Напоминание

Проект асоциального поведения "Мы вместе"


Автор: Безсчетнова Анна Александровна
Должность: учитель технологии, истории и обществозанания
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №58 г. Шатуры"
Населённый пункт: город Шатура Московской области
Наименование материала: Проект
Тема: Проект асоциального поведения "Мы вместе"
Раздел: среднее образование





Назад




(Слайд 1)

При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут

возникнуть самые различные формы асоциального поведения, которые связаны не

только

с

правонарушениями

и

преступлениями.

Как

известно,

асоциальным,

отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются

отклонения

от

социальных

норм,

как

отклонения

корыстной

(хищения,

кражи),

агрессивной

(побои,

хулиганство,

изнасилования)

ориентации,

так

и

социально-

пассивного

типа

(отклонения

от

учёбы,

бродяжничество,

употребление

алкоголя,

наркотиков,

токсичных

средств,

погружающих

в

мир

искусственных

иллюзий

и

разрушающих

психику).

Отклонения

социально-пассивного

типа

выражаются

в

стремлении

ухода

от

активной

общественной

жизни,

в

уклонении

от

своих

гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные

проблемы. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.

( Слайд 2)

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время

распространение

в

детской

и

молодежной

среде

негативных

явлений,

таких

как:

употребление алкогольной продукции, потребление различных видов наркотических и

психотропных

веществ,

всевозможных

курительных

смесей.

Данные

негативные

явления

напрямую

влияют

на

качество

усвоения

школьниками

образовательной

программы, на их состояние здоровья.

Факторы

асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень

воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. (Слайд 4)

Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье,

школе, группах непосредственного окружения.

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.

2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к

себе.

3. Трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.

5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.

6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.

7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.

8.

Навязчивые

формы

поведения;

переедание,

азартная

и

компьютерная

игромания.

9.

Отклонения

в

поведении

в

связи

с

травмами,

заболеваниями,

мозговая

патология.

10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.

11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.

12.Отягощенная

наследственность

(алкоголизм,

наркомания),

явное

неблагополучие в семье.

В

связи

с

этим

актуальным

вопросом

является

разработка

и

реализация

системного, комплексного подхода к решению вопросов профилактической работы с

обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также

межведомственного взаимодействия в данной сфере.

Важнейшим

количественным

показателем,

характеризующим

социально-

экономическую

эффективность

программы

являются

показатели

количества

обучающихся,

совершивших

преступления,

административные

правонарушения,

общественно опасные деяния.

(слайд 5)

Цель данной программы заключатся в конструирование педагогической

системы профилактических мер и соответствующих мероприятий, обеспечивающих

успешную

адаптацию

детей,

создание

условий

достижения

индивидуально-

личностной зрелости необходимой для преодоления детьми негативного воздействия

социума, выработки социального иммунитета и стрессоустойчивости.

Задачи: (слайд6)

выявление

потребностей

и

проблем

учащихся,

уровня

их

социальной

защищенности

и

адаптированности

к

социальной

среде,

отклонений

в

поведении;

пробуждение

интереса

учащихся

к

развитию

навыков

п ри н яти я

самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия

стресса;

формирование нравственных качеств и духовной культуры

воспитанников,

воспитание в сознании детей понятия о добре, толерантности, справедливости,

милосердии, взаимопонимании;

создание условий для успешной самореализации детей, развитие у них чувства

собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе, повышения

самооценки.

Ожидаемые результаты (Слайд 6)

В ходе реализации программы, по моему мнению, будут созданы все

необходимые условия по профилактике и реабилитации

подростков асоциального

поведения.

Собраны данные об обучающихся с асоциальным поведением, включающий

результаты анкет и социальный паспорт.

Разработано

психолого-педагогическое

сопровождение

подростков

с

асоциальным

поведением

в

контакте

с

классным

руководителем,

социальным

педагогом, психологом.

Внедрены технологии личностного ориентированного обучения.

Создана социально-психологическая служба для

подростков с асоциальным

поведением.

Организована досуговая занятость, система летнего отдыха и трудоустройства

учащихся.

Разработан план работы школы по профилактике асоциального поведения с

учетом личностного подхода и индивидуальных данных.

Разработаны

и

проводятся

родительские

лектории,

индивидуальные

консультации,

которые

помогли

повысить

уровень

педагогической

культуры

родителей.

Стабилизация

и

дальнейшее

снижение

факторов

риска

возникновения

асоциального поведения у детей и подростков нашей школы.

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНИКИ научаться решать

следующие задачи: ( слайд 7)

осознание собственных потребностей;

обучение приёмам регулирования своего эмоционального состояния и снятие

негативных эмоций;

формирование адекватной самооценки;

обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля

и сдерживания негативных импульсов

формирование позитивной моральной позиции, жизненных перспектив и

планирования будущего

Концепция программы заключается в следующем:

1.

