Автор: Тимощенко Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№12 "Солнышко"
Населённый пункт: Краснодарский край,г-к Анапа,б-р Евскина 5,корп.1,кв.44
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологического сопровождения и поддержка родителей воспитывающих детей с нарушениями в развитии."
Раздел: дошкольное образование
Социально-психологического сопровождения
и поддержка родителей
воспитывающих детей с нарушениями в развитии.
Старший воспитатель Тимощенко Ирина Юрьевна
МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» г-к. Анапа
Одним из условий ФГОС для детей с нарушениями в развитии
является
социально-психологического сопровождения и поддержка их родителей.
Под
социально-психологическим
сопровождением
подразумевается
система
профессиональной
деятельности, куда
включены
взаимосвязанные
компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и
коррекции развития ребенка.
В
нашем
детском
саду
для
детей
с нарушениями
в
развитии
созданы группы
компенсирующей
направленности,
в
них
обучаются
дети,
у
которых
следующие
виды
нарушений:
расстройства
аутистического
спектра,
задержка психического развития, нарушениями интеллекта.
Основным направлением в работе с детьми является: адаптация, оказание
психолого-педагогической
помощи
и
поддержка
родителей,
воспитывающим
детей с нарушением в развитии.
Детям
с нарушениями в развитии необходим адаптационный период. В
этот период
педагоги
должны
снять
стресс,
обеспечить
положительное
эмо-
циональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить
контакт с ребенком и родителями.
Ц е л ь социально-психологического
сопровождения
это
- получение
ребенком
квалифицированной
помощи
специалистов:
педагога-психолога,
учителя-дефектолога,
учителя-логопеда
направленной
на
индивидуальное
развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-
психологическое содействие семьям, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Для решения данной цели в работе коллектив ДОУ поставил ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.
2.
Вооружить
необходимыми
знаниями
и
умениями
родителей
в
области
педагогики и психологии развития ребёнка.
3. Сформировать адекватную самооценку.
Принципы работы с родителями детей с
нарушениями в развитии
:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит
учет
личностных
особенностей
ребенка,
семьи;
обеспечение
комфортных,
безопасных условий.
2.
Гуманно-личностный
–
всестороннее
уважение
и
любовь
к
ребенку,
к
каждому члену семьи, вера в них.
3.Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать
только в комплексе, в тесном контакте всеми специалистами и родителями.
Направления воспитательной работы с родителями в ДОУ:
1.
Вооружение
родителей
практическими
приемами
коррекции
дефектов
развития ребёнка с ОВЗ.
2. Поддержка и повышение социального статуса семей
3.Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений
психологической защиты и самовосстановления.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
5. Оптимизация детско-родительских отношений.
Формы организации психолого-педагогической помощи семьи в ДОУ:
Индивидуальные формы работы.
1. Беседы и консультации специалистов.
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей
«особого» ребенка. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными
возможностями
здоровья,
суть
которой
заключается
в
поиске
решений
проблемных
ситуаций
психологического,
воспитательно-педагогического
характера.
2.Семейное
консультирование
(психотерапия):
специалисты
оказывают
поддержку
в
преодолении
эмоциональных
нарушений
в
семье,
вызываемых
появлением особого ребенка.
Применяются такие методы, как психодрама,
гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию
психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию
себя, эффективной жизнедеятельности;
3. Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются
эффективные
методы
воспитательно-педагогического
воздействия
на
ход
психического
развития
самого
ребенка
и
результативные
способы
обучения
родителей коррекционно-развивающим технологиям.
4. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю
во второй половине дня - информирование родителей ходе образовательной
работы с ребенком.
Коллективные формы взаимодействия.
1.Общие
родительские
собрания.
Информирование
и
обсуждение
с
родителями
задачи
и
содержание
коррекционно-образовательной
работы;
решение организационных вопросов; информирование родителей по вопросам
взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными
службами.
2.Групповые родительские собрания. Родительские собрания - сообщение о
формах
и
содержании
работы
с
детьми
в
семье,
решение
текущих
организационных вопросов;
3.«День открытых дверей» – родители посещают группу, вместе с ребенком,
наблюдают за работой специалистов.
4.
