Автор: Курапова Татьяна Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Центр "Ориентир" в системе профориентационной работы в школе
Раздел: полное образование
Курапова Татьяна Юрьевна,
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 6,
Г. Чита, Забайкальский край
Центр «Ориентир» в системе профориентационной работы в школе
В
национальной
образовательной
инициативе
«Наша
новая
школа»
определена одна из главных задач учителя: «…помочь ребятам найти себя в
будущем,
стать
самостоятельными,
творческими
и
уверенными
в
себе
людьми… Результат
образования
-
это
не
только
знания
по
конкретным
дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в
дальнейшем обучении».[6]
Школьное обучение должно быть построено так,
чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации. Это возможно при условии
грамотно
организованной
профориентационной
работы,
которая
позволит
решить
многие
насущные
проблемы
еще
в
период
школьного
обучения.
Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение
профессионального и личностного самоопределения должна помочь школьнику
в ответе на вопрос «Кем я буду?» и вообще «Зачем я учусь?»
Можно выделить ряд противоречий, связанных с профессиональным
самоопределением обучающихся:
между их склонностями, способностями и требованиями избираемой
профессии;
осознанием уровня своего общего развития и возможностью
менее
квалифицированной работы;
склонностью и представлениям о престиже профессии;
желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной
деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем
её окружении;
несоответствием здоровья, характера предъявляемой профессией и др.
Анализ
определений
термина
«профориентация»,
данный
в
современной педагогической, психологической литературе,
позволил нам
понимать профориентацию как целостную систему научно – практической
деятельности школы и социума, ответственных за подготовку подрастающего
поколения к выбору профессии.
Согласно,
И.
Кону,
профессиональное
самоопределение
человека
начинается еще в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя
разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И
заканчивается
в
ранней
юности,
когда
уже
необходимо
принять
решение,
которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Объективная
оценка
ситуации
на
основе
диагностики
обучающихся
старших
классов, показывает, что лишь 41 % учащихся МБОУ СОШ № 6
имеют твердые профессиональные намерения, остальные 59 % затрудняются в
выборе
профессии.
Традиционные
профориентационные
мероприятия
(классные часы, экскурсии, выставки, встречи с представителями профессий) не
могут
в
полной
мере
реализовать
запросы
обучающихся.
Несмотря
на
некоторые
положительные
результаты,
профориентационная
работа
ещё
не
достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального
самоопределения,
соответствующего
индивидуальным
особенностям
каждой
личности
и
запросам
общества
в
кадрах.
Существенным
недостатком
профориентационной работы является то, что она, как правило, рассчитана на
некоторого
усредненного
ученика;
отсутствует
индивидуальный,
дифференцированный
подход
к
личности
выбирающего
профессию;
используются в основном словесные методы, без предоставления возможности
каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в
избираемой.
В целях формирования у обучающихся осознанного профессионального
самоопределения,
соответствующего
индивидуальным
особенностям
каждой
личности
и
потребностям
общества
в
кадрах,
в
школе
создан
центр
«Ориентир».
Профессиональную ориентацию мы склонны рассматривать не как сумму
отдельных мероприятий, а как составную часть всей учебно-воспитательной
работы, систему, в которой участвуют
администрация школы, педагоги,
педагог-психолог, социальный педагог, вожатые, учащиеся, родители, социум.
При
этом профориентационная работа не ограничивается работой только со
старшеклассниками,
работа
ведется
с
первого
по
выпускной
класс.
Важно
соблюдение оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных
форм профориентационной работы с обучающимися и родителями, а также
связь
профориентации
с
жизнью
(органическое
единство
потребностями
общества в кадрах).
В
целом,
профориентационная
работа
в
школе
представляет
собой
многоуровневую
систему в структуре которой можно выделить следующее:
профессиональное
просвещение,
профессиональную
диагно стику,
профе ссиональную
консультацию,
профе ссиональные
п р о б ы ,
индивидуальный профессиональный план, профессиональную адаптацию.
Профориентационная работа осуществляется как на уроке, так и вне его.
С
учетом
психологических
и
возрастных
особенностей
школьников
можно
выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:
1—4
классы
– этап
актуализации проблемы выбора профессии. На
данном
этапе
важно
сформировать
у
обучающихся
первоначальное
представление о мире труда, познакомить с наиболее распространенными
профессиями.
5—7 классы - этап формирования профессиональной направленности. У
обучающихся
формируются
общественно
значимые
мотивы
выбора
профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.
8—9
классы
–
этап
формирования
профессионального
самосознания.
Основной задачей
является подготовка обучающихся к осознанному
выбору профессии и пути продолжения образования.
10—11 классы- этап уточнения социально-профессионального статуса.
Оказание профессиональной помощи в построении профессионального
маршрута.
Профессиональная
ориентация
обучающихся
осуществляется
по
направлениям
Направления профессиональной ориентации
Направление
Цель
Информационно-
просветительское
Создание
у
обучающихся
максимально
четкого и конкретного образа основных типов
профессий. Это поможет в будущем сделать
наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Диагностическое
О к а з а н и е
п о м о ч и
о б у ч а ю щ и м с я
в
самопознании, исследовании своих качеств в
контексте
определенной
профессии
(или
группы
профессий); в
о ц е н к е
с в о и х
возможно стей,
опред елении
с т е п е н и
выраженности тех или иных профессионально
важных
каче ств
и
прочих
р е с у р с о в ,
обусловливающих профессиональный выбор.
Консультационное
Содействие в построении профессионального
плана,
который
основывается
на
учете
мотивов человека, его интересов, склонностей,
личностных
проблем
или
особенностей
м и р о в о з з р е н и я ,
в к л юч а е т
в
с е б я
диагностический
или
информационный
аспект.
Обучающее
Формирование
у
обучающихся
умения
ана лизировать
мир
профе ссий,
с в о и
возможности
и
ограничения
в
ситуации
профессионального выбора, создание условий
для профессиональных проб.
Организация работы через центр «Ориентир» позволяет обучающимся
получить
максимальную
информацию
о мире профессий, о требованиях
профессий к личности; активизировать познавательную активность школьников
в плане «своей» профессии. Дает возможность оценить
свои способности и
качества применительно к конкретных видам профессиональной деятельности;
попробовать
себя
в
профессии;
сформировать
индивидуальный
профессиональный маршрут.
Литература:
1.
Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель вуз // Педагогика. -
1995. - №3.
2.
Артёмова
JI.K.
Профильное
обучение:
опыт,
проблемы,
пути
решения // Школьные технологии. 2003. - №4. -
3.
Борисова Е.М.
Профессиональное
самоопределение:
личностный
аспект: Автореф. диссер. док. пед. наук. — М., 1995.
4.
Валитов М.С.
Особенности
профессиональной
консультации
подростков // Вопросы психологии. 1984. - №6.
5.
Концепция профильного обучения
на
старшей
ступени
общего
образования // Народное образование. 2002. -№9.
6.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
7.
Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты //
Школьный психолог. 2003. - №4.
8.
Чистякова С.Н.,
Пряжников
Н.С.
Педагогическое
сопровождение
социально-профессионального самоопределения учащихся. Ученик в
обновленной школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика,
A . B .
Х у т о р о в с к о г о .
М . ,
2 0 0 2 .