Автор: Хилькович Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР ДС №37
Населённый пункт: с.Чугуевка Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с семьёй по формированию экологической культуры".
Раздел: дошкольное образование
Тема:
«Работа с семьёй по формированию экологической
культуре»
Актуальность: работа с родителями по экологическому воспитанию
дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного
учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями
можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,
человека экологически грамотного.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый
план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали
актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто
безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,
ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель работы: формирование начал экологической культуры,
становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее
многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как
части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от
окружающей среды.
Задача:
показать родителям необходимость воспитания у детей
экологической культуры.
Ход;
«Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если
будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.» Д. Родович
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим без
участия взрослых. В руках взрослых реальная возможность приобщения
детей к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы у детей пробуждалось
чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и
(поступки, участвовать в охране окружающей среды, приобщаться к
культуре, общечеловеческим ценностям, закладывать фундамент своего
здоровья).
2
Качественное усвоение данных задач не возможно без
систематической, продуманной помощи со стороны родителей. В чем она
может заключаться? Прежде всего покажите своим детям- ничем не
заменимую ценность и красоту природы . Помогите понять своим детям, что
природа есть основа жизни и существования всего живого на земле,
диалектическую неразрывность и взаимообусловленность природы и
человека.
Все мы знаем: общение с природой делает человека добрее, будут
лучше чувства.
Все мы знаем: будущее станет таким, каким будет человек.
Все мы знаем: будущее все цело зависит от того, какие основы мы,
взрослые, заложим в сознание детей.
Поэтому нужно с самых первых дней жизни ребенка через красоту
пробуждать лучшее чувства, энергию радости, что положительно повлияет на
психологическое и физическое здоровье.
А истинную красоту можно найти только в природе. Именно природа
дарит вдохновение, и прекрасные ощущения.
Чаще бывайте со своими детьми на природе. Она породнит, подарит
силу, здоровье, хорошее настроение. Она направит на твердые жизненные
позиции: «от красоты природы - к красоте слова, музыки, живописи»., -
говорил Сухомлинский. Но бывать часто на природе это еще не все. Научите
детей замечать ее величие, богатство и разнообразие. Помогите понять своим
детям, что Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, но
и источник познания и воспитания человечества. Именно человечества.
Научите своих детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде
всего научитесь это делать сами, покажите своим детям, что вы честны,
смелы, заботливы сами. И эти качества эхом отзовутся в сердцах ваших
детей, умножаться и порадуют вас.
«
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. 'А человеку
нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» - познакомьте
3
своих детей с этими высказываниями русского писателя М.М. Пришвина.
Объясните смысл этих мудрых строк своим детям на примере, обращая их
внимание еще и еще раз на красоту родной природы. Это укрепит в сердцах
ваших детей патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где
живете, вызовет уважение к тем, кто помог постичь любовь, вдохновение,
желание покорять высоты в науке и искусстве.
Многие исследования показали, что люди усваивают те или иные
убеждения с детства, до того, как получат возможность критически
осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей
вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и
старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить
которые уже трудно. Жизнью подтверждено, что ребенок более податлив,
«пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую и в дурную
сторону разные воздействия окружающей среды. Чем меньше ребенок, тем
легче на него воздействовать. Как писал А.В. Луначарский: «Маленького
ребенка можно лепить, старшего приходиться гнуть и взрослого - ломать».
Уже к трем годам ребенок любит подражать другим, поэтому в данное
время особенно большой значение для развития детей приобретает пример
старших.
В 5 лет ребенок может уже подчинять свое поведение контролю
сознания. Привычки становятся более устойчивыми, у него появляется
стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты. Дети в
этом возрасте понимают сказанное взрослыми буквально. Эту особенность
нужно знать и учитывать.
