Напоминание

" Я гражданин России"


Автор: Абулгасанова Ирина Халилулаевна
Должность: учитель обществоведческих дисциплин
Учебное заведение: МОУ "Краснояружская СОШ №1"
Населённый пункт: поселок Красная Яруга Белгородской области
Наименование материала: рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: " Я гражданин России"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа курса разработано на основе Примерной

основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с

требованиями

федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования

(см.Примерная

основная

образовательная

программа

образовательного

учреждения.

Основная

школа/

(составитель

Е.С.Савинов).-М.:

Просвещение, 2011)

Р

ЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ

КУРСА

Требования к личностным результатам:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости

за свою Родину;

Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии

культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и

культуре всех народов;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствами других людей; развитие начальных форм

регуляции своих эмоциональных состояний;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из

спорных ситуаций;

Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства ее осуществления;

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить

соответствующие коррективы в их выполнении на основе оценки и су четом

характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Адекватное использование речевых средств и средств информационно-

коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

познавательных задач;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами

коммуникации;

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,

построение рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную,

излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение общей цели и путей е достижения, умения договориться о

распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

Требование к предметным результатам:

Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,

нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций

многонационального народа России;

Знакомство с основами морали, понимание их значение их значения в

выстраивании конструктивных отношений в обществе;

Формирование представлений о Конституции, основных правах и свободах

человека и гражданина

Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

МЕСТО КУРСА

Программа рассчитана на 35 часов изучения в год (1 час в неделю)

Учебный план курса «Я гражданин России»

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

5 класс

1

Введение в программу внеурочной

деятельности

1 час

Раздел 1

«Я живу в России»

8

2

Моя Родина – Российская Федерация

1

3

Малая и большая Родина

1

4-5

Наши символы: флаг Российской

Федерации

2

6-7

Государственная власть в Российской

Федерации

2

8

Общее и особенное народов России. О

расах, языках и религиях

1

9

Викторина «Российская Федерация –

мое Отечество»

1

Раздел 2

«Мир человека»

6

10

Человек – дитя природы

1

11

Внутренний мир человека

1

12

Познание себя

1

13

Занятие-исследование

1

14

Дебаты «Здоровье надо беречь и

укреплять с детства

1

15

Добро и зло.

1

16

Игра по теме: «Внутренний мир

человека»

1

Раздел 3

Юный гражданин России

15

17

Как становятся гражданином России

1

18

Первый документ гражданина

1

19

Какие права у меня есть

1

20-21

Право на имя

2

22-23

Право на

семью

2

24-25

Право на бесплатное образование

Тренинг «Как научиться учиться

2

26-27

Право на бесплатное медицинское

обслуживание

2

28-29

Право на отдых

Турнир ораторов. «Дети должны играть»

2

30-31

Право на труд.

Игра «Все работы хороши – выбирай на

2

вкус».

32

Моя родословная

1

33

Русские сувениры

1

34

Защита презентаций

1

35

Викторина «Я гражданин России»

1

Всего

35

6 класс

Раздел 1

«Я живу в России».

1

1

Введение

1

Тема1 «Школьная страна»

2

2

История школы

1

3

Мини-проект «Школа будущего»

1

Тема№2«Героические страницы

прошлого»

4

Образ русского богатыря

Исследование

1

5-7

3 ратных поля России

3

8

Пионеры-герои

1

9

Герои-подпольщики и партизаны

1

10

Пионеры-герои

1

11

Герои-подпольщики и партизаны

1

12

Герои Красной Яруги

1

Тема№3«Я и планета»

6

13

Почему плачет Земля. Занятие-

исследование

1

14

Природные богатства: во благо или зло.

Дебаты

1

15

Изучаем и дополняем Красную Книгу.

1

16

«Мы глазами животных. Чего они от нас

ждут?

1

17

Исчезли навсегда. Конференция

1

18

Флора и фауна Белгородчины

1

19-20

Надо знать свои права и обязанности

2

21-22

Административная и уголовная

ответственность подростков.

3

23-25

Подросток и трудовое право

3

Тема№5"Я и культура”

9

26-27

О красоте, моде и хорошем вкусе

Практикум

2

28-29

Волшебство музыки. Музыкальная

гостиная

2

30-31

Экскурсия в Третьяковскую Галерею.

2

32-33

Неофициальные символы России

2

34

Защита презентаций

1

35

Викторина «Я гражданин России»

1

Всего

35

7 класс

Раздел1

«Я живу в России»

4

1

«Горжусь Россией»

1

2

Малая и большая Родина

Символы области, района

1

3

Многоликая Россия. Праздники народов

России

1

4

Религии народов России

1

Раздел2

«Мир человека»

9

5

Мои увлечения. Визитная карточка

1

6

Мир эмоций и чувств

1

7

Зачем я живу на свете. Совесть человека.

Занятие-размышление

1

8

Занятие исследование

«Кто я?»

1

9

Как стать успешным в жизни? Слагаемые

успеха

Занятие-исследование

1

10

Дебаты «Успех зависит от самого

человека»

1

11

Безопасность в современном мире.

1

12

Дебаты « Интернет разрушает

нравственность современного подростка»

1

13

Неформальные молодежные движения

1

Раздел3

Юный гражданин России

20

14

Роль права в жизни человека и общества

1

15

«Не хочу учиться, хочу жениться». Право

на образование

1

16

Дебаты «Без образования нельзя стать

успешным в жизни»

1

17

Мои права и обязанности в школе

1

18-19

Творческая работа «Школа 21 века»

2

20

Мини-КВН «Радости и проблемы

школьной жизни»

1

21

«Я и семья». Права ребенка в семье

1

22

Подросток и труд. Как уберечь себя от

эксплуатации

Виртуальная экскурсия

1

23-24

Права ребенка и право на труд

2

25-26

Калейдоскоп профессий. Экскурсии на

предприятия, где работают родители

2

27

Зачем подростку нужна работа?

Как потратить заработанные деньги?

1

28

Дебаты «Плюсы и минусы работы

подростка»

1

29-30

Творческий проект «Профессии

будущего»

2

31

Подросток и уголовное право.

1

32

Обязанности несовершеннолетних

1

33-34

Будущий избиратель должен знать

Деловая игра "Я избиратель"

2

35

Брейн-ринг « Я –гражданин России»

1

Всего

35

8 класс

Раздел1

«Славные страницы истории моей

страны»

17

Тема 1. Великие полководцы Земли

Русской

2

1

Великие полководцы Земли Русской:

Александр Невский

1

2

Великие полководцы Земли Русской :

Дмитрий Донской

1

Тема№2. Полководцы Российской

империи

5

3

Полководцы Российской империи:

А.В.Суворов

1

4

Полководцы Российской империи::

М.И.Кутузов

1

5-6

Герои войны 182 года. Денис Давыдов и

партизаны. Просмотр фильма «Эскадрон

гусар летучих»

2

7

Отражение войны 1812 года в русской

литературе и кинематографе. Просмотр

фрагмента фильма С.Бондарчука «Война и

мир»

1

Тема №3«Сильные духом»

8

Герои-подпольщики и партизаны.

