Напоминание

"Метод проектного обучения в работе педагога-музыканта"


Автор: Киселёва Наталья Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №63 с УИП"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектного обучения в работе педагога-музыканта"
Раздел: среднее образование





Назад




Метод проектного обучения в работе педагога-музыканта.

Современное школьное музыкальное образование претерпевает ныне огромные

изменения. Однако сегодня остается весьма актуальной его цель – «воспитать в учащихся

музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [3, 7]. При этом в качестве

одной из важнейших задач музыкального образования школьников остро стоит проблема

развития у них музыкального (шире – художественного) мышления и тесно связанного с

ним творческого потенциала подрастающих поколений, их художественного вкуса и

предпочтений. Становление личности предполагает формирование определенного

мировоззрения, характерологических особенностей, ценностных ориентации, в ряду

которых творчеству отведено основополагающее место, поэтому одной из важнейших

задач современного образования становится обучение средствам и способам

осуществления творческой деятельности и приобретение опыта их успешного применения

в жизненной практике.

Формирование потребности личности в общении с искусством, в эстетической

оценке и понимании его смысла и предназначения предполагает реализацию

художественно-творческих способностей, готовность применять их в различных сферах

жизнедеятельности человека.

Внедрение в современную школу компетентностного подхода создает условия для

формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к художественно-

творческой деятельности и стимулирует разработку новых педагогических технологий,

среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения, основу которого

составляет метод проектов.

«Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий

учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [1, 130].

Цель метода проектов – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и

охотно приобретают недостающие знания из разных источников.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –

индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение

определенного отрезка времени.

Особенно хочется отметить тот факт, что из носителя готовых знаний учитель

превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих

учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится

переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на

разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности

исследовательского, поискового, творческого характера.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают:

- владение основными исследовательскими методами;

- компьютерную грамотность;

- умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой;

- умение применять знания для решения познавательных задач.

Проектная деятельность на уроках музыки позволяет:

- систематизировать и углубить полученные учащимися знания;

- обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой

информации;

- расширить опыт музыкально – творческой деятельности;

-

научить

школьников

применять

интернет

ресурсы,

музыкальные

словари

для

музыкального самообразования.

Главное в методе проектов является то, что в результате совместной групповой

деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный

продукт, материал совместного труда. Работа над проектом тщательно планируется и

обсуждается с учащимися.

Обозначим основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи,

требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную

последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотез их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных,

наблюдений, пр.);

- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты,

творческих отчетов, просмотров, пр.).

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Поскольку это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает

этапность проведения. Здесь следует остановиться на общих подходах к

структурированию проекта:

- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.

- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно

исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с

подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,

видеоряд с той же целью, т.д.).

- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска

информации, творческих решений.

- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым

исследовательским, творческим задачам.

- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в

научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

- Защита проектов, оппонирование.

- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к

какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по

одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему

такую работу, нужно знать типы проектов по музыке.

Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и

обобщение.

Результат:

- создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов,

истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о

музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.

Исследовательские - предполагают

аргументацию

актуальности

взятой

для

исследования

темы,

формулирование

проблемы

исследования, выдвижение

гипотезы

решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных

результатов.

Результат:

- интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.

Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта.

Результат:

- фонохрестоматия музыкального материала;

- видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме.

Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные

роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Результат:

- музыкально – театральная постановка;

- литературно- музыкальная гостиная;

Практико -

ориентированные -результат

деятельности

учащихся

обязательно

ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Результат:

- документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

- программа действий, справочный материал;

- словарь.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает

выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в

реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С

помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить

ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу

праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и

представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно

приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

Список литературы:

1.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.:

Просвещение,2011.- 192 с.

2.

Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 480

с.

3.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для

общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений.

Музыка. 1-8 классы /Под руководством Д.Б. Кабалевского. - 3-е издание. – М.:

Просвещение, 2006. – С. 6-18.

4.

Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д.

Критской, Г.П.Сергеевой . М. Просвещение, 2012г.



В раздел образования