Напоминание

"Биология. Приморский край. Региональный компонент. Обмен опытом."


Автор: Козловская Светлана Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №32 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Биология. Приморский край. Региональный компонент. Обмен опытом."
Раздел: среднее образование





Назад




Биология.

Приморский край.

Региональный

компонент.

Обмен опытом

МБОУ «СОШ №32

города Владивостока»,

Козловская Светлана Владимировна,

учитель биологии

В 2017 году в издательстве «Русское слово» вышло учебное пособие

Биология. Приморский край. 5 класс как приложение к учебнику А.

Плешакова и Э. Введенского. Биология. Введение в биологию. 5 класс, из

системы учебников «Инновационная школа», линия «Ракурс».

Автор пособия - Меделян Елена Викторовна, заведующий кафедрой теории и

практики предметного обучения ПК ИРО, кандидат культурологии. Уже

более полугода пособие продается в магазинах «Владкнига» и многие школы

имели возможность приобрести его на новый учебный год в свои библиотеки.

Можно сказать, что дождались. Двадцать лет назад в Приморье выпустили

учебники по географии и истории Приморского края, а о биологии только

говорили.

За эти годы у многих наших коллег из других краев и областей появились

региональные пособия и учебники по биологии. Это Пермский край,

Забайкальский край, Красноярский край и другие. А наши педагоги сами за

годы своей работы собирали, накапливали материал о природе Приморья,

обменивались им друг с другом. И у многих дома и на работе настоящие

краеведческие собрания книг, фотографий, фильмов о живой природе. Но тем

не менее материал пособия будет полезен как учителям опытным, так и

молодым педагогам, которые только начинают биологию преподавать.

Учебное пособие можно использовать на уроках биологии не только, работая

по программе А. Плешакова, Э. Введенского. Оно подойдет к программам

различных авторских коллективов. В нашей школе ребята обучаются

биологии по учебникам авторов Н.Сонина, В.Захарова, И.Агафоновой.

Когда я приобрела пособие в ноябре 2017 года, то познакомилась с ним и

стала его материалы включать в уроки 5,6,7 классов. Видно, что тринадцать

параграфов пособия перекликаются с темами уроков биологии с 5 по 7 класс.

Во всех учебниках 5 класса есть тема «Царство Бактерии». Из пособия на

урок можно взять в качестве сообщений пункты о достижениях морской

биологии и о бактериальных заболеваниях в Приморском крае. Ребятам, кто с

начальной школы увлекается исследованиями можно предложить вырастить

во внеурочное время культуру картофельной палочки. Инструктивную

карточку предлагает пособие в рубрике «Учебное исследование». Дети

выступят перед одноклассниками с результатами работы о выращивании

культуры, об увиденном строении бактерии, ее подвижности, значении.

Микрофотография культуры картофельной палочки. Увеличение школьного микроскопа в

400 раз.

Один час посвящен в программе 5 класса грибам. Из параграфа 7 «Грибы

Приморского края» можно для работы на уроке в парах использовать

материал о съедобных и несъедобных грибах. К упомянутым лекарственным

грибам – грибная лапша, к грибам с интересными названиями - звездовик

есть фотографии, а текст дает объяснение, чем полезен гриб или почему так

назван.

Среды обитания, известные темы в учебниках для пятиклассников разных

авторских коллективов. Знакомясь с обитателями сред жизни на уроке можно

предложить из метапредметного практикума пособия ребятам задание в

группах, по отрывку о жизни водных растений из книги С. Шлотгауэр

«Времена года». Сделать на формате А3 рисунок или схему обитателей

зеленых поясов озера, проанализировать его и выявить пояс с наибольшим

количеством растений и животных.

Весной с шестиклассниками при изучении природных сообществ мы

воспользовались материалом пособия о пихтово-широколиственных лесах,

дубняках и кедрово-широколиственных лесах. Помогал нам параграф 12

«Природные сообщества Приморского края», цветные фотографии,

школьный словарь, задача рубрики «Подумайте».

Если работать с пособием постоянно 1 час в неделю весь год на занятиях по

внеурочной деятельности, то тогда можно использовать весь арсенал

пособия: основной текст, дополнительный, словарь, метапредметный

практикум, учебные исследования, карты, фотографии.

Коллеги из других регионов страны при общении в интернет-сообществах

делятся своими рассказами о региональном компоненте. У одних это

дополнительный час в 5, 6 или в 5-6 классах. Другие сообщают, что ведут

такой курс как занятия по внеурочной деятельности и получают доплату в

виде стимулирующих выплат. Третьи организуют платное обучение.

Вести занятия можно как платные дополнительные услуги, набрав группу

детей 15 человек. Конечно, в старшей школе родители уже меньше

оплачивают внеурочную деятельность, в начальной школе охотнее

откликаются на предложения учителя младших классов.

На заседании методического объединения учителей начальной классов ваших

школ можно представить пособие и предложить коллегам самим вести этот

курс или вы сами можете работать с ребятами 4 классов. В 1, 2, 3, 4 классе на

уроках окружающего мира дети знакомятся со многими темами созвучными в

пособии с 3 по 13 параграф.

Спасибо за большую работу автору пособия по биологии нашего края для

юных приморцев. Страницы этой книги помогут школьникам лучше узнать

уникальную природу Приморского края, изучить ее, любить и охранять.

Спасибо издательству «Русское слово» за выпуск этой

книги. Спасибо вам, за ваше внимание, коллеги.



В раздел образования