Напоминание

Этнокультурная модель социализации учащихся начальной школы


Автор: Шаповалова Мария Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Вязовская СОШ"
Населённый пункт: село Вязовое Прохоровского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Этнокультурная модель социализации учащихся начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения здоровья

младших школьников

Шаповалова Мария Николаевна

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе

поставить

вопрос:

«Что

для

нас

важнее

их

физическое

состояние

или

обучение?» Ещё Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает

все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Чтобы иметь «много здоровья», не болеть, а если болеть, то не тяжело,

нужны

постоянные

упражнения. Наши дети болеют потому, что они мало

двигаются,

едят

избыточное

количество

жирной

пищи

и

мало

зелени,

их

постоянно кутают, лишают свежего воздуха и еще пичкают лекарствами.

Физкультура и закаливание тренируют не только тело, но и характер.

Игры и спорт воспитывают коллективизм.

Никто не сомневается в пользе здоровья. Вот если бы оно пришло само

собой, без труда! Нет, этого не бывает. Нужны напряжения, ограничения, сила

воли. К счастью, развить и сохранить здоровье ребенка проще, чем взрослого. В

детском организме еще действуют врожденные программы активности, которые

являются необходимым элементом роста.

Необходимо стимулировать потребность в общении со сверстниками,

особенно когда в семье один ребенок. Заменить детское общество взрослым

невозможно. Пусть не целый день, но несколько часов общения нужны.

Однако

одиночество

тоже

необходимо,

для

того

чтобы

научиться

самостоятельно думать и работать. И, конечно, взрослые должны найти время и

терпение для обучения детей труду.

Трудно дать советы, как преодолеть физическую пассивность детей в

существующих условиях, когда многие взрослые пассивны. В семье нужен

пример родителей, в школе нужны свобода и игры, желательны совместные

занятия

нескольких

возрастных

групп.

Принцип:

движения

должны

быть

энергичными и продолжительными, чтобы ребенок вспотел. Физкультура без

усталости ничего не стоит.

А

что

происходит

в

нашей

школе

сегодня?

Здоровье

детей

катастрофически падает. Можно бы было переадресовать эту проблему врачам,

родителям, подождать нормативных актов. Но здоровье не ждёт. Ведущим

фактором

здоровья

является

образ

жизни,

формировать

который

призвана,

главным образом, школа, ибо, как писал, известны хирург Николай Иванович

Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение

школы,

примиренной

с

жизнью,

-

быть

руководителем

жизни

на

пути

к

будущему».

Учитель начальных классов может активно формировать здоровый образ

жизни учащихся непосредственно на уроках математики и русского языка, на

уроках изобразительного искусства и музыки, трудового обучения, а не только

на уроках физической культуры и окружающего мира.

Рассмотрим

один

из

методических

приёмов:

вставки

о

здоровье

на

уроках.

Русский язык.

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там

слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети

подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

-

Дети,

слова

которые

вы

написали,

называются

волшебными.

Они

добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их

слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они

желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются.

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

«Чистота – залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт,

тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Русские

народные

пословицы

кладовая

мудрости

народа.

Они

отражают национальные традиции. Хорошо если бы дети с раннего возраста

«впитывали» их и следовали им.

Вставка 3. Анатомический диктант.

«Кости пальцев называются фалангами. В большом пальце две фаланги,

а в остальных по три. Все кости вместе образуют скелет. Кости дают опору

органам и защищают их. Кости бывают большими и совсем маленькие. Даже

в горле есть кость. Она называется подъязычная».

Предложите детям ощупать кости рук. Они легко находят фаланги, а

самые

любознательные

обнаруживают

кости

и

внутри

ладони.

Это

тоже

фаланги?

- Каждый человек имеет своё имя. Так и каждая кость скелета имеет своё

название. Кости ладони в медицине называют пястными.

Вставка 4. Разбор слов по составу.

Пясть – пястные кости – запястье.