Занятие-исследование

1

9

Великий трудовой подвиг. Лабораторное

занятие

1

10

Живопись в годы Великой Отечественной

войны. Виртуальная экскурсия

1

11

Советская песня в годы Великой

Отечественной войны. Занятие-концерт

1

12

Советский кинематограф в годы войны.

Создание коллажей

1

13

Феномен советского солдата. Образ

солдата в письмах. Советский солдат:

глазами противника

1

14

Почему мы победили в Великой

Отечественной войне. Дискуссия

1

Тема№4Моя малая Родина

3

15

Они прославили Красную Яругу

Посещение музея. Создание интеллект

карт

1

16

«Почетные граждане Красной Яруги»

Создание выставки

1

17

«Занесены на Почетную доску

Краснояружского района» Экскурсия

1

Раздел2

«Мир человека»

5

18

Что мне нужно. Дебаты

1

19-20

Профессии будущего. Творческий проект

2

21

Красота человека. Портрет на фоне эпохи

1

22

Музыкальный вернисаж Музыка моих

родителей

1

Раздел3

Юный гражданин России

12

23

Права потребителя

1

24

+ и –рекламы. Дебаты

1

25

Игра «Юный пешеход»

1

26

Мои личные права. Как защитить мое

личное пространство

1

27

Психологическая игра

1

28

Психологический тренинг

1

29-30

Труд- первейшая потребность человека.

Дебаты

2

31-32

Калейдоскоп профессий. Экскурсии на

предприятия, где работают родители

2

33-35

«Не хлебом единым жив человек»

Экскурсия по святым местам

Белгородчины

3

9 класс

«В мире политики и права»

26

1

Роль права в жизни человека и общества

1

2

Гражданин и государство

1

3

Право и мораль: «Лучше молчать, нежели

лгать»

1

4

Право на образование.

Без образования нельзя прожить в

современном мире. Дебаты

1

5-6

Органы государственной власти РФ

2

7

Избирательное право

1

8

Ролевая игра «Выбираем президента»

1

9

Брейн-ринг «Избирательное право

1

10-11

Как не стать жертвой преступления

2

12

Молодежь и правонарушения

1

13

Скажи наркотикам «Нет!»

1

14

Жилищные права граждан

1

15-16

Я – предприниматель. Ролевая игра

2

17

Права потребителя

1

18-19

Р о л е в а я

и г р а

« Л е г к о

л и

б ы т ь

потребителем»

2

20

Загадочная этикетка Исследование

1

21

Трудовое право

1

22

Подросток и право на труд

1

23-24

Семейное право .

2

25-26

Ролевая игра «Я и моя семья»

1

2

«В мире профессий»

7

27

Как правильно выбрать профессию.

Встреча с психологом

1

28-29

Психологические тренинги «Выбор

профессии»

2

30-31

Экскурсии на предприятия

2

32-34

Встречи с работниками

правоохранительных органов

3

35

Турнир знатоков

1

Всего

35

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы занятий

Всего

В том числе

теория

Практика

5 класс

1

Введение в программу

внеурочной деятельности

1

1

Раздел 1 «Я

живу в

России»

8

2

Моя Родина – Российская

Федерация

1

1

3

Малая и большая Родина

1

1

4-5

Наши символы: флаг

Российской Федерации

2

1

1

6-7

Государственная власть в

Российской Федерации

2

2

8

Общее и особенное народов

России. О расах, языках и

религиях

1

1

9

Викторина «Российская

Федерация – мое

Отечество»

1

1

Раздел 2

«Мир

человека»

6

10

Человек – дитя природы

1

1

11

Внутренний мир человека

1

1

12

Познание себя

1

1

13

Занятие-исследование

1

1

14

Дебаты «Здоровье надо

беречь и укреплять с детства

1

1

15

Добро и зло.

1

1

16

Игра по теме: «Внутренний

мир человека»

1

1

Раздел 3

Юный гражданин России

15

17

Как становятся гражданином

России

1

1

18

Первый документ

гражданина

1

1

19

Какие права у меня есть

1

1

20-21

Право на имя

2

1

1

22-23

Право на

2

1

1

семью

24-25

Право на бесплатное

образование

Тренинг «Как научиться

учиться

2

1

1

26-27

Право на бесплатное

медицинское обслуживание

2

2

28-29

Право на отдых

Турнир ораторов. «Дети

должны играть»

2

2

30-31

Право на труд.

Игра «Все работы хороши –

выбирай на вкус».

2

2

32

Моя родословная

1

1

33

Русские сувениры

1

1

34

Защита презентаций

1

1

35

Викторина «Я гражданин

России»

1

1

Всего

35

6 класс

1

Введение

1

1

Тема1 «Школьная страна»

2

2

История школы

1

1

3

Мини-проект «Школа

будущего»

1

1

Тема№2«Героические

страницы прошлого»

4

Образ русского богатыря

Исследование

1

1

5-7

3 ратных поля России

3

1

2

8

Пионеры-герои

1

1

9

Герои-подпольщики и

партизаны

1

1

10

Герои Красной Яруги

1

1

11

Тема№3«Я и планета»

6

12

Почему плачет Земля.

Занятие-исследование

1

1

Природные богатства: во

благо или зло. Дебаты

1

1

13

Изучаем и дополняем

Красную Книгу.

1

1

14

«Мы глазами животных. Чего

они от нас ждут?

1

1

15

Исчезли навсегда.

Конференция

1

1

16

Флора и фауна Белгородчины

1

1

17

Тема№4 Юный гражданин

России

9

18

Право на гражданство

1

1

19-20

Надо знать свои права и

обязанности

2

1

1

21-22

Административная и

уголовная ответственность

подростков.

2

1

1

23-25

Подросток и трудовое право

3

2

1

Тема№5"Я и культура”

9

26-27

О красоте, моде и хорошем

вкусе

Практикум

2

2

28-29

Волшебство музыки.

Музыкальная гостиная

2

2

30-31

Экскурсия в Третьяковскую

Галерею.

2

2

32-33

Неофициальные символы

России

2

1

1

34

Защита презентаций

1

1

35

Викторина «Я гражданин

России»

1

1

Всего

35

7 класс

Раздел1

«Я живу в России»

4

1

«Горжусь Россией»

1

1

2

Малая и большая Родина

Символы области, района

1

1

3

Многоликая Россия.

Праздники народов России

1

1

4

Религии народов России

1

1

Раздел2

«Мир человека»

9

5

Мои увлечения. Визитная

карточка

1

1

6

Мир эмоций и чувств

1

1

7

Зачем я живу на свете.

