Напоминание

"Самые большие на планете"


Автор: Шингарева Наталья Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Школа №37"
Населённый пункт: г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл.
Наименование материала: конспект мероприятия
Тема: "Самые большие на планете"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект

мероприятия

по

географии

Тема

: «

Самые

большие

на

Земле

»

Класс

: 6

класс

Цель

:

расширение

представлений

о

китах

Задачи

:

1.

Образовательная

расширить

и

углубить

знания

о

китах

2.

Коррекционно

-

развивающая

способствовать

коррекции

внимания

,

мышления

,

памяти

через

выполнение

различных

заданий

;

развитие

речи

через

ответы

учащихся

,

знакомство

с

новыми

понятиями

.

3.

Воспитательная

расширить

кругозора

уч

-

ся

,

формировать

познавательный

интерес

к

предмету

.

Учебные

задачи

,

направленные

на

достижение

личностных

результатов

обучения

:

-

формировать

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве

с

учителем

и

сверстниками

;

развитие

мотивов

учебной

деятельности

;

развитие

самостоятельности

и

личной

ответственности

за

творческий

продукт

.

Учебные

задачи

,

направленные

на

достижение

метапредметных

результатов

обучения

:

-

развитие

умения

работать

с

информацией

(

поиск

,

анализ

,

хранение

,

использование

);

-

формирование

умения

анализировать

,

рассуждать

,

устанавливать

причинно

-

следственные

связи

;

-

формирование

умения

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

со

сверстниками

,

-

формирование

умения

самостоятельно

оценивать

свои

действия

;

-

развитие

умения

грамотно

строить

речевые

высказывания

;

-

развитие

умения

слушать

и

слышать

собеседника

.

Оборудование

занятия

:

Оборудование

занятия

:

мультимедийное

оборудование

,

презентация

к

уроку

(ppt),

тексты

,

материалы

для

изготовления

плаката

(

ножницы

,

клей

,

цветные

карандаши

и

фломастеры

,

разрезные

материалы

),

словарные

слова

,

материал

для

физ

.

минутки

(

контуры

кита

),

материалы

для

игровых

моментов

(

шляпа

,

карточки

),

картинки

китов

для

задания

.

Основные этапы

организации

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание деятельности

1. Организационный

2. Определение темы

Подвести учащихся к

определению темы урока

Коррекция внимания,

мышления

Коррекция слухового

восприятия

- Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, вам нужно прочитать предложение,

расставив цифры в порядке возрастания?

мые

шие

ле

са

на

боль

зем

2

4

7

1

5

3

6

«Самые большие на Земле»

Слайд

- Как вы думаете, о ком пойдет речь?

Отгадайте загадку:

В середине океана

Приплыла гора с фонтаном.

Развела хвостом волну,

Глубоко ушла ко дну.

Смотрим, вдруг опять плывёт,

На спине фонтанчик бьёт.

Всех, конечно, удивит

Чудо – юдо, рыба…(Кит)

Слайд – картинка «кит»

- О ком сегодня мы будем говорить?

Итак, тема нашего занятия «Самые большие на Земле» и говорить мы будем о китах.

3. Постановка

учебных целей и

задач.

Коррекция мышления

Постановка

проблемного вопроса

- Как вы думаете, что о них будем говорить?

Попробуйте составить план нашей беседы по картинкам:

1.

(место обитания)

2.

(чем питаются)

3.

(размер)

- Итак, сегодня мы поговорим о том, где обитают эти животные, чем питаются, каковы

их размеры. А еще узнаем о них немного больше.

- Как вы думаете, почему именно о китах пойдет речь?

- Ребята, сегодня мы будем говорить о китах, потому что в календаре есть особая дата –

19 февраля – День китов.

Почему появился этот день, Вы узнаете в ходе нашего занятия. А в конце занятия

постарайтесь ответить на вопрос: «Почему 19 февраля назвали «День китов» и почему

такой день появился в календаре?»

4. Актуализация

знаний.

Определить уровень

знаний по теме

- Расскажите, что вы уже знаете о китах?

4. Освоение нового

материала

Обеспечение

усвоения

новых знаний и способов

знаний

Развитие речи

Развитие речи

- Китообразные являются самыми большими животными из всех существ, живших на

Земле.

Киты и китообразные относятся к отряду млекопитающих.

- Какие животные называются млекопитающими?

- Киты живут в морях и океанах, поэтому они полностью приспособились к жизни под

водой.