Положительное

решение

проблемы

асоциального

поведения

обучающихся

возможно при системном, комплексном подходе.

2.

Я полагаю, что факторами, влияющими на состояние системы профилактики

асоциального

поведения

обучающихся

в

школе

являются:

уровень

сформированности

у

школьников

мотивации

законопослушного

поведения,

развитая система взаимодействия между всеми участниками образовательного

процесса

3.

Факторы,

оказывающие

влияние

на

состояние

профилактической

работы

с

обучающимися,

находящимися

в

социально

опасном

положении

рассматриваются в их совокупности, что позволяет добиться положительных

результатов в реализации программы.

Программа реализуется в 4 этапа: слайд 8

1.

Диагностико- аналитический;

2.

Планирование учебно- воспитательного процесса;

3.

Организация коррекционно- воспитательной работы;

4.

Анализ проделанной работы.

Условия реализации программы: слайд 9

1.

Взаимодействие всех субъектов социально- педагогической деятельности;

2.

Установление психологического контакта с обучающимися и их семьями;

3.

Определение путей социально- психологического сопровождения ребенка;

4.

Организация и проведение различных мероприятий для обучающихся и их

семей;

5.

Правовая опора.

Н а результативность реализации программы могут повлиять следующие

факторы дальнейшие кадровые и структурные реорганизации органов и учреждений

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних,

влияющие на эффективность межведомственного взаимодействия.

Организационный

механизм

управления

проектом

включает

в

себя

этапы

планирования, непосредственного руководства и осуществление контроля выполнения

программы.

Этап планирования заключается в разработке и внесении в ежегодный план работы

образовательного учреждения вопросов, связанных с реализацией программы, что

входит в компетенцию администрации школы. (см. Приложение 1)

Непосредственное

руководство

и

контроль

за

ходом

реализации

программы

осуществляется

через

инспекционно-контрольную

деятельность

администрации

школы

и

повседневную

руководящую

деятельность.

Результаты

контроля

заслушиваются

на

совещаниях

при

администрации

школы

и

отражаются

в

соответствующей документации.

Для координации деятельности и мониторинга эффективности проекта из числа

администрации

школы

назначается

координатор,

который

вносит

предложения

по

корректировке его отдельных положений, отчитывается перед администрацией школы

об

исполнении

программы

осуществляет

анализ

его

реализации.

В

функции

координатора программы входит разработка необходимой отчетной документации.

Особый пик асоциальных нарушений приходится на подростковый возраст, так

называемый переходный период от детства к зрелости. В этот период происходят

серьезные

изменения,

как

в

организме,

психике

ребенка,

так

и

в

характере

взаимоотношений подростка с окружающими.

Это связано с психофизиологическим развитием в подростковом возрасте, которое

обусловливает

известную

трудновоспитуемость подростка. Так

как

я

являюсь

классным руководителем 9 класса, т.е. в моем классе дети подросткового возраста, для

меня эта тема очень актуальна. Под трудновоспитуемостью, прежде всего, понимают

сопротивление

педагогическим

воздействиям,

которое

может

быть

обусловлено

самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных

программ,

знаний,

навыков,

требований

и

норм

в

процессе

целенаправленного

обучения

и

воспитания.

Главное,

что

отличает

этих

подростков,

это

затруднение

выработки

любых

тормозов,

"бестормозность",

поведенческая

и

эмоциональная

неустойчивость.

Психологический

портрет

обучающихся

с

асоциальным

поведением

Поведение,

уклоняющееся

от

выполнения

морально-нравственных

норм,

непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может

проявляться

как

агрессивное

поведение,

сексуальные

девиации

(беспорядочные

половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на

деньги, бродяжничество, иждивенство.

В

подростковом

возрасте

наиболее

распространены

уходы

из

дома,

бродяжничество,

школьные

прогулы

или

отказ

от

обучения,

граффити,

сленг,

татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие,

ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество.

Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более

других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

Существуют следующие стадии развития асоциального поведения:

неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);

порицательное поведение (связанное с более систематическим осуждением со

стороны воспитателей);

девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);

деликвентное (предпреступное) поведение;

преступное поведение;

деструктивное поведение.

Особого

внимания,

в

моем

классе,

требует

проблема

предупреждения

асоциального поведения, в основе которого лежит развитие отдельных биологических

потребностей.

Сюда

в

первую

очередь

относят

алкоголизм.

Формирование

потребности в алкоголе подростка побуждает к поискам незаконных средств для

приобретения спиртного, приводит к снятию социального контроля, импульсивному,

неконтролируемому

сознанием

асоциальному

поведению.

