Напоминание

Активизация познавательной деятельности на основе коллективных и индивидуальных игр


Автор: Сердцева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Обдорская гимназия"
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Активизация познавательной деятельности на основе коллективных и индивидуальных игр
Раздел: начальное образование





Назад





Активизация познавательной деятельности на основе коллективных и

индивидуальных игр
«Нельзя ли обратиться к понятию более серьёзному и респектабельному, чем «игра», раз уж это образование так важно для всех нас?» Подобное отношение к играм по свидетельству записей в папирусах, было ещё в Древнем Египте. Но привлекательность и распространение игр поражает воображение. Значение многих игр неожиданно обретает невероятный масштаб и не позволяет игнорировать их социально-психологическое значение. Так, кубик Рубика привлёк к себе внимание сотен миллионов людей. Заставил смотреть и думать трёхмерно: мы должны постоянно учитывать то, что происходит на его противоположной стороне. В игре наглядно соединяются причины, игнорировать которые не удаётся, что помогает выявить «истинные» причины и очистить сознание от псевдопричин. Описанию и анализу игр посвящена огромная литература. Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного объяснения этого понятия. Например: - игра является видом человеческой деятельности, способной воссоздать другие виды человеческой деятельности; - игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе; - игра - это самостоятельная социальная структура, подразумевающая состязание между двумя или более противоборствующими сторонами, а также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы одной из сторон; - игра как таковая - это не игровое оборудование, а формально организованная система соперничества её участников. Вспомним многообразие определений к слову «игра» - спортивная, музыкальная, актёрская, военная, шахматная, детская, математическая, любовная, воображения, на нервах, ва-банк, природы, без правил, втёмную и т.д. С образовательной точки зрения игры - это способ группового диалогического исследования возможной действительности в контексте личностных интересов. Так или иначе, люди называют играми и множество важных дел своей жизни. Почему люди играют? Хорошо известны игры, прошедшие испытание веками и заслужившие уважительную оценку: шахматы, абак, шашки, нарды, подвижные спортивные и народные игры. Как правильно относиться к детским играм, может быть, полезнее меньше играть и больше работать? Не будем спешить с категорическим ответом и обратимся к знатокам детства. А.С.Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре и её надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его - жизнь. Вся его жизнь - это игра». Ещё почтительнее объясняет интерес детей к игре К.Д.Ушинский: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, что его окружает, интереснее она для ребёнка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живёт, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни, в которую он не мог ещё войти по сложности её явлений и интересов. А в действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее ещё ни какой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». По прошествии более века этот взгляд удивительно контрастирует с миром электронной реальности нынешнего поколения, речь идёт о принципиально разных играх. В чём их существенные различия?
Разделим игры на две группы: одни - уводят от реальности, другие - помогают адаптироваться к ней. Образование имеет дело только со вторыми: игровыми моделями, обучающими адаптации к окружающей среде. Игры же помогают сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. В игре «Минутка», например, дети учатся быстро и аккуратно готовить своё рабочее место к уроку. «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?». Дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку. Подобная игра может проводиться и в конце урока: «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, ручку и тетрадки». Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: всё, что нужно под рукой», - говорят дети и отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими удобно было пользоваться. Игра «Что можно сделать за одну минуту?» помогает и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. (Чтение текста, решение выражений, письмо слов и т.д.) Красочно оформленные строки стихотворения С. Маршака «Школьнику на память» помогают усвоить правила поведения школьника на уроке. Учитель входит - надо встать Учитель сесть позволит - сядь! Парта - это не кровать, И нельзя на ней лежать. На уроке не болтай, Как заморский попугай. Строки обыгрываются, запоминаются, а вместе с ними входят в привычку и правила поведения. Быструю реакцию на школьный звонок помогает выработать игра «Голосистый звонок». Позвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. Звенит звонок. Дети выполняют произвольные танцевальные движения. Повторно звенит звонок, дети по его сигналу должны построиться. Так без нравоучений, через игры дети учатся быть учениками. Важным средством предупреждения утомления детей на уроке является использование физкультурных минуток, физкультурных пауз. Но опыт работы показывает, что на уроках дети плохо переключаются с одного вида деятельности на другой, например, после физкультурной минутки они не могут сразу успокоиться, тратится время при переходе на новый вид работы. При включении в урок отдельных игровых моментов детям также требуется время на вхождение и выход из игрового сюжета. В результате много времени расходуется впустую. Напрашивается вывод о том, что использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяет лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким, интересным? Можно решать эту проблему, осуществляя умелое построение урока на основе единого игрового сюжета, назвав урок односюжетным. Игры-путешествия можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Они способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями. Примерами таких игр по предмету «Окружающий мир» могут быть «Путешествие по природным зонам»,
