Автор: Киселёва Наталья Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ "СОШ №63 с УИП"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектного обучения в работе педагога-музыканта"
Раздел: среднее образование
Метод проектного обучения в работе педагога-музыканта.
Современное школьное музыкальное образование претерпевает ныне огромные
изменения. Однако сегодня остается весьма актуальной его цель – «воспитать в учащихся
музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» [3, 7]. При этом в качестве
одной из важнейших задач музыкального образования школьников остро стоит проблема
развития у них музыкального (шире – художественного) мышления и тесно связанного с
ним творческого потенциала подрастающих поколений, их художественного вкуса и
предпочтений. Становление личности предполагает формирование определенного
мировоззрения, характерологических особенностей, ценностных ориентации, в ряду
которых творчеству отведено основополагающее место, поэтому одной из важнейших
задач современного образования становится обучение средствам и способам
осуществления творческой деятельности и приобретение опыта их успешного применения
в жизненной практике.
Формирование потребности личности в общении с искусством, в эстетической
оценке и понимании его смысла и предназначения предполагает реализацию
художественно-творческих способностей, готовность применять их в различных сферах
жизнедеятельности человека.
Внедрение в современную школу компетентностного подхода создает условия для
формирования готовности учащихся общеобразовательной школы к художественно-
творческой деятельности и стимулирует разработку новых педагогических технологий,
среди которых важнейшую роль играет технология проектного обучения, основу которого
составляет метод проектов.
«Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [1, 130].
Цель метода проектов – создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и
охотно приобретают недостающие знания из разных источников.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени.
Особенно хочется отметить тот факт, что из носителя готовых знаний учитель
превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих
учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового, творческого характера.
Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают:
- владение основными исследовательскими методами;
- компьютерную грамотность;
- умение работать с аудио, видео, мультимедийной техникой;
- умение применять знания для решения познавательных задач.
Проектная деятельность на уроках музыки позволяет:
- систематизировать и углубить полученные учащимися знания;
- обогатить художественные интересы учащихся за счёт самостоятельного поиска новой
информации;
- расширить опыт музыкально – творческой деятельности;
-
научить
школьников
применять
интернет
–
ресурсы,
музыкальные
словари
для
музыкального самообразования.
Главное в методе проектов является то, что в результате совместной групповой
деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный
продукт, материал совместного труда. Работа над проектом тщательно планируется и
обсуждается с учащимися.
Обозначим основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи,
требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную
последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных,
наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты,
творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Поскольку это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает
этапность проведения. Здесь следует остановиться на общих подходах к
структурированию проекта:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно
исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с
подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем,
видеоряд с той же целью, т.д.).
- Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска
информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в
научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
- Защита проектов, оппонирование.
- Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к
какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по
одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему
такую работу, нужно знать типы проектов по музыке.
Информационные проекты - направлены на добывание информации, её анализ и
обобщение.
Результат:
- создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций по творчеству композиторов,
истории создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны, о
музыкальной культуре прошлого, настоящего, будущего.
Исследовательские - предполагают
аргументацию
актуальности
взятой
для
исследования
темы,
формулирование
проблемы
исследования, выдвижение
гипотезы
решения обозначенной проблемы с последующей её проверкой. Обсуждение полученных
результатов.
Результат:
- интегрированные проекты в области исследования какого либо направления искусства.
Творческие - подразумевают разработку и представление творческого продукта.
Результат:
- фонохрестоматия музыкального материала;
- видеофильм (подборка документальных, художественных) фильмов по выбранной теме.
Ролевые, игровые - участники таких проектов принимают на себя определенные
роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Результат:
- музыкально – театральная постановка;
- литературно- музыкальная гостиная;
Практико -
ориентированные -результат
деятельности
учащихся
обязательно
ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Результат:
- документ, созданный на основе полученных результатов исследования;
- программа действий, справочный материал;
- словарь.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает
выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в
реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С
помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить
ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу
праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и
представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно
приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Список литературы:
1.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.:
Просвещение,2011.- 192 с.
2.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 480
с.
3.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для
общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений.
Музыка. 1-8 классы /Под руководством Д.Б. Кабалевского. - 3-е издание. – М.:
Просвещение, 2006. – С. 6-18.
4.
Музыка. 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе Е.Д.
Критской, Г.П.Сергеевой . М. Просвещение, 2012г.