Авторы: Тимофеева Марина Геннадьевна, Игнатова Любовь Владимировна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназия им. С.В. Байменова
Населённый пункт: город Похвистнево Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Система логопедической работы с использованием ИКТ"
Раздел: дошкольное образование
Система логопедической работы с использованием ИКТ
В
дошкольном
учреждении
обучаются
дети
с
такими
речевыми
нарушениями как полиморфная дислалия, дизартрия, общее недоразвитие
речи. Помимо фонетической стороны речи у детей требуется коррекция и
грамматического строя, фонематических процессов, обогащение лексики и
развитие связной речи. Чтобы скорректировать нарушенные стороны речевой
системы
работа
должна
носить
комплексный
характер
и
строиться
на
лексическом материале отрабатываемого звука. Большое количество детей,
обучающихся на логопедическом пункте, требует от учителя-логопеда поиска
новых оптимальных форм вовлечения ребенка в коррекционный процесс.
Одной из таких форм для нас стало использование компьютерных игр.
Так как процесс автоматизации зачастую носит длительный характер,
требуется поиск новых методов и приёмов, способствующих оптимизации
процесса
автоматизации
звукопроизношения
у
дошкольников,
его
разнообразию. Одним из наиболее эффективных методов работы мы считаем
использование
информационно-коммуникационных
технологий
на
логопедических занятиях. С помощью специализированных компьютерных
игр можно заинтересовать ребенка в выполнении задания, поддержать его
интерес
на
протяжении
всей
работы,
и
в
игровой
форме
закреплять
правильное произношение. Однако большинство компьютерных программ
разработано
для
детей
с
общим
недоразвитием
речи.
Данные
игры
направлены
на
обогащение
лексики,
формирование
грамматических
категорий и не затрагивают коррекцию звукопроизношения. В связи с этим
появилась
необходимость
разработать
игры,
формирующие
правильное
произношение звуков.
Автоматизация изолированного звука
При автоматизации изолированного звука чаще всего учителя-логопеды
используют
многократное
длительное
произнесение
поставленного
звука.
Такая работа необходима, но носит однообразный характер. Данный этап
утомителен
для
ребенка,
и
он
быстро
теряет
интерес
к
занятиям.
С
использованием
игровых
приёмов
этот
процесс
можно
разнообразить
«пробеганием» по дорожкам, лабиринтам. С применением компьютерных
технологий в этот процесс добавляется динамический компонент, ребенок
озвучивает действие анимированного героя.
Автоматизация звука в слогах
Автоматизация звука в слогах также важный, но малоинтересный для
ребенка
вид
работы,
заключающийся
в
многократном
повторении
за
учителем-логопедом. Чтобы его разнообразить в компьютерных презентациях
можно предложить ребенку проговаривать отрабатываемый слог при каждом
изменении положения компьютерного героя. Например:
каждый
раз,
когда
перелетает
пчёлка
с
цветка
на
цветок,
проговаривать необходимый слог;
покачивание
кораблика
на
волнах
также
сопровождается
проговариванием слогов.
Автоматизация звука в словах
Автоматизация
звука
в
словах
предоставляет
большие
возможности
разнообразить
процесс
закрепления
звука.
Данный
этап
работы
должен
носить
комплексный
характер
и
развивать
не
только
произносительные
навыки,
но
упражнять
в
словоизменении
и
словообразовании.
Поэтому
можно
предложить
детям
грамматические
упражнения
(«Один-много»,
«Четвёртый лишний», «Весёлый счёт», «Чего не стало» «Какой предмет
подходит к этому ряду» и другие) в компьютерном варианте.
Автоматизация звука в текстах, стихах
Дети с речевыми нарушениями имеют ряд особенностей в развитии не
только речевой системы, но и психических процессов. Для них характерен
ограниченный
объем
зрительного
и
слухового
восприятия,
нестойкость
памяти, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала.
Поэтому
при
закреплении
звука
в
стихах
и
текстах,
можно
применять
мнемотехнику, т.е. технику, которая облегчает запоминание и увеличивает
объем памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника
использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью
контролировать
процесс
запоминания,
сохранения
и
припоминания
информации. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если
при
воспроизведении
текста
этот
зрительный
образ
не
возникает
в
воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, приём
символизации
–
наиболее
короткий
путь
к
формированию
процесса
запоминания
и
точной
передачи
информации,
требующей
дословного
повторения, например в чистоговорках, стихах. При необходимости точного
повторения,
например
стихотворного
текста,
достаточно
схематического
изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее
воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Как уже говорилось, для преодоления имеющихся у детей нарушений
необходим
комплексный
подход,
что
предполагает
активное
участие
родителей,
которые
могут
все
знания,
речевые
навыки,
умения
детей,
полученные
во
время
занятий
с
учителем-логопедом,
закрепить
в
повседневной
жизни.
Успех
коррекционного
обучения
во
многом
определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы
педагога
и
родителей.
Они
должны
стать
сотрудниками,
коллегами,
помощниками друг другу, решающими общие задачи. Очень часто родители
не
уделяют
должного
внимания
речи
ребенка,
считают
неинтересным
бесполезным
многократное
повторение
речевого
материала
и
домашние
задания
логопеда
остаются
невыполненными.
Для
домашних
заданий
предлагаем
родителям
использовать
игровые
приемы
закрепления
звука,
компьютерные презентации. Многие родители с интересом стали заниматься
с
собственными
детьми.
Также
в
помощь
родителям,
были
составлены
электронные книги. Многие родители не знают, как правильно выполнять
артикуляционные упражнения, не могут объяснить задания по лексическим
темам.
Таким
образом,
в
результате
систематической,
последовательной,
комплексной и разнообразной работы с применением ИКТ можно достигнуть
п о л ож и т е л ь н ы х
р е зул ьт ат о в
п о
и с п р а в л е н и ю
н а р у ш е н н о г о
звукопроизношения
у
детей.
Практический
опыт
свидетельствует
об
эффективности коррекционной работы по преодолению речевых нарушений
у детей дошкольного возраста посредством использования на логопедических
занятиях компьютерных технологий.