Напоминание

Взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования


Автор: Абу Аль-Нади Елена Александровна
Должность: зам.зав.по вр воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №13 "Вишенка"
Населённый пункт: пгт.Яблоновский, Тахтамукайский район, Республика Адыгея
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в

рамках введения ФГОС дошкольного образования

в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 13 «Вишенка»

Заместитель заведующего по ВМР

Е.А.Абу Аль-Нади

МБДОУ №13 «Вишенка» молодой сад, открытый после ремонта в 2013 г. Но как

и все сады Российской Федерации не прошел мимо модели введения Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

утв.

приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО). В связи с

этим в ДОУ была создана рабочая группа и разработан план - график мероприятий по

внедрению ФГОС ДО, включающий в себя организационное, нормативно-правовое,

информационно – методическое и кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО.

Цель

деятельности

рабочей

группы

определить

и

обеспечить

условия

реализации

модели

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов

ДОУ

по

решению образовательных задач.

Актуальность создания модели взаимодействия специалистов.

Важнейшим

направлением

деятельности

модели

становится

подготовка

всех

участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.

В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания

деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении

более

совершенных

механизмов

взаимодействия

с

образовательным

социумом;

необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского

сада

с

семьями

воспитанников.

Это

обусловлено

современными

требованиями

к

качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной

деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов

«содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с

семьей»,

которые

выступают

в

качестве

ведущих

принципов

современной

государственной политики Российской Федерации в области образования. Выявленные

проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, что

явилось

основой

создания

своего

рода

программы

межпрофессионального

взаимодействия специалистов определяющей направления работы в системе «Педагог

– ребенок – родитель» Новизна разработанной нами модели заключается в создании

механизмов эффективного взаимодействия субъектов в образовательной методической

среде ДОУ.

Модель

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов

ДОУ

предлагает

один

из

вариантов

создания

психологического

просвещения

и

сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог –

ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с

семьей

с

целью

создания

системы

«ответственного

родительства»,

способствует

изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании

личности

ребенка,

используя

различные

формы

работы

с

родителями,

а

также

обеспечивают

условия

взаимодействия

специалистов

в

рамках

реализации

направлений введения ФГОС ДО.

1

Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог

- ребенок – родитель».

Ожидаемые результаты:

создание

условий,

обеспечивающих

субъектную

позицию

каждого

специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный

самоанализ

деятельности,

освоение

способов

самообразования

и

саморазвития;

поддержка

позитивных

инициатив

педагогов,

связанных

с

инновационными разработками в области образования;

повышение

результативности

деятельности

специалистов

за

счет

включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с

семьей;

создание

в

ДОУ

единой

системы

«Педагог

ребенок

родитель»,

позволяющей

конструктивно

решать

вопросы

воспитания

и

развития

детей,

построить

партнерское

общение

с

родителями,

использовать

разнообразные

формы

общения

с

родителями,

а

также

повысить

социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в

глазах родителей воспитанников;

развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности

педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии

детей;

повышение

психолого-педагогической

компетентности

родителей

воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках

реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в

условиях введения ФГОС ДО.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается

н а м и как

организационная

структура

в

системе

образовательной

организации,

объединяющая

субъектов

методической

работы

и

реализующая

функции

методического сопровождения участников образовательного процесса

Основа

модели

идея

оптимизации

взаимосвязей

«Педагог

ребенок

родитель».

Задачи:

формировать

психологическую

культуру

родителей,

повышать

их

психолого-педагогическую компетентность;

создавать

условия

для

активной

перестройки

в

отношениях

между

педагогами,

детьми

и

родителями,

оптимизация

этих

отношений,

привлечение

родителей

к

совместной

деятельности

по

воспитанию

и

развитию детей, участию в жизни ДОУ;

изучать

семьи

воспитанников,

условий

семейного

воспитания

и

потребностей родителей;

оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению,

создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих

важную

информацию

в

воспитательном

и

образовательном

плане,

в

активных участников решения важных вопросов;

повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

2

содействовать

развитию

психофизического

здоровья

воспитанников,

а

также формированию у детей представления о нравственных ценностях и

качествах

(доброта,

любовь

и

уважение

к

родителям,

вежливость,

заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию

и нравственному поведению;

пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание

единого пространства «Семья – ДОУ».

