Автор: Абу Аль-Нади Елена Александровна
Должность: зам.зав.по вр воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Вишенка"
Населённый пункт: пгт.Яблоновский, Тахтамукайский район, Республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в
рамках введения ФГОС дошкольного образования
в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Вишенка»
Заместитель заведующего по ВМР
Е.А.Абу Аль-Нади
МБДОУ №13 «Вишенка» молодой сад, открытый после ремонта в 2013 г. Но как
и все сады Российской Федерации не прошел мимо модели введения Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
утв.
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО). В связи с
этим в ДОУ была создана рабочая группа и разработан план - график мероприятий по
внедрению ФГОС ДО, включающий в себя организационное, нормативно-правовое,
информационно – методическое и кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО.
Цель
деятельности
рабочей
группы
–
определить
и
обеспечить
условия
реализации
модели
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов
ДОУ
по
решению образовательных задач.
Актуальность создания модели взаимодействия специалистов.
Важнейшим
направлением
деятельности
модели
становится
подготовка
всех
участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.
В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания
деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении
более
совершенных
механизмов
взаимодействия
с
образовательным
социумом;
необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского
сада
с
семьями
воспитанников.
Это
обусловлено
современными
требованиями
к
качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной
деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов
«содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с
семьей»,
которые
выступают
в
качестве
ведущих
принципов
современной
государственной политики Российской Федерации в области образования. Выявленные
проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, что
явилось
основой
создания
своего
рода
программы
межпрофессионального
взаимодействия специалистов определяющей направления работы в системе «Педагог
– ребенок – родитель» Новизна разработанной нами модели заключается в создании
механизмов эффективного взаимодействия субъектов в образовательной методической
среде ДОУ.
Модель
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов
ДОУ
предлагает
один
из
вариантов
создания
психологического
просвещения
и
сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог –
ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с
семьей
с
целью
создания
системы
«ответственного
родительства»,
способствует
изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании
личности
ребенка,
используя
различные
формы
работы
с
родителями,
а
также
обеспечивают
условия
взаимодействия
специалистов
в
рамках
реализации
направлений введения ФГОС ДО.
1
Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог
- ребенок – родитель».
Ожидаемые результаты:
создание
условий,
обеспечивающих
субъектную
позицию
каждого
специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный
самоанализ
деятельности,
освоение
способов
самообразования
и
саморазвития;
поддержка
позитивных
инициатив
педагогов,
связанных
с
инновационными разработками в области образования;
повышение
результативности
деятельности
специалистов
за
счет
включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с
семьей;
создание
в
ДОУ
единой
системы
«Педагог
–
ребенок
–
родитель»,
позволяющей
конструктивно
решать
вопросы
воспитания
и
развития
детей,
построить
партнерское
общение
с
родителями,
использовать
разнообразные
формы
общения
с
родителями,
а
также
повысить
социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в
глазах родителей воспитанников;
развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности
педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии
детей;
повышение
психолого-педагогической
компетентности
родителей
воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках
реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в
условиях введения ФГОС ДО.
Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается
н а м и как
организационная
структура
в
системе
образовательной
организации,
объединяющая
субъектов
методической
работы
и
реализующая
функции
методического сопровождения участников образовательного процесса
Основа
модели
–
идея
оптимизации
взаимосвязей
«Педагог
–
ребенок
–
родитель».
Задачи:
формировать
психологическую
культуру
родителей,
повышать
их
психолого-педагогическую компетентность;
создавать
условия
для
активной
перестройки
в
отношениях
между
педагогами,
детьми
и
родителями,
оптимизация
этих
отношений,
привлечение
родителей
к
совместной
деятельности
по
воспитанию
и
развитию детей, участию в жизни ДОУ;
изучать
семьи
воспитанников,
условий
семейного
воспитания
и
потребностей родителей;
оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению,
создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих
важную
информацию
в
воспитательном
и
образовательном
плане,
в
активных участников решения важных вопросов;
повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;
2
содействовать
развитию
психофизического
здоровья
воспитанников,
а
также формированию у детей представления о нравственных ценностях и
качествах
(доброта,
любовь
и
уважение
к
родителям,
вежливость,
заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию
и нравственному поведению;
пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание
единого пространства «Семья – ДОУ».
