Автор: Кондырева Ольга Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №58"
Населённый пункт: город Новоуральск
Наименование материала: урок окружающего мира.
Тема: "Петр I. Эпоха преобразований" 4 класс. С элементами кейс-технологии.
Раздел: начальное образование
Урок окружающего мира
Тема «Петр I. Эпоха преобразований» 4 класс. С элементами кейс-технологии.
Программа: Перспектива.
Цели:Сформировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.
Способствовать развитию УУД:
- Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации
Познавательные УУД:
развитие
умения
выделять
и
формулировать
познавательные
цели;
развитие
умения
осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить
речевое выказывание в устной форме
Регулятивные УУД:
развитие
умения
планировать,
контролировать
и
оценивать
собственную
учебную
деятельность
Коммуникативные УУД:
развитие
умения
слушать
и
понимать
устную
речь
других,
формулировать
и
аргументировать собственное мнение; планировать учебное сотрудничество со сверстниками при
работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия
Методы
обучения:
словесные
(беседа,
рассказ),
наглядные,
практические
(работа
с
карточками, самостоятельная работа), частично-поисковый.
Форма организации урока: урок – исследование
Формы организации работы в классе: фронтальная, работа группах.
Оборудование:
конверты
с
заданиями,
компьютерная
презентация
«П е т р I.
Эпоха
преобразований».
Ход урока
I.
Организационный момент
Прозвенел звонок, всех позвал на урок –
На урок окружающего мира.
- Начнём урок как обычно с метеосводки.
II.
Проверка домашнего задания
-
Продолжим урок с проверки домашнего задания.
-
О чем мы говорили на предыдущем уроке?
Остальные вместе со мной вспомним знаменательные даты России:Крещение Руси. Князь
Владимир Красно Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство. Первым Владимир
Святославович окрестил киевлян. Вслед за Киевом Владимир Красно Солнышко ввёл
христианство во всех городах. За введение христианства Владимир призван церковью Святым.
Знаменитая битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище.
А князю Александру Ярославовичу за эту битву дали прозвище Невский.
Сражение на Куликовом поле, где река Непряда впадает в Дон. Названная в последствии
Куликовская битва. Князь Дмитрий Донской возглавил огромное войско, на битву благословил
Сергий Радонежский.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Пересвета
и Челубея. С копьем на перевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони
их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. И тут же Русские и ордынские войска
сошлись в кровавойбиве. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле, но со славой
возвращались русские полки
с Куликова поля. Долгожданную победу праздновали долго и
широко.
- Почему так важна была для русских людей победа? (С победой появилась крепкая
надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именен Дмитрия Донского.
Но только через сто лет после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость)
Открытие первой русской типографии.
Вспомните, кто отдал приказ строить в Москве особый дом для типографии? (Иоанн IV,
названный в народе Грозным)
Назовите первых русских первопечатников (Иван Фёдоров и его помощник Пётр Тимофеев)
Как называлась первая книга? (Первая книга «Апостол»,потом «Евангелие», «Букварь»,
«Грамматика».
Освобождение Русской земли от иноземных захватчиков, поляков, шведов.
Памятник в Новгороде и Москве.
Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Торговый человек Кузьма Минин)
В каком городе это произошло? (В Нижнем Новгороде)
Что создали для борьбы с врагом? (народное ополчение) Только ли из Нижнего Новгорода
был народ? ( из всех городов)
Кого
пригласили
возглавить
народное
ополчение?
Во
главе
собравшейся
рати
встал
талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский)
Когда народноеополчение двинулось к Москве (1612г)
В июле 1612г народное ополчение Минина и Пожарского выступило в Москву.
-
Чем закончилась схватка? (Русские разбили польское войско)
Изучение нового материала
Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в
Российское государство.
- Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Кто это? Как вы думаете?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Почему вы так решили? Что вы знаете о ПетреI?
Время катится вперед,
Новый век опять грядет.
Царь совсем уже другой:
Худ, высок, на вид простой,
Он и гвоздь умеет вбить,
Строить корабли и пушки лить.
Тема нашего урока: Петр 1. Эпоха преобразований.
