Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебного объединения "Оленёнок" художественная обработка меха и кожи.


Автор: Тарунина Оксана Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Хасынский Центр детского творчества"
Населённый пункт: поселок Палатка, Магаданская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа учебного объединения "Оленёнок" художественная обработка меха и кожи.
Дата публикации: 07.08.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования

«Хасынский Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ОЛЕНЁНОК».

(Художественная обработка меха и кожи).

Педагог дополнительного образования Тарунина

Оксана Геннадьевна.

Возраст обучающихся 7-15 лет

Срок реализации 3 года.

Палатка, 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная дополнительная образовательная программа «Олененок»

имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие

творческих способностей учащихся с учетом их возможностей и мотивации.

Отличительной особенностью данного курса является изучение народных традиций

и региональных особенностей в тесной взаимосвязи с современным дизайном.

Региональный компонент занимает в программе значительное место. Большая ее часть

базируется на национальном искусстве коренных народов, проживающих на

территории Магаданской области. Вместе с тем, новизна данной программы состоит в

том, что в ней органично соединены традиции с современными направлениями в

художественной обработке меха и кожи; кроме того, в программу курса включен

большой раздел «Рельефная кожа», разработанный автором программы на основе

технологии, созданной магаданским художником Леонидом Васильевичем

Кузнецовым.

Актуальность программы. В процессе теоретического изучения декоративно-

прикладного творчества народов Северо-Востока России, основ художественной

обработки меха и кожи и практического применения полученных знаний, в процессе

работы над художественным произведением ребенок учится видеть прекрасное,

создавать прекрасное своими руками, учится работать с различными инструментами,

приобретает навыки самостоятельной творческой работы, тренирует пространственное

мышление, моторику рук. Занятия декоративно-прикладным творчеством (в частности,

художественной обработкой кожи и меха) формируют эстетический вкус, создают

условия для развития творческих способностей ребенка, его самореализации,

способствуют развитию таких качеств личности, как терпение, усидчивость,

аккуратность, коммуникабельность, творческий подход к делу. Декоративно-

прикладное творчество – средство эстетического и нравственного воспитания.

Полученные знания, умения, навыки могут быть реализованы в соответствующих

областях профессиональной деятельности (дизайн меховой и кожаной одежды,

изготовление сувениров и т. д.).

Педагогическая целесообразность: данная дополнительная образовательная

программа способствует привитию интереса к декоративно- прикладному творчеству

(традиционному и современному), развивает чувство прекрасного, прививает

усидчивость, трудолюбие. Программа составлена с учетом возрастных, психолого-

педагогических, физиологических особенностей детей, с учетом компетентностного

подхода в современной педагогике и способствует формированию таких ключевых

компетенций, как учебно- познавательная, общекультурная, информационная,

коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования.

ЦЕЛЬ данной программы: Развитие творческих способностей детей, формирование

их познавательного интереса, самостоятельности, гармоничных эстетических

потребностей, привитие патриотических чувств.

В соответствии с целью данной программы ставятся следующие ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1.Дать необходимый объем знаний, умений и навыков в области обработки и

применения различных видов меха и кожи.

2.Обучить приемам работы с необходимым инструментарием.

Воспитательные:

1.С помощью коллективных методов работы развивать коммуникативные навыки.

2.Прививать стремление к аккуратности, точности выполнения работы.

3.Вырабатывать установку на достижение поставленной цели.

4.Прививать любовь к родному краю.

5.Формировать навыки здорового образа жизни.

6.Научить применять полученные знания для адаптации в будущей жизни.

Развивающие:

1.Дать представление о декоративно-прикладном творчестве народов Северо-Востока

России как неотъемлемой части народной культуры.

2.Путем выполнения специальных заданий привить навыки самостоятельной

творческой работы.

3.Научить навыкам работы со специальной литературой.

Построение программы основано на принципе «от простого – к сложному»:

материал каждого последующего раздела базируется на освоении материала

предыдущего. В течение первого года обучения (стартовый уровень) происходит

адаптация учащихся в объединении; дети знакомятся с декоративно-прикладным

творчеством и, в частности, с творчеством коренных народов Северо-Востока России,

принципами изготовления мехового панно и панно из кожи, учатся работать с

необходимым инструментарием получают начальные сведения о свойствах

используемых материалов. Темы раздела «Работа с бумагой подобраны таким образом,

чтобы подготовить детей к работе над меховым панно (основные принципы

изготовления, подбор цветовой гаммы, оформление фона отрабатываются на примере

аппликации). Стартовый уровень предполагает преимущественно репродуктивную

деятельность.

