Напоминание

Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку


Автор: Кузнецова Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СШ№8
Населённый пункт: Нижневартовск,ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Раздел: полное образование





Назад




Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ

по русскому языку

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ№8 Нижневартовск

Кузнецова Галина Васильевна

ЗАДАЧА

создание условий:

- ученик сам захотел ликвидировать

пробелы в знаниях;

- ситуация успеха.

главное в обучении -

потребности ученика

ИНСТРУМЕНТ

о

р

г

а

н

и

з

а

ц

и

я

п

р

е

д

м

е

т

н

о

г

о

с

о

д

е

р

ж

а

н

и

я

у

ч

е

б

н

о

г

о

м

а

т

е

р

и

а

л

а

- поэтапное предъявление

учебного материала;

- разработка алгоритмов решения

заданий блока:

- разработка алгоритмов решения

каждого задания;

- систематизация умений,

необходимых для выполнения

заданий.

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Следствием

непрекращающейся

борьбы

за

существование

в

мире

животных

является

естественный отбор – процесс, устраняющий

м е н е е

п р и с п о собл е н н ы е

о р г а н и зм ы

и

благоприятствующий

более

приспособленным

организмам.

(2)В

этой

конкурентной

борьбе

преимущество

получают

те

представители

вида,

которые

оказываются

н а и б ол е е

жизнеспособными, то есть приспособленными к

конкретным условиям обитания. (3) <…> они

имеют

больше

шансов

оставить

после

себя

полноценное потомство.

ЗАДАНИЕ 1.

Укажите два предложения, в которых

верно передана ГЛАВНАЯ информация,

содержащаяся в тексте. Запишите номера этих

предложений.

ЗАДАНИЕ 2.

Какое из приведённых ниже слов

(сочетаний слов) должно стоять на месте

пропуска в третьем предложении текста?

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте фрагмент словарной

статьи, в которой приводятся значения слова

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

. Определите значение, в

котором это слово употреблено

во втором предложении текста.

З

а

д

а

н

и

е

1

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Е

Г

Э

ЗАДАНИЕ 1. Укажите два предложения, в которых верно передана

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих

предложений.

1)

Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим

фактором – деятельность человека.

2)

В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те

животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3)

Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше

шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное

потомство.

4)

В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из

поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5)

Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют

потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для

человека.

З

а

д

а

н

и

е

1

Е

Г

Э

(1)Следствием

непрекращающейся

борьбы

за

существование

в

мире

животных

является

естественный

отбор –

процесс,

устраняющий

м е н е е

п р и с п о с о б л е н н ы е

о р г а н и з м ы

и

благоприятствующий

более

приспособленным

организмам.

(2)В

этой

конкурентной

борьбе

преимущество

получают

те

представители

вид а,

кот оры е

оказы вают с я

н а и б о л е е

жизнеспособными, то есть приспособленными к

конкретным условиям обитания. (3) <…> они

имеют

больше

шансов

оставить

после

себя

полноценное потомство.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Подчеркиваем в каждом предложении ключевые

слова, важные для понимания того вопроса,

который затрагивается автором.

ЗАДАНИЕ 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Подчеркиваем в каждом предложении ключевые

слова, важные для понимания того вопроса,

который затрагивается автором.

2) Предлагаем пересказать, начиная с конца,

содержание текста и сформулировать основную

мысль.

Больше шансов оставить полноценное

потомство в процессе естественного

отбора имеют животные, наиболее

приспособленные к конкретным

условиям обитания.

З

а

д

а

н

и

е

1

Е

Г

Э

ЗАДАНИЕ 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Подчеркиваем в каждом предложении ключевые

слова, важные для понимания того вопроса,

который затрагивается автором.

2) Предлагаем пересказать, начиная с конца,

содержание текста и сформулировать основную

мысль.

3) Соотнести свой вариант сжатия исходного

текста с предложенными вариантами ответов.

4) Выбираем два варианта ответов, в которых

главная информация текста максимально выражена

при минимальной затрате речевых средств.

1)

Основой естественного отбора является наследственная

изменчивость, а отбирающим фактором – деятельность

человека.

