Автор: Магомедова Ирина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ МО Плавский район "ПСОШ №1"
Населённый пункт: город Плавск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Декоративно-прикладное творчество на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины"
Раздел: среднее образование
МБОУ
МО
Плавский
район
«
Плавская
СОШ
№1
имени
дважды
Героя
Советского
Союза
Б
.
Ф
.
Сафонова
Доклад
К
августовскому
совещанию
учителей
технологии
по
теме
:
«
Декоративно
-
прикладное
творчество
на
уроках
технологии
при
изготовлении
изделий
из
древесины
»
Подготовил
учитель
технологии
МАГОМЕДОВА
И
.
В
.
ПЛАВСК
2015
Работа
учителя
технологии
предусматривает
различные
возможности
развития
и
реализации
творческого
начала
у
каждого
школьника
.
Особенно
неограниченны
эти
возможности
в
художественно
-
прикладных
видах
декоративного
творчества
,
уходящих
корнями
в
тысячелетнюю
историю
мира
.
Национальные
традиции
,
отражаемые
в
предметах
художественных
промыслов
,
перешли
к
нам
,
как
свидетельства
таланта
и
неисчерпаемого
творчества
народа
.
Декоративно
-
прикладное
творчество
является
одним
из
видов
художественного
творчества
в
области
пространственных
искусств
.
В
нем
проявляются
закономерности
эстетического
отношения
человека
к
действительности
.
В
процессе
развития
художественного
творчества
сложились
и
некоторые
универсальные
принципы
и
правила
композиций
.
Это
принципы
и
правила
,
соблюдение
которых
обеспечивает
в
формах
такие
свойства
,
как
целостность
,
гармоничность
и
соразмерность
.
Обращение
к
народному
искусству
завоевало
прочное
место
в
работе
современного
педагога
с
детьми
.
В
последние
годы
занятия
декоративно
-
прикладным
творчеством
стали
очень
популярны
.
Изделия
,
сделанные
руками
ребят
,
могут
служить
украшением
любого
интерьера
,
в
том
числе
и
школьного
.
По
своей
эстетической
специфике
декоративное
искусство
очень
близко
детям
,
характерному
для
детского
возраста
эстетическому
восприятию
вещей
.
Лаконичность
форм
,
смысловая
точность
,
конкретность
,
контрасты
в
фактурной
проработке
отдельных
элементов
композиции
-
эти
и
другие
черты
органически
присущи
творчеству
детей
.
Притягательной
силой
декоративно
-
прикладного
творчества
является
разнообразие
,
практичность
многих
его
видов
и
жанров
.
Занятия
декоративно
-
прикладным
творчеством
,
несомненно
,
откроют
для
многих
детей
новые
пути
познания
народного
творчества
,
обогатят
их
внутренний
мир
.
Изучая
декоративно
-
прикладное
искусство
на
уроках
технологии
,
учащиеся
соединяют
знания
технических
приемов
с
художественной
фантазией
,
присущей
их
детскому
воображению
,
создают
не
только
полезные
,
но
и
красивые
изделия
.
Работу
ребят
над
созданием
изделия
,
неразрывно
связанную
с
выбором
темы
,
техникой
исполнения
,
сбором
материала
,
разработкой
орнамента
и
эскизов
,
можно
смело
назвать
творческой
.
Детское
творчество
,
проявляемое
в
трудовой
деятельности
,
имеет
свою
специфику
.
Оно
существенно
отличается
от
творчества
взрослых
.
В
творческой
деятельности
школьников
,
главной
продолжает
оставаться
педагогическая
проблема
–
преодоление
формального
отношения
к
выполняемой
работе
,
формирования
у
них
установки
на
перевод
выполняемого
задания
на
творческий
уровень
.
Проще
всего
,
это
воспитание
у
учащихся
определенной
готовности
к
самостоятельной
творческой
деятельности
.
В
работе
учителя
со
школьниками
подросткового
возраста
,
приходится
учитывать
ряд
условий
.