На втором году обучения (базовый уровень) доля самостоятельной работы детей

возрастает, происходит постепенный переход от репродуктивной к продуктивной

деятельности с элементами творчества. Кроме того, учащиеся начинают изучать

основные приемы работы с кожей.

На третьем году обучения (продвинутый уровень) учащиеся могут работать

практически самостоятельно (разработать эскиз, подобрать материал и т. д.),

определяют для себя наиболее интересную и значимую область творческой

деятельности и целенаправленно работают в этой области. Продвинутый уровень

предполагает творческую деятельность во всех разделах программы, активное участие

в выставках различного уровня.

Скорость продвижения каждого учащегося по уровням обучения индивидуальна и

зависит от возраста, творческих способностей, от особенностей психофизического

развития ребенка и успешности освоения программы.

Программа рассчитана на свободный набор детей в возрасте 7 – 15 лет, срок

реализации программы – 3 года, по окончании этого срока занятия могут быть

продолжены по индивидуальному образовательному маршруту. Для детей,

продолжающих заниматься по программе 4 и более лет может быть установлен

специальный режим занятий.

Состав групп разновозрастной, наполняемость, согласно Уставу учреждения,

10 – 12 человек. В основе обучения – групповые занятия. Продолжительность одного

занятия 40 минут. Занятия проводятся как в традиционной форме, так и в игровой, в

форме экскурсий, бесед, конкурсов, подготовки к выставкам и т. д. На освоение

программы отводится:

1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа);

2 год обучения (базовый уровень) – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа);

3 год обучения (продвинутый уровень) – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).

Учебный план

Год

обучения

Кол-во

часов

Теория

Практика

Кол-во

групп

Кол-во

детей в

группе

Возраст

Учебная

нагрузка в

неделю

первый

144

18

126

1

12

7 - 13

2 занятия по

2 часа

второй

216

25

191

1

9 - 12

8 - 14

3 занятия по

2 часа + 1 час

в неделю –

индивид. з.

третий

216

13

203

1

9 - 12

9 - 15

3 занятия по

2 часа + 1 час

в неделю –

индивид. з.

Ожидаемые образовательные результаты.

1-й год обучения (стартовый уровень).

К концу года учащиеся должны знать:

- виды и сорта бумаги;

-инструменты, необходимые для работы с бумагой;

-свойства бумаги;

-понятие об аппликации, о технике оригами;

-технику безопасности при работе с соответствующими инструментами и материалами

К концу года учащиеся должны уметь:

-владеть основными навыками работы с ножницами, клеем, иглой, нитками, резаком;

-владеть приемами аппликации и начального моделирования;

-изготовить шаблоны, подобрать цветовое решение композиции, оформить фон.

2-й год обучения (базовый уровень).

К концу года учащиеся должны знать:

-виды меха и кожи;

-приемы обработки меха и кожи;

-инструменты, необходимые для работы;

-технику безопасности при работе.

К концу года учащиеся должны уметь:

-изготовить и обтянуть тканью или замшей фон различной формы: круглый, овальный,

прямоугольный;

-владеть приемами кроя;

-подобрать материал для работы;

-оформить готовую работу.

3-й год обучения (продвинутый уровень).

К концу года учащиеся должны знать:

-приемы работы с мехом, кожей, замшей, бисером;

-основы использования бисера, кожи, замши в художественном оформлении изделия;

-способы изготовления декора из кожи.

К концу года учащиеся должны уметь:

-изготавливать детали из меха, кожи, замши;

-самостоятельно разработать эскиз изделия, подобрать материал для работы.

Формы контроля.

- беседы;

- опрос;

- викторины;

- тесты;

- изготовление контрольных образцов;

- контрольные занятия;

- мониторинг;

- участие в выставках различного уровня.

Механизм оценки результатов.

Оценка знаний, умений, навыков – процесс, помогающий успешному освоению

материала в течение всей учебно-воспитательной работы. Система учета и оценки

должна отражать уровень знаний, умений, навыков, которыми овладел учащийся за

определенный период времени; быть объективной, стимулировать процесс обучения,

воспитания и развития; способствовать формированию адекватной самооценки;

помогать более критично относиться к своим успехам и неудачам. Контроль за

учебной и воспитательной деятельностью должен быть систематическим, результаты

гласными и аргументированными.

УРОВНИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ.

Высокий (5б.)

Средний (3б.)

Низкий (1б.)

Внимательно слушает

указания и советы

педагога, запоминает их.

Слушает указания и

советы педагога

невнимательно.

Только делает вид, что

слушает указания

педагога.

Руководствуется

указаниями и советами

педагога в работе.

Условно придерживается в

работе указаний педагога.

Не руководствуется в

работе указаниями

педагога.

В случае непонимания

задает вопросы;

внимателен к оценке;

уровень самоконтроля

высок.

При выполнении работы

склонен к подражанию; к

оценке бывает

невнимателен;

самоконтроль неустойчив.

К оценке нечувствителен;

самоконтроль отсутствует.

Правильно оценивает

работу других учащихся.

Испытывает серьезные

затруднения в оценке

работы других учащихся.

Не способен оценить

работу других.

Адекватно оценивает свою

работу.

Испытывает серьезные

затруднения в оценке

своей работы.

Самооценка не

сформирована.

Достигает нужного

результата.

Частично достигает

нужного результата.

Результата не достигает.

Определение уровня учебной деятельности на занятии производится путем

суммирования соответствующих баллов.

До 14 баллов – низкий уровень;

15 – 22 балл – средний уровень;

23 – 30 баллов – высокий уровень.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ.

Технико-

экономические

требования

Высокий уровень

(5б.)

Средний уровень

(3б.)

Низкий уровень

(1б.)

Качество

выполненной

работы

Изделие выполнено

аккуратно, в

соответствии с

эскизом; цветовое

решение верное;

отделка

соответствует

требованиям.

Изделие выполнено

с небольшими

отклонениями.

Изделие выполнено

с существенными

отклонениями и

недостатками.

Затраты времени на

выполнение

Работа выполнена в

срок или раньше.

Затраты времени не

более чем на 20 %

Затраты времени

превышают

работы.

превышают

установленные.

установленные

более, чем на 20%.

Соблюдение

технологии в

процессе работы

В процессе работы

над изделием

полностью

соблюдена

технология

изготовления.

Имеются

несущественные

отклонения от

технологии

изготовления.

Работа выполнена с

грубыми

нарушениями

технологии.

Соблюдение правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований

обязательно при выполнении всех работ.

Оценка выполнения изделия определяется суммированием баллов.

3 – 7 баллов – низкий уровень;

8 – 12 баллов – средний уровень;

13 – 15 баллов – высокий уровень.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

Форма

контроля

1

Вводное занятие.

2

-

2

беседа

2

Беседа «Виды декоративно-

прикладного творчества».

2

-

2

опрос

Работа с бумагой.

3

Беседа о видах, сортах бумаги.

Основные приемы работы с

бумагой. Понятие об аппликации.

2

-

2

опрос

4

Работа в технике свободной

аппликации.

-

6

6

выставка

5

Аппликация из цветной бумаги.

-

32

32

выставка;

контрольное

изделие

6

Аппликация из бархатной бумаги.

2

16

18

тест;

выполнение

контрольного

образца

7

Изготовление новогодних

сувениров.

1

5

6

выставка

8

Моделирование из бумаги.

1

1

2

контрольное

изделие

9

Выполнение упражнений в

технике оригами.

0,5

1,5

2

выполнение

контрольных

образцов

10

Выполнение простейших моделей

из бумаги.

-

4

4

контрольное

изделие

11

Работа в технике объемной

аппликации.

2

8

10

выставка

Работа с мехом.

12

Вводное занятие по работе с

мехом.

2

-

2

тест

13

Изучение приемов работы с

мехом.

-

2

2

выполнение

контрольного

образца

14

Отработка приемов работы с

мехом.

-

4

4

выполнение

контрольного

образца

15

Изготовление подвески с

элементами из меха.

-

4

4

выставка

16

Изготовление меховых панно.

2

38

40

выставка

- -

17

Изготовление пасхальных

сувениров.

0,5

3,5

4

выставка

18

Итоговое занятие.

1

1

2

викторина с

практической

частью

Итого

18

126

144

Содержание программы 1-го года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с содержанием курса 1-го года обучения. Инструменты и

материалы. Правила поведения на занятиях и во время перемены. Правила техники

безопасности.