Практическая новизна:
показаны возможности повышения качества образования, развития и
воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия
детского
сада
с
семьями
воспитанников
в
системе
отношений
«Педагог – ребенок – родитель»; ()
показано использование разнообразных форм работы с родителями,
детьми
и
педагогами
в
единой
системе
психопрофилактической
и
педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций
в
детском
саду
путем
использования
современных
педагогических
технологий; (внедрена видеогостинная)
переход
от
традиционной
модели
трансляции
опыта
к
обучению
«действием»;
ориентация
на
продуктивность
(создание
авторских
программ,
проектов,
эффективных
методик,
дидактических
пособий
и
т.д.)
( участие в период печатные издания в местных газетах «Согласие», и
издательствах «Дрофа», участие в конферен различного уровня )
Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.
Модель предполагает три основных блока:
работу с педагогами, с детьми и родителями.
Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения
мероприятий, методические рекомендации.
Основные направления работы с педагогами:
разработка
индивидуальных
траекторий
образовательной
деятельности
педагогов
по
повышению
уровня
профессионального
мастерства
через
практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;
методическое
и
психолого-педагогическое
сопровождение
педагогов
в
системе диссеминации передового опыта.
Показатели
результативности:
стремление
к
профессиональному
росту
и
непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие
педагогов
в
различных
формах
представления
и
обобщения
опыта,
конкурсах
профессионального
мастерства,
грантовых
конкурсах,
инициация
образовательных
инициатив.
Взаимосвязь
всех
уровней
заложена
в
принципах
построения
модели,
предполагает
наличие
и
горизонтальных,
и
вертикальных
связей,
подчинения
и
соподчинения,
когда
каждый
из
участников
методической
среды
может
быть
участником
и
одновременно
тьютором
какой-либо
деятельности.
Решая
задачу
индивидуального
методического
воздействия,
предпочтение
отдается
обучению
«действием».
3
Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на
базе следующих принципов:
принципа системности, включающего не только организационный аспект
системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение
соответствия
целей,
содержания,
форм,
методов,
средств
развития
профессионализма
специалистов
их
образовательным
потребностям
и
затруднениям;
развитие
психолого-педагогической
компетентности
родителей;
принципа сетевого взаимодействия;
принципа оптимальности деятельности;
принципа взаимодополнения и компенсации.
Основой
для
определения
содержания
деятельности
по
методическому
сопровождению
является
мониторинг
профессиональных
и
информационных
затруднений
педагогов
и
родителей,
выявление
затруднений
дидактического
и
методического
характера.
С
этой
целью
осуществляется
изучение
запросов
образовательного сообщества.
Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого
уровня:
анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные
диагностики
уровня
профессиональных
компетенций
педагогов,
данные
эффективности
педагогического
воздействия
на
ребенка.
Полученная
информация
обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется
выбор
механизмов
для
предоставления
услуг
с
учетом
имеющихся
(или
по
возможности создаваемых) условий.
Процесс
сопровождается
мониторингом
качества
предоставленных
услуг,
поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность.
В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.
В
основе
реализации
модели
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО – не
мало важную роль играет технологическая составляющая деятельности.
Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком
спектре
образовательных
технологий.
На
это,
в
частности,
указывает
и
профессиональный
стандарт
«Педагог
(педагогическая
деятельность
в
сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.
Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия
содержания
образовательных
программ
и
организационных
форм
дошкольного
образования,
возможности
формирования
программ
различной
направленности
с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».
Для
решения
новых
задач
необходим новый
инструментарий.
Наряду
с
технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для
эффективной
реализации
модели
взаимодействия
специалистов
нужно
освоить
4
современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы,
так и каждого ее представителя.
Новизна
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов
в
рамках
осуществления
программы
состоит
в
использовании
различных
форм
работы
с
родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а
также
во
введении
инноваций
в
ДОУ
посредством
использования
современных
педагогических
технологий
(ИКТ,
технологии
проблемного
обучения,
исследовательской, проектной деятельности).
В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются
следующие здоровьесберегающие технологии:
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;
учебно-воспитательные технологии.
Особое
значение
в
условиях
развития
инновационной
деятельности
придается системе консультирования и экспертизы.
В
основе
создаваемой
модели
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов
лежат
идеи
партнерства,
эффективного
взаимодействия,
ориентированные
на
раскрытие
личностного
потенциала
каждого
участника
воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.
В
данной
модели
этот
процесс
осуществляется
через
систему
проектов
различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских,
творческих.
Одной
из
эффективных
технологий,
способствующей
успешной
реализации
модели,
является технология
педагогического
проектирования.
Педагогическое
проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание
дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).
Существует
ряд
условий
реализации
модели
межпрофессионального
взаимодействия специалистов:
I.
Нормативно-правовые.
Нормативно-правовой основой деятельности являются:
федеральные.
