Напоминание

Интегрированные уроки как одна из форм обновления литературного образования


Автор: Буракова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФМБОУ ООШ с.Вадинск в с. Тат-Лака
Населённый пункт: с. Тат-Лака Вадинского района Пензенской области
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Интегрированные уроки как одна из форм обновления литературного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированные уроки как одна из форм обновления

содержания литературного образования

«Интеграция

-

это

глубокое

взаимопроникновение,

слияние,

насколько

это

возможно,

в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной

области».

Есть три уровня интеграции:

-

внутрипредметная

-

интеграция

понятий

внутри

отдельных

учебных

предметов;

- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более

дисциплин,

что

и

должен

использовать

педагог

при

подготовке

интегрированного урока;

-

транспредметная

-

синтез

компонентов

основного

и

дополнительного

содержания образования.

Художественная литература- искусство слова , один из ведущих предметов ,

формирующих нравственный и эстетический идеал учащегося,

содействующий их интеллектуальному, литературному, эмоциональному и

духовному развитию.

Задачи изучения литературы т определяются двумя направлениями:

образовательным и воспитательным.

Мы рассмотрим лишь воспитательную функцию литературы, т.к. верное и

глубокое постижение прочитанного содействует воспитанию доброты,

сердечности и сострадания.

Возрастные особенности учащихся , техника их чтения, возможности

анализировать прочитанное позволяют определить 3 ступени в духовно-

нравственном становлении учащихся: 5-7 классы, 8-9кл.,10-11кл.

Эмоциональная активность,сильное воображение, наивность и

доверительность школьников 5-7 классов даёт учителю возможность широко

использовать воспитательный потенциал литературных произведений.

Понятия «добра» и «зла», « благодарности», «верности», «преданности»,»

зависти», « подлости», « сострадания», «милосердия», рассматриваются и

анализируются в процессе изучения произведений А.С. Пушкина, И.С.

Тургенева и других писателей.

Большие возможности для определения нравственных категорий

предоставляет учителю древнерусская литература. Поучительный характер её

- неоценимая помощь в формировании нравственных ориентиров:

-любовь к родине;

-милосердие и сострадание;

-честь, честность и бескорыстность;

-добро;

- человеколюбие.

С 6 класса при изучении древнерусской литературы начинаю знакомить

детей с понятиями «веры», греховности», « святости», « религиозности».

В 7 классе начинаю с чтения « Жития Сергея Радонежского» , озвучивая

понятия « христианские и духовные ценности».

Предлагаю задания такого плана:

*Продолжить начатый ряд , выписывая из данных в учебнике слова и

словосочетания , по смыслу связанные с темой любви и добра:

добродетельный….

*Какие качества личности героя проявляются в его решениях по отношению

к другим героям?

*Дать оценку действиям героя. В чём причина такого поведения?

*Сформулировать тезис о различии пути географического и пути духовного.

Ненавязчиво акцентирую внимание , например, на благословении Сергием

Радонежским великого князя Дмитрия на Куликовскую битву, на том , как

благодарил великий князь святого и Бога славил.

В 8 классе, когда школьники знакомятся с историей православной культуры, с

основами христианской веры, предлагаю ведение факультативного курса

«Христианские ценности в русской литературе».

Цель данного факультатива - систематизировать и углубить знания по

литературе , опираясь , прежде всего на их христианские духовные ценности.

Изучение и осмысление библейских текстов, анализ влияния их на развитие

мировоззрения автора и его творчества, ознакомление с духовными

произведениями современных проповедников призваны сформировать

высоконравственный, духовно развитый образ современного человека.

Отмечаю глубину и искренность ученических ответов.

Примерные вопросы к изучению книги притчей Соломоновых:

Какие человеческие качества признаются наиболее пагубными ?( гл

16.Самыми пагубными признаются надменность гл. 5 и гордость гл. 18)

«Погибели предшествует гордость , а падению – надменность)

Являются ли синонимами погибель и падение?( Думаю можно. Для

верующих - это один из главных грехов , и заних человеку всегда

последует наказание Божие в земной жизни или после смерти)

Как вы понимаете слова: ученость глупых – глупость? О какого рода

глупости идёт речь?

Анкета, проведённая в конце изучения факультативного курса,

показала, что дети видят свободу человека в свободном выборе между

«добром» и « злом», в выборе жизненного пути . Понимают « любовь»

как наивысшее чувство человека , определяют понятия этого явления.

Целомудрие – как чистоту, непорочность, отсутствие пошлых мыслей.

В 9 классе обращаю внимание на то. что основополагающим моментом

в изучении произведений разных писателей всегда является любовь к

России и человеку, служение вечным нравственным ориентирам.

Мною разработаны интегрированные уроки в 9 классе : литература и

Православие.

Первый урок я посвящаю «Вопросам христианского благочестия в

книгах Пчела 12-13 вв.»

Цель: формирование необходимости духовного роста, воспитание

нравственных качеств личности.

Эпиграф: «Чадо, собери разум сердца своего и внимай словам

породившего тебя, ибо во вред душе твоей ,но во укрепление разума…»

Изборник 1076г.

