Напоминание

"Декоративно-прикладное творчество на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины"


Автор: Магомедова Ирина Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ МО Плавский район "ПСОШ №1"
Населённый пункт: город Плавск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Декоративно-прикладное творчество на уроках технологии при изготовлении изделий из древесины"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ

МО

Плавский

район

«

Плавская

СОШ

№1

имени

дважды

Героя

Советского

Союза

Б

.

Ф

.

Сафонова

Доклад

К

августовскому

совещанию

учителей

технологии

по

теме

:

«

Декоративно

-

прикладное

творчество

на

уроках

технологии

при

изготовлении

изделий

из

древесины

»

Подготовил

учитель

технологии

МАГОМЕДОВА

И

.

В

.

ПЛАВСК

2015

Работа

учителя

технологии

предусматривает

различные

возможности

развития

и

реализации

творческого

начала

у

каждого

школьника

.

Особенно

неограниченны

эти

возможности

в

художественно

-

прикладных

видах

декоративного

творчества

,

уходящих

корнями

в

тысячелетнюю

историю

мира

.

Национальные

традиции

,

отражаемые

в

предметах

художественных

промыслов

,

перешли

к

нам

,

как

свидетельства

таланта

и

неисчерпаемого

творчества

народа

.

Декоративно

-

прикладное

творчество

является

одним

из

видов

художественного

творчества

в

области

пространственных

искусств

.

В

нем

проявляются

закономерности

эстетического

отношения

человека

к

действительности

.

В

процессе

развития

художественного

творчества

сложились

и

некоторые

универсальные

принципы

и

правила

композиций

.

Это

принципы

и

правила

,

соблюдение

которых

обеспечивает

в

формах

такие

свойства

,

как

целостность

,

гармоничность

и

соразмерность

.

Обращение

к

народному

искусству

завоевало

прочное

место

в

работе

современного

педагога

с

детьми

.

В

последние

годы

занятия

декоративно

-

прикладным

творчеством

стали

очень

популярны

.

Изделия

,

сделанные

руками

ребят

,

могут

служить

украшением

любого

интерьера

,

в

том

числе

и

школьного

.

По

своей

эстетической

специфике

декоративное

искусство

очень

близко

детям

,

характерному

для

детского

возраста

эстетическому

восприятию

вещей

.

Лаконичность

форм

,

смысловая

точность

,

конкретность

,

контрасты

в

фактурной

проработке

отдельных

элементов

композиции

-

эти

и

другие

черты

органически

присущи

творчеству

детей

.

Притягательной

силой

декоративно

-

прикладного

творчества

является

разнообразие

,

практичность

многих

его

видов

и

жанров

.

Занятия

декоративно

-

прикладным

творчеством

,

несомненно

,

откроют

для

многих

детей

новые

пути

познания

народного

творчества

,

обогатят

их

внутренний

мир

.

Изучая

декоративно

-

прикладное

искусство

на

уроках

технологии

,

учащиеся

соединяют

знания

технических

приемов

с

художественной

фантазией

,

присущей

их

детскому

воображению

,

создают

не

только

полезные

,

но

и

красивые

изделия

.

Работу

ребят

над

созданием

изделия

,

неразрывно

связанную

с

выбором

темы

,

техникой

исполнения

,

сбором

материала

,

разработкой

орнамента

и

эскизов

,

можно

смело

назвать

творческой

.

Детское

творчество

,

проявляемое

в

трудовой

деятельности

,

имеет

свою

специфику

.

Оно

существенно

отличается

от

творчества

взрослых

.

В

творческой

деятельности

школьников

,

главной

продолжает

оставаться

педагогическая

проблема

преодоление

формального

отношения

к

выполняемой

работе

,

формирования

у

них

установки

на

перевод

выполняемого

задания

на

творческий

уровень

.

Проще

всего

,

это

воспитание

у

учащихся

определенной

готовности

к

самостоятельной

творческой

деятельности

.

В

работе

учителя

со

школьниками

подросткового

возраста

,

приходится

учитывать

ряд

условий

.