Ведь

именно

в

подростковом

и

раннем

юношеском

возрасте происходит

приобщение

ребёнка

к

спиртному,

что

является

одним

из

решающих

условий

алкоголизации

в

зрелом

возрасте

и

впоследствии

принимает

устойчивый,

трудноподдающийся

коррекции

характер. При этом важно отметить, что причинами, побуждающими молодых людей

употреблять различные одурманивающие и разрушающие психику вещества, является

пример взрослых в семье и ближайшем окружении, друзей в компаниях. (слайд 10). В

моем классе дети из семей с разными социальными статусами: дети из неполных

семей, дети где один из родителей инвалид, малообеспеченные, многодетные, дети где

родители ведут ассоциальный образ жизни (стоящие на учете). (см. Приложение 2).

Для того, чтобы выяснить, почему ребята моего класса употребляют алкоголь, я как

классный руководитель провела анкетирование, которое входило в цикл классных

часов

«Я

и

мое

сознание».

(см.

Приложение

3).

По

результатам

анкетирования

подростков поводами для употребления ими алкоголесодержащих веществ являются:

разрешение и пример родителей, предложение друзей, бессодержательность досуга,

испытание

эйфории,

проблемы

во

взаимоотношении

с

противоположным

полом,

желание

«стать

взрослым»,

что

свидетельствует

в

первую

очередь

о

серьезных

дефектах

семейного,

общественного

воспитания,

других

проблемах

социально-

педагогического и социально-психологического характера.

Поэтому-то

так

важно

своевременно

предостеречь

несовершеннолетних

от

употребления

спиртного,

других

вредных

привычек,

приводящих

к

извращению

потребностей.

Такая

работа

особенно

необходима

при

организации

воспитательно-

профилактической работы с несовершеннолетними, а также работы с функционально

несостоятельными семьями, которые по разным причинам не справляются с задачами

воспитания. Одной моей задачей является изучение ближайшего окружения ребят

моего класса и, прежде всего, условий их семейного, общественного воспитания с

целью

выявления характера

влияний,

которые

обусловливают

социальную

дезадаптацию несовершеннолетних. После изучения этих аспектов, я составляю план

работы по профилактике правонарушений. Веду разработку классных часов, иных

мероприятий данной направленности. Т.к. ребята достаточно взрослые, планирование

работы идет

учитывая их пожелания и потребности, их интересов. Таким образом

образуется тематическое планирование и содержание программы. ( см. Приложение 4)

Так, скажем, гиперактивный, расторможенный подросток требует особых мер

педагогической коррекции, в которых наибольшее внимание оказывается социально-

организованному выходу неуемной энергии, шумливости, подвижности этих ребят

путем вовлечения их в занятия спортом, активные виды деятельности, требующие

повышенного расхода мышечной энергии. Напротив, ребёнок, склонный к депрессии,

страдающий коммуникативными расстройствами, затрудняющими его взаимодействие

с

окружающими,

нуждается

в

расширении

системы

взаимоотношений

со

сверстниками на основе своих излюбленных занятий. Если в воспитательной работе

игнорировать особенности личности детей и подростков, вместо индивидуального

подхода применять авторитарные методы, неизбежны нервные срывы и асоциальные

проявления.

Методы и формы работы с классом, по профилактике асоциального поведения:

(слайд 11)

1.

Вечера

2.

Семинары

3.

Классные часы (они составляют большую часть работы , т.к. лучше всего

вписываются в школьную систему)

4.

Праздники, чаепития

5.

Ролевые игры (плюс игр, раскрепощение внутреннего мира ребенка, работа с

эмоциями ребенка)

6.

Конференции

7.

Выставки

8.

Спортивные турниры

9.

Диспуты (так же практикую семейные диспуты, ребенок участвует в них

вместе с родителем, плюс этих диспутов решение внутреннего «семейного»

конфликта, что благоприятно влияет на осознание детской проблемы).

Моя работа идет по четкой направленности: 1. Выявление «проблемных детей»

2. Диагностика обучающихся, процессов и условий их развития 3. Организация

взаимодействия школы с другими организациями 4. Работа с семьей 5.

Работа с детьми.

Ни один из этих этапов не может быть пропущен, иначе я как классный

руководитель рискую упустить важную деталь в появление асоциального поведения

моих подопечных.

(СЛАЙД 13)

Работа по профилактике асоциального поведения не может быть

налажена без сотрудничества, как в стенах школы ( классный руководитель, отв. за

соц. работу, директор школы, отв. за воспитательную работу, учитель физкультуры),

так

и

за

ее

стенами

(

инспектор

ОДН,

мед.

работники,

работники

соц.