Ход урока

1.

Актуализация опорных знаний.

*Найти в теме урока ключевые слова и определить их значение.

Вывод: основные мотивы древнерусской литературы одновременно

являются вопросами христианского благочестия : добра и зла, святости

и греховности, славы и бесславия. Мудрости и глупости, слежения

богу, любви к родине и готовности к подвигу во имя Руси.

*Какой сферы деятельности человека ,стороны его жизни касаются все

озвученные тексты?

* Составление пятистрочья ( синквейна) со словом «Исторический

анекдот».

1.историчсеский анекдот.

2.Древнерусский , мудрый.

3.Учить, наставлять, предостерегать.

4.Всё,что чрезмерно, пагубно.

5. Христианское благочестие.

Тема урока : « Всем глупым счастье от безумья, все умным – горе от

ума».

Чацкий и Фамусов в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума»

Цель: выявить неприглядность морального облика Фамусова и

искренность , остроумие и честность Чацкого.

Ход урока( фрагменты)

На примере одного действия рассматривается роль монологов в

раскрытии характеров героев.

Рефлексия. Приём диаманта.

1.Чацкий

2. свободолюбивый, честный

3. обличать, не прислуживаться, не угождать

4. «А судьи кто?», «Как тот и славился , чья чаще гнулась шея», «

Прямой был век покорности и страха», «Служить бы рад,

прислуживаться тошно»

5. «Явится помолчать», « пошаркать», « поподлиничать»

6. Льстивый, хитрый.

7. Фамусов.

Тема урока : Духовная лирика позднего периода творчества А.С.

Пушкина

Цели:

1.Показать широту мировоззренческой тематики пушкинской поэзии

зрелых лет. Познакомить с жанром духовных стихов.

2. Продолжить развитие умения анализировать текст, выделять

главное, определять тему и идею произведения.

3.Воспитывать чувство любви к родине, стремление жить в мире с

собой и людьми, совершенствовать свою духовную жизнь.

Эпиграф урока:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано до века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

А.С. Пушкин

Работа с понятиями духовная лирика, духовные стихи.

Духовные стихи – фольклорно- литературный жанр, объединяющий

поэтические произведения христианско-религиозного содержанияя9

тема благочестивой жизни, греха и раскаяния,неизбежности Страшного

суда и т.д.

Вывод: христианские мотивы сближают пушкинскую лирику с

духовной традицией. Важным для поэта является противопоставление

добра и зла в душе человека .

Работа в группах.

1.

«И дале мы пошли – и страх обнял меня…»(1832)

2.

« Странник»(1835)

3.

«Отцы пустынники и жёны непорочны…»

Задание: Докажите, что эти стихотворения являются действительными

шедеврами духовной лирики.

Дома написать сочинение-рассуждение «тема внутреннего бюорения

добра и зла в душе человека в поздних стихах А.С.Пушкина.

Тема урока : Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.

Лермонтова «Молитва» и « в минуту жизни трудную…»

Цели:

1.Полказать влияние молитвы на душу человека , рассказать о молитве.

2.Развить навыки сопоставительного анализа.

3. Воспитывать желание помощи ближним, находящимся в трудной

жизненной ситуации.

Эпиграф:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

М.Ю. Лермонтов

Ход урока

1.

Актуализация знаний.

Стих. «Нищий»

*Когда написано?

*Кому посвящено?

* Как Евангельская проповедь воплощается в строках стих.?

*Как Заканчивается стихотворение?

« Тихо было всё на небе и на земле, ка в сердце человека в минуту

утренней молитвы», так описано редкое благое мгновение в «Герое

нашего времени».

2.Сопоставительный анализ стих. Лермонтова: «Молитва»(1829) и

«Молитва»(1837).

Оба

стихотворения

имеют

одинаковое

название

и

относятся

к

стихотворениям – молитвам, т. е. имеют общий жанр. Говорится в

них о силе молитвы.

*Чем же различаются?

( Размером, разным ритмом. В одном говорится о человеке во время

молитвы и после неё. В другом –обращение к матери Божьей , у

которой молящийся просит помочь другому человеку.)

Вывод: оба имеют особую схожую суть. Несмотря на то , что в одной

Лермонтов писал о просьбе даровать счастье близкому человеку я. А в

другой о снятии бремени с души , в каждом из стихотворений он

показал те облегчение и лёгкость , которые приносит искренняя

молитва.

Дома: написать эссе на тему «Кому бы мне хотелось помочь…»

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания наших

детей является работа по формированию семейных христианских

ценностей . И это очень актуально в нашем современном обществе.

Наши дети часто одиноки. Испытывая внутренние страдания,

стараются прикрыть их внешней грубостью, развязностью,

пристрастием к пагубным привычкам. И наша задача – помочь им.

Помочь

учащимся

научиться

познавать,

научиться

жить

вместе,

научиться жить в ладу с самим собой.

Такие

цели

обучения

приводят

к

формированию

у

детей

критического

мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений

выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших

детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в

этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает

как никакое другое.



В раздел образования