С

одной

стороны

деятельность

ограничена

рамками

более

простых

видов

труда

,

а

умения

и

навыки

только

приобретаются

на

занятиях

.

С

другой

стороны

подросткам

более

свойственен

значительный

взлет

стремления

к

творческому

поиску

.

Учащиеся

уже

овладели

определенной

системой

знаний

,

некоторыми

умениями

и

навыками

.

Они

активно

стремятся

использовать

полученный

опыт

,

испытывают

потребность

утвердить

себя

в

глазах

окружающих

.

Работа

учителя

технологии

по

формированию

творческих

начал

личности

подростка

начинается

с

включения

его

в

общественно

ценную

трудовую

деятельность

,

с

пробуждения

у

него

интереса

к

этой

деятельности

и

создания

внутреннего

настроя

на

выдумку

,

наилучше

выполнение

дела

.

В

подростковом

возрасте

мотив

любознательности

,

непосредственного

интереса

к

новизне

все

более

обогащается

осознанным

желанием

попробовать

свои

силы

и

сделать

что

-

то

нужное

.

Социально

направленный

мотив

творческой

деятельности

начинает

выступать

в

единстве

с

познавательным

мотивом

.

В

творчестве

школьники

видят

способ

самоутверждения

.

Это

выступает

для

него

не

только

далекой

,

но

и

близкой

перспективой

.

В

результате

может

возникнуть

переоценка

своих

возможностей

,

построение

неосуществимых

планов

,

проектов

,

поэтому

педагогу

важно

показать

реальные

пути

,

вооружить

ребят

соответствующими

подходами

,

знаниями

,

умениями

.

При

организации

трудовой

деятельности

школьников

в

этих

целях

педагог

должен

сделать

акцент

на

создание

общей

установки

у

ребят

на

творчество

:

введение

соответствующих

форм

работы

,

выдвижение

творческих

задач

,

стимулов

,

направленных

на

воспитание

у

учащихся

личностной

основы

творчества

.

Наряду

с

индивидуальными

заданиями

должны

широко

применяться

групповые

и

коллективные

формы

деятельности

,

благодаря

которым

школьники

учатся

решать

трудовые

проблемы

сообща

,

сотрудничать

в

труде

.

Методика

преподавания

декоративно

-

прикладного

творчества

должна

учитывать

следующие

преимущества

данного

вида

трудовой

деятельности

:

1.

Объекты

труда

не

должны

требовать

значительных

материально

-

технически

затрат

;

2.

Изделия

должны

носить

прикладной

,

утилитарный

характер

и

могут

выполняться

для

собственных

или

домашних

нужд

,

нужд

школы

,

что

стимулирует

интерес

к

работе

;

3.

В

работе

должна

проявляться

дифференциация

,

а

посильность

работ

должна

варьироваться

в

широких

пределах

;

4.

Ребята

вправе

по

собственному

усмотрению

выбирать

изделия

,

их

композицию

,

что

способствует

развитию

творческого

начала

;

Задача

учителя

состоит

в

том

,

чтобы

донести

до

ребят

секреты

изготовления

изделий

,

подарить

радость

творчества

,

научить

работать

.

Он

должен

раскрыть

способности

учеников

,

помочь

им

в

преодолении

трудностей

,

привить

им

интерес

к

народному

искусству

.

Наиболее

эффективно

эти

задачи

могут

быть

решены

путем

организации

целостного

учебно

-

воспитательного

процесса

обучения

учащихся

на

уроке

.

Целью

занятий

является

воспитание

у

детей

интереса

к

искусству

обработки

древесины

,

развитие

творческих

способностей

,

эстетического

и

художественного

вкуса

,

формирование

умений

и

навыков

работы

с

различными

материалами

,

специальным

инструментом

,

воспитание

чувства

коллективизма

,

приобщение

к

общественно

полезной

деятельности

.

Основным

условием

для

нормальной

работы

,

является

подготовленные

для

занятий

школьные

мастерские

.