служб,

специалистов центра «Гармония», сотрудники КДН).

Заключение (Слайд 13)

Социально-политические и экономические преобразования в государстве в

большей

степени,

чем

на

других

категориях

населения,

отображаются

на

несовершеннолетних. В частности, в последнее время подростки все более становятся

криминально активной категорией населения. Хотя специально за решетку никто не

стремится,

значительную

часть

контингента

участников

преступлений

составляют

обучающиеся общеобразовательных школ. Это те молодые, социально незрелые люди,

которые

еще

не

понимают,

что

за

любое

преступление

или

правонарушение

обязательно

наступает

ответственность.

Это

те

подростки,

развитие

которых

осложнено

влиянием

отрицательных

социально-психологических

факторов:

проблемами

в

адаптации

к

учебному

процессу

и

к

жизни

школы,

трудностями

семейных

взаимоотношений,

подверженностью

негативному

воздействию

средств

массовой

информации,

неблагоприятным

социальным

окружением

и

др.

отрицательным влиянием. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании,

безнадзорности,

сексуальной

распущенности,

правонарушений

и

преступлений,

увеличением

числа

других

антиобщественных

действий

особо

настораживает

складывающаяся

тенденция

изменения

ценностных

ориентаций

подростков

и

юношества. Она проявляется в вытеснении традиционных ценностей нравственного

порядка, в замещении их культом денег, физической силы, снижении общественно

полезной

активности,

утверждении

социальной

апатии,

появлении

устойчивых

устремлений к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем

сознательного нарушения социальных и нравственных норм.

Конечно,

учитель

не

в

силах

изменить

нравственно-политический

климат

в

стране,

но

предупредить

школьника

об

опасностях

он

может.

Педагог

способен

убедить

подростка

в

необходимости

задуматься

о

возможных

последствиях

его

потенциальных противоправных действий; показать, чем он рискует, если позволит

увлечь себя стихии подростковых эмоций. Таким образом, школа может методом

интенсивного воздействия на создание и поведение детей реально повлиять на уровень

правонарушений в молодежной среде. (слайд 14)

Приложение 1

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по профилактике асоциального поведения (безнадзорности, беспризорности, наркомании токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений)

несовершеннолетних в МБОУ «ООШ №5 г. Шатуры»

на 2017-2018 учебный год

п/п

Мероприятия

Срок

исполнения

Исполнители

1.Организационные и правовые меры по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

1.1

Организация и проведение мероприятий в соответствии Федеральным законом от

29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

постоянно

Администрация школы

1.2

Исполнение мероприятий Законов Московской области:

«О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию

несовершеннолетних в Московской области»

«О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике

алкоголизма среди несовершеннолетних»

в течение

года

Администрация школы

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

1.3

Исполнение мероприятий Постановления Губернатора Московской области № 139-ПГ

от 17.04.2015 г. «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по раннему

выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей и оказанию помощи

семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей»

в течение

года

Администрация школы

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

1.4

Исполнение мероприятий Постановления Правительства Московской области от

24.12.2015 N 1325/48 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий на 2015-

2017 годы по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей в

Московской области на 2013 - 2017 годы»

первое

полугодие

Администрация школы

Отв. за соц. работу

1.5

Выполнение решений областных и муниципальных антинаркотических комиссий,

комиссий по делам несовершеннолетних; совещаний, семинаров, научно –

практических конференций, круглых столов с руководителями и специалистами

муниципальных органов управления образования, образовательных учреждений по

профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

в течение

года

Администрация школы

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

1.6

Исполнение Постановления администрации Шатурского муниципального района «О

реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской

Федерации на территории Шатурского муниципального района»

в течение

года

Администрация школы

Отв. за соц. работу

1.7

Организация работы в образовательных учреждениях по формированию «зон

безопасности» вокруг образовательных учреждений на 2017 – 2018 учебный год.

постоянно

Администрация школы

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

1.8

Организация мероприятий в образовательных учреждениях по защите прав и

законных интересов детей. Деятельность школьных омбудсменов

постоянно

Отв. за соц. работу

Школьный омбудсмен

1.9

Информирование КДН и ЗП, управление опеки и попечительства Министерства

образования Московской области, соответствующих ведомств и служб для принятия

мер в случаях выявления несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной

ситуации.

постоянно

Администрация школы

Отв. за соц. работу

1.10

Организация межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных

уходов несовершеннолетних из семьи; выявление и устранение причин,

способствующих самовольным уходам

постоянно

Администрация школы

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

1.11

Участие в межведомственных операциях «Подросток», «Безнадзорные дети»,

«Каникулы», «Внимание – дети!»

