Напоминание

"Организация коррекционно – воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья глубокие нарушения зрения, проблемы в развитии в условиях Лекотеки"


Автор: Коваленко Елена Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеек"
Населённый пункт: город Ноябрьск Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация коррекционно – воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья глубокие нарушения зрения, проблемы в развитии в условиях Лекотеки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коваленко Елена Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»

Муниципального образования город Ноябрьск, педагог-психолог

Организация коррекционно – воспитательного процесса

детей с ограниченными возможностями здоровья (глубокие нарушения

зрения, проблемы в развитии) в условиях Лекотеки

Аннотация.

Данная статья поясняет основные принципы работы Лекотеки на базе

МБДОУ «Ручеек, раскрывает вопросы обеспечения психолого – педагогического

сопровождения

детей

с

глубокими

нарушениями

зрения,

социализации,

формирования

предпосылок

учебной

деятельности,

поддержки

развития

личности

детей

и

оказания

психолого

педагогоческой

помощи

родителям

(законным представителям).

Ключевые

слова:

лекотека,

дети

с

глубокими

нарушениями

зрения,

коррекционно – развивающая работа, развитие ребенка, семья, сенсорная комната.

Не так давно в лексикон специалистов, работающих с детьми, вошло слово

«лекотека». Произошло оно от шведского слова leco (игрушка) и греческого theke

(хранилище). Как и любое хорошее начинание, идея своеобразной библиотеки

игрушек получила в нашей стране стремительное развитие. Лекотека – это новая

форма дошкольного образования. Она подразумевает еженедельные бесплатные

индивидуальные

занятия

для

детей

с

логопедом,

дефектологом,

психологом,

инструктор по физической культуре, музыкальным рукловодителем.

Лекотека

использует

семейно

центрированную

игру

как

ключ

для

интеграции детей, имеющих инвалидность и проблемы в развитии, в семейную и

общественную

жизнь.

Для

этого

разрабатываются

специальные

игровые

технологии, ориентированные на всех членов семьи.

С 2009 по 2014 год на базе МБДОУ «Ручеек» вела свою деятельность

региональная инновационная площадка «Лекотека, как средство социализации

детей раннего и дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения». С

сентября

2014

года

Лекотека

является

альтернативной

формой

получения

дошкольного образования незрячих детей, которые по состоянию здоровья или

развития не могут посещать МБДОУ и нуждаются в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи.

Целью

создания

Лекотеки

явилось

-

обеспечение

психолого

педагогического

сопровождения

детей

с

глубокими

нарушениями

зрения,

социализации, формирования предпосылок

учебной деятельности, поддержки

развития

личности

детей

и

оказания

психолого

педагогоческой

помощи

родителям (законным представителям).

Основные задачи Лекотеки:

психолого – педагогическое обследование детей, посещающих Лекотеку

(с согласия родителей)

подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной

деятельности ребенка

проведение

профилактических

и

индивидуальных

коррекционных

занятий

обучение

родителей

(законных

представителей)

методам

игрового

взаимодействия с детьми, имеющих глубокие нарушения зрения

помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка

нормализация родительско – детских отношений

Основными

формами

работы

с

ребенком

и

с емьей

я вл я ют с я

индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультация, тренинг и другие.

Участниками коррекционно – образовательного процесса являются дети, их

родители (законные представители), педагогические работники.

Внутренний коррекционно – образовательный маршрут в Лекотеке

начинается

с

диагностического

игрового

сеанса,

длительность

которого

составляет

до

1

часа.

За

это

время

специалисты

устанавливают

контакт

с

ребенком, родители демонстририруют, в какие игры они с детьми играют дома.

Данный сеанс направлен на определение уровня речевого коммуникативного,

познавательного, эмоционально – личностного развития.

Затем специалисты разрабатывают индивидуальные личностно –

ориентированные

программы

для

каждого.

Отличительной

особенностью

Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе.

Важным

фактором

реализации

программы

является

единство

действий

специалистов

МДОУ

и

осуществление

комплексного

подхода

к

решению

поставленных задач. Это:

коррекционные занятия учителя – (дефектолога) тифлопедагога

логопедическое сопровождение учителя – логопеда

психолого – педагогическое сопровождение педагога – психолога

физическое развитие (инструктор по физической культуре);

музыкальное развитие (музыкальные руководители).

Содержание и методы деятельности Лекотеки определяются индивидуально

ориентированными

программами,

самостоятельно

разрабатываемыми

и

реализуемыми специалистами, которые организовывают коррекционную работу в

Лекотеке на основе

существующих специальных (коррекционных) программ.