«Путешествие в зимнюю страну», «Путешествие по родному краю», «Путешествие по нашему организму», «Путешествие с Красной книгой», «По страницам каменной книги», «Азбука зимнего леса», «Путешествие на родину комнатных растений». Первоклассники учатся без отметок. Но я практикую использование поощрительных долгосрочных игр, которые объединяют все учебные предметы: «Украсим елочку»? «Кто получит приз от Деда Мороза». Эти игры провожу в течении II четверти. Дети собирают полученные на уроках награды в виде медалек открыток и т.п. Получив приз, на каком - либо уроке, ученик украшает елочку игрушкой. Победит тот, у кого больше игрушек на елочке. К празднику 8 Марта можно провести долгосрочную игру «Букет для мамы». Для каждого ученика нарисована ваза. Задача детей собрать для мамы красивый букет. 8 Марта эти букеты вручают мамам в подарок. Проблема обучения письму всегда актуальна в начальной школе. Я пыталась найти способ обучения письму, при котором непростой и довольно скучный процесс написания «палочек и крючков» и последующее конструирование из них букв превратился бы в увлекательную игру, путешествие в неведомое. Идею создания цикла таких занятий подсказала сказка о первобытной девочке Таффи, описанная в книге Г.Г. Граник и др. «Секреты орфографии» (сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»). Картинки на страницах учебника пробуждали воображение ребят, а я оживляла их с помощью конкретных фрагментов сказки, придавала целостный характер фантазиям. Так возникает Таффи - первобытная сверстница ребят. Она остановится героиней многих последующих уроков. Вот, например, как звучит фрагмент истории о Таффи применительно к странице прописи» где ребята учатся писать элементы букв «наклонная линия». История о копье, сломанном папой во время охоты. «Копье, которое сломал папа, заменили на новое; он издал боевой клич, подняв копьё вверх. Таффи очень хотелось участвовать в охоте вместе с взрослыми, но ее оставили дома, поручив вначале обращаться с маленьким копьем». Урок закончился, а сказка придет к детям и завтра. Хочу отметить, что эти истории нисколько не отвлекают ребят от письма. Повествование, переходившее из одного школьного дня в другой, давало возможность организовать малышей, их первые учебные занятия, обеспечить эмоциональный комфорт в непривычной обстановке. Ведь некоторые из детей чувствовали себя в школе чуть лучше, чем Таффи в первозданном лесу, пугавшаяся иногда звуков собственного голоса. Встречая ежедневно эту маленькую героиню, переживая с ней опасности неведомого и одерживая над ними победы, дети вживаются в новые условия, осваивают быстрее и успешней школьное пространство и учебное время. При этом поэлементное письмо становится для них увлекательным и разнообразным. В то же время ребята ощущают себя людьми и нашего века: из элементов они конструировали буквы, из букв - слова, будто подавая Таффи пример для развития не физической силы, а умственного могущества. Дидактическая игра - действенное средство способное вызвать интерес к занятиям. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду игр по правилам, в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации замысла игры. Учебная задача в дидактической игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в педагогической литературе всё время говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала. «Двойственная природа» игры - учебная направленность и игровая форма - позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом. Дидактические игры отличаются от дидактических упражнений наличием обязательных элементов: игрового замысла, дидактической задачи, игрового действия и правил. Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно- волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д. В процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их. В зависимости от того, какие материалы используются в дидактических играх, они делятся на предметные игры (лото, домино и др.), предметно-словесные. Одними из современных игр для обучения (наряду с компьютерными играми, играми с механизированными игрушками и др.) являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники - в качестве ответа на произведённое действие появляется обратная информация посредством звукового или сетевого сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребёнок контролирует, насколько правильно соблюдаются им определённые правила (Преподаватель сам может решить, какие из игр могли бы стать программированными). В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового гостя.