В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, ее природе,
истории, жизни. Они с охотой слушают, читают, у них хорошо развивается
память. Ребенок начинает высоко оценивать авторитет старших: их речь,
облик, отсутствие расхождений между словом и делом; рождается уважение,
доверие, подражание. Таким образом, в дошкольном возрасте окончательно
закладываются основные корни воспитания. Поэтому образованность
4
родителей, их образ жизни, поведение, отношение к окружающему,
способствует установлению у детей более богатых духовных связей со
средой.
Важно в этот период жизни ребенка, не смотря на его возраст (5-7 лет),
обратить внимание на то, что мир обременен проблемами, что кризисы и
катаклизмы охватили всю нашу Планету, что мир ждет спасения. В чем оно?
Докажите детям, что все зависит от Человека, от всех нас. Без нас, без нашего
участия само собой ничего не произойдет. Нужен единый путь, который
выведет на к Свету . Этот путь по силе только тем, кто добр, благороден, кто
стремится к прекрасному, к красоте. Пусть ваши прогулки и беседы с детьми
у костра на закате или восходе солнца помогут зародиться красивым мыслям.
«От красивых образов к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой
жизни. А от красивой жизни - к абсолютной красоте» Платон.
Именно родители, семья закладывают в маленьком человеке основы
различных потребностей и потребления.
Воспитывая достойного человека, мы, взрослые, должны постоянно
помнить, что положительный результат не возможен, если в жизни ребенка
большое количество запретов. Запрет для ребенка тормоз. Он останавливает
действие, плохо влияет на развитие и здоровье. Мы должны отказаться от
попыток переделать характер ребенка, который появляется у него с первых
дней. Это невозможно - переделать характер, сломать - можно. А зачем? В
определенные сроки у ребенка созревают те или иные качества. Важно не
упустить эти сроки: трудитесь со своим ребенком, отдыхайте вместе с ним,
смотрите научно-познавательные передачи и говорите, говорите, говорите.
Обращайте внимание на доброе, на красивое отношение к окружающему, на
единство Природы и человека. Открывайте вместе со своим ребенком мир
обновления и возрождения, учитесь любить окружающий мир: солнце, воду,
животных, растения, человека. Ведь единство человека и Природы явление.
Естественное единство человека с природой то же, что единство матери и
дитя. Поможем же своим детям понять, что человек может жить в гармонии с
5
окружающим миром, что человек способен познать и совершенствовать этот
мир на основе принципа «не навреди!», сыновнего отношения к нему - такой
человек в будущем постоянно будет трудиться над проблемой сохранения
окружающей среды, над предотвращением экологической катастрофы.
Вселите надежду и веру в вашего ребенка. Пусть он запомнит: Земля - наш
маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть
хозяином. Люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками
разумного преобразования природы, активными ее защитниками. Мы -
маленькая частица природы. Все в природе едино. Главная ценность -
здоровье Планеты, и как следствие - здоровье каждого человека.
Работа с родителями по экологическому воспитанию.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых,
родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают
так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут
заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет
воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.
Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном
взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную
окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей
необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные,
но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического
воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует
проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
6
Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их
экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной
форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
консультации и сообщения экологической направленности для родительского
уголка.
Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы,
викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах,
педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности
на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по
проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-
передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому
воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное
отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их
воспитанности.
Заключение
Цель экологического воспитания— становление начал экологической
культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления,
экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование
ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе
экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и
правовых принципов природопользования и пропаганду идей его
оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей
7
местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к
человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека.
Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика,
закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от
своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о
здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку,
постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить,
бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного
экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает
задача формирования у дошкольников основ культуры рационального
природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,
совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить
единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот
процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную
окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –
воспитать экологически грамотного человека.
8
Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах
экологии?»
Ф.И.О.
Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего села?
Считаете ли вы, что в нашем селе существуют экологические
проблемы? Какие?
На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе
нашего села, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в
природе? А вы?
Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на
экологические темы в группе или для села?
Как вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с
бытовыми отходами? Какие?
Список использованной литературы
«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н.
Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.
Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое
пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
9