2)

В процессе естественного отбора выживают и оставляют

полноценное потомство те животные, которые более

приспособлены к конкретным условиям обитания.

3)

Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям

обитания, имеют больше шансов выжить в результате

естественного отбора и оставить после себя полноценное

потомство.

4)

В процессе непрекращающейся борьбы за существование в

потомстве животных из поколения в поколение постепенно

накапливаются признаки, полезные для человека.

5)

Вследствие непрекращающейся борьбы за существование

выживают и оставляют потомство только те животные,

наследственные признаки которых полезны для человека.

З

а

д

а

н

и

е

1

Е

Г

Э

ЗАДАНИЕ 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

З

а

д

а

н

и

е

7

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Е

Г

Э

Установите соответствие между грамматическими

ошибками и предложениями, в которых они

допущены: к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

З

а

д

а

н

и

е

7

Е

Г

Э

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение

предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения

с причастным оборотом

В) нарушение видовременной

соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении

предложения с несогласованным

приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным

образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной

ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало

от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо

меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время

приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены

на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.

Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической

физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского

«Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься

наперерез лошадей.

9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

З

а

д

а

н

и

е

7

Е

Г

Э

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Обращаем внимание на первую грамматическую

ошибку.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в

предложении деепричастный оборот, а также

знать, что деепричастие и глагол должны

относиться к одному и тому же лицу.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом

/Употребляя букву «ъ» на конце слов/,

в XIX веке это была лишь дань

традиции.

предложение осложнено деепричастным оборотом, но

деепричастие «употребляя» и глагол «была» имеют разные

категории лица, следовательно, такое употребление

ошибочно.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

2) Обращаем внимание на вторую грамматическую

ошибку.

Нужно уметь находить в предложении причастный

оборот и определяемое слово.

К наиболее частым ошибкам при употреблении

причастных оборотов относятся:

- неверное согласование причастия с определяемым

словом;

- определяемое слово может стоять только перед или

после причастного оборота, а не внутри.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Б)

нарушение в построении предложения с причастным

оборотом

определяемое слово «людей» находится внутри

причастного оборота

Новая эстетика, /возникшая в творчестве

художников русского авангарда/, коренным

образом изменила прежние «греко-римские»

представления о художественной ценности

искусства.

/У зачитывавшихся людей в детстве

русскими сказками, былинами/ дух

захватывало от богатырских подвигов.

З

а

д

а

н

и

е

7

Е

Г

Э

Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

3) Обращаем внимание на третью грамматическую

ошибку.

Находим предложение, в котором глаголы

употреблены в разных временных и видовых

формах.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В) нарушение видовременной соотнесённости

глагольных форм

поступит - будущее время, совершенный вид;

приобретал - прошедшее время, несовершенный вид.

Когда после окончания школы мой друг

поступит на завод, он за короткое время

приобретал квалификацию токаря.

З

а

д

а

н

и

е

7

Е

Г

Э

Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

4) Обращаем внимание на четвертую

грамматическую ошибку.

Найдите в предложениях предлоги.

Посмотрите, с каким существительным эти

предлоги употреблены, определите падеж

существительного.

Вспомните, какой предлог с каким падежом

употребляется.

Если падеж существительного при данном

предлоге неверен, то это ошибка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Г) неправильное употребление падежной формы

существительного с предлогом

наперерез – употребляется с дательным падежом;

(наперерез) лошадей – родительный падеж

Впоследствии он даже себе не мог

объяснить, что заставило его броситься

наперерез лошадей.

З

а

д

а

н

и

е

7

Е

Г

Э

Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

5) Обращаем внимание на пятую грамматическую

ошибку.