«Игра во фразу». Эта игра ориентирована на формирование у детей понимания последовательности слов в предложении. Каждый ряд учащихся получает листок с первым словом предложения, учащиеся по цепочке записывают по одному слову так, чтобы получилось предложение. Старые игры. Темы для фантазии можно черпать из игр, которыми увлекались очень давно. Одна из таких игр заключается в следующем: вырезаются из газет и журналов различные заголовки статей, эти вырезки перемешиваются. Задания: прочитать вырезки и из них составить словосочетания, предложения (эта работа не лишена комичности); прочитать вырезки и найти среди них имена существительные, имена прилагательные, глаголы; прочитать вырезки и подобрать из них имена существительные определенного числа, рода, падежа, или имена прилагательные, или глаголы. Таким образом, с помощью газет и ножниц можно реализовать важные дидактические цели в изучении тем русского языка. Что было бы, если бы... На уроках русского языка дети составляют фантастические гипотезы. Техника фантастических гипотез предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса: «Что было бы...». Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даёт гипотезу на основе которой можно работать. Пусть подлежащим будет - город, а сказуемым - лететь. Что было бы, если бы город начал летать? Игра позволяет детям развивать фантазию и лучше усвоить тему «Главные члены предложения». В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина, воля, характер. Очень многие игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней? » « Кто быстрей?: «Отвечай сразу»! «Получи сдачу». Значительная часть игр даёт возможность сделать то или иное сообщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток, можно использовать игру «Поймай рыбку». На доске изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записано выражение. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражение. Остальные учащиеся выполняют задание в тетради. По истечении времени, отведённого на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру «Самый быстрый почтальон». Пяти ученикам раздаётся по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами изображают дома с номерами (они держат в руке различные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот самый быстрый почтальон. Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть, более четкими, собранными, быстрыми. Многие игры и упражнения можно построить на материале различной трудности, это даёт возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Например, самостоятельная работа в виде игры «Кто первый?». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с
интересом приступают к работе, каждый получает карточку с заданием. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика разная. Хорошо подготовленным учащимся предлагается составить задачу по краткой записи и решить её выражением; слабо успевающим ученикам закончить решение задачи по краткой записи. На таких уроках ставится цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть первыми. А тем, кому не удалось решить задачу, оказывается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлечённые игрой, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки по математике. Однако игра не должна быть самоцелью, а должка служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований: 1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. 2) Материал игры должен быть посилен для всех детей. 3) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию. 4) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок. 5) Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким. Содержание игр разнообразно, в них отражаются и явления природы, и изменения в жизни растений, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, т.е. содержание действующих программ по курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Сюжетная игра(групповая форма) отличается от игр путешествий тем, что учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. Например, диалоги от имени животных, птиц, растений. Такие диалоги можно легко найти в книгах В. Бианки, Е. Чарушина и др. Форма игры может быть массовой. Например, при закреплении знаний по теме «Кладовые недр земли» учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю, и на пути им попадаются различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождения данного полезного ископаемого. Можно использовать игры экологического характера, когда дети выступают в роли эколога, директора предприятия решающего экологические проблемы, и т.д. Игры - соревнования могут быть использованы на уроке в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Это могут быть викторины, ребусы, кроссворды, шарады. Существенная особенность данного вида игры наличие в ней элементов борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования являются преобладающими, а сотрудничества по мере постановки и решения конкретных задач . В ход игры можно ввести вопросы, требующие глубокого знания теоретического и практического материала о природе. Наряду с познавательными вопросами предлагаются задания практического характера. Например, определить по фотографии название птицы, изготовить кормушку из подручных средств или выбрать из коллекции корм, которым питается данная птица. Рассмотренные выше массовые дидактические игры многообразны и зависят от творчества, выдумки учителя, но часто длительны по времени. Более кратковременны другие виды игр. Их назначение - развивать интерес, активизировать учащихся, заставить задуматься. К ним относятся загадки, кроссворды, шарады, ребусы. Например, предложить учащимся ряд загадок, зачитать описание природного объекта, явления природной зоны - учащиеся определяют, о чём идёт речь.