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

2. Организация правового просвещения, методической и просветительской работы в школе

2.1

Организация информационно - просветительской деятельности, направленной на

профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни среди обучающихся

школы:

1.

Тематические классные часы

2.

Реализация профилактических программ:

«Разговор о правильном питании» 1-6 классы

«Все цвета, кроме черного» 6 класс

«Все, что тебя касается» 8-9 классы

3.

Встречи со специалистами

4.

Радиопередача «ЗОЖ – без него не проживешь»

5.

Выставка-презентация газет «Здоровье молодежи – богатство России!»

6.

Выпуск буклетов «НЕТ наркотикам и ПАВ»

7.

Акция «Мы за здоровый образ жизни»; «Нет табачному дыму»

8.

Спортивные игры «Жаркий день в Спортландии»

9.

Конкурсы:

«Мы здоровью скажем Да!»»

«Остров ЗОЖ»

Конкурс графики и анимации «No smoking – бросаем курить вместе»

Творческий конкурс в рамках программы «Разговор о правильном питании»

постоянно

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

Учитель физкультуры

2.2

Оказание методической помощи педагогам в организации работы по профилактике

аддиктивного поведения несовершеннолетних

постоянно

Отв. за соц. работу

2.3

Проведение мероприятий по правовому просвещению и воспитанию обучающихся,

формирование активной гражданской позиции

в течение

года

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

Торжественное вручение паспорта гражданина России

декабрь

2017г.

Кл. руководитель 8 класса

Конкурс творческих работ «Права человека - глазами детей»

январь

2018г.

Уполномоченный по защите прав

участников ОО

Кл. руководители

Учитель ИЗО

2.4

Организация индивидуально - профилактической работы с несовершеннолетними,

состоящими на учете за употребление ПАВ

Реализация профилактических программ:

«Разговор о правильном питании» 1-6 классы

«Все цвета, кроме черного» 6 класс

«Все, что тебя касается» 8-9 классы

в течение

года

Отв. за социальную работу

Отв. за воспитательную работу

2.5

Формирование негативного отношения учащихся к немедицинскому потреблению

наркотиков, в том числе:

-проведения активной антинаркотической пропаганды;

- повышение уровня осведомленности обучающихся и родителей о негативных

последствиях немедицинского потребления наркотиков и об ответственности за

участие в их незаконном обороте.

постоянно

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

Школьный медработник

Приглашенные специалисты

2.6

Организация работы по профилактическим программам: «Все цвета, кроме черного»,

«Разговор о правильном питании», «Мой выбор», «Все, что тебя касается»

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

Отв. за восп. работу

2.7

Организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов,

конкурсов, акций муниципального, областного и федерального уровня, направленных

на формирование гражданско-правового сознания и формирования навыков здорового

образа жизни

в течение

года

Администрация школы

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

Отв. за восп. работу

3. Организация работы с родителями

3.1

Организация родительских лекториев, в том числе по психолого - педагогическому

просвещению родителей, и их привлечению к профилактической и культурно -

досуговой работе с обучающимися.

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

3.2

Организация правовой пропаганды, информационно – просветительской работы с

постоянно

Отв. за соц. работу

обучающимися и их родителями по вопросам пресечения правонарушений, связанных

с незаконным оборотом наркотиков

3.3

Взаимодействие с инспекторами ОДН и службами иных ведомств по вопросам

выявления и оказания социально – педагогической помощи детям (семьям,

оказавшимся в трудной жизненной ситуации или отнесенным к «группе риска»).

постоянно

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

3.4

Проведение воспитательных и профилактических мероприятий с учащимися и

семьями, состоящими на внутришкольном контроле, на учете в КДН и ЗП, ОДН за

употребление ПАВ

Анкетирование обучающихся «Мое отношение к курению»;

Акции:

- «Обменяй сигарету на яблоко или конфету»

- «Нет табачному дыму»;

- «Мы за здоровый образ жизни»;

Спортивные игры «Жаркий день в Спортландии»;

Конкурсно-игровая программа «Мы здоровью скажем «Да!»»;

Проведение школьных олимпийских игр по различным видам спорта;

Тематические родительские собрания и медиалекции

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

Учитель физкультуры

3.5

Проведение тематических родительских собраний с рассмотрением вопросов по

формированию здорового образа жизни обучающихся; профилактике табакокурения,

алкоголизма, наркомании, с обязательным включением вопросов о необходимости

проведения социально- психологического и добровольного диагностического

тестирования обучающихся, с целью их ознакомления с различными аспектами

наркологии, особенностями поведения несовершеннолетних, употребляющих ПАВ.