С
одной
стороны
деятельность
ограничена
рамками
более
простых
видов
труда
,
а
умения
и
навыки
только
приобретаются
на
занятиях
.
С
другой
стороны
подросткам
более
свойственен
значительный
взлет
стремления
к
творческому
поиску
.
Учащиеся
уже
овладели
определенной
системой
знаний
,
некоторыми
умениями
и
навыками
.
Они
активно
стремятся
использовать
полученный
опыт
,
испытывают
потребность
утвердить
себя
в
глазах
окружающих
.
Работа
учителя
технологии
по
формированию
творческих
начал
личности
подростка
начинается
с
включения
его
в
общественно
ценную
трудовую
деятельность
,
с
пробуждения
у
него
интереса
к
этой
деятельности
и
создания
внутреннего
настроя
на
выдумку
,
наилучше
выполнение
дела
.
В
подростковом
возрасте
мотив
любознательности
,
непосредственного
интереса
к
новизне
все
более
обогащается
осознанным
желанием
попробовать
свои
силы
и
сделать
что
-
то
нужное
.
Социально
направленный
мотив
творческой
деятельности
начинает
выступать
в
единстве
с
познавательным
мотивом
.
В
творчестве
школьники
видят
способ
самоутверждения
.
Это
выступает
для
него
не
только
далекой
,
но
и
близкой
перспективой
.
В
результате
может
возникнуть
переоценка
своих
возможностей
,
построение
неосуществимых
планов
,
проектов
,
поэтому
педагогу
важно
показать
реальные
пути
,
вооружить
ребят
соответствующими
подходами
,
знаниями
,
умениями
.
При
организации
трудовой
деятельности
школьников
в
этих
целях
педагог
должен
сделать
акцент
на
создание
общей
установки
у
ребят
на
творчество
:
введение
соответствующих
форм
работы
,
выдвижение
творческих
задач
,
стимулов
,
направленных
на
воспитание
у
учащихся
личностной
основы
творчества
.
Наряду
с
индивидуальными
заданиями
должны
широко
применяться
групповые
и
коллективные
формы
деятельности
,
благодаря
которым
школьники
учатся
решать
трудовые
проблемы
сообща
,
сотрудничать
в
труде
.
Методика
преподавания
декоративно
-
прикладного
творчества
должна
учитывать
следующие
преимущества
данного
вида
трудовой
деятельности
:
1.
Объекты
труда
не
должны
требовать
значительных
материально
-
технически
затрат
;
2.
Изделия
должны
носить
прикладной
,
утилитарный
характер
и
могут
выполняться
для
собственных
или
домашних
нужд
,
нужд
школы
,
что
стимулирует
интерес
к
работе
;
3.
В
работе
должна
проявляться
дифференциация
,
а
посильность
работ
должна
варьироваться
в
широких
пределах
;
4.
Ребята
вправе
по
собственному
усмотрению
выбирать
изделия
,
их
композицию
,
что
способствует
развитию
творческого
начала
;
Задача
учителя
состоит
в
том
,
чтобы
донести
до
ребят
секреты
изготовления
изделий
,
подарить
радость
творчества
,
научить
работать
.
Он
должен
раскрыть
способности
учеников
,
помочь
им
в
преодолении
трудностей
,
привить
им
интерес
к
народному
искусству
.
Наиболее
эффективно
эти
задачи
могут
быть
решены
путем
организации
целостного
учебно
-
воспитательного
процесса
обучения
учащихся
на
уроке
.
Целью
занятий
является
воспитание
у
детей
интереса
к
искусству
обработки
древесины
,
развитие
творческих
способностей
,
эстетического
и
художественного
вкуса
,
формирование
умений
и
навыков
работы
с
различными
материалами
,
специальным
инструментом
,
воспитание
чувства
коллективизма
,
приобщение
к
общественно
полезной
деятельности
.
Основным
условием
для
нормальной
работы
,
является
подготовленные
для
занятий
школьные
мастерские
.