Совесть человека.

Занятие-размышление

1

1

8

Занятие исследование

«Кто я?»

1

1

9

Как стать успешным в

жизни? Слагаемые успеха

Занятие-исследование

1

1

10

Дебаты «Успех зависит от

самого человека»

1

1

11

Безопасность в современном

мире.

1

1

12

Дебаты « Интернет

разрушает нравственность

современного подростка»

1

1

13

Неформальные молодежные

движения

1

1

Раздел3

Юный гражданин России

20

14

Роль права в жизни человека

и общества

1

1

15

«Не хочу учиться, хочу

жениться». Право на

образование

1

1

16

Дебаты «Без образования

нельзя стать успешным в

жизни»

1

1

17

Мои права и обязанности в

школе

1

1

18-19

Творческая работа «Школа 21

века»

2

2

20

Мини-КВН «Радости и

проблемы школьной жизни»

1

1

21

«Я и семья». Права ребенка в

семье

1

1

22

Подросток и труд. Как

уберечь себя от эксплуатации

Виртуальная экскурсия

1

1

23-24

Права ребенка и право на

труд

2

1

1

25-26

Калейдоскоп профессий.

Экскурсии на предприятия,

где работают родители

2

2

27

Зачем подростку нужна

работа?

Как потратить заработанные

деньги?

1

1

28

Дебаты «Плюсы и минусы

работы подростка»

1

1

29-30

Творческий проект

«Профессии будущего»

2

2

31

Подросток и уголовное

право.

1

1

32

Обязанности

несовершеннолетних

1

1

33-34

Будущий избиратель должен

знать Деловая игра "Я

избиратель"

2

2

35

Брейн-ринг « Я –гражданин

России»

1

1

Всего

35

10

25

8 класс

Раздел1

«Славные страницы

истории моей страны»

17

Тема 1. Великие

полководцы Земли Русской

2

1

1

1

Великие полководцы Земли

Русской: Александр Невский

1

1

2

Великие полководцы Земли

1

1

Русской : Дмитрий Донской

Тема№2. Полководцы

Российской империи

5

3

Полководцы Российской

империи: А.В.Суворов

1

1

4

Полководцы Российской

империи:: М.И.Кутузов

1

1

5-6

Герои войны 182 года. Денис

Давыдов и партизаны.

Просмотр фильма «Эскадрон

гусар летучих»

2

2

7

Отражение войны 1812 года в

русской литературе и

кинематографе. Просмотр

фрагмента фильма

С.Бондарчука «Война и мир»

1

1

Тема №3«Сильные духом»

8

Герои-подпольщики и

партизаны.

Занятие-исследование

1

1

9

Великий трудовой подвиг.

Лабораторное занятие

1

1

10

Живопись в годы Великой

Отечественной войны.

Виртуальная экскурсия

1

1

11

Советская песня в годы

Великой Отечественной

войны. Занятие-концерт

1

1

12

Советский кинематограф в

годы войны. Создание

коллажей

1

1

13

Феномен советского солдата.

Образ солдата в письмах.

Советский солдат: глазами

противника

1

1

14

Почему мы победили в

Великой Отечественной

войне. Дискуссия

1

1

Тема№4Моя малая Родина

3

15

Они прославили Красную

Яругу Посещение музея.

Создание интеллект карт

1

1

16

«Почетные граждане Красной

Яруги» Создание выставки

1

1

17

«Занесены на Почетную

доску Краснояружского

района» Экскурсия

1

1

Раздел2

«Мир человека»

5

18

Что мне нужно. Дебаты

1

1

19-20

Профессии будущего.

Творческий проект

2

1

1

21

Красота человека. Портрет на

фоне эпохи

1

1

22

Музыкальный вернисаж

Музыка моих родителей

1

1

Раздел3

Юный гражданин России

12

23

Права потребителя

1

1

24

+ и –рекламы. Дебаты

1

1

25

Игра «Юный пешеход»

1

1

26

Мои личные права. Как

защитить мое личное

пространство

1

1

27

Психологическая игра

1

1

28

Психологический тренинг

1

1

29-30

Труд- первейшая потребность

человека. Дебаты

2

2

31-32

Калейдоскоп профессий.

Экскурсии на предприятия,

где работают родители

2

2

33-35

«Не хлебом единым жив

человек» Экскурсия по

святым местам Белгородчины

3

3

Всего

35

7

28

9 класс

«В мире политики и права»

26

1

Роль права в жизни человека

и общества

1

1

2

Гражданин и государство

1

1

3

Право и мораль: «Лучше

молчать, нежели лгать»

1

1

4

Право на образование.

Без образования нельзя

прожить в современном мире.

Дебаты

1

1

5-6

Органы

го сударственной

власти РФ

2

1

1

7

Избирательное право

1

1

8

Ролевая игра «Выбираем

президента»

1

1

9

Брейн-ринг «Избирательное

право

1

1

10-11

Как не стать жертвой

преступления

2

1

1

12

Молодежь и правонарушения

1

1

13

Скажи наркотикам «Нет!»

1

1

14

Жилищные права граждан

1

1

15-16

Я – предприниматель.

Ролевая игра

2

2

17

Права потребителя

1

1

18-19

Ролевая игра «Легко ли быть

потребителем»

2

2

20

З а г а д о ч н а я

э т и к е т к а

Исследование

1

1

21

Трудовое право

1

1

22

Подросток и право на труд

1

1

23-24

Семейное право .

2

1

1

25-26

Ролевая игра «Я и моя семья»

1

2

2

«В мире профессий»

7

27

Как правильно выбрать

профессию. Встреча с

психологом

1

1

28-29

Психологические тренинги

«Выбор профессии»

2

2

30-31

Экскурсии на предприятия

2

2

32-34

Встречи с работниками

правоохранительных органов

3

2

35

Турнир знатоков

1

Всего

35

11

24

Содержание курса «Я гражданин России» с указанием форм организации учебных

занятий, основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета «Я гражданин России» в

5 классе

Формы

организации

учебных

занятий

Виды учебной

деятельности

В в е д е н и е

в

п р о г р а м м у

в н е у р о ч н о й

деятельности

Раздел 1. «Я живу в России».

Тема: Моя Родина – Российская Федерация.

Наша Родина на карте мира. Москва – столица.

Тема: Государственная власть в Российской

Федерации. Кому принадлежит власть в Российской

Федерации. Президент Российской Федерации. Чем

занимается Государственная дума и правительство.

Виртуальная

экскурсия

Уметь находить на

карте свою страну,

знать ее традиции,

иметь

представления о

климате,

протяженности

границ,

ландшафте.

Народах,

проживающих на

ее границах

Тема: Малая и большая Родина.

История моего края, района. Поселок, в котором мы живем.