Слайд

- Кто знает, как переводится слово «кит»?

Слово «кит» в переводе с греческого означает «морское чудовище».

- Как вы думаете, почему?

Киты – самые большие животные на Земле.

Слайд

Среди китов самый большой - синий кит. Масса его тела составляет 150 тонн. Это

столько же, сколько весят 28 слонов или 2000 человек. А длина синего кита - 33 метра.

Слайд

Питаются киты мелкой рыбой, креветками, моллюсками. За день синий кит съедает

около тонны криля (рачков).

Слайд (кит, веретено)

- На что по форме похоже тело кита?

У китообразных веретенообразное обтекаемое тело и гладкая кожа без шерсти.

У китов очень толстый слой подкожного жира.

- Объясните почему?

(т. к. киты часто плавают в холодных водах, слой жира защищает их от переохлаждения)

Строение кита –учитель рассказывает, 1 ученик показывает

- У китов есть ласты, хвост, на конце хвоста большой горизонтальный плавник.

Слайд

- Почему у китов именно такое строение тела?

- Такое обтекаемое тело позволяет китам

быстро плавать. Кожа у китообразных

отличается большой упругостью, эластичностью и водостойкостью.

Слайд

- Голова обычно массивная, имеет разную форму: заканчивается тупо, заострена или

вытянута в «клюв».

- Ребята, а вы знаете, что раньше киты жили на суше?

Действительно, киты раньше жили на суше. Примерно 60 млн. лет назад предки китов

вернулись в море, так как на суше стало не хватать пищи. Посмотрите, как выглядели

предки китов.

Слайд

- Китообразных на Земле очень много, их можно разделить на две большие группы.

Работа в группе.

Задание:

установите

различие

между

картинками

и

разделите

их

на

две

группы,

попробуйте назвать эти группы по одному признаку).

Слайд

Проверьте себя

Ответ: усатые (беззубые) и зубатые.

Слайд (фото)

Индивидуальное задание: краткое сообщение о китах (по 1 уч-ся из каждой группы)

Задание: запомните, как выглядят киты

Беззубые (усатые) киты

Синий (голубой) кит

Финвал

Сейвал

Полосатик Брайда

Горбатый кит

Гренландский кит

Карликовый кит

Серый кит

Зубатые киты

Кашалот

Карликовый кашалот

Высоколобый бутылконос

Афалины

Гринды

Косатки

Морские свиньи

Белухи

Дельфин

нарвал

Работа в группе.

Задание: перед вами лежат тексты. По моему заданию каждая группа будет искать

нужную информацию и зачитывать ее

1. Найдите абзац, в котором говорится о строении скелета кита

В позвоночнике китов от 41 до 98 позвонков, которые образуют 4 отдела: шейный,

грудной, поясничный и хвостовой. У кита от 10 до 17 пар рёбер. Межпозвоночные диски

придают позвоночнику, особенно хвостовой части, большую гибкость и подвижность.

У кита обычно нет задних конечностей, крестца и таза. Есть грудной плавник, очень

короткая плечевая кость, две кости предплечья и многочисленные кости кисти.

2. Найдите абзац, в котором говорится о материнстве

Мамы-киты очень нежные и заботливые. Детеныши появляются один раз в два года.

При рождении китеныш весит до 2-х тонн, а его длина составляет 4,5 м. В день такой

«малыш» выпивает до 150 литров молока и прибавляет в весе до 100 килограммов.

Рассказ учителя о любви матери-кита к своему детенышу

Из всех душевных способностей только любовь к детям у китов проявляется

очень

ярко. Знаменитый китолов Скоресби описывает следующий пример этой любви.

«В 1811 году, - говорит он, - один из моих гарпунщиков захватил гарпуном молодого

кита-сосуна, в надежде овладеть его матерью. Последняя выплыла возле самой лодки до

600 футов каната. Потом она снова выплыла на поверхность и стала яростно метаться,

то

останавливаясь,

то

внезапно

меняя

направление

со

всеми

признаками

крайнего

отчаяния.

Лодки

преследовали

ее

по

пятам,

но,

поглощенный

своей

тревогой

за

детеныша, кит, казалось, не замечал окружившей его опасности. Наконец одна из лодок

подошла близко к громадному животному. В него бросили гарпун, который попал, но

соскользнул. Но второй засел крепко. Но и тут кит не хотел оставить детеныша и дал

приблизиться

другим

лодкам.

