Напоминание

"Особенности речевого развития детей 3-4 лет"


Автор: Евстигнеева Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №76"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад,Моск.обл.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Особенности речевого развития детей 3-4 лет"
Дата публикации: 07.08.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития детей 3-4 лет.

Евстигнеева Наталья Витальевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №76»

Воспитатель

Характерные особенности

Нормы

Отклонения

Диагностика

Методики развития

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении

важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными

особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны

ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от

сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят

это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего крохи?

Характерные особенности

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые

являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя

заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:

в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3

лет — 1 500 слов;

попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но

получается чаще всего коряво и смешно;

речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно,

как набирает стремительно обороты и совершенствуется;

внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него

словам, пытаясь их воспроизводить;

создание собственных словоформ;

попытки сочинять стихи и рифмовать слова;

с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;

и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаётся слабым: они не могут составить

логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают

грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и

предлоги;

нередки проблемы с произношением и фонетикой, так как физиологически речевой

аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными

звуками, как сонорные (р, л), свистящие, шипящие (с, ш);

путают звуки;

переставляют слоги в словах.

Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не

требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?

Нормы

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого

развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в

успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном

возрасте:

проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

называть имена близких родственников и друзей;

воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан,

тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

точно повторять услышанное;

пересказывать мультфильм, сказку;

в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым

очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он

немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие

предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые

посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в

речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Отклонения

Дайте своему ребёнку любое задание из выше перечисленных и сравните результаты с

нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В таком случае стоит задуматься, нет ли у

вашего крохи задержки речевого развития в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он

говорит. Тем более что перед вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет,

типичные особенности. Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша.

Серьёзными отклонениями считаются следующие показатели:

ребёнок постоянно тарахтит;

его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно

растягивают слова;

его сложно понять;

в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми,

дополнениями;

ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения;

глотает окончания слов;

произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов;

не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

приоткрытый рот;

частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов.

Если вы замечаете у своего ребёнка подобные отклонения от номы, потребуется

специальная диагностика речевого развития детей в 3-4 года, которой уже давно

пользуются специалисты.

Диагностика

Если у вас появились какие-то сомнения, вам нужна диагностика развития речи детей 3-4

лет, которая предполагает комплексное обследование ребёнка. Ведь речь, так или иначе,

связана и с умственным развитием, и со слухом, и с социализацией малыша. Большинство

родителей ошибочно считают, что с подобными отклонениями нужно идти к логопеду.

Тогда как этот специалист лишь учит правильно произносить звуки. Малыша должны

осмотреть следующие специалисты:

педиатр;

невролог;

психиатр;

отоларинголог;

логопед;

психолог;

сурдолог выявляет проблемы со слухом, которые так или иначе тоже влияют на

развитие связной речи детей 3-4 лет.

Неврологические диагностические методы направлены на выявление нарушений в работе

детского головного мозга. Поэтому могут быть назначены такие обследования, как:

МРТ;

ЭЭГ;

ЭхоЭГ.

Диагностика также включает в себя:

возрастное тестирование для определения уровня психомоторного развития;

беседу с родителями для выявления способов общения малыша со взрослыми;

изучение моторики мышц лица;

сравнение понимания и воспроизведения речи;

анализ сведений о домашнем воспитании, окружении крохи.

Если всё-таки речевое развитие детей 3 лет отстаёт от нормы, есть шансы догнать

сверстников усиленными занятиями. В 4 года это тоже можно будет сделать, но уже

сложнее. Для достижения подобных целей существуют различные методики.

Методики развития

Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет

нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4

месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.

1.

Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми

людьми самых разных возрастных групп.

2.

Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и

закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.

3.

Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки,

твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.

4.

Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.

5.

Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.

6.

При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.

7.

Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.

8.

Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном

мультике.

9.

Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.

10.

Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которая

напрямую связана с речью. Предлагайте ему работать с мелкими деталями (пазлы,

конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой

моторики). Научите его завязывать шнурки.

11.

Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное

или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.

О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое

развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При

наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы.

Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны.

Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно

достигнут его.

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При

этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями.

Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из

нескольких слов (чаще из 3-4). Однако он не всегда регулирует речевое дыхание: не делает

пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит

ударение в словах, допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили

много игрушков.» Ребенок в возрасте 4-5 лет пользуется более усложненными и

распространенными фразами, высказывает свои суждения обо всем, что его окружает,

делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или

явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные

окончания и формы глаголов. В речи ребенка появляются местоимения, числительные,

наречия притяжательные прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская

речь в этом возрасте далеко не идеальна. Ребенку не всегда удается составить связный и

понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении

предлогов. К пяти годам речь становится наиболее связной и последовательной, ребенок в

состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»), может отвечать

на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине,

передавать своими словами личные впечатления.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как

активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800

— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит

слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. К 5 годам

активный словарь ребенка достигает 1слов. В речи детей уменьшается количество со-

кращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии

(«скобланул» – царапнул).