История родной школы. Знаменитые люди поселка. Название

улиц села. Достопримечательности села. Предприятия, на

которых работают наши родители. Традиции родного края.

Экскурсия

по поселку.

Знать историю

своего поселка,

района, области

Тема: Наши символы: флаг и герб Российской

Федерации. Что такое государственные символы. История

флага и герба Российской Федерации. Мини-викторина «Что

я знаю о государственных символах России.

исследовани

е

Знать историю

символов России;

называть смысл

цветов российского

флага.

Тема: Государственная власть в Российской Федерации.

Кому принадлежит власть в Российской Федерации.

Президент Российской Федерации. Чем занимается

Государственная дума и правительство.

практикум

Работать с

понятиями;

высказывать свое

мнение о роли

закона в

современном

обществе. Знать

основные органы

законодательной,

исполнительной,

судебной власти,

уметь объяснять

понятия

«Президент»,

Государственная

дума, Федеральное

собрание, суд,

правительство

Тема:

Общее и особенное народов России. О расах,

языках

и

религиях.

Россия

-

многонациональным

государством. Наша общая историческая судьба.

Какие

народы

живут

на

просторах

России.

Традиции,

быт

народов России. Игрушки и игры народов России.

ПРЕЗЕНТА

ЦИЯ МИРА

народов

России.

Уметь выделять

общее и особенное

в исторической

судьбе народов. В

культуре и

традициях

Викторина «Российская Федерация – мое Отечество»

викторина

Раздел №2. «Мир человека»

Тема: Человек – дитя природы. Человек – часть живой

природы.

Он дышит, питается, растет, размножается, умирает. Для

процветания трудовой и мыслительной деятельности,

человеку необходимы нормальные условия для

существования: воздух, вода, питательные вещества и

энергия

практикум

Уметь ценить

природу, видеть в

человеке дитя

природы, находить

общее и различное

в человеке и

животных

Тема: Внутренний мир человека.

Внутренний (духовный) мир человека. Создание, усвоение,

сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека.

Игра

«Динозавр»

Знать что такое

внутренний мир,

уметь называть

качества

Тема: Познание себя. Что такое познание. Роль

самопознания.

«У

ЗЕРКАЛА»

Понимать

необходимость

самопознания

Тема: Азбука здорового образа жизни.

Что такое здоровье. Три составляющие части здоровья:

физическое, психическое, нравственное.

Практикум

Знать

составляющие

здорового образа

жизни, уметь

определять

последствия

вредных привычек

для человеческого

организма и

общества

Дебаты «Здоровье надо беречь и укреплять с детства.

Групповая

Знать

работа «Пишем

азбуку

здоровья»

составляющие

здорового образа

жизни, уметь

определять

последствия

вредных привычек

для человеческого

организма и

общества

Тема: Добро и зло.

Что такое добро и зло? Золотое правило нравственности.

«Волшебны

й стул».

Понимать, что

такое добро и зло.

Знать золотое

правило

нравственности,

уметь применять в

реальной жизни

для оценки

поведения других

людей и самого

себя

Раздел №3. Юный гражданин России

Тема: Как становятся гражданином России?

Кто такой гражданин? Как стать гражданином Российской

Федерации.

Ролевая игра

« Гражданин

России за

границей»

Уметь употреблять

слово «гражданин»

в разных

значениях.

Объяснять смысл,

знать способы

обретения

гражданства

Тема: Первый документ гражданина.

Основной документ, удостоверяющий личность гражданина

Российской Федерации на территории Российской

Федерации. История паспорта. Назначение паспорта. Виды

паспортов.

Экспресс-

дебаты «Я за

электронный

паспорт»

Знать первый

документ

гражданина,

понимать, зачем

ребенку нужно

свидетельство о

рождении.

Тема. Какие права у меня есть.

Игра «На

необитаемо

м острове»

Знать основные

права, понимать их

значимость

Тема: Право на имя. «Волшебный стул».

Игра «Что

означают

наши

имена»

Уметь объяснять

право на имя,

работать со

словарем, знать

значение своего

имени, уметь

составлять мини-

проект и

защищать его

Тема: Право на семью.

Семья в жизни ребенка. Отношения между родителями и

детьми.

В чем состоит право ребенка на

воспитание в семье?

Создание

мини-

проекта

«Счастливая

семья»

Понимать роль

семьи в развитии

ребенка, объяснять

конституционную

обязанность об

ответственности

родителей и

выросших детей

Тема: Право на бесплатное образование.

Ролевая игра

«

Путешеству

я по школам

древнего

мира»

Тренинг

«Как

научиться

учиться

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Те м а :

П р а в о

н а

б е с п л ат н о е

м е д и ц и н с к о е

обслуживание.

Игра «В

больнице»

Игра « Как

помочь себе

и другим в

экстренных

случаях»

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Тема: Право на отдых

Что такое отдых. Виды отдыха. Активный отдых

Турнир

ораторов.

«Дети

должны

играть»

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Тема: Право на труд. Труд – основа жизни. Виды труда.

Богатство и бедность.

Игра «Все

работы

хороши –

выбирай на

вкус». Игра

«Репка»

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Тема: Моя родословная. Что такое родословная.

Создание

родословног

о древа.

Знать

достопримечательн

ости поселка.

района

Тема: Русские сувениры. Что такое сувенир? Виды

сувениров. Русские сувениры. Создание матрешки из

папье-маше.

Защита

презентаци

й

Уметь составлять

свою родословную

Викторина «Я гражданин России»

Знать историю

русских сувениров,

уметь

изготавливать

русские сувениры

Содержание учебного предмета «Я гражданин России» в 6

классе

Формы

организац

ии

учебных

занятий

Виды учебной

деятельности

Введение в программу внеурочной деятельности

практику

1 час

м

Раздел 1. «Я живу в России».

Тема 1. «Школьная страна» ( 2 часа)

Занятие №2. История школы (1 час).

История создания Краснояружской школы.

Первые учителя и ученики. От церковно-приходской – к

современной школе. Общее и различное

практику

м

Сравнивать школу

современную и

школу конца 19-

середины 20 века

Занятие №3. Мини-проект «Школа будущего» (1 час)

Устав школы. Современная школа и школа

будущего глазами ученых и современных школьников и

учителей.

Мини-

исследова

ния

В группах

создавать проекты

школы будущего

Тема№2. «Героические страницы прошлого страны» (6

часов)

Занятие №4. Образ русского богатыря. Исследование (1 час)

Былинные образы. Герои-богатыри:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Правда и вымысел.

исследова

ние

Уметь объяснять

духовный смысл

богатырского

служения Руси.

Сравнивать

русских богатырей

Занятие №5. 3 ратных поля России.

Куликовская битва и ее герои. (1 час)

Месторасположение поля. Куликовская битва:

причины, ход, результаты. Герои Куликовской битвы.