Перст – персты – перстень – перстенёк.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая

русский

язык,

школьники

познают

смысловое

значение

и

происхождение слов, обозначающих части тела.

Вставка 5. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной

жизни и здоровье.

Дети

любят

читать

сказки,

многие

из

которых

позволяют

делать

обобщённые

выводы

о

здоровом

образе

жизни,

безопасном

поведении.

Например: «Колобок».

Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Если мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить

нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

-

Для

питья

можно

использовать

только

чистую

воду.

В

открытом

водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

Математика.

Вставка 1. Математический подбор пословицы (сложение и вычитание).

Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу:

«Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в5, ложись в 9 – проживёшь 99».

Вопрос 1. Через сколько часов после подъёма нужно завтракать? (9-5=4

часа)

Вопрос 2. За сколько часов до сна рекомендуется ужинать? (9-5=4 часа).

Вопрос

3.

Сколько

часов

составляет

нормальная

продолжительность

сна? (9 часов вечера – 21 час, 24-21=3, 3=5=8 часов).

Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10

лет должна быть 10 часов, т.е. ложиться надо в 9, а вставать можно с пяти до

семи. Если выспался, не надо залёживаться в постели. Ещё раз повторим

пословицу: «С курами ложись, с петухами вставай».

Вставка 2. Задачи по анатомии.

Задача 1. При рождении скелет новорожденного имеет 350 костей, у

взрослого человека – 260. На сколько костей в скелете взрослого человека

меньше, чем у новорожденного?

- Куда деваются эти кости? (Они срастаются)

Задача 2. Одна муха откладывает 120 яичек. В течение лета каждая муха

успевает дать не менее 7 поколений. Сколько мух может появиться от одной

мухи?

Ответ: 355 923 200 000 000 мух. (Н.И.Перельман «Живая математика»).

- Мухи могут быть переносчиками тяжёлых заразных болезней. В жилище

не должно быть ни одной мухи.

Задача 3. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов.

Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60%, порезанный

кусками – 35 %. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле,

сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным

кусками?

- Картофель в «мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В

нём много витаминов С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека

энергичным, защищают от инфекций.

Окружающий мир.

Вставка 1. К теме «Введение». Природа и человек.

- Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и

животные, ценят к себе доброе отношение и отвечают на добро добром. В

природе

всё

взаимосвязано.

В

народе

говорят:

«Как

аукнется,

так

и

откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в

природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы,

творить по намеченному плану. Человек маленькая Вселенная. Естественный

образ

жизни

человека,

соответствующий

законам

природы,

даёт

человеку

здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и

процветание.

Вставка 2. Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут в лесу, во дворе, на лугу,

в

поле.

Это

травы,

деревья,

кустарники.

Около

150

видов

лекарственных

растений

признаны

научной

медициной.

Мы

можем

собрать

гербарий

лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник,

тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черёмуха, берёза, липа, дуб, ель,

пижма, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

Вставка 3. Всегда ли чистая вода?

- Чистой можно считать прокитячёную воду, которая в течение суток

находилась в закрытом сосуде. Самая чистая и самая полезная вода – талая, в

первые 6 часов после размораживания. Больше всего долгожителей на Кавказе

и в Якутии, естественным общим условием их жизни является использование

ледниковой воды.

Вставка 4. Опасные растения.

- Знаете ли вы, что замечательное цветущее растение черёмуха отгоняет

мух

и

других

насекомых?

Черёмуха

выделяет

летучие

ядовитые

вещества

(синильную кислоту), поэтому рвать черёмуху, а тем более ставить её букеты в

комнате – опасно для здоровья.

Ядовитые

растения

часто

имеют

внешнее

сходство

с

растениями

неядовитыми.

Нужно

обязательно

научиться

их

различать.

У

ядовитого

растения все части его содержат ядовитые вещества: и листья, и плоды, и кора,

и

корни.

Нередко

ядовитые

растения

внешне

довольно

привлекательны.