нужно уметь находить в предложении приложение,

а также знать, что приложение всегда должно быть

согласовано с определяемым словом:

- найдите предложение, в котором есть название

книги, кинофильма, журнала и т.д.;

- если при приложении есть определяемое слово,

тогда приложение должно стоять в

именительном падеже.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Д) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

(в картине) «Грачах» - предложный падеж;

(в поэме) «Василий Тёркин» - именительный падеж

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у

многих пейзажистов изображены на картинах

деревья, вода и даже воздух, душа есть только в

картине «Грачах» А.К. Саврасова.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в

поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

З

а

д

а

н

и

е

7

Е

Г

Э

Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

З

а

д

а

н

и

я

8

-

1

4

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Е

Г

Э

Среди знаний, необходимых для грамотного письма с

точки зрения орфографии, важны:

знания о строении слова и знание системы частей

речи в русском языке;

умение выделять морфемы в словах и определять

морфологическую принадлежность слов;

осознанное применение орфографических правил;

регулярное повторение правил, связанных с

наиболее частотными орфограммами в русском

языке.

З

а

д

а

н

и

я

1

5

-

1

9

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Е

Г

Э

Задания на постановку знаков препинания

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Найти грамматические основы.

2) В сложном предложении находим средства связи.

Определяем вид сложного предложения. Вспоминаем

правила постановки знаков препинания.

3) В распространенных предложениях обращаем внимание на

то, чем осложнено предложение:

-

однородные члены предложения,

-

обращения,

-

вводные слова и предложения,

-

вставные конструкции,

-

деепричастия, причастные и деепричастные обороты и др.).

4) Вспоминаем правила постановки знаков препинания.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Читаем предложение, подчеркиваем главные

члены.

2) Характеризуем предложение:

-

простое или сложное;

-

чем осложнено.

3) Определяем границы деепричастного и

причастных оборотов; определяем, где находятся

причастные обороты по отношению к

определяемому слову.

4) Расставляем знаки препинания.

З

а

д

а

н

и

е

1

6

Е

Г

Э

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

/Возвращая первоначальную красоту и

великолепие (1) Шуваловскому дворцу в

Санкт-Петербурге /(2) реставраторы

согласовывали этапы своей работы со

специалистами (3) /готовившими открытие в

его залах музея Карла Фаберже /(4)

/прославившегося созданием уникальных

ювелирных изделий/.

З

а

д

а

н

и

е

2

5

Е

Г

Э

Задание высокого уровня сложности.

Перед заданием дан комментарий:

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы

анализировали, выполняя задания 21–24.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые

термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В,

Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под

каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания

25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

З

а

д

а

н

и

е

2

5

Е

Г

Э

СПИСОК ТЕРМИНОВ

ФРАГМЕНТ РЕЦЕНЗИИ

1) разговорная

лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

Описывая события, происходившие летом 1914 года в

эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание

прежде всего на действиях персонажей и их поведении,

вследствие чего нередко использует синтаксическое

средство выразительности – (А)___ (предложения 1, 2, 26,

28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний

вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля

важную роль играют тропы: (Б)____ (в предложении 9,

«ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)____

(«ясные, детски чистые глаза» в предложении 16,

«бережная, жалостливая нежность» в предложении 18,

«счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые

автор скупится при описании остальных героев. И троп,

встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, –

(Г)_____ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63,

«точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря

на сарказм, с которым это произносится, лишь

подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной

стороны, и её родными и знакомыми – с другой

6) гипербола

7) фразеологизм

8) эпитет

9) односоставные неопределённо-личные

предложения

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-

выразительных средств языка, представленных в

выборе ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих

терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте,

какие средства выразительности пропущены в нем.

4) В случае затруднения можно воспользоваться

приемом исключения (вычеркивания) из списка тех

терминов, которые по смыслу не могут быть на

месте пропусков в тексте рецензии.

З

а

д

а

н

и

е

2

5

Е

Г

Э

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

(

1

)

В

е

ч

е

р

о

м

о

п

я

т

ь

с

о

ш

л

и

с

ь

у

С

т

а

р

к

и

н

ы

х.

(

2

)

Г

о

в

о

р

и

л

и

т

о

л

ь

к

о

о

в

о

й

н

е.

(

2

6

)

П

р

и

з

в

а

н

н

ы

х

п

р

о

в

о

ж

а

л

и

т

о

р

ж

е

с

т

в

е

н

н

о

.

(

2

8

)

Г

о

в

о

р

и

л

и

р

е

ч

и

.