путешест

вие

Знать историю

трех ратных полей,

уметь определять

события,

сравнивать

события

Занятие №6. 3 ратных поля России.

Бородинское. (1 час)

Месторасположение поля. Бородинская битва : причины,

ход, результаты. Герои Бородино.

лекция

Занятие №7. 3 ратных поля России. Прохоровское.

Месторасположение поля. Прохоровская битва : причины,

ход, результаты. Герои битвы. Герои битвы-земляки.

исследова

ние

Знать историю

жизни героев,

уметь определять

причины массового

героизма

Занятие №8. Пионеры-герои (1 час)

Пионеры Герои Советского Союза: Зина Портнова. Марат

Казей, Леня Голиков, Володя Дубинин.

конферен

ция

Знать историю

жизни пионеров-

героев, уметь

определять

причины массового

героизма

Занятие №9.Герои-подпольщики и партизаны (1 час)

Зоя Космодемьянская. «Молодая гвардия»

дебаты

Знать историю

жизни героев,

уметь определять

причины массового

героизма

Занятие №10. Герои Красной Яруги (1 час)

Герои

Советского

Союза

и

их

подвиг:

Вдовытченко

И.Г,

Ткаченко Г.Т, Конякин А.Ф.

практику

м

Тема №4:«Я и планета» (6 часов)

Занятие

№11.

Почему

плачет

Земля.

Занятие-

исследование

Глобальные проблемы человечества: причины, проявления,

последствия

Исследов

ание

Определять

проблемы

планетарного

уровня, давать

оценку

последствиям

деятельности

Занятие №12. Природные богатства: во благо или зло.

Виды

ресурсов.

Чем

богата

Россия.

Как

правильно

распоряжаться природными богатствами.

Дебаты

Видеть и выделять

положительные и

отрицательные

последствия

использования

природных

ресурсов

Занятие №13. Изучаем и дополняем Красную Книгу.

Что такое Красная книга. История ее создания. Функции.

Практик

ум

Знать историю

Красной книги,

уметь объяснять ее

роль

Занятие №14. «Мы глазами животных. Чего они от нас

ждут?

Дикие и домашние животные. Братья меньшие. Отношение к

животным.

игра

Знать основные

виды животных и

растений,

понимать их

значимость, уметь

анализировать

последствия

деятельности

человека

Занятие №15.Исчезли навсегда.

Исчезнувшие виды растений и животных. Что делать?

Конфере

нция

Занятие №16. Флора и фауна Белгородчины

Чем богата

Белгородчина. Как сохранить природу.

Виртуаль

ное

путешест

вие

Знать основные

права, понимать их

значимость

Тема№5. Юный гражданин России 8 часов

Занятие №17. Право на гражданство

Кто такой гражданин?

Как стать гражданином Российской Федерации.

Ролевая игра

« Гражданин России за границей»

Ролевая

игра

Уметь употреблять

слово «гражданин»

в разных

значениях.

Объяснять смысл,

знать способы

обретения

гражданства

Занятие №18-19

Надо знать свои права и обязанности

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Права ребенка.

Занятие

исследова

ние «Мои

права»

Знать основные

права, понимать их

значимость

Занятие

№20-22:

Административная

и

уголовная

ответственность подростков.

Правонарушения.

Виды

правонарушений.

Чем

проступок

отличается от преступления. Виды ответственности Понятие

административной ответственности. Формы вины. Возраст,

по

достижении

которого

наступает

административная

ответственность. Виды административных наказаний

Уголовная

ответственность

несовершеннолетних.

Виды

наказаний.

Открытие

нового

знания

Знать, что такое

ответственность,

сравнивать

административную

и уголовную

ответственность

Занятие№23-25Подросток и трудовое право.

Исследов

Знать особенности

Особенности Трудового права. Труд подростков в прошлом и

сегодня( исследование).

Особенности труда подростка. Как избежать

эксплуатации (практикум) Как изменялись представления

о труде детей в разные исторические эпохи?

Международное законодательство по защите

подростка от экономической эксплуатации Особенности

Трудового права. Права подростков. Как уберечь

себя от эксплуатации. Труд детей в современном

мире Права ребенка и право на труд.

Как работают подростки? Как могут быть наказаны взрослые,

нарушающие права ребенка?

ание

практику

м

Конферен

ция.

трудового права,

уметь определять

условия труда

подростка,

анализировать

нарушения

трудового

законодательства.

Уметь защищать

свои права

Тема№6. "Я и культура”(9 часов)

Занятие

№26-27.

О

красоте,

моде

и

хорошем

вкусе.

Красота.

История

моды

и

красоты.

«Хороший

вкус

и

манеры»

Практик

ум

Уметь объяснять

понятия: красота,

этике

Сравнивать моду

современную и

моду прошлого,

уметь определять

понятие «хорошего

вкуса»

Занятие №28-29. Волшебство музыки.

Роль музыки в жизни человека и общество. От М.И.Глинки

до П.И.Чайковского

Музыкал

ьная

гостиная

уметь давать

оценку

музыкальному

произведению,

определять время

создания,

сравнивать

биографии

музыкантов

Глинки и

Чайковского

Занятие №30-31. Экскурсия в Третьяковскую Галерею.

История создания галереи. Традиции меценатства. Братья

Третьяковы. Шедевры Третьяковки.

экскурси

я

Занятие №32-33. Неофициальные символы России

Что

такое

символы.

Виды

символов.

Неофициальные

символы

России:

от

Кремля

до

матрешки.

Памятники

истории и культуры. Советские символы. Неофициальные

символы Современной России.

Деловая

игра

исследова

ние

Уметь объяснять

понятия: символ

Сравнивать

официальные

символы с

неофициальными

Занятие №34. Итоговое.

Занятие №35. Викторина «Я гражданин России»

Защита

презентац

ий

Уметь защищать

свою работу,

задавать вопросы,

отвечать на

вопросы

Содержание учебного предмета «Я гражданин России» в 7

классе

Формы

организац

ии

учебных

занятий

Виды учебной

деятельности

Раздел 1 «Я живу в России» 4 часа

«Горжусь Россией» Особенности территории России.

Виртуаль

Уметь находить на

Разнообразие и богатство природы России. Современная

карта России (сравнение). Самое главное богатство- люди,

их знания, труд, таланты. Города России.

ная

экскурсия

карте свою страну,

знать ее традиции,

иметь

представления о

климате,

протяженности

границ,

ландшафте,

ресурсах, народах,

проживающих на

ее границах

Называть

климатические

зоны, народы,

проживающие на

территории России

Малая и большая Родина. Символы области, района

Многоликая Россия. Праздники народов России

Особенности национального характера в сказках. Общее и

особенное народов России. Расы, языки, религия, разность

традиций, обычаев Россия – многонациональное

государство. Наши праздники (общероссийские,

национальные, региональные).