Региональные,
муниципальные
нормативно-правовое
документы.
II.
Материально-технические:
кабинеты специалистов
музыкально-физкультурный зал
мультимедийные установки
цифровая видеокамера;
цифровой фотоаппарат;
компьютеры
III.
Кадровые:
заведующий
заместитель заведующего по ВМР
музыкальный руководитель
руководитель ФВ
учитель-логопед
5
педагог-психолог
воспитатели
Ценность и актуальность данной модели взаимодействия всех участников
образовательного процесса можно выявить через критерии и показатели.
Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на
макроуровне
через
анализ
внешних
социальных
эффектов
осуществляемой
деятельности.
Такими критериями являются:
доступность предлагаемых услуг;
эффективность
услуг
с
точки
зрения
соответствия
их
результатов
потребностям семей воспитанников по уровню социализации.
Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на
микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования
рабочих процессов.
Критерий
Показатели
Сформированность
системы информационного
обеспечения
Новизна, актуальность, полезность.
Технологические характеристики информации
Сформированность
системы нормативно-
правового обеспечения
Работа с законодательными нормативными
документами.
Разработанность собственных локальных актов.
Эффективность научно-
методического обеспечения
Оптимальность и рациональность выбора цели.
Соответствие содержания работы целям.
Эффективность использования исследовательских
методов в инновационной деятельности.
Сформированность умений проектирования
инновационных идей.
Состояние кадрового
потенциала
Обеспеченность.
Готовность к реализации целей.
Уровень методической обученности.
Наличие условий для повышения квалификации.
Уровень социально-
правовой, психологической,
профессиональной
защищенности
Расширение рынка образовательных услуг.
Стимулирование творчества.
Психологический климат.
Уровень финансирования
Нормативное финансирование.
Доля внебюджетных вложений.
В
процессе
реализации
инновационной
модели
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные
последствия:
стихийный,
спонтанный
характер
организации
взаимодействия,
обусловленный внутренними особенностями ДОУ;
ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать
участие в деятельности педагогического сообщества;
6
возникновение
ситуации
разрыва
между
«педагогическим
знанием
и
педагогическим действием»;
недостаточная
сформированность
у
педагогов
профессиональной
идентификации,
способности
к
самопрезентации
собственных
достижений;
пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.
Но все это возможно преодолеть путём:
Четкого планирования, регламентация деятельности специалистов ДОУ в
целях осуществления эффективного управления деятельностью.
Своевременной
корректировки
планов
взаимодействия
специалистов
в
соответствии с принятыми обязательствами.
Организации
системы
повышения
профессиональной
квалификации
педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.
Организации
системы
мониторинга
состояния
и
ре зульт атов
межпрофессионального
взаимодействия
специалистов
с
целью
своевременной коррекции и выявления лучших практик.
И результативность не заставит себя долго ждать, приведёт к таким
результатам как:
рост числа педагогов, умеющих адекватно оценивать свой внутренний
потенциал
и
успешно
реализующих
себя
в
различных
видах
профессиональной деятельности;
высокий уровень мотивации в освоении наиболее ценного опыта коллег,
поиск
и
реализация
механизмов
для
предъявления
собственного
педагогического опыта;
отмечается большая активность педагогов в представлении собственного
педагогического
опыта
(конспекты
НОД
и
родительских
собраний,
семинары-практикумы,
консультации,
рекомендации
для
родителей,
материалы тематических выставок и т.д.);
повышение
интенсивного
включения
родителей
и
других
законных
представителей ребенка в совместные образовательные проекты, тесное
сотрудничество всех окружающих его взрослых, объединенных общими
целями воспитания
7
Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов МБДОУ № 13 «Вишенка»
по решению образовательных задач
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
ВОСПИТАТЕЛИ
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
РУКОВОДИТЕЛЬ ФВ
8
1 этап – диагностический
- обмен информацией о состоянии здоровья
ребенка, его поведения, особенностях
характера, уровня и темпа развития, анамнез
семьи;
- обсуждение результатов;
- выявление перспектив развития
2 этап – планово-организационный
- согласование направлений, методов и
приемов межпрофессионального
взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-
родитель»;
- использование современных педагогических
технологий;
- содержание и организация деятельности;
- составление индивидуальных программ
3 этап – деятельностный
- методическое сопровождение педагогов по
решению образовательных задач;
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение
компетентности родителей;
- коррекционно-развивающая работа с детьми
4 этап – итогово-оценочный
- совместная оценка эффективности
педагогического воздействия и взаимодействия;
- оценка уровня реализации индивидуальных
программ;
- прогнозирование задач на следующий период
работы