Помещение
должно
быть
светлым
,
достаточно
просторным
,
оборудованное
принудительной
вентиляцией
.
Оно
должно
иметь
индивидуальные
рабочие
места
и
места
для
размещения
и
хранения
инвентаря
,
оборудования
и
материалов
.
Так
же
в
мастерской
должно
быть
оборудованно
место
для
мытья
рук
,
с
холодной
и
горячей
водой
.
Разнообразие
выбора
объектов
труда
зависит
от
наличия
материально
–
технической
базы
мастерских
.
Учитель
должен
следить
за
соблюдением
общих
правил
поведения
установленных
на
уроке
,
а
также
за
соблюдением
техники
безопасности
при
работе
с
различными
инструментами
и
приспособлениями
,
учить
бережному
отношению
к
оборудованию
.
На
вводном
занятии
обязательно
проводиться
инструктаж
по
технике
безопасности
,
выбирается
староста
из
числа
учащихся
.
Учебно
-
воспитательная
работа
на
уроке
строиться
согласно
календарно
-
тематического
плана
,
разработанного
в
соответствии
с
учебной
программой
,
в
которой
80%
учебного
времени
отводится
на
практическую
работу
.
Важнейшая
часть
рабочего
места
-
рабочий
стол
(
верстак
).
Он
должен
быть
оснащен
различными
приспособлениями
облегчающими
труд
,
которые
могут
варьироваться
в
зависимости
от
вида
выполняемых
работ
.
Желательно
,
чтобы
крышка
верстака
имела
возможность
регулировки
по
высоте
.
Для
фиксации
заготовок
могут
применяться
различные
универсальные
приспособления
.
К
столешнице
могут
быть
постоянно
прикреплены
:
столик
для
выпиливания
лобзиком
,
приспособление
для
натяжки
пилки
в
лобзике
,
упор
для
пиления
брусков
и
досок
и
др
.
Лучше
всего
верстаки
в
помещении
размещать
так
,
чтобы
свет
падал
спереди
или
слева
.
Кроме
того
мастерская
должна
быть
оборудованна
достаточным
искусственным
освещением
.
Набор
инструментов
и
приспособлений
может
изменяться
,
за
исключением
тех
,
без
которых
обойтись
невозможно
,
а
именно
:
1)
измерительный
и
разметочный
инструмент
;
2)
режущий
инструмент
;
3)
монтажный
и
вспомогательный
инструмент
;
4)
приспособления
;
5)
электроинструмент
;
Хотя
древесина
является
распространенным
и
доступным
материалом
,
ее
доставка
,
подготовка
к
окончательной
обработке
и
хранение
требуют
довольно
много
забот
,
дополнительных
помещений
и
капиталовложений
.
Поэтому
заготовками
для
изделий
могут
служить
отходы
пиломатериалов
и
древесных
материалов
(
обрезки
брусков
,
досок
,
столярных
щитов
и
фанеры
).
Их
же
распиливание
на
заготовки
на
круглопильном
станке
облегчается
в
виду
малых
размеров
.
Для
распиливания
также
можно
использовать
электролобзик
.
Влажные
заготовке
вначале
надо
просушить
.
Кроме
древесных
материалов
,
для
изготовления
изделий
требуются
клеи
,
лаки
,
гвозди
,
шурупы
и
др
.
Для
склеивания
древесины
выпускаются
различные
клеи
.
Лучше
всего
пользоваться
поливинилацетатным
клеем
(
ПВА
0,
образующим
прочный
и
бесцветный
клеевой
шов
.
Если
склеиваемые
поверхности
прилегают
неплотно
,
можно
использовать
эпоксидный
клей
.
Лаки
различают
по
происхождению
основного
компонента
.
Какой
лак
применять
в
каждом
конкретном
случае
зависит
от
многих
обстоятельств
,
в
первую
очередь
от
области
применения
изделия
.
Иногда
необходимо
придать
изделию
другой
цвет
,
отличающийся
от
цвета
заготовки
.