Проведение
детских
праздников
и
развлечений, где
родители
видят
достижения своего ребенка, участвуют совместно с ребенком.
5. Тематические доклады, плановые консультации, семинары-практикумы –
где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные
знания на практике.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей
эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.
В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ
осуществляется с помощью группы следующих методов:
1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные
сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.
2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги,
дискуссии,
тренинги,
ролевые
игры,
детско-родительские
мероприятия,
тематические недели семьи, семейные клубы, акции.
3.Психотерапевтические
методы:
релаксации,
визуализации,
элементов
арт-
терапии, сказкотерапии.
Формы наглядного информационного обеспечения.
1.Информационные
стенды
и
тематические
выставки.
Стационарные
и
передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.
2.Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной
работы
(привлечение
и
активизация
интереса
родителей
к
продуктивной
деятельности своего ребенка).
3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы
подбираются в форме, доступной для понимания родителями.
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с
детьми в домашних условиях.
Здесь они учатся не только содержательному
взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы
общения с ним.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи,
близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере
других
семей,
что
активное
участие
родителей
в
развитии
ребёнка
ведёт
к
успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
При
обучении
навыка
коммуникации с
неговорящими
детьми
мы
применяем
альтернативные
системы:
жесты
(указательный,
отрицание),
символы, карточки PECS (коммуникационная система обмена изображениями).
В коммуникаторе
для
детей «Говори
молча» можно выбирать желаемые
предметы,
составлять предложения - просьбы. Со всеми этими методами и
приемами
знакомятся
и
родители
детей.
Эти
средства
помогают
не
только
наладить
общение,
но
и
являются
предпосылкой
к
развитию
речи,
первой
ступенькой на пути социализации ребенка в общество.
Анализируя
проблемы
детско-родительских
отношений,
педагоги
ДОУ
пришли к выводу о необходимости создания совместных детско-родительских
групп
игровой коррекции с целью оказания помощи семье в гармонизации
детско-родительского
общения. Игра возвращает родителей в детство, а дети
принимают родителей как своих сверстников.
Игровая
коррекция
детско-родительского
общения
представляет
собой
систему специальных занятий, игр, упражнений, направленную на преодоление
трудностей и нарушений, возникающих у родителей в общении с детьми, на
формирование и развитие конструктивного общения «родители-дети».
Консультативно-просветительское сопровождение
семьи.
Родители
являются
полноправными
участниками
воспитательно-
образовательного
процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и
педагогическое
воздействие
оказывается
на
их
ребёнка
в
ДОУ.
Вовлечение
родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их
активности,
повышение
педагогической
компетентности,
а
также
меняет
характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.
Наша
задача
помочь
родителям
не
стесняться
своего
ребенка,
воспринимать
таким,
какой
есть,
научить
ребенка
быть
уверенным
в
себе,
развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
и
поддержка
родителей воспитывающих детей с нарушениями в развитии
в
условиях нашего
дошкольного учреждения обеспечивает: адаптированную общеобразовательную
программу на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство
диагностики
и
коррекции
—
развивающей
деятельности
детей;
возможность
наглядно
продемонстрировать
родителям
результаты
успешного
развития
ребёнка.
Список литературы
Список литературы
1.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2004
2.
Дубровина
И.В.
Семья
и
социализация
ребенка.
-
Возрастная
и
педагогическая психология. - №1. - 1998. - С. 50-53
3.
Ждакаева
Е.И.
Тропинка
к
счастливой
семье.
Коррекция
детско-
родительских отношений через сказку, игру, рисунок. - Санкт-Петербург, 2011
4.
Захаров,
А.И.
Психологические
особенности
восприятия
детьми
роли
родителей. - Вопросы психологии. - 1982. - №1. - С. 59-98
5.
Колесник,
Н.Т.
Влияние
особенностей
семейного
воспитания
на
социальную адаптированность детей. - М. МГПУ, 1999
6.
Москалюк
О.В.
Педагогика
взаимопонимания.
Занятия
с
родителями.
Волгоград, 2011
7.
Сагдеева Н.В. Совместная деятельность родителей с детьми в ДОУ «Шаг
навстречу». - Санкт-Петербург, 2012