Тема 2. Беседа «Виды декоративно-прикладного творчества».

Теория: Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества. Народные

традиции в декоративно-прикладном творчестве. Демонстрация фотографий, образцов

изделий.

Тема 3. Беседа о видах, сортах бумаги. Основные приемы работы с бумагой.

Понятие об аппликации.

Теория: Виды, сорта бумаги, используемые в декоративно- прикладном творчестве.

Специфика работы с различными видами бумаги. Сгибание, перегибание, вырезание,

приклеивание. Понятие об аппликации. Виды аппликации. Цветовая гамма. Сочетание

цветов.

Тема 4. Работа в технике свободной аппликации.

Практическая работа: Выбор эскиза. Нанесение рисунка. Изготовление деталей без

применения шаблонов. Наклеивание деталей на фон. Возможные варианты

оформления готовой работы.

Тема 5. Аппликация из цветной бумаги.

Практическая работа: Выполнение аппликаций по различным эскизам с

применением шаблонов. (Эскизы «Медвежонок», «Ежик с яблоками», «Рыбки»,

«Черепаха» и др.)

Тема 6. Аппликация из бархатной бумаги.

Теория: Особенности работы с бархатной бумагой.

Практическая работа: Выполнение аппликаций из бархатной бумаги по различным

эскизам с применением шаблонов. (Эскизы «Цветок ириса», «Птички» и др.)

Тема 7. Изготовление новогодних сувениров.

Теория: Традиция изготовления новогодних сувениров. Знакомство с различными

техниками изготовления новогодних сувениров.

Практическая работа: Изготовление новогодних сувениров из различных материалов

в различной технике по выбору детей.

Тема 8. Моделирование из бумаги.

Теория: Понятие о моделировании. Основные приемы, применяемые в моделировании.

Понятие об оригами.

Практическая работа: Выполнение упражнений по основным приемам.

Тема 9. Выполнение упражнений в технике оригами.

Теория: Знакомство с основными формами.

Практическая работа: Основные формы. Проработка сгибов. Работа по схемам.

Тема 10. Выполнение простейших моделей из бумаги.

Практическая работа: Выполнение моделей самолетов, корабликов, домиков.

Выполнение фигурок животных в технике оригами.

Тема 11. Работа в технике объемной аппликации.

Теория: Знакомство с техникой объемной аппликации.

Практическая работа: Соединение навыков моделирования и аппликации.

Выполнение работы в технике объемной аппликации по произвольным эскизам.

Тема 12. Вводное занятие по работе с мехом.

Теория: Знакомство с видами меха и кожи. Технические приемы работы с мехом.

Инструменты и материалы, применяемые для работы с мехом.

Тема 13. Изучение приемов работы с мехом.

Практическая работа: Приемы вырезания деталей из меха с помощью ножа. Прямые

и изогнутые линии. Направление ворса.

Тема 14. Отработка приемов работы с мехом.

Практическая работа: Выполнение упражнений для закрепления навыков работы с

мехом (линии, геометрические фигуры).

Тема 15. Изготовление подвески с элементами из меха.

Практическая работа: Выполнение круглой подвески на картонной основе. Основа

декорируется меховыми деталями различной формы. Эскиз произвольный.

Тема 16. Изготовление меховых панно.

Теория: Подбор меха в зависимости от эскиза. Общие принципы изготовления

мехового панно. Шаблоны. Правила кроя. Учет направления ворса. Изготовление

фона.

Практическая работа: Изготовление меховых панно по эскизам «Острова в море»,

«Цветок ириса», «Дружок», «Белочка» и др.

Тема 17. Изготовление пасхальных сувениров.

Теория: Знакомство с традициями праздника Пасхи.

Практическая работа: Выполнение пасхальных сувениров из различных материалов в

различной технике.

Тема 18. Итоговое занятие.

Теория: Викторина.

Практическая работа.

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

п/п

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

Форма

контроля

1

Вводное занятие.

2

-

2

беседа

2

Беседа «Декоративно-прикладное

творчество народов Северо-

Востока России».

2

-

2

викторина

3

Повторение изученного в

предыдущем году.

2

2

4

тест

Работа с мехом.

4

Изготовление меховых панно.

2

110

110

выставка

Работа с кожей.