исследова

ние

Знать историю

своего поселка,

района, области,

объяснять

символику района,

области

Религии народов России. Традиционные религии народов

России: православие, ислам, буддизм. Религиозная

веротерпимость и опасность конфликтов на религиозной

конферен

ция

Называть и

показывать на

исторической карте

народы,

проживающие на

территории

России, сравнивать

праздники,

находить

особенности

Раздел 2 «Мир человека» 9 часов

Как стать успешным в жизни? Слагаемые успеха

Что такое успех. Составляющие успеха. Как составить план

собственного развития.

Занятие-исследование

Дебаты «Успех зависит от самого человека»

Безопасность в современном мире

Виды опасностей, подстерегающих подростков. . Как не

стать жертвой преступления

Дебаты « Интернет разрушает нравственность

современного подростка»

Интернет: история возникновения. Возможности и

опасности Интернета

Дискусси

я

Исследов

ание

Дебаты

Объяснять

понятия: религия,

православие,

ислам, буддизм,

сравнивать

религии, находить

особенности

религий, выделять

общие принципы

Мои увлечения. Визитная карточка. Что такое хобби.

Виды, роль увлечений в жизни человека

Визитная

карточка

Представлять себя,

выделять свои

достоинствах,

рассказывать о

своих увлечениях

Мир эмоций и чувств. Многообразие чувств и эмоций. Роль

чувств в жизни человека. Как контролировать свои эмоции.

У зеркала

Уметь давать

оценку чувствам,

сравнивать эмоции

и чувства

Зачем я живу на свете. Совесть человека. Занятие-

размышление

Ради чего я живу. Совесть - внутренний суд человека

Занятие-

размышле

ние

Знать что такое

внутренний мир,

уметь называть

качества,

определять роль

совести в

регулировании

жизни человека

Занятие исследование «Кто я?»

Самопознание. Самооценка. Уровни самооценки. Как

повысить самооценку

тренинги

Понимать

необходимость

самопознания

Как стать успешным в жизни? Слагаемые успеха

Что такое успех. Составляющие успеха. Как составить план

собственного развития

Занятие-

исследова

ние

Знать

составляющие

успеха, уметь

определять

факторы,

позволяющие

добиться успеха в

жизни

Дебаты «Успех зависит от самого человека»

дебаты

Безопасность в современном мире

Виды опасностей, подстерегающих подростков. Как не стать

жертвой преступления

практику

м

Понимать, что

такое

безопасность.

Определять

факторы,

позволяющие

обеспечить

безопасную жизнь

Видеть + и -

Интернета

Дебаты « Интернет разрушает нравственность

современного подростка»

Интернет: история возникновения. Возможности и

опасности Интернета

дебаты

Неформальные молодежные движения

Что такое неформальные молодежные движения. Их

классификация, особенности субкультур.

Экстрималы. Граффити. Готы. Толкиенисты. Эмо.

Практику

м

Знать молодежные

движения,

особенности их

субкультур

Раздел 3. Я и мои права. (20 часов)

Роль права в жизни человека и общества

Введение понятий «Права человека и свобода». «Конвенция

ООН» и «Всеобщая декларация прав человека». История

прав человека

Путешествие по истории прав человека на «машине

времени». Права человека в

различные исторические эпохи. Декларация прав человека и

гражданина. Европа конца

XIX – начала XX в. Заседание Генеральной Ассамблеи ООН.

Пакт о правах.

Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека

Основные международные документы о правах человека.

Всеобщая декларация прав

Путешест

вие по

истории

прав

человека

на

«машине

времени»

Объяснять смысл

права, сравнивать с

моралью, знать

классификацию

прав, определять

роль права в жизни

общества и

человека

человека. Международный пакт о гражданских и

политических правах.

Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка:

«Не хочу учиться, хочу жениться». Право на образование

Декларация о правах ребенка (статья 26). Каждый человек

имеет право на образование. Бесплатность начального и

основного образования . Общедоступность технического и

профессионального образования. Образование должно

содействовать полному развитию личности.

Работа с документами (Конвенция ООН о правах ребенка,

Декларация прав ребенка).

практику

м

Объяснять роль

образования,

знания о праве на

образование.

Дебаты «Без образования нельзя стать успешным в

жизни»

дебаты

Объяснять

значимость

образования для

успешной жизни

человека в

современном

обществе

Мои права и обязанности в школе

Устав – основной закон школы. Работа с текстом Устава

школы. Определение своих прав и обязанностей как

учащегося данного учебного заведения. Работа в группах. С

помощью имеющихся справочных материалов объяснить

значения слов: «устав», «право», «закон», «обязанность»

Школа и мои личные цели. Закон об образовании. Я и мои

отношения с одноклассниками. Права и обязанности

учащихся

исследова

ние

Знать и объяснять

свои права и

обязанности в

школьной жизни

Творческая работа «Школа 21 века» История школы.

Перспективы развития образования. Как будет выглядеть

школа 21 века.

Творческ

ий проект

Создавать в группе

проект школы

будущего,

сравнивать с

современной

школой

Мини-КВН «Радости и проблемы школьной жизни»

Мини-

КВН

Выделять

достижения и

проблемы

школьной жизни

«Я и семья». Права ребенка в семье.

Права ребенка в семье. Личные права. Взаимные

обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и

попечительство. Работа с документами (Конвенция ООН о

правах ребенка, Декларация прав ребенка).

практику

м

Знать права

ребенка в семье,

понимать важность

семьи в жизни

человека и

общества,

объяснять функции

семьи

Подросток и труд. Как уберечь себя от эксплуатации

Труд важен для человека, труд прославляется в пословицах у

всех народов. Трудолюбие – одно из качеств, которое

ценилось всегда высоко

Калейдоскоп профессий. Экскурсии на предприятия, где

работают родители.

«Не место красит человека».

Виртуаль

ная

экскурсия

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Зачем подростку нужна работа? Право человека на

свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права.

Трудовой кодекс РФ.

Права ребенка и право на труд

Права детей по трудовому законодательству. Запреты на

использование труда подростков. Права и обязанности

подростка, работающего по трудовому договору. Льготы

работающим подросткам

Ток-шоу

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Калейдоскоп профессий. Экскурсии на предприятия, где

работают родители.

«Не место красит человека».

экскурсии

Знать особенности

профессий своих

родителей

Зачем подростку нужна работа? Право человека на

свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права.

Трудовой кодекс РФ.

«открыты

й

микрофон

»

Уметь

рассчитывать свой

бюджет,

определять плюсы

и недостатки

работы в

подростковом

возрасте

Как потратить заработанные деньги?

Диспут

Уметь защищать

свою точку зрения,

аргументировать,

задавать вопросы,

отвечать на

вопросы

Бюджет. Как распорядится своей зарплатой.