Помещение

должно

быть

светлым

,

достаточно

просторным

,

оборудованное

принудительной

вентиляцией

.

Оно

должно

иметь

индивидуальные

рабочие

места

и

места

для

размещения

и

хранения

инвентаря

,

оборудования

и

материалов

.

Так

же

в

мастерской

должно

быть

оборудованно

место

для

мытья

рук

,

с

холодной

и

горячей

водой

.

Разнообразие

выбора

объектов

труда

зависит

от

наличия

материально

технической

базы

мастерских

.

Учитель

должен

следить

за

соблюдением

общих

правил

поведения

установленных

на

уроке

,

а

также

за

соблюдением

техники

безопасности

при

работе

с

различными

инструментами

и

приспособлениями

,

учить

бережному

отношению

к

оборудованию

.

На

вводном

занятии

обязательно

проводиться

инструктаж

по

технике

безопасности

,

выбирается

староста

из

числа

учащихся

.

Учебно

-

воспитательная

работа

на

уроке

строиться

согласно

календарно

-

тематического

плана

,

разработанного

в

соответствии

с

учебной

программой

,

в

которой

80%

учебного

времени

отводится

на

практическую

работу

.

Важнейшая

часть

рабочего

места

-

рабочий

стол

(

верстак

).

Он

должен

быть

оснащен

различными

приспособлениями

облегчающими

труд

,

которые

могут

варьироваться

в

зависимости

от

вида

выполняемых

работ

.

Желательно

,

чтобы

крышка

верстака

имела

возможность

регулировки

по

высоте

.

Для

фиксации

заготовок

могут

применяться

различные

универсальные

приспособления

.

К

столешнице

могут

быть

постоянно

прикреплены

:

столик

для

выпиливания

лобзиком

,

приспособление

для

натяжки

пилки

в

лобзике

,

упор

для

пиления

брусков

и

досок

и

др

.

Лучше

всего

верстаки

в

помещении

размещать

так

,

чтобы

свет

падал

спереди

или

слева

.

Кроме

того

мастерская

должна

быть

оборудованна

достаточным

искусственным

освещением

.

Набор

инструментов

и

приспособлений

может

изменяться

,

за

исключением

тех

,

без

которых

обойтись

невозможно

,

а

именно

:

1)

измерительный

и

разметочный

инструмент

;

2)

режущий

инструмент

;

3)

монтажный

и

вспомогательный

инструмент

;

4)

приспособления

;

5)

электроинструмент

;

Хотя

древесина

является

распространенным

и

доступным

материалом

,

ее

доставка

,

подготовка

к

окончательной

обработке

и

хранение

требуют

довольно

много

забот

,

дополнительных

помещений

и

капиталовложений

.

Поэтому

заготовками

для

изделий

могут

служить

отходы

пиломатериалов

и

древесных

материалов

(

обрезки

брусков

,

досок

,

столярных

щитов

и

фанеры

).

Их

же

распиливание

на

заготовки

на

круглопильном

станке

облегчается

в

виду

малых

размеров

.

Для

распиливания

также

можно

использовать

электролобзик

.

Влажные

заготовке

вначале

надо

просушить

.

Кроме

древесных

материалов

,

для

изготовления

изделий

требуются

клеи

,

лаки

,

гвозди

,

шурупы

и

др

.

Для

склеивания

древесины

выпускаются

различные

клеи

.

Лучше

всего

пользоваться

поливинилацетатным

клеем

(

ПВА

0,

образующим

прочный

и

бесцветный

клеевой

шов

.

Если

склеиваемые

поверхности

прилегают

неплотно

,

можно

использовать

эпоксидный

клей

.

Лаки

различают

по

происхождению

основного

компонента

.

Какой

лак

применять

в

каждом

конкретном

случае

зависит

от

многих

обстоятельств

,

в

первую

очередь

от

области

применения

изделия

.

Иногда

необходимо

придать

изделию

другой

цвет

,

отличающийся

от

цвета

заготовки

.