Ребенок в возрасте 3 – 4лет очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова

или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Однако

в этот период многие согласные звуки произносятся смягченно («лезецька» – ложечка),

а некоторые ( свистящие «с», « з», « ц» шипящие звуки «ш», « ж», « ч», « щ», сонорные

звуки « л» и « р») произносятся недостаточно четко, пропускаются, либо заменяются,

например: «абака» – собака, «фобака» – собака, «фыпленок» – цыпленок, «тветок» –

цветок, «апка» – шапка, «ук» – жук, «сапка», «фапка» – шапка, «оцки» , «отьки» – очки,

«сетка», «тетка» – щетка, «ампа» – лампа, «ука» – рука, «лямпа» – лампа, «люка» – рука и

др. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и переставлять не только

отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), придумывать собственные

обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон –

намакарониться). Сложности и ошибки звукопроизношения возникают у малышей из-за

несформированного фонематического слуха и недостаточно развитого речевого аппарата.

Однако не пугайтесь. Все «шероховатости» речи этого возраста не патология, постепенно

они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых.

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?

· Прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он

неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка

правильно, дайте речевой образец.

· Говорите вслух о том, что делаете, чувствуете. Говорите ясно, четко, не «сюсюкая».

Спрашивайте о том, что делает, думает сам ребенок, выясняйте его отношение к

увиденному или услышанному (сказке, рассказу).

· Следите за своей речью. В ней не должно быть « слов-паразитов», иначе через некоторое

время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдать» он может их

где угодно: в магазине, в гостях, в транспорте.

· Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на

пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, скорее всего, начнет говорить

неразборчиво, невнятно. Лучше употреблять слово так, как оно есть на самом деле.

Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем

Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

· Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте

ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, чаще вспоминайте о

фольклоре: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки и т. д.

· Развитие речи детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т. е.

стимулирование кончиков пальцев). Детский ум будет развиваться быстрее, если ребенок

занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу

любовь к творчеству:

1. лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины,

2. делайте аппликации,

3. плетите бусы из бисера или камешков,

4. играйте с маленькими игрушками и т. д.

· Поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали

вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть

и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Увидите, сколько будет восторга!

· Еще один немаловажный момент в развитии речи ребенка 3 года – это грамотное и

заинтересованное общение с ним родителей. Нельзя просто слушать малыша, поддакивая

ему, при этом думая о своем. Задавайте малышу вопросы, стимулирующие логическое и

образное мышление. Например, «какого цвета этот листик?», « на что он похож?», «какого

цвета бывают листья на деревьях?», «какой листик на ощупь?». Если вы читали ребенку

сказку или стихотворение, попросите его пересказать содержание. При этом следите,

чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание.

Можно поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите малышу представить себя в роли

продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа

(мишки, зайчика). Такие упражнение стимулируют управление силой и высотой голоса.

Самое главное в занятиях – стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то

не получается.

Рекомендации и выводы

Помните: ваше дитя только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от

речи взрослого человека, и это нужно принять. Важно не только научить ребенка

правильно говорить, но и «слушать» язык. Чем больше вы будете беседовать с малышом,

заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударения или

произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата.

Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет.

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает свою

актуальность в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в

период 3-4 лет, в виду сензитивности речевого развития. Именно в этом возрасте ребенок

наиболее чувствителен к восприятию речи окружающих, а также к влиянию разных

факторов со стороны внешней и внутренней среды, следовательно, данный возраст

является особенно продуктивным для речевого развития ребенка.

В настоящее время образовательная программа дошкольного учреждения строится в

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Одним из

направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является речевое развитие,

включающее в себя ориентированность на овладение детьми речью как средством

общения и культуры, развитие грамматической стороны, обогащение словарного

запаса, развитие монологической и диалогической речи, ее связности.

В дошкольном возрасте речь играет доминирующую роль в развитие высших

психических функций ребенка, она напрямую связана с развитием и формированием

таких процессов как мышление, память, восприятие, внимание, воображение. Речь тесно

связана с развитиеммыслительных процессов: анализа, синтеза, абстрагирования,

обобщения, умозаключения, т. е. чем выше будет уровень развития речи, тем качественно

выше будет интеллект ребенка. Усвоение языка также существенно влияет на

формирование продуктивной, осознанной, не механической памяти. В возрасте 3-4 лет

у дошкольников наблюдается переход от чувственного опыта к обобщенному познанию,

это происходит в результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под

влиянием речевого развития. Внимание становится произвольным, прекращая

подчиняться законам ориентировочного рефлекса. Слово матери является стимулом,

перестраивающим внимание, выделяя словесную инструкцию из ряда других стимулов.

