Напоминание

"Работа с семьёй по формированию экологической культуры".


Автор: Хилькович Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ЦРР ДС №37
Населённый пункт: с.Чугуевка Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с семьёй по формированию экологической культуры".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема:

«Работа с семьёй по формированию экологической

культуре»

Актуальность: работа с родителями по экологическому воспитанию

дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного

учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями

можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,

человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый

план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали

актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная,

ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры,

становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее

многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как

части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от

окружающей среды.

Задача:

показать родителям необходимость воспитания у детей

экологической культуры.

Ход;

«Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если

будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.» Д. Родович

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим без

участия взрослых. В руках взрослых реальная возможность приобщения

детей к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы у детей пробуждалось

чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и

(поступки, участвовать в охране окружающей среды, приобщаться к

культуре, общечеловеческим ценностям, закладывать фундамент своего

здоровья).

2

Качественное усвоение данных задач не возможно без

систематической, продуманной помощи со стороны родителей. В чем она

может заключаться? Прежде всего покажите своим детям- ничем не

заменимую ценность и красоту природы . Помогите понять своим детям, что

природа есть основа жизни и существования всего живого на земле,

диалектическую неразрывность и взаимообусловленность природы и

человека.

Все мы знаем: общение с природой делает человека добрее, будут

лучше чувства.

Все мы знаем: будущее станет таким, каким будет человек.

Все мы знаем: будущее все цело зависит от того, какие основы мы,

взрослые, заложим в сознание детей.

Поэтому нужно с самых первых дней жизни ребенка через красоту

пробуждать лучшее чувства, энергию радости, что положительно повлияет на

психологическое и физическое здоровье.

А истинную красоту можно найти только в природе. Именно природа

дарит вдохновение, и прекрасные ощущения.

Чаще бывайте со своими детьми на природе. Она породнит, подарит

силу, здоровье, хорошее настроение. Она направит на твердые жизненные

позиции: «от красоты природы - к красоте слова, музыки, живописи»., -

говорил Сухомлинский. Но бывать часто на природе это еще не все. Научите

детей замечать ее величие, богатство и разнообразие. Помогите понять своим

детям, что Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, но

и источник познания и воспитания человечества. Именно человечества.

Научите своих детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде

всего научитесь это делать сами, покажите своим детям, что вы честны,

смелы, заботливы сами. И эти качества эхом отзовутся в сердцах ваших

детей, умножаться и порадуют вас.

«

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. 'А человеку

нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» - познакомьте

3

своих детей с этими высказываниями русского писателя М.М. Пришвина.

Объясните смысл этих мудрых строк своим детям на примере, обращая их

внимание еще и еще раз на красоту родной природы. Это укрепит в сердцах

ваших детей патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где

живете, вызовет уважение к тем, кто помог постичь любовь, вдохновение,

желание покорять высоты в науке и искусстве.

Многие исследования показали, что люди усваивают те или иные

убеждения с детства, до того, как получат возможность критически

осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей

вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и

старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить

которые уже трудно. Жизнью подтверждено, что ребенок более податлив,

«пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую и в дурную

сторону разные воздействия окружающей среды. Чем меньше ребенок, тем

легче на него воздействовать. Как писал А.В. Луначарский: «Маленького

ребенка можно лепить, старшего приходиться гнуть и взрослого - ломать».

Уже к трем годам ребенок любит подражать другим, поэтому в данное

время особенно большой значение для развития детей приобретает пример

старших.

В 5 лет ребенок может уже подчинять свое поведение контролю

сознания. Привычки становятся более устойчивыми, у него появляется

стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты. Дети в

этом возрасте понимают сказанное взрослыми буквально. Эту особенность

нужно знать и учитывать.

В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, ее природе,

истории, жизни. Они с охотой слушают, читают, у них хорошо развивается

память. Ребенок начинает высоко оценивать авторитет старших: их речь,

облик, отсутствие расхождений между словом и делом; рождается уважение,

доверие, подражание. Таким образом, в дошкольном возрасте окончательно

закладываются основные корни воспитания. Поэтому образованность

4

родителей, их образ жизни, поведение, отношение к окружающему,

способствует установлению у детей более богатых духовных связей со

средой.

