Напоминание

"Гражданская направленность в реализации ООП ДО"


Автор: Томилова Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Благоевский детский сад"
Населённый пункт: пгт. Благоево, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Гражданская направленность в реализации ООП ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы МДОУ «Благоевский детский сад»

по теме «Гражданско-патриотическое воспитание

и поддержка традиционных ценностей»

Тема

«Гражданско-патриотическое

воспитание

и

поддержка

традиционных

ценностей»

актуальна

для

образовательных

организаций

любого уровня.

Коллеги постарше наверняка помнят, когда в 80-90-е годы прошлого

столетия

патриотический,

нравственный

фактор

был

заменен

на

материальные ценности и интересы.

Сейчас патриотизм возрождается. Об этом свидетельствует Закон об

образовании. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

2015-2025

годы

предполагает

качественные

изменения

в

гражданском

воспитании молодого поколения.

Главными

ценностями

стратегического

выбора

Республики

Коми

в

сфере

культуры

признаются

историческое

и

культурное

наследие,

преемственность

поколений,

традиции

нравственных

устоев

семейных

отношений

(из

Концепции

развития

этнокультурного

образования

в

Республике Коми на 2016-2021 годы).

Отличительной

особенностью

основных

образовательных

программ

дошкольного образования, в том числе «От рождения до школы», под ред. Н.

Е. Вераксы является патриотическая направленность.

Что такое патриотическое воспитание?

Для младшего дошкольника – это отношение к близким, это отношение

к своему дому, к своей улице, к тому, что его непосредственно окружает.

В процессе ознакомления с социальным миром старшего дошкольника

знания

об

окружающем

выходят

за

рамки

деревни,

поселка,

города.

Происходит

знакомство

с

многонациональной

страной

Россией,

с

государственными праздниками, с достижениями в космосе, в спорте. Дети

1

узнают

о

героях

Великой

Отечественной

войны,

знакомятся

с

достопримечательностями и культурой Республики Коми.

В

Муниципальном

дошкольном

образовательном

учреждении

«Благоевский детский сад» сложилась система работы по патриотическому

воспитанию,

используются

современные

технологии,

формы,

методы

по

поддержке традиционных ценностей детей дошкольного возраста.

Обучающие

занятия

традиционная

форма

организации

обучения

дошкольников.

Тематические

занятия

в

преддверии

государственных

праздников

отличаются

торжественностью:

выполнение

ритуалов,

внос

знамени, звучание гимна (фото 1). Отдавая почести символам государства,

мы проявляем глубокое уважение к Родине, гордость за принадлежность к

великой стране. У дошкольников происходит первое, но важное осмысление

жизненных ценностей.

Тема

«Гражданско-патриотическое

воспитание

и

поддержка

традиционных

ценностей»

отражается

на

занятиях

изобразительной

деятельностью,

на

занятиях

конструированием,

в

работе

с

детьми

по

интересам,

в

организации

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

проектной деятельности (фото 1-6).

Тематическая

неделя

«Север

край

неповторимый»

проводится

ежемесячно. Такое планирование позволяет знакомить детей с традициями и

обычаями народа коми, с литературой и музыкой коми авторов (фото 7).

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

организована

работа

по

изучению коми языка.

Спецификой организации педагогического процесса по решению задач

патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду является

взаимодействие с социумом.

Экскурсии,

встречи

с

участниками

боевых

действий,

участие

в

торжественных мероприятиях поселка, посвященных Дню Победы (фото 8),

Дню Призывника – такие общие мероприятия обеспечивают формирование у

2

дошкольников

гражданской

принадлежности,

погружение

в

атмосферу

народных традиций и праздников.

Поддержка семьи занимает одно из приоритетных направлений работы

ДОУ. Семья обеспечивает разумную организацию жизни ребенка, помогает

освоить ему положительный опыт жизни и труда, привычек и отношений.

Традиционные

формы

работы

с

родителями

( з а ко н н ы м и

представителями) разумно сочетаются с активными формами. Воспитанники

и их семьи участвуют в образовательных проектах «Ни шагу назад!», «К 75-

летию

Сталинградской

битвы»,

«Нашей

Армии

сыны».

Каждый

год

в

преддверии Дня Победы организуется совместная деятельность взрослых

детей по созданию Стены памяти. 9 мая проходит Акция «Бессмертный полк»

(фото 9) .

Нет

сомнений,

что

такая

совместная

деятельность

положительно

отразится на формировании гражданской позиции будущего Человека.

Содержание

образовательной

среды,

как

известно,

формирует

познавательный интерес, познавательную активность детей.

Для

обновления

содержания

предметно-про ст ранственной

развивающей среды в детском саду организуются акции, выставки, конкурсы.

В

2017-2018

учебном

году

реализован

проект

«Сохраняя

традиции».

Продукты этого проекта представлены на выставке «Фантазии полет и рук

творенье» для педагогов, участников районного семинара «Патриотическая

направленность

в

реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного образования» (фото 10).

Результатом

работы

по

данному

направлению

является

участие

педагогов и дошкольного образовательного учреждения в республиканских и

всероссийских проектах.

Детский сад стал победителем

республиканского конкурса «Лучший

детский сад года - 2018» в номинации «Лучший сельский детский сад» («В

гармонии

с

традициями»).

Среди

педагогов

есть

истинные

хранители

3

народных

традиций.

Участвуют

сами

и

привлекают

к

участию

в

республиканских акциях педагогов, детей, родителей.

В 2014 году на

I и в 2016 году на II республиканском фестивале

педагогических

идей

и

новинок

за

представленные

материалы

по

этнокультурному

компоненту

музыкальный

руководитель

ДОУ

была

награждена Дипломами Победителя.

«Патриотизму

нельзя

только

призывать.

Его

нужно

заботливо

воспитывать, воспитывать любовь к родным местам, духовную оседлость…»

Томилова Г.Н., старший воспитатель

МДОУ «Благоевский детский сад»

Фото 1. День Победы

Фото 2. Творческие работы воспитанников

4

Фото 3. Детские коллективные работы

Фото 4. Мы – за мир!

Фото 5. Применение техник «Бусоград» и «Пластилинография»

5

Фото 6. Применение проектного метода

Фото 7. «Север – край неповторимый»

Фото 8. Участие детей в праздничных мероприятиях

6

Фото 9. Вместе с папой, вместе с мамой

Фото 10. Экспонаты выставки «Мезенская роспись»

Список используемой литературы:

1.

Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников /

Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - №3. –С. 66-68.

2.

От рождения до школы. Основная образовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.- 368 с.

7



В раздел образования