Так происходит формирование осознанного и организованного внимания, имеющего

социальную основу. К окончанию периода раннего детства у ребенка наблюдается переход

от репродуктивного воображения, характеризующегося воспроизведением полученного

опыта, к творческому мышлению. Таким образом, речь и ее развитие находится в тесной

взаимосвязи со всеми психическими процессами ребенка, и потому очень

важно способствовать ее развитию именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и

пластичный для ребенка.

Каковы же нормы речевого развития в 3-4 года? Многих родителей беспокоит данный

вопрос. Ниже приведены нормы развития речи дошкольников в возрасте 3-4 лет.

• Активный словарь составляет 1500-2000 слов.

• Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков (,,,,,, и их мягких аналогов,

звуков и и их мягких аналогов.

• Персеверации в слогах слов (невеста – венеста, тюльпаны-пальтюны, математика –

темаматика и т. д., также путаница в звуках (самолет – фамает)

• Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля принес

игрушку, хочу выпить вода и т. д.)

• Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы.

• Активный интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов.

Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием должен уметь:

• Называть свое имя, фамилию, отчество.

• Называть имена родственников, друзей и знакомых.

• Описывать увиденную ситуацию.

• Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов.

• Называть признаки и свойства предметов (мягкий, стеклянный, прозрачный).

• Называть действия (сидеть, играть, бегать, убирать).

• Обобщать предметы (посуда, игрушки, транспорт, животные).

• Изменять громкость голоса, голоса, говоря громко и тихо.

• Говорить простыми предложениями, постепенно переходя к сложным.

Развитие речи ребенка дошкольного возраста требует активного вмешательства

взрослых. Чтобы ребенок скорее точнее усваивал все речевые нормы необходимо

использовать определенные методы.

1. Прежде всего нужно как можно больше говорить с ребенком, начиная с оречевления

различного рода действий, необходимо описывать ребенку увиденное, просить его

проделать тоже самое. Нужно знакомить дошкольника с новыми словами, объяснять и

показывать их значение, закреплять их в речи ребенка, тем самым обогащая активный и

пассивный словарный запас. Нужно чаще спрашивать ребенка, что он делал в детском

саду, на прогулке, что видел, что новое узнал.

2. Если Вас беспокоит произношение ребенка, искажение или отсутствие определенных

звуков, необходимо прибегнуть к выполнению артикуляционной гимнастики, так

называемых «Игр с язычком», таких как: домик, качели, блины, футбол, иголочка,

трубочка и проч. Артикуляционные упражнения позволят активизироваться мышцам

языка, щек, губ, тем самым создавая благоприятную основу для правильного

произношения.

3. Развитие мелкой моторики играет значительную роль в речевом развитии ребенка,

это обусловлено тем, что нервные центры, отвечающие за речь и мелкую моторику в коре

головного мозга находятся в тесной взаимосвязи. Потому, чем лучше развита мелкая

моторика рук ребенка, тем четче и яснее будет его речь. Развивать мелкую моторику

можно благодаря лепке, рисованию и аппликации, с помощью специальных пальчиковых

игр («Цветочек», «Блины», «Лодочка», «Фонарики», «Еж» и тд., игр со шнуровкой, игр с

песком, природным материалам, сенсорными коробочками.

4. Привлечение театрализации в развитие речи может способствовать

развитиюэмоциональности и выразительности речи, улучшит звукопроизношение и

интонационную сторону, активизирует словарный запас ребенка. Можно использовать

теневой, пальчиковый театры, использовать костюмы и маски для создания интереса у

ребенка в процессе драматизации. Лучше всего использовать наиболее подходящие сказки

для возраста 3-4 лет: «Колобок», «Три медведя», «Курочка ряба», «Репка».

5. Безусловно, речевое развитие не обходится и без специальных речевых игр. В

настоящее время существует множество разновидностей таких игр, направленных

на развитие всех сторон речи: семантической, лексико-грамматической, эмоционально-

интонационной и звукопроизносительной.

Таким образом, побуждая ребенка к постоянным словесным высказываниям, создавая

специальные условия для организованного развития, можно достичь высоких результатов

в речевом развитии дошкольника, что существенно повлияет на развитие всех

психических процессов и облегчит процесс социализации ребенка.



В раздел образования