в течение

года

Администрация школы

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

3.6

Проведение праздников, конкурсов, спортивных мероприятий с участием родителей

в течение

года

Председатель ОРК

Отв. за социальную работу

Кл. руководители

Отв. за воспитательную работу

Учитель физкультуры

3.7

Конкурс семейной фотографии в рамках программы «Разговор о правильном питании»

март

2018г.

Учителя начальных классов

Кл. руководители 5-6 классов

4.Организация социально-профилактической работы.

4.1

Выявление несовершеннолетних, не приступивших к занятиям в ОУ 1 сентября.

Проведение совместных мероприятий с субъектами профилактики по возвращению

учащихся в школу. Проведение ежедневного мониторинга

сентябрь

2017г.

Отв. за соц. работу

4.2

Проведение еженедельного учета пропусков занятий учащимися по неуважительной

еженедельно

Отв. за соц. работу

причине

4.3

Обновление компьютерного банка данных на учащихся:

- не посещающих ОУ или систематически пропускающих занятия по неуважительной

причине;

- совершивших преступления и иные правонарушения;

- «группы риска», состоящих на внутришкольном контроле, учете в КДН и ЗП, ОДН, за

употребление ПАВ

-совершивших самовольные уходы

октябрь

2017г.

Отв. за соц. работу

4.4

Обновление банка данных на

- «неблагополучные семьи»;

- семьи социального риска.

октябрь

2017г.

Отв. за соц. работу

4.5

Проведение в ОУ социально- психологического тестирования обучающихся 8, 9,10, 11

классов и его анализ

сентябрь-

октябрь

2017 г.

Отв. за соц. работу

4.6

Проведение совместных рейдов по месту жительства несовершеннолетних, состоящих

на различных видах учета

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

4.7

Выявление несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также

не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам

занятия в образовательных учреждениях. Организация работа по устранению причин и

условий, способствующих их созданию

постоянно

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

4.8

Выявление семей социального риска, уклоняющихся от выполнения родительских

обязанностей и своевременное информирование соответствующих субъектов

профилактики

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

4.9

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им

помощи в обучении и воспитании детей.

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

4.10

Вовлечение детей «группы риска» в кружковую деятельность и спортивные секции

в течение

года

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

Рук.школьной спортивной команды

4.11

Организация в общеобразовательных учреждениях добровольного диагностического

тестирования учащихся 8-9 классов по выявлению потребителей наркотических

средств.

в течение

года

Отв. за соц. работу

4.12

Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним

с отклонениями в поведении либо, несовершеннолетним, имеющими проблемы в

обучении.

постоянно

Зам.директора по УВР

Отв. за соц. работу

Кл. руководители

4.13

Организация работы с семьями несовершеннолетних, склонных к суицидальному

постоянно

Отв. за соц. работу

поведению.

Кл. руководители

4.14

Организация комплексной работы педагогического коллектива, Совета профилактики,

школьной методической секции классных руководителей по профилактике

асоциального поведения несовершеннолетних

постоянно

Администрация школы

Отв. за соц. работу

4.15

Проведение оперативно-профилактической акции « Неформал» в целях организации

профилактической работы с несовершеннолетними, причисляющими себя к

неформальным молодежным объединениям экстремистской направленности,

выявления и пресечения противоправных действий со стороны экстремистских

молодежных объединений

апрель

2018г.

Кл. руководители

Отв. за соц. работу

4.16

Организация книжных выставок в школьной библиотеке, конкурсов рисунков,

плакатов, направленных на развитие духовно-нравственных качеств учащихся.

в течение

года

Кл. руководители

Воспитатель ГПД

Учитель ИЗО

Отв. за библиотеку

4.17

Размещение в МБОУ информационного стенда с детским телефоном Доверия и

телефонами экстренных служб.

сентябрь

2017г

Отв. за соц. работу

Школьный омбудсмен

4.18

Организация работы в МБОУ отрядов юных инспекторов движения (ЮИД), юных

друзей полиции (ЮДП), дружины юных пожарных (ДЮП))

в течение

года

Руководитель отряда ЮИД

Отв. за ВР

5. Мероприятия по формированию здорового образа жизни школьников

5.1

Проведения Дней здоровья

сентябрь 2017

апрель 2018

Кл. руководители

Учитель физкультуры

5.2

Участие в мероприятиях, посвященных 100-летию октябрьской Революции

в течение

года

Кл. руководители

Учитель ИЗО

5.3

Участие в областной профилактической акции «Здоровье - твое богатство»

в течение

года

Кл. руководители

Учитель физкультуры

Школьный медработник

5.4

Кросс Наций 2017

сентябрь

2017 г.

Кл. руководители

Учитель физкультуры

5.5

Спартакиада школьников

в течение

года

Учитель физкультуры

5.6

Марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах

октябрь

2017 г.