5

Вводное занятие по работе с кожей.

2

-

2

опрос

6

Отработка приемов работы с

кожей.

-

4

4

выполнение

контрольного

образца

7

Аппликация из кожи.

2

24

26

выставка

8

Отработка приемов изготовления

объемных деталей из кожи.

1

3

4

выполнение

контрольного

образца

9

Изготовление мини-панно с

объемными деталями из кожи.

2

10

12

выставка

10

Изготовление кулона «Весна» с

элементами из меха и кожи.

1

5

6

выставка

11

Изготовление пасхальных

сувениров из кожи.

2

4

6

выставка

Работа в технике «рельефная

кожа».

12

Вводное занятие.

2

-

2

тест

13

Изготовление сувениров в технике

«рельефная кожа».

2

18

20

выставка;

выполнение

контрольного

образца

Работа с мехом, кожей, бисером.

14

Изучение основных приемов

вышивки бисером.

2

6

8

выполнение

контрольного

образца

15

Изготовление сувенира

«Башмачки».

-

4

4

выставка

16

Итоговое занятие.

1

1

2

Тест;

контрольное

изделие

Итого

25

191

216

Содержание программы 2-го года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи объединения. План работы на год. Организация рабочего места.

Правила поведения. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности.

Тема 2. Беседа «Декоративно-прикладное творчество народов Северо-Востока

России».

Теория: Особенности национального декоративно-прикладного творчества народов

Северо-Востока России. Традиции. Традиционные материалы. Демонстрация образцов

изделий и материалов. Анализ изделий.

Тема 3. Повторение изученного в предыдущем году.

Теория: Виды меха. Приемы работы с мехом. Учет направления ворса. Принципы

изготовления мехового панно.

Практическая работа: Выполнение упражнений.

Тема 4. Изготовление меховых панно.

Теория: Варианты оформления готового панно; подвески, кисти, бахрома.

Практическая работа: Изготовление меховых панно по различным (постепенно

усложняющимся) эскизам: «Острова в море», «Ирисы», «Горный баран», «Морской

лев», «Чукчанка».

Тема 5. Вводное занятие по работе с кожей.

Теория: Виды кожи. Изделия из кожи. Обработка кожи. Демонстрация образцов

изделий. Анализ технологии изготовления демонстрируемых изделий. Инструменты

для работы с кожей.

Тема 6. Отработка приемов работы с кожей.

Практическая работа: Освоение специального инструментария. Выполнение

упражнений.

Тема 7. Аппликация из кожи.

Теория: Особенности выполнения аппликации из кожи.

Практическая работа: Выполнение аппликаций из кожи по усложняющимся эскизам.

(Эскизы «Дятел», «Бабочка», «Букет» и др.)

Тема 8. Отработка приемов изготовления объемных деталей из кожи.

Теория: Выбор кожи. Оборудование для изготовления объемных деталей из кожи.

Правила техники безопасности.

Практическая работа: Выполнение упражнений.

Тема 9. Изготовление мини-панно с объемными деталями из кожи.

Теория: Принципы и особенности работы над мини-панно (медальоном) с объемными

деталями из кожи.

Практическая работа: Работа по самостоятельно подготовленным эскизам.

Тема 10. Изготовление кулона «Весна» с использованием элементов из меха и

кожи.

Теория: Анализ образца. Определение последовательности работы над изделием.

Практическая работа: Выполнение работы с применением изученных приемов. Эскиз

общий, выбор материала и приемов работы – произвольный.

Тема 11. Изготовление пасхальных сувениров из кожи.

Теория: Анализ готовых образцов.

Практическая работа: Работа детей по собственным эскизам.

Тема 12. Вводное занятие по работе в технике «Рельефная кожа».

Теория: История техники. Инструменты и материалы, необходимые в работе.

Основные приемы работы. Правила техники безопасности.

Тема 13. Изготовление сувениров в технике «Рельефная кожа».

Теория: Виды сувениров. Варианты оформления.

Практическая работа: Изготовление сувениров по различным эскизам.

Тема 14. Изучение основных приемов вышивки бисером.

Теория: Виды бисера. Применение различных видов бисера в зависимости от эскиза

вышивки. Дополнительные материалы и инструменты.

Практическая работа: Выполнение упражнений.

Тема 15. Изготовление сувенира «Башмачки».

