Использование на уроках русского языка и литературы технологии критического мышления через чтение и письмо. Из опыта работы.
Автор: Кирпичникова Татьяна Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Голынковская средняя школа" Населённый пункт: пгт. Голынки Смоленской области, Руднянского района Наименование материала: статья Тема: Использование на уроках русского языка и литературы технологии критического мышления через чтение и письмо. Из опыта работы. Раздел: среднее образование
Использование на уроках русского языка и литературы
технологии развитие критического мышления через чтение и
письмо. (Из опыта работы учителя).
Мой педагогический стаж – 22 года. За это время у меня, конечно же,
накопился некоторый опыт. За время работы в школе осваиваю, внедряю и
апробирую элементы новых педагогических технологий.
А
для
этого
читаю
литературу
по
теме,
постепенно
осваиваю
терминологию, связанную с той или иной технологией, планирую и провожу
уроки с использованием данных технологий, в 2013 – 2014 учебном году
проводила открытый урок с использованием элементов ТРКМ.
Сегодня я готова поделиться своим пока небогатым опытом работы в
применении методов и приемов данной технологии на уроках русского языка
и литературы.
Учебное
занятие,
проводимое
по
этой
технологии,
строится
в
соответствии
с
технологической
цепочкой: вызов
-
осмысление
-
рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и
работать с учениками любого возраста.
Используя
в
работе
технологию
развития
критического
мышления,
наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как:
Дискуссия
—
одна
из
весьма
сложных
форм
речи,
для
овладения
которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении
такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми
штампами, помогающими выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
- обмен первичной информацией;
- выявление противоречий;
- переосмысления полученных сведений;
-
сравнение
собственного
видения
проблемы
с
другими
взглядами
и
позициями.
Учащимся
предлагается
поделиться
друг
с
другом
знаниями,
соображениями,
доводами.
Обязательным
условием
при
проведении
дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный
прием
особенно
эффективен
на
уроках
литературы
при
обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия
может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
При
этом
в
первом
случае
ее
задача:
обмен
первичной
информацией,
выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления
полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими
взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию
диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Как учителя- словесника меня не может не беспокоить то, что книга
постепенно отходит на второй
план. В своей практике часто приходится
сталкиваться
с
трудностью,
когда
художественные
тексты
остаются
непрочитанными.
Выходом
из
такой
ситуации,
на
мой
взгляд,
является
чтение с остановками на уроке. Применять целесообразнее всего в 7-8
классах.
Требования к такому уроку:
1)
Текст не должен быть знаком учащимся и очень объемным.
2)
Учитель должен заранее поделить его на части, части по объему могут
быть разными.
3)
Делить текст на части следует логично, но остановок должно быть не
более пяти.
4)
Вопросы и задания к тексту формулировать с учетом познавательной
деятельности.
Рекомендуется :
1)
Задавать
простые
вопросы(назвать
факты,
во спроизве сти
информацию).
2)
Уточняющий тип вопросов (я могу ошибиться, но мне кажется…)
3)
Объясняющие
вопросы,
ответы
на
которые
начинаются
со
слова
ПОТОМУ.
4)
Творческие
вопросы
(в
таких
вопросах
есть
элемент
прогноза,
предположения)
5)
Оценочные вопросы.
6)
Практические вопросы.
Этот
прием
можно
использовать
не
только
при
самостоятельном
чтении, но и при восприятии текста «на слух». Этот прием, как правило,
использую
в
работе,
когда
ученики
уже
имеют
определённые
навыки
содержательного анализа текста.
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения
помогает
приём «логические
цепочки».
При
подготовке
к
изложению,
сочинению
предлагаю
своим
ученикам
план
будущего
текста,
пункты
которого
намеренно
меняю
местами
и
прошу
проверить
правильность
изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить
основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный
приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора.
После восстановления последовательности действий обязательно спрашиваю
обучающихся
о
том,
зачем
мы
проводили
эту
работу,
чтобы
продемонстрировать её нужность и важность.
Инсерт Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки,
разделяющие информацию на известную, новую, интересную, непонятную.
Можно
использовать
цвета.
Данный
приём
снимает
проблему
неосмысленного чтения и конспектирования.
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить
заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+
знаком
«плюс»
помечается
то,
что
является
для
них
интересным
и
неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание
узнать больше.
Например, можно сделать другие пометки ( + -уже знаю; ! - новое; - думаю
иначе; ?- не понимаю, есть вопросы).
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на
полях отдельные абзацы и предложения.
III
э
т
а
п:
Учащимся
предлагается
систематизировать
информацию,
расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V
«галочка»
(то,
что
уже
известно)
знак
«минус»
(то,
что
противоречит
представлению)
+
знак
«плюс»
(то,
ч т о
я в л я е т с я
и н т е р е с н ы м
и
неожиданным)
? «вопросительный
знак»
(если
что-то
неясно,
возникло
же ла н и е
у з н а т ь
больше)
...
...
...
...