Отв. за ВР

Руководитель отряда ЮИДД

5.7

Конкурс поделок, посвященный году экологии «Вторая жизнь»

январь

2018 г.

Кл. руководители

5.8

Интернет-поверка «День защитника Отечества в школе»

февраль

2018 г.

Отв. за соц. работу

5.9

Участие МБОУ в творческих конкурсах в рамках программы «Разговор о правильном

питании»

март

2018 г.

Кл. руководители

5.10

Фестиваль детского творчества «Мастера»

март

2018 г.

Кл. руководители

5.11

Участие в районных мероприятиях, посвященных Дню Победы

май

2018 г.

Отв. за ВР

Классные руководители

5.12

Проведение мероприятий по организации летней занятости детей в период летних

каникул

июнь – август

2018 г.

Администрация школы

Отв. за СР

5.13

Формирование военно-спортивного отряда «Альфа» на базе оздоровительного лагеря

«Изумрудный» для подростков, состоящих на профилактических учетах субъектов

системы профилактики и из семей «группы риска»

июль-август

2018 г.

Отв. за соц. работу

5.14

Проведение акций и мероприятий детской общественной организацией «Радуга» по

развитию духовно-нравственных качеств учащихся и привитию навыков здорового

образа жизни.

в течение

года

Рук. ДОО

5.15

Ежегодное осуществление комплекса мероприятий, посвященных:

- Международному дню толерантности

-Международному дню борьбы с табакокурения;

- Всемирному дню борьбы со СПИДом;

-Дню без табака;

-Международному дню борьбы с наркоманией

16 ноября

26 ноября

1 декабря

31 мая

26 июня

Отв. за ВР

Классные руководители

Отв. за соц. работу

5.16

Проведение мероприятий, направленных на укрепление семейных устоев:

- День матери

-Международный День семьи

-День защиты детей

25 ноября

15 мая

1 июня

Отв. за ВР

Классные руководители

Отв. за соц. работу

Приложение 2

Ф.И.

Полная семья

Неполная семья

из них:

проживает с мамой

проживает с папой

Семья, воспитывающая одного ребенка

Семья-опекун / приемная семья

Многодетная семья

Малообеспеченная семья

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида

Семья, имеющая статус «чернобыльцев»

Семья, где оба родители безработные

Семья, где один родитель безработный

Семья, где один (единственный) родитель

безработный

Семья, где оба родители инвалиды

Семья, где один родитель инвалид

Семья находится в социально-опасном положении

Оба родителя имеют высшее образование

Один родитель имеет высшее образование

Русский язык не является родным

Брат, сестра, обучающиеся в данной школе (Ф.И.,

класс)

1

Аксенов

Денис

+

+

+

+

+

2

Артибякин

Артем

+

+

+

3

Герасимец

Ангелина

+

+

+

+

4

Макеев

Даниил

+

+

+

+

Макеев Егор (4

класс)

5

Базанов

Вячеслав

+

+

+

+

6

Патрин

Сергей

+

+

+

+

+

7

Толкачев

Родион

+

+

+

+

8

Чекорин

Егор

+

+

9

Никишина

+

+

Екатерина

Приложение 3

Анкетирование учащихся “Я и алкоголь”

1. Помнишь ли ты, в каком возрасте впервые попробовал алкогольный напиток?

2. Какой это был алкогольный напиток?

3. Кто тебе его предложил?

4. Как ты отнесся к этому предложению?

5. Как часто ты употребляешь спиртные напитки?

6. Что может послужить поводом для принятия спиртных напитков?

7. Ты их покупаешь сам или тебя угощают?

8. Какие ощущения у тебя возникают, когда ты пьешь спиртное?

9. Ругают ли тебя за употребление спиртных напитков родители?

10. Как ты реагируешь на их ругань?

11. Предлагают ли тебе твои родные спиртные напитки?

12. Ты отказываешься или пьешь вместе с ними?

13. Сколько ты можешь выпить за один раз?

14. Тянет ли тебя к употреблению спиртных напитков?

15. Зачем ты употребляешь алкоголь?

Приложение 4.

Учебно-тематический план

(32 часа, 1 занятию в неделю)

9 класс

№ п/п

Темы

Кол-во

часов

1.

«Алкоголь: мифы и реальность»

2

2.

«Толерантность»

2

3.

«Я абсолютно спокоен!»

2

4.

«Твое будущее: стратегия успеха»

2

5.

«Скажи курению «НЕТ!»

2

6.

«Как научиться говорить нет»

2

7.

«Вред курения»

2

8.

«Жизнь без наркотиков»

2

9.

«Алкоголь и подросток»

2

10.

«Как жить в согласии с самим собой»

2

11.

«Вредные привычки, как от них избавиться»

2

12.