Наши программы не имеют четкой ориентировки на возраст ребенка. Реализация

программных задач зависит от индивидуальных особенностей и темпов развития

ребенка. Длительность программы зависит от ее результативности – то есть от

достижения поставленных целей.

Также

на

основании

результатов

обследования

и

запросов

родителей

специалисты формируют индивидуальный план работы с семьей. Ее основной

целью является

- сориентировать родителей в актуальном состоянии и уровня

развития ребенка, и сформировать, совместно с родителями план психолого –

педагогического сопровождения.

Занятия с детьми в Лекотеке проводятся

индивидуально в обязательном

присутствии их родителей. В процессе занятий с детьми решаются следующие

задачи:

развитие различных видов чувствительности

накопление

чувственного

опыта

с

помощью

анализаторов

разной

модальности

обучение

детей

умению

пользоваться

своими

сенсорно

перцептивными возможностями

уточнение и активизация представлений об окружающем мире.

На своих индивидуальных занятиях основной акцент делаю на адаптации

ребенка

в

лекотеке

(как

первого

этапа

социализации),

создании

условий

для

реализации

его

возможностей

и

гармонизации

родительско

-

детского

взаимодействия посредством оказания направленной психолого-педагогической

помощи родителям.

Мною

разработаны

индивидуальные

программы

психологического

сопровождения

детей,

посещающих

нашу

лекотеку,

где

сенсорная

комната

в

реабилитации детей, сыграла ведущую роль, так как программа динамической

реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает различные виды

стимулирующего

воздействия.

Особенно

важно,

чтобы

ребенок

активно

участвовал

в

этом

процессе,

а

занятия

по

освоению

двигательных

навыков,

развитию

мотивации,

осознанных

волевых

усилий

были

посильными,

усложнялись постепенно и доставляли ребенку удовольствие. Для этого прежде

всего необходимо было подобрать модули (расслабляющего и активизирующего

характера),

которые

создавали

комфортную

обстановку

и

вызывали

положительные

эмоционально-моторные

реакции

у

ребенка.

В

этой

связи

особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты

объемных

предметов,

света

и

звука,

ощущений

и

ароматов,

нежные

звуки

успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: шары, ступеньки, колонны,

«сухой бассейн», заполненный цветными шариками, — способствовали освоению

и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфики,

кресла трансформеры, подушки оказывали приятное, расслабляющее действие,

обеспечивало возможность удобной позы, мягкой поддержки. Сенсорная комната

и периодический, многократный (до 4-5 раз и более) режим пребывания ребенка в

этой комнате позволял решать задачи его реабилитации.

Все

занятия

имеют

следующую

структуру:

ритуал

начала

занятия;

релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение;

ритуал окончания занятия.

Игровые

задания,

такие

как

«Быстро,

медленно»,«Сухой

бассейн»,«Выбиваем

пыль или упрямая по душка», «Найди на ощупь»,«Камень-звезда», «Путешествие

к водопаду» и др. являются одновременно и развивающими, и терапевтическими и

несут в себе следующие задачи:

- развитие психических процессов: произвольного внимания, его устойчивости и

переключаемости; умственных способностей; памяти, воображения, восприятия;

— развитие

тактильного

восприятия

рецепторов

стопы

и

рук,умения

передавать свои ощущения в связной речи;

— развитие координации, ориентировки в пространстве.

— продолжение

обучения

умению

управлять

своим

телом,

расслабляться,

освобождаться от перенапряжения

— снижение

уровня

психо-эмоционального

напряжения;

снижение

двигательного тонуса; регуляция мышечного напряжения.

В своей работе использовала следующее оборудование:

1.

Мягкое напольное и настенное покрытие.

2.

Мягкие модули.

3.

Сухой бассейн.

4.

Напольные сенсорные дорожки.

5.

Ребристый мостик.

6.

Растение-фонтан.

7.

Проектор направленного света.

8.

Зеркальный шар.

9.

Подвеска «Веселка».

10.Музыкальный центр + набор аудиокассет.

11.Зеркало.

12.Мягкие подушечки.

13.Аромонабор.

14.Набор тактильных шариков.

15.Набор геометрических тел.

16. Экран «Звездное небо»

17 .Пузырьковая колонна Аквариум

18. Проектор «Радуга»

19. Кресло трансформер.

20 Мяч сенсорный.

21 Игрушки для развития тактильного восприятия;

Все виды оборудования преставлены в сенсорной комнате. Оформление

интерьера, цвет оборудования, подбирались с учетом их психотерапевтического

воздействия на психическое здоровье ребенка. Стены окрашены в спокойный цвет.

1.

Мягкое

напольное

и

настенное

покрытие

для

релаксации

и

спокойных

развивающих игр очень нравится детям.

2.

Мягкие подушки комфортабельные, мягко поддерживают тело, принимая

его

форму.