Практическая новизна:

показаны возможности повышения качества образования, развития и

воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия

детского

сада

с

семьями

воспитанников

в

системе

отношений

«Педагог – ребенок – родитель»; ()

показано использование разнообразных форм работы с родителями,

детьми

и

педагогами

в

единой

системе

психопрофилактической

и

педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций

в

детском

саду

путем

использования

современных

педагогических

технологий; (внедрена видеогостинная)

переход

от

традиционной

модели

трансляции

опыта

к

обучению

«действием»;

ориентация

на

продуктивность

(создание

авторских

программ,

проектов,

эффективных

методик,

дидактических

пособий

и

т.д.)

( участие в период печатные издания в местных газетах «Согласие», и

издательствах «Дрофа», участие в конферен различного уровня )

Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.

Модель предполагает три основных блока:

работу с педагогами, с детьми и родителями.

Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения

мероприятий, методические рекомендации.

Основные направления работы с педагогами:

разработка

индивидуальных

траекторий

образовательной

деятельности

педагогов

по

повышению

уровня

профессионального

мастерства

через

практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;

методическое

и

психолого-педагогическое

сопровождение

педагогов

в

системе диссеминации передового опыта.

Показатели

результативности:

стремление

к

профессиональному

росту

и

непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие

педагогов

в

различных

формах

представления

и

обобщения

опыта,

конкурсах

профессионального

мастерства,

грантовых

конкурсах,

инициация

образовательных

инициатив.

Взаимосвязь

всех

уровней

заложена

в

принципах

построения

модели,

предполагает

наличие

и

горизонтальных,

и

вертикальных

связей,

подчинения

и

соподчинения,

когда

каждый

из

участников

методической

среды

может

быть

участником

и

одновременно

тьютором

какой-либо

деятельности.

Решая

задачу

индивидуального

методического

воздействия,

предпочтение

отдается

обучению

«действием».

3

Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на

базе следующих принципов:

принципа системности, включающего не только организационный аспект

системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение

соответствия

целей,

содержания,

форм,

методов,

средств

развития

профессионализма

специалистов

их

образовательным

потребностям

и

затруднениям;

развитие

психолого-педагогической

компетентности

родителей;

принципа сетевого взаимодействия;

принципа оптимальности деятельности;

принципа взаимодополнения и компенсации.

Основой

для

определения

содержания

деятельности

по

методическому

сопровождению

является

мониторинг

профессиональных

и

информационных

затруднений

педагогов

и

родителей,

выявление

затруднений

дидактического

и

методического

характера.

С

этой

целью

осуществляется

изучение

запросов

образовательного сообщества.

Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого

уровня:

анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные

диагностики

уровня

профессиональных

компетенций

педагогов,

данные

эффективности

педагогического

воздействия

на

ребенка.

Полученная

информация

обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется

выбор

механизмов

для

предоставления

услуг

с

учетом

имеющихся

(или

по

возможности создаваемых) условий.

Процесс

сопровождается

мониторингом

качества

предоставленных

услуг,

поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность.

В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.

В

основе

реализации

модели

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО – не

мало важную роль играет технологическая составляющая деятельности.

Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком

спектре

образовательных

технологий.

На

это,

в

частности,

указывает

и

профессиональный

стандарт

«Педагог

(педагогическая

деятельность

в

сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

(воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия

содержания

образовательных

программ

и

организационных

форм

дошкольного

образования,

возможности

формирования

программ

различной

направленности

с

учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».

Для

решения

новых

задач

необходим новый

инструментарий.

Наряду

с

технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для

эффективной

реализации

модели

взаимодействия

специалистов

нужно

освоить

4

современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы,

так и каждого ее представителя.

Новизна

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов

в

рамках

осуществления

программы

состоит

в

использовании

различных

форм

работы

с

родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а

также

во

введении

инноваций

в

ДОУ

посредством

использования

современных

педагогических

технологий

(ИКТ,

технологии

проблемного

обучения,

исследовательской, проектной деятельности).

В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются

следующие здоровьесберегающие технологии:

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

учебно-воспитательные технологии.

Особое

значение

в

условиях

развития

инновационной

деятельности

придается системе консультирования и экспертизы.

В

основе

создаваемой

модели

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов

лежат

идеи

партнерства,

эффективного

взаимодействия,

ориентированные

на

раскрытие

личностного

потенциала

каждого

участника

воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.

В

данной

модели

этот

процесс

осуществляется

через

систему

проектов

различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских,

творческих.

Одной

из

эффективных

технологий,

способствующей

успешной

реализации

модели,

является технология

педагогического

проектирования.

Педагогическое

проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание

дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).

Существует

ряд

условий

реализации

модели

межпрофессионального

взаимодействия специалистов:

I.

Нормативно-правовые.

Нормативно-правовой основой деятельности являются:

федеральные.

Региональные,

муниципальные

нормативно-правовое

документы.

