Автор: Буракова Галина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ФМБОУ ООШ с.Вадинск в с. Тат-Лака
Населённый пункт: с. Тат-Лака Вадинского района Пензенской области
Наименование материала: Представление педагогического опыта
Тема: Интегрированные уроки как одна из форм обновления литературного образования
Раздел: среднее образование
Интегрированные уроки как одна из форм обновления
содержания литературного образования
«Интеграция
-
это
глубокое
взаимопроникновение,
слияние,
насколько
это
возможно,
в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной
области».
Есть три уровня интеграции:
-
внутрипредметная
-
интеграция
понятий
внутри
отдельных
учебных
предметов;
- межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более
дисциплин,
что
и
должен
использовать
педагог
при
подготовке
интегрированного урока;
-
транспредметная
-
синтез
компонентов
основного
и
дополнительного
содержания образования.
Художественная литература- искусство слова , один из ведущих предметов ,
формирующих нравственный и эстетический идеал учащегося,
содействующий их интеллектуальному, литературному, эмоциональному и
духовному развитию.
Задачи изучения литературы т определяются двумя направлениями:
образовательным и воспитательным.
Мы рассмотрим лишь воспитательную функцию литературы, т.к. верное и
глубокое постижение прочитанного содействует воспитанию доброты,
сердечности и сострадания.
Возрастные особенности учащихся , техника их чтения, возможности
анализировать прочитанное позволяют определить 3 ступени в духовно-
нравственном становлении учащихся: 5-7 классы, 8-9кл.,10-11кл.
Эмоциональная активность,сильное воображение, наивность и
доверительность школьников 5-7 классов даёт учителю возможность широко
использовать воспитательный потенциал литературных произведений.
Понятия «добра» и «зла», « благодарности», «верности», «преданности»,»
зависти», « подлости», « сострадания», «милосердия», рассматриваются и
анализируются в процессе изучения произведений А.С. Пушкина, И.С.
Тургенева и других писателей.
Большие возможности для определения нравственных категорий
предоставляет учителю древнерусская литература. Поучительный характер её
- неоценимая помощь в формировании нравственных ориентиров:
-любовь к родине;
-милосердие и сострадание;
-честь, честность и бескорыстность;
-добро;
- человеколюбие.
С 6 класса при изучении древнерусской литературы начинаю знакомить
детей с понятиями «веры», греховности», « святости», « религиозности».
В 7 классе начинаю с чтения « Жития Сергея Радонежского» , озвучивая
понятия « христианские и духовные ценности».
Предлагаю задания такого плана:
*Продолжить начатый ряд , выписывая из данных в учебнике слова и
словосочетания , по смыслу связанные с темой любви и добра:
добродетельный….
*Какие качества личности героя проявляются в его решениях по отношению
к другим героям?
*Дать оценку действиям героя. В чём причина такого поведения?
*Сформулировать тезис о различии пути географического и пути духовного.
Ненавязчиво акцентирую внимание , например, на благословении Сергием
Радонежским великого князя Дмитрия на Куликовскую битву, на том , как
благодарил великий князь святого и Бога славил.
В 8 классе, когда школьники знакомятся с историей православной культуры, с
основами христианской веры, предлагаю ведение факультативного курса
«Христианские ценности в русской литературе».
Цель данного факультатива - систематизировать и углубить знания по
литературе , опираясь , прежде всего на их христианские духовные ценности.
Изучение и осмысление библейских текстов, анализ влияния их на развитие
мировоззрения автора и его творчества, ознакомление с духовными
произведениями современных проповедников призваны сформировать
высоконравственный, духовно развитый образ современного человека.
Отмечаю глубину и искренность ученических ответов.
Примерные вопросы к изучению книги притчей Соломоновых:
Какие человеческие качества признаются наиболее пагубными ?( гл
16.Самыми пагубными признаются надменность гл. 5 и гордость гл. 18)
«Погибели предшествует гордость , а падению – надменность)
Являются ли синонимами погибель и падение?( Думаю можно. Для
верующих - это один из главных грехов , и заних человеку всегда
последует наказание Божие в земной жизни или после смерти)
Как вы понимаете слова: ученость глупых – глупость? О какого рода
глупости идёт речь?
Анкета, проведённая в конце изучения факультативного курса,
показала, что дети видят свободу человека в свободном выборе между
«добром» и « злом», в выборе жизненного пути . Понимают « любовь»
как наивысшее чувство человека , определяют понятия этого явления.
Целомудрие – как чистоту, непорочность, отсутствие пошлых мыслей.
В 9 классе обращаю внимание на то. что основополагающим моментом
в изучении произведений разных писателей всегда является любовь к
России и человеку, служение вечным нравственным ориентирам.
Мною разработаны интегрированные уроки в 9 классе : литература и
Православие.
Первый урок я посвящаю «Вопросам христианского благочестия в
книгах Пчела 12-13 вв.»
Цель: формирование необходимости духовного роста, воспитание
нравственных качеств личности.
Эпиграф: «Чадо, собери разум сердца своего и внимай словам
породившего тебя, ибо во вред душе твоей ,но во укрепление разума…»
Изборник 1076г.
Ход урока
1.
