Напоминание

"Маленькими ножками по дорожке в детский сад


Автор: Боркина Мария Рувимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №233 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ
Наименование материала: статья об успешной адаптации детей к условиям детского сада
Тема: "Маленькими ножками по дорожке в детский сад
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Маленькими ножками по дорожке в детский сад

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни,

забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны

умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь,

доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого

нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт

коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без

проблем.

Мне много приходилось читать книг, статей на тему адаптации, но я хочу поделиться своим

опытом работы по этой проблеме. Я работаю в группе раннего возраста, и уже на протяжении многих

лет ко мне приходят самые маленькие дети от 2 до 3 лет. Этот возраст я считаю уникальным и для меня

важно, чтобы каждый маленький человечек доверился мне и с радостью шёл в детский сад.

В нашем дошкольном учреждении функционируют пять возрастных групп, одна из которых – моя

- первая младшая группа для детей от 2 до 3 лет. Все взрослые детского сада очень рады новым

малышам, будущим воспитанникам.

Наша группа очень большая, просторная и светлая. В ней правильно подобраны цвета, которые

снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребёнка. Развивающая среда, в которой

находятся мои малыши - насыщенная, неординарная, разнообразная, меняющаяся. Среда обеспечена

безопасностью для жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из

детей. Ведь это очень важно.

Тесное взаимодействие с семьей имеет важное значение. Наши педагоги, в том числе и я,

разработали целую систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей. Был запущен

проект «Вместе с мамой», который направлен на преддошкольное образование родителей и

психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Обычно комплектация группы начинается в начале лета. Но перед этим, примерно за две недели,

родителей будущих воспитанников приглашают на встречу со специалистами «Первое знакомство с

ребёнком», на которой мама с ребёнком знакомятся и получают первые советы, как подготовить

ребёнка к условиям детского сада.

На родительском лектории «Здравствуй, детский сад» мамы и папы знакомятся с воспитателями,

психологом, медицинской сестрой. Администрация детского сада знакомит родителей с уставом

детского сада с основной общеобразовательной программой, а так же с правыми и обязанностями

родителей.

Следующей ступенью нашего проекта является «День открытых дверей», где воспитатели

устраивают экскурсию по группе, представляют игровые уголки. Родителям предлагается

ознакомиться с режимом дня, который необходимо постепенно применять дома, тем самым готовясь к

детскому саду.

Приём детей в группу начинаем постепенно, примерно два ребёнка в неделю. Это позволяет мне

как воспитателю побольше уделить внимания вновь пришедшему малышу, но и остальных не

выпустить из вида. В первые дни малыш находится в группе 2-3 часа, затем это время увеличивается.

Всё зависит от ребёнка – как он себя будет чувствовать в новой обстановке.

Я считаю, что характер и длительность адаптации зависят от жизненного опыта малыша.

Ребенок из большой семьи, умеющий беспроблемно выстраивать собственный стиль поведения с

каждым членом семьи, с удовольствием идет на контакт с чужими людьми. Так же легко адаптируются

дети, которых родители часто оставляют на попечение соседки, отвозили к бабушке, дети живущие в

коммунальных квартирах. Отличается поведение детей, родители которых ведут противоположный

образ жизни. Во время прогулок мама обходит стороной шумные детские площадки, опасаясь

подхватить какую-нибудь детскую болезнь. В некоторых семьях папы до ночи находятся на работе, а

мамы целыми днями один на один со своим малышом. В таких условиях у ребенка закрепляется

симбиотическая связь с матерью: оставшись даже на короткий срок без нее, он впадает в панику. В

таких случаях адаптационный период бывает крайне тяжелым. В рамках проекта мы предлагаем таким

родителям «Совместные прогулки» с уже пришедшими в группу детьми. Ребёнок, пришедший вместе

с мамой, папой или бабушкой на участок детского сада вовлекается в игры, тем самым знакомясь с

воспитателем и сверстниками. Ребёнок видит, что мама общается с воспитателем и тоже начинает

доверять чужому взрослому. Наш прогулочный участок расположен в очень удобном месте, где много

солнечного света так полезного для здоровья малышей. Мы играем с песком, который любят дети,

лепим пирожные, куличики, пересыпаем сухой песок по песочным мельницам. Песочная терапия

успокаивает деток и развивает их чувствительные окончания – пальчики. Также мы играем с водой,

которая расслабляющее действует на нервную систему малыша. Детки с удовольствием играют в игры

«Ловись, рыбка», «Весёлые утята», «Кто дальше» и т. д.

Подвижные игры несут эмоциональную окраску, поэтому очень нравятся детям. А ещё когда они

проводятся на улице, то вдвойне заводят малышей. Такие игры, как «Самолёты», «Зайка серенький

сидит», «Воробушки и автомобиль», музыкальные игры «По малинку в сад пойдём», «Все захлопали в

ладоши», «Мы осенние листочки» и т.д.