Широко используются на уроках и во внеклассной работе познавательные и проблемные вопросы. С этой целью можно использовать дополнительную литературу (например, «Лесную газету» В.В. Бианки). С целью проверить практические знания, конкретные представления учащимся предлагаются различные виды лото о природных объектах. Например, лото о съедобных и несъедобных грибах, о перелётных и зимующих птицах, «Детки, с какой ветки?» (с какого растения плоды и семена), лиственные и хвойные деревья. Кроссворды, шарады хорошо помогают при закреплении материала, особенно по географическим объектам. Для проведения игр можно использовать поговорки, пословицы, народные приметы о временах года, растениях, животных, труде людей. Учащихся всегда привлекает устное народное творчество, они сами участвуют в его подборе, сами сочиняют загадки о природе. В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьёзной, предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость, и не нужно бояться, что она нанесёт ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создаёт богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию взаимного уважения и понимания, влияет на отношение учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игровой деятельности в учебном процессе, несмотря на высокую активность детей, может привести к пробелам в их знаниях. Обратимся к возможностям интеллектуально-развивающих игр в стимулировании воображения, фантазии, а значит, и детского творчества. Особая ценность игр для современного образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и основание которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятных процессов в природе и обществе. Очень часто при разговоре об играх или чтении книг на эту тему упоминается творчество. Бесспорно утверждение, что в игре человек выражает себя, а задача «учить творчеству» очень часто переходит в другую - «учить творчеством». Что же понимается под обучением творчеству в играх? Во-первых, индивидуальное освоение (выработка и запоминание) процесса мышления. Далеко не все достигают вершины, но есть ли в этом необходимость? Общеизвестно, что освоение математического знания представляет собой ощутимые трудности для многих школьников. Однако при смене приёмов, методик обучения происходят подчас чудесные изменения. «Проблема «неспособности к математике» - есть прежде всего горький продукт нашего неумения... и нежелания» Е.И.Игнатьев. Во-вторых, нахождение способа решения задач, имеющих явное общественное значение. Достаточно, как правило, один раз открыть закон, чтобы остальные люди могли освоить систему логических приёмов выведения закона и научится применять его. Этому отвечают метод конкретных ситуаций и ролевые игры. Игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты, мы называем сюжетно-ролевыми. Особенно большое значение они имеют в нравственном воспитании, в развитии фантазии, воображения и речи. В-третьих, выработка групповых методов мышления для решения общей задачи.
Способность ребенка к созданию графических образов предметов и явлений необходима не только для успешного обучения основам наук, но и имеет немалое значение в изобразительной, технической деятельности, реализуется в повседневной жизни. Первые игры направлены на развитие у детей способности создавать в воображении и отражать на бумаге образы предметов на основе геометрических фигур, схематических изображений, характерных деталей предметов. «На что это похоже?» Учитель показывает карточку, ученик должен назвать предмет (в течение 3-4 с), похожий на изображение. Далее показывается карточка, где изображена другая фигура, а ход игры продолжается аналогично. Фигуры могут повторяться, однако дети не должны называть одинаковые предметы: каждый раз необходимо представить другой предмет. Дети, которые затрудняются в течение указанного времени назвать предмет, повторяют ранее названные (или даже ошибаются). В этих случаях они получают штрафные жетоны. Выигрывают те, у кого не будет штрафных жетонов или их количество будет минимальным. «Волшебные картинки» Каждый получает волшебную картинку, которую можно превратить в различные предметы, если немного пофантазировать. Получив одинаковые карточки, дети стараются дополнить изображение таким образом, чтобы нарисованный предмет отличался от того, что придумал сосед. Когда картинки готовы, все вместе рассматривают получившиеся изображения. Оценивается, прежде всего, оригинальность решения. Список игр можно было бы продолжить, но каждый учитель может сам придумать игру, которая сделает урок более ярким занимательным, интересным и развивающим. Подлинная цель игры - приобретение опыта. Оформление аудитории, где будет проходить игра, должно отвечать проблематике игры. Особенно важны диаграммы, показывающие динамические связи, иллюстрации, графики и, если возможно, атрибуты, даже незначительные, они помогают в освоении игрового языка. При введении в игру преподаватель подчеркивает, что «сверхцель» - общая, но частные пути достижения её подчас внешне противоположны. Как правило, участники задают много вопросов перед началом игры. Следует отличать вопросы, свидетельствующие о недостаточной подготовленности, и отсылать к соответствующему руководству, и вопросы, направленные на углубленное понимание правил игры. В последнем случае желательно избегать прямых ответов типа: «делать надо так...», а, отвечая, расширять вопрос настолько, чтобы в нем просматривался и ответ: «Может быть также и..., Ситуация может через... лет измениться, Не правда ли?». Таким образом, ответы руководителя игры должны побуждать к размышлениям, апеллировать к жизненному опыту и принятию участником ответственности на себя в деталировке своей роли. Правила проведения образовательных игр запрещают делать, что невозможно сделать в реальной жизни. Основной принцип руководителя игры - подготовить хорошо участников и дать игре развиваться при наименьшем вмешательстве. Рассмотренные игры предполагают обращение младшего школьника к своему опыту, отражение собственного понимания материала, что способствует более глубокому осознанию сущности изучаемой темы. Данные формы работы в большей степени ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения предметам. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников, развивают их творческую активность, самостоятельность и в конечном итоге - личность учащегося.


В раздел образования