(

3

8

)

Д

о

ш

л

и

д

о

л

е

с

к

а

з

а

д

е

р

е

в

н

е

ю

.

односоставные предложения с главным членом сказуемым,

выраженным глаголами в форме 3 лица мн. числа

9) односоставные неопределённо-личные предложения

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-

выразительных средств языка, представленных в

выборе ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих

терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте,

какие средства выразительности пропущены в нем.

4) В случае затруднения можно воспользоваться

приемом исключения (вычеркивания) из списка тех

терминов, которые по смыслу не могут быть на

месте пропусков в тексте рецензии.

З

а

д

а

н

и

е

2

5

Е

Г

Э

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе

которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-

либо другим на основании их общего признака

2) метафора

(9)Лиза досадливо вспыхнула.

(48)Казалось, что в душе его ритмично

бились торжественные звуки

воинственной музыки.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-

выразительных средств языка, представленных в

выборе ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих

терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте,

какие средства выразительности пропущены в нем.

4) В случае затруднения можно воспользоваться

приемом исключения (вычеркивания) из списка тех

терминов, которые по смыслу не могут быть на

месте пропусков в тексте рецензии.

З

а

д

а

н

и

е

2

5

Е

Г

Э

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

образное определение, подчеркивающее какое-либо

свойство предмета или явления

8) эпитет

(16) Ей вспомнились его ясные, детски

чистые глаза.

(18) Бережная, жалостливая нежность к

этому, уходящему, поднялась в её душе.

(69)У обоих были счастливые, сияющие

лица.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1) Внимательно прочитайте список изобразительно-

выразительных средств языка, представленных в

выборе ответов.

2) Вспомните, что означает каждый из этих

терминов.

3) Прочитайте текст рецензии еще раз и подумайте,

какие средства выразительности пропущены в нем.

4) В случае затруднения можно воспользоваться

приемом исключения (вычеркивания) из списка тех

терминов, которые по смыслу не могут быть на

месте пропусков в тексте рецензии.

З

а

д

а

н

и

е

2

5

Е

Г

Э

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

уподобление одного предмета или явления другому по

какому-либо общему для них признаку

3) сравнение

(63)Можете представить: целует руку,

точно рыцарь своей даме!

(72)Смотрите, какой красавец, точно

рыцарь Парсифаль.

З

а

д

а

н

и

е

2

6

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Е

Г

Э

Проверяет сформированность у учащихся отдельных

коммуникативных умений и навыков:

анализировать содержание и проблематику

прочитанного текста;

комментировать проблемы исходного текста, позицию

автора;

выражать и аргументировать собственное мнение;

последовательно и логично излагать мысли;

использовать в речи разнообразные грамматические

формы и лексическое богатство языка;

практическую грамотность – навыки оформления

высказывания в соответствии с орфографическими,

пунктуационными, грамматическими и лексическими

нормами современного русского литературного языка.

Демонстрационный вариант

КИМ ЕГЭ 2018 года по русскому языку

Е

Г

Э

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению,

важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного

цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не

согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё

мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а

также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не

оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью

переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая

работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

З

а

д

а

н

и

е

2

6

Отличительной особенностью сочинения-

рассуждения является выражение своего

мнения путём развернутого обоснования,

доказательства, аргументации. Поэтому в

сочинении важен самостоятельный

глубокий анализ текста.

1. Формулировка одной из проблем, поднимаемой автором исходного текста.

2. Комментарий сформулированной проблемы.

- первый пример из прочитанного текста, который важен для понимания проблемы текста;

-

второй пример из прочитанного текста, который тоже важен для понимания проблемы.

3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.

4. Выражение согласия/несогласия с позицией автора исходного текста.

5. Высказывание собственного мнения по этому поводу (тот тезис, на который приводятся

два аргумента).

6. Первый аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости

собственного мнения и опирающийся на читательский опыт (желательно из русской или

зарубежной литературной классики).

7. Второй аргумент, приводимый пишущим в доказательство справедливости

собственного мнения и опирающийся на знания и жизненные впечатления или

читательский опыт.

8. Краткий итоговый вывод (не является строго обязательным, но придает тексту

законченный вид).

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Первый этап

Составление плана

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Первый этап

Составление плана

Структура сочинения:

1.Вступление.

2.Основная часть.

3.Заключение.

Структура сочинения-рассуждения:

1.Тезис

кратко

сформулированные

основные

мысли

в

одном

предложении;

утверждение,

которое

требуется

доказать.

2. Аргументы – доказательства, факты, подтверждающие

выдвинутый тезис.

3. Вывод – заключение, итог проведённого рассуждения.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Второй этап

Выявление

проблемы

Проблема – это тот вопрос, который интересует автора исходного

текста

и

вызывает

его

раздумья

и

размышления.

Чаще

всего

проблема связана с каким-то негативным явлением, которое автор

находит в действительности и которое требует своего устранения.

Проблемы

предлагаемых для анализа текстах):

-

нравственные;

-

философские;

-

социальные;

-

экологические;

-

научные.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Второй этап

Выявление

проблемы

Перечень типичных проблем текстов сочинений ЕГЭ:

-

взаимоотношения отцов и детей;

-

роль

детства

в

становлении

личности

человека,

его

нравственных ориентиров;

-

роль

классической

литературы

в

духовном

развитии

современного общества;

-

сложность и противоречивость человеческих поступков;

-

человеческое благородство и честь;

-

отношения человека с другими людьми;

-

восприятие человеком окружающего мира;

-

одиночество человека;

-

человек и искусство;

-

отношение человека к миру природы.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Третий этап

Комментирование

проблемы

Комментарий

рассуждения

пишущего

по

поводу

выделенной проблемы:

-

пояснение того, какой жизненный материал выбирает

автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой

проблеме;

-

дать понять свою позицию по этому вопросу.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Четвертый этап

Определение позиции

автора

Позиция

автора

это

мнение

автора

текста

о

поднятой им проблеме и путях ее решения.

Обратить внимание:

1) проблема и позиция автора тесно связаны;

2)

не

следует

путать

авторскую

позицию

с

проблемой:

-

позиция автора обозначается как тезис (законченное

предложение);

-

проблема

формулируется

как

вопрос,

или

с оч е т а н и е м

с л о в а

« п р о бл е м а »

с

и м е н е м

существительным в родительном падеже.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Пятый этап

Формулировка своего

мнения

и его

аргументация

Формулировка своего мнения:

Выражая согласие или несогласие с позицией автора

исходного

текста

по

поднятой

проблеме,

следует

помнить о том, что оно должно быть представлено

корректно, развернуто и четко.

Важно не просто констатировать свое согласие или

несогласие с автором исходного текста, но и подробно

объяснить, в чем оно состоит.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Пятый этап

Формулировка своего

мнения

и его

аргументация

Аргументация своего мнения:

необходимо

следовать

правилам

построения

текста

рассуждения:

- тезис (мнение, которое должны обосновать);

-

аргументация

(приведение

доказательств,

объяснений,

примеров для обоснования собственного мнения);

- вывод (общий итог).

необходимо привести два аргумента:

-

могут основываться на читательских впечатлениях учащегося;

-

могут основываться на жизненных впечатлениях учащегося.

Этапы работы

над сочинением-рассуждением

Шестой этап

Вывод

или

заключение

Заключение

должно

подвести

итог

рассуждениям

выпускника

по

поводу

проблемы,

поставленной

автором

исходного

текста

и

придать

сочинению-

рассуждению законченный вид.

Пример:

Таким образом (итак, ... /в итоге можно прийти к такому

выводу: ... /в заключение можно сказать, что .../ обобщая

сказанное, ... /из этого следует, что …), приведённые примеры

подтверждают мысль автора…

Одна

из

самых

серьезных

проблем,

которую

учителям

приходится

регулярно

решать,―

организация

повторения.

Последовательно

изучая

различные

разделы

лингвистики(от

фонетики

до

синтаксиса),

нужно

так

организовать

процесс,

чтобы

самое

важное

из

уже

изученных тем ученик применял постоянно.

Спасибо

за

внимание



В раздел образования