Напоминание

"Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей".


Автор: Зубкова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 г. Пензы "Катюша"
Населённый пункт: г. Пенза.
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры как средство развития математических представлений у детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Настольные

игры

как

средство

развития

математических

представлений

у

детей

Замечено, что главная проблема в начале обучения дошкольников –

недостаточная

мотивация

к

учению.

Если

какими-то

способами

нам

удаётся

обеспечить

непосредственный

интерес

ребёнка,

то

и

обучение,

и

общее

развитие идут нормально. Сделать учение интересным призваны специальные

учебно-дидактические игры. Постепенно сложились представления о том, каким

требованиям должны соответствовать дидактические игры с дошкольниками,

чтобы

они

развивали,

а

не

гасили

познавательный

интерес.

Попробуем

их

перечислить:

а) «интрига», способность порождать непосредственный интерес у детей;

б) предоставление детям возможности проявить свои способности;

в) вовлечение ребёнка в соревнование с другими людьми;

г) обеспечение самостоятельности в поиске знаний, в формировании умений и

навыков;

д)

обнаружение

в

игре

доступных

для

ребёнка

источников

новых

знаний,

умений и навыков;

е) получение заслуженных поощрений за успехи – не столько за сам выигрыш в

игре, сколько за демонстрацию в игре новых умений и способностей.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Можно выделить и общие инновационные подходы к математическому

обучению дошкольников:

отбирать

то

содержание,

которое

в

дальнейшем

послужит

основой

математического образования;

• содержание должно прогнозировать развитие ребёнка;

• содержание должно быть реализовано игровым методом;

• содержание должно одновременно решать и диагностические задачи.

Но учебный процесс в детском саду, в том числе процесс математического

развития, можно охарактеризовать двумя противоположными тенденциями: с

одной

стороны,

определённая

последовательность,

целенаправленность,

а

с

другой

непрерывное

повышение

активности,

самостоятельности

детей,

создание простора для творчества. Увы, чаще преобладает первая тенденция и

недостаточно формируется вторая, хотя необходимо взаимопроникновение и

подвижное равновесие этих начал.

ОПЫТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Во многих исследованиях подчёркивалось, что в государственной системе

образования недостаточно учитывается опыт народной педагогики. В советский

период

культура

этноса

игнорировалась

или

воспринималась

как

экзотика.

Обучение

и

воспитание

ориентировались

на

формирование

усреднённой

личности без учёта специфики жизни и деятельности людей в том или ином

месте,

в

окружении

тех

или

иных

традиций.

Так

углублялся

разрыв

между

системой образования и жизнью, между поколениями. Проблема преодоления

этого разрыва – это проблема восстановления возможностей этнопедагогики.

Чтобы

продвигаться

к

её

решению,

нужно

выявить

и

осмыслить

ключевые

элементы традиционной культуры народов и воплотить их в системе средств

становления,

образования

и

развития

личности

для

её

духовного

самоопределения.

Разбираясь с отношением современных детей к эвенкийским настольным

играм, мы убедились, что их систематическое использование влияет на развитие

математических представлений. Дети сравнивают предметы, различающиеся по

цвету,

форме,

количеству

и

величине.

Сравнение

предметов

по

величине

проводится

сначала

по

величине

непосредственно

путём

наложения

или

притяжения,

а

затем

дети

учатся

измерять

опосредованно

с

помощью

условной

мерки

на

занятиях

по

развитию

элементарных

математических

представлений.

В ходе игры дети выделяют свойства предметов, связанных с величиной и

количеством,

среди

других

свойств

и

отношений

предметов.

Укрепляется

творческое

воображение:

об

этом

свидетельствует

и

внесение

играющим

изменений в правила игры, а также создание новых игровых ситуаций на основе

уже изложенных.

С другой стороны, национальные игры воспитывают и эстетические чувства

детей – чувство красоты, чувство прекрасного, возвышенного. Под влиянием

занятий

настольными

играми

происходят

перемены,

характерные

для

успешного

математического

обучения

дошкольников.

Характер

поисковых

действий претерпевает существенные изменения (от практических действий к

мысленным пробам), вырабатываются обобщённые интеллектуальные умения.

У детей развивается смекалка – особый вид проявления творчества,

нахождения способа решения. При решении задач ребёнок должен проявлять

сообразительность,

которая

проявляется

в

умении

обдумывать

ситуацию,

находить

взаимосвязи,

приходить

к

выводам

и

обобщениям.

Смекалка

и

сообразительность

у

детей

возрастают

по

мере

овладения

определёнными

схемами

анализа

и

переносом

умений,

усвоенных

принципов

и

способов

решения простых задач на более сложные.

МЫСЛИ И ОРИЕНТИРЫ

В игре нужен товарищ. Смысл человеческих действий рождается из отношения к

другому человеку. Эволюция действия проходит следующий путь: ребёнок ест

ложкой, кормит ложкой – кормит ложкой куклу – кормит ложкой куклу, как

мама. На этом пути всё кормление превращается в уход, в отношение к другому

человеку.

Линия

развития:

от

единичного

действия

к

его

смыслу,

от

операциональной схемы действия к действию человеческому, находящему свой

смысл

в

другом

человеке.

Так

в

игре

происходит

рождение

смыслов

человеческих

действий;

в

этом,

как

писал

Д.Б.Эльконин,

величайшее

гуманистическое значение игры.

В игре формируется и своя детская традиция: особый детский язык и

фольклор. Важнейшими условиями в организации интеллектуального развития

детей

являются:

уважительное,

доброе

отношение

друг

к

другу,

интерес

к

познанию родной культуры. Особый компонент в структуре игры – правила. В

игре впервые возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того,

что он действует так, как требуют правила.

В игре ребёнок плачет, как пациент, и радуется, как играющий. Это не просто

удовлетворение

желания,

это

линия,

которая

продолжается

в

школьном

возрасте.

Итак, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой

деятельности. Она ориентировочна по своему существу. Именно поэтому она и

выносит ребёнка вперёд, на «девятый вал» его развития.

Планирование развития ребёнка в игре заключается не в том, чтобы

навязывать ему сюжет, а чтобы целенаправленно, систематически накапливать

опыт, расширять кругозор, сообщать детям определённые знания и умения - и

на

основе

этого

также

эмоциональности

преподнесения

материала)

формировать игровые интересы, о роли и значении которых мы уже говорили.

Воспитатели, работающие с детьми, постоянно наблюдают, как возникают игры

по инициативе детей на основе стихийного опыта, который дети приобретают

самостоятельно.



В раздел образования