Автор: Зубкова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 г. Пензы "Катюша"
Населённый пункт: г. Пенза.
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей".
Раздел: дошкольное образование
Настольные
игры
как
средство
развития
математических
представлений
у
детей
Замечено, что главная проблема в начале обучения дошкольников –
недостаточная
мотивация
к
учению.
Если
какими-то
способами
нам
удаётся
обеспечить
непосредственный
интерес
ребёнка,
то
и
обучение,
и
общее
развитие идут нормально. Сделать учение интересным призваны специальные
учебно-дидактические игры. Постепенно сложились представления о том, каким
требованиям должны соответствовать дидактические игры с дошкольниками,
чтобы
они
развивали,
а
не
гасили
познавательный
интерес.
Попробуем
их
перечислить:
а) «интрига», способность порождать непосредственный интерес у детей;
б) предоставление детям возможности проявить свои способности;
в) вовлечение ребёнка в соревнование с другими людьми;
г) обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и
навыков;
д)
обнаружение
в
игре
доступных
для
ребёнка
источников
новых
знаний,
умений и навыков;
е) получение заслуженных поощрений за успехи – не столько за сам выигрыш в
игре, сколько за демонстрацию в игре новых умений и способностей.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
Можно выделить и общие инновационные подходы к математическому
обучению дошкольников:
•
отбирать
то
содержание,
которое
в
дальнейшем
послужит
основой
математического образования;
• содержание должно прогнозировать развитие ребёнка;
• содержание должно быть реализовано игровым методом;
• содержание должно одновременно решать и диагностические задачи.
Но учебный процесс в детском саду, в том числе процесс математического
развития, можно охарактеризовать двумя противоположными тенденциями: с
одной
стороны,
определённая
последовательность,
целенаправленность,
а
с
другой
–
непрерывное
повышение
активности,
самостоятельности
детей,
создание простора для творчества. Увы, чаще преобладает первая тенденция и
недостаточно формируется вторая, хотя необходимо взаимопроникновение и
подвижное равновесие этих начал.
ОПЫТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Во многих исследованиях подчёркивалось, что в государственной системе
образования недостаточно учитывается опыт народной педагогики. В советский
период
культура
этноса
игнорировалась
или
воспринималась
как
экзотика.
Обучение
и
воспитание
ориентировались
на
формирование
усреднённой
личности без учёта специфики жизни и деятельности людей в том или ином
месте,
в
окружении
тех
или
иных
традиций.
Так
углублялся
разрыв
между
системой образования и жизнью, между поколениями. Проблема преодоления
этого разрыва – это проблема восстановления возможностей этнопедагогики.
Чтобы
продвигаться
к
её
решению,
нужно
выявить
и
осмыслить
ключевые
элементы традиционной культуры народов и воплотить их в системе средств
становления,
образования
и
развития
личности
для
её
духовного
самоопределения.
Разбираясь с отношением современных детей к эвенкийским настольным
играм, мы убедились, что их систематическое использование влияет на развитие
математических представлений. Дети сравнивают предметы, различающиеся по
цвету,
форме,
количеству
и
величине.
Сравнение
предметов
по
величине
проводится
сначала
по
величине
непосредственно
путём
наложения
или
притяжения,
а
затем
дети
учатся
измерять
опосредованно
–
с
помощью
условной
мерки
на
занятиях
по
развитию
элементарных
математических
представлений.
В ходе игры дети выделяют свойства предметов, связанных с величиной и
количеством,
среди
других
свойств
и
отношений
предметов.
Укрепляется
творческое
воображение:
об
этом
свидетельствует
и
внесение
играющим
изменений в правила игры, а также создание новых игровых ситуаций на основе
уже изложенных.
С другой стороны, национальные игры воспитывают и эстетические чувства
детей – чувство красоты, чувство прекрасного, возвышенного. Под влиянием
занятий
настольными
играми
происходят
перемены,
характерные
для
успешного
математического
обучения
дошкольников.
Характер
поисковых
действий претерпевает существенные изменения (от практических действий к
мысленным пробам), вырабатываются обобщённые интеллектуальные умения.
У детей развивается смекалка – особый вид проявления творчества,
нахождения способа решения. При решении задач ребёнок должен проявлять
сообразительность,
которая
проявляется
в
умении
обдумывать
ситуацию,
находить
взаимосвязи,
приходить
к
выводам
и
обобщениям.
Смекалка
и
сообразительность
у
детей
возрастают
по
мере
овладения
определёнными
схемами
анализа
и
переносом
умений,
усвоенных
принципов
и
способов
решения простых задач на более сложные.
МЫСЛИ И ОРИЕНТИРЫ
В игре нужен товарищ. Смысл человеческих действий рождается из отношения к
другому человеку. Эволюция действия проходит следующий путь: ребёнок ест
ложкой, кормит ложкой – кормит ложкой куклу – кормит ложкой куклу, как
мама. На этом пути всё кормление превращается в уход, в отношение к другому
человеку.
Линия
развития:
от
единичного
действия
к
его
смыслу,
от
операциональной схемы действия к действию человеческому, находящему свой
смысл
в
другом
человеке.
Так
в
игре
происходит
рождение
смыслов
человеческих
действий;
в
этом,
как
писал
Д.Б.Эльконин,
величайшее
гуманистическое значение игры.
В игре формируется и своя детская традиция: особый детский язык и
фольклор. Важнейшими условиями в организации интеллектуального развития
детей
являются:
уважительное,
доброе
отношение
друг
к
другу,
интерес
к
познанию родной культуры. Особый компонент в структуре игры – правила. В
игре впервые возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того,
что он действует так, как требуют правила.
В игре ребёнок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто
удовлетворение
желания,
это
линия,
которая
продолжается
в
школьном
возрасте.
Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой
деятельности. Она ориентировочна по своему существу. Именно поэтому она и
выносит ребёнка вперёд, на «девятый вал» его развития.
Планирование развития ребёнка в игре заключается не в том, чтобы
навязывать ему сюжет, а чтобы целенаправленно, систематически накапливать
опыт, расширять кругозор, сообщать детям определённые знания и умения - и
на
основе
этого
(а
также
эмоциональности
преподнесения
материала)
формировать игровые интересы, о роли и значении которых мы уже говорили.
Воспитатели, работающие с детьми, постоянно наблюдают, как возникают игры
по инициативе детей на основе стихийного опыта, который дети приобретают
самостоятельно.