практику

м

Работать со СМИ,

видеть

перспективы,

определять

востребованность

и

невостребованност

ь профессий в 21

веке

Плюсы и минусы работы

дебаты

Дебаты «Плюсы и минусы работы подростка»

дебаты

Творческий проект «Профессии будущего». Старые и

новые профессии. Новые требования в условиях научно-

технического прогресса к профессиональной подготовке

Творческ

ий проект

Подросток и уголовное право. Уголовная ответственность.

Уголовный кодекс РФ.

Различные виды преступлений. Обстоятельства,

исключающие преступность деяний (необходимая оборона;

крайняя необходимость; задержание лица, совершившего

преступление; причинение вреда в результате физического

принуждения).

Проблемы юридической ответственности. Мораторий на

смертную казнь.

Порядок расследования преступления и судебного

разбирательства. Преступление и подросток. Вовлечение

детей в преступную деятельность. Возраст уголовной

ответственности. Правонарушения несовершеннолетних.

Виды юридической ответственности.

исследова

ние

Знать, что такое

преступления.

Виды

преступлений,

определять

причины,

толкающие

подростков к

преступной жизни

Обязанности несовершеннолетних.

практику

м

Знать обязанности

несовершеннолетн

их

Будущий избиратель должен знать. Деловая игра "Я

избиратель"Выборы в истории человечества Демократия и

ее признаки. Роль выборов в условиях демократического

правления. Особенности демократических выборов:

конкурентность, периодичность, представительность,

окончательность.

Причастность к политической партии. Участие в выборах

депутат. Участие в референдуме.

Активное и пассивное избирательное право. Избирательная

кампания.

Кандидат в депутаты – кто он? Политическая активность.

Деловая

игра

Знать права

избирателей,

понимать и

объяснять

важность выборов

для общества и

личности

Брейн-ринг « Я –гражданин России»

Брейн-

ринг

Содержание учебного предмета «Я гражданин России» в 8

классе

Формы

организац

ии

учебных

занятий

Виды учебной

деятельности

Раздел 1 «Славные страницы истории моей страны»

17часов

Тема № 1. Великие полководцы Земли Русской 2 час

Великие полководцы Земли Русской: Александр Невский.

Жизнь и судьба. Прославление.

Великие полководцы Земли Русской : Дмитрий Донской.

Жизнь и судьба. Прославление

Практику

м

Давать оценки

личности с точки

зрения историков,

современников,

литераторов,

духовенства,

давать

собственную

оценку, соотносить

события военной

истории с

великими

полководцами

находить на карте

места важнейших

сражений, знать

литературные,

музыкальные,

изобразительные

произведения,

посвященные

великим

полководцам

Уметь

сопоставлять

исторические

факты и их

отражение в

кинематографе,

уметь давать

характеристику и

составлять

Тема№2. Полководцы Российской империи. 5часов

Полководцы Российской империи: А.В.Суворов. Жизнь и

судьба. Сражения. «Наука побеждать»

Полководцы Российской империи:: М.И.Кутузов.

Бородинская битва.

Герои войны 1812 года. Денис Давыдов и партизаны.

Просмотр фильма «Эскадрон гусар летучих»

Практику

м

Исследов

ание

Просмотр

фильма и

его

обсужден

ие

Отражение войны 1812 года в русской литературе и

кинематографе. Просмотр фрагмента фильма С.Бондарчука

«Война и мир»

Просмотр

фрагмент

а фильма

С.Бондар

чука

«Война и

мир»

исторический

портрет на

полководцев,

составлять

интервью

Давать оценку

действиям

партизан,

объяснять

народный характер

войны 1812 года.

Находить

доказательства

освободительного

характера войны

1812 года

Тема№3 «Сильные духом»

Герои-подпольщики и партизаны.

Что такое подполье. «Молодая гвардия». Особенности

партизанского движения

Занятие-

исследова

ние

Знать особенности

партизанской

борьбы, объяснять

отличия партизан

от подпольщиков,

приводить оценки

историков, давать

собственную

оценку их подвигу,

знать героев-

подпольщиков и

партизан,

получивши звание

Героев Советского

Союза

Великий трудовой подвиг.

Лаборато

рное

занятие

Объяснять роль

тыла в победе,

приводить

примеры трудового

героизма, на

основе знакомства

с дополнительной

литературой,

Интернет-

ресурсами

рассказывать о

трудовом подвиге

односельчан,

жителей области

Живопись в годы Великой Отечественной войны.

Плакаты войны. «Родина-Мать зовет». Творчество

Герасимова, Дейнеки, Пластова

Виртуаль

ная

экскурсия

Знать авторов

картин, созданных

годы Великой

Отечественной

войн, объяснять

значимость

плакатов, уметь

давать

характеристику

картин

Советская песня в годы Великой Отечественной войны.

Концертная деятельность в годы войны. Великие

композиторы

Занятие-

концерт

Знать авторов

военных песен,

историю их

создания,

объяснять роль

деятелей культуры

в Великой

Отечественной

войне

Советский кинематограф в годы войны.

Виды кинематографа. «Зоя», «Секретарь райкома».

«Небесный тихоход». Подвиг военных операторов и

журналистов

Создание

коллажей

Феномен советского солдата. Образ солдата в письмах.

Советский солдат: глазами противника

исследова

ние

Раскрывать

особенности

советского солдата,

на основе

знакомства с

письмами с

фронта,

воспоминаний,

дневниковых

записей составлять

портрет советского

солдата

Почему мы победили в Великой Отечественной войне.

Дискусси

я

Обосновывать

причины победы,

работать со

статистикой,

справочной

литературой, вести

диалог, приводить

аргументы

Тема№4Моя малая Родина

Они прославили Красную Яругу

Посещение музея.

Создание

интеллект

карт

Знать героев

Красной Яруги и

района, уметь

анализировать

истоки героизма,

знать важные вехи

их биографии,

уметь составлять

воображаемый

диалог, писать эссе

«Почетные граждане Красной Яруги»

Создание

выставки

«Занесены на Почетную доску Краснояружского района»

Экскурси

я

Объяснять

позитивные

санкции, знать

критерии

занесения на

Почетную доску,

уметь давать

собственную

оценку

деятельности

таких людей

Дебаты

Представлять себя,

выделять свои

достоинствах,

рассказывать о

своих увлечениях,

обосновывать

важность

духовных

ценностей

Почему мы победили в Великой Отечественной войне.

Дискуссия

Творческ

ий проект

Уметь сравнивать

профессии,

выделять

достоинства,

называть

особенности

профессий

будущего

Раздел 2 «Мир человека» 5 часов

Что мне нужно.

Потребности. Пирамида Маслоу. Материальные и духовные

потребности

Дебаты

Представлять себя,

выделять свои

достоинствах,

рассказывать о

своих увлечениях,

обосновывать

важность

духовных

ценностей

Профессии будущего. Интеграция наук. Отмирание и

рождение новых профессий.

