Напоминание

"Социально-психологического сопровождения и поддержка родителей воспитывающих детей с нарушениями в развитии."


Автор: Тимощенко Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№12 "Солнышко"
Населённый пункт: Краснодарский край,г-к Анапа,б-р Евскина 5,корп.1,кв.44
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологического сопровождения и поддержка родителей воспитывающих детей с нарушениями в развитии."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-психологического сопровождения

и поддержка родителей

воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Старший воспитатель Тимощенко Ирина Юрьевна

МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» г-к. Анапа

Одним из условий ФГОС для детей с нарушениями в развитии

является

социально-психологического сопровождения и поддержка их родителей.

Под

социально-психологическим

сопровождением

подразумевается

система

профессиональной

деятельности, куда

включены

взаимосвязанные

компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и

коррекции развития ребенка.

В

нашем

детском

саду

для

детей

с нарушениями

в

развитии

созданы группы

компенсирующей

направленности,

в

них

обучаются

дети,

у

которых

следующие

виды

нарушений:

расстройства

аутистического

спектра,

задержка психического развития, нарушениями интеллекта.

Основным направлением в работе с детьми является: адаптация, оказание

психолого-педагогической

помощи

и

поддержка

родителей,

воспитывающим

детей с нарушением в развитии.

Детям

с нарушениями в развитии необходим адаптационный период. В

этот период

педагоги

должны

снять

стресс,

обеспечить

положительное

эмо-

циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить

контакт с ребенком и родителями.

Ц е л ь социально-психологического

сопровождения

это

- получение

ребенком

квалифицированной

помощи

специалистов:

педагога-психолога,

учителя-дефектолога,

учителя-логопеда

направленной

на

индивидуальное

развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-

психологическое содействие семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии.

Для решения данной цели в работе коллектив ДОУ поставил ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.

2.

Вооружить

необходимыми

знаниями

и

умениями

родителей

в

области

педагогики и психологии развития ребёнка.

3. Сформировать адекватную самооценку.

Принципы работы с родителями детей с

нарушениями в развитии

:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит

учет

личностных

особенностей

ребенка,

семьи;

обеспечение

комфортных,

безопасных условий.

2.

Гуманно-личностный

всестороннее

уважение

и

любовь

к

ребенку,

к

каждому члену семьи, вера в них.

3.Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать

только в комплексе, в тесном контакте всеми специалистами и родителями.

Направления воспитательной работы с родителями в ДОУ:

1.

Вооружение

родителей

практическими

приемами

коррекции

дефектов

развития ребёнка с ОВЗ.

2. Поддержка и повышение социального статуса семей

3.Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений

психологической защиты и самовосстановления.

4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

5. Оптимизация детско-родительских отношений.

Формы организации психолого-педагогической помощи семьи в ДОУ:

Индивидуальные формы работы.

1. Беседы и консультации специалистов.

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей

«особого» ребенка. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными

возможностями

здоровья,

суть

которой

заключается

в

поиске

решений

проблемных

ситуаций

психологического,

воспитательно-педагогического

характера.

2.Семейное

консультирование

(психотерапия):

специалисты

оказывают

поддержку

в

преодолении

эмоциональных

нарушений

в

семье,

вызываемых

появлением особого ребенка.

Применяются такие методы, как психодрама,

гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию

психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию

себя, эффективной жизнедеятельности;

3. Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются

эффективные

методы

воспитательно-педагогического

воздействия

на

ход

психического

развития

самого

ребенка

и

результативные

способы

обучения

родителей коррекционно-развивающим технологиям.

4. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю

во второй половине дня - информирование родителей ходе образовательной

работы с ребенком.

Коллективные формы взаимодействия.

1.Общие

родительские

собрания.

Информирование

и

обсуждение

с

родителями

задачи

и

содержание

коррекционно-образовательной

работы;

решение организационных вопросов; информирование родителей по вопросам

взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными

службами.