В

этом

случае

применяются

спиртовые

и

водные

красители

(

морилки

)

имитирующие

ценные

породы

деревьев

.

Одним

из

важных

вопросов

является

подбор

изделий

для

школьников

.

Необходимо

учитывать

следующие

факторы

:

1.

социальная

значимость

изделия

;

2.

соответствие

способностям

учащихся

;

3.

наличие

нужных

материалов

,

инструментов

и

приспособлений

;

4.

возможность

вовлечение

учащихся

в

творческую

деятельность

;

Изделия

условно

можно

разделить

на

утилитарные

и

декоративные

.

Хотя

иногда

трудно

однозначно

определит

к

какой

группе

относится

данная

вещь

,

но

в

большинстве

случаев

подобная

градация

позволяет

легче

судить

о

целесообразности

включения

того

или

иного

объекта

в

план

работы

.

Данные

группы

в

свою

очередь

делятся

на

подгруппы

:

1.

предметы

бытового

употребления

;

2.

инструменты

и

приспособления

;

3.

наглядные

пособия

и

инвентарь

;

4.

игрушки

;

5.

сувениры

;

6.

украшения

;

Необходимо

заметить

,

что

изготовлением

сувениров

на

уроке

не

стоит

особо

увлекаться

.

При

разработке

эскизов

целесообразно

консультироваться

с

учителем

рисовании

.

Декоративные

формы

,

в

свою

очередь

,

можно

разделить

на

подражающие

и

абстрактные

.

Украшения

можно

считать

еще

одной

разновидностью

декоративных

форм

из

древесины

.

Но

декоративные

формы

в

качестве

украшений

должны

отвечать

специальным

требованиям

:

быть

простыми

и

лаконичными

небольшими

по

размеру

,

предусматривать

в

конструкции

способ

крепления

и

т

.

д

.

Поддержать

творческий

настрой

,

сохранить

увлеченность

ребят

учителю

помогают

различные

методы

педагогического

воздействия

,

применение

которых

зависит

от

возрастных

особенностей

детей

.

Задания

,

выполняемые

учащимися

,

должны

различаться

по

степени

сложности

и

соответствовать

возрастным

группам

.

Важным

воспитательным

моментом

является

пример

учителя

,

который

не

только

теоретически

,

но

и

практически

может

показать

все

этапы

создания

изделия

.

Приобретая

теоретический

и

практический

опыт

,

ребята

создают

настоящие

изделия

,

испытывают

удовлетворение

тот

преобразования

«

сырого

»

материала

в

готовое

изделие

.

Сразу

,

с

первых

занятий

,

необходимо

приучать

ребят

к

самостоятельной

работе

,

так

как

при

излишней

опеке

часто

происходит

обратный

результат

.

Необходимо

так

строить

занятия

,

чтобы

у

школьников

появилось

желание

самим

решать

поставленную

перед

ними

задачу

.

Вконце

учебного

года

очень

хорошо

провести

выставку

изделий

учащихся

.

Она

очень

нужна

детям

,

так

как

это

своеобразный

отчет

о

результатах

своего

труда

за

учебный

год

,

возможность

самоутвердиться

и

повысить

свой

статус

в

глазах

окружающих

.

Также

надо

проводить

промежуточные

выставки

в

течение

всего

учебного

года

.

В

подготовке

экспозиции

выставки

ребята

должны

принимать

самое

деятельное

участие

.

Приложение

Образцы

изделий

учащихся

выполненные

на

уроках

технологии

в

5 – 8

классах

:

В результате практической работы были изготовлены полезные и красивые

вещи. При изготовлении изделия были использованы знания в области

технологии декоративно-прикладного творчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Декоративно - Прикладное творчество рассматривается в широком спектре

составляющих культуры народа. Образцы прикладного искусства определяют

собой не только объекты исключительного мастерства, но и являются

носителями и хранителями прошлого, отражая мудрость народа, его

характер и образ жизни. Именно поэтому прикладное искусство, возникнув

однажды, будет жить, пока существует сам народ, его хранитель и создатель.



В раздел образования