Как вы понимаете значение слов: «эпоха», «преобразования»?
Словарная работа
Э п оха –
длительный
период
времени,
выделяемый
по
определенным
характерным
событиям.
Преобразовать – совершенно переделать, изменить к лучшему.
Да, мы будем говорить о Петре 1.С именем Петра люди связывают период преобразования в
России.
Кто-нибудь из вас раньше встречался с именем Петра 1? (книги, музеи, фильмы)
-Как вы думаете, много ли вы знаете о Петре 1, его жизни?
Слайд
Петр Первый стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Россия переживала в то
время трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своем развитии от стран
Европы. В России почти не было инженеров и ученых, армия была плохо вооружена и обучена,
военного флота вовсе не было. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно
шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…
Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить заводы,
фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные
Швецией. Для решения всех этих задач России нужны были образованные люди. “Я в учении
нуждаюсь и в учителях”, – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и
заставлял учиться других.
В
голландском
городке
Заандаме,
на
верфи,
где
строили
морские
корабли,
однажды
появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые
бревна. Когда строгий мастер окликал его: “Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал
и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть
как
можно
больше
интересного.
С
удивлением
узнали
впоследствии
жители
Заандама,
что
молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Первый, отправившийся в
заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь.
-Зачем
Петр Iстал проводить реформы в России? Предположите, что должны узнать на
уроке?
Какие изменения произошли в Росси при ПетреI?
Зачем они были нужны?
Результат реформ, предпринятых Петром I
На доске:
Зачем…?
Какие…?
Результат…
многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради
которого все перемены и происходили, жестоко страдал – это было ценой, которую нужно было
заплатить за реформы.
Физкультминутка
Россия песня.
Зачем…?
Россия отстала
не развито образование
нет армии
отсутствует флот
не развивается торговля
требовалось оружие
Работа в группах
Для полного ответа на поставленные вопросы мы разделились на 5 групп:
Каждая группа получает конверт, в котором задания.
группа - в культуре
новый календарь
счет лет «от рождества Христова»
1 января
поздравлять друг друга
В 1700 году
первая печатная газета
С 1702 года
Итог по работе группы (ответы по одному) и слайд.
2 группа - в науке,в быту
Сбрить бороду
Короткие рукава и полы длинных боярских кафтанов
новые налоги
школы
обязаны учиться
первая библиотека
В 1697 году
в Голландию
Великое посольство
Кунсткамера
Итог по работе группы (ответы по одному) и слайд.
3группа–армия
потешный полк
гвардейские полки
военное дело
морское дело
создана регулярная армия
крестьяне
рекруты
пожизненная
сукно, полотно
предприятия и мануфактуры
новые налоги
Итог по работе группы (ответы по одному) и слайд.
Рефлексия.
Самостоятельная работа (взаимопроверка)
Цель : Проверить усвоение нового материала о Петре I.
Тест по теме: Петр Великий
1. Сколько лет было Петру I, когда его провозгласили царем?
а) 10 лет б) 15 лет в) 20 лет
2. В какой стране Петр I учился корабельному делу?
а) в Голландии б) в Греции в) во Франции
3. В устье какой реки был заложен Санкт-Петербург?
а) Москвы-реки б) Невы в) Днепра
4. Чем стала Россия при Петре I?
а) княжеством б) царством в) империей
6. Какой город при Петре Великом стал столицей России?
а) Санкт-Петербург б) Москва в) Владимир
Выставление оценок.
Итог урока
— С какой темой познакомились на уроке?
— Что нового узнали?
Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими
материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в
библиотеку.
Домашнее задание.
— Урок закончен.
Приложение к уроку.
