Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира
Автор: Давыдова Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: "Центр развития ребенка - детский сад №4" г. Всеволожск Населённый пункт: г. Всеволожск Наименование материала: статья Тема: Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира Раздел: дошкольное образование
Актуальность заявленной проблемы:
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро
стоит
проблема
организации
основного
ведущего
вида
деятельности
в
познании
окружающего
мира
в
период
дошкольного
детства
-
экспериментирования.
Эта
деятельность,
равноценно
влияет
на
развитие
личности ребёнка также, как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно
детских видов деятельности является благоприятным условием для развития
дошкольников.
Основные
цели
проекта :
способствовать
развитию
у
детей
познавательной активности, любознательности, потребности в умственных
впечатлениях
детей,
стремления
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению,
что
в
свою
очередь
приведёт
к
интеллектуальному,
эмоциональному развитию.
Работа над проектом включает в себя несколько этапов:
1.Вовлечение
детей
в
проектную
деятельность
с
целью
выявления
особенностей включения детей в систему проектного обучения.
2.Организация предметно – развивающей среды
3. Оценка результатов проведённой работы.
На
первом
этапе был разработан календарно-тематический план работы с
детьми на год.
На
втором
этапе
для
развития
познавательной
активности
детей
и
поддержания
интереса
к
экспериментальной
деятельности
организуется
«Уголок экспериментирования», «Картотека опытов и экспериментов».
На
третьем
этапе
проводится
наблюдение
для
оценки
результатов
проведённой работы. По результатам наблюдения можно сделать следующие
выводы:
в
свободной атмосфере работы дети развивают свои умения
-
коммуникативные:
умение
слушать,
обсуждать,
визуализировать
свою
идею;
-
манипулятивные:
координация
движений,
умение
пользоваться
инструментами и технологиями;
-
социальные:
совместное
обдумывание
и
обсуждение,
способность
исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.
В результате занятий опытно-экспериментальной деятельностью
были решены следующие задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических
свойствах и явлениях;
- развитие элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при
проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,
обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4.
Социально-личностное
развитие
каждого
ребёнка:
развитие
коммуникативности,
самостоятельности,
наблюдательности,
элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий.