Автор: Качалова Екатерина Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ МО Динской район "Детский сад № 14"
Населённый пункт: Краснодарский край, Динской район, станица Новотитаровская
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Воздух вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование
БДОУ МО Динской район «Детский сад № 14»
Конспект ООД в средней группе
«Воздух вокруг нас»
образовательная область: «Познавательное развитие»
Воспитатель:
Качалова Екатерина Игоревна
ст. Новотитаровская
Тема: «Воздух вокруг нас»
Задачи приоритетной образовательной области:
1)
Развивающие задачи:
-
Развивать
умение
самостоятельно
делать
выводы
на
основе
практического опыта;
- Создать условия для развития образного мышления, сообразительности,
внимания;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать свои высказывания.
2)
Воспитательные задачи:
-Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно;
-Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность
при работе с водой.
3) Образовательные задачи:
- Упражнять в наблюдательности за окружающей средой;
- Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах;
- Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
- Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное
развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое
развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Методологические
приемы:
беседа-диалог,
игровая
ситуация,
физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей,
анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Материал: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); миски с водой
3 шт.; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; листы
бумаги; кисточки (по количеству детей); фонарики; стаканчики и трубочки
(по количеству детей).
Ход ООД:
Вводная часть (мотивация)
Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и
заняться исследованиями в лаборатории. А вот что мы будем исследовать, вы
узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Ответы детей: Воздух
Воспитатель: - Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Ответы детей: Нет, не видим
Воспитатель: - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Ответы детей: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: А чтобы это доказать, превратимся в ученных и отправимся
в нашу лабораторию!
Основная часть
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу
вас ловить воздух? Тогда приступим к нашему первому опыту.
Опыт
1
«Поймай
невидимку»
(С
полиэтиленовым
пакетом
и
фонариком).
Воспитатель: - Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Ответы детей: (Он пуст).
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он
тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы
быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на
подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что
произойдет?
Ответы детей: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет
опять станет тоненьким.
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Мы поймали воздух и он теперь в пакете, а потом выпустили его. Какого
цвета воздух? (ответы детей)
Воспитатель: -
На
столах
у
нас
фонарики.
Волшебники,
давайте
посветим на пакет. Что вы увидели?
(Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь).
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух
не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха –
прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете,
ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: - Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку,
опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Ответы детей: Выходят пузырьки воздуха
Воспитатель: - Молодцы!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
Но
чтобы
подуть
ещё,
мы
сначала
вдыхаем
новый
воздух,
а
потом
выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух легче воды,
поэтому он всплывает на поверхность.
Воспитатель: Ребята, как воздух попадает к нам в организм?
Ответы детей: Через нос и рот.
Воспитатель: Конечно, молодцы! Все люди дышат через нос, а давайте
подышим
нашими
носиками.
Когда
мы
просто
вдыхаем
и
выдыхаем
воздух, мы его видим? Потому что он какой? (ответы детей)
А как вы думаете, в других предметах есть воздух? Проходите к нашей
следующей лаборатории, и мы с вами узнаем!
Опыт 3. «Тонет - не тонет».
Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух? Если в предмете
есть воздух - он будет плавать, так как воздух легкий, если нет воздуха –
потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)
-Назовите предметы, в которых есть воздух?
-Назовите предметы, в которых воздуха нет?
Воспитатель:
А
теперь
немного
отдохнем
и
продолжим
наше
путешествие в лаборатории!
Физкультминутка:
Воздух-невидимка,
руки вверху вправо-влево
Выходи гулять!
«зовут»
Воздух-невидимка,
руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать?
Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу,
бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду!
Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу
пойду,
шаги на месте
Самого полезного воздуха найду!
Руки накрест к плечам
Если
вместе
с
папой
в
горы
я
пойду,
тянутся вверх на носочках
Самого
кристального
воздуха
найду!
«фонарики»
Опыт 4. «Воздух занимает место»
Воспитатель: Возьмите
в
руки
стакан.
Посмотрите,
есть
в
нем
что-
нибудь? Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх.
Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть
воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
Воспитатель: - Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немного
наклоним. Что появилось в воде?
Ответы детей: видны пузырьки воздуха
Воспитатель: - Откуда они взялись?
Ответы детей: воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Воспитатель: Что мы узнали ребята? Что в стакане есть воздух и поэтому
он не смог попасть в стакан, значит, воздух занимает место.
Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: - Скажите, чем можно рисовать? (ответы детей)
А вы знаете, что воздухом можно рисовать? Хотите попробовать?(ответы
детей)(На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и
берём трубочки для коктейля). Нижний конец трубочки направляем в
центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от
центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные
стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?
Воспитатель: - Вот мы с вами и узнали, что с помощью воздуха и красок
можно рисовать и эта техника называется кляксография.
Заключительная часть (рефлексия с сопровождением мультимедиа
презентацией)
Воспитатель: - Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите,
вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
- Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня
узнали нового?
- что воздух постоянно нас окружает;
-
что
способ
обнаружения
воздуха
-
«запереть»
воздух,
«поймать»
в
оболочку (СЛАЙД 2);
- что воздух есть внутри людей (СЛАЙД 3);
-
что если в предмете есть воздух - он будет плавать, так как воздух
легкий, если нет воздуха – потонет (СЛАЙД 4);
- что воздух может занимать место в пространстве (СЛАЙД 5);
- что с помощью воздуха можно рисовать (СЛАЙД 6).