«Детство Петра»
Инструкция для 1 группы
вывод:
Петр I родился
__________________________________________________________________
Особенно нравились книжки
_________________________________________________________________
Учителем был
_________________________________________________________________
Любимое увлечение Петра было
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Детская забава переросла
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Преобразование в России – в культуре
Инструкция для 2 группы
вывод:
Петр I ввел новый
________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Числа стали обозначать
________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Утвердил новый _______________________________________________
Издана первая
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
___________________________________________________
Открылись новые ________________________,
созданы для _________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________
Начало___________________________________________________
«Преобразования в России»
Инструкция для 3 группы
Вывод:
1.Основатель первого русского музея
__________________________________________________________________
2.Петр I запретил
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________
3.Указом царя введены
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________
4 Появились первые
__________________________________________________________________
5.Как выглядел наряд русского дворянина?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______________________________________________________
6. Заграничные диковинки
________________________________________________________________________
____________________________________________________________
План работы группы. «Петр I - необычный царь »
Инструкция для 4 группы
1.
Чем царь Петр I отличался от других царей?
Рост_______________________________
Качества, которые помогли многому
добиться____________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
____________________________________
2.
Какие специальности освоил Петр I ?
_______________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________
3.
Для чего необходимо было вести войну со Швецией?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_____________________________________Вывод:________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_____________
Преобразования в России- Морской флот.
Инструкция для 5 группы
Вывод:
1.
Чем интересовался Петр с детства?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________
2.Что послужило созданию морского флота?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________
3.Почему России был необходим флот?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________
4. Вывод:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________
Тексты для работы.
Преобразование в России – культура
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи
русской старины. Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем
Новый год 1 января — это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы
от Рождества Христова. В допетровские времена новый год на Руси начинался с 1
сентября.
В 1699г. Петром I был издан указ, согласно которому за начало года стали
принимать 1 января. Петр следил чтобы новогодние праздники отмечались не беднее
и хуже, нежели в иных европейских странах. В царском указе повелевалось знатным
людям устанавливать перед воротами украшения из сосновых деревьев или ветвей
можжевельника, бедные могли ограничиваться любым деревцем или ветвью на
воротах, которое украшали фруктами, конфетами, орехами, овощами. Стали
проводиться маскарады, праздники с фейерверками, иллюминацией.
Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас. Потому, что
раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно.
Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв. Произошли
изменения в русском языке, в который вошли четыре с половиной тысячи новых
слов, заимствованных из европейских языков.
Для расширения кругозора всех русских людей была издана первая русская
газета «Ведомости».В ней печатались, в основном, новости из других стран. Жители
России стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях
науки, культуры. Стране требовались специалисты. Для их подготовки были
открыты школы.
Для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы
новые типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось началом книготорговли, созданием в
1714 году государственной библиотеки.
В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало»- своего рода учебник этикета.
В
книге говорилось о том, как должны себя вести молодые дворяне.
Преобразование в России
ПетрI был основателем первого русского музея – Кунсткамеры, где
посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света.
Созданная Кунсткамера- положила начало сбору коллекций исторических и
мемориальных предметов.
Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к
европейским
обычаям. Пётр запретил знатным людям носить бороду и русское
платье. Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной. Пётр
заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на
европейцев, а не на стариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной
русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она
стесняла
движения
и
мешала
работать.
Вскоре
вышел
царский
указ:
отныне
надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны.
Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую
для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и
свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.
Таким образом,
знатные
женщины
смогли
впервые
приобщиться
к
культурному
досугу
и
общественной жизни.
Во
времена
Петра Первого появились и первые модники. Наряд русского
дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья
стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан.
Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод
считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия.
Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими
металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты.
Петр Iв вез в Россию картофель, табак, а по утрам заставлял пить кофе.
Детство Петра I.
Петр I родился 30 мая 1672 г
ПетрI был четырнадцатым ребенком в семье. Пётр был провозглашён царём в 10
лет, но самостоятельно управлять государством стал позже.
Рос он умным мальчиком. Царевич от природы был непоседливым и
любознательным . Рано научился читать. В детстве особенно нравились книжки с
картинками, рассказывающие об истории России и всего мира.
Учителем маленького Петра I был дьяк Никита Зотов. Учитель
рассказывал мальчику про дела отца, про царя Ивана Грозного, про князей Дмитрия
Донского, Александра Невского. Учитель привил Петру интерес к истории,
военному делу, искусству, военным наукам.