«Алкоголь: мифы и реальность»

3

13.

«Административное правонарушение и

административная ответственность»

2

14.

«Вред алкоголизма и наркотической зависимости»

2

15.

«Спайс – что это такое и как он влияет на организм

человека»

2

16.

«Здоровье сегодня– успех завтра»

2

ИТОГО

32

Содержание программы (32 часа)

Занятие 1-2. Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя,

познакомить

с

фактами

и

вымыслом,

последствиями

употребления

алкоголя,

показать опасность употребления алкоголя в подростковом возрасте.

Занятие

3-4. Помочь

ученикам

выяснить

суть

понятия

«Толерантность».

Развивать

чувство

коллективизма,

солидарности,

терпимости,

умения

слушать.

Показать,

что

важным

в

отношениях

людей

является

умение

общаться.

В

оспитывать умение видеть и понимать различия между другим человеком и собой

.

Убедить

учеников

быть

терпимыми

к

окружающим.

Учить

устанавливать

отношения на доверительной, толерантной основе.

Занятие

5-6. Формирование у детей умения распознавать и выражать своё

эмоциональное состояние, учить управлять им; привитие детям ценности, что

хорошее настроение является основой мира, любви и удовлетворённости человека;

показать возможности приемов саморегуляции настроения; создать условия для

снятия

психоэмоционального

напряжения;

способствовать

формированию

позитивного мироощущения.

Занятие

7-8.

Углубление

представлений,

обучающихся

о

роли

мечты

в

создании своего будущего.

Занятие

9-10. Формирование

у

обучающихся

здорового

образа

жизни;

профилактика

зависимости

от

курения;

сохранение

и

укрепление

здоровья

учащихся путем выработки полезных привычек (альтернатива курению).

Занятие

11-12.

Совершенствование

у

подростков

навыков

распознавания

приемов манипулирования и углубить представление о способах противостояния

манипулятору, формирования ценностных ориентиров физического и психического

здоровья подростков; создание условий для развития навыков общения в группах,

парах, классом; создать условия для воспитания творчески грамотного человека,

учить формулировать свой ответ, анализировать свои поступки.

Занятие

13-14. Способствовать формированию у подростков потребности в

здоровом

образе

жизни.

Раскрыть

негативные

медицинские,

психологические,

социальные и морально-нравственные аспекты, связанные с курением. Привлечь

внимание воспитанников к проблемам борьбы с курением.

Занятие 15-16. Закрепление в сознании обучающихся понимания того, что

здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей

жизни. Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.

Формировать устойчивое отношение к принятию учащимися только здорового

образа жизни.

Занятие 17-18. Формирование отрицательного отношения к алкоголю, помочь

осознать масштабы вреда алкоголя для здоровья человека. Воспитание уважения к

себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни

делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный

выбор во всем.

Занятие 19-20.

Раскрыть важность ценности внутреннего мира, веры в себя и

умение

управлять

своими

чувствами,

развивать

потребность

в

обретении

внутренней

гармонии,

воспитывать

уважительное

отношение

к

себе

и

окружающим людям, к миру.

Занятие 21-22. Формирование и закрепление у подростков понятия о здоровом

образе жизни;

обсуждение

проблемы

вредных

привычек

в

классе;

выработать

рекомендации по борьбе с вредными привычками;

выпустить плакаты о вреде

курения и употребления алкоголя.

Занятие 23-24. Создание условия для активной познавательной деятельности

учащихся

и

выбора

ими

жизненной

позиции

в

условиях,

прогрессирующих

алкоголизма и курения; закрепить знания о негативном воздействии их на организм

человека.

Занятие 25-26. Формирование у детей умений постоянно вести себя в рамках

законности.

Донести

до

воспитанников,

что

злонамеренный

поступок

или

неудачная

шалость

могут

привести

к

отрицательным

последствиям.

Виды

правонарушений.

Формирование

отношения

к

преступлению,

как

к

самому

страшному деянию.

Занятие

27-28

.

Профилактическая

работа

по

предупреждению

развития

«вредных» привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

Занятие

29-30. Дать

обучающимся

представление

о

возможных

способах

отказа от нежелательного действия, сформировать у обучающихся навык отказа от

действия в опасных для благополучия, здоровья и жизни человека ситуациях,

показать вредное влияние курительных смесей на организм человека.

Занятие 31-32.

Актуализировать и развить знания учащихся о здоровье и

здоровом образе жизни. Формировать навыки самостоятельного анализа и оценки

предлагаемой

информации.

Воспитывать

активную

жизненную

позицию,

ответственное

отношение

к

своему

здоровью.

Практическое

воплощение

потребности вести здоровый образ жизни.



В раздел образования