование

у

детей

направленности

на

усвоение

и

соблюдение

нравственных

общечеловеческих

ценностей,

что

является

одним

из

обязательных условий развития межличностных взаимоотношений

Игровая

деятельность,

осуществляемая

в

процессе

группового

взаимодействия,

выполняет

важнейшую

социальную

задачу

формирования

направленности

на

других.

В

игре

концентрируется

опыт

и

формируется

культура межличностных взаимоотношений. В игре ребенок учиться жить,

ориентируясь на других, пытаясь соответствовать общественным нормам,

приучается

к

соблюдению

правил,

умению

объективно

оценивать

поступки

своих

сверстников.

Сама

структура

игры,

ее

порядок

и

правила

являются

источником

положительных

эмоциональных

переживаний,

порождающих взаимопомощь, чувства дружбы, товарищества, сотрудничества,

успеха

в

достижении

общего

дела

что,

в

свою

очередь,

формирует

взаимоотношения.

Игра

дает

детям

возможность

почувствовать

себя

взрослыми, проникнуть в "большой мир", научиться принимать решения в

сложных ситуациях, с которыми в реальной жизни они еще не сталкивались,

строить "ролевые" взаимоотношения со сверстниками .

В

проце сс е

игры

между

детьми

складывают ся

два

в и д а

взаимоотношений:

взаимоотношения, которые определяются содержанием игры,

правилами игры;

реальные взаимоотношения, которые проявляются по поводу игры

(сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего

между играющими, установление правил).

Именно

в

игре

наиболее

полно

активизируется

общественная

жизнь

детей.

Игра

позволяет

детям

уже

в

первые

годы

жизни

самостоятельно

использовать те или иные формы общения. В процессе общения проявляются,

устанавливаются, развиваются взаимоотношения ребенка с партнерами по игре.

Эти отношения не просты: двойственность игрового взаимодействия между

дошкольниками, вытекающая из сочетания взятой на себя роли и особенностей

личности ребенка, особенно ярко проявляется в характере взаимоотношений,

возникающих между играющими детьми .

Исследования показали, что в игровой деятельности дети вступают

в

такие

взаимоотношения,

которые

в

других

условиях

им

недоступны.

Это

отношения

взаимного

контроля,

соподчинения,

взаимной

помощи.

«В

реальной

жизни,

отмечает

Д.Б.Эльконин,

подобные

взаимоотношения

недоступны

детям

даже

старшего

дошкольного

возраста.

Таким

образом,

в

игровой

деятельности

дети

вступают

в

более

сложные

взаимоотношения,чем

в

их

реальной

коллективной

жизни.

Под

влиянием

коллективной

игровой

деятельности

у

детей

воспитываются

нормы

коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы

игры, становясь общими нормами их поведения». В этих условиях уже на

уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как

членов определенного коллектива, возникает чувство «Мы». Следовательно,

игра создает зону ближайшего развития не только для личности дошкольника,

но и для группы на пути ее становления как коллектива .

Таким

образом,

игра,

как

ведущий

вид

деятельности

в

старшем

дошкольном

возрасте,

оказывает

значительное

влияние

на

формирование

межличностных

взаимоотношений.

В

игровой

деятельности

ребенка

проявляют ся

и

развивают ся

не сколько

типов

м е ж л и ч н о с т н ы х

взаимоотношений, различных по своему происхождению и функциям.

Прежде

всего,

это

относительно

стабильные

межличностные

взаимоотношения, возникшие до начала игры. На их фоне возникают и

развертываются

два

вида

взаимоотношений:

сюжетно-ролевые

взаимоотношения (определяются содержанием и правилами игры) и реальные

взаимоотношения

(проявляются

по

поводу

игры

сговор

на

игру,

распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими,

установление правил).

Также

игра

позволяет

формировать

эмоциональное

отношение

к

окружающим

сверстникам,

что

обеспечивает

социальное

и

личностное

становление ребенка.

Игровая

деятельность

может

выступать

средством

формирования

и

развития

межличностных

взаимоотношений

детей

старшего

дошкольного

возраста.

развертываются

два

вида

взаимоотношений:

сюжетно-ролевые

взаимоотношения

(определяются

содержанием

и

правилами

игры)

и

реальные взаимоотношения (проявляются по поводу игры – сговор на игру,

распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими,

установление правил).

Также

игра

позволяет

формировать

эмоциональное

отношение

к

окружающим

сверстникам,

что

обеспечивает

социальное

и

личностное

становление ребенка.

Игровая

деятельность

может

выступать

средством

формирования

межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.



В раздел образования