Автор: Козловская Светлана Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №32 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Биология. Приморский край. Региональный компонент. Обмен опытом."
Раздел: среднее образование
Биология.
Приморский край.
Региональный
компонент.
Обмен опытом
МБОУ «СОШ №32
города Владивостока»,
Козловская Светлана Владимировна,
учитель биологии
В 2017 году в издательстве «Русское слово» вышло учебное пособие
Биология. Приморский край. 5 класс как приложение к учебнику А.
Плешакова и Э. Введенского. Биология. Введение в биологию. 5 класс, из
системы учебников «Инновационная школа», линия «Ракурс».
Автор пособия - Меделян Елена Викторовна, заведующий кафедрой теории и
практики предметного обучения ПК ИРО, кандидат культурологии. Уже
более полугода пособие продается в магазинах «Владкнига» и многие школы
имели возможность приобрести его на новый учебный год в свои библиотеки.
Можно сказать, что дождались. Двадцать лет назад в Приморье выпустили
учебники по географии и истории Приморского края, а о биологии только
говорили.
За эти годы у многих наших коллег из других краев и областей появились
региональные пособия и учебники по биологии. Это Пермский край,
Забайкальский край, Красноярский край и другие. А наши педагоги сами за
годы своей работы собирали, накапливали материал о природе Приморья,
обменивались им друг с другом. И у многих дома и на работе настоящие
краеведческие собрания книг, фотографий, фильмов о живой природе. Но тем
не менее материал пособия будет полезен как учителям опытным, так и
молодым педагогам, которые только начинают биологию преподавать.
Учебное пособие можно использовать на уроках биологии не только, работая
по программе А. Плешакова, Э. Введенского. Оно подойдет к программам
различных авторских коллективов. В нашей школе ребята обучаются
биологии по учебникам авторов Н.Сонина, В.Захарова, И.Агафоновой.
Когда я приобрела пособие в ноябре 2017 года, то познакомилась с ним и
стала его материалы включать в уроки 5,6,7 классов. Видно, что тринадцать
параграфов пособия перекликаются с темами уроков биологии с 5 по 7 класс.
Во всех учебниках 5 класса есть тема «Царство Бактерии». Из пособия на
урок можно взять в качестве сообщений пункты о достижениях морской
биологии и о бактериальных заболеваниях в Приморском крае. Ребятам, кто с
начальной школы увлекается исследованиями можно предложить вырастить
во внеурочное время культуру картофельной палочки. Инструктивную
карточку предлагает пособие в рубрике «Учебное исследование». Дети
выступят перед одноклассниками с результатами работы о выращивании
культуры, об увиденном строении бактерии, ее подвижности, значении.
Микрофотография культуры картофельной палочки. Увеличение школьного микроскопа в
400 раз.
Один час посвящен в программе 5 класса грибам. Из параграфа 7 «Грибы
Приморского края» можно для работы на уроке в парах использовать
материал о съедобных и несъедобных грибах. К упомянутым лекарственным
грибам – грибная лапша, к грибам с интересными названиями - звездовик
есть фотографии, а текст дает объяснение, чем полезен гриб или почему так
назван.
Среды обитания, известные темы в учебниках для пятиклассников разных
авторских коллективов. Знакомясь с обитателями сред жизни на уроке можно
предложить из метапредметного практикума пособия ребятам задание в
группах, по отрывку о жизни водных растений из книги С. Шлотгауэр
«Времена года». Сделать на формате А3 рисунок или схему обитателей
зеленых поясов озера, проанализировать его и выявить пояс с наибольшим
количеством растений и животных.
Весной с шестиклассниками при изучении природных сообществ мы
воспользовались материалом пособия о пихтово-широколиственных лесах,
дубняках и кедрово-широколиственных лесах. Помогал нам параграф 12
«Природные сообщества Приморского края», цветные фотографии,
школьный словарь, задача рубрики «Подумайте».
Если работать с пособием постоянно 1 час в неделю весь год на занятиях по
внеурочной деятельности, то тогда можно использовать весь арсенал
пособия: основной текст, дополнительный, словарь, метапредметный
практикум, учебные исследования, карты, фотографии.
Коллеги из других регионов страны при общении в интернет-сообществах
делятся своими рассказами о региональном компоненте. У одних это
дополнительный час в 5, 6 или в 5-6 классах. Другие сообщают, что ведут
такой курс как занятия по внеурочной деятельности и получают доплату в
виде стимулирующих выплат. Третьи организуют платное обучение.
Вести занятия можно как платные дополнительные услуги, набрав группу
детей 15 человек. Конечно, в старшей школе родители уже меньше
оплачивают внеурочную деятельность, в начальной школе охотнее
откликаются на предложения учителя младших классов.
На заседании методического объединения учителей начальной классов ваших
школ можно представить пособие и предложить коллегам самим вести этот
курс или вы сами можете работать с ребятами 4 классов. В 1, 2, 3, 4 классе на
уроках окружающего мира дети знакомятся со многими темами созвучными в
пособии с 3 по 13 параграф.
Спасибо за большую работу автору пособия по биологии нашего края для
юных приморцев. Страницы этой книги помогут школьникам лучше узнать
уникальную природу Приморского края, изучить ее, любить и охранять.
Спасибо издательству «Русское слово» за выпуск этой
книги. Спасибо вам, за ваше внимание, коллеги.