Напоминание

"Система логопедической работы с использованием ИКТ"


Авторы: Тимофеева Марина Геннадьевна, Игнатова Любовь Владимировна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система логопедической работы с использованием ИКТ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система логопедической работы с использованием ИКТ

В

дошкольном

учреждении

обучаются

дети

с

такими

речевыми

нарушениями как полиморфная дислалия, дизартрия, общее недоразвитие

речи. Помимо фонетической стороны речи у детей требуется коррекция и

грамматического строя, фонематических процессов, обогащение лексики и

развитие связной речи. Чтобы скорректировать нарушенные стороны речевой

системы

работа

должна

носить

комплексный

характер

и

строиться

на

лексическом материале отрабатываемого звука. Большое количество детей,

обучающихся на логопедическом пункте, требует от учителя-логопеда поиска

новых оптимальных форм вовлечения ребенка в коррекционный процесс.

Одной из таких форм для нас стало использование компьютерных игр.

Так как процесс автоматизации зачастую носит длительный характер,

требуется поиск новых методов и приёмов, способствующих оптимизации

процесса

автоматизации

звукопроизношения

у

дошкольников,

его

разнообразию. Одним из наиболее эффективных методов работы мы считаем

использование

информационно-коммуникационных

технологий

на

логопедических занятиях. С помощью специализированных компьютерных

игр можно заинтересовать ребенка в выполнении задания, поддержать его

интерес

на

протяжении

всей

работы,

и

в

игровой

форме

закреплять

правильное произношение. Однако большинство компьютерных программ

разработано

для

детей

с

общим

недоразвитием

речи.

Данные

игры

направлены

на

обогащение

лексики,

формирование

грамматических

категорий и не затрагивают коррекцию звукопроизношения. В связи с этим

появилась

необходимость

разработать

игры,

формирующие

правильное

произношение звуков.

Автоматизация изолированного звука

При автоматизации изолированного звука чаще всего учителя-логопеды

используют

многократное

длительное

произнесение

поставленного

звука.

Такая работа необходима, но носит однообразный характер. Данный этап

утомителен

для

ребенка,

и

он

быстро

теряет

интерес

к

занятиям.

С

использованием

игровых

приёмов

этот

процесс

можно

разнообразить

«пробеганием» по дорожкам, лабиринтам. С применением компьютерных

технологий в этот процесс добавляется динамический компонент, ребенок

озвучивает действие анимированного героя.

Автоматизация звука в слогах

Автоматизация звука в слогах также важный, но малоинтересный для

ребенка

вид

работы,

заключающийся

в

многократном

повторении

за

учителем-логопедом. Чтобы его разнообразить в компьютерных презентациях

можно предложить ребенку проговаривать отрабатываемый слог при каждом

изменении положения компьютерного героя. Например:

каждый

раз,

когда

перелетает

пчёлка

с

цветка

на

цветок,

проговаривать необходимый слог;

покачивание

кораблика

на

волнах

также

сопровождается

проговариванием слогов.

Автоматизация звука в словах

Автоматизация

звука

в

словах

предоставляет

большие

возможности

разнообразить

процесс

закрепления

звука.

Данный

этап

работы

должен

носить

комплексный

характер

и

развивать

не

только

произносительные

навыки,

но

упражнять

в

словоизменении

и

словообразовании.

Поэтому

можно

предложить

детям

грамматические

упражнения

(«Один-много»,

«Четвёртый лишний», «Весёлый счёт», «Чего не стало» «Какой предмет

подходит к этому ряду» и другие) в компьютерном варианте.

Автоматизация звука в текстах, стихах

Дети с речевыми нарушениями имеют ряд особенностей в развитии не

только речевой системы, но и психических процессов. Для них характерен

ограниченный

объем

зрительного

и

слухового

восприятия,

нестойкость

памяти, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала.

Поэтому

при

закреплении

звука

в

стихах

и

текстах,

можно

применять

мнемотехнику, т.е. технику, которая облегчает запоминание и увеличивает

объем памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника

использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью

контролировать

процесс

запоминания,

сохранения

и

припоминания

информации. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если

при

воспроизведении

текста

этот

зрительный

образ

не

возникает

в

воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, приём

символизации

наиболее

короткий

путь

к

формированию

процесса

запоминания

и

точной

передачи

информации,

требующей

дословного

повторения, например в чистоговорках, стихах. При необходимости точного

повторения,

например

стихотворного

текста,

достаточно

схематического

изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее

воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Как уже говорилось, для преодоления имеющихся у детей нарушений

необходим

комплексный

подход,

что

предполагает

активное

участие

родителей,

которые

могут

все

знания,

речевые

навыки,

умения

детей,

полученные

во

время

занятий

с

учителем-логопедом,

закрепить

в

повседневной

жизни.

Успех

коррекционного

обучения

во

многом

определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы

педагога

и

родителей.

Они

должны

стать

сотрудниками,

коллегами,

помощниками друг другу, решающими общие задачи. Очень часто родители

не

уделяют

должного

внимания

речи

ребенка,

считают

неинтересным

бесполезным

многократное

повторение

речевого

материала

и

домашние

задания

логопеда

остаются

невыполненными.

Для

домашних

заданий

предлагаем

родителям

использовать

игровые

приемы

закрепления

звука,

компьютерные презентации. Многие родители с интересом стали заниматься

с

собственными

детьми.

Также

в

помощь

родителям,

были

составлены

электронные книги. Многие родители не знают, как правильно выполнять

артикуляционные упражнения, не могут объяснить задания по лексическим

темам.

Таким

образом,

в

результате

систематической,

последовательной,

комплексной и разнообразной работы с применением ИКТ можно достигнуть

п о л ож и т е л ь н ы х

р е зул ьт ат о в

п о

и с п р а в л е н и ю

н а р у ш е н н о г о

звукопроизношения

у

детей.

Практический

опыт

свидетельствует

об

эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений

у детей дошкольного возраста посредством использования на логопедических

занятиях компьютерных технологий.



В раздел образования