II.

Материально-технические:

кабинеты специалистов

музыкально-физкультурный зал

мультимедийные установки

цифровая видеокамера;

цифровой фотоаппарат;

компьютеры

III.

Кадровые:

заведующий

заместитель заведующего по ВМР

музыкальный руководитель

руководитель ФВ

учитель-логопед

5

педагог-психолог

воспитатели

Ценность и актуальность данной модели взаимодействия всех участников

образовательного процесса можно выявить через критерии и показатели.

Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на

макроуровне

через

анализ

внешних

социальных

эффектов

осуществляемой

деятельности.

Такими критериями являются:

доступность предлагаемых услуг;

эффективность

услуг

с

точки

зрения

соответствия

их

результатов

потребностям семей воспитанников по уровню социализации.

Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на

микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования

рабочих процессов.

Критерий

Показатели

Сформированность

системы информационного

обеспечения

Новизна, актуальность, полезность.

Технологические характеристики информации

Сформированность

системы нормативно-

правового обеспечения

Работа с законодательными нормативными

документами.

Разработанность собственных локальных актов.

Эффективность научно-

методического обеспечения

Оптимальность и рациональность выбора цели.

Соответствие содержания работы целям.

Эффективность использования исследовательских

методов в инновационной деятельности.

Сформированность умений проектирования

инновационных идей.

Состояние кадрового

потенциала

Обеспеченность.

Готовность к реализации целей.

Уровень методической обученности.

Наличие условий для повышения квалификации.

Уровень социально-

правовой, психологической,

профессиональной

защищенности

Расширение рынка образовательных услуг.

Стимулирование творчества.

Психологический климат.

Уровень финансирования

Нормативное финансирование.

Доля внебюджетных вложений.

В

процессе

реализации

инновационной

модели

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные

последствия:

стихийный,

спонтанный

характер

организации

взаимодействия,

обусловленный внутренними особенностями ДОУ;

ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать

участие в деятельности педагогического сообщества;

6

возникновение

ситуации

разрыва

между

«педагогическим

знанием

и

педагогическим действием»;

недостаточная

сформированность

у

педагогов

профессиональной

идентификации,

способности

к

самопрезентации

собственных

достижений;

пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.

Но все это возможно преодолеть путём:

Четкого планирования, регламентация деятельности специалистов ДОУ в

целях осуществления эффективного управления деятельностью.

Своевременной

корректировки

планов

взаимодействия

специалистов

в

соответствии с принятыми обязательствами.

Организации

системы

повышения

профессиональной

квалификации

педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.

Организации

системы

мониторинга

состояния

и

ре зульт атов

межпрофессионального

взаимодействия

специалистов

с

целью

своевременной коррекции и выявления лучших практик.

И результативность не заставит себя долго ждать, приведёт к таким

результатам как:

рост числа педагогов, умеющих адекватно оценивать свой внутренний

потенциал

и

успешно

реализующих

себя

в

различных

видах

профессиональной деятельности;

высокий уровень мотивации в освоении наиболее ценного опыта коллег,

поиск

и

реализация

механизмов

для

предъявления

собственного

педагогического опыта;

отмечается большая активность педагогов в представлении собственного

педагогического

опыта

(конспекты

НОД

и

родительских

собраний,

семинары-практикумы,

консультации,

рекомендации

для

родителей,

материалы тематических выставок и т.д.);

повышение

интенсивного

включения

родителей

и

других

законных

представителей ребенка в совместные образовательные проекты, тесное

сотрудничество всех окружающих его взрослых, объединенных общими

целями воспитания

7

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов МБДОУ № 13 «Вишенка»

по решению образовательных задач

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ВОСПИТАТЕЛИ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

РУКОВОДИТЕЛЬ ФВ

8

1 этап – диагностический

- обмен информацией о состоянии здоровья

ребенка, его поведения, особенностях

характера, уровня и темпа развития, анамнез

семьи;

- обсуждение результатов;

- выявление перспектив развития

2 этап – планово-организационный

- согласование направлений, методов и

приемов межпрофессионального

взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-

родитель»;

- использование современных педагогических

технологий;

- содержание и организация деятельности;

- составление индивидуальных программ

3 этап – деятельностный

- методическое сопровождение педагогов по

решению образовательных задач;

- обеспечение психолого-педагогической

поддержки семьи и повышение

компетентности родителей;

- коррекционно-развивающая работа с детьми

4 этап – итогово-оценочный

- совместная оценка эффективности

педагогического воздействия и взаимодействия;

- оценка уровня реализации индивидуальных

программ;

- прогнозирование задач на следующий период

работы



В раздел образования