Через

несколько

минут

его

захватили

еще

тремя

гарпунами, а спустя час он был убит».

Видя опасность, грозящую детенышу, кит становится чрезвычайно отважным,

яростным и опасным. С мужеством отчаяния кидается он в самую середину врагов

выручать своего детеныша и сыплет при этом направо и налево ужасные удары хвостом,

разбивая все встречающее на своем пути.

Но при обыкновенных условиях гигантский обитатель морей – животное крайне

мирное и трусливое: даже птицы, садящиеся на его спину, способны произвести кита в

ужас и заставить его нырнуть.

Физ. минутка

Задание: найдите контуры китов, прочитайте информацию (интересно о китах).

5. Совместное

исследование

проблемы.

Поиск решения учебной

задачи.

- Ребята, как вы думаете, почему появился День китов?

Картинка китобойный промысел (в помощь)

- Давайте об этом узнаем.

Слайд (19 февраля)

Работа в группе.

Задание: найдите в тексте и прочитайте о дате 19 февраля, расскажите

19 февраля на планете отмечается Всемирный День Китов. Это хоть и гигантские

животные, но на самом деле такие беззащитные. За последние 30 лет численность

китов сократилась в 30 раз!

- Как вы думаете, почему китов стало меньше?

- В недавнем прошлом китобойный промысел имел большое практическое значение для

человека. Практически все органы китов использовались для выработки пищевых и

технических продуктов.

Слайд

Задание: прочитайте, что изготавливали из органов китов

из подкожного сала и костяка вываривался жир, который потом перерабатывался

на лярд и маргарин, смазочные вещества, технический и дистиллированный глицерин,

мыло, театральный грим, стиральный порошок и т. д.

жир

использовался

для

изготовления

линолеума

и

типографской

краски.

Спермацет

кашалотов

служил

сырьем

для

производства

косметических

кремов

и

помады, а также смазочных материалов.

Вываренный костяк, внутренности и части мускулатуры перерабатывались на

удобрение (тук) и на кормовую муку для скота и птицы.

Из белковой части китового сала получали желатин и клей.

Из китового уса до развития производства пластмасс изготовляли пружины для

диванов и матрацев, корсеты, щётки, веера и т. д.

Зубы кашалота шли на резные изделия.

Мясо

в

консервированном,

засоленном

или

свежем

виде

употреблялось

как

пищевой продукт.

Из

печени

китов

добывали

витамин

A;

из

желез

внутренней

секреции

(поджелудочной и зобной) изготавливали медицинские препараты (камполон, инсулин и

др.).

Амбра, извлекаемая из кишечника кашалотов, высоко ценится в парфюмерной

промышленности как закрепитель духов.

- Как вы думаете, что было сделано для того, чтобы прекратить исчезновение китов?

(запретили китобойный промысел, занесли китов в Красную книгу)

Слайд (кит, Красная книга)

Учитель:

В 1986 году Международная китобойная комиссия приняла запрет на коммерческий

промысел китов. В результате такого запрета численность некоторых видов китов начала

восстанавливаться. Тот день, когда был введен запрет на промысел китов, считают

Всемирным Днем защиты китов. Он считается днем защиты не только китов, но и всех

морских млекопитающих и других живых существ морей и океанов. Отмечается

этот

день

с

1986

года,

когда

после

200

лет

беспощадного

истребления

китов

Международная китовая комиссия ввела запрет на китовый промысел. Он действует и

сейчас, и означает, что по всему миру охота на больших китов, а также торговля

китовым мясом запрещена. Ежегодно в этот день различные природоохранные группы

проводят акции в защиту китов и других морских млекопитающих.

- Мы тоже можем внести вклад в дело защиты китов.

Сейчас вы будете изготавливать плакат в защиту этих животных.

Ваша задача: сделать плакат и представить его.

Работа в группах.

Представление плакатов.

6. Первичное

закрепление

Проверка усвоения

новых знаний

1. Игра «Верю - не верю»

Каждый ученик по - очереди выходит к доске, выбирает листок, читает предложение.

2. Викторина

7. Рефлексия

Организация

деятельности учащихся

по самооценке

Закончите предложения:

Сегодня я работал: активно / пассивно

Своей работой на занятии я: доволен / не доволен

Занятие для меня показалось: коротким / длинным

Я: не устал / устал

Мое настроение: стало лучше / стало хуже

Материал был: понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен

Хочу похвалить себя или кого-то из одноклассников за…



В раздел образования