Каждое утро я встречаю своих малышей в полюбившейся мне группе, которую с такой заботой

создавала. Стараюсь быть всегда в хорошем и добром настроении, независимо от своих проблем.

Обыкновенная улыбка способна на целый день обеспечить хорошее настроение и себе, и ребёнку, и

родителям. Когда приходит малыш, я стараюсь узнать об его интересах, поведении дома и в

общественных местах, характере взаимодействия с другими детьми и взрослыми в разных ситуациях

общения.

Все режимные моменты у нас в группе проходят в игровой форме, потому, что игра, по моему

мнению, является главным расслабляющим средством для маленького ребёнка. Ее основная задача в

этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей

положительное отношение к детскому саду. Преимущества игры перед другими средствами

расслабления таковы:

Игра позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;

Игра помогает познать окружающий мир, достигать успеха в собственных глазах;

Игра развивает искусство общения;

Игра помогает управлять своими чувствами;

Игра дает возможность пережить массу эмоций.

Игры я провожу в разных сюжетных уголках. В основном это игры с куклами, с крупными

игрушками. Дети кормят их, умывают, укладывают спать и т.д. Во время игры мы выстраиваем

интересные диалоги с игровыми персонажами, тем самым привлекая внимания всех детей.

Так же я предлагаю специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной,

стрессовой ситуацией в период привыкания – я провожу их несколько раз в день. Это игры с

сопровождением пения: « Здравствуйте, ладошки», «Похлопаем в ладошки», «Вот как солнышко

встаёт», «Весёлые погремушки», «Ай-да». Детки с удовольствием подпевают мне и выполняют

простые движения: хлопают, топают, приседают, бегают и т.д. Интересны детям и подвижные игры

«Все захлопали в ладоши», «Жучок-паучок», «У медведя во бору», «Вот поезд наш мчится» и т.д.

Игры с сенсорными игрушками тоже дают положительный эффект. Когда работают руки, нервная

система успокаивается. В нашей группе создан хороший сенсорный уголок, где много разнообразных

игрушек для развития малышей. Это разные по величине пирамидки, сенсорные домики, вкладыши,

мозаики, кубики, дидактические игры, разные ёмкости (песком, водой, фасолью, манкой). Эти игрушки

затормаживают отрицательные эмоции. Для монотонных движений руками, для сжимание кистей рук,

предлагаются такие игры, как нанизывание шариков на шнур - бусы, резиновые игрушки-пищалки,

шнуровка, крупные детали разных конструкторов. Подбираются так же игрушки-забавы, куклы

Бибабо.

Помимо традиционных уголков и игрушек у нас в группе создан уголок «Домашней игрушки», в

котором есть частичка домашнего тепла. А также родители приносят маленькие альбомчики с

фотографиями мамы, папы, дедушки, бабушки, сестрёнок и т. д. Рассматривая его, ребёнок понимает,

что близкие люди с ним рядом.

Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к

совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Но маленькие дети быстро устают и у них

возникает потребность в уединении. Для этого в группе создана зона уединения: домик с мягкими

подушечками и мягкими игрушками. Здесь ребёнку я предлагаю отдохнуть с любимой игрушкой или

книжкой.

Немаловажным моментом является процесс питания и укладывания малышей. Некоторые детки

плохо садятся за стол кушать. И на это у меня есть свой подход. На помощь приходят игрушки. Я

предлагаю взять мишку или зайку и покормить их. Примерно так же происходит знакомство со

спальней. Здесь каждому ребенку я показываю, где стоит его кроватка, предлагаю ему подойти и

присесть, положить любимую игрушечку на красивую постельку с паровозиками или машинками.

Но не всегда бывает так все гладко и хорошо, ведь дети разные и есть такие, которые тяжело

адаптируются, и таким детям приходится уделять больше внимания, отдавать всю свою ласку и

любовь, как настоящая мама. Вот такими мелкими шажочками, не спеша, мы проходим адаптационный

период. Каждому из родителей интересно знать о своём ребёнке всё: что делал малыш, как покушал, во

что играл, как и с кем, чем интересовался и многое другое, ведь каждая мелочь может быть очень

важна для родителей. Также спрашиваю о поведении ребенка дома после посещения детского сада, о

его настроении, как он кушал, спал, капризничал ли он. Оказываю родителям необходимую

педагогическую помощь в процессе ежедневного общения с ними. Адаптация ребенка к детскому саду

– это адаптация в первую очередь семьи. Если родители будут доверять работникам детского сада,

адаптация ребенка пройдет быстрее и легче. Родители прислушиваются к моим советам, принимают к

сведению мои консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие,

доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее

адаптируется в новой обстановке.

Работая уже много лет с самыми маленькими детьми, я приобрела неоценимый опыт, который

применяю для достижения своих целей. А моя самая главная цель – это создание оптимальных

условий комфортной адаптации и “вхождение” малыша в жизнь детского сада.



В раздел образования