Автор: Сороколадов Игорь Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области"
Населённый пункт: Саратовская область, г.Ртищево
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированное обучение на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование
Название статьи: Личностно-ориентированное обучение на уроках физической
культуры
Сороколадов Игорь Владимирович
учитель физической культуры Муниципального общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа №9 г. Ртищево Саратовской области"
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу
угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта
учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не
«учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его
субъективного опыта (Алексеев: 2006).
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в
ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции,
самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного
личностного образа».
Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает,
что темпы индивидуального развития не одинаковы. Большинству детей присущи
определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе
есть ребята, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них.
Количество отстающих в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо
учитывать при организации и проведении занятий. При этом важно помнить, что нет
физической нагрузки большой или малой – есть нагрузка, соответствующая или не
соответствующая возможностям организма. Личностно – ориентированный подход
должен учитывать не только физиологические, но и психологические стороны.
Индивидуальные различия человека проявляются в его психической деятельности
и поведении, обусловлены как наследственностью, так и жизненным опытом,
приобретенным в результате обучения и воспитания. Поэтому, особую роль в реализации
личностно-ориентированного подхода играет знание учителем основ психологии. Ведь
дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой умеет, но боится
делать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. Поэтому
современный урок невозможен без личностно-ориентированного подхода, а именно:
· использование адаптированной таблицы нормативов
· деление детей на медицинские группы
· индивидуальный подход по видам программы
· работа по карточкам
· индивидуальная работа для временно освобождённых.
На своих уроках я не только обучаю важным двигательным умениям, но и
воспитываю потребность самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Своей задачей считаю помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать
условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, т.е.
осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.
Таким образом, предлагаемая технология учитывает психологические и физические
особенности учащихся. В результате индивидуализации и реализации личностно
ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих силах,
самоуважение, а это является фундаментом воспитания морально – волевых,
нравственных качеств личности обучающихся как субъекта образования.