К

некоторым

растениям

опасно

прикасаться:

в

результате

ожоги

и

тяжёлые

отравления.

Грибы

тоже

растения.

Очень

важно

научиться

различать

съедобные

грибы, правильно их готовить.

А что нужно делать, если случайно прикоснулся к ядовитому растению

руками или телом, взял в рот ядовитый стебелёк или ягоду? Нужно быстро

тщательно вымыть руки и поражённый участок тела, промыть желудок и тут же

обратиться к врачу.

Вставка 5. Опасные животные.

- Животные могут быть источником различных заболевание, например.

Таких, как глисты, бешенство, туберкулёз, воспаление лёгких, даже сибирская

язва.

Туберкулёзом

можно

заразиться

от

кошки,

собаки,

курицы,

коровы.

Домашние

животные,

дикие

животные,

пчёлы,

тараканы,

лягушки

весь

окружающий нас животный мир – это наши соседи по планете, с которыми

надо жить в ладу.

Такие

вставки

использую

и

на

уроках

изобразительного

искусства

(«Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Прибавляется здоровье с каждой

каплей молока коровьего» и т.д.), и на уроках физической культуры («Зарядка

утром – бодрость днём», «В зимний холод всякий молод!» и т.д.)

Главное

занятие

ребенка

младшего

школьного

возраста

в

свободное

время – игра. Через игру он познает мир, развивается физически. Чем больше

он движется, тем лучше он растет и развивается. Взрослые должны знать, в

какие

игры

дети

играют,

помочь

им

сделать

игры

разнообразными

и

увлекательными.

У подростков интерес к подвижным играм переходит в интерес к спорту.

Их увлекают лыжи, коньки, плавание, гребля, футбол, баскетбол, волейбол,

теннис,

легкая

атлетика.

В

спортивных

играх,

походах,

соревнованиях

выковываются такие ценные качества, как упорство, находчивость, уверенность

в

своих

силах,

умение

преодолевать

трудности.

Для

каждого

возраста

оптимально подходят определенные виды спорта и наиболее целесообразная

продолжительность занятий.

Спорт – это не только сила и рельефные мышцы, хотя родители всегда

испытывают гордость за своих детей, если они отлично сложены, с хорошей

спортивной фигурой.

Трудно,

а

порой

и

невозможно

бывает

родителям

пойти

вместе

с

ребенком поплавать в бассейн или поиграть в футбол. Да и возраст родителей

не всегда позволяет гонять мяч вместе с сыном. Зато зимними видами спорта –

коньками и лыжами – можно заниматься всей семьей. Здесь личный пример

родителей очень много значит для детей. Ходьба на лыжах даже в невысоком

темпе дает значительную нагрузку почти на все грудные мышцы. А сколько

эстетического удовольствия доставляет прогулка в зимнем лесу! И все это

доступно любой семье.

Важной

формой

физического

развития

школьников

являются

туристические

походы.

Если

это

семейный

поход,

то

родители

должны

выдвинуть цель похода, наметить маршрут (точный путь следования), места

остановок, способы передвижения на отдельных участках, график движения в

пути; предусмотреть краеведческий аспект (исторические памятники, встречи с

интересными

людьми);

запасти

спортинвентарь

для

активного

отдыха,

снаряжение

туриста

(палатка,

рюкзаки,

предметы

быта

для

приготовления

пищи), запас продуктов, фотоаппарат или кинокамеру, путевой журнал и др.

Итоги похода можно оформить в специальном альбоме с фотографиями

и записями из дневника обо всех интересных встречах и происшествиях. Эта

семейная

традиция

послужит

рекомендацией

для

последующих

семейных

походов и поездок, поможет учесть промахи и ошибки.

Здоровье

детей

вот

что

необходимо

ставить

во

главу

угла

при

организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении,

даже если это будет, в какой – то мере, «вредить» достижению поставленных на

уроке учебных целей и задач.



В раздел образования