Теория: Анализ образца.

Практическая работа: Изготовление сувенира «Башмачки».

Тема 16. Итоговое занятие.

Теория: Тест.

Практическая работа: Выполнение контрольного изделия.

Учебно-тематический план 3-го года обучения

п/

п

ТЕМА

Теория

Практика

Всего

Форма

контроля

1

Вводное занятие.

2

-

2

беседа

2

Беседа об особенностях и

отличиях национальной одежды

коренных народов Северо-

Востока России.

2

-

2

опрос

Работа с мехом и кожей.

3

Изготовление меховых панно.

2

96

98

выставка

4

Подготовительные занятия к

работе над подвесками и

ковриками. Повторение приемов

работы.

-

8

8

выполнение

контрольного

образца

5

Изготовление подвески с

использованием меха, кожи,

бисера.

1

27

28

опрос;

выставка

6

Изготовление камусного коврика.

2

28

30

выставка

- -

7

Изготовление новогодних

сувениров.

0,5

5,5

6

викторина;

выставка

- -

8

Изготовление пасхальных

сувениров.

0,5

5,5

6

викторина;

выставка

Работа в технике «рельефная

кожа».

9

Изготовление панно в технике

«рельефная кожа».

2

22

24

выставка

10

Изготовление подвески в технике

«Рельефная кожа».

-

10

10

выставка

11

Итоговое занятие.

1

1

2

тест;

контрольное

изделие

Итого

13

203

216

Содержание программы 3-го года обучения.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: Цели и задачи объединения. План работы на год. Организация рабочего места.

Правила поведения. Инструктаж по ТБ и пожарной безопасности.

Тема 2. Беседа об особенностях и отличиях национальной одежды коренных

народов Северо-Востока России.

Теория: Традиционная одежда коренных народов Северо-Востока России (в частности,

Магаданской области). Общие детали и различия в национальной одежде эвенов,

эвенков, чукчей, коряков, юкагир. Материалы, способы пошива, декор, украшения.

Демонстрация фотографий, слайдов.

Тема 3. Изготовление меховых панно.

Теория: Особенности изготовления многофигурных панно.

Практическая работа: Изготовление многофигурных панно, включающих в себя в т.

ч. фигуры людей в традиционной одежде. Использование всех приемов работы,

изученных ранее. (Эскизы «Чаепитие», «Морж на льдине», «Оленья упряжка»

Самостоятельная разработка эскизов.)

Тема 4. Подготовительные занятия к работе над подвесками и ковриками.

Повторение приемов работы.

Теория: Изучение образцов готовых изделий. Принципы изготовления.

Практическая работа: Повторение приемов работы с кожей, бисером. Выполнение

упражнений.

Тема 5. Изготовление подвески с использованием меха, кожи, бисера.

Теория: Анализ образцов. Самостоятельная разработка эскиза. Подбор материалов в

зависимости от эскиза.

Практическая работа: Изготовление подвески. Использование в процессе работы

изученных ранее приемов.

Тема 6. Изготовление камусного коврика.

Теория: Анализ образцов. Самостоятельная разработка эскиза. Подбор материалов в

зависимости от эскиза.

Практическая работа: Изготовление коврика. Использование в процессе работы

изученных ранее приемов.

Тема 7. Изготовление новогодних сувениров.

Теория: Беседа о новогодних традициях стран мира.

Практическая работа: Изготовление новогодних сувениров по самостоятельно

разработанным эскизам, из различных материалов.

Тема 8.Изготовление пасхальных сувениров.

Теория: Беседа о пасхальных традициях.

Практическая работа: Изготовление пасхальных сувениров по самостоятельно

разработанным эскизам, из различных материалов.

Тема 9. Изготовление панно в технике «рельефная кожа».

Теория: Принципы изготовления многослойных панно в технике «Рельефная кожа».

Практическая работа: Изготовление многослойных панно «Нерпа в ледяной пещере»,

«Филин». Самостоятельный подбор кожи для изделий. Самостоятельная разработка

окончательного оформления панно.

Тема 10. Изготовление подвески в технике «рельефная кожа».

Практическая работа: Изготовление подвески с основной частью, выполненной в

технике «рельефная кожа» и оформленной с использованием различных

дополнительных материалов (мех, бисер). Эскиз оформления разрабатывается детьми

самостоятельно.

Тема 11. Итоговое занятие.