Хорошо

подходят

для

отдыха

и

наблюдения

за

колонной

«аквариум», зеркальным шаром.

Оборудование сенсорной комнаты создавалось с учетом того, что мозг

человека активизируется стимуляцией базовых чувств (зрения, слуха, обоняния,

осязания) и вестибулярных рецепторов.

В сенсорной комнате ребенок не подвергался никаким давлениям извне и

ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию психических

процессов

(памяти,

внимания,

мышления,

восприятия),

органов

чувств,

вестибулярного

аппарата

и

коррекции

личностных

особенностей,

а

также

релаксации.

Повышение

интереса,

движение

и

познание

вот

ключи

к

развитию

активного обучения детей. Все это заложено в оборудовании сенсорной комнаты

значительно повышающем эффективность и результативность образовательных,

стимуляционных и релаксационных мероприятий. Кроме того, сенсорная комната

обеспечивает

быстрое

установление

эмоционально

положительного

контакта

между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к

взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Большое

внимание

было

уделено

механической

стимуляции

подошвы

ног

детей.

Ведь

подошва

стопы

это

скопление

активных

точек,

рефлекторно

связанных

с

внутренними органами, и специалисты рекомендуют как можно чаще ходить

босиком на природе. С этой целью в сенсорной комнате активно используется

сенсорная дорожка, где ребенок может ощутить рецепторами стопы твердость и

мягкость, гладкость и шероховатость, тепло и холод поверхностей дорожек.

Аромонабор — генератор запахов — для аромоигр и аромотерапии. Запахи

выполняют важную связующую функцию между телом и сознанием. За доли

секунды сигнал передается из обонятельного центра в определенный отдел мозга,

который управляет эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать

на настроение ребенка: взбодрить его или, наоборот, успокоить и т.п. Известно,

что

расслабляющее

и

успокаивающее

действие

оказывают

лаванда,

корица,

сандаловое дерево, роза, валериана и др.

Важной

особенностью

индивидуального

занятия

психолога

является

поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком. Часто для

родителей осознание особенностей их детей даётся с трудом. Кто-то уверен в

ошибке специалистов, кто-то ждёт чуда, убеждённый, что через год ребёнок

полностью восстановится, кто-то опускает руки и «несёт свой крест». Отсутствие

специальных знаний, концентрация внимания на поиске радикального изменения

ситуации, внутрисемейные проблемы часто мешают родителям настроиться на

позитивный лад. Невнимание, раздражительность, директивность, чрезмерный

контроль,

и

гиперопека

вот

нередкие

спутники

воспитания

детей

с

нарушениями

в

развитии.

Задача

психолога

заключается

в

том,

чтобы

найти

«сильные стороны» ребёнка, показать, чем он хорош, в чём успешен. Но для

гармоничного

взаимодействия

мало

создать

положительный

образ

ребёнка

и

показать,

как

можно

его

развивать,

нужно,

чтобы

родитель

сам

получал

удовольствие от игры с ребёнком, чувствовал себя успешным. Так например,

можно попросить маму показать, что любит её ребёнок, как они с ним играют,

предложить

включиться

в

игру,

но

не

в

качестве

контролёра,

а

в

качестве

участника.

Работа

с

родителями

проходит

в

рамках

семинаров,

индивидуальных

консультаций, тренингов и мастер-классов, встреч родителей (темы семинаров и

информационных материалов - «ИПР для незрячего ребёнка», «Реализация права

незрячего

ребёнка

на

получение

образования

-

пошаговая

инструкция

для

родителей»;

«Создание

тактильных

книг

для

тотально

слепых

детей»,

«Мы

рисуем - рисование и незрячий ребёнок», «Безопасная и доступная среда для

слепого ребёнка», «Незрячий ребёнок и театр» и др.)

Лекотека

дает

возможность

родителям

видеть,

как

развиваются

дети,

радоваться

этому

и

наслаждаться

общением

со

своим

ребенком,

такая

деятельность

формирует

у

родителя

потребность

и

интерес

к

дальнейшему

изучению особенностей своего ребенка, перспектив его развития, правильного

отношения к оценке условий семейного воспитания.

Педагоги

нашей

Лекотеки

помогают

детям

перейти

на

новый

уровень,

постепенно

расширяя

рамки

игровой

деятельности

и

помогая

справиться

со

специфическими трудностями. Детям с глубокими нарушениями зрения многое

дается гораздо труднее, чем другим детям. Зачастую они не испытывают особой

тяги к знаниям, экспериментированию с игрушками и изучению окружающего

мира.

Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было

бы заинтересовать наших детей, определить мотивацию ребенка исходя из его

интересов.



В раздел образования