Напоминание

Центр "Ориентир" в системе профориентационной работы в школе


Автор: Курапова Татьяна Юрьевна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6"
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Центр "Ориентир" в системе профориентационной работы в школе
Раздел: полное образование





Назад




Курапова Татьяна Юрьевна,

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 6,

Г. Чита, Забайкальский край

Центр «Ориентир» в системе профориентационной работы в школе

В

национальной

образовательной

инициативе

«Наша

новая

школа»

определена одна из главных задач учителя: «…помочь ребятам найти себя в

будущем,

стать

самостоятельными,

творческими

и

уверенными

в

себе

людьми… Результат

образования

-

это

не

только

знания

по

конкретным

дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в

дальнейшем обучении».[6]

Школьное обучение должно быть построено так,

чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,

умело реагировать на разные жизненные ситуации. Это возможно при условии

грамотно

организованной

профориентационной

работы,

которая

позволит

решить

многие

насущные

проблемы

еще

в

период

школьного

обучения.

Профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение

профессионального и личностного самоопределения должна помочь школьнику

в ответе на вопрос «Кем я буду?» и вообще «Зачем я учусь?»

Можно выделить ряд противоречий, связанных с профессиональным

самоопределением обучающихся:

между их склонностями, способностями и требованиями избираемой

профессии;

осознанием уровня своего общего развития и возможностью

менее

квалифицированной работы;

склонностью и представлениям о престиже профессии;

желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной

деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем

её окружении;

несоответствием здоровья, характера предъявляемой профессией и др.

Анализ

определений

термина

«профориентация»,

данный

в

современной педагогической, психологической литературе,

позволил нам

понимать профориентацию как целостную систему научно – практической

деятельности школы и социума, ответственных за подготовку подрастающего

поколения к выбору профессии.

Согласно,

И.

Кону,

профессиональное

самоопределение

человека

начинается еще в детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя

разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И

заканчивается

в

ранней

юности,

когда

уже

необходимо

принять

решение,

которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Объективная

оценка

ситуации

на

основе

диагностики

обучающихся

старших

классов, показывает, что лишь 41 % учащихся МБОУ СОШ № 6

имеют твердые профессиональные намерения, остальные 59 % затрудняются в

выборе

профессии.

Традиционные

профориентационные

мероприятия

(классные часы, экскурсии, выставки, встречи с представителями профессий) не

могут

в

полной

мере

реализовать

запросы

обучающихся.

Несмотря

на

некоторые

положительные

результаты,

профориентационная

работа

ещё

не

достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального

самоопределения,

соответствующего

индивидуальным

особенностям

каждой

личности

и

запросам

общества

в

кадрах.

Существенным

недостатком

профориентационной работы является то, что она, как правило, рассчитана на

некоторого

усредненного

ученика;

отсутствует

индивидуальный,

дифференцированный

подход

к

личности

выбирающего

профессию;

используются в основном словесные методы, без предоставления возможности

каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в

избираемой.

В целях формирования у обучающихся осознанного профессионального

самоопределения,

соответствующего

индивидуальным

особенностям

каждой

личности

и

потребностям

общества

в

кадрах,

в

школе

создан

центр

«Ориентир».

Профессиональную ориентацию мы склонны рассматривать не как сумму

отдельных мероприятий, а как составную часть всей учебно-воспитательной

работы, систему, в которой участвуют

администрация школы, педагоги,

педагог-психолог, социальный педагог, вожатые, учащиеся, родители, социум.

При

этом профориентационная работа не ограничивается работой только со

старшеклассниками,

работа

ведется

с

первого

по

выпускной

класс.

Важно

соблюдение оптимального сочетания массовых, групповых и индивидуальных

форм профориентационной работы с обучающимися и родителями, а также

связь

профориентации

с

жизнью

(органическое

единство

потребностями

общества в кадрах).

В

целом,

профориентационная

работа

в

школе

представляет

собой

многоуровневую

систему в структуре которой можно выделить следующее:

профессиональное

просвещение,

профессиональную

диагно стику,

профе ссиональную

консультацию,

профе ссиональные

п р о б ы ,

индивидуальный профессиональный план, профессиональную адаптацию.

Профориентационная работа осуществляется как на уроке, так и вне его.

С

учетом

психологических

и

возрастных

особенностей

школьников

можно

выделить следующие этапы профориентационной работы в школе:

1—4

классы

этап

актуализации проблемы выбора профессии. На

данном

этапе

важно

сформировать

у

обучающихся

первоначальное

представление о мире труда, познакомить с наиболее распространенными

профессиями.

5—7 классы - этап формирования профессиональной направленности. У

обучающихся

формируются

общественно

значимые

мотивы

выбора

профессии и осознанный интерес к проблеме выбора профессии.

8—9

классы

этап

формирования

профессионального

самосознания.

Основной задачей

является подготовка обучающихся к осознанному

выбору профессии и пути продолжения образования.

10—11 классы- этап уточнения социально-профессионального статуса.

Оказание профессиональной помощи в построении профессионального

маршрута.

Профессиональная

ориентация

обучающихся

осуществляется

по

направлениям

Направления профессиональной ориентации

Направление

Цель

Информационно-

просветительское

Создание

у

обучающихся

максимально

четкого и конкретного образа основных типов

профессий. Это поможет в будущем сделать

наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Диагностическое

О к а з а н и е

п о м о ч и

о б у ч а ю щ и м с я

в

самопознании, исследовании своих качеств в

контексте

определенной

профессии

(или

группы

профессий); в

о ц е н к е

с в о и х

возможно стей,

опред елении

с т е п е н и

выраженности тех или иных профессионально

важных

каче ств

и

прочих

р е с у р с о в ,

обусловливающих профессиональный выбор.

Консультационное

Содействие в построении профессионального

плана,

который

основывается

на

учете

мотивов человека, его интересов, склонностей,

личностных

проблем

или

особенностей

м и р о в о з з р е н и я ,

в к л юч а е т

в

с е б я

диагностический

или

информационный

аспект.

Обучающее

Формирование

у

обучающихся

умения

ана лизировать

мир

профе ссий,

с в о и

возможности

и

ограничения

в

ситуации

профессионального выбора, создание условий

для профессиональных проб.

Организация работы через центр «Ориентир» позволяет обучающимся

получить

максимальную

информацию

о мире профессий, о требованиях

профессий к личности; активизировать познавательную активность школьников

в плане «своей» профессии. Дает возможность оценить

свои способности и

качества применительно к конкретных видам профессиональной деятельности;

попробовать

себя

в

профессии;

сформировать

индивидуальный

профессиональный маршрут.

Литература:

1.

Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель вуз // Педагогика. -

1995. - №3.

2.

Артёмова

JI.K.

Профильное

обучение:

опыт,

проблемы,

пути

решения // Школьные технологии. 2003. - №4. -

3.

Борисова Е.М.

Профессиональное

самоопределение:

личностный

аспект: Автореф. диссер. док. пед. наук. — М., 1995.

4.

Валитов М.С.

Особенности

профессиональной

консультации

подростков // Вопросы психологии. 1984. - №6.

5.

Концепция профильного обучения

на

старшей

ступени

общего

образования // Народное образование. 2002. -№9.

6.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

7.

Пряжников Н.С. Школьная профориентация: реальность и мечты //

Школьный психолог. 2003. - №4.

8.

Чистякова С.Н.,

Пряжников

Н.С.

Педагогическое

сопровождение

социально-профессионального самоопределения учащихся. Ученик в

обновленной школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика,

A . B .

Х у т о р о в с к о г о .

М . ,

2 0 0 2 .



В раздел образования