Теория: Тест.

Практическая работа: Выполнение контрольных образцов.

Итоговые занятия в завершение каждого из трех лет обучения проводятся для

определения уровня освоения программы учащимися (викторины, тесты, конкурсы и

т.д.).

Методическое обеспечение программы.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

1. Словесные методы обучения:

- объяснение

- беседа

- диалог

- объяснение основных терминов и понятий

- консультация.

2. Методы практической работы:

- упражнения

- графические работы.

3. Методы проблемного обучения:

- эвристическая беседа

- создание проблемной ситуации.

4. Проектно-конструкторские методы:

- планирование деятельности

- создание творческих эскизов.

5. Метод игры:

- игры: дидактические, познавательные, на развитие внимания, глазомера, фантазии,

памяти.

6. Наглядный метод обучения:

- использование наглядных материалов (фотографии, схемы)

- демонстрационные материалы (образцы изделий)

- видеоматериалы.

7. Проведение занятий с использованием:

- активных форм познавательной деятельности: викторины, конкурсы

- психологических и социологических методов и приемов: анкетирование,

психологические тесты, создание и решение различных ситуаций.

Дидактическое обеспечение программы.

Для учащихся: карточки с заданиями (для проведения упражнений), средства

индивидуальной наглядности (шаблоны, трафареты, геометрические формы, схемы,

карточки- консультации), материалы для дидактических игр.

Для педагога: наглядные пособия (образцы готовых изделий из бумаги, меха, кожи;

работы учащихся прошлых лет; образцы пошагового выполнения работы; фотографии,

репродукции); книги, журналы по профилю.

Требования к техническому оснащению программы.

1.Общее оборудование: помещение классного типа с доской, парты (8), стулья (16),

шкафы.

Примечание: желательно наличие кладовой для хранения меха, кожи, дополнительных

материалов.

2.Материалы: мех различных видов (оленя, нерпы, морского котика, белки, песца,

кролика и др.); кожа натуральная различных видов и сортов, в некоторых случаях –

кожа искусственная; ткань различных видов, бисер, бусы (деревянные и стеклянные),

стеклярус, нитки различных видов и толщины, картон, бумага.

Инструменты: резаки (12-15 шт.), ножницы для резки бумаги (12 шт.), ножницы для

раскроя кожи и ткани (10 шт.), ножницы зигзаг (3-4 шт.), карандаши простые (от 12

шт.) и цветные, шариковые ручки (от 12 шт.), ручки гелевые «серебряные» или

«золотые» (8-10 шт.), линейки (12 шт.), угольники (12 шт.), щетки зубные (10-12 шт.) и

одежные, кисти для клея (от 12 шт.), клей ПВА, клей-карандаш (от 12 шт.), клей

«Момент», иглы различных номеров, наперстки (12 шт.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Андреева Л.В., «Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего

Северо-Востока» (2 части) – Магаданское книжное издательство, 1990-2004.

2. Богатеева З.А., «Чудесные поделки из бумаги». – М.: Просвещение, 1992.

3. Влади Ирина, «Изящные цветы из кожи и замши». – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015.

4. Волков И.П., «Приобщение школьников к творчеству». – М.: Просвещение, 1982.

5. Гагарин Б.Г., «Конструирование из бумаги». – Ташкент.: Издательство Узбекистана,

1988.

6. Газарян С.С., «Прекрасное – своими руками». – М.: Детская литература, 1979.

7. Долженко Г.И., «100 поделок из бумаги». – М.: Академия развития, 2006.

8. Жукова О.Г., Сборник «Кожа в умелых руках». – М.: Знание, 1996.

9. Каплан Н.И., «Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и

Дальнего Востока». – М.: Просвещение,1980.

10. Литвинец Э.Н., «Низание бисером и ручное вышивание». – Минск.: Хэлтон, 1999.

11. Митлянская Т.Б., «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах

Сибири и Дальнего Востока». – М.: Просвещение, 1983.

12. Погсон Кэтрин, «Изделия из кожи». – М.: ООО «Издательство Астрель», 2013.

13. Селиванова Т.А., «Изделия из кожи». – М.: Издательский Дом МСП, 2005.

14. Скребцова Т.О., «Объемные картины из кожи». – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.

15. Фомичева И.М., «Стильные вещи из кожи». – М.: АСТ, 2015.



В раздел образования