В
этом
случае
применяются
спиртовые
и
водные
красители
(
морилки
)
имитирующие
ценные
породы
деревьев
.
Одним
из
важных
вопросов
является
подбор
изделий
для
школьников
.
Необходимо
учитывать
следующие
факторы
:
1.
социальная
значимость
изделия
;
2.
соответствие
способностям
учащихся
;
3.
наличие
нужных
материалов
,
инструментов
и
приспособлений
;
4.
возможность
вовлечение
учащихся
в
творческую
деятельность
;
Изделия
условно
можно
разделить
на
утилитарные
и
декоративные
.
Хотя
иногда
трудно
однозначно
определит
к
какой
группе
относится
данная
вещь
,
но
в
большинстве
случаев
подобная
градация
позволяет
легче
судить
о
целесообразности
включения
того
или
иного
объекта
в
план
работы
.
Данные
группы
в
свою
очередь
делятся
на
подгруппы
:
1.
предметы
бытового
употребления
;
2.
инструменты
и
приспособления
;
3.
наглядные
пособия
и
инвентарь
;
4.
игрушки
;
5.
сувениры
;
6.
украшения
;
Необходимо
заметить
,
что
изготовлением
сувениров
на
уроке
не
стоит
особо
увлекаться
.
При
разработке
эскизов
целесообразно
консультироваться
с
учителем
рисовании
.
Декоративные
формы
,
в
свою
очередь
,
можно
разделить
на
подражающие
и
абстрактные
.
Украшения
можно
считать
еще
одной
разновидностью
декоративных
форм
из
древесины
.
Но
декоративные
формы
в
качестве
украшений
должны
отвечать
специальным
требованиям
:
быть
простыми
и
лаконичными
небольшими
по
размеру
,
предусматривать
в
конструкции
способ
крепления
и
т
.
д
.
Поддержать
творческий
настрой
,
сохранить
увлеченность
ребят
учителю
помогают
различные
методы
педагогического
воздействия
,
применение
которых
зависит
от
возрастных
особенностей
детей
.
Задания
,
выполняемые
учащимися
,
должны
различаться
по
степени
сложности
и
соответствовать
возрастным
группам
.
Важным
воспитательным
моментом
является
пример
учителя
,
который
не
только
теоретически
,
но
и
практически
может
показать
все
этапы
создания
изделия
.
Приобретая
теоретический
и
практический
опыт
,
ребята
создают
настоящие
изделия
,
испытывают
удовлетворение
тот
преобразования
«
сырого
»
материала
в
готовое
изделие
.
Сразу
,
с
первых
занятий
,
необходимо
приучать
ребят
к
самостоятельной
работе
,
так
как
при
излишней
опеке
часто
происходит
обратный
результат
.
Необходимо
так
строить
занятия
,
чтобы
у
школьников
появилось
желание
самим
решать
поставленную
перед
ними
задачу
.
Вконце
учебного
года
очень
хорошо
провести
выставку
изделий
учащихся
.
Она
очень
нужна
детям
,
так
как
это
своеобразный
отчет
о
результатах
своего
труда
за
учебный
год
,
возможность
самоутвердиться
и
повысить
свой
статус
в
глазах
окружающих
.
Также
надо
проводить
промежуточные
выставки
в
течение
всего
учебного
года
.
В
подготовке
экспозиции
выставки
ребята
должны
принимать
самое
деятельное
участие
.
Приложение
Образцы
изделий
учащихся
выполненные
на
уроках
технологии
в
5 – 8
классах
:
В результате практической работы были изготовлены полезные и красивые
вещи. При изготовлении изделия были использованы знания в области
технологии декоративно-прикладного творчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Декоративно - Прикладное творчество рассматривается в широком спектре
составляющих культуры народа. Образцы прикладного искусства определяют
собой не только объекты исключительного мастерства, но и являются
носителями и хранителями прошлого, отражая мудрость народа, его
характер и образ жизни. Именно поэтому прикладное искусство, возникнув
однажды, будет жить, пока существует сам народ, его хранитель и создатель.