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Мозговая атака
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или
думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.
П р и е м «Бортовой
журнал»
может
стать
ведущим
приемом
на
смысловой стадии. Эффективен для уроков-лекций.
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего
письма.
Учащиеся
во
время
изучения
темы
записывают
свои
мысли. В
простейшем
варианте
ребята
записывают
в
бортовой
журнал
ответы
на
следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Что мне известно по данной теме?
(Известная информация)
Что нового я узнал из текста?
(Новая информация)
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении,
во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
"Двухчастный дневник" ( Двойной дневник)
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим
личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста
на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся
получают задание прочитать текст большого объема дома.
Цитата
Комментарии
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые
произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания,
ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали
протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они
"споткнулись". Справа они должны дать комментарий: что заставило записать
именно эту цитату.
На
стадии
рефлексии
учащиеся
возвращаются
к
работе
с
двойными
дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся
делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель
знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь
внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе
обсуждения.
"Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот
прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с
учителем по поводу прочитанного.
Цитата
Комментарии.
Почему
эта
цитата
привлекла
ваше внимание?
Вопросы к учителю
Трехчастный дневник может быть оформлен иначе:
Цитата
Комментарии.
Почему
эта цитата привлекла
в а ш е
в н и м а н и е ?
(вопросы)
К о м м е н т а р и и
п о
прошествии
некоторого
времени (ответы)
Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более
вдумчивого «длительного» чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои
вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф «дневников»
может быть изменено.
Можно работать в группе, обсудить в группе
записи в дневнике (каждый
выбирает самую интересную запись, представляет своим одногруппникам,
затем в группе выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на
ваш взгляд запись, представляете классу).
«Таблица – ЗХУ» (Об этом приеме впервые рассказала Татьяна Петровна, я
у нее позаимствовала)
Если
вы
хотите
на
уроке
собрать
уже
имеющийся
по
теме
материал,
расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам
подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
З - что мы знаем
Х - что мы хотим узнать
У - что мы узнали, и что
нам осталось узнать
Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного
материала. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На
«стадии
вызова»,
заполняя
первую
часть
таблицы
«Знаю»,
учащиеся
составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме.
Через эту деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к
которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу
узнать»
—
это
определение
того,
что
дети
хотят
узнать,
пробуждение
интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят
новые представления на основании имеющихся знаний.
Цели ее применения: 1. Обучение умению определять уровень собственных
знаний.
2.
Пробуждение
интереса
к
получению
новой
информации.
3.
Обучение
умению
соотносить
новую
информацию
со
своими
установившимися представлениями.
Лови ошибку
Учитель
заранее
подготавливает
текст,
содержащий
ошибочную
информацию, предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Ошибки
могут
быть
явными, которые достаточно легко выявляются,и скрытыми,
которые
можно
установить,
только
изучив
новый
материал.
Ребята
анализируют
предложенный
текст,
пытаются
выявить
ошибки,
аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал,
после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не
удалось выявить в начале урока.
Приём «Лови ошибку» актуализирует имеющие у учащихся
знания по
изученной теме и развивает у школьников критический подход к получаемой
информации.
Верные и неверные утверждения
Приём может быть
использован на стадии вызова. Учащиеся выбирают
«верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт, обосновывают свой
ответ.
На
стадии
рефлексии
возвращаемся
к
данным
утверждениям
и
оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём « Верные и неверные утверждения» поможет повысить мотивацию к
изучению материала.
Ключевые слова
Стадию вызова на уроке можно осуществить и методом «ключевые слова»,
по
которым
учащиеся
придумывают
рассказ
или
расставляют
их
в
определённой последовательности, а на стадии осмысления ребята ищут
подтверждение своим предположениям, расширяя учебный материал.
Например,
при
изучении
рассказа,
повести
в
начале
урока
предлагаю
следующее задание.
Посмотрите на слова и словосочетания и попробуйте предположить сюжет
произведения.
На стадии рефлексии использую такой прием, как Синквейн.
Этот
прием
позволяет
ученикам
проявлять
свое
творчество
и
выразить
свое
отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь,
обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких
предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно
именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами
прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,
обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение
автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-
образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный
инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные
идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Приём «Самоанализ» Самоанализ позволяет учащемуся более детально
повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет
осуществить
самоанализ,
дать
качественную
и
количественную
оценку
уроку.
Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным
Наверно, перед каждым учителем стоит главная задача: как сделать свой
урок интересным для детей, увлекательным и, главное, полезным. Я пришла
к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится
работать
с
большими
текстами,
очень
актуальна
технология
развития
критического мышления. Приемы и методы данной технологии помогают
ученику работать с большими объемами информации, анализировать текст,
сформировать собственную позицию, развить навыки работы с источниками
и
справочниками.
Самое
главное
–
самостоятельно
добывать
знания,
готовить себя к решению жизненных проблем в современном, постоянно
меняющемся мире.