Важно в этот период жизни ребенка, не смотря на его возраст (5-7 лет),

обратить внимание на то, что мир обременен проблемами, что кризисы и

катаклизмы охватили всю нашу Планету, что мир ждет спасения. В чем оно?

Докажите детям, что все зависит от Человека, от всех нас. Без нас, без нашего

участия само собой ничего не произойдет. Нужен единый путь, который

выведет на к Свету . Этот путь по силе только тем, кто добр, благороден, кто

стремится к прекрасному, к красоте. Пусть ваши прогулки и беседы с детьми

у костра на закате или восходе солнца помогут зародиться красивым мыслям.

«От красивых образов к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой

жизни. А от красивой жизни - к абсолютной красоте» Платон.

Именно родители, семья закладывают в маленьком человеке основы

различных потребностей и потребления.

Воспитывая достойного человека, мы, взрослые, должны постоянно

помнить, что положительный результат не возможен, если в жизни ребенка

большое количество запретов. Запрет для ребенка тормоз. Он останавливает

действие, плохо влияет на развитие и здоровье. Мы должны отказаться от

попыток переделать характер ребенка, который появляется у него с первых

дней. Это невозможно - переделать характер, сломать - можно. А зачем? В

определенные сроки у ребенка созревают те или иные качества. Важно не

упустить эти сроки: трудитесь со своим ребенком, отдыхайте вместе с ним,

смотрите научно-познавательные передачи и говорите, говорите, говорите.

Обращайте внимание на доброе, на красивое отношение к окружающему, на

единство Природы и человека. Открывайте вместе со своим ребенком мир

обновления и возрождения, учитесь любить окружающий мир: солнце, воду,

животных, растения, человека. Ведь единство человека и Природы явление.

Естественное единство человека с природой то же, что единство матери и

дитя. Поможем же своим детям понять, что человек может жить в гармонии с

5

окружающим миром, что человек способен познать и совершенствовать этот

мир на основе принципа «не навреди!», сыновнего отношения к нему - такой

человек в будущем постоянно будет трудиться над проблемой сохранения

окружающей среды, над предотвращением экологической катастрофы.

Вселите надежду и веру в вашего ребенка. Пусть он запомнит: Земля - наш

маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть

хозяином. Люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками

разумного преобразования природы, активными ее защитниками. Мы -

маленькая частица природы. Все в природе едино. Главная ценность -

здоровье Планеты, и как следствие - здоровье каждого человека.

Работа с родителями по экологическому воспитанию.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых,

родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают

так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут

заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет

воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном

взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,

совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить

единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот

процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную

окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей

необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные,

но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического

воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует

проводить в двух направлениях:

Педагог-родитель;

6

Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их

экологической компетентности.

Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной

форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),

консультации и сообщения экологической направленности для родительского

уголка.

Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы,

викторины и т. д.

Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах,

педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.

Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности

на участке и в уголке природы.

Использование научно-популярной методической литературы по

проблемам экологического воспитания.

Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок-

передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому

воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное

отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их

воспитанности.

Заключение

Цель экологического воспитания— становление начал экологической

культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления,

экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование

ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе

экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и

правовых принципов природопользования и пропаганду идей его

оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей

7

местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к

человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека.

Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика,

закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от

своей семьи, поскольку она обеспечивает:

• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о

здоровье;

• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку,

постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить,

бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного

экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает

задача формирования у дошкольников основ культуры рационального

природопользования.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению,

совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить

единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот

процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную

окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу –

воспитать экологически грамотного человека.

8

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах

экологии?»

Ф.И.О.

Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего села?

Считаете ли вы, что в нашем селе существуют экологические

проблемы? Какие?

На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе

нашего села, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в

природе? А вы?

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на

экологические темы в группе или для села?

Как вы считаете, в нашем селе существуют проблемы, связанные с

бытовыми отходами? Какие?

Список использованной литературы

«Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н.

Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.

Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое

пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования

дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

9



В раздел образования