Любимое увлечение Петра были военные «потехи» (игры). Полк набранный
по его приказу, тоже назвали «потешным». «Воины» сверстники юного царя из
семей придворных и детвора крестьян были одеты в настоящую военную форму.
Детская забава переросла в серьезное увлечение Петра - военными науками.
Сын воплотил отцовскую мечту о российском флоте сначала в потешной флотилии
Переславль- Залесском, городе, где родился Александр Невский. А затем игра
переросла в грандиозные государственные планы.
Петр- Первый необычный царь.
Пётр не походил ни на одного из европейских государей. Ещё ребёнком он
поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого
роста — 204 см — он выдавался в толпе на целую голову
Во время путешествия в Европу Пётр трудился плотником на верфях
Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела.
Царь — простой мастеровой — это было в диковинку.
Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь сам. Он хорошо знал
математику,
навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти
качества и позволили ему многому добиться и заслужить от современников
уважение и славу. В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями,
чем обязан был самому себе, упорному самообразованию.
Пётр освоил около 14 специальностей: был плотником, кузнецом, токарем,
корабельным мастером, артиллеристом и даже зубодёром и многим другим…
Мог своими руками построить корабль. Петра I отличали энергичность,
целеустремленность, любознательность, желание много узнать и многому научиться.
С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице
Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе,
справедливый и доброжелательный к другим. Государь не любил роскоши.
Петр I посвятил всю свою жизнь служению государству и народу российскому.
Он служил солдатом и генералом, матросом и адмиралом, корабельным плотником и
законодателем. Он руководил развитием промышленности, входя в организационные
и технические подробности производства. Служа сам, Петр требовал от всех
подчиненных добросовестного и усердного служения Российскому государству.
У России не было выхода к морю, потому что она граничила с землями других
государств. Для этого потребовалась долгая война со Швецией, длилась она 21год и
называлась
Северной. В 1700г. русские войска пробились в Финский залив. Так
Россия добилась выхода к Балтийскому морю.
Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой
державой.
Преобразования в России- морской флот
«Морским судам быть!»
Эти
слова
принадлежат
Петру
Первому.
Петра
с
детства
интересовали
корабли.
Сначала
он
с
интересом
рассматривал
нарисованные
картинки,
его
отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На
прудах в Преображенском впервые оттолкнулся
Петр от берега на маленькой
лодочке.
Потом
в
сарае
нашли
ботик
(маленькое
парусное
судно)
деда.
Петра
заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда — царя
Михаила Фёдоровича. Он был спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний
Пётр, увлечённый своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево
озеро
(близ
города
Переславля-Залёсского).
Здесь
началась
постройка
первых
судов.
Но навсегда Пётр «заболел» корабельным делом после поездки на берега
Белого
моря
в
Архангельск.
Здесь
царь
впервые
увидел
море,
настоящие
морские суда, первый раз совершил морское плавание.
В Архангелькой гавани
начал зарождаться русский флот. И сам Петр 1
взял
в
руки
плотницкий
топор.
Так
царь
показал
пример
мастерства
в
кораблестроении, чему научился он в Голландии.
С этого времени царь утвердился в мысли, что России необходим собственный
морской флот. 20 октября 1696 году Петр 1 вынес решение «Морским судам
быть!». Эту дату и считают днем рождения российского военно- морского
флота. А «дедушка русского флота»- неказистый ботик,на котором юный царь
учился парусной науке, жив и по сей день хранится в музее. Военно-морские
силы, созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I и заложившие
основу военно-морского флота Российской империи. Деятельность Петра I по
созданию и развитию русского флота сыграла большую роль в получении Россией
выхода к Балтийскому и Чёрному морям.
Оценка деятельности группы
Критерии работы в группе
Оценка
+/-
1.Были ли распределены обязанности в группе?
2.Все ли высказывали свое мнение?
3.Все ли мнения были уважительно выслушаны?
4. Была ли создана дружеская атмосфера в группе?
5 выполнили ли вы задания в соответствии и инструкцией?
План работы в группе.
1.
Познакомиться с информацией.
2.
Ответить на вопросы.
3.
Подготовить краткое сообщение.
4.
Записать на листе выводы.
5.
Презентация работы.