Творческ

ий проект

Уметь сравнивать

профессии,

выделять

достоинства,

называть

особенности

профессий

будущего

Красота человека. Что такое красота. Красота внешняя и

внутренняя.

Портрет

на фоне

эпохи

Уметь определять

составляющие

красоты человека,

составлять портрет

красивого человека

в разные эпохи,

понимать важность

универсальных

ценностей: добра,

милосердия,

готовности

пожертвовать

своими интересами

ради другого

человека

Музыкальный вернисаж Музыка моих родителей

вернисаж

Умение слушать и

анализировать

музыкальные

произведения.

Раздел 3 Юный гражданин России 12 часов

Права потребителя + и –рекламы. Что такое реклама.

Функции рекламы

Дебаты

Знать свои права,

определять модель

поведения

потребителя

Мои личные права. Как защитить мое личное пространство

Психолог

ическая

игра

Психолог

ический

тренинг

Объяснять роль

рекламы, ее

достоинства и

недостатки, умения

сочинять слоганы

для рекламы

Труд- первейшая потребность человека.

Дебаты

Объяснять

значимость

образования для

успешной жизни

человека в

современном

обществе

Калейдоскоп профессий. Экскурсии на предприятия, где

работают родители

Экскурси

и

Знать и объяснять

свои права и

обязанности в

школьной жизни

«Не хлебом единым жив человек» Экскурсия по святым

местам Белгородчины

Экскурси

я

Создавать в группе

проект школы

будущего,

сравнивать с

современной

школой

Содержание учебного предмета «Я гражданин России» в 9

классе

Формы

организац

ии

учебных

занятий

Выделять

достижения и

проблемы

школьной жизни

Роль права в жизни человека и общества

Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества.

Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное,

трудовое, административное.

Исследов

ание

практику

м

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества

Законы – лишь разновидность различных нормативно-

правовых актов.

Правила поведения и нормы права – это не диктат

государства, а удобные образцы человеческой жизни,

вносящее в нее организованность и стабильность.

Гражданин и государство .

Понятие «гражданин». Правовой статус личности.

Гражданство. Основания приобретения гражданства.

Принцип «крови» и принцип «почвы». Выход из

гражданства.

практику

м

Объяснять это

право, понимать

его значимость для

личности и

общества Знать

особенности

профессий своих

родителей

Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать»

Из истории возникновения государства и права. Теории

возникновения государства и права. Источники права. Право

и мораль

Экскурс в

историю

права и

морали

Понимать

важность

духовных

ценностей, давать

оценку духовного

состояния человека

общества,

характеризовать

православное

искусство

Право на образование

Государственная политика в области образования; основные

принципы: гуманистический характер образования,

общедоступность образования, светский характер

образования, свобода и плюрализм в образовании.

Виды и формы получения образования. Виды учебных

заведений. Негосударственные учебные заведения.

Материальные гарантии права на образование.

Государственное финансирование образования.

Исследов

ание

практику

м

Органы государственной власти РФ: Принцип разделения

властей. Федеральное собрание: Совет федерации и

Государственная дума Правительство. Суды РФ

практику

м

Ролевая игра «Выбираем президента»

Ролевая

игра

Избирательное право. Понятие. Функции. Принципы

избирательного права

исследова

ние

Брейн-ринг «Избирательное право

Брейн-

ринг

Как не стать жертвой преступления

Виктимология – наука о жертве правонарушений.

Виктимность. Типы виктимности. Что такое насилие? Виды

насилия. Как они проявляются? Виктимное поведение.

Варианты поведения в ситуациях возможного или реального

проявления насилия.

исследова

ние

Молодежь и правонарушения Преступление и подросток.

Вовлечение

детей

в

преступную

деятельность.

Возраст

у г о л о в н о й

о т в е т с т в е н н о с т и .

П р а в о н а р у ш е н и я

несовершеннолетних. Виды юридической ответственности

практику

м

Скажи наркотикам «Нет!»

встреча с

Вовлечение подростков в преступную деятельность.

Наркомания и алкоголизм – путь к преступности.

Воспитательная роль государства

нарколого

м

Жилищные права граждан

Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищное

право. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на

жилище и порядке найма жилого помещения.

Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-

продажа, дарение, наследование жилья.

Ипотечное кредитование.

Региональное жилищное законодательство. Порядок

предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.

Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.

Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия

совершения сделок с жильем, в котором проживают

несовершеннолетние. Права органов опеки и

попечительства. Защита прав несовершеннолетних при

совершении сделок с жильем.

Практику

м

Деловая

игра

Я – предприниматель

Предприимчивый человек. Предпринимательство и бизнес.

Прибыль – цель предпринимателя. Эмансипация. Что нужно

для того, чтобы стать предпринимателем.

Деловая

игра

Права потребителя

Понятие информации. СМИ как четвертая власть. Основные

источники информации для потребителя.

Советы друзей: плюсы и минусы данного источника

информации для потребителя.

Информация производителя. Этикетка и упаковка товара.

Реклама как источник информации для потребителя.

Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять

рекламе?

Кто такой потребитель по российскому закону «О защите

прав потребителей». Право на качественный товар или

услугу – основное право потребителей. Право на

безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на

русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара

Порядок обмена товара ненадлежащего качества.

Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита

прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.

Практику

м

Деловые

игры

«Загадочная этикетка». Штрих-коды на товарах, условнее

обозначения, сроки годности и реализации

практику

м

Ролевая игра «Легко ли быть потребителем»

Ролевая

игра

Трудовое право Право человека на свободный труд.

Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс

РФ.

Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приема на

работу. Расторжение трудового договора. Споры между

участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.

Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и

Практику

м

Ролевая

игра

социальных льгот, предоставляемых трудовым

законодательством.

Подросток и право на труд

Права детей по трудовому законодательству. Запреты на

использование труда подростков. Права и обязанности

подростка, работающего по трудовому договору. Льготы

работающим подросткам.

практику

м

Семейное право

Семья: за и против. Семейный кодекс – отражение

государственной политики в области семейного права.

Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский

и церковный браки. Имущественные права и брачный

договор.

Роль мужчины и женщины в обществе и семье.

Правоспособность и дееспособность субъектов семейного

права.

Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты

алиментов. Развод родителей и его влияние на судьбу детей.

Практику

м

Ролевая

игра

Я и семья

Права

ребенка

в

семье.

Личные

права.

Взаимные

обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и

попечительство

исследова

ние

Раздел 2. «В мире профессий»

Как правильно выбрать профессию.

Встреча с

психолого

м

Психологические тренинги «Выбор профессии»

Психолог

ические

тренинги

Экскурсии на предприятия

Встречи с работниками правоохранительных органов

Экскурси

и



В раздел образования