Актуализация опорных знаний.
*Найти в теме урока ключевые слова и определить их значение.
Вывод: основные мотивы древнерусской литературы одновременно
являются вопросами христианского благочестия : добра и зла, святости
и греховности, славы и бесславия. Мудрости и глупости, слежения
богу, любви к родине и готовности к подвигу во имя Руси.
*Какой сферы деятельности человека ,стороны его жизни касаются все
озвученные тексты?
* Составление пятистрочья ( синквейна) со словом «Исторический
анекдот».
1.историчсеский анекдот.
2.Древнерусский , мудрый.
3.Учить, наставлять, предостерегать.
4.Всё,что чрезмерно, пагубно.
5. Христианское благочестие.
Тема урока : « Всем глупым счастье от безумья, все умным – горе от
ума».
Чацкий и Фамусов в комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума»
Цель: выявить неприглядность морального облика Фамусова и
искренность , остроумие и честность Чацкого.
Ход урока( фрагменты)
На примере одного действия рассматривается роль монологов в
раскрытии характеров героев.
Рефлексия. Приём диаманта.
1.Чацкий
2. свободолюбивый, честный
3. обличать, не прислуживаться, не угождать
4. «А судьи кто?», «Как тот и славился , чья чаще гнулась шея», «
Прямой был век покорности и страха», «Служить бы рад,
прислуживаться тошно»
5. «Явится помолчать», « пошаркать», « поподлиничать»
6. Льстивый, хитрый.
7. Фамусов.
Тема урока : Духовная лирика позднего периода творчества А.С.
Пушкина
Цели:
1.Показать широту мировоззренческой тематики пушкинской поэзии
зрелых лет. Познакомить с жанром духовных стихов.
2. Продолжить развитие умения анализировать текст, выделять
главное, определять тему и идею произведения.
3.Воспитывать чувство любви к родине, стремление жить в мире с
собой и людьми, совершенствовать свою духовную жизнь.
Эпиграф урока:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано до века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С. Пушкин
Работа с понятиями духовная лирика, духовные стихи.
Духовные стихи – фольклорно- литературный жанр, объединяющий
поэтические произведения христианско-религиозного содержанияя9
тема благочестивой жизни, греха и раскаяния,неизбежности Страшного
суда и т.д.
Вывод: христианские мотивы сближают пушкинскую лирику с
духовной традицией. Важным для поэта является противопоставление
добра и зла в душе человека .
Работа в группах.
1.
«И дале мы пошли – и страх обнял меня…»(1832)
2.
« Странник»(1835)
3.
«Отцы пустынники и жёны непорочны…»
Задание: Докажите, что эти стихотворения являются действительными
шедеврами духовной лирики.
Дома написать сочинение-рассуждение «тема внутреннего бюорения
добра и зла в душе человека в поздних стихах А.С.Пушкина.
Тема урока : Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.
Лермонтова «Молитва» и « в минуту жизни трудную…»
Цели:
1.Полказать влияние молитвы на душу человека , рассказать о молитве.
2.Развить навыки сопоставительного анализа.
3. Воспитывать желание помощи ближним, находящимся в трудной
жизненной ситуации.
Эпиграф:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
М.Ю. Лермонтов
Ход урока
1.
Актуализация знаний.
Стих. «Нищий»
*Когда написано?
*Кому посвящено?
* Как Евангельская проповедь воплощается в строках стих.?
*Как Заканчивается стихотворение?
« Тихо было всё на небе и на земле, ка в сердце человека в минуту
утренней молитвы», так описано редкое благое мгновение в «Герое
нашего времени».
2.Сопоставительный анализ стих. Лермонтова: «Молитва»(1829) и
«Молитва»(1837).
Оба
стихотворения
имеют
одинаковое
название
и
относятся
к
стихотворениям – молитвам, т. е. имеют общий жанр. Говорится в
них о силе молитвы.
*Чем же различаются?
( Размером, разным ритмом. В одном говорится о человеке во время
молитвы и после неё. В другом –обращение к матери Божьей , у
которой молящийся просит помочь другому человеку.)
Вывод: оба имеют особую схожую суть. Несмотря на то , что в одной
Лермонтов писал о просьбе даровать счастье близкому человеку я. А в
другой о снятии бремени с души , в каждом из стихотворений он
показал те облегчение и лёгкость , которые приносит искренняя
молитва.
Дома: написать эссе на тему «Кому бы мне хотелось помочь…»
Одним из направлений духовно-нравственного воспитания наших
детей является работа по формированию семейных христианских
ценностей . И это очень актуально в нашем современном обществе.
Наши дети часто одиноки. Испытывая внутренние страдания,
стараются прикрыть их внешней грубостью, развязностью,
пристрастием к пагубным привычкам. И наша задача – помочь им.
Помочь
учащимся
научиться
познавать,
научиться
жить
вместе,
научиться жить в ладу с самим собой.
Такие
цели
обучения
приводят
к
формированию
у
детей
критического
мышления, не в смысле критиковать, а в смысле среди множества решений
выбрать наиболее оптимальное. Сейчас, когда время требует от нас и наших
детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в
этом мире, но найти свое место в жизни, критическое мышление помогает
как никакое другое.