2.Групповые родительские собрания. Родительские собрания - сообщение о

формах

и

содержании

работы

с

детьми

в

семье,

решение

текущих

организационных вопросов;

3.«День открытых дверей» – родители посещают группу, вместе с ребенком,

наблюдают за работой специалистов.

4.

Проведение

детских

праздников

и

развлечений, где

родители

видят

достижения своего ребенка, участвуют совместно с ребенком.

5. Тематические доклады, плановые консультации, семинары-практикумы

где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные

знания на практике.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ

осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные

сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги,

дискуссии,

тренинги,

ролевые

игры,

детско-родительские

мероприятия,

тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3.Психотерапевтические

методы:

релаксации,

визуализации,

элементов

арт-

терапии, сказкотерапии.

Формы наглядного информационного обеспечения.

1.Информационные

стенды

и

тематические

выставки.

Стационарные

и

передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

2.Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной

работы

(привлечение

и

активизация

интереса

родителей

к

продуктивной

деятельности своего ребенка).

3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы

подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с

детьми в домашних условиях.

Здесь они учатся не только содержательному

взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы

общения с ним.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи,

близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере

других

семей,

что

активное

участие

родителей

в

развитии

ребёнка

ведёт

к

успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

При

обучении

навыка

коммуникации с

неговорящими

детьми

мы

применяем

альтернативные

системы:

жесты

(указательный,

отрицание),

символы, карточки PECS (коммуникационная система обмена изображениями).

В коммуникаторе

для

детей «Говори

молча» можно выбирать желаемые

предметы,

составлять предложения - просьбы. Со всеми этими методами и

приемами

знакомятся

и

родители

детей.

Эти

средства

помогают

не

только

наладить

общение,

но

и

являются

предпосылкой

к

развитию

речи,

первой

ступенькой на пути социализации ребенка в общество.

Анализируя

проблемы

детско-родительских

отношений,

педагоги

ДОУ

пришли к выводу о необходимости создания совместных детско-родительских

групп

игровой коррекции с целью оказания помощи семье в гармонизации

детско-родительского

общения. Игра возвращает родителей в детство, а дети

принимают родителей как своих сверстников.

Игровая

коррекция

детско-родительского

общения

представляет

собой

систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на преодоление

трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, на

формирование и развитие конструктивного общения «родители-дети».

Консультативно-просветительское сопровождение

семьи.

Родители

являются

полноправными

участниками

воспитательно-

образовательного

процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и

педагогическое

воздействие

оказывается

на

их

ребёнка

в

ДОУ.

Вовлечение

родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их

активности,

повышение

педагогической

компетентности,

а

также

меняет

характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

Наша

задача

помочь

родителям

не

стесняться

своего

ребенка,

воспринимать

таким,

какой

есть,

научить

ребенка

быть

уверенным

в

себе,

развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Система

психолого-педагогического

сопровождения

детей

и

поддержка

родителей воспитывающих детей с нарушениями в развитии

в

условиях нашего

дошкольного учреждения обеспечивает: адаптированную общеобразовательную

программу на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство

диагностики

и

коррекции

развивающей

деятельности

детей;

возможность

наглядно

продемонстрировать

родителям

результаты

успешного

развития

ребёнка.

Список литературы

Список литературы

1.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004

2.

Дубровина

И.В.

Семья

и

социализация

ребенка.

-

Возрастная

и

педагогическая психология. - №1. - 1998. - С. 50-53

3.

Ждакаева

Е.И.

Тропинка

к

счастливой

семье.

Коррекция

детско-

родительских отношений через сказку, игру, рисунок. - Санкт-Петербург, 2011

4.

Захаров,

А.И.

Психологические

особенности

восприятия

детьми

роли

родителей. - Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С. 59-98

5.

Колесник,

Н.Т.

Влияние

особенностей

семейного

воспитания

на

социальную адаптированность детей. - М. МГПУ, 1999

6.

Москалюк

О.В.

Педагогика

взаимопонимания.

Занятия

с

родителями.

Волгоград, 2011

7.

Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг

навстречу». - Санкт-Петербург, 2012



В раздел образования