Автор: Аветян Людмила Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №1СП "Детский сад "Ладушки"
Населённый пункт: г.Новокуйбышевск,Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для поддержки детской инициативы"
Раздел: дошкольное образование
« Создание условий для поддержки детской инициативы».
В Федеральном государственном образовательном стандарте
выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного
возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Основным
принципом дошкольного образования согласно ФГОС является
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а
так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать
начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по
выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать ,
сочинять и прочее , в соответствии с собственными интересами. В
ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного
образования является поддержка инициативы детей в различных видах
деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом
деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.
Поддержка инициативы является также условием, необходимым для
создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения
дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС
предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей
– «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах
деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять
себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
- игра;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность;
- коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем
выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая
деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего –
игре, в общении, эксперементировании.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима
самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его
собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую
деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из
основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития
детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у
детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-
то делать.
3. Поддерживать инициативу.
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления
самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие
поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что
особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с
которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял,
изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой
деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при
решении новых задач. Воспитателю важно владеть способами поддержки
детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-
либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать
условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от
этого удовольствие. Создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-
развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию.
Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся
сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-
познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко
запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок
что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Родители должны быть в курсе всего, что нового происходит в жизни
ребенка, чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в
поисках нового. Не все дети занимают активную позицию, не могут
определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать
помощь. Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка в
эмоциональном общении. В развитии детской инициативы и
самостоятельности важно:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление
к получению новых знаний и умений;
- постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед
детьми более сложные задачи, требующие сообразительности,
творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и
достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и
творчества.
- поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать
стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов.
- проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их
познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска
решения возникающих проблем.
- получать возможность участвовать в разнообразных делах: в играх,
двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и
качеств предметов.
- специально насыщать жизнь детей проблемными практическими
познавательным ситуациями в которых детям необходимо освоенные
приемы;
Для успешной реализации цели и создания образовательной среды,
ориентированной на поддержку детской инициативы можно
использовать формы и направления работы:
- поддержка детской инициативы в мини-музеях;
- детской инициативы в ходе познавательно-исследовательской
деятельности;
- поддержка детской инициативы в ходе НОД;
- поддержка детской инициативы в проектной деятельности.
Эффективной, отвечающей современным требованиям, формой по
поддержке детской инициативы является мини-музей. В последние годы
музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения,
педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную
систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую,
просветительскую и воспитательную задачи. В мини-музее можно
использовать следующие формы поддержки детских инициатив:
- «Успех каждого - успех общего дела» - вклад в общее дело
становится наградой за проявленные усилия, важным фактором
непринужденной самореализации в детских инициативах.
- Поддержка инициативы по принципу: «Научился сам – научу
другого» - стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в
работу в музее, передать свои знания и умения, поддержать другого в
деятельности.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской
инициативы является познавательно-исследовательская
деятельность. Занимательные опыты, эксперименты вызывает у детей
интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания
окружающего мира.
В ходе непосредственно образовательной деятельности педагоги
создают условия для поддержки детской инициативы в различных видах
детской деятельности. Используя познавательные ситуации,
стимулирующие вопросы, вхождение в воображаемую ситуацию, через
составление и обсуждение совместной деятельности, возможность
выбора наиболее значимых для ребенка вида и форм деятельности,
выбор материалов, партнера, места и способа, проявление стремления
ребенка находить свой способ решения.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой
деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в
процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск
знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством
взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает
интересы и инициативность ребенка.
Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать,
задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения
возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических
способностей. Организация проектов, основанных на детской
заинтересованности является наиболее эффективной формой по
поддержке детской инициативы.
Условия развития детской инициативы и творческого
самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я
тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий
ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы
необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет
опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать
собственные замыслы.
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как
личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя
интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и
пособиями.
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и
наблюдает в разные режимные моменты.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по
указанию ребенка создавать для него все необходимые условия